Литературные жанры

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер . В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

  • зимние — колядки («Уродилась коляда накануне Рождества»), щедровки («Добрый вечер, щедрый вечер»), овсени («Овсей, Овсей шел по дорожке»);
  • святочные — подблюдные;
  • масленичные («Ой, блины, мои блины»);
  • весенние — веснянки, пасхальные («Из-под лесу»);
  • летние — купальские.

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные — частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;

  • эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • «Ой, мороз, мороз».
  • «Ой, то не вечер».
  • «Солдатушки».
  • «Пойду ль я, выйду ль я».
  • «Валенки».
  • «Тонкая рябина».
  • «Эй, ухнем».

Описание

Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.

Описываться могут самые разные вещи:

  1. Местность.
  2. Внешний вид человека.
  3. Характер человека.
  4. Душевное состояние человека.
  5. Животное.
  6. Интерьер комнаты.
  7. Предмет искусства.

В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.

Структура описания чаще всего такая:

  1. Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
  2. Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
  3. Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».

Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.

Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Статья в интернете

Век информационных технологий диктует новые способы донесения информации до адресата и, соответственно, новые жанры.

Интернет-статья существует в тех же разновидностях, что и опубликованная на бумаге. Более того, часто она дублируется в обоих источниках, как, например, газетные репортажи или научные исследования.

Несколько по-иному может выглядеть статья в авторском блоге: в зависимости от частоты наполнения блога, она может освещать более узкие вопросы и довольствоваться меньшим объёмом, чем в журнале.

В наибольшей степени это применимо к информационным статьям (инструкциям и прочим описаниям): они призваны ответить на краткие и предельно конкретные пользовательские вопросы, например: как размножить землянику черенками, как размножить землянику семенами, как ухаживать за земляникой весной и т. д.

Небольшая дозировка информации облегчает читательское восприятие, помогает быстро получить нужный ответ и способствует переходу по внутренним ссылкам в случае возникновения дополнительных вопросов (при наличии грамотного меню).

Впрочем, некоторые авторы предпочитают писать объёмные, но хорошо структурированные тексты (в таком случае оглавление должно быть кликабельным, чтобы читатель мог сразу перейти к интересующему разделу сайта).

Отдельной разновидностью интернет-статьи является СЕО-статья. Это текст, содержащий ключи для распознавания поисковыми системами. Именно благодаря ключевым словам пользователь находит нужную информацию, введя запрос в окошечко “Яндекса” или “Гугла”. Подробнее о СЕО мы уже писали.

Впрочем, говорить о её принадлежности к особому жанру оснований мало: СЕО-статья преследует различные цели, критерием качества здесь является не только её грамотная оптимизация, но и незаметность наполнения ключами для читателя, а значит, специфических языковых средств он не обнаружит. Поэтому приставка СЕО- существует только для копирайтера и заказчика и является “тайным шифром”, указывающим на особые методы построения и обработки текста.

Какая польза от знания жанров?

Во-первых, конечно, знание жанров экономит кучу времени.
Когда мы что-то ищем, например, компанию для установки пластиковых окон, чтобы сразу позвонить и все узнать, достаточно одного быстрого взгляда на
текст. И по его формату уже понятно, это ли мы искали? Сравните.

Во-вторых, понимание формата и структуры разных жанров
помогает быстро ориентироваться в тексте. Если мне нужно узнать часы работы
музея, я не буду читать весь текст. Я же знаю, что подобная информация обычно
печатается внизу или в отдельном от текста блоке.

В-третьих, знание особенностей жанра экономит время и при
чтении
. Если уж мы решили, что читать все же надо)) Так, зная, что все
инструкции к девайсам пишутся по одной схеме (connect this, disconnect that, make sure it’s plugged in), можно эту часть и
пропустить.

Или в описаниях продуктов – смело можно игнорировать
прилагательные и эпитеты, ибо их основная цель – расхвалить и продать продукт.

В-четвертых, понимание жанров убережет нас от манипуляций
(см.ниже). Ну или научит нас манипулировать окружающими)))

Ну и в-пятых, знание форматов разных текстов помогает и нам
самим быстро и без мучений писать любые опусы. От резюме до объявления о
продаже слона на ebay))

А за счет чего тексты разных жанров так легко определить и узнать?

Жанры советской журналистики и их современные трансформации

Не помешает сказать несколько слов о хорошо забытом старом. В советское время публицистика жила по особым законам. Для статей существовала другая классификация: выделялись проблемные, передовые и теоретико-пропагандистские разновидности.

Проблемная статья призвана исследовать и, по возможности, разрешить острые общественные и нравственные противоречия, возникающие по мере развития социума. Отличительной её особенностью является дискуссионный характер.

Передовая статья выражает мнение редакционного коллектива (как вариант, и стоящей над ним идеологии некоей части общества или государственной власти в целом) на злободневные вопросы.

Жанр неоднороден и может быть поделен по способу подачи материала на постановочные и полемические статьи, по глубине обобщения — на проблемные и оперативные, а также по тематике.

Советская “Передовица” открывала собой очередной выпуск печатного издания и с присущей ей категоричностью и оценочностью вещала о всеобъемлющем превосходстве коммунистического общества над “загнивающим Западом”, была исполнена глубокими обобщениями и содержала рекомендации по дальнейшему развитию страны.

В настоящее время подзабытый жанр постепенно возвращается на газетные полосы. Утратив, в большинстве случаев, идеологическую назидательность, передовая статья сохраняет функцию формулирования редакционной линии по отношению к значимому для страны событию либо определяет тему выпуска, что более свойственно для журналов.

Схожие задачи имеет теоретико-пропагандистская статья: она формирует политическое, нравственное или научное мировоззрение. Достигается это за счёт разъяснения новых явлений или идей, раскрытия смысла современных общественных процессов.

Для текстов данного вида характерно ненавязчивое убеждение методом доверительного разговора с читателем, оценочного описания и подбора жизненных примеров. Язык должен быть простым, а рассуждения логичными. Тем не менее, в результате прочтения адресат должен прийти к однозначным выводам.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX — начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо. Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности — примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина.

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу. Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части — акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Что такое жанр речи в русском языке: описание значения термина

Речевые жанры — устойчивые модели текста, которые построены по определенным критериям и используются как устно, так и письменно.

Какие есть типы речевых жанров: перечень

  • Информативные, необходимые для передачи информации
  • Императивные, с помощью которых воздействуют на адресата
  • Этикетные, важные для передачи принятых норм общения
  • Оценочные, выражающие отношение к поступку, высказыванию, ситуации

Для определения жанровой принадлежности есть общие признаки:

  1. Тема текста
  2. Композиция
  3. Особенности стилистики

Жанры речи в русском языке связаны со стилями — разновидностями литературного языка, которые используются при коммуникации. Назовем основные:

  • Научный
  • Официально-деловой
  • Разговорный
  • Публицистический
  • Стиль художественной литературы.

Основные типы речевых жанров в зависимости от формы коммуникации

Строгого ограничения в выборе не существует, однако примерная взаимосвязь выглядит так:

  • Информативный используется во всех стилях.
  • Этикетный — в официально-деловом.
  • Императивный характерен для официально-делового и публицистического текстов.
  • Оценочный — для публицистического и разговорного.

Как делятся речевые жанры на виды:

Текст написанный и произнесенный отличаются разными стилистическими средствами. Письменная форма выражается в подготовленном высказывании. Для него характерны литературная норма, тщательный отбор слов и форм, строгая последовательность. Устная, разговорная — спонтанная, более свободная, допустимы просторечия, использование фразеологизмов и неполных предложений, большая эмоциональность.

Лирические

Лирический жанр чаще написан в поэтической форме. Самый популярный подвид — лирическое стихотворение. Оно представляет собой небольшое по объему произведение, с помощью него автор стремится выразить свои эмоции, чувства, поделиться своими переживаниями с остальными.

Также популярными подвидами лирики являются послание и элегия. Элегия — грустное, скорбное стихотворение, содержащее философские раздумья. Послание представляет собой письмо в поэтической форме. Обычно оно направлено определенному человеку, либо группе людей с целью донести чувства автора.

Примеры лирических произведений: А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «К Чаадаеву», «Я вас любил» и др.; Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Пророк» и др.; А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь, как воздух чист…», «Ласточки», «Фантазия» и др.

Как определить жанр текста?

Литературным жанром называется класс текстов, которые имеют похожую структуру, содержание и предел вариативности. Жанров текста существует очень много, и вам нужно знать характеристики каждого из них, чтобы не ошибиться в выборе нужного типа. Если вы хотите правильно охарактеризовать тот или иной текст, а затем отнести его к определенному жанру, нужно внимательно ознакомиться с произведением. Сначала определите собственные эмоции при прочтении – развеселило оно вас или расстроило, чувствуете ли вы то же, что и герои или просто читаете повествование о каком-то событии. С чем борется главный герой – с тяжелыми обстоятельствами или с самим собой. Если вы легко будете отвечать на все эти вопросы и поймете хорошо текст, то вам без труда удастся определить его литературный жанр.

Существует три способа классификации литературных жанров. Их группируют по формам, в результате чего выделяют следующие типы: рассказ, роман, пьеса, повесть, ода или очерк.

Пьесой называется творение автора, которое предназначено, в первую очередь, для театра и сцена. Рассказ – это повествовательное произведение небольшого размера в прозе. Роман отличается от рассказа своим объемом. В романах, чаще всего, идет повествование о судьбе главного героя, о том, как он переживает определенный кризисный период в своей жизни. Очерк – это разновидность рассказа, в которой вы не найдете единого конфликта. Повесть является прозаическим типом жанра, объем которого располагается между рассказом и романом, здесь также идет повествование об определенных жизненных проблемах главного героя.

Для того, чтобы определить жанр текста по его содержанию, необходимо хорошо разбираться в определенной классификации. Все тексты делятся на три основных категории – это драма, комедия и трагедия. В комедии вы всегда найдете сатирический или юмористический подход. В трагедии все события сводятся к неизбежному концу, который носит негативный характер и неприятные последствия. В драме идет описание жизни главного героя, его взаимоотношениях и конфликтах с определенными людьми или обществом. 

Характеризовать жанр литературного текста можно по его роду. Здесь выделяются лирические, эпические и драматические произведения. В эпосе идет повествование о событиях, которые уже произошли, его отличает объективность и беспристрастность. Лирика описывает основные переживания и настроение автора. В драме сюжет основывается на диалогах между героями.

Художественный стиль

У каждого есть любимая книга. В ней есть характеристика персонажей и описание мира вокруг, детализация сцен, сравнение ситуаций, описание поведения, мыслей и озвучка диалога.

Это и есть художественный текст.

Пример:

Он был так взволнован, что не мог говорить. Она тоже молчала.

Художественная литература не имеет четких границ и заимствует характеристики из других стилей. В диалоге персонажем может быть использован разговорный стиль, а некоторые монологи описаны в научном стиле. Но такие выразительно-эмоциональные приемы, как эпитеты, аллегория и метафора – это чисто художественный текст.

Пример:

Листья переливались баргово-янтарными красками под лучами уходящего на закат солнца.

Предложения в этом стиле наполнены синонимами и антонимами. Популярным приемом художественной литературы является поочередная подача простых и сложных предложений.

Пример:

Несколько миль я бежал по главной улице, затем свернул в парк и судорожно огляделся по сторонам. Пусто.

Художественный стиль

Применяется в художественной литературе. Главная задача текста — создать у читателя точные зрительные и эмоциональные образы при прочтении материала.

Разделяется на подстили:

  1. прозаический;
  2. драматургический;
  3. поэтический.

Для всех них характерны следующие морфологические признаки:

  • экспрессивность;
  • использование множества тропов (метафора, эпитет и т. д.);
  • использование образных словосочетаний.

Синтаксическим особенностям относят применение:

  • отклонения в структурировании предложения;
  • множества образных стилистических фигур;
  • всевозможных синтаксических средств выразительности;
  • глагольных речеведений (каждое движение описывается поэтапно с созданием напряжения ситуации).

Применяется для описания, рассуждения и повествования. Они могут встретиться одновременно в одном тексте, меняясь через абзац. Считается наиболее свободным для написания, так как не имеет строгую структуру текста, как официально-деловой, научный или публицистический стили речи.

Примеры текстов разных стилей речи

Несколько моделей использования разных жанров для изложения одной и той же ситуации с использованием текста:

  • Публицистический. «Сегодня утром баба Нюра, выйдя в сарай, чтобы подоить свою корову Зорьку, была немало удивлена. Она обнаружила открытую дверь в подсобное помещение, а животного внутри не оказалось. «Кто увел Зорьку и что мне делать без нее?», –с такими вопросами баба Нюра обратилась к местному участковому Ивану Головину. Ведется расследование».
  • Разговорный. «Захожу я, Степановна, в сарай, а Зорьки-то нету! Я уж звала ее, кричала, к соседу Петровичу сходила – может он чего видел… А он со вчерашнего вечера так набрался, что до сих пор из дому не выходит. Пошла к участковому, он говорит: «Пишите заявление, разберемся.». Ну я и написала. Домой пошла через кладбище, смотрю, а Зорька-то моя на полянке пасется!»
  • Художественный. «Легкая утренняя дымка только начала рассеиваться, и первые солнечные лучи коснулись сочной травы палисадника. Петухи стали орать свои нехитрые утренние позывные, а деревня Гулково начала просыпаться. Легко скрипнула давно не смазанная дверь и на пороге покосившейся деревянной избы появилась Баба Нюра. Она искала свою корову.»
  • Официально-деловой. «17.06.2014 в 9-30 в отделение милиции д. Гулково с заявлением обратилась гражданка РФ Егорова Анна Захаровна. По существу заданных вопросов она пояснила, что 17.06.2014, приблизительно в 4-50, она обнаружила пропажу скота (коровы) на территории собственного придомового хозяйства. Животное находилось в отдельной хозяйственной постройке. Егорова А.З. заявила, что корова не могла уйти сама и потребовала начать расследование в рамках статьи 158 УК РФ. Заявление было зарегистрировано в книге учета преступлений и правонарушений. 17.06.2014 в 16-00 Егорова А.З. снова обратилась к отделение милиции д. Гулково с заявлением о том, что разыскиваемое ею животное нашлось и претензий заявительница ни к кому не имеет.»

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 48,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 62,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 579,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 604,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 775,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 785,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 134,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 536,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 85,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 86,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 173,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 174,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 579,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 9,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 10,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 11,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 362,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 269,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 15,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 196,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 392,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 610,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 380,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 19,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 25,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 131,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий