Содержание
Бонус
- Правописание суффиксов кратких страдательных причастий
- Публицистический стиль речи
- Что такое причастие в русском языке
- Причастие и причастный оборот
- Н и НН в причастиях
- Причастие и деепричастие Причастный и деепричастный оборот
- Морфологический разбор причастия
- Правописание суффиксов причастий
- Правописание НЕ с причастиями
- Действительные и страдательные причастия
- Страдательные причастия
- Вопросы причастия
- Когда причастный оборот выделяется запятыми
- Образование страдательных причастий
- Краткое причастие
- Н и НН в кратких причастиях
- Причастие как часть речи
- Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
- Неправильное построение предложения с причастным оборотом
- Краткие и полные страдательные причастия
- Морфологические признаки причастия
- Страдательные причастия настоящего времени
- Краткие страдательные причастия
- Образование причастий
- Действительные причастия
- Окончания причастий
- Причастие как особая форма глагола
- Склонение и падежные окончания причастий
- Обособление причастий
- Как подчеркивать причастие
- Совершенный и несовершенный вид причастия
- Чем отличается причастие от прилагательного
- Как обозначается причастный оборот
- Образование действительных причастий
- Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
- Как выделяется причастный оборот на письме
- Суффиксы страдательных причастий
- Как определить причастие
- Ошибки в причастиях
- Виды причастий
- Действительные причастия настоящего времени
- Гласные в суффиксах причастий
- Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
- Гласные в причастиях перед НН
- Знаки препинания при причастном обороте
- Причастия настоящего и прошедшего времени
- Признаки прилагательного у причастия
- НН в полной форме причастий
- Правописание е и в суффиксах причастий
- Возвратность причастия
- Определение, выраженное причастным оборотом
- Как найти причастный оборот
- Одиночное причастие
- Суффиксы действительных причастий
- Грамматические признаки причастия
- Синтаксическая роль причастия
- Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
- Суффиксы ем, им в причастиях
- Спряжение причастий
- Как отличить причастие от деепричастия
- Отличие причастного оборота от деепричастного
показать все
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oborot
Деепричастный оборот в русском языке
Share — это самостоятельная часть речи, которая сочетает в себе свойства глагола и наречия и подразумевает дополнительную энергию, указывая, когда и как происходит действие, вызванное глагольным высказыванием. Доля с зависимым словом называется долей.
В словарях есть разные определения этого понятия.
Есть одно отглагольное существительное:.
- деепричастие с зависимыми словами;
- речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов;
- дополнительное действие, выполняемое местоимением или существительным.
- самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии.
Ответьте на вопрос — что вы делаете? Что ты делаешь?
- Густой туман, нахлынув из ущелий , залил всё вокруг. (залил ==> что сделав? ==> нахлынув из ущелий)
- Нахлынув из ущелий , густой туман залил всё вокруг. (залил ==> что сделав? ==> нахлынув из ущелий)
Отглагольное существительное указывает на дополнительное действие, выполняемое существительным или местоимением (субъектом предложения), обычно глаголом (предикатом).
Когда запятые не ставятся
Не выделяются запятыми, т. е. не обособляются:
а) деепричастия, перешедшие в наречия ( нехотя, молча, не спеша, не глядя, стоя, шутя и др.) и фразеологические обороты наречного характера (спустя рукава — небрежно, сломя голову — очень быстро, засучив рукава — дружно, упорно, скрепя сердце, положа руку на сердце, затаив дыхание и т. п.):
- Мы двигались молча (О. Форш);
- Дома у себя Громов всегда читал лежа (А. Чехов);
- Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя (А. Пушкин);
- Митя не спеша ел тульский пряник (И. Бунин);
- Жить сложа руки, конечно, безопаснее (А. Герцен);
б) деепричастие или деепричастный оборот, выступающие в качестве однородного члена в паре с другим обстоятельством (не деепричастием):
- Клим Самгин шагал по улице бодро и не yступая дороги (М. Горький);
- Тимохин испуганно и недоумевая смотрел на своего командира (Л. Толстой);
- Вечер был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и неумолкая шумели (JI. Толстой);
в) если деепричастный оборот тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания (обычно это оборот со значением обстоятельства образа действия):
- Работали играя с веселым увлечением детей (М. Горький);
- Верочка сидела не поднимая глаз от тарелки (Е. Дулова);
- Толя идет понурив головy и сочиняет стихи о неудавшейся любви (В. Панова);
г) если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточной определительной части сложноподчиненного предложения (такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется):
- Это были звуки Ангары, распознав которые можно было услышать и звуки острова (В. Распутин);
- Сказка — это колыбельная, прослушав которую маленькие дети засыпают;
д) если деепричастие утратило глагольное значение (начиная с — в значении ‘с такого-то времени’ , исходя из — в значении ‘на основании’ , смотря по — в значении ‘в зависимости от чего-либо’ , ‘в соответствии с чем-либо’ и др.).
Эти словосочетания выступают в роли сложных предлогов, не образуют деепричастных оборотов и не обособляются:
- Будем действовать смотря по обстоятельствам.
- К работе можно приступить начиная с будущего месяца.
- Юристы делают выводы исходя из многих фактов.
Однако в условиях контекста подобные обороты могут обособляться.
Оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, попутного пояснения или если не связан с понятием времени:
Анисов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской (А. Куприн).
Оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу относится к производителю действия, который может исходить из чего-то (определенное или неопределенное лицо):
Исходя из этих документов, был сделан ряд соответствующих выводов.
Оборот со словами смотря по, имеющий значение уточнения или присоединения, обособляется:
Приходилось действовать осторожно, смотря по обстоятельствам (уточнение);
Отпуск можно использовать для различных путешествий, смотря по состоянию (присоединение).
Обособление или необособление одиночного деепричастия может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: одно и то же слово в начале или в середине предложения может обособляться, а в конце — нет:
Она шла задумавшись. — По дороге, задумавшись, она собирала листики для гербария. Могут обособляться обстоятельства, выраженные наречиями (одиночными и в сочетании с зависимыми словами) при таких же условиях:
И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен (А. Куприн).
Таким образом, нужно запомнить когда деепричастный оборот выделяется запятыми в предложении, а когда нет. Все исключения надо выучить.
Деепричастный оборот (примеры предложений)
Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).
Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.
Примеры деепричастных оборотов:
ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗУРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУМЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ
Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.
4. Исключения
Исключения
· Не являются деепричастным оборотом и не обособляются выражения со словами: смотря, начиная, исходя из, если их можно перенести в другую часть предложения или убрать из предложения, а смысл не изменится. Например: Начиная с вечера шёл сильный снег. – С вечера шёл сильный снег.
· Не обособляются деепричастные обороты, если в их состав входят фразеологизмы или устойчивые словосочетания. Например: Бежать сломя голову. Работать засучив рукава.
· Необходимо отличать деепричастие не смотря от производного предлога несмотря на. Однако в любом случае обстоятельство обособляется.
предлог + сущ. дееприч.об.
Сравните: Несмотря на дождь, поход состоялся. — Он шел, не смотря по сторонам.
Понятие о деепричастном обороте
Деепричастный оборот (ДО) – это синтаксическая единица, которая включает в себя такую часть речи, как
деепричастие
Этот главный член чаще всего выражается самостоятельными частями речи, например, именем существительным либо местоимением.
Деепричастие включает в себя признаки глагола и наречия, поэтому логично, что к нему необходимо задавать вопросы обстоятельства: Как? Каким образом? Где? и т. п.
Можно для удобства задавать специальные вопросы: Что делая? Что сделав? На эти же вопросы отвечает и оборот.
Как член предложения деепричастный оборот является обстоятельством. При синтаксическом разборе подчеркивается штрих-пунктирной линией. Характеризуя конструкцию, необходимо указать, что предложение осложнено обособленным обстоятельством.
Примеры конструкций, включающих в свой состав ДО:
- Покинув север наконец, пиры надолго забывая, я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец. (А. Пушкин)
- Вскочив на коня, князь поскакал в поле, пересек мост через Каю, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы. (А. Толстой)
- Она проговаривала слова собственной роли, когда выходила из комнаты, то кланялась в пояс, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила одобрение Марфуши. (А. Пушкин).
Деепричастный оборот изучается в классическом курсе русского языка по школьной программе в 7 классе. Ниже приведем варианты упражнений.
Задание: Перепишите в тетрадь, расставляя запятые в нужных местах, подчеркните ДО.
Задание: Внимательно прочтите инструкцию к упражнению. Перепишите предложения, исправляя допущенные грамматические ошибки.
Задание: Вставьте пропущенные знаки препинания. Выберите из скобок подходящие по смыслу деепричастия.
Я прозябал хулиганом (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в городки с моими сверстниками, которых в околотке проживало великое множество.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.
(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я посмотрел в окно и обратил внимание что от вчерашней непогоды не осталось и следа.
(Приезжая, приехав) во Владивосток я прямо прибыл с вокзала к своим тетушке и дядюшке.
5. Построение предложения с деепричастным оборотом
Построение предложения с деепричастным оборотом
В предложении деепричастный оборот обозначает дополнительное действие, которое выполняется тем же лицом, что и основное.
Вот предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота: Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. В этом предложении шляпа выполняет основное действие, а добавочное действие выполняется рассказчиком. Поэтому данное предложение нужно построить так: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа.
В ЕГЭ предлагается следующее задание:
· Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Выбрав пьесу,
1) началось распределение ролей;
2) оказалось, что там слишком много ролей;
3) была назначена репетиция;
4) мы немедленно начали репетировать.
Чтобы выбрать правильный вариант, найдите в каждом предложении грамматическую основу:
1) началось распределение ролей;
2) оказалось, что там слишком много ролей;
3) была назначена репетиция;
4) мы немедленно начали репетировать.
Обратите внимание на то, кто выполняет действие в предложенных вариантах. Выберите тот вариант, в котором основное действие (сказуемое) и добавочное (деепричастный оборот) выполняет одно и то же лицо. Правильный вариант: Выбрав пьесу, мы немедленно начали репетировать.
Разберите самостоятельно несколько примеров на эту тему:
Услышав длинный гудок,
1) только после этого можно набрать номер.
2) наберите номер абонента.
3) набирается номер абонента.
4) значит, линия свободна.
Возвращаясь с работы,
1) мной овладела тревога.
2) испортилась погода.
3) это займет меньше часа.
4) я зашел к приятелю.
Прогуливаясь по вечернему городу,
1) мы получили настоящее удовольствие.
2) у нас завязался разговор.
3) подростками часто нарушаются правила поведения.
4) проспект произвел неизгладимое впечатление.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/deeprichastnyy-oborot-znaki-prepinaniya-pri-deeprichastnom-oborote?seconds=0&chapter_id=147
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=0D3LcoE_-eQ
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=YwFLyCPHCAw
источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=R3A2KwiUVEI
источник презентации — http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/deeprichastnyjj-oborot-znaki-prepinanija-pri-deeprichastnom-oborote.html
источник презентации — http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/deeprichastnyjj-oborot2.html
Краткое объяснение деепричастного оборота
(предложено Чумак А.К.)
Деепричастный оборот (д.о.) – это конструкция, которая состоит из деепричастия и зависимых от него слов.
Напомним, что деепричастие – это часть речи, соединяющая в себе характеристики глагола и наречия и обозначающая добавочное действие (бегая, падая, подумав, решив).
При этом основное называет глагол, и без него деепричастие самостоятельно быть не может. Оба действия должны относиться к одному лицу. Например, в предложении «Мария пела красивую песню, смотря в окно» действия «пела» и «смотря» совершает Мария.
Если данное условие не соблюдается, это считается ошибкой, например: «Покупая хлеб, он был хрустящим» (ведь «покупая» здесь относится к хлебу, но не хлеб совершает это действие).
Правильно в этом случае будет: «Покупая хлеб, я почувствовал, что он хрустящий», а также можно вовсе убрать оборот: «Когда я покупал хлеб, он был хрустящим».
Деепричастным оборотам соответствуют 2 вопроса:
- Что делая? – Она получала настоящее удовольствие, ухаживая за животными. Кошки вились вокруг её ног, благодаря за угощение.
- Что сделав? – Купив продукты по списку, я побежал домой. Придя домой, я долго разбирала пакеты.
Также иногда им подходят вопросы наречия «как?», «каким образом?».
В предложении д.о. является обстоятельством и при синтаксическом разборе подчёркивается точкой с тире:
Николай смотрел на часы, размышляя о будущем.
Где бы в предложении не находился деепричастный оборот, в отличие от причастного, его обязательно нужно выделять запятыми:
- Рассказав мне интересную историю, Юля погрузилась в мысли.
- Мы спонтанно решили уехать в другой город и, погуляв в саду, стали собирать сумки.
- Было бы прекрасно ходить по пляжу, вспоминая прошлое.
Но у этого правила есть некоторые исключения. Деепричастный оборот не обособляется:
- во фразеологизмах: Мама скрепя сердце согласилась с братом;
- если два д.о. соединяются союзом «и»: Играя в комнате и не замечая бабушку, малыш уронил вазу;
- когда д.о. с наречием являются однородными обстоятельствами и соединены союзом «и»: Он бежал быстро и не оглядываясь назад.
- когда есть усилительная частица и: Я справлюсь и не прося у тебя помощи.
Интересно почитать:
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
|
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Ответы: 3, 2, 3.
Рекомендуем:
Как отличить деепричастие от отглагольного причастия
К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:
МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ
В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.
А вот если бы предложение было таким:
ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ
то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.
Уместное употребление деепричастного оборота
Расстановка знаков препинания в случае с деепричастным оборотом считается не единственно важным моментом. Необходимо также правильно применять эту синтаксическую конструкцию. При неуместном ее использовании возникают лексические ошибки.
Примеры:
Пример 1
Увидев таких людей, мне становится грустно – хочется им помочь, а никак.
Кто-то может не заметить, но в указанном примере допущена лексическая ошибка. Правильнее было бы сказать так: Когда я вижу таких людей, мне становится грустно – хочется им помочь, а никак. Другой вариант: Увидев таких людей, я становлюсь грустным – хочется им помочь, а никак.
То есть здесь нужно либо поменять безличное сказуемое на личное («мне становится грустно» на «я становлюсь грустным»)– тогда использование деепричастного оборота станет уместным, – либо заменить синтаксическую конструкцию с деепричастием на подчинительную конструкцию («увидев таких людей» на «когда я вижу таких людей»).
Пример 2
Забыв о праздничном столе, он не был накрыт.
Здесь складывается впечатление, будто стол сам забыл о себе и не накрылся. На самом же деле имеется в виду, что действующее лицо забыло о праздничном столе и не накрыло его. Правильно было бы сказать так: Забыв о праздничном столе, мы его не накрыли. Или: Мы забыли о праздничном столе, поэтому он не был накрыт.
Таким образом, во втором примере надо сделать так, чтобы деепричастие и сказуемое относились к одному и тому же подлежащему (мы забыли и не накрыли), либо не использовать деепричастный оборот вовсе, а употребить сложноподчиненное предложение.
Из вышесказанного следует, что для уместного употребления деепричастного оборота важно соблюдать следующие условия:
- деепричастие и сказуемое (глагол) должны относиться к одному и тому же лицу;
- основа предложения (подлежащее и сказуемое) не должна быть безличной.
Исключение! Использование деепричастного оборота допускается в следующих нестандартных случаях:
в безличных предложениях обобщенного или рекомендательного характера, без акцентирования внимания на действие определенного лица – при этом в сказуемом обязательно должна присутствовать начальная форма глагола (знать, уметь, показать, соблюдать): Проводя эксперимент, важно соблюдать все указанные условия – в противном случае может произойти взрыв;
деепричастие обозначает действие другого лица, если относится к инфинитиву и отвечает на вопрос «Как?»: Мама попросила Витю рассказать о случившемся подробно, (как?) не упуская ни одной детали.