Наречия
Наречие – это самостоятельная часть речи. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий – знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там – указательное, куда, где – вопросительные и относительные, всюду – определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль — местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.
Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.
1. Грамматическое значение – признак признака, признак действия, реже – признак предмета.
Примеры:
Очень красивый – признак признака,Весело смеяться – признак действия, Кофе по-турецки – признак предмета.
Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.
2. Морфологические признаки:
- постоянные– неизменяемость,
- изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво — красивее).
3. Синтаксическая роль в предложении — обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.
Разряды:
Обстоятельственные:
1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,
2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,
3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,
4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.
Определительные:
1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,
2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Разряд качественных наречий самый многочисленный.
Качественные наречия на –о/-е. Степени сравнения:
Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е. Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´льшей (ме´ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени. Примеры:
- положительная степень: Сын поёт громко.
- сравнительная степень: Сын поёт громче, чем обычно. Сын поёт более громко, чем его друг.
- превосходная степень: Сын поёт громче всех.
Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные. Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:
весело — веселее (веселей), легко — легче, тонкий — тоньше.
Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:
более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.
Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее: наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего, например, серьёзнее всех, вкуснее всего.
Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.
Примеры:
Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.
Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.
Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).
Имя прилагательное и ее история.
- Прилагательное — часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и изменяющаяся по падежам, числам и родам.
- Имена прилагательные в древнерусском языке изменялись по родам, числам и падежам, имели полную и краткую формы, три степени сравнения (положительную, сравнительную и превосходную), а по своим лексико-грамматическим особенностям делились на три разряда: качественные, относительные и притяжательные (некоторые исследователи не выделяют притяжательные в особый разряд, считая их разновидностью относительных). То же самое можно сказать об этой части речи и в современном русском языке — но лишь в самой общей формулировке. На самом деле есть немало отличий между древними и современными прилагательными. Рассмотрим эти особенности.
- Если в современном литературном языке краткие прилагательные не изменяются по падежам, то в древнерусском они склонялись. В роли определения они имели в женском роде те же окончания косвенных падежей, что и существительные с основами на *-ā, *-jā: бѣла, синꙗ склонялись как вода, землꙗ. В мужском и среднем роде они изменялись как существительные с основами на *-ŏ, *-jŏ: бѣлъ, синь как столъ, конь и бѣло, синѥ как лѣто, полѥ. Имелось лишь одно отличие: краткие прилагательные не имели звательной формы. Если они входили в состав обращения, то использовались в именительном падеже: яръ туре Всеволоде (ярый тур Всеволод!).
ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ
Что же такое имя существительное?
Существуют слова, отвечающие
на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)
и обозначающие людей и животных.
Также существуют слова, отвечающие на вопрос
что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.
Все эти слова являются самостоятельными частями речи и
называются именами существительными.
Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.
Например: мужчина, ёж .
Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Например: цветок, снег .
Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?
Например: огорчение, радость, гнев, любовь .
Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
– имена, отчества и фамилии людей;
– клички животных;
– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);
– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…
Всё это собственные имена существительные .
Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.
Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.
Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .
Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:
что делать? что сделать?
что делает? что сделает?
что делают? что сделают?
что делал? что сделал?
что делали? что сделали?
что будут делать?
Примеры:
( что делать? ) – ходить ;
( что сделать? ) – убежать ;
( что делает? ) – радуется ;
( что делают? ) – снуют ;
( что делал? ) – смеялся ;
( что будет делать? ) – веселиться .
Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .
Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:
- в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
- в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
- в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .
Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.
Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), – ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).
Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .
Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .
Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .
Имя прилагательное – это часть речи,
обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:
- какой? какая? какое? какие?
- каков? какова? каково? каковы?
- чей? чья? чье? чьи?
Например:
Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.
Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.
Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:
береза какая? – белая, тонкая ,
береза какова? – бела, тонка ,
Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.
Например:
Уродитесь, бобы ,
Велики и круты ,
В поле густы ,
На столе вкусны .
Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .
При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:
Земелька черная , а хлеб белый родит.
Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .
Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .
Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .
Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.
Рубрики: | ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ |
Метки: русский язык учимся
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post370917091
Имя прилагательное
Чтобы не уподобляться персонажу комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушке и не говорить, что «эта дверь – прилагательна, потому что она прилагается…», нужно понимать, что же это на самом деле такое и как отличить прилагательное в предложении.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, относящаяся к знаменательным словам, обозначающая определение предмета, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию определения или именной части составного именного сказуемого.
Например. В функции определения – лист (какой?) зеленый, солнце (какое?) яркое, погода (какая?) дождливая, дни (какие?) пасмурные. В функции составного именного сказуемого: Вего походка была небрежна и ленива. Вода у берега чистая, голубая и прозрачная. Короче становился день… .
В предложениях имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьи?». Оно всегда относится к кому-то или к чему-то, давая этому предмету, вещи, событию или явлению (и так далее) описательную характеристику.
С помощью суффиксов и окончаний любое существительное можно превратить с прилагательное. Например, солнце – солнечный, красота – красивый, ум – умный, стекло – стеклянный, мех – меховой и т.д.
Пример 1.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.
- дуб какой – зеленый
- цепь какая – златая
- кот какой – ученый
Пример 2.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.
- на дорожках каких – неведомых
- зверей каких – невиданных
- ножках чьих – курьих
Пример 3.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Ставим вопросы к каждому члену предложения и определяем, сколько в нем прилагательных.
- брег какой – песчаный, пустой
- витязей каких – прекрасных
- из вод каких – ясных
- дядька какой — морской
«Однако» — противительный союз
Союзы служат для связи членов предложения или самих предложений. Противительный союз подчеркивает противопоставление одного явления или действия другому. «Однако» можно заменить союзом «но». Перед «однако» всегда ставится запятая.
Он очень много говорил, однако мы ничего не поняли.
Он очень много говорил, но мы ничего не поняли.
Я знала ответ на вопрос, однако промолчала.
Я знала ответ на вопрос, но промолчала.
Другие примеры:
Только хотя отец Александр и оспаривал, что о епископе нет никаких слухов, однако же я понудил его идти в церковь и пока что приводить в порядок.
Всепоглощающий пожар пылал глубоко в её душе, однако на лице невозможно было прочитать ничего.
Путь к успеху непрост, однако не зря говорят «Если Господь даёт ношу, то он даёт и силы её нести».
Погода сегодня солнечная, однако холодно.
Он выбивался из сил, однако продолжал карабкаться вверх.
Задача была не трудной, однако заняла много времени.
Союз «однако» может возглавлять предложение, и тогда он тоже легко заменяется союзом «но».Однако теперь уже любопытство не давало ему успокоиться.
Но теперь уже любопытство не давало ему успокоиться.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 120,
Полякова, Учебник
2 класс
Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 70,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 140,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 48,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 107,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 111,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 150,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 180,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 220,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 125,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 220,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 224,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 86,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 152,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 40,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 298,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 111,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 114,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 296,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 297,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 85,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 202,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 137,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 39,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 136,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 137,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 584,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 445,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 32,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 394,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 83,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 89,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 92,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение ЗСП-9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Задачка стр. 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
История причастия.
- В древнерусском языке, как и в современном, существовали причастия действительного и страдательного залога, настоящего и прошедшего времени, но в отличие от нынешнего состояния языка причастия раньше -могли быть не только полными, но и краткими, причем последние и заслуживают внимания прежде всего.
- Кроме того, древнерусский язык знал не только склоняемые, но и несклоняемые причастия. К последним относились причастия прошедшего времени, образовавшиеся от основы прошедшего времени с суффиксом -л-. Эти причастия могли выступать как в краткой, так и в полной форме (полные формы образовывались от кратких, так же как это было и при образовании полных прилагательных), однако краткие формы использовались главным образом при образовании аналитических форм времени (перфекта, плюсквамперфекта, преждебудущего) и условного наклонения, а полные, употребляясь в качестве определений, рано потеряли связь с глаголом и превратились в прилагательные. Сопоставление форм, например: смелый и (как ты) смел (это сделать), усталый и (я очень) устал, вялый и (цветок на глазах) вял, явно обнаруживает „глагольность» краткой и „прилагательность» полной формы на -л-.
- Краткие причастия прошедшего времени на -л-, не склоняясь, изменялись по родам и числам: смѣлъ, -а, -о; -и, -ы, -а; усталъ, -а, -о; -и, -ы, -а. В дальнейшем во мн. ч. установилась одна форма с окончанием -и, восходящая к старому имен. пад. муж. рода. Именно эти краткие причастия и стали в истории русского языка глагольной формой прошедшего времени.
План анализа частей речи
Перейдём от слов к делу и рассмотрим, какие аспекты нужно отразить в разборе на примере существительного, прилагательного и глагола. Воспользуемся алгоритмом действий.
После определения части речи ставим слово в начальную форму:
Существительное – И.п.(кто? что?) и ед. ч. Прилагательное – И.п. (какой?) и ед. ч. Глагол – инфинитив (что делать? что сделать?)
Вспоминаем, какие признаки у этих частей речи постоянные:
Сущ. – собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение. Прил.– качественное/ относительное/ притяжательное. Гл.– вид, спряжение, (не)возвратный, (не)переходный.
Далее нужно перечислить непостоянные:
Сущ. – число, падеж. Прил. – то же самое, но ещё добавляется род, форма (полная или краткая) и степень сравнения для качественных прилагательных
Гл.– остаётся число, далее наклонение, время, лицо.
Важно! У инфинитива нет непостоянных признаков, эта форма неизменяемая. У глагола в пр
вр. ед. ч. нельзя определить лицо, только род. В наст. вр. и буд. вр. можно.
Внимательно смотрим на текст, с помощью вопросов находим взаимосвязь слов в предложении и делаем вывод, главный это член или второстепенный. Подчёркиваем.
Источники:
- https://xn--e1akbokk.com/russkogo-yazyika-istoriya/istoriya-mestoimeniy-50068.html
- https://is.muni.cz/el/ped/jaro2014/R2MP_HVP2/um/47069257/pricastija_deepricastija.pdf
- https://stud.center/doc/istoriya-chislitelnyh
- https://www.krugosvet.ru/enc/lingvistika/prichastie-i-deeprichastie
- https://studopedia.su/9_17269_istoriya-imeni-prilagatelnogo.html
- https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/chto-takoe-prichastie-v-russkom-yazyke.html
- http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Philologia/67450.doc.htm
- https://studylib.ru/doc/306042/istoriya-prichastij-i-deeprichastij
- https://xn--e1akbokk.com/russkogo-yazyika-istoriya/istoriya-prichastiy-vozniknovenie-50090.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-proishozhdeniya-deeprichastiya-v-russkom-yazyke
- https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/chto-takoe-narechie.html
Причастие как часть речи
Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного.
Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного (прочитавший, взволнованный) и несовершенного вида (читавший, волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный — от глагола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать).
Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего (слушавший) и настоящего времени (слушающий). Причастий будущего времени не бывает!
Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся (тянущийся).
Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён.
Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».
Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший.
Синтаксическая роль
В предложении причастия выполняют функцию:
- определения (полная форма). Сорванный девочкой цветок вскоре увял.
- именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорван девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).
Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением. В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).
План морфологического разбора.
I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.
III. Синтаксическая роль.
ВНИМАНИЕ. Нужно различать!. Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета
Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.
Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.
Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; смелый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий. Также причастия образуются при помощи свойственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).
Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о /-е
◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму глагола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).
Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
- Действительные причастия
- Страдательные причастия
- Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм определения
- Правописание суффиксов причастий
Конспекты по русскому языку
Проверить свои знания
Кодификатор ОГЭ
Части речи. Общая информация
В Большом энциклопедическом словаре 2000 г. издания отмечается, что части речи являются классами слов в грамматике. Принадлежность к конкретному классу определяется при наличии:
- Общей системы грамматических категорий;
- Порядка изменения слова.
Значение придается формо и словообразованию, выполнению словами одинаковой синтаксической функции. В русском языке, согласно данным Большого энциклопедического словаря, частей речи – 10. Но в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре отмечается, что отнесение слова к конкретной части речи и само количество выделяемых частей речи, как и их состав зависит от теоретической установки авторов грамматического описания.
Кроме того, некоторые лингвисты считают, что в каждом языке свой собственный состав частей речи. Другие же утверждают, что это не так. Большинство специалистов склоняется к тому мнению, что рассматриваемых классов все же больше, чем десять. В последнее время принято выделять 13 частей речи, подразделяя их на самостоятельные (знаменательные) и служебные (особняком стоят междометия).
- Каждая самостоятельная часть речи называет предмет, его действие и признаки, его характеризующие.
- Части речи, которые не соответствует условиям первого пункта называются служебными. В предложении они существуют для выражения отношения между самостоятельными частями речи.
- У каждого слова существует индивидуальное лексическое значение или индивидуальное опознавательное свойство, позволяющее отличить его от других слов в предложении. Кроме того у всех слов имеется определенный набор грамматических свойств.
- Если говорить о лексике существительных, прилагательных и глаголов, то можно привести следующий пример:
- Птица – позвоночное животное с крыльями и клювом, на двух конечностях, покрытое пухом и перьями;
- Звёздный – имеющий или напоминающей своей формой звезду;
- Идти – шагать, ступать, топать, вышагивать.
- Если рассматривать грамматические свойства, то такими словами, как «идти», «бежать», «лететь», «падать» обозначают перемещение в пространстве, тогда как «говорить», «высказываться» — процесс речи, а «радоваться», «сопереживать», «сердиться» — состояние. Общее для них – это действие или состояние. Также слова могут обозначать:
- психологические свойства человека («добрый», «вежливый»);
- отношения во времени и пространстве («утренний», «нижний»).
- Если говорить о лексике существительных, прилагательных и глаголов, то можно привести следующий пример: