Общее значение слов одной части речи
У каждого слова имеется лексическое значение, которое является его индивидуальным опознавательным свойством среди других слов русского языка, например:
- лес — это пространство, заросшее деревьями и кустарниками,
- добрый — это благожелательный, отзывчивый к людям, готовый помочь,
- гулять — ходить не торопясь, отдыхать.
Кроме лексического значения, каждое слово обладает набором определенных грамматическим свойств, отвлеченных от конкретной семантики лексемы. Например, слова «бежать», «броситься», «нестись», «лететь» обозначают перемещение в пространстве, слова «сказать», «говорить», «высказаться» — процесс речи, слова «сердиться», «радоваться», «сочувствовать» — состояние. Всех их объединяет общее значение действия или состояния.
Слова «наивный», «смелый», «застенчивый» обозначают психологические свойства человека, «ночной», «вечерний», предутренний» — временные отношения, «верхний», «нижний» — пространственные отношения. Наряду с этим все указанные лексемы имеют нечто общее, объединяющее их: они обозначают признак предмета.
Слова «быстро» (ответить как? быстро), «громко» (спеть как? громко), «весело» (прыгать как? весело) обозначают образ действия.
В соответствии с этой способностью лексем обозначать что-то общее, а также сообразно с их грамматическими признаками и синтаксической ролью все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Что такое части речи?
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, объединенные общностью значения, морфологических и синтаксических признаков
Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Тип общего значения позволяет выделить самостоятельные, или знаменательные, части речи и служебные, а также указать особую часть речи междометие.
Слово «чем» — это союз
Это слово может присоединять оборот или придаточную часть со значением сравнения, сопоставления в сложноподчиненном предложении.
К нему невозможно задать синтаксический вопрос, что свидетельствует о том, что это слово не является членом предложения. Оно используется как связочный аппарат между двумя частями высказывания. Эта синтаксическая функция позволит отнести его к служебной части речи.
Рассматриваемый союз может присоединять член предложения или придаточную часть со значением меньшей предпочтительности чего-либо тому, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Анализируемое слово также может являться частью сложного союза «че́м…тем», который присоединяет придаточную часть со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главной части.
Служебные части речи
Служебные слова не являются наименованиями предметов, их качеств и свойств, действий или состояний, поэтому их называют незнаменательными. Они служат для выражения отношений между явлениями и объектами действительности, названными знаменательными словами, и употребляются только вместе с ними.
К служебным частям речи относятся:
- предлоги
- союзы
- частицы
Все служебные слова не изменяются, не являются членами предложения. К ним нельзя задать синтаксический вопрос. Они используются в словосочетании и предложении как формально-грамматические средства.
Предлог
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, прилагательного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
Например:
- встретить у реки,
- вернуться в деревню,
- приехать спустя три дня,
- каждый из нас.
По происхождению предлоги различают первообразные, непроизводные, и производные:
- в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до,
- отнаречные — внутри, сквозь, мимо,
- отыменные — вследствие, путем, насчет,
- отглагольные — благодаря, спустя, исключая, включая, кончая.
Союз
Союз — служебная часть речи, которая используется для соединения однородных членов, частей сложного предложения и самостоятельных предложений.
Над лесом и полем заливается голосистый жаворонок.
Союз в отличие от предлога и частицы используется только в синтаксисе русского языка как связующее звено между членами предложения и самими предложениями.
По функции различают сочинительные и подчинительные союзы:
- тоже, также, и, да, но, зато, только, либо,
- что, когда, как, пока, чтобы, так как, потому что, хотя, если, раз, словно, точно, несмотря на то что.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают огромные древние липы (С. Гейченко)
Бытует поверье, что аисты приносят счастье (В. Алешко).
Частица
Частица — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные смысловые оттенки и служит для образования форм слов.
По значению и роли в предложении различают модальные частицы, придающие различные оттенки:
- утвердительные — да, так, точно, ну да,
- отрицательные — не, ни,
- вопросительные — ли, разве, неужели, а, что ли,
- сравнительные — как, будто, словно, точно, как будто, вроде, как бы,
- усилительные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, просто, прямо,
- указательные — вот, вон, это,
- уточняющие — именно, как раз, подлинно, ровно,
- выделительно-ограничительные — лишь, только, хоть, всего, исключительно,
- восклицательные — что за, то-то, как, ну и, ведь,
- выражающие сомнение — вряд ли, едва ли.
Укажем формообразующие частицы:
- пусть (пусть светит),
- пускай (пускай поплачет),
- да (да идем же),
- давайте (давайте отправимся),
- бы (сложил бы).
РУССКИЙ ЯЗЫК
Что такое части речи?
Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др. Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др. |
1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.
Всего в русском языке 10 частей речи: имя существительное |
2. Прочитайте.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем…
(О. Высотская)
Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?
Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.
Образец. Глагол: бьёт, … .
Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предлог
3. Прочитайте.
…Тихо гаснуть стали звёзды,
И Звезда Звезде сказала:
«Снилось мне, что этой ночью
На Земле я побывала!..
Вся в огнях и ярких блёстках
Ёлка в зале том стояла,
А у ёлки на верхушке
Гордым блеском я сияла!»
(Б. Никонова)
В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?
Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?
Спишите слова Звезды. Проверьте себя.
Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.
Книга — это имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.
Рисует — это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета.
4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.
- Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
- Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
- Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
- Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.
В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения. |
5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.
- Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
- Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
- Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?
6. Прочитайте.
На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.
Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.
Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.
Всё кончилось х..рошо.
(В. Степанов)
- Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
- О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
- Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.
7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.
- Что изображено на рисунке? Расскажите.
- Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
- Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.
Группы слов по значению
Дорогие ребята, добро пожаловать в кафе! Сегодня у нас очень вкусное занятие. На примере съедобного, полезного и вкусного мы узнаем, какие слова бывают.
Прочтите стишок.
Вот стол и стул – это предмет.
Стоят – то слово-действие.
Цветные – признак этих слов,
И наш ответ уже готов.
Слова-названия: кто и что.
Учитель, повар и пальто.
Учить, готовить, свершено-
Словам-действиям равно.
Слово-признак: чей, какой.
Умный, быстрый и цветной.
Подумайте, как можно разделить все слова? (слова-названия, действия, признаки)
Посмотрите, ребята, по значению слова можно разделить на три группы.
Расскажи, о каких словах мы узнали?
Рассмотри картинку, назови слова-предметы, признаки и действия. Можно использовать таблицу выше.
Ответ:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Что такое части речи?
Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др. Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др. |
1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.
Всего в русском языке 10 частей речи: имя существительное |
2. Прочитайте.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем…
(О. Высотская)
Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?
Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.
Образец. Глагол: бьёт, … .
Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предлог
3. Прочитайте.
…Тихо гаснуть стали звёзды,
И Звезда Звезде сказала:
«Снилось мне, что этой ночью
На Земле я побывала!..
Вся в огнях и ярких блёстках
Ёлка в зале том стояла,
А у ёлки на верхушке
Гордым блеском я сияла!»
(Б. Никонова)
В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?
Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?
Спишите слова Звезды. Проверьте себя.
Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.
Книга — это имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.
Рисует — это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета.
4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.
- Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
- Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
- Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
- Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.
В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения. |
5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.
- Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
- Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
- Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?
6. Прочитайте.
На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.
Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.
Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.
Всё кончилось х..рошо.
(В. Степанов)
- Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
- О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
- Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.
7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.
- Что изображено на рисунке? Расскажите.
- Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
- Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.
Имя существительное
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, лицо или явление и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксическая роль: может выполнять функции всех членов предложения.
Имена существительные делятся на собственные (Рязань, Антон Чехов, Волга) и нарицательные (город, писатель, река); одушевлённые (ёжик, соловей, человек) и неодушевлённые (камень, дорога, машина).
По значению делятся на группы:
Конкретные |
– обозначают конкретные явления. Их можно посчитать, они образуют формы множественного числа. Например: книга (две книги), год (три года), машина (пять машин). |
Абстрактные |
– обозначают отвлечённое явление (чувство, процесс, философское понятие). Не поддаются исчислению, имеют форму только одного из чисел. Например: борьба, счастье, смелость, хлопоты. |
Вещественные |
– обозначают неделимые вещества (часто жидкости, продукты). Сочетаются со словами литр, килограмм и подобными названиями единиц мер. Например: нефть, кровь, сахар, молоко, мёд. |
Собирательные |
– обозначают совокупность как единое целое. Имеют форму только единственного числа. Например: зверьё, мошкара, молодёжь, листва, родня, профессура, бельё, ельник. |
Род существительных
Все слова русского языка, употребляющиеся в форме единственного числа, могут относиться к мужскому, женскому, среднему и общему роду.
Род существительных определяется путём подстановки слов:
- он, мой – кот (мужской род),
- она, моя – кошка (женский род),
- оно, моё – дитя (средний род).
Существительные общего рода могут обозначать лиц и мужского, и женского пола: мой, моя – плакса.
Падеж существительных
Падеж существительных–это грамматическая форма, которая показывает связь существительного с другими словами с помощью окончаний или предлогов. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Им.п. |
Кто? Что? |
Кот, дом |
Р.п. |
Кого? Чего? |
Кота, дома |
Д.п. |
Кому? Чему? |
Коту, дому |
В.п. |
Кого? Что? |
Кота, дом |
Тв.п. |
Кем? Чем? |
Котом, домом |
П.п. |
О ком? О чём? |
О коте, о доме |
Склонение существительных
Склонение существительных – это изменения по падежам и числам.
1-е склонение |
— cуществительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я Вася, дедушка, мама, обжора |
2-е склонение |
— cуществительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е Дом, планетарий, воскресенье, чудо |
3-е склонение |
— cуществительные ж.р. с нулевым окончанием Жизнь, тишь, степь |
Несклоняемые |
— cуществительные иноязычного происхождения без окончания Кенгуру, пальто, какао, пенсне |
Разносклоняемые |
— часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя |
Адъективное склонение |
— субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи) Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое |
Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.
Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.
Грамматические особенности
У любой части речи в нашем языке имеется свое грамматическое значение. К примеру, им. сущ. используются для обозначения предметов и объектов, глаголы – для описания действий и т.д.
Наречия образуются от лексем, принадлежащих к другим частям речи. Но, несмотря на это, они остаются вполне самостоятельными и также имеют собственное грамматическое значение. Для конкретного наречия оно будет определяться морфологической принадлежностью слова, к которому это наречие примыкает, поясняя его. Возможны следующие варианты:
- глагол или деепричастие: «бежать быстро», «сказать в отместку», «вглядываясь вглубь» — описание признака процесса или действия;
- еще одно наречие, либо прилагательное/причастие: «крайне холодное», «очень громко», «мастерски выполненный» — грамматическим значением является признак признака;
- существительное: «текст наизусть», «стук сбоку» — наречие обозначает признак предмета.
От участников прочих морфологических групп слова, принадлежащие к рассматриваемой нами группе, отличаются не только по своему грамматическому значению, но и по ряду уникальных грамматических признаков, не свойственных более ни одной части речи.
Неизменяемость
По своей грамматической форме наречия всегда остаются неизменными. У представителей этой части речи нет обычных для слов других морфологических групп признаков числа, рода или падежа. Они не склоняются и не спрягаются. Понять это проще всего на примерах:
- смеялись весело, смеялась весело, смеялся весело;
- чересчур сладкий, чересчур сладкого, чересчур сладким.
Как бы ни изменялось слово, которое поясняет наречие, само оно останется неизменным.
У наречий отсутствуют окончания. Их конечные буквы – это словообразовательные суффиксы –о-, -е-, -и-, -а- и прочие. У слов, заканчивающихся суффиксом –о- есть способность к образованию степеней сравнения, например: «поздно», «позже», «более поздно». Однако каждое из новообразований будет считаться не новой словоформой уже существующего слова, а самостоятельным наречием, обладающим свойством неизменяемости.
Знаменательные и местоименные
Все слова, относящиеся к морфологической группе наречий, делятся по функциональному признаку на две группы. Это:
- знаменательные – слова, служащие для непосредственного обозначения признака процесса, действия, предмета или другого признака (например: «быстро», «абсолютно», «вблизи»);
- местоименные – применяются для обозначения признака без конкретного его наименования (например: «туда», «нигде», «всюду»).
У каждой из групп имеется несколько подкатегорий. Так, знаменательные наречия делятся на:
- определительные – используют для обозначения меры, уровня качества, способа или образа действия; отвечают на вопросы «Сколько?», «В какой степени», «Как?», «Каким образом?»; примеры – «вдвое», «весьма», «чуть-чуть», «вхолостую», «быстро»,» вприпрыжку»;
- обстоятельственные – применяются для обозначения места, причины, цели или времени; отвечают на вопросы «Где?», «Когда?», «Как долго», «Зачем?», «Почему?» и им подобные; примеры – «рядом», «налево», «вечером», «позже», «спросонья», «поневоле», «впрок».
У местоименных наречий тоже есть свои подвиды:
- указательные – там, туда, затем, поэтому;
- относительные – куда, где, зачем, отчего;
- отрицательные – нипочем, никогда, негде;
- неопределенные – куда-нибудь, где-то, зачем-либо;
- определительные – всюду, всегда, по-другому;
- вопросительные – когда?, почему?, откуда?.
Вопросы, на которые должны отвечать представители каждой из подгрупп, понятны из названия этой группы.
Виды составного сказуемого
Составное сказуемое бывает:
- глагольным (основная часть – инфинитив)
- именным(основная часть – имя)
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола
СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Основные вспомогательные глаголы
В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.
1. Глаголы:
— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)
— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)
— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)
2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)
3. Слова состояния: можно, нельзя, надо
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части
СИС = глагол-связка + именная часть
Глагол-связка
Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.
Рассмотрим глаголы, входящие в состав:
1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)
. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь
2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.
3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)
Именная часть
Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:
Существительного | Дачный сад в цвету |
Прилагательного | Лодка показалась ненадежной |
Числительного | Шестью семь-сорок два |
Наречия | На улице было холодно |
Местоимения | Частная клиника теперь моя |
Причастия | Урожай собран |
Синтаксически неделимого словосочетания |
|
ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.
Парадокс слова
В слове заключен известный парадокс, который и по сей день заставляет многих ломать голову. Дело в трудности определения понятия из самого себя. Что это значит?
Это значит, что в слове, в его понятии заложено определяемое слово. Чтобы понять что такое слова нам придется пользоваться другими словами. Но, как можно пользоваться тем, что до конца непонятно? Филологам приходится ломать голову и над этим вопросом. Спасает лишь то, что понимание того, что такое слова существует на интуитивном уровне. Все мы чувствуем, что такое слова и умеем ими пользоваться.
И, все же, этого недостаточно. Нужно научное понимание слова.
Слово — это единица речи, которая служит выражением определенного понятия.
Способы выражения сказуемого
Какими частями речи выражается сказуемое?
Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.
- Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
- Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
- Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.