Морфологические признаки глагола
У глаголов есть следующие признаки:
-
Лицо. Их всего три, и зависят они от местоимений, которые можно поставить перед глаголом.
- Первое лицо – я, мы (читаю, читаем)
- Второе – ты, вы (читаешь, читаете)
- Третье – он, она, оно, они (читает, читают)
- Число. Единственное (читает) или множественное (читают).
-
Время. Прошлое (читал), настоящее (читает) и будущее (будет читать).
Интересный факт! В древние времена у глаголов было четыре времени. Было еще дополнительное «прошлое», которое после того, как произошло еще какое-то действие. Например, он сел читать, когда пришел домой.
-
Наклонение.
- Изъявительное, которое показывает реальное положение дел (я читаю, читал, буду читать).
- Условное или сослагательное – выражает желание и возможность (я бы почитал).
- Желательное – выражает желание, подтвержденное действием (давай почитаю, почитаю-ка).
- Повелительное – приказ другому человеку (читай!).
- Позволительное – разрешение сделать что-то (пусть читает).
- Предлагательное – предложение другому человеку сделать что-то сообща (давай почитаем).
-
Вид.
- Совершенный – отвечает на вопрос «Что делать?» (читать).
- Несовершенный – отвечает на вопрос «Что сделать?» (почитать).
У большинства глаголов возможны оба вида, но есть и такие, которые употребляются только в одном.
Например, несовершенного вида – разгуливать, принадлежать. А совершенного – очутиться, грянуть. А есть и такие, которые в обоих видах звучат одинаково – ранить, обещать, велеть, казнить, а также многие глаголы, которые оканчиваются на «-ировать».
- Род. Этот признак можно определить только в прошедшем времени – мужской (читал), женский (читала) и средний (читало). А в настоящем и будущем глаголы звучат одинаково.
Порядок определения лица глагола
Если вы хотите узнать человека, просто сопоставьте конкретный GL с личным местоимением, задайте соответствующий вопрос, найдите окончание слова и проверьте его в таблице ниже.
Пример: Она готовит ужин. Субъект действия — она, выражен местоимением 3-го лица, вопрос к сказуемому — что она делает? Н.Ф. — повар, второе спряжение. Суффикс -it- подтверждает предыдущий вывод о том, что глагол стоит в 3-м лице.
Образец рассуждений
Глагол «помочь» отвечает на вопрос, что будет сделано? Это слово имеет личный суффикс -et. Глагол означает, что человек в тексте совершает действие. Оно может быть связано с местоимением «он» (поможет). Таким образом, глагол стоит в 3-м лице единственного числа.
Глагол «кусать» отвечает на вопрос, что вы будете делать? Оно имеет личный суффикс -ish и означает, что действие принадлежит человеку. Давайте соотнесем форму глагола с местоимением «ты» (bite). Таким образом, это глагол во 2-м лице единственного числа.注意! Не все глаголы имеют личную категорию. Нет лиц для безличных глаголов (сумерки, рассвет), неопределенных глаголов (ходить, искать) и глаголов прошедшего времени (смотрел, смотрел, смотрел), которые зависят от пола.
3 лицо у глаголов
Глаголы 3 лица обозначают действие, которое направлено на предмет, или человека, не участвующего в разговоре. Они определяются местоимениями «он, она, оно» в единственном числе и «они» во множественном числе.
Формы лица глагола имеют некоторые особенности. Так, в 3 лице стираются показатели категории рода. Для глагольных форм 3 лица единственного числа существуют одни и те же окончания: —ет, -ит
. Посмотрим на примеры:
Он сидит. Она сидит. Оно сидит.
Как видно из примера, действие могут выполнять лица мужского, среднего и женского рода, но глагол будет одним и тем же.
Для глаголов множественного числа 3 лица глагола существуют окончания —ат
во 2 спряжении и —ят
в первом спряжении. Например, они пишут
(1 спряжение) и они сидят
(2 спряжение).
РУССКИЙ ЯЗЫК
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
171. Прочитайте.
- Определите лицо и число глаголов. Что общего в написании личных окончаний в вопросах и в глаголах?
- Почему написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?
Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют личные окончания >-ешь, -ёшь, -ишь. На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (ь): слушаешь, учишь. |
172. Прочитайте текст.
Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас всё равно не забудешь.
Увидишь голубое небо весной, — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерцо, — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, — опять нас вспомнишь. Мы ведь — незабудки.
(Э. Шим)
Выпишите выделенные глаголы. Определите их время, лицо, число. Выделите личные окончания.
Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма. |
173. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.
Звонить — звон, спать — …, цвести — …, стучать — …, плыть — …, лететь — … .
174. Прочитайте диалог выразительно.
— Сизов, почему ты молчишь?
— Я слушаю тишь.
— Разве можно слышать тишь?
— Можно, если ты помолчишь.
(О. Григорьев)
- Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
- Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.
- Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.
175. Прочитайте.
Помо, товари, изучае, ланды, помни, смер, бага, грусти, мело, бере, мы, ве, полно, бро.
Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.
176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.
1. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.
- Спишите. Выделите личные окончания глаголов.
- Устно определите время, лицо и число каждого глагола.
177. Прочитайте текст Г. Скребицкого. Озаглавьте его.
Вес..ло пускат.. по в..сенн… руч..ям белые бумажные к..раблики. Пустиш.. его на воду и любуеш..ся, как мутные воды весенн… руч..йка подхватят твоё судёнышко и пон..сут. Скол..ко радост..! Беж..ш.. рядом по гряз.., стараеш..ся не отстат.. от к..раблика.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих во 2-м лице единственного числа.
178. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Исаак Ильич Левитан одну из своих к..ртин назвал «Весна. Большая вода». На ней художник изобразил в..сенний разлив. Ш..роко разлилась вешняя вода. Смотриш.. на к..ртину и думаеш.., что половодье и на земле, и на небе. Всё зат..пила эта тёмно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. В прозрачной воде стоят тонкие дер..вца и отражаются в её чистом зерк..ле. И чудится, что дерев..я растут сразу и вверх, и вниз. Лёгкое прикосновение вет..рка чуть покачивает отражение б..резок.
(В. Порудоминский)
- Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово половодье? Объясните значение четвёртого предложения.
- Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нём части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие знакомые вам орфограммы.
179. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» в «Картинной галерее» учебника.
Составьте свой текст по картине. Запишите его.
Самые распространённые ошибки
Чаще всего при определении окончания глаголов по спряжениям заключатся в том, что глаголы-исключения забываются. Запомним, что спряжение глаголов-исключений:
- Вертеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Слышать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Стелить – 1 спряжение (исключение 2 спряжения на «ить»);
- Ненавидеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Зависеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Держать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Дышать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Стелить – 1 спряжение (глагол-исключение 2 спряжения на «ить»);
- Терпеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Гнать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Обидеть – 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Зиждиться – 1 спряжение (глагол-исключение 2 спряжения на «ить»);
- Брить – 2 спряжение (исключение 2 спряжения на «ить»);
- Зыбиться — 1спряжение (глагол-исключение 2 спряжения на «ить»);
- Смотреть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»), запоните его и всегда отвечайте на вопрос «какое спряжение у глагола смотреть» правильно.
- Молчать – 1 спряжение (не является исключением, окончание «ать»);
- Видеть – 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»).
Запомните формы спряжения глаголов в третьем лице множественного числа 1 спряжения («ут» и «ют»), а «ат» и «ят» — 2 спряжения. Чтобы не запутаться, обратитесь к таблице и запомните виды глаголов и их окончаний в том или ином числе и лице. Это позволит избежать ошибок.
Третье лицо
Форма третьего лица указывает на то, что действие относится к постороннему лицу или предмету, не участвующему в речи — в единственном числе, и к группе лиц или предметов — во множественном. Соответствующими местоимениями являются: «он», «она», «оно» — единственное число, «они» — множественное. Например: (он/она/оно) идет, говорит, интересуется; (они) идут, говорят, интересуются.
Следует также помнить, что лицо определяется не у всех глаголов.
Категорией лица обладают: глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени (улыбаюсь — улыбаемся — — улыбаетесь — — улыбаются, улыбнусь — улыбнемся — — улыбнетесь — улыбнется — улыбнутся) и формы повелительного наклонения (здесь лицо определяется не во всех случаях).
Категорией лица не обладают: — глаголы изъявительного наклонения в прошедшем времени (формы совпадают: я шел = ты шел = он шел, мы шли = вы шли = они шли);- глаголы условного (сослагательного) наклонения (хотел бы, пошел бы);- глаголы-инфинитивы (начальная форма глагола, на -ть/-ться: ходить, петь, рисовать);- безличные глаголы (смеркается, хочется, хватает и др.);- причастия и деепричастия (пришедший, радуясь). По некоторым системам грамматики, эти части речи относят к глаголам, по другим — нет. В любом случае, эти части речи не имеют категории лица.
Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.
Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи
Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.
Умение определять этот признак необходимо для проведения , в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.
А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.
Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие.
Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.
Свойственна она следующим формам:
- повелительное наклонение;
- изъявительное наклонение будущего времени;
- изъявительное наклонение настоящего времени.
Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 79,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 169,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 15,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 16,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 144,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 212,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 29,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 189,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 191,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 202,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 204,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 154,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 172,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 143,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 145,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 163,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 168,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 186,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 141,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 143,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 150,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 675,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 595,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 389,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 391,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 398,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 401,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 402,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 404,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 405,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 406,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение Задачка стр. 102,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 545,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 546,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 337,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 186,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 190,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 146,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 171,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защитить Родину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
- стоять на пороге;
- подойти к нему;
- сомневаться.
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.
В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.
Таблица
Личные окончания глаголов I спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Личные окончания глаголов 1 спряжения
Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:
- 1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
- 2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
- 3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)
Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:
- 1 лицо я берегу́ — мы бережём
- 2 лицо ты бережёшь — вы бережёте
- 3 лицо он бережёт — они берегу́т
Глаголы первого спряжения в личных окончаниях имеют ударные гласные, обозначенные буквами «ё», «у», «ю».
Личные окончания глаголов второго спряжения
Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные личные окончания:
- 1 лицо -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
- 2 лицо -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
- 3 лицо -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)
Посмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «кроить»
- 1 лицо я крою́ — мы крои́м
- 2 лицо ты крои́шь — вы крои́те
- 3 лицо он крои́т — они кроя́т
Итак, глаголы второго спряжения имеют личные окончания с гласными, обозначенными буквами «и», «а», «я».
Как навсегда выучить спряжение глагола to be
Глагол to be — это главный шарнир в механизмах английской грамматики. Это самое употребительное слово в английском языке (не считая «the», которое трудно назвать отдельным словом). Продвигаться в грамматике, нетвердо зная to be — это все равно, что изучать математику, плохо зная таблицу умножения. Его нужно не просто выучить, а довести употребление до автоматизма, чтобы вы не задумывались какую нужно выбрать форму am или are, was или were.
Вот, как можно это сделать:
1. Проспрягайте в уме все три таблицы, чтобы хорошо их запомнить.
Начните с настоящего времени — самого трудного (хотя чего там трудного, всего 3 формы). Проспрягайте вслух по порядку: I am, you are, he is, we are, you are, they are. Чтобы не путаться в лицах, показывайте пальцем на себя, на воображаемого собеседника (можете посадить кошку рядом), на «их», на «нас» и так далее. Проделайте то же с прошедшим временем и будущим. С будущим, я уверен, справитесь с первой попытки — там всего одна форма.
2. Составьте короткие фразы с глаголом to be и упражняйтесь с ними.
Составьте разные фразы для всех лиц, чисел, времен. Сделайте карточки с этими фразами и учите их не только по порядку, но и вразброс — перемешивая времена, лица, числа. Ваша задача — увидев фразу на русском, тут же вспоминать ее на английском. «Тут же» — это значит мгновенно, без раздумий. Для этого прогоняйте карточки с секундомером, пытаясь установить рекорд скорости.
3. Учите to be в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах.
Когда хорошо запомните утвердительную форму, пройдитесь по отрицательной и вопросительной. У вас не должно быть никаких проблем с построением этих форм.
4. Занимайтесь регулярно пока не будет «от зубов отскакивать».
Даже если вы отлично заучите формы глагола to be, их нужно повторять, иначе они забудутся. Повторяйте упражнение с карточками время от времени, проверяя не подзабылись ли слова, спрягайте to be в уме, когда выдастся минутка. Повторение — залог крепкого запоминания. Если уделять всего по 10-15 минут в день на повторение, то уже через неделю запомните очень хорошо. Занимаясь дальше (да и вообще пользуясь английским), вы будете очень часто пользоваться этим «шарниром», поэтому забыть его уже никак не получится.
Постоянные признаки глагола
Независимо от речевой ситуации постоянные признаки глагола не изменяются, принадлежат именно этой глагольной форме в любом контексте.
Перечислим постоянные признаки глагола:
- вид (совершенный или несовершенный);
- возвратность
- переходность
- спряжение.
Вид глагола
Вид — это постоянный глагольный признак, который выражает характер протекания действия во времени, его отношение к внутреннему пределу, завершённость или незавершённость действия.
В русском языке у глаголов различают два вида:
- несовершенный вид
- совершенный вид
Несовершенный вид глагола обозначает действие или состояние в их течении, без указания на предел, или незавершённое действие.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал?
Понаблюдаем:
- готовить
- рисует
- обогащаешь
- ненавидел
Совершенный вид глагола обозначает действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления, а также результат, законченность действия или его фазы.
Глаголы совершенного вида отвечает на вопросы что сделать? что сделает? что сделал?
- воспитать
- узнает
- отправимся
- почувствуешь
Возвратность
Возвратность выражает состояние или обозначает действие говорящего относительно самого себя или нескольких лиц:
- я обуваюсь
- мне нравится
- вы помиритесь
- дети ссорятся
Возвратные глаголы с постфиксом -ся (-сь) выражают направленность действия или состояния субъекта на самого себя.
Возвратность — это постоянный признак глагола, который обозначает, что действие не переходит на другой объект, а возвращается к действующему лицу.
По характеру передачи действия возвратные глаголы выражают:
1. действие, направленное на самого себя (собственно возвратные глаголы):
- бриться
- умываться
- переодеваться
2. действие, направленное друг на друга (взаимно-возвратные глаголы):
- встречаться
- созвониться
- обниматься
3. общевозвратные глаголы обозначают внутреннее состояние субъекта:
- радоваться
- печалиться
- гневаться
4. косвенно-возвратные глаголы выражают действие, совершаемое в интересах деятеля:
- кошка царапается
- шиповник колется
- лошадь лягается
5. безличные возвратные глаголы:
- смеркается
- нездоровится
- не спится
Переходность
Грамматическая категория переходности является характерным постоянным признаком глагола. В русском языке слова этой части речи делятся на переходные и непереходные глаголы.
Переходность — это способность глагола обозначать, что действие переходит на объект (лицо, предмет, животное).
В русском языке переходными являются глаголы, которые управляют или способны управлять существительным (местоимением) в форме винительного или родительного падежа (при отрицании) без предлога:
- приготовить (что?) обед;
- узнать (кого?) его;
- задать (что?) вопрос;
- не услышать (чего?) звонка.
Глаголы, которые обозначают действия, не переходящие на другой объект, являются непереходными. Они управляют словами в других падежных формах:
- служить (чему?) Родине;
- выбежать (из чего?) из дома;
- стоять (на чём?) на причале.
Возвратные глаголы не могут быть переходными:
- заниматься (чем?) спортом;
- улыбается (кому?) мне;
- одеваться по-зимнему.
Спряжение
Одним из характерных признаков любого глагола является спряжение, которое выражается совокупностью определённых личных окончаний.
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.
В зависимости от системы личных окончаний различают глаголы I и II спряжения. К первому спряжению отнесём глаголы, которые в неопределённой форме имеют конечные буквосочетания -ать, -еть, -оть, -уть, -ять:
- плавать
- плесневеть
- прополоть
- тонуть
- реять
К спряжению принадлежат два глагола-исключения на -ить и все производные слова:
- брить
- стелить
- выбрить
- застелить
В личных безударных окончаниях глаголов I спряжения пишется преимущественно буква «е». Убедимся в этом, изменив по лицам и числам глагол «плакать»:
- 1 лицо я пла́чу — мы пла́чем
- 2 лицо ты пла́чешь — вы пла́чете
- 3 лицо он пла́чет — они пла́чут
Ко II спряжению принадлежат все слова с конечным -ить (пилить, украсить) и глаголы-исключения:
- гнать, дышать, держать, слышать;
- видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть.
Разноспрягаемые глаголы «бежать», «хотеть», «чтить» имеют личные окончания как первого, так и второго спряжения.
Категория лица глагола. Значения форм лица. Спряжение глагола
Категория лица глагола выражает отношении действия, производимого субъектом, к говорящему лицу. По лицам изменяются лишь глаголы настоящего и будущего времени. Глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются.
Глаголы настоящего и будущего времени могут иметь формы первого, второго и третьего лица как в единственном. Так и во множественном числе, то есть спрягаемые глагольные формы.
Глагольные формы первого лица обозначают такое действие, которое совершает сам говорящий (один или вместе с другими лицами).
Я смотрю телевизор. (Субъектом действия является сам говорящий).
У некоторых глаголов форма первого лица единственного числа отсутствует.
Например: Сложно победить. (Я победю, ты победишь, он победит). Глагольные формы второго лица, как правило, обозначает такое действие, которое совершает какое-то второе лицо (по отношению к говорящему) или лица.
Например: Ты читаешь эту книгу? Вы читаете эту книгу?
Форма вы (Вы), как известно, может обозначать действие как несколькими лицами, так и одним лицом (при вежливой форме обращения). Кроме того, формы второго лица единственного числа могут обозначать часть действия, относящееся и ко всем лицам. Это наблюдается главным образом в пословицах.
Например: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнешь
Глагольные формы третьего лица, как правило, обозначают действие, совершаемое одним или несколькими лицами, о которых идет речь.
Например: Он играет в шахматы. Они играют в шахматы
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
- 1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет – гулять);
- 2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
- – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
- – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
- – 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:
жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).
Источник статьи: http://vuzlit.ru/843967/kategoriya_litsa_glagola_znacheniya_form_litsa_spryazhenie_glagola
Вывод
Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей
Морфологическая категория лица — важнейшая в системе русского глагола. Личные формы помогают определить, кто действует: сам говорящий (субъект коммуникации), — гуляю, мою
; говорящий совместно с другими: гуляем, моем
; собеседник (адресат коммуникации) — гуляешь, моешь
; собеседник вместе с другими: гуляете, моете
; не участвующий в диалоге (объект коммуникации) — гуляет, моет, гуляют, моют
. Лицо — один из самых непостоянных признаков. Поэтому перед учеником часто встаёт вопрос о том, как определить
Неторопливый анализ
Глагол имеет три лица: 1. гуляю 2. гуляешь 3. гуляет; 1. молчу 2. молчишь 3. молчит.
Они различаются не только между собой, но и во множественном числе: (читаем, читаете, читают; строим, строите, строят
). не является соотносительным по значению единственному числу: пишу
— действует говорящий, пишем
— к говорящему присоединился кто-то ещё. Пока не совсем ясно, как определить лицо глагола? А мы и не торопимся. Пока что как следует запоминайте три Вспомните все местоимения по лицам: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, (она, оно) они.
Поучитесь находить подходящее по смыслу к тому или иному глаголу. Например: глагол летят
. Остальное на ваш вкус: если вам не нравится «я летят»
или «оно летят»
, поищите ещё!
Другие значения
Личные формы глагола, кроме указанных выше, могут иметь и другие значения. Например, форма 1 лица множественного числа может становиться «авторским мы», то есть подразумевать 1 лицо единственного числа: Мы
уже коснулись
определения времени глагола, теперь приступим
к разбору действующих лиц.
Хотя тут явно звучит другое: Я
всё ещё пытаюсь вам объяснить…
Форма 1 лица множественного числа в эмоционально окрашенной речи иногда используется в значении 2 лица единственного числа: Ах, какие мы
стали большие!
(в обращении к единственному присутствующему ребёнку). Глаголы 2 лица единственного числа выступают в значении 1 лица единственного числа при обобщениях: Тебя не поймёшь
, семь пятниц на неделе.
Всем обязательно приходится пользоваться заменой во 2 лице единственного числа множественным — в знак уважения: Вы
прекрасно играете
на скрипке! Также личные глаголы могут становиться неопределённо-личными или обобщённо-личными — при неизвестном действующем лице или если действие относится ко всем сразу и ни к кому конкретно: Снявши голову, по волосам не плачут
(обобщённо-личное); По телевизору футбол передают
(неопределённо-личное).
Определяем лицо глагола
Приступаем к самому главному — как определить лицо глагола. Первым делом нужно задать глаголу подходящий по смыслу вопрос.
1 лицо
: что делаю
? и что делаем
? (местоимения я
, мы
) гуляю, гуляем
.
2 лицо
: что делаешь? и что делаете?
(местоимения ты, вы
) гуляешь, гуляете
.
3 лицо
: что делают? и что делаете?
(местоимения он/она/оно, они
) гуляет, гуляют
.
Таблица глаголов поможет ещё быстрее запомнить, как определить лицо глагола. Нарисуйте её и упражняйтесь, подписывайте карандашом придуманные примеры глаголов, стирайте, и начинайте заново.
О богатстве русского языка
Глаголов у нас так много, что время от времени будут попадаться неподходящие для этой таблицы. Что же такое, как определить лицо глагола некондиционного? Это дело времени. В прямом смысле — времени. Определите его! И увидите, что глаголы, находящиеся в прошедшем, а также неопределённой формы не имеют лица! Вот инфинитив (неопределённая форма): глагол лечиться
. Мне (я)
пора лечиться.
Но точно так же, неизменно, пора
лечиться
и тебе (ты)
, и им (они),
и так далее. В та же самая история происходит. Достаточно подставлять правильные местоимения и задавать соответствующие вопросы, глаголы определятся немедленно и в дальнейшей жизни будут послушными!
Часто мы используем слова, говоря на родном языке, не задумываясь. Редко кто при этом допускает ошибки. Однако бывают различные случаи и ситуации, когда просто необходимо обновить знания, что-то уточнить, повторить либо заново выучить.