Презентация на тему «урок. синтаксис 5 класс»

Сложные предложения

Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.

Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:

  1. Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
  2. Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение — придаточное, а другое – главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
  3. Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она – домой.)

Морфемика. Орфография

Морфемы –Морфема –

  • окончания существительных и прилагательных в разных  падежных формах:  нога, ноги, ноге, ноги, ног, … ; новый, нового, новые, новых, … ; 
  • окончания глаголов в разных формах времени, лица, числа, рода: читаешь, читаем, читала; 
  • некоторые суффиксы: -ть   – образует неопределённую форму глагола  читать, писать; -л-   – образует форму прошедшего времени глагола читал, читала. 

Окончание –Нулевое окончание –Основа изменяемого слова –Корень —Однокоренными

Чередование звуков. Беглые гласные. Правила

  • о/а спорить – оспаривать
  • о/е/и сбор – соберу – собираю
  • з/ж сказал – скажу
  • к/ч мука – мучной
  • х/ш сухой – сушить
  • с/ш спрос – спрошу
  • б/бл любить – люблю
  • п/пл насыпал – насыплю
  • м/мл кормить – кормление
  • в/вл ловить – ловлю
  • ф/фл разграфить – разграфлю
  • г/ж/з подруга – дружить – друзья
  • т/ч/щ светить – свечение – освещать
  • д/ж/жд ходить – хожу – хождение
  • ск/ст/щ блеск – блестеть – блещет

сон – сна,       городок – городка. 

Связи в синтаксисе

Многие языковеды интересовались вопросом, что такое синтаксис. Этот раздел науки описан еще в античных трудах, но окончательно он был сформирован в 19 веке.

Существует два типа связей:

  1. Сочинительная. Связь между равноправными языковыми единицами. В этом случае мы не можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Сочинительная связь бывает между словами в словосочетаниях (лес и горы), в простых предложениях она представлена в виде однородных членов («… У нас запляшут лес и горы!» И. Крылов), а также может связывать части сложносочиненного предложения («… И ноты есть у нас, и инструменты есть…» И. Крылов).

Сочинительные союзы – главные спутники сочинительной связи: и, но, а или, либо, то – то, не то – не то и прочие

  1. Подчинительная. Он возникает в том случае, если единицы неравноправные. Одна считается главной, а другая зависит от нее. Мы можем задать вопрос от главной части к зависимой. Эта связь призывает на помощь подчинительные союзы: что, где, какой, потому что, если, когда и другие

Подчинительную связь хорошо иллюстрирует следующий пример из басни Ивана Крылова: «Мы, верно, уж поладим, (при каком условии?) коль рядом сядем».

Связь с другими разделами языка

Синтаксис тесно связан с другими разделами языкознания.

С фонетикой его объединяет один из объектов изучения: интонация.

Синтаксис тесную связь имеет с лексикой, так как значение слова часто можно определить только в контексте, в конкретном словосочетании или предложении.

Связь синтаксиса со словообразованием заключается в том, что процессы образования новых слов и процессы создания словосочетаний и предложений схожи по своей функции: из исходных элементов возникает новое языковое явление.

Определенно крепкая связь синтаксиса с разделом морфологии, так как вместе они составляют грамматику. Формы слова и его непостоянные признаки реализуются в конкретном предложении, синтаксическую функцию слова можно определить лишь в контексте.

Морфологию часто называют служанкой синтаксиса, так как она помогает в построении синтаксических единиц.

Яркой также является связь синтаксиса с пунктуацией, так как знаки препинания помогают в построении синтаксических единиц на письме.

Что мы узнали?

Синтаксис – синтаксический языковой строй, а также раздел языкознания, который изучает этот строй. Вместе с морфологией синтаксис образует грамматику. Объектами изучения синтаксиса являются словосочетания, простое предложение (центральная синтаксическая единица) и сложное предложение. Синтаксис тесно связан со всеми остальными разделами русского языка: фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, пунктуацией.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

↑ Синтаксис как раздел науки о языке

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, а также отношения между ними.

Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Подумав, ему пришлось уехать. Она любит и заботится о нас. Мы восторгаемся перед нею. Меня поразил ответ брата: он был груб, неучтив. Нам говорили о недостатках и как с ними бороться. Почва охлаждается до три-пять градусов. Террористы учились управлять большие самолеты. Мы все заинтересованы тем, чтобы выборы прошли успешно.

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Принципы обучения синтаксису в школе

В процессе изучения синтаксиса школьники усваивают, что предложение является основным средством выражения и сообщения мысли, имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставное предложение) или одного главного члена (односоставное предложение), может иметь второстепенные члены.

Они получают сведения об общих признаках и функциональных разновидностях простого и сложного предложений. На этом этапе происходит осмысление предложения как единицы языка, заключающей в себе сообщение, вопрос или побуждение, формируются умения пользоваться в речи различными типами предложений.

Обучение синтаксису в школе базируется на следующих принципах:

  • морфолого-синтаксический принцип – сопоставление члена предложения и части речи;
  • интонационный принцип – сопоставление структуры и интонации;
  • парадигматический принцип – способность словосочетаний изменяться;
  • синтагматический принцип – правила построений словосочетаний и предложений.

Литература

  1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку- М.: Дрофа 2006
  2. Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения – М.: Наука, 1958

Понятие синтаксиса в русском языке

Синтаксис воспринимается как высший уровень языковой системы, на котором используются все ресурсы языка. К трактовке термина обращались многие лингвисты. Слово синтаксис образовано от греческого слова «syntaxis», которое переводится как «порядок, построение». Самой распространенной трактовкой понятия «синтаксис» можно назвать следующую:

В синтаксисе выделяются две части:

  1. учение о словосочетании
  2. учение о предложении.

В синтаксисе языковые явления рассматриваются с трех сторон:

  • по выражаемым смысловым отношениям,
  • по строению (структурный аспект),
  • по характеристике цели высказывания (коммуникативный аспект).

Имя существительное

Имя существи́тельное (или просто существи́тельное) —

Грамматика

  • род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);
  • падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
  • число (единственное, множественное);
  • одушевлённость.
  • Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья.
  • Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.
  • Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь.Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению.

Синтаксис в литературе

В литературе выделяют синтаксические способы выражения.

Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.

Примеры средств:

парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо

Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»,
синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен,
параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста,
оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»),
асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности,
полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности,
риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные),
инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции,
эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».

Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.

В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:

  • повторы,
  • нарушение порядка слов,
  • тавтология.

Основные понятия синтаксиса

Итак, что изучает синтаксис в русском языке? Это раздел науки о языке о связи слов в словосочетании и предложении. Даже подобранные по смыслу слова нельзя считать предложением, пока они не «взялись за руки» – не связались друг с другом определенным способом, образуя структуру. Отступление от правил грозит даже полным искажением смысла. Сравните: Щенок облаял гостя. Щенка облаял гость. Мы просто изменили падежи существительных, вслед за этим изменилась их синтаксическая роль (подлежащее стало дополнением и наоборот), а в результате исказился смысл

На этом примере мы видим, как важно правильно связывать слова в предложении и насколько важную роль в этом играет морфология

Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.

Русский язык Теория 5-9 класс — В.В. Бабайцева 2012

Основной курсСинтаксис и пунктуацияСинтаксис и пунктуация

§ 156. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис — греческое слово, оно значит «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса — словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их.

К. Г. Паустовский вспоминал, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, — вспоминает К. Г. Паустовский, — я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»

Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.

§ 157. Виды синтаксической связи

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых)

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С. Есенин) Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.

Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например:

Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемого -ю, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи — окончанием -ые.

Подчинительная связь между словами может быть уточнена предлогами. Сравните: идти из школы, идти мимо школы, отдыхать в лагере, вспоминать о лагере; отзыв о книге, рецензия на книгу.

В первом примере интонация объединяет слова в подчинительном словосочетании, во втором — в сочинительном: загрохотало, треснуло, разорвалось. В предложении эти слова являются однородными сказуемыми. В сложном бессоюзном предложении объединяются интонацией перечисления три простых предложения.

§ 158. Способы подчинительной связи

В предложении чаще встречается подчинение. Способы подчинительной связи — согласование, управление, примыкание.

Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное:

В предложении сказуемое дышит согласуется с подлежащим полдень в ед. ч., а определение мглистый согласуется с подлежащим в м. р., ед. ч., им. п. Согласование выражено окончаниями: -ит — у сказуемого, -ый — у определения.

Чаще всего согласуются сказуемые и определения.

Управление — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове

Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами.

В предложении управляются чаще всего дополнения:

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком

Примыкают наречия, инфинитив и деепричастия. В предложении наречия и деепричастия обычно выполняют роль обстоятельств.

ПредыдущаяСледующая

Словосочетание и его типы

В русском языке по способу выражения главного слова словосочетания делятся на три типа:

  1. Именные, включающие имена существительные, числительные, прилагательные, а также местоимения.
  2. Глагольные, представленные различными формами глагола.
  3. Наречные.

По степени связанности компонентов выделяют 2 типа:

  1. Свободные, где сочетание слов происходит непринужденно в потоке речи, а сами слова являются самостоятельными членами предложения. К примеру, «Отправили (что?) письмо (кому?) бабушке».
  2. Несвободные, главным признаком которых является неделимость словосочетания в составе предложения. К примеру, «Она все также все происходящие неурядицы принимала близко к сердцу». Здесь все словосочетание можно заменить одним словом «переживала».

Кроме того, словосочетания можно разделить по виду подчинительной связи составляющих их слов. Выделяют:

  • управление, при котором главное слово диктует необходимость применения зависимого в определенном падеже, с предлогом или без;
  • согласование, особенностью которого является выражение связи при помощи изменения окончания зависимого элемента;
  • примыкание, где связь реализуется исключительно по смыслу.

Примером управления может послужить словосочетание «мокрый (от чего?) от дождя». Согласование — «по узкой (какой?) дорожке». Примыкание — «идти (как?) быстро».

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка, т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речиморфология

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ); характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

наличие необходимости их изучения

Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

Отличительные примеры:

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал»; 2) «ведра сходили»).

Разделы

Синтаксис как раздел науки о языке включает три раздела, которые систематически изучают разные структурные элементы речи. Разделы синтаксиса формирует свои задачи, цели, объект и предмет.

Предложение

Предметом изучения является единица речи, которую говорящие и слушающие воспринимают как грамматическое целое. Оно служит для словесного оформления мышления.

В его структуру входят:

  • подлежащее,
  • сказуемое.

Признаками предложения являются грамматическая и идейная целостность, логическая завершенность, предикативность (присутствие, как минимум, одного главного члена), смысловая оформленность.

Синтаксис исследует типологию этих единиц, способы связи в них, виды их элементов.

Словосочетание

Учение о словосочетании ищет ответы на такие вопросы:

  • Существует ли словосочетание вне контекстов, или оно всегда является вторичным, вычленяемым из готового высказывания?
  • Можно ли выделить в отдельный класс предикативные словосочетания (подлежащее плюс сказуемое)?
  • Можно ли выделить в отдельный класс однородные члены предложения?

Что такое словосочетание

Исследователи словосочетания по-разному понимают его природу. Кто-то выделяет эту единицу как синтаксическое единство, которые мы вычленяем из предложения. Другие называют этим термином любые слова, которые связаны грамматически и по смыслу.

Исследованием этих взглядов и занимается синтаксис словосочетания.

Текст

Этот раздел лингвистической науки изучает организацию текста, связи между отдельными предложениями.

Текст: определение понятия

Объектом изучения этого раздела являются:

  • структурные схемы простых и сложных предложений,
  • схемы сложного синтаксического целого,
  • строение текста,
  • типы связи между предложениями сложного синтаксического целого.

Синтаксис текста помогает оценить структурные особенности текста, установить связь между ними и коммуникативной направленностью каждой единицы этого уровня. Это необходимо для проведения лингвистического анализа текста.

Сочинение 3. Зачем нужно изучать русский язык

Во-первых, потому что я – гражданин России, это официальный язык в нашей многонациональной стране. На нем говорят люди разных национальностей, которые живут в разных регионах. Он объединяет нас, помогает общаться. Во-вторых, потому что на нем говорят миллионы людей из других стран мира. Я знаю, что в основном это страны СНГ. Но многие русские живут и в совсем далеких странах. Например, в США. Мне нравится путешествовать и я очень рад, что смогу говорить с другими людьми, посещая многие страны мира. В-третьих, это родной язык великих писателей и поэтов. На нем писали А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, Л. Толстой и многие другие. В-четвертых, потому что я не смогу получить хорошее образование без знания русского языка. Я обязательно буду сдавать его после 11-го класса и мне бы хотелось написать ЕГЭ на 100 баллов. В-пятых, мне нравится, как он звучит, как много в нем слов, которыми мы можем выразить свои чувства и всё, что нас окружает. Я бы хотел знать значение каждого слова, чтобы моя речь была богатой и грамотной. Без знаний мне будет сложно общаться с друзьями, читать книги и сдавать экзамены. Поэтому они так важны для меня.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий (превосходная степень), более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Теоретические основы

Как и с употреблением других орфограмм в русском языке, необходимо сначала ознакомиться с теорией. Только зная правила, можно грамотно употреблять пунктуационные знаки в структуре предложения.

Понятие знаков препинания. Принципы пунктуации

Пунктуация в предложении обусловлена необходимостью логической завершенности, которая придает смысл. Для начала необходимо разобраться с определением этого термина.

В толовых словарях можно встретить совершенно различную интерпретацию понятия пунктуации. Ожегов в своем словаре дает следующее простое определение:

«Правила расстановки знаков препинания».

А вот Литературная энциклопедия по-другому рассматривает данное понятие:

«Правила употребления дополнительных письменных знаков, служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы».

Иными словами, пунктуация в предложении – это часть грамматики, которая рассматривает верную постановку знаков препинания в единице синтаксиса. Правильная пунктуация является залогом того, что слушатель или читатель правильно воспримет информацию.

Знаменитая фраза из всем известного мультфильма звучит так:

Казнить нельзя помиловать.

Хотя бы раз в жизни каждому приходилось сталкиваться с этой фразой. Она наглядно показывает, как важна пунктуация, а именно запятая, поставленная в нужном месте.

Если запятую поставить после «казнить», то это несет за собой необходимость совершить это действие, ведь тогда получится, что помиловать нельзя. Если же этот знак препинания перенести после слова «нельзя», то никого не казнят. В этом своеобразное волшебство правил русской пунктуации.

Правила пунктуации. Особенности расстановки знаков препинания

Орфография и пунктуация – самые большие разделы русского языка, и при этом самые трудные. Но если разобраться во всем детально, то правила окажутся довольно простыми. Существуют определенные основы пунктуации в предложениях, которые в свою очередь делятся на несколько группировок:

  • расстановка знаков внутри простого предложения;
  • запятые между частями сложного предложения;
  • пунктуация в конце единицы синтаксиса;
  • расстановка знаков в прямой речи;
  • между однородными членами предложения;
  • в единицах с обособленными членами.

Для каждого отдельного случая существуют свои теоретические установки. Есть определенный перечень знаков, которые употребляются на письме. Чтобы проследить за тем, какая бывает пунктуация, рассмотрим следующую схему:

На этой схеме можно увидеть, чем может быть выражена интонационная выразительность. Пунктуация в сложном предложении является самой сложной и разветвленной, может содержать все вышеперечисленные знаки препинания.

Часто встречаемые ошибки пунктуации

Бывают ситуации, когда в расстановке знаков препинания ошибаются чаще, чем в правописании орфограмм. Это происходит из-за незнания синтаксических правил.

Самые распространенные ошибки в предложениях с разными видами пунктуации:

  • не обособляются причастные и деепричастные обороты;
  • пропуск запятых между однородными членами предложения;
  • нет обозначения обобщенного слова;
  • неправильное построение прямой речи;
  • пропуск запятых между частями предложения.

Это перечень тех моментов, которые предусматривают исправление пунктуации. Поэтому каждый должен проверить написанное предложение на предмет ошибок и недочетов, прежде чем его увидят другие читатели. Проверка пунктуации является основой синтаксиса.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий