Основные понятия
Синтаксис изучает способы объединения слов в словосочетания и предложения. Участвуя в построении предложения, любой носитель языка связывает все языковые единицы в предложение, поэтому синтаксис относят к основам коммуникации. В каждом языке слова и словосочетания складываются в связную речь, письменную или устную, на основе синтаксических связей, использующих модели, характерные для данного языка. Модели построения речи в каждом языке имеют множественные признаки и особенности, характерные для фонетического, грамматического и морфологического строя данного языка.
Предметом изучения в синтаксисе являются «синтаксические единицы», или языковые конструкции, в которых элементы речи объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис неразрывен с нормами коммуникации, структурой мышления и обозначаемой действительностью, что делает его наиболее универсальной частью языковой структуры. Вместе с тем в каждом языке действуют свои специфические правила синтаксических отношений и способы их применения. Во многих языках цель синтаксиса — создать свод правил и систем для процессов, происходящих в языковой среде, которые изучают и упорядочивают способы сочетания слов и многообразную структуру текста. Слово «синтаксис» имеет, в основном, два значения:
- Грамматический строй языка
- слова, являющиеся членами предложения;
- словосочетания;
- предложения простые и сложные;
- тексты.
- Раздел науки о языке, изучающий
- виды синтаксических связей;
- лексическое и грамматическое значение словосочетаний в предложении.
Синтаксические отношения между компонентами в словосочетании имеют в разных языках значительные типологические различия. Синтаксис языка, как письменного, так и устного, отражён в процессе взаимного упорядоченного расположения человеком частей речи, составляющих единое целое в соответствии с обозначением окружающей действительности, поэтому он тесно связан со складом мышления носителей языка и является частью языкознания — сложной и разветвленной системы дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.
В русском языке синтаксис вместе с морфологией составляет основы грамматики. В середине XIX века логическая школа грамматики, отражённая в трудах Буслаева, проявляла основной интерес к предложению, рассматривая и определяя его как суждение, выраженное словами. Конец XIX, начало ХХ века представлены в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон), выделявших словосочетание и определявших его как основной предмет изучения синтаксиса. Шахматов в своих работах предложил тезис о том, что существуют две синтаксических единицы — словосочетание и предложение.
Грамматические признаки предложений и их синтаксические особенности построения, в русском языкознании объединил B. B. Bинoгpaдoв, введя термины «предикативность» «коммуникативность», которые соединили понятие о предложении как части речи с особенностями грамматического и синтаксического построения (предложение строится индивидом в определённое время, несёт информацию, имеет содержание, адресат и грамматическую форму).
Предикативность по В. В. Виноградову — это минимальная синтаксическая категория, определяющая функциональную специфику предложения; ключевой признак предложения, относящий его содержание к действительности и тем самым делающий его единицей сообщения (высказывания). Современная наука о языке опирается на понятие предикативности, считая его ключевым понятием в синтаксисе.
В математике синтаксис определяется сводом правил, применимых в математических системах, таких как формальные языки. Упрощенные варианты исходной математической модели синтаксиса и методика его моделирования на компьютере применима к любому письменному языку.
Синтаксис в литературе
В литературе выделяют синтаксические способы выражения.
Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.
Примеры средств:
парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо. Золотое
С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала», синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты». эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен, параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста, оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»), асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности, полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности, риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные), инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции, эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку»
Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала», синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты». эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен, параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста, оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»), асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности, полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности, риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные), инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции, эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».
Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.
В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:
- повторы,
- нарушение порядка слов,
- тавтология.
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Что изучает синтаксис
В русском языке выделяется три вида синтаксических единиц:
Словосочетание
Традиционная лингвистика рассматривает в качестве словосочетаний только подчинительные варианты. Альтернативные языковедческие источники включают в категорию словосочетаний три разновидности.
Школьная программа, ориентируясь на традиционно принятую классификацию, причисляет к словосочетаниям только первый тип. При подчинительной связи слова соединяются в единую конструкцию тремя способами.
Вид связи | Характеристика | Завис. слово | Примеры |
Согласование | Завис. слово (ЗС) принимает форму главного (ГС) и изменяется вместе с ним при его изменениях. | отвечает на вопросы имени прилагательного: | |
прилагат. | колючая ель | ||
прич. | воющий пёс | ||
местоим. | некий посетитель | ||
порядк. числ. | двенадцатый этаж | ||
Управление | ЗС употребляется в форме, которой требует ГС, но не в его собственной. При изменениях ГС грамматические признаки ЗС не меняются. | вопросы имени существительного | отправились в путь гладить кошку помахать кому-то |
Примыкание | ЗС не меняет грамматических признаков при соединении с ГС | неизменяемое: | |
нареч. | гулять неторопливо | ||
деепр. | ответил смеясь | ||
инфинит. | желание узнать |
В устной речи границы фразы выделяются интонационно.
Предложения классифицируются по признакам:
Текст
В комнате Надежды Викторовны много зелени. На подоконниках, в кашпо, на подставках у стен круглый год цветут самые разнообразные растения. В чём же секрет, как удаётся это хозяйке? «Секрет прост, – говорит она. – Забота и любовь. Поливать, пересаживать – мало. Надо ещё любить». Всякое дело, согретое любовью, обязательно порадует результатами. Так считает Надежда Викторовна, и её растения с ней согласны.
В текстах используются три разновидности типов речи:
Тип речи | Цель | Признаки |
Описание | Узнаваемое изображение внешних признаков предметов, людей, пейзажа и пр. | Содержание передаётся одной иллюстрацией. |
Повествование | Изображение действий, событий, происходящих во времени, их последовательности. | Содержание иллюстрируется набором картинок (в стиле комикса). |
Рассуждение | Передача размышлений автора, персонажа. Поиск ответов на вопросы. | Иллюстрированию не поддаётся. |
Изучение синтаксиса началось столетие назад, первый учебник датируется 1914 годом. Эта часть лингвистики примыкает к морфологии, переплетается с ней, поскольку слова, связываясь в синтаксические конструкции, изменяют грамматические признаки для взаимодействия друг с другом. Синтаксис – часть языка, проникнутая творчеством. Изменения лексического, звукового состава – процесс длительный, а комбинации слов в устной и письменной речи творятся постоянно.
Русский язык: синтаксис как часть грамматики
В каждом языке есть множество слов, но без правильного оформления они мало что значат. Слово – это всего лишь лингвистическая единица. Особенно богат ими русский язык. Синтаксис родного языка – главный помощник в оформлении грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях. Знание основных правил этой части лингвистики помогает людям строить как письменную, так и устную речь.
Понятие
Синтаксис в русском языке – это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный отдел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.
Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:
- Коммуникативный. Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.
- Статический. Рассматривает отдельные сочетания слов и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики – синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.
- Синтаксис текста. Исследует простые и сложные предложения, схемы построения сочетаний слов, текста. Его цель – лингвистический анализ текста.
Все перечисленные виды изучает современный русский язык. Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.
Словосочетание
Словосочетание является минимальной синтаксической единицей. Это несколько слов, соединенных между собой смысловой, грамматической и интонационной нагрузкой. В данной единице одно слово будет главным, а другие – зависимыми. К зависимым словам можно задать вопрос от главного.
В словосочетаниях встречается три типа связи:
- Примыкание (лежать дрожа, петь красиво).
- Согласование (о грустном рассказе, красивое платье).
- Управление (читать книгу, ненависть к врагу).
Морфологические свойства главного слова – основная классификация словосочетаний, которую предлагает русский язык. Синтаксис в данном случае делит словосочетания на:
- наречные (незадолго до концерта);
- именные (деревья в лесу);
- глагольные (читать книгу).
Простые предложения
Очень разнообразен русский язык. Синтаксис как особый раздел имеет главную единицу – простое предложение.
Предложение называется простым, если оно имеет одну грамматическую основу и состоит из одного или нескольких слов, выражающих завершенную мысль.
Простое предложение может быть односоставным или двусоставным. Этот факт выявляет грамматическая основа. Односоставное предложение представлено одним из главных членов предложения. Двусоставное, соответственно, подлежащим и сказуемым. Если предложение односоставное, то оно может делиться на:
- Определенно-личное. (Желаю тебе любви!)
- Неопределенно-личное. (Утром принесли цветы.)
- Обобщенно-личное. (С ними каши не сварить.)
- Безличное. (Вечереет!)
- Назывное. (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)
Двусоставное может быть:
- Распространенным или нераспространенным. За эту характеристику в ответе второстепенные члены предложения. Если их нет, то предложение нераспространенное. (Птицы поют.) Если есть – распространенное (Кошкам нравится резкий аромат валерианы.)
- Полным или неполным. Полными называют предложения, где присутствуют все члены предложения. (Солнце клонилось к горизонту.) Неполными – где пропущена хотя бы одна синтаксическая единица. В основе своей они характерны для устной речи, где смысл нельзя понять без предыдущих высказываний. (Кушать будешь? – Буду!)
- Осложненным. Простое предложение может быть осложнено обособленными и второстепенными членами, однородными конструкциями, вводными словами, обращениями. (Зимой в нашем городе, особенно в феврале, бывает очень холодно.)
Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.
Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:
- Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
- Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение — придаточное, а другое – главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
- Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она – домой.)
Синтаксис – что изучает наука, ее определение и что в себя включают ее разделы
Язык – это система, которая состоит из тесно взаимодействующих уровней: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, синтаксического. Последний объединяет в себе все предыдущие и формирует отдельную сложную подсистему.
Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис – это наука, изучающая структуру письменной и устной речи. Википедия дает такое определение: это часть грамматики, которая указывает на правила соединения слов внутри словосочетаний и предложений.
Синтаксис в литературе
В литературе выделяют синтаксические способы выражения.
Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.
Примеры средств:
парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо
Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»;
синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен;
параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста;
оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»);
асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности;
полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности;
риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные);
инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции;
эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» — «А я тебе – открытку».
Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.
В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:
- повторы;
- нарушение порядка слов;
- тавтология.
Подведем итоги
Синтаксис как раздел науки о языке – многоярусное явление, которое включает много аспектов и подуровней. Его изучения помогает лучше понять структуру языка и взаимосвязь всех структурных единиц лингвистики.
Изучение словосочетания и предложения: языковой аспект
Синтаксис (от греч. syntaxis — построение, строй) языка — его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука — это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксические единицы — это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рассматривается как замыкающий ярус языковой системы, который использует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуникативной и познавательной функций.
Основные понятия синтаксиса
Итак, что изучает синтаксис в русском языке? Это раздел науки о языке о связи слов в словосочетании и предложении. Даже подобранные по смыслу слова нельзя считать предложением, пока они не «взялись за руки» – не связались друг с другом определенным способом, образуя структуру. Отступление от правил грозит даже полным искажением смысла. Сравните: Щенок облаял гостя. Щенка облаял гость. Мы просто изменили падежи существительных, вслед за этим изменилась их синтаксическая роль (подлежащее стало дополнением и наоборот), а в результате исказился смысл
На этом примере мы видим, как важно правильно связывать слова в предложении и насколько важную роль в этом играет морфология
Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.
Синтаксис в литературе
В литературе выделяют синтаксические способы выражения.
Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.
Примеры средств:
парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо
Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»,
синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен,
параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста,
оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»),
асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности,
полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности,
риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные),
инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции,
эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».
Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.
В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:
- повторы,
- нарушение порядка слов,
- тавтология.
Виды связи предложений в тексте
Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.
Цепная связь
Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.
Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.
Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.
Рассмотрим следующий текст:
Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.
Предлагаю определить виды связей предложений:
- 1-ое предложение со 2-м – личные местоимения (меня – я);
- 2-ое предложение с 3-им – лексические повторы (я – я).
Это самый простой пример цепной связи.
Еще один пример:
В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.
В этом тексте бросаются в глаза:
- повторы (дом – в доме, комнаты — комнаты);
- перечисления (три, две, третья);
- каждое новое предложение дополняет последующее.
Параллельная связь
Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.
Пример текста с параллельной связью:
Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.
Средства связи между предложениями:
- во всем тексте используются глаголы прошедшего времени (проснулась, спал, вышла, стала ждать);
- в 1-ом и 2-ом предложении используются слова одно тематической категории (проснулась – спал);
- в первом предложении есть вводные слова (ни свет ни заря – фразеологизм).
Вывод: между предложениями параллельная связь.
Еще пример:
Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.
Средства связи между предложениями:
- глаголы неопределенной формы (остановить, отдохнуть);
- наличие места (справа от здания);
- вводные слова (с одной стороны, с другой стороны).
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Роль синтаксиса в современном русском языке
Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.
А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.
Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка»). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.
Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения, так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.
Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).
Принципы обучения синтаксису в школе
В процессе изучения синтаксиса школьники усваивают, что предложение является основным средством выражения и сообщения мысли, имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставное предложение) или одного главного члена (односоставное предложение), может иметь второстепенные члены.
Они получают сведения об общих признаках и функциональных разновидностях простого и сложного предложений. На этом этапе происходит осмысление предложения как единицы языка, заключающей в себе сообщение, вопрос или побуждение, формируются умения пользоваться в речи различными типами предложений.
Обучение синтаксису в школе базируется на следующих принципах:
- морфолого-синтаксический принцип – сопоставление члена предложения и части речи;
- интонационный принцип – сопоставление структуры и интонации;
- парадигматический принцип – способность словосочетаний изменяться;
- синтагматический принцип – правила построений словосочетаний и предложений.
Литература
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку- М.: Дрофа 2006
- Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения – М.: Наука, 1958
Словосочетание
Чтобы понять, что означает синтаксис, следует рассмотреть его основные единицы: словосочетание и предложение.
Словосочетание – это два, три и более слов, которые связаны при помощи подчинения. Обязательным условием является то, что слова должны быть знаменательными, то есть полнозначными.
Можно вновь обратиться к басням Крылова и найти в них прекрасный пример, показывающий, что такое словосочетание:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
В этих строках мы можем отыскать следующие словосочетания:
- Твердили (кому?) миру
- Лесть (какова?) гнусна, вредна
- Отыщет (где?) в сердце
- Отыщет (что?) уголок
Текст как единица языка и речи
Лингвистика утверждает, что текст также является единицей синтаксического кода языка.
Текст как единица языка — это совокупность синтагм, сформированная в определенной последовательности, объединенная выражаемым смыслом.
В тексте как наиболее сложной и объемной форме выделяется синтаксическое целое (сверхфразовое единство) — структура из нескольких предложений, связанных семантически и грамматически.
Сверхфразовое единство — единица синтаксического кода языка, которой свойственны логические связи:
- Цепная — оформляет последовательный ход мыслей в речи. Выражается с помощью синонимов, повторов, местоименных замен: Лунный луч выхватил из темноты группу рыбаков. Они несли сети.
- Параллельная — группа синтаксических единиц языка, построенных по одинаковой модели: Зашли в дом. Открыли дверь в комнату. Зажгли свет. Увидели за столом участников спиритического сеанса.
- Присоединительная. Предложения разных типов по структуре. Идет дождь. По стеклу сбегают крупные капли, барабанят по крыше. Уютный огонь в камине согревает душу и тело осенней ночью.
Синтаксические единицы языка и правила их употребления в речи образуют код языка — свод грамматических правил объединения слов в суждение.
Роль синтаксиса в современном русском языке
Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.
А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.
Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка»). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.
Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения, так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.
Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).