Что такое личные окончания глаголов, таблица форм (4-5 класс)

Совершенный и несовершенный вид глагола

Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.

Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.

Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:

  1. Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?» и говорит о каком-то действии, завершение которого не подразумевает появление конкретного результата. Например, «рисовать». Согласитесь, если просто «рисовать», результатом может быть что угодно, а может и не быть вовсе.
  2. Совершенный вид. Отвечает на вопрос «что сделать?» и говорит о каком-то действии, которое можно завершить с конкретным результатом. Например, «нарисовать». Если человек не просто рисует, а желает нарисовать конкретную картину, перед нами глагол совершенного вида.

Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?»

Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола

Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.

Дополнительные особенности

Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары

Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола

Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.

Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.

Как определить спряжение глагола

Необходимо посмотреть на окончание глагола — ударное оно или нет.

1. Если окончание ударное, то спряжение определяется по личному окончанию глаголов. В окончании:

  • е, у, ю — глагол I спряжения;
  • и, а, я — глагол II спряжения.

Лес спит. Окончание ударное сп-и́т, глагол II спряжения.Ждёт весну. Окончание ударное жд-ёт, глагол I спряжения.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Поём песню.`choice-8`","widgets":{"choice-8":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}

2. Если окончание безударное, то спряжение определяется по суффиксу в инфинитиве.

  1. Для этого поставьте глагол в форму инфинитива (неопределенную форму).
  2. Определите, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить, кроме брить, стелить;
  2. 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть;
  3. 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.

Пример алгоритма определения спряжения:

Приведем примеры:

  1. Глагол «берет». Начальная форма: брать. Окончание на -ать. Делаем вывод, что глагол первого спряжения.
  2. Глагол «лепит». Начальная форма: лепить. Окончание на -ить. Делаем вывод, что глагол второго спряжения.

Представим парадигму спряжения глагола «брать»:

Представим парадигму спряжения глагола «лепить»:

Обратите внимание, что глагол в личной форме и глагол в инфинитиве должны быть одного вида:

  • увели́чит (что сделает?) — увеличить (что сделать?), на -ить, II спряжение, совершенный вид,
  • увели́чивает (что делает?) — увеличивать (что делать?), на -ать, I спряжение, несовершенный вид.
{"questions":,"answer":0}},"step":1,"explanation":"Глагол-исключение, II спряжение, пишем и.","hints":},{"content":"Чита`fill_choice-7`м сказку.","widgets":{"fill_choice-7":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}},"explanation":"Читать, на -ать, I спряжение, пишем е."},{"content":"Они стро`fill_choice-39`т мост.","widgets":{"fill_choice-39":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":0}},"explanation":"Строить, на -ить, II спряжение, пишем я."}]}

Начнём с лёгких примеров:

Морфологический разбор глагола «тренируется» по школьному образцу:I. Часть речи: (что делает?) тренируется — глагол;II. Начальная форма: тренироваться;III. Морфологические признаки.Постоянные признаки: несов. вид, возвратный, непереходный, I спряжение.Непостоянные признаки: ед. ч, изъяв. наклонение, наст. время, 3-е лицо.IV. Синтаксическая роль: в предложении является сказуемым, подчеркиваем слово тренируется двумя чертами.

Рассмотрим другие варианты морфологического разбора глаголов.

Я рисовал в уголке листа смайлик.

  1. Что делал? Рисовал. Часть речи – глагол. Начальная форма – рисовать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, мужской род, переходный, в прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Михаил искусно играет на скрипке.

  1. Что делает? Играет. Часть речи – глагол. Начальная форма – играть.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, мужской род, переходный, в действительном залоге и настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Мама подметает пол быстрее меня.

  1. Что делает? Подметает. Часть речи – глагол. Начальная форма – подметать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, действительный залог, переходный, в настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим предложение с несколькими глаголами. Морфологический разбор выполняется по очереди:

Мне показалось, что перед глазами пронеслась вся жизнь.

  1. Что сделало? Показалось. Часть речи – глагол. Начальная форма – показаться.
  2. Совершенный вид, единственное число, средний род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

И второй:

  1. Что сделала? Пронеслась. Часть речи – глагол. Начальная форма – пронестись.
  2. Совершенный вид, единственное число, женский род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола с выявлением наклонения.

Ребята учились бы хорошо, если бы не лень.

  1. Что делали? Учились. Часть речи – глагол. Начальная форма – учиться.
  2. Несовершенный вид, множественное число, условное наклонение, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Я напишу большую поэму.

  1. Что сделаю? Напишу. Часть речи – глагол. Начальная форма – написать.
  2. Совершенный вид, изъявительное наклонение, единственное число, первое лицо, действительный залог, переходный, в будущем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола в повелительном наклонении:

Вы работаете слишком медленно.

  1. Что делаете? Работаете. Часть речи – глагол. Начальная форма – работать.
  2. Несовершенный вид, повелительное наклонение, множественное число, второе лицо, действительный залог, настоящее время, непереходный.
  3. В предложении является сказуемым.

По аналогии выполняются все типовые задания, закрепляющие навык морфологического разбора. Попробуйте разобрать любой глагол по образцу, чтобы закрепить усвоенный материал.

Что такое глагол

Это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Существует два основных вида: изменяемые и неизменяемые.

Изменяемые формы

категории слов, которые обладают как постоянными, так и непостоянными грамматическими признаками глаголов, и изменяются в зависимости от контекста речи.

Неизменяемые формы

слова, которые сохраняют свою первичную форму не зависимо от того, в каком контексте речи используются. Неизменяемые глагольные формы обладают только постоянными грамматическими признаками.

Спрягаемые формы – все глаголы используемые для обозначения действий и состояний предмета, лица или явления. Изменяются по родам, числам, лицам, времени, имеют три формы наклоненияПобедил противника, вышила бы сорочку, перейдем дорогу, выучи стихотворение, сметаю листья.

Причастия – склоняемые неспрягаемые формы глагола. В речи причастия используются так же, как и прилагательные – для обозначения признаков предметов, лиц или явлений. Изменяются по категориям числа, рода, времени.

Пришедший вовремя гость, говорить о строящемся доме, изучаемые студентами темы, сесть на занятое место, набранный номер.

Инфинитив – неопределенная (начальная) форма глагола.Благодарить за услугу, рассказывать истории, написать книгу, начинать дело, смастерить стул.

Деепричастие –обладает грамматическими признаками глаголов и наречий.

Напившись кофе, отдохнув у родителей, зайдя домой, спускаясь с лестницы, указывая на доску.

↑ Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может состоять из одного или нескольких компонентов.

Простое глагольное сказуемое, состоящее из одного компонента, может быть выражено:

  • Глаголом в любом наклонении (изъявительном, сослагательном (условном), повелительном), глаголом в форме сложного будущего времени, глаголом в повелительном наклонении с частицами ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ). Примеры: Он читает . Он читал. Он будет читать. Прочитали бы они книгу.
  • Глаголом быть в значении наличия, существования.
  • Междометными глагольными формами или инфинитивом (Шапка бац. Мальчонка сразу плясать)
  • Устойчивыми сочетаниями и фразеологизмами с опорным глаголом (вести беседу, устроить прием, произвести впечатление, мотать на ус, прийти в себя, оказывать помощь, производить замену, наносить оскорбление, вводить в соблазн, вступать в разговор, заниматься сплетнями, вести беседу).

Простое глагольное сказуемое усложненного типа может быть выражено:

  1. Повторение глагольной формы (Пошел, пошел отсюда. Зимы ждала, ждала природа.)
  2. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель. (пойду поищу, пойду посмотрю)
  3. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю. Пойду посмотрю. Иди садись рядом. Лежу смотрю телевизор. Пойду погляжу на детей. Идем разговариваем с другом по улице.)
  4. Однокоренное наречие + глагол (криком кричать, ревмя реветь, ходить ходуном).
  5. Соединение глаголов при помощи союзов И, ДА, ДА И, частиц НЕ, ТАК (Он возьми да и расскажи.)
  6. Повторение одного и того же глагола в разных формах, сочетание однокоренных глаголов или глаголов (глагольных форм), близких по смыслу (Ждем не дождемся. Спать не спит. Жили-были старик со старухой. Зайчик скок-поскок.)
  7. Соединение инфинитива с личной формой того же глагола с частицей не (Писать не пишу, читать не читаю)
  8. Глагол + примыкающие к глаголу частицы было, будто, будто бы, якобы, так, и, ну, себе, вот тебе и, как, так и, как бы, как будто. (Стоит себе лес. Ну и сказал. Верь не верь теперь. Я уж было решил. За окном будто все вымерло. Сказал так сказал. Возьми да и скажи. Возьму и уйду. Смотри не урони. Вот тебе и съездили в отпуск. А он как закричит.)
  9. Конструкция со значением интенсивности действия (Он только и делает, что спит)
  10. Глаголом в форме повелительного наклонением в значении прошедшего времени.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии. А. Н. Толстой писал:

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний сло­ва «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая зна­чи­мость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по часто­те упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с опре­де­ле­ния:

ОпределениеГлагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сде­лать?

Спряжение глаголов

Очень часто задается вопрос о том, как определить склонение глагола? Однако такая форма вопроса не совсем корректна, ведь у глагола нет склонения. Изменение этой части речи называется спряжением, и их у глагола два.

В первую очередь глагол ставят в неопределенную форму: он должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Затем смотрят на окончание и сравнивают с таблицей:

I спряжение

II спряжение

3 глагола, оканчивающихся на «-ить»: брить, стелить, зиждиться

Все глаголы,имеющие на конце «-ить»

Все глаголы, имеющие на конце «-еть»

Глаголы-исключения, оканчивающиеся на «-еть»: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть

Все глаголы, оканчивающиеся на «-ать»

Глаголы-исключения, оканчивающиеся на «-ать»: дышать, держать, гнать, слышать

Остальные глаголы

Стоит отметить также глаголы, которые относят к разноспрягаемым, потому что они совмещают окончания и 1, и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить.

§8. Лицо

Лицо — это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.  

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

Будем читать! (пов. накл., 1 л. мн.ч.)Люби читать! Любите читать! (пов. накл., 2 л. ед. и мн.ч.)Пусть читает! Пусть читают! (пов. накл., 3 л. ед. и мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет. Смеркалось. Меня тошнит. Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию: 1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение. 2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме 1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение. 2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Лицо, число и время у глаголов

Лицо глагола указывает на то, кем совершается данное действие.

Лицо и число глагола

Глагол в форме 1-го лица указывает, что действие совершается самим говорящим или говорящим вместе с другими (я пою, мы поем).

Глагол в форме 2-го лица указывает, что действие совершается тем, к кому обращается говорящий (собеседником) или собеседником вместе с другими (ты строишь, вы строите).

Глагол в форме 3-го лица указывает, что действие совершается лицом или предметом, не участвующим в речи (он думает, они варят).

У глаголов прошедшего времени нет форм лица. Значение лица передается у них с помощью личных местоимений (я ходил, ты ходил, вы ходили, они ходили).

Глаголы, которые изменяются по лицам, называются личными. Глаголы, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Они образуют лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и среднего рода единственного числа прошедшего времени. Безличные глаголы делятся на собственно-безличные (холодает, вечереет); образованные от личных глаголов (посветлело, тянет) и возвратно-безличные (вспоминается, снится).

Число глагола указывает на количество участников действия.

Показателями лица и числа глаголов являются окончания:

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е –у (–ю) -ем, -им
2-е -ешь, -ишь -ете, -ите
3-е -ет, -ит -ут (-ют), -aт (-ят)

Время глагола

Время выражает отношение действия к моменту речи. Глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.

Глаголы в форме настоящего времени выражают действие, которое совершается в данный момент. Эта форма бывает только у глаголов несовершенного вида. В форме настоящего времени глаголы изменяются по лицам и числам (слушаю — слушаешь — слушает — слушаем — слушаете — слушают).

Глаголы в форме будущего времени выражают действие, которое совершится в будущем, после момента речи. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но не изменяются по родам. Различают простую и сложную формы будущего времени.

Простую форму будущего времени образуют только глаголы совершенного вида (узнает, напишет, придумает).

Сложная форма будущего времени образуется только от глаголов несовершенного вида. Эта форма состоит из двух слов: формы будущего времени глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида (буду стараться, буду верить).

Глаголы в форме прошедшего времени выражают действие, которое происходило или произошло в прошлом, до момента речи. В форме прошедшего времени глаголы изменяются по числами и родам (просил — просила — просило — просили).

Связь между временем и видом глагола

Время

Значение Вид

Формообразующая основа

Настоящее 1.   Совпадение с  моментом речи.

2.  Постоянное действие

Несовершенный Настоящего времени
Прошедшее Совершается до момента речи Несовершенный и совершенный Инфинитива
Будущее простое Совершается после момента речи Совершенный Настоящего времени
Будущее сложное Несовершенный Инфинитива

Конспект урока по русскому языку «Лицо, число и время у глаголов». Выберите следующее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
  • Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.

Постоянные признаки глагола

Независимо от речевой ситуации постоянные признаки глагола не изменяются, принадлежат именно этой глагольной форме в любом контексте.

Перечислим постоянные признаки глагола:

  • вид (совершенный или несовершенный);
  • возвратность
  • переходность
  • спряжение.

Вид глагола

Вид — это постоянный глагольный признак, который выражает характер протекания действия во времени, его отношение к внутреннему пределу, завершённость или незавершённость действия.

В русском языке у глаголов различают два вида:

  • несовершенный вид
  • совершенный вид

Несовершенный вид глагола обозначает действие или состояние в их течении, без указания на предел, или незавершённое действие.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал?

Понаблюдаем:

  • готовить
  • рисует
  • обогащаешь
  • ненавидел

Совершенный вид глагола обозначает действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления, а также результат, законченность действия или его фазы.

Глаголы совершенного вида отвечает на вопросы что сделать? что сделает? что сделал?

  • воспитать
  • узнает
  • отправимся
  • почувствуешь

Возвратность

Возвратность выражает состояние или обозначает действие говорящего относительно самого себя или нескольких лиц:

  • я обуваюсь
  • мне нравится
  • вы помиритесь
  • дети ссорятся

Возвратные глаголы с постфиксом -ся (-сь) выражают направленность действия или состояния субъекта на самого себя.

Возвратность — это постоянный признак глагола, который обозначает, что действие не переходит на другой объект, а возвращается к действующему лицу.

По характеру передачи действия возвратные глаголы выражают:

1. действие, направленное на самого себя (собственно возвратные глаголы):

  • бриться
  • умываться
  • переодеваться

2. действие, направленное друг на друга (взаимно-возвратные глаголы):

  • встречаться
  • созвониться
  • обниматься

3. общевозвратные глаголы обозначают внутреннее состояние субъекта:

  • радоваться
  • печалиться
  • гневаться

4. косвенно-возвратные глаголы выражают действие, совершаемое в интересах деятеля:

  • кошка царапается
  • шиповник колется
  • лошадь лягается

5. безличные возвратные глаголы:

  • смеркается
  • нездоровится
  • не спится

Переходность

Грамматическая категория переходности является характерным постоянным признаком глагола. В русском языке слова этой части речи делятся на переходные и непереходные глаголы.

Переходность — это способность глагола обозначать, что действие переходит на объект (лицо, предмет, животное).

В русском языке переходными являются глаголы, которые управляют или способны управлять существительным (местоимением) в форме винительного или родительного падежа (при отрицании) без предлога:

  • приготовить (что?) обед;
  • узнать (кого?) его;
  • задать (что?) вопрос;
  • не услышать (чего?) звонка.

Глаголы, которые обозначают действия, не переходящие на другой объект, являются непереходными. Они управляют словами в других падежных формах:

  • служить (чему?) Родине;
  • выбежать (из чего?) из дома;
  • стоять (на чём?) на причале.

Возвратные глаголы не могут быть переходными:

  • заниматься (чем?) спортом;
  • улыбается (кому?) мне;
  • одеваться по-зимнему.

Спряжение

Одним из характерных признаков любого глагола является спряжение, которое выражается совокупностью определённых личных окончаний.

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

В зависимости от системы личных окончаний различают глаголы I  и II  спряжения. К первому спряжению отнесём глаголы, которые в неопределённой форме имеют конечные буквосочетания -ать, -еть, -оть, -уть, -ять:

  • плавать
  • плесневеть
  • прополоть
  • тонуть
  • реять

К  спряжению принадлежат два глагола-исключения на -ить и все производные слова:

  • брить
  • стелить
  • выбрить
  • застелить

В личных безударных окончаниях глаголов I спряжения пишется преимущественно буква «е». Убедимся в этом, изменив по лицам и числам глагол «плакать»:

  • 1 лицо  я пла́чу — мы пла́чем
  • 2 лицо  ты пла́чешь — вы пла́чете
  • 3 лицо  он пла́чет — они пла́чут

Ко II спряжению принадлежат все слова с конечным -ить (пилить, украсить) и глаголы-исключения:

  • гнать, дышать, держать, слышать;
  • видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть.

Разноспрягаемые глаголы «бежать», «хотеть», «чтить» имеют личные окончания как первого, так и второго спряжения.

§2. Виды глагола

Вид – это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ – для глаголов совершенного вида, 
  • НСВ – для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? — отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов – это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать. От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например: 

есть    → поесть, доесть, переесть, жить    → пожить, дожить, пережить, любить  → полюбить, прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать, сбить      → сбивать, решить     → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать – сделать, писать – написать,

прыгать – прыгнуть, расписывать — расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс – результат, многократное – однократное действие. Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать          (НСВ)
  • дописать      (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать  (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать         (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать        (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы: будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению.  Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.  

Внимание:

В русском языке есть  двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).Преступников казнили целый месяц (НСВ).Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся: 

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) – выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой). Учить (НСВ) – научить (СВ)  кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий