Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением
В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.
Гласные буквы и звуки – чем они отличаются
В русском алфавите десять гласных: а, е, ё, и, о, у, ю, е, ё, я. а фтонги?
В русском языке всего шесть гласных (а, о, у, э, э, ы, ю), но они играют очень важную роль в образовании слогов — благодаря им поток речи можно разделить на фразы — слова — слоги. Слог — наименьшая речевая единица, характеризующаяся слиянием составляющих ее звуков: сочетание звуков, произносимых за один вдох воздуха: ма-ма.
Важно: Гласные образуют слоги. Они могут делать это без согласных
Согласные не могут образовывать слоги без гласных.
Почему в десяти буквах только шесть звуков? Буквы e, ee, yu и i пишутся для обозначения сочетаний мягкого согласного y и гласных звуков. В результате все гласные и звуки могут быть представлены в виде таблицы.
Таблица «Русская речь и буквы».
Буквы | А | Е | Ё | И | О | У | Ы | Э | Ю | Я |
Гласные звуки | А | Э | О | И | О | У | Ы | Э | У | А |
Согласные звуки | Й | Й | Й | Й |
Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные, а какие — звукосочетания.
Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я
Почему это так сложно? И почему у гласных есть друг — согласный y?
Гласные a, o, u, e и y указывают на твердость предшествующего согласного (дом, дым, дача, кот, рыба). Здесь все просто — буквы и звуки соответствуют друг другу.
Гласные е, ё, ю, я используются для написания мягкости предшествующего согласного: река, мед, любовь, мяч. Без ослабления согласных r, m и l слова произносятся так: raka, mot, lubof, mach.
Вокальные звуки позволяют смягчить их: river-r’eka-honey-m’ot-love-l’ubof’-ball-m’ach’.
Как только эти буквы достигают начала слова, образуется «друг» (мягкий согласный y). В этих случаях буквы e, ee, y и y составляют с ним пару.
То же самое происходит в середине слова, после гласной, y или ъ.
Особый случай — буквы, назначение которых — обозначать мягкость предшествующего согласного: k’isk, m’isk, l’issa. в выделенной позиции буква i соответствует звуку i. Однако его также можно услышать в этих словах со звуками: — полка, — часы, — кава.
То есть в гласных слогах буквы разные: e, a, e, но есть звук: i.
Брошюра о гласных и буквах
Видео ‘Речь и письма’.
Все шесть гласных могут быть произнесены с ударением или без него в одном слове. Их различия заключаются в следующем.
- ударные звуки произносятся более четко;
- безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.
Звук i может также появляться в речи, где буква отличается от вышеуказанной. Сравните: молоко — м а л а к о — серпантин — с’ир п а н т и н — ровер — в’и з д и горячий.
Безударные соединительные гласные
При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.
Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ци j– буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель,диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.
Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.
Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея,
например: бактерионоситель(бактерия), историография(история), религиоведение(религия), химиотерапия(химия), трахеобронхит(трахея), музеология(музей), но: музееведение.
Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
я– в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый(но в себе стоимостьи себе довлеющийбуква е); время-,
например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,
например: имятворчество, имяславие(общественно-философское течение); семя-,
например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный(но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
а– в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,
например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой(но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний(но в словах с первыми частями девяносто-и сто-пишется о);
и– в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пятьдо двадцать, а также тридцать, пятьдесяти т. п.,
например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный(но треугольный, треножники т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;
ы– в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.
В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа-(авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква-(акванавт, акватехника ), мега-(мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа-(медиакомпания, медиахолдинг), макси-(макси-юбка ), миди-(миди-платье), милли-(миллиметр, миллиграмм), мини-(мини-турнир), санти-(сантиметр), деци-(дециметр), поли-(поливитамины, политехнический), квази-(квазиизлучение, квазинаучный); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия(планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикацияи -фицировать(электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан(Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура(но агрокультурас другим значением).
Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе
Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как : “вода” – .
Э без ударения всегда обозначает : “весна” – , “пепел” – . Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.
И, Ы, У не меняются.
Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – , племя – .
Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.
Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?
Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:
- Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
- Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
- Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
- Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).
Что такое безударные гласные корня?
В русском языке акцент может быть сделан на звуках разных частей слова.
Если гласные некорневых образований находятся под ударением в слове, то корневой гласный находится в слабой фонетической позиции и звучит неразличимо. Такие радикальные гласные называются безголосыми гласными.
Непроизносимые корневые гласные — это незаметные гласные в голосе, которые следует проверять на правильность написания.
Русская орфография основана на морфологических принципах письма. Это означает, что независимо от того, как звучит слово, пишется только одна форма, за исключением случаев чередования гласных и согласных. Таким образом, в данном случае непридыхательные гласные корня всегда пишутся одинаково. Это означает, что они напряжены и поэтому хорошо видны и слышны.
Но как узнать, какая буква в корне слова должна быть написана в неактивной позиции?
Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова
В русском языке есть несколько слов с чередующимися корневыми гласными. Их корни невозможно найти, а их написание зависит от конкретных условий.
Чередование гласных Е-И
Чтобы найти корни с чередующимися гласными, нужно запомнить эти корни: -bir —- -mir- / — mer-; -der-, -steel- / — stel-, -pir-/per-, -zhig- / — zhig-, -chit-/chet-, -blist-/bis-.
В корнях слов правилом является e или u.
В корне сразу суффиксы А: собираю — собираю, блещу — блещу, отпираю — отпираю и т.д. Исключениями являются.
Чередование гласных О-А
Корни с ротацией O-A можно разделить на различные группы.
Корни, правописание гласных которых зависит от позиции ударения:.
- в безударном положении О нужно писать в корнях: -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-. Под ударением в этих корнях нужна буква А. Например, пригоВозвращается.оКолено, телевизор.оСпешка, застойaСвинья. Исключение: fi.aОдобрение, одобрение.aрь;
- в безударном положении А нужно писать в корнях -зар-/-зор-. Например, зaРяд, дзиньaрница.
Корни, в которых гласная зависит от следующих букв: ie.
- в корнях -кас-/-кос-, -лаг-/-лож- нужно писать букву А, если за этими корнями стоит суффикс А. Например, кaСидя.оСидеть, полaПолзти ползти ползти ползтиожить;
- в корнях -раст-(ращ)/-рос- перед буквами -СТ-/Щ- нужно писать букву А, перед -СТ- нужно писать О. Например, рaЭрекция, эрекцияосли.
Корень, написание гласной в котором зависит от значения.
- В корнях -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- буквы А и О нужно писать в зависимости от лексического значения.
- Корень -мак- нужно писать в значении «погружать в жидкость», т.е. макать. Например, обм а кнуть.
- Корень -мок- нужно писать в значении «пропускать жидкость», т.е. мокнуть. Например, промоОридж, без проблемокаемый.
- Корень -равн- нужно писать в значении «равный, одинаковый». Например, урaИнверсия, субрaвнять состав команды.
- Корень -ровн- нужно писать в значении «ровный, гладкий, прямой». Например, подроБахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома, бахрома.овнять канаву.
Безударные гласные в корне слова
Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в «сильном» (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква — это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города – город; вода – воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается чередующаяся гласная в корне слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть – угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.
Немного теории из высшей школы
В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.
Все слоги в словах делятся на четыре группы:
- Ударные – на которые падает ударение.
- Заударные – находятся за ударным слогом.
- Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
- Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.
Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.
Теперь разбираемся с безударными гласными.
О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).
О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – .
Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э –
Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – . Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком .
Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.
Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:
Другие трудные случаи написания корневых гласных
В слове бархатпосле х в безударной позиции пишется буква а(также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка(вариант: бархатка ) – гласный о. Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё и я : лебёдка, лебёдушкаи лебяжий . В слове ладьябез ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.
В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождениеи др. пишется без ударения буква ев соответствии с ударным ев слове детии производных от него – детский, детство, бездетныйи т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитёи дитячийпишется и(ударный ив дитятко).
Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и , так и буквой е.
Например, магнит, магнитный, намагнититьи магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптикаи магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон . варианты: магнетоэлектрический эффекти магнитоэлектрическая машина, магнитохимияи магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном иили ев первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).
В корне слова дебет(финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и (в словах дебитор, дебиторский ). В корне слов инфекцияи дезинфекцияна месте ударного гласного епишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать . Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг . Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.
Буквы «о» и «а»
У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:
— КОС — КАС, где «а» пишется, при наличии за корнем суффикса «а» (коснуться – прикасаться).
— ЛОЖ – ЛАГ, где перед согласной «ж» пишем букву «о», а перед согласной «г» пишем «а». Пример: положить – возлагать.
— ТВОР — ТВАР, где в безударной позиции пишем «о». Пример: творец (исключение в данном случае — утварь).
— ГОР – ГАР, где «а» бывает в слове только в «сильной» позиции. Буква «о» употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.
— ЗОР — ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву «о». В слабой позиции используется буква «а». Пример: заря – зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.
— РАСТ – РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем «а». В случаях, когда употребляется «с», то перед ней используется «о». Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.
— РАВН – РОВН, где «а» употребляется в словах со значением «равный по каким-то параметрам», а «о» – в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.
— МОК — МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК – пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.
Правописание безударных гласных в корне слова: шпаргалка
� n., criz.
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
Гар-/гор- | Под ударением пишем А, без ударения О | Угарный, загар, загорелый. Исключение: выгарки, пригарь. |
Клан-/клон- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Кланяться, склонение, уклон. |
Твар-/твор- | Без ударения пишем букву О, под ударения, что слышим | Тварь, сотворить, затвор. Исключение: утварь. |
Зар-/зор- | Без ударения пишем А, с ударением, что слышим | Зарница, зарево, зори. |
Плав-/плов- | Всегда пишется буква А, кроме двух слов | Сплавлять, поплавок; но пловец, пловчиха. |
Кас-/кос- | Букву А пишем, если за корнем следует суффикс а, О — в остальных случаях | Касание, касательная, коснись. |
Мак-/мок- | Букву А пишут в корне со значением погружать в жидкость, букву О — пропускать, впитывать жидкость | Макать, намокнуть. |
Равн-/ровн- | Букву А пишут в корне со значением одинаковый, равный, букву О со значением ровный, прямой | Равноправие, подровнять. Исключение: равнина, уровень, поровну. |
Раст- Ращ-/рос- | Букву А пишут перед ст,щ, о — перед остальными буквами | Отрасти, поросль. Исключение: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. |
Скак-/скоч- | Букву А пишут перед к, о — перед ж | Скакалка, выскочка. Исключение: скачок, скачу. |
Бир-/бер- Жиг-/жег- Стил-/стел- Блист-/блест- Мир-/мер- Тир-/тер- Дир-/дер- Пир-/пер- | Букву И пишут, если за корнем следует суффикс а, е — в остальных случаях | Набирать-наберу, отдирать-отдерешь,блистать-блестящий, вычитать-вычеты. |
Рот, гл.
�
Как образуются гласные звуки
‘Звуки вокального потока, мы читаем их во время пения.
Буквы называются гласными и встречаются во всех словах.
Русские гласные образуются, когда воздух свободно проходит через гортань, где расположены голосовые связки. Когда они натянуты, ветер шевелит их и заставляет трепетать. Это создает слышимый звук. В составе звуков речи есть гласные (отсюда и название «гласные»). То есть, созданный голосом). Поэтому вы можете тянуть и петь: -α-α-α-α-α-α-α-α-α-α-α-α-α—uuuuuuuuuuuuuuuuuuuuu.
Почему она отличается? Образование i, y, o, u и других тонов зависит от положения языка и губ на стыке.
Для произнесения звуков «о» и «у» губы должны быть вытянуты вперед. Вот почему эти звуки называются губной синхронизацией или энунциацией. Кроме того, в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука, звуки можно разделить на
- звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – и, е;
- звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – о, у;
- звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – а, ы.
Вторая функция — гребень: высокий, средний и низкий гребни языка при произнесении звука.
- язык максимально поднят к нёбу – звуки и, ы, у;
- среднее положение языка – звуки э, о;
- нижнее – а.
Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,
например: вода(воды, водный), сады(сад, садик), свинья(свиньи), яйцо(яйца ), говорить(говор, разговор), молодой(молод, молодость, молоденький), жара(жар, жаркий), шалун(шалость).
В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.
Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.
При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-(-ива-).
Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчатьследует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а(заработать – зарабатывать, усвоить – усваиватьи т. п.).
Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.
Сравните попарно слова: частота(частый) и чистота(чистый), поласкать(ласка) и полоскать(полощет), пары(мн. ч., ср. пар ) и до поры(ср. до сих пор), леса(мн. ч., ср. лес) и лиса(ср. лисы, лисонька), посидеть(сидя) и поседеть(сед , кр. ф. от седой), развивать(развить) и развевать(веять), разрядить(разряд) и разредить(редкий), осветить(свет, осветит) и освятить(свят, святость), примерять(мерить) и примирять(м. р.).
Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о(на письме ё). Сравните: белить(белый) и вела(вёл), село(сёлаи сельский ), шелестеть(шелест ) и шелка(шёлк), жемчуга(жемчуг ) и желудей(жёлудь).
Прочие сочетания
Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) — град (ст. слав.); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) — младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое — наименовании населённого пункта. Исходным словом является «благо».
Какие они бывают
Выделяется три типа:
- Проверяемые – можно проверить ударением.
- Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
- Чередующиеся – надо знать правила чередования.
Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.
Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.
Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.
Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.
Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.
Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.
Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.
Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.
Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.
Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.