Разборы под цифрой 3 причастия и деепричастия

Грамматические признаки имени числительного

Имена числительные различаются по значению и структуре. Постоянными признаками слов этой части речи является

  • разряд по значению (количественное или порядковое);
  • количественные числительные имеют разряд: целое, дробное или собирательное;
  • разряд по составу (простое, сложное, составное).

Имена числительные изменяются по падежам, а количественные числительные «один», «два», «полтора» , собирательное числительное «оба» — по родам:

  • один миг, одна дата, одно слово;
  • два листа, две розы;
  • полтора дня, полторы минуты.

Категории рода, числа и падежа являются непостоянными признаками числительных.

Начальная форма количественного числительного — это форма именительного падежа.

Порядковые числительные по своей грамматической форме похожи на прилагательные, поэтому их начальной формой является именительный падеж единственного числа мужского рода (первый, сотый).

При морфологическом разборе учтём, что имена числительные часто образуют неделимые сочетания с именами существительными, а также употребляются с предлогами, так что выписываем имя числительное с существительным и предлогом. Эти сочетания являются одним членом предложения.

Числительное может быть любым членом предложения: как главным (подлежащее или сказуемое), так и второстепенным (дополнением, определением, обстоятельством).

Составим план морфологического разбора числительного.

Вальсовые переборы

Специфичный тип переборов, характерный для размера 3/4. Именно в нем играются, например, аккорды «Прогулки по воде» — знаменитой песни группы Наутилус Помпилиус. Стоит сказать, что в данном случае играть надо с отчетом «Раз-два-три» — ритме вальса, откуда и пошло название манеры исполнения. То есть бас будет на счет «раз», а остальное – на «два» и, соответственно, «три».

Перебор Б(21)(21)

Схема выглядит таким образом: Бас – и дважды надо дернуть первую и вторую струну. Помните о ритме вальса – и тогда все будет звучать как надо.

Перебор Б(321)(321)

Модифицированный вариант первого способа. Схема следующая: бас – дважды надо дернуть одновременно три верхние струны.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 42,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 298,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 625,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 75,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 176,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 529,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 180,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 166,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Образец морфологического разбора глагола

Пример 1. Любите ли вы театр?

Устный разбор Любите – глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаете? Начальная форма – любить .I. Постоянные морфологические признаки:1) несовершенный вид;2) невозвратный;3) переходный;4) II спряжение.II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:1) изъявительного наклонения;2) настоящего времени;3) множественного числа;4) 2-го лица.III. В предложении является глагольным сказуемым.

Письменный разбор Что делаете? Любите. Глагол.н.ф. – любитьПост. признаки: несоверш., невозвр., переходн, II спр.Непост. признаки: изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 2 л.

Пример 2. Началась работа. Началась – глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала? Начальная форма – начаться .I. Постоянные морфологические признаки:1) совершенный вид;2) возвратный;3) непереходный;4) I спряжение.II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:1) изъявительного наклонения;2) прошедшего времени;3) единственного числа;4) женского рода.III. В предложении является глагольным сказуемым.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/112214889-morfologicheskij-razbor-glagola-6-klass-obrazec-i-primer-razbora/

Видео

ШПАРГАЛКА ПО РАЗБОРАМ/ВИДЫ РАЗБОРОВ/ЧТО ЗНАЧАТ ЦИФРЫ НАД СЛОВАМИ/РУССКИЙ ЯЗЫК

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Разбор. Виды разборов слова и предложения

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Урок 1. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 1, 2 – 4 || Склонение числительных

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Морфологический разбор имени существительного Как объяснить ребенку морфологический разбор

Фонетический разбор | Как делать фонетический разбор

Морфологический разбор глагола

Синтаксический разбор простого предложения

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 208,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 178,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 204,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 207,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 99,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 7,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 139,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 209,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 255,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 259,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 282,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 153,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 195,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 376,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 73,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 358,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 16 стр. 56 — 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 275,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 134,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 158,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 232,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 580,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 501,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 66,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 72,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 144,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 391,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 417,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 447,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 449,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 139,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 153,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 183,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 526,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 534,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 25,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 85,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 128,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 195,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 370,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 44,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 408,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Примеры синтаксического разбора

Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.

  • 1 основа — простое,
  • Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).

Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — дождик прошел.
  • Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — синева показалась.
  • Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — книги ценились.
  • Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
  • 1 часть – нераспространенное,
  • 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
  • Бессоюзное.
  • Части разделены запятой.

Порядок синтаксического разбора простого предложения

1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

5. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Мой костер
в тумане светит
(А. К. Толстой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа — костер светит мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады

(Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) совершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа; 4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/687

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка. Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Текст: Пролетело четыре дня. Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): Текст: С нее капали хрустальные дождинки. Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Виды морфем

В русском языке различают несколько видов морфем:

  1. главная морфема — корень слова;
  2. аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  3. интерфиксы и соединительные гласные.

Морфемы и морфемный состав слов изучает раздел науки о языке, который называется морфемика.

При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.

Окончание

Определение

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (новый ученик), управления (письмо брату) или связи подлежащего со сказуемым (я иду, ты идёшь).

Окончания выражают различные грамматические значения, например:

  • принести — принес (м.р.) — принесла (ж.р.), принесло (ср.р.), принесли (мн. ч.);
  • дорога (ж.р. ед.ч.) — дороги (мн. ч.):
  • смо́трите  (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).

У некоторых слов окончание является нулевым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.

Определение

Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов.

Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).

Например:

  • глаза — основа глаз-;
  • уходила — основа уходи-;
  • светящийся — основа свет-.

Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:

  • простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
  • сложная, содержащая два и более корней.

Например:

  • словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
  • землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).

Основа слова бывает производная и непроизводная.

Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:

  • сестра
  • гроза
  • пестрый
  • когда
  • чуть.

Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:

  • сестринский — сестринск-;
  • предгрозовой — предгрозов-;
  • пестрота — пестрот-.

Определение
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:

  • -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
  • -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
  • -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.

Морфологический разбор наречия

Порядок разбора наречия

  1. Начальная форма. Признак действия/признака/предмета.

  2. Постоянные признаки:

    • знаменательное или местоименное,

    • разряд по значению,

    • неизменяемость.

  3. Роль в предложении.

У местоименных наречий можно указать разряды:

  • указательные (здесь, тут, там);

  • вопросительные (где? куда? откуда? зачем?);

  • относительные (где, куда, откуда, зачем);

  • определительные (везде, всегда, всячески);

  • неопределенные (где-то, куда-либо, кое-как).

Разряд знаменательного наречия по значению:

  1. Определительные

    • образа действия (как? каким образом?);

    • меры и степени (в какой мере? насколько?).

  2. Обстоятельственные

    • времени (когда?);

    • места (где? куда? откуда?);

    • цели (с какой целью?);

    • причины (зачем?).

Образец для разбора наречия:

Цветок пах свежо.

I. Свежо (как?) наречие, обозначает признак действия.

II. Пост.: Знаменательное, определительное; образа действия. Неизменяемое.

III. Пах (как?) свежо (обстоятельство)

Примеры звуко-буквенного разбора

Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а – гласный, безударный;

г – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а – гласный, ударный;

ж – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о – гласный, ударный;

ж – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь

я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный.

Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, безударный;

ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный.

Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и – гласный, безударный;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о – гласный, ударный;

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о – гласный, безударный;

б – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е – гласный, ударный;

д – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о – гласный, безударный;

л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о – гласный, ударный.

Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а – гласный, ударный;

й – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а – гласный, безударный.

Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е – гласный, безударный;

р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е – гласный, ударный;

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Июнь [ий’ун ’ – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и – гласный, безударный;

ю – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Маяк [май’ак – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а – гласный, безударный;

я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о – гласный, ударный;

с – согласный, парный, глухой, мягкий;

е – гласный, безударный;

н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и – гласный, ударный;

т – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь

Россия — — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.

р – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а – гласный, безударный;

с – согласный, парный, глухой, мягкий;

и – гласный, ударный;

я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, безударный.

Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.

Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.

В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи , памяти и внимания. Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий