Олицетворение
Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».
Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.
Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.
Как определить вид тропа
Определение средств выразительности поистине непростая задача. Очень легко запутаться во всевозможных определениях и особенностях. Разберем на примерах разных художественных текстов все способы определения тропов.
Средства выразительности и их определение. Алгоритм
Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:
- внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
- понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
- проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
- подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
- внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.
Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.
Примеры определения средства выразительности. Художественный текст
Теперь рассмотрим, как делать данную работу на конкретном тексте. Необходимо наработать практические навыки выполнения подобного рода заданий, ведь потом их будет довольно просто различать между собой.
Проанализируем каждое предложение:
- 1 и 2 – присутствуют ряды однородных членов предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
- 3 – отсутствуют речевые средства;
- 4 и 5 – восклицательные предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
- 6 – ряды однородных членов предложения;
- 7 – отсутствуют тропы;
- 8 – сравнение, относится к такому средству выразительности как троп.
Таким образом, необходимо анализировать каждое предложение представленного текста, чтобы не ошибиться в определении средства. Представленные таблицы помогут быстро и качественно выучить теорию по этому вопросу.
Проверьте себя
Теперь, когда теория позади, давайте закрепим новый материал. Ниже вы найдёте пары предложений, которые связаны между собой одним из средств связи. Прочитайте их и определите, каким именно.
-
Через час ночная тьма отступила. На горизонте забрезжил розовый свет.
-
Поезжайте в Николаево летом, если хотите отдохнуть от суеты. Те края всегда славились гостеприимством.
-
Иногда я скучаю по школе. Школьные дни были по-настоящему беззаботными.
-
Во время прогулки я набрёл на озеро. Его холодная гладь в свете луны казалась хрустальной.
-
В полдень мы добрались до горного перевала. Там нас уже ждал сопровождающий.
Если вы хотите глубже изучить эту тему, советуем подумать о дополнительных занятиях. На уроках в онлайн-школе русского языка Skysmart вы научитесь определять типы связи между предложениями и ловко пользоваться ими, сочиняя собственные тексты. А если у вас есть пробелы в знаниях по русскому языку, преподаватель поможет найти и закрыть их. Познакомьтесь с учебной платформой и пройдите тест на определение уровня знаний во время вводного урока — это бесплатно.
Языковые средства в русском языке — что это такое?
Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины
Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления
Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.
Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.
Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.
Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.
Коммуникативное поведение представителей различных национальностей
В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур
Стоит отметить такие интересные моменты:
- Американцы больше всего ценят индивидуальность и права личности. Внешне это может показаться проявлением эгоизма. Тем не менее, уважая себя, американцы аналогичным образом относятся к собеседникам. Они предпочтут неофициальное общение чопорному деловому этикету. При этом в разговоре они любят мериться материальными успехами, а также обсуждать свои хобби.
- Французы отличаются галантностью. Они любят демонстрировать красноречие и с недоверием относятся к «молчунам». Система образования направлена на то, чтобы воспитывать независимых людей, умеющих критически мыслить. Это сказывается и на общении. Деловые связи стараются устанавливать через общие знакомства.
- Англичане сдержанны и даже замкнуты в общении. Они не склонны к откровенным разговорам, а потому может возникнуть ощущение недосказанности и недоверия. Многословность считается признаком дурного тона.
- Арабы с трепетным уважением относятся к своим традициям. Речевой коммуникативный акт нередко сопровождается рассказами об особенностях и победах своей страны. При этом абсолютно неприемлемо, чтобы деловые вопросы решались с женщинами. При общении с иностранцами арабы радушны, учтивы и вежливы, но держатся на некотором расстоянии.
- Австралийцы очень говорливы и любят спорить в процессе беседы. Представители этой нации не любят суеты, а также чрезмерной педантичности. С ними себя нужно вести спокойно и естественно.
Лексические средства выразительности
Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.
Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.
Виды омонимов:
- омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк — зАмок);
- омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод — плот);
- омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете — лечу насморк).
Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.
Виды синонимов:
- полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
- семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
- стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
- семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
- контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.
Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. |
Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой… |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. | Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. | Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.) |
Способы связи предложений в тексте
Чтобы совокупность предложений можно было назвать текстом, они должны быть связаны друг с другом. Для этого используют три типа связи:
-
последовательную (цепную),
-
параллельную,
-
смешанную.
Давайте их обсудим и разберём, как они работают.
Последовательная, или цепная, связь — это способ связи предложений в тексте, при котором каждое следующее предложение связано с предыдущим.
Чтобы было проще понять, давайте взглянем на схему ниже. На ней мы изобразили, как выглядит структура предложений в тексте, связанных последовательным способом.
Пример текста с цепной связью между предложениями:
Над горными верхушками на востоке уже забрезжил рассвет. Его лучи были мягкими, жёлто-розовыми и успокаивающими. Они ласково трогали кроны деревьев и заглядывали через их ветви.
Параллельная связь — это способ связи предложений в тексте, при котором все следующие предложения связаны с первым, развивают и конкретизируют его.
Разобраться в особенностях этого типа связи поможет схема. Давайте взглянем на неё.
Пример текста с параллельной связью между предложениями:
Точного задания на уроке труда не было, но мы все и так знали, что хотим смастерить. Ваня и другие ребята сделали по скворечнику. Я же всё занятие выжигал узоры на доске.
Смешанная связь — это способ связи предложений в тексте, который сочетает в себе последовательную и параллельную связь.
Пример текста со смешанной связью между предложениями:
Через несколько минут я дождался своего: всё вокруг ожило. Стрижи запели где-то высоко над моей головой
Рыжая белка с пушистым хвостом осторожно спустилась на землю, ухватила жёлудь и попыталась его разгрызть. Это оказалось непросто: его крепкая скорлупа всё никак не хотела поддаваться
В этом примере второе и третье предложения уточняют первое. Это значит, что между ними есть параллельная связь. В то же время четвёртое предложение связано только с третьим — между ними цепная связь. Выходит, что в этом абзаце предложения связаны двумя способами: параллельным и цепным. Значит, связь в этом тексте — смешанная.
Проверьте себя
Придумайте по небольшому тексту из 3–4 предложений для каждого из способов связи, которые мы изучили в этом разделе.
Языковые средства и языковые средств выразительности: ищем отличия
Многие считают, что термины языковые средства и языковые средства выразительности синонимы
Если ввести первое понятие, например, в Яндекс, он обязательно выдаст результаты по средствам выразительности.
И это вполне объяснимо, ведь многие носители языка (не связанные с лингвистикой) считают, что данные термины – синонимы.
На самом деле, первое понятие шире второго.
Языковые средства – весь арсенал языковых единиц, которые используют носители:
- фонетические – звуки,
- морфемные – части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания),
- морфологические (части речи),
- лексические и фразеологические,
- синтаксические.
Языковые средства выразительности – единицы, которые служат для яркой передачи своих мыслей, составления описания и т.д., их примеры очень широко представлены в литературе (так называемые тропы).
В конце статьи рассмотрим разновидности таких средств.
Основные языковые средства: тропы
С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:
- Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
- Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
- Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
- Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
- Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
- Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».
Фонетические средства
Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Средства выразительности в русском языке, тропы
Использование слов речевой выразительности
Языковые средства и тип речи
В русском языке существует три типа речи. Для каждого из них можно сформулировать ориентировочный набор языковых средств различных уровней.
Повествование
Повествование — один из трех типов речи в русском языке
Это лексические единицы, представляющие тематические группы «Действие», «Место», «Предметы» и другие, слова для передачи последовательности событий (сейчас, сначала, затем и др.).
А также морфологические средства: глаголы восприятия, действия, движения, разные формы глаголов, существительные.
И, наконец, синтаксические единицы: конструкции, отображающие развитие событий, последовательность.
Описание
Еще один из типов речи — рассуждение
Это лексические единицы: тропы, лексика различных тематических групп, обозначающая названия предметов, фразеологизмы.
Морфологические средства: представлены все части речи, но особую роль играют существительные и прилагательные, глаголы в текстах-описаниях стоят в одной часовой форме.
А также синтаксические единицы: конструкции, позволяющие сделать перечисления (предложения с однородными членами, сложные предложения), конструкции с параллельным видом связи.
Рассуждения
- Лексические средства: главная особенность – изобилие абстрактных слов.
- Морфологические единицы: вводно-модальные слова, союзы, позволяющие сформировать рассуждение, объяснение (так как, потому что, таким образом).
- Синтаксические средства: сложноподчиненные предложения, выражающие причинно-следственные отношения.
В этих наборах учтены лишь самые примечательные языковые единицы типов речи, но это не значит, что другие средства не употребляются. Списки можно и нужно расширять, главное – делать это грамотно.
Теория к заданию 26 из ЕГЭ по русскому языку
Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.Фонетические средства выразительности 1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков. Например: Город грабил, грёб, грабастал. 2. Ассонанс — повторение гласных. Например:Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) 3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.
Лексические средства выразительности (тропы)1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Например: золотая роща, весёлый ветер2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Например: И берёзы стоят, как большие свечки.3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве. Например: Ситец неба голубой.4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например: Спит черёмуха в белой накидке.5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Например: Я три тарелки съел.6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот). Например: Швед, русский колет, рубит, режет. 7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости8. Гипербола — преувеличение. Например: Двести лет тебя не видел.9. Литота — преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку. Например: Царь зверей (лев).11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:Сев в такси, спросила ТАКСА: «За проезд какая ТАКСА?» А водитель: «Денег с ТАКС Не берем совсем. Вот ТАК-С!»12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов. Например: звонкая тишина, горячий снег13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. Например: зарыть талант в землю.14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов Например: Тебя мы ждали долго.2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять. Например: Я страдал. Я хотел ответа. Не дождался. Уехал. 4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы. Например: Как заработать миллион?5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение. Например: Кто ж не сможет его догнать? 6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций. Например: О Море! Как же я скучал!7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк. Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.10. Анафора — единоначатие. Например:Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. 11. Эпифора — повтор конечных слов. Например:Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот!
12. Парцелляция — разделение предложения на части. Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.
Фонетические средства выразительности
Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.
Аллитерация
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных звуков в тексте, чаще всего поэтическом:
Вот более современный пример из песни Оксимирона:
Менее распространена скандинавская аллитерация. Этот прием заключается в том, что каждое новое слово начинается с одной и той же буквы. Например, в серии романов о Гарри Поттере мы неспроста встречаем Салазара Слизерина и Минерву Макгонагал.
Ассонанс
Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков (не букв!) в тексте. Такие звуковые эффекты делают поэтическое произведение более выразительным и изящным.
Звукоподражание
Звукоподражание — это описание какого-либо явления имитацией звуков, характеризующих его. Например, Вы хотите описать шум ветра, поэтому используете как можно больше звуков, напоминающих этот шум. Вот Сергей Есенин вышел из положения следующим образом:
В этих строках много шелестящих звуков, как будто между ними действительно ветрено и шумно.
Отличие звука и фонемы. Нормы орфоэпии
Изучением звуковой (звучащей) стороны языка занимаются фонетика и орфоэпия.
Раздел языкознания фонетика изучает акустические характеристики звуков и процесс их образования. А орфоэпия языка занимается изучением норм правильного произношения.
В свою очередь, одним из разделов фонетики является фонология, которая рассматривает звук как средство коммуникации. Основной единицей этого раздела считается фонема речи, т. е. минимальная, неделимая единица высказывания.
Впервые понятие фонемы ввел писатель Л. Аве. Точное определение чуть позже сформулировал И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Основная единица фонетики, звук, и фонема как единица фонологии тесно взаимосвязаны, но имеют и ряд различий.
Фонема– это идеальное представление о звуке, звукотип. Ее произнести нельзя, поэтому она реализуется в звуках, или конкретных языковых единицах, которые можно произнести и услышать.
Например, картавящий человек имеет свои особенности произношения . Чтобы его манера произношения была приближена к норме, стоит стремиться к идеальному звучанию , или его фонеме.
Выделяют 2 основные функции фонемы.
Основными признаками фонемы являются дифференциальный и интегральный признаки.
Считается, что лучше всего свои признаки фонема слова проявляет в сильной позиции.
Для согласных фонем сильной позицией является расположение перед гласной или р, л, м, н, й (мел, зло). Для гласных – ударный слог (селоʹ).
Слабой позицией фонем называют положение, при котором происходит их нейтрализация (труд, лодка).
Всего насчитывается 43 фонемы русского языка, тогда как количество оттенков звука в живом разговоре неисчислимо.
Гласные фонемы <�а>,<�э>,<�и>,<�о>,<�у>,<�ы>различаются по степени подъема языка при их произношении и по отсутствию огубления.
Согласные − <�п>,<�п’>,<�б>,<�б’>,<�м>,<�м’>,<�ф>,<�ф’>,<�в>,<�в’>,<�т>,<�т’>,<�д>,<�д’>,<�н>,<�н’>, <�с>,<�с’>,<�з>,<�з’>,<�р>,<�р’>,<�л>,<�л’>,<�ш>,<�ж>,<�щ>,<�ц>,<�ч>,<�й>,<�к>,<�к’>,<�г>,<�г’>,<�х>,<�х’> отличаются по способу и месту образования.
Вместе они образуют систему фонем.
От фонетических законов напрямую зависят произносительные нормы, или исторически сложившиеся особенности оформления звуков и их сочетаний.
Основные черты современной орфоэпии слова сформировались еще в первой половине XVIII века на основе московского говора.
Среди норм произношения других языков русская орфоэпия выделяется:
- аканьем (ссна);
- иканьем (всна);
- твердым в заимствованных словах (антнна);
- оглушением (трака);
- озвончением (возал);
- вместо -чн- (скуо) и т. д.
К нормам орфоэпии также относятся акцентологические нормы, или правила постановки ударения.
Задания по теме «Орфоэпия» обязательно встречаются на ЕГЭ.