Словесное и фразовое ударение, интонация
Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.
Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.
Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.
Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.
Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.
Фонетика как раздел языкознания
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.
Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).
Единицы фонетики
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) — часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
Аспекты фонетических исследований
Существует три аспекта фонетических исследований:
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) — исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.
Содержание (быстрый переход):
Фонетический разбор слова в школе
Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1. При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Фонетический разбор слова в школе включает транскрипцию слова (по подробной или упрощённой системе) и характеристику каждого звука по его основным признакам. Подробнее об упрощенной системе читайте в конспекте «Характеристика букв и звуков».
Порядок фонетического разбора слова(по школьной традиции):
характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Основные моменты, которые не стоит забывать:
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки.
- Иногда происходит оглушение или озвончение согласных звуков (например: гриб — гри, сделать — делать).
- Буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость впереди стоящего звука.
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова, после букв Ъ и Ь, перед гласной, они обозначают два звука.
- Буква может не обозначать звука: 1) непроизносимые согласные (например, в слове сердце); 2) Ъ и Ь не имеют звуков.
- Один звук может быть обозначен сочетанием 2-х или 3-х букв (например, в словах играться, считать) или удвоенными согласными (например в слове программа).
Образец фонетический разбор словапо упрощенной системе:
Чернеют — чер-нé-ют (3 слога)
ч — согласный, мягкий, глухой
е — гласный, безударный
р — согласный, твердый, звонкий
н — согласный, мягкий, звонкий
е — гласный, ударный
ю — согласный, мягкий, звонкий
– — гласный, безударный
т — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
Подробная система
фонетического разбора слова(кратко)
Транскрипция звучащей речи может выполняться с различной степенью точности. Упрощённая система учитывает только самые основные процессы в области гласных звуков. Отражается только качественная редукция гласных и . Безударный обозначается всегда как , а безударный — как или . Количественная редукция и качественно-количественная редукция разных степеней учитывается только в подробной системе фонетического разбора. Для этой системы используются следующие знаки:
Основные правила транскрибации:
Образец фонетический разбор словапо подробной системе:
Лесоруб — ле-со-ру́б (3 слога)
л — согласный, мягкий парный, сонорный (звонкий непарный);
е — гласный, безударный, II степени редукции;
с — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
о — гласный, безударный, I степени редукции;
р — согласный, твёрдый парный, сонорный (звонкий непарный);
у — гласный, ударный;
б — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
___________
7 букв, 7 звуков
Вы смотрели конспект урока «Фонетический разбор слова«. Следующая тема: Слог. Ударение.
Слайды и текст этой презентации
Путешествие в осенний лес Но перед тем как отправиться в путешествие мы должны разделиться на две команды и ответить на вопросы
Тема урока: Повторение и обобщение по разделу Фонетика
Цели: обучающая: Обобщить и закрепить знания,умения по теме,дать понятие термина фонетика,умение различать буквы и звуки, совершенствовать навыки правописанияРазвивающая Развивать речь учащихся, творческое мышление,любознательность ,наблюдательность,умение делать выводы Воспитывающая воспитывать у учащихся чувства коллективизма,доброжелательности,взаимопомощь,заинтересовать,привить любовь к русскому языку Тип урока Обобщение и систематизация полученных знаний Форма урок-путешествиеМетоды и приёмы частично-поисковый,словесный,практическийОборудование интерактивная доска,задания различных тем
Давайте мы вспомним все, что мы знаем по фонетике.
Сколько букв в русском алфавите?Сколько гласных букв?Сколько согласных букв?Сколько парных согласных по глухости и звонкости?Сколько непарных звонких?Назовите их.Сколько непарных глухих? Назовите их.Сколько непарных мягких? Назовите их.Сколько непарных твердых? Назовите их.Сколько гласных звуков?Сколько согласных звуков?Сколько всего звуков?
Дом Лесника
А вот и дом лесника!Давайте зайдем в этот дом,но для этого нам надо выполнить это задание
Замените в словах один согласный звук.Например,вот так:корж-морж
Корка, лад, губы ,лень; Команде ёжикаПень , рожь, дверь , доска.
Команде зайки
Давайте зайдем к лисичке!
Я так хочу с вами прогуляться по лесу, но мне надо выполнить это задание
Подберите и напишите проверочное слово.Подчеркните в словах ту букву,которую надо написать в словах.
го… д,т холо…д,тзу… б,п ду…б,путю…г,к дру…к,гшар… в,ф морко…ь в,фэта… ж,ш ланды… ш,ж
Как красив осенний лес! Мы долго любовались его красотой,
а теперь нам надо возвращаться
в школу! А что это, ребята? Домик,неужели,интересный какой-то…Ребята,а вы знаете кто здесь живет?
Задание Бабы-Яги
Подбирая слоги,записанные в фигуре,составьте слова с чу и щу.Придумайте по три предложения
Чтобы Баба-Яга нас не поймала,нам необходимо скрыться,а для этого мы должны правильно ответить на задание.
Найдите новое слово, полученное после исключения одного из звуков.
Удочка СтоСтол мехМель дочкаСмех ельМрак котСкот зубКрай ракЗубр рай
Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. — 2014 год
Фонетика. Гласные звуки — ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить изученное по теме “Фонетика”; показать, как образуются гласные звуки; развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать место фонетики в системе наук о языке; понимать, как образуются звуки речи; отличать гласные звуки от согласных; различать понятия “звук” и “буква”; понимать значение ударения; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольных работ
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
IV. Повторение изученного по теме “Фонетика”
— Как называется самая малая единица языка? (Звук.)
— Какая лингвистическая наука изучает звуки? (Фонетика.)
— Каково происхождение слова “фонетика”? (От греч. phone — звук.)
— Подберите однокоренные слова к слову “фонетика”. (Фонетический, телефон, магнитофон, микрофон, саксофон, диктофон, фонендоскоп.)
— Является ли однокоренным с этими словами слово фон в предложении “На фоне темного неба ярко светились звезды”? (Нет. Значение у этого слова другое: задний план чего-либо.)
— На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные.)
— На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие; твердые и мягкие.)
V. Работа по теме “Гласные звуки”
1. Проведите самостоятельные наблюдения (задания § 51 на с. 122—123) и сделайте вывод.
Вывод. Гласные звуки состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая препятствий; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.
2. Сверка вывода с определением на с. 123.
3. Упр. 263 — подобрать односложные слова с гласными звуками (устно).
Примеры
Сам — сом, мир — мэр — мор, писк — пуск, бай — бой — буй, тип — топ — туп, мал — мол — мыл — мил — мул, рак — рок — рык — рук и т. д.
Комментарий
Кроме звукового состава, слова различаются значением. Значит, ударные гласные играют смыслоразличительную роль. Слова относятся к разным частям речи: большинство примеров — имена существительные в именительном падеже, существительное рук — в родительном падеже; есть местоимение (сам), краткие прилагательные (туп, мая, мил), глаголы (мыл).
4. Упр. 264.
Пример таблицы “Гласные звуки”
Звуки |
Примеры |
Мак, клан |
|
Сок, мозг |
|
Рис, пирс |
|
Мышь, тын |
|
Сэр, сет |
|
Дуб, труд |
5. Упр. 265 — комментированное письмо.
VI. Подведение итогов
— Что нового вы узнали о звуках речи?
— В чем особенность гласных звуков?
Домашнее задание
1. § 51.
2. Упр. 266, 267.
3. Работа над ошибками.
ПредыдущаяСледующая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла.
Конспект урока по теме «Звук и буква Ц» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе.
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет.
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные.
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс.
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс.
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви.
Изменения согласных
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать звуки , , , , , : сон , сено , сбор , просьба , сжать , расчёт .
-
Оглушение парных звонких согласных:
- в конце слова: пруд ;
- перед парным глухим согласным: сказка , пряжка ;
- Озвончение парного глухого согласного перед парным звонким: вокзал , сделать , просьба ;
-
Смягчение парных твердых согласных:
- перед Ь: моль , ;
- перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк , пряжа ;
- к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик ,
- согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным: снег , здесь ,
- Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной , конь -> конский .
-
Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
- вств -> : здравствуй ;
- стн -> : местный , тростник ;
- стл -> : счастливый ;
- здн -> : поздний ;
- здц -> : под уздцы ;
- нтг -> : рентген ;
- ндц -> : голландцы ;
- рдц -> : сердце ;
- рдч -> : сердчишко ;
- лнц -> : солнце ;
- не произносится между гласными: моего
-
Уподобление согласных по месту образования:
- сч -> + -> / : счастье , с чем-то — ;
- сш -> + -> , : сшить = ;
- сщ -> + -> : расщепить ;
- зч -> + -> : грузчик , рассказчик
- сж -> + -> : сжать ;
- зж -> + -> , : изжить = ;
- тс, дс, тьс -> + -> , или : мыться =, отсылать ;
- тс -> + -> , : отцепить =;
- тч -> + -> , : отчет =;
- тщ -> + -> : отщепить ;
- чт -> / : чтобы , нечто ;
- чн -> : конечно , скучно ;
-
Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа , вАнна ;
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн , аккОрд , аллЕя ;
- тся, ться в глаголах -> : умываться -;
- -тск- в прилагательных -> : детский .
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
- Дом . Звук в сильной позиции, отчетливо слышим .
- Собака . На месте буквы «о» мы слышим звук , так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
- Колесо . Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук , но без ударения он становится слабым звуком .
- Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
- Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: сльн[А/О]е, красв[О/А].
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
- Любой звук перед гласным – всегда сильный. аня, ооо.
- Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. леск, люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
- Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – ворец, вота, вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
- Звук перед согласным – всегда слабый. тица (звук как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в ), рагулялся, тихотворение (звук находится в промежуточном состоянии с ).
- Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне, подъез.
- Всегда слабые перед :
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
- В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве, ко.
- Сильная позиция перед гласными. аня, огуля.
- , – всегда сильные перед согласными. Коба, пока.
- Всегда слабая позиция перед . Воро.
- и слабые перед «ч» и «щ». Бараик, кармаик.
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов
В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному
Как разобраться в фонетике
Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.
Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.
Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.
На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Словесное и фразовое ударение, интонация
Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.
Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.
Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.
Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.
Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.
Что мы узнали?
Фонетика – очень важный раздел науки о языке, поскольку она изучает те его части, которые непосредственно влияют на речь, то есть звуки, ударение и интонацию. Звуки в русском языке делятся на согласные и гласные, ударение может быть фразовым или словесны, а интонация – повествовательной, вопросительной или восклицательной.Все эти языковые единицы имеют свои особенности и влияют на различение смысла слов и предложений. Таким образом именно знания о фонетических особенностях языка позволяют правильно говорить, а также воспринимать то, что говорит другой человек.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Фонетика как уровень языка
Фонетическая система, как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:
- способ артикуляции: наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс гласных, или вокальных, звуков);
- степень участия в производстве звуков голоса (тона) — так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;
- место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;
- образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.
Фонетическая позиция звука
Фонетическая позиция звука бывает слабой и сильной. В слабой позиции он едва различим, произносится бегло. В сильной — звучит отчетливо.
Для гласных звуков сильная позиция — это нахождение под ударением. К примеру, в слове «дом» гласная О находится в сильной позиции, хорошо слышна, различима. А в слове «пора» гласная О не попадает под ударение, на ее месте мы слышим звук А.
Позиция согласных определятся по двум критериям: по глухости или звонкости, по мягкости или твердости.
Позиция по глухости и звонкости
Если провести анализ характеристик согласных по глухости и звонкости в зависимости от их позиции, то можно сделать следующие выводы:
Ц, Ч, Л, М, Р, Х, Н составляют исключение. Они не отвечают критериям слабых и сильных согласных по звонкости и глухости.
Позиция по мягкости и твердости
Разбор характеристик согласных по мягкости и твердости приводит к следующим заключениям:
Исключения в этом случае составляют Ц, Й, Щ, Ш, Ж, Ч.
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .
Запомни:
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
Памятка по фонетике для 5 класса
Орфоэпия — наука о нормах произношения.
Графика — раздел лингвистики, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме.
Количество гласных в слове = количество слогов.
Гласных звуков: 6
Гласных букв : 10 а о у и ы э + е ё ю я (йотированные)
е ё ю я(йотированные) обозначают 1 звук после согласных
обозначают 2 звука : 1)в начале слова2)после гласных3)после ъ ь.
всегда твердые:
всегда мягкие:
Ь после твердых Ж, Ш, Ц указывает не на их мягкость, а является показателем определенной грамматической формы
Всегда звонкие(сонорные):
Всегда глухие
стн = сн: грустный рдц = рц : сердце здн = зн : звёздный лнц = нц : солнце
ЧН = ШН : скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный ЧТ = ШТ : что, чтобы, что-либо, кое-что
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ : расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки
СШ, ЗШ = Ш: бесшумный, без шарфика
ТС (я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц : учится, учиться, уродство, братцы ГК = ХК : лёгкий
Оглушение – фонетический процесс, когда звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой сторожка
Фонетическая транскрипция – звуковая запись
Орфоэпия — наука о нормах произношения.
Графика — раздел лингвистики, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме.
Количество гласных в слове = количество слогов.
Гласных звуков: 6
Гласных букв : 10 а о у и ы э + е ё ю я (йотированные)
е ё ю я(йотированные) обозначают 1 звук после согласных
обозначают 2 звука : 1)в начале слова2)после гласных3)после ъ ь.
всегда твердые:
всегда мягкие:
Ь после твердых Ж, Ш, Ц указывает не на их мягкость, а является показателем определенной грамматической формы
Всегда звонкие(сонорные):
Всегда глухие
стн = сн: грустный рдц = рц : сердце здн = зн : звёздный лнц = нц : солнце
ЧН = ШН : скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный ЧТ = ШТ : что, чтобы, что-либо, кое-что
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ : расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки
СШ, ЗШ = Ш: бесшумный, без шарфика
ТС (я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц : учится, учиться, уродство, братцы ГК = ХК : лёгкий
Оглушение – фонетический процесс, когда звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой сторожка
Фонетическая транскрипция – звуковая запись
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-142480
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§4. Способ образования согласных
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: , , , . Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: , . В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении – свистящий, а при произнесении — шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки , , , . Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.
Итоговый тест
-
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
-
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
-
- У гласных
- У согласных
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- 5
- 11
- 20
-
- 5
- 10
- 14
-
- 10
- 15
- 20
-
- 3
- 6
- 12
-
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
-
- Сильная позиция
- Слабая позиция
-
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- 11
- 14
- 15
- 6
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных