Познание как форма деятельности

Что такое познание в философии

Определение

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Под познанием в философии принято подразумевать приобретение человеком знаний об окружающей действительности. Речь идет о житейской мудрости, об изучении своей сущности и прочего. Все это имеет многообразное содержание и большое значение, так как является источником осмысленного подхода к собственной жизни.

Изучение своего Я и сферы бытия — это система, которая складывалась веками. Ее отличительным признаком является многообразие. Речь идет о многообразии изучаемых абстрактных понятиях, о различных выдвигаемых определениях, терминах и тезисах, каждый из которых имеет свою характеристику. Ее отличие от умозаключений в других науках заключается в ориентире на собственный опыт. Ярким тому примером является категория «счастье». Каждый будет называть под этим словом что-то свое. И это название определяется исходя из собственного опыта.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

Смотреть что такое «ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ » в других словарях:

ЦЕЛЬ — один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — раздел философии, в к ром изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека. С науч. материалистич. позиций познание есть происходящее на основе практич. деятельности отражение в мозгу человека окружающего… … Атеистический словарь

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

Теория познания — гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В … Большая советская энциклопедия

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ — (от лат лежащий внизу, находящийся в основе, кладу основание) это человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной деятельности. Человек в процессе познания использует: 1) биологические качества (слух, зрение,… … Философия науки и техники: тематический словарь

Структура научного познания, его формы и методы — кратко Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющее собой ак тивную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания это результат познавательной деятельности, выраженный в… … Малый тезаурус мировой философии

Логика чистого познания — «ЛОГИКА ЧИСТОГО ПОЗНАНИЯ» («System der Philosophic 1. Theil. Logikder reinen Erkenntnis») основной теоретический труд Г. Когена, в котором он дает критическое обоснование системы научно теоретического идеализма. Помимо рассматриваемого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ — один из вариантов древа мирового, моделирующий процесс различения сущностей с целью достижения состояния целостности, совершенства. В мифопоэтических концепциях этот процесс различения применяется при описании основных параметров космологической… … Энциклопедия мифологии

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ — (sociology of knowledge) раздел социологии, изучающий социальные процессы познания (в том числе понимания, отношения между общей формой(ами) знания и социальной структурой, включая воздействие знания и любых социальных сил, обусловливающее либо… … Большой толковый социологический словарь

Истина

Научное знание и познавательная деятельность связаны с критерием истины, к которой они должны стремиться.

Истина – это соответствие получаемых знаний реальной действительности. Проверяют истинность знаний с помощью наблюдения или эксперимента.

Виды истины:

  • относительная (знание, касающееся только какой-либо части предмета, ограниченное);
  • абсолютная (полное достоверное знание о чем-либо).

Остановимся подробнее на научном познании, как наиболее приближенном к истине, и формах организации его получения.

Научное познание:

  • объективно (соответствует действительности);
  • обоснованно (подтверждено с помощью эксперимента, имеет доказательства);
  • системно (упорядоченно, выражено в форме теории);
  • проверяемо (может быть всегда заново проверено с помощью наблюдения, рассуждения, эксперимента).

Уровни научного знания:

  • эмпирическое (исследователь имеет связь с изучаемым предметом, используя наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);
  • теоретическое (исследователь представляет изучаемый предмет или процесс в своем воображении, используя моделирование, аналогию).

Что мы узнали?

Таким образом, мы коснулись нескольких важных аспектов познания. Познавательная деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Некоторые люди считают, что познать мир невозможно, другие же, наоборот, находят способы его изучения. Но, независимо от того, какой ответ дает человек на этот вопрос, исследовательская деятельность необходима для социализации личности, так как в ходе этого процесса она приобретает необходимые ей качества и удовлетворяет потребность в новых знаниях.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Сторонники гностицизма:

    • Отрицают возможность познания мира
    • Считают мир познаваемым
    • Считают, что можно познать мир с помощью науки
    • Считают, что познать мир можно с помощью органов чувств

Виды познания

В современной философии выделяют 6 видов познания:

  1. Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
  2. Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
  3. Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
  4. Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
  5. Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
  6. Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.

Определение и основные понятия

Развитие индивидуальности у человека происходит через познание. Оно помогает освоить новые знания, навыки и умения, которые необходимы для жизни в обществе и мире в целом.

Познавательная деятельность определяется в обществознании как активное изучение индивидом окружающей среды. В этом процессе человек получает новую информацию, узнаёт о законах мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и влиять на него.

Проблемами познавательной активности занимается гносеология. Процесс познания субъектом определённого объекта, на который направлено познание, можно объяснить кратко в две ступени:

  • Чувственный (опытный). Включает ощущения (цвет, звук, запах и т. д. ), которые в совокупности помогают составить целостный образ изучаемого предмета и оставить его в памяти на основе восприятия.
  • Рациональный (логический). Абстрактное мышление подразумевает понятие, отражающее признаки объекта и связи между ними. На основе мыслей и суждений по законам логики формируется умозаключение.

Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.

Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.

Виды истины:

  • Абсолютная. Не изменяется в процессе дальнейшего изучения.
  • Относительная. Считается приблизительным знанием.

Формы познания

Есть вот такие шесть форм:

  1. Научное признает только факты – всё, что достоверно, систематизировано, доказано.
  2. Философское дает общее объяснение тайн природы, окружающего мира и человека с точки зрения теории рассуждения.
  3. Художественное раскрывает всю многогранность мира посредством художественных образов. Не стремится быть доказательным и обоснованным (фильмы, театры, музыка, литература, изобразительное искусство, народное творчество).
  4. Религиозное предлагает человеку абсолютные идеалы, моральные нормы, ценности и образное отражение действительности, веру в в религиозные писания (библия, коран, тора).
  5. Мифологическая форма подразумевает веру в сверхъестественное, в несуществующие силы природы (Ра – бог солнца, он вызывает засуху, ему нужна жертва, после жертвоприношения пойдет дождь).
  6. Самопознание изучает поведение социума, общественные взаимоотношения людей, разных групп и сообществ, выявляет в них закономерности, процессы.

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

  • цвет;
  • запах;
  • вкус;
  • тактильные ощущения.

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • идеализация;
  • абстрагизация.

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Похожие термины:

  • познание особенностей объективного мира в процессе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение повседневных непознавательных потребностей.

  • сложный процесс постижения формы, содержания и значения художественного явления. Вследствие познания художественного произведения у читателя складывается представление об искусстве слова, чел

  • исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

  • познание особенностей материальных или идеальных объектов, о результатах которого субъект сообщает другим людям, не имея возможности подтвердить их общепризнанными способами верификации, доказ

  • усвоение и приобретение совокупности содержательных сведений как деятельность познающего субъекта, от активности которого зависит овладение предметом познания и понимание его сущности. Обыден

  • совокупность средств, методов, приемов, используемых в процессе познания; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

  • снятие ограничений отдельных подходов и способов постижения бытия, сформировавшихся в рамках одной парадигмы, вне которой всегда остается «часть» рассматриваемого предмета. По И.А. Колесниковой

  • это то же «древо жизни», которое, согласно христианскому учению, росло посреди Рая. Его плоды было запрещено вкушать первочеловеку. Но человек вкусил, вопреки заповеди Божией. И тогда понял, узнав н

  • процесс познания, в котором получение знания не отделено от общественно практической деятельности людей, а основным источником знаний являются разнообразные практические действия с объектами п

  • способ добывания достоверных фактов о реальной действительности знаний, о существующих связях между явлениями и тенденциях их развития, обобщение добытых сведений и их оценка.

  • учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

  • познавательная деятельность в форме научного исследования, осуществляемая специальными людьми (учеными, исследователями, научными работниками) с помощью специальных средств познания (материаль

  • философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволил

  • учение об источниках и основных закономерностях познавательного процесса, формах и методах постижения человеком окружающего мира.

  • система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следств

  • 1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и

  • особенность эмоционально-логической работы читателя (исследователя, ученика), характеризующаяся как индуктивным (через единичное, конкретно-чувственное восприятие образа – к осознанию общей ид

  • способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности; знаний о существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития; спо

Познавательная деятельность

Теория познания

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания.

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Важные определения

Познание – это мыслительный процесс, включающий в себя приобретение знаний, их углубление и расширение. Это способность к постижению объективного мира.

В процессе познания участвуют два компонента: объект и субъект. Субъект – это личность или группа людей, нацеленная на изучение предмета или явления. Объект – это то, на что  направлена познавательная деятельность субъекта. Объектами изучения могут служить предметы материального мира, социальные явления, сам человек.

Результатом процесса познания является полученное знание, то есть полная и достоверная информация о предмете.

Познание — это больше чем наука или философия

Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.

Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле

Первые упоминания и основное значение

Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.

Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.

Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение

Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:

  1. Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
  2. Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
  3. Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
  • Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
  • Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
  1. Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
  2. Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.

Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет

Теория познания в Античности

Античная философия оставила глубокий след в мировой науке. Такое понятие как познание не могло остаться незамеченным античными философами. Его понимание варьировалось в зависимости от философских школ.

Так одну из самых развернутых трактовок теории познания дает Демокрит. В основе его теории лежит то, что из тел истекают потоки атомов, попадающие в органы чувств. Однако получаемые таким образом знания не полные. В этой связи философ разделяет знание на два вида:

  • темное знание,
  • светлое знание.

Под темным знанием Демокрит понимает знание о предметах, тем временем светлое знание это то что узнается силой разума и которое доходит до обнаружения атомов и пустоты. Особенностью теории познания Демокрита является то, что он отрицает случайность в смысле беспричинности. При этом его понимание сильно отличается от теорий Гераклита и Анаксагора.

Все многообразие явлений природы Демокрит стремится уложить в представление о дискретном строении материи, в то время как Гераклит и некоторые из его предшественников исходили из непрерывности бытия. Он считал, что вечная и безграничная реальность состоит из атомов и пустоты Атомы – вечные, неделимые и непроницаемые элементы бытия. бесконечные но различающиеся формами и размерами. Сталкиваясь друг с другом они сцепляются и образуют все многообразие вещей окружающего мира. Атомы вихрем несутся во вселенной и образуют все сложное – огонь, воду, воздух и землю. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности необходимо, однозначно, определено механическим движением атомов.

Тем временем Демокрит придерживался того, что «ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-либо основании и в силу необходимости». При этом философ придерживался того, что любая необходимость исключает случайность. Случайность существует только по мнению человека.

Одной из особенностей теории познания по Демокриту является исследования взаимосвязи логики и познания. Демокрит был одним из первых философов, который стал систематически исследовать проблемы теории познания и логики. Демокриту также принадлежит трактовка рационального познания.

Платон рассматривает познание как постигаемое и познаваемое. При этом к познаваемому относится познаваемое разумом, а постигаемое только умом

В своем труде «Государство» Платон определяет отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого, а так же обращает внимание на отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину

Гераклит в своей трактовке теории познания особое внимание концентрировал на роли внешних чувств. Он много внимания уделял логике

По его мнению логика и познания неразделимы. Разум позволяет познать больше не впав в заблуждение. У Гераклита на первом месте стоит познание мышлением. на первое место Гераклит поставил познание мышлением. Кроме того философ утверждал, что природа вещей едина.

Большой интерес представляет понимание теории познания Аристотелем. По его мнению первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала

Также философ обращает внимание на роль человека в канве мироздания. Он считает, что человек сочетает в себе два начала: духовное и субстратное

В свою очередь духовное начало представляет собой сочетание пассивного ума и активного ума.

Уровни познания по Аристотелю

Под «диалектикой» Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.

Научно-познавательная форма

Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое. Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания

Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Задачи и мотивы

Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.

При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:

  • Создание условий для познавательных возможностей индивида. Познание начинается с адаптации заданий и форм деятельности, предоставления свободы выбора и возможности групповой работы.
  • Образование субъективного компонента. Формируются познавательные мотивы, развиваются эмоциональная и волевая сферы человека, а также его рефлексивные навыки.
  • Формирование операционального компонента. Создаются условия для максимального расширения методов и опыта познания.

В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:

  • Субъектно-поисковый. Отличается реализованным возрастным потенциалом развития желания учащегося узнавать новое.
  • Продуктивно-поисковый. Характеризуется неустойчивым и эпизодическим возникновением интереса, который поддерживают усилия взрослых.
  • Инактивный (или репродуктивный). У индивида нет интереса к познанию из-за отсутствия творческого проявления. Сама поисковая деятельность поддерживается и исправляется взрослыми.
  • Элементарный. Интерес ученика наблюдается лишь формально, однако отсутствует конкретизация и подчинение поставленной задаче.

Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий