Какие бывают и сколько существует частей речи в русском языке?

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, напри­мер:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустар­ни­ка­ми,
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь,
  • гулять — ходить не торо­пясь, отды­хать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи, сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка, «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ дей­ствия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи меж­до­ме­тие.

Слово «чем» — это союз

Это сло­во может при­со­еди­нять обо­рот или при­да­точ­ную часть со зна­че­ни­ем срав­не­ния, сопо­став­ле­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении.

К нему невоз­мож­но задать син­так­си­че­ский вопрос, что сви­де­тель­ству­ет о том, что это сло­во не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Оно исполь­зу­ет­ся как свя­зоч­ный аппа­рат меж­ду дву­мя частя­ми выска­зы­ва­ния. Эта син­так­си­че­ская функ­ция поз­во­лит отне­сти его к слу­жеб­ной части речи.

Рассматриваемый союз может при­со­еди­нять член пред­ло­же­ния или при­да­точ­ную часть со зна­че­ни­ем мень­шей пред­по­чти­тель­но­сти чего-либо тому, о чем сооб­ща­ет­ся в глав­ной части слож­но­под­чи­нен­но­го предложения.

Анализируемое сло­во так­же может являть­ся частью слож­но­го сою­за «че́м…тем», кото­рый при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть со зна­че­ни­ем сопо­став­ле­ния чего-либо с тем, о чём гово­рит­ся в глав­ной части.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи отно­сят­ся:

  1. пред­ло­ги
  2. сою­зы
  3. части­цы

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические сред­ства.

Предлог

Предлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го и место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Например:

  • встре­тить у реки,
  • вер­нуть­ся в дерев­ню,
  • при­е­хать спу­стя три дня,
  • каж­дый из нас.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и про­из­вод­ные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до,
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо,
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет,
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кон­чая.

Союз

Союз — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для соеди­не­ния одно­род­ных чле­нов, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний.

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаво­ро­нок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми пред­ло­же­ни­я­ми.

По функ­ции раз­ли­ча­ют сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные сою­зы:

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо,
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

Частица — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит в пред­ло­же­ние раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки и слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слов.

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттен­ки:

  • утвер­ди­тель­ные — да, так, точ­но, ну да,
  • отри­ца­тель­ные — не, ни,
  • вопро­си­тель­ные — ли, раз­ве, неуже­ли, а, что ли,
  • срав­ни­тель­ные — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, вро­де, как бы,
  • уси­ли­тель­ные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, про­сто, пря­мо,
  • ука­за­тель­ные — вот, вон, это,
  • уточ­ня­ю­щие — имен­но, как раз, под­лин­но, ров­но,
  • выделительно-ограничительные — лишь, толь­ко, хоть, все­го, исклю­чи­тель­но,
  • вос­кли­ца­тель­ные — что за, то-то, как, ну и, ведь,
  • выра­жа­ю­щие сомне­ние — вряд ли, едва ли.

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы:

  • пусть (пусть све­тит),
  • пус­кай (пус­кай попла­чет),
  • да (да идем же),
  • давай­те (давай­те отпра­вим­ся),
  • бы (сло­жил бы).

РУССКИЙ ЯЗЫК

Что такое части речи?

Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др.

Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.

1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.

Всего в русском языке 10 частей речи:

имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
предлог
союз
частица
междометие

2. Прочитайте.

Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем…
(О. Высотская)

Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?

Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.

Образец. Глагол: бьёт, … .

Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предлог

3. Прочитайте.

…Тихо гаснуть стали звёзды,
И Звезда Звезде сказала:
«Снилось мне, что этой ночью
На Земле я побывала!..

Вся в огнях и ярких блёстках
Ёлка в зале том стояла,
А у ёлки на верхушке
Гордым блеском я сияла!»
(Б. Никонова)

В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?

Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?

Спишите слова Звезды. Проверьте себя.

Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.

Книга — это имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Рисует — это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета.

4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.

  1. Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
  2. Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
  • Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
  • Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.

В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения.

5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.

  • Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
  • Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
  • Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?

6. Прочитайте.

На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.

Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.

Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.

Всё кончилось х..рошо.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Что изображено на рисунке? Расскажите.
  • Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
  • Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.

Группы слов по значению

Дорогие ребята, добро пожаловать в кафе! Сегодня у нас очень вкусное занятие. На примере съедобного, полезного и вкусного мы узнаем, какие слова бывают.

Прочтите стишок.

Вот стол и стул – это предмет.

Стоят – то слово-действие.

Цветные – признак этих слов,

И наш ответ уже готов.

Слова-названия: кто и что.

Учитель, повар и пальто.

Учить, готовить, свершено-

Словам-действиям равно.

Слово-признак: чей, какой.

Умный, быстрый и цветной.

Подумайте, как можно разделить все слова? (слова-названия, действия, признаки)

Посмотрите, ребята, по значению слова можно разделить на три группы.

Расскажи, о каких словах мы узнали?

Рассмотри картинку, назови слова-предметы, признаки и действия. Можно использовать таблицу выше.

Ответ:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Что такое части речи?

Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др.

Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.

1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.

Всего в русском языке 10 частей речи:

имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
предлог
союз
частица
междометие

2. Прочитайте.

Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем…
(О. Высотская)

Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?

Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.

Образец. Глагол: бьёт, … .

Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предлог

3. Прочитайте.

…Тихо гаснуть стали звёзды,
И Звезда Звезде сказала:
«Снилось мне, что этой ночью
На Земле я побывала!..

Вся в огнях и ярких блёстках
Ёлка в зале том стояла,
А у ёлки на верхушке
Гордым блеском я сияла!»
(Б. Никонова)

В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?

Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?

Спишите слова Звезды. Проверьте себя.

Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.

Книга — это имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Рисует — это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета.

4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.

  1. Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
  2. Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
  • Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
  • Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.

В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения.

5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.

  • Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
  • Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
  • Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?

6. Прочитайте.

На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.

Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.

Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.

Всё кончилось х..рошо.

(В. Степанов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Что изображено на рисунке? Расскажите.
  • Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
  • Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?», «что?». 

Синтаксическая роль: может выполнять функции всех членов предложения.

Имена существительные делятся на собственные (Рязань, Антон Чехов, Волга) и нарицательные (город, писатель, река); одушевлённые (ёжик, соловей, человек) и неодушевлённые (камень, дорога, машина). 

По значению делятся на группы:

Конкретные

– обозначают конкретные явления. Их можно посчитать, они образуют формы множественного числа.

Например: книга (две книги), год (три года), машина (пять машин). 

Абстрактные

– обозначают отвлечённое явление (чувство, процесс, философское понятие). Не поддаются исчислению, имеют форму только одного из чисел.

Например: борьба, счастье, смелость, хлопоты. 

Вещественные

– обозначают неделимые вещества (часто жидкости, продукты). Сочетаются со словами литр, килограмм и подобными названиями единиц мер.

Например: нефть, кровь, сахар, молоко, мёд.

Собирательные

– обозначают совокупность как единое целое. Имеют форму только единственного числа.

Например: зверьё, мошкара, молодёжь, листва, родня, профессура, бельё, ельник. 

Род существительных

Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.

Род существительных определяется путём подстановки слов:

  • он, мой – кот (мужской род),
  • она, моя – кошка (женский род),
  • оно, моё – дитя (средний род).

Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.

Падеж существительных

Падеж существительных–это грамматическая форма, которая показывает связь существительного с другими словами с помощью окончаний или предлогов. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Им.п.

Кто? Что?

Кот, дом

Р.п.

Кого? Чего?

Кота, дома

Д.п.

Кому? Чему?

Коту, дому

В.п.

Кого? Что?

Кота, дом

Тв.п.

Кем? Чем?

Котом, домом

П.п.

О ком? О чём?

О коте, о доме

Склонение существительных

Склонение существительных – это изменения по падежам и числам.

1-е склонение

 — cуществительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я

Вася, дедушка, мама, обжора

2-е склонение

 — cуществительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е

Дом, планетарий, воскресенье, чудо

3-е склонение

 — cуществительные ж.р. с нулевым окончанием

Жизнь, тишь, степь

Несклоняемые

 — cуществительные иноязычного происхождения без окончания

Кенгуру, пальто, какао, пенсне

Разносклоняемые

 — часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя

Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя

Адъективное склонение

 — субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)

Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

Грамматические особенности

У любой части речи в нашем языке имеется свое грамматическое значение. К примеру, им. сущ. используются для обозначения предметов и объектов, глаголы – для описания действий и т.д. 

Наречия образуются от лексем, принадлежащих к другим частям речи. Но, несмотря на это, они остаются вполне самостоятельными и также имеют собственное грамматическое значение. Для конкретного наречия оно будет определяться морфологической принадлежностью слова, к которому это наречие примыкает, поясняя его. Возможны следующие варианты: 

  • глагол или деепричастие: «бежать быстро», «сказать в отместку», «вглядываясь вглубь» — описание признака процесса или действия;
  • еще одно наречие, либо прилагательное/причастие: «крайне холодное», «очень громко», «мастерски выполненный» — грамматическим значением является признак признака;
  • существительное: «текст наизусть», «стук сбоку» — наречие обозначает признак предмета. 

От участников прочих морфологических групп слова, принадлежащие к рассматриваемой нами группе, отличаются не только по своему грамматическому значению, но и по ряду уникальных грамматических признаков, не свойственных более ни одной части речи. 

Неизменяемость

По своей грамматической форме наречия всегда остаются неизменными. У представителей этой части речи нет обычных для слов других морфологических групп признаков числа, рода или падежа. Они не склоняются и не спрягаются. Понять это проще всего на примерах: 

  • смеялись весело, смеялась весело, смеялся весело;
  • чересчур сладкий, чересчур сладкого, чересчур сладким. 

Как бы ни изменялось слово, которое поясняет наречие, само оно останется неизменным. 

У наречий отсутствуют окончания. Их конечные буквы – это словообразовательные суффиксы –о-, -е-, -и-, -а- и прочие. У слов, заканчивающихся суффиксом –о- есть способность к образованию степеней сравнения, например: «поздно», «позже», «более поздно». Однако каждое из новообразований будет считаться не новой словоформой уже существующего слова, а самостоятельным наречием, обладающим свойством неизменяемости. 

Знаменательные и местоименные

Все слова, относящиеся к морфологической группе наречий, делятся по функциональному признаку на две группы. Это: 

  • знаменательные – слова, служащие для непосредственного обозначения признака процесса, действия, предмета или другого признака (например: «быстро», «абсолютно», «вблизи»);
  • местоименные – применяются для обозначения признака без конкретного его наименования (например: «туда», «нигде», «всюду»). 

У каждой из групп имеется несколько подкатегорий. Так, знаменательные наречия делятся на: 

  • определительные – используют для обозначения меры, уровня качества, способа или образа действия; отвечают на вопросы «Сколько?», «В какой степени», «Как?», «Каким образом?»; примеры – «вдвое», «весьма», «чуть-чуть», «вхолостую», «быстро»,» вприпрыжку»;
  • обстоятельственные – применяются для обозначения места, причины, цели или времени; отвечают на вопросы «Где?», «Когда?», «Как долго», «Зачем?», «Почему?» и им подобные; примеры – «рядом», «налево», «вечером», «позже», «спросонья», «поневоле», «впрок». 

У местоименных наречий тоже есть свои подвиды: 

  • указательные – там, туда, затем, поэтому;
  • относительные – куда, где, зачем, отчего;
  • отрицательные – нипочем, никогда, негде;
  • неопределенные – куда-нибудь, где-то, зачем-либо;
  • определительные – всюду, всегда, по-другому;
  • вопросительные – когда?, почему?, откуда?.

Вопросы, на которые должны отвечать представители каждой из подгрупп, понятны из названия этой группы. 

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

Существительного Дачный сад в цвету
Прилагательного Лодка показалась ненадежной
Числительного Шестью семь-сорок два
Наречия На улице было холодно
Местоимения Частная клиника теперь моя
Причастия Урожай собран
Синтаксически неделимого словосочетания
  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Парадокс слова

В слове заключен известный парадокс, который и по сей день заставляет многих ломать голову. Дело в трудности определения понятия из самого себя. Что это значит?

Это значит, что в слове, в его понятии заложено определяемое слово. Чтобы понять что такое слова нам придется пользоваться другими словами. Но, как можно пользоваться тем, что до конца непонятно? Филологам приходится ломать голову и над этим вопросом. Спасает лишь то, что понимание того, что такое слова существует на интуитивном уровне. Все мы чувствуем, что такое слова и умеем ими пользоваться.

И, все же, этого недостаточно. Нужно научное понимание слова.

Слово — это единица речи, которая служит выражением определенного понятия.

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.
Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий