Категория вида
Вид – это признак глагола, выражающий некоторые особенности
протекания описываемого им действия, такие как наличие указания на
предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его
во времени, прерывистость и другие особенности.
Различаются два вида глаголов,
совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении,
без указания на его предел: решал, толстел, шумел, в отличие от
глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия
или его части: решил, растолстел, зашумел.
Большинство русских глаголов образуют видовые пары:
Кроме того, существуют глаголы одновидовые,
у которых нет соответствий в другом виде
(сожалеть, заискивать и др. –
только несовершенного вида,
грянуть, хлынуть и др. –
только совершенного вида)
и двувидовые, у которых формы видов совпадают
(женить, казнить, информировать).
Внутри видов существуют также различные подвиды,
но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.
Кратный и некратный подвиды несовершенного вида
Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов,
имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы
выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных,
обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся:
Я отнёс бы сюда же пары быть – бывать, видеть – видать / видывать, слышать – слыхать / слыхивать (садить – сажать?)
У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают.
В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы
времён Indefinite, а некратным – из Continuous.
Сравните: Катя ходит в школу. – Kate goes to school.
и Катя идёт в школу. – Kate is going to school.
(причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать
два смысла: «сейчас идёт» и «скоро идёт»).
Двувидовые глаголы
женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать
Определить, в каком виде употреблён двувидовой глагол, иногда возможно
по однородному с ним члену. Сравните:
-
Он часто обещал, но редко выполнял обещанное.
(несовершенный вид) и -
Он обещал мне это и выполнил своё обещание.
(совершенный вид)
Внутриглагольное (видовое) словообразование
Понятие «видовая пара» не совсем точное, так как у одного глагола
несовершенного вида могут быть несколько парных совершенного вида,
лишь слегка различающихся по значению или стилистически, например:
А также у одного глагола могут быть несколько подвидовых форм, например:
Глаголы совершенного вида образуются
-
Приставочным способом от глаголов несовершенного вида:
Подвиды совершенного вида:
-
глаголы со значением начала действия,
образованные при помощи приставки за-: -
глаголы со значением окончания действия,
образованные при помощи приставки от-: -
глаголы со значением действия, ограниченного во времени небольшим
с точки зрения говорящего промежутком.
Образуются при помощи приставки по- и нередко сопровождаются
указанием промежутка времени:
-
Глаголы несовершенного вида образуются
- От приставочных глаголов совершенного вида при помощи суффикса -ыва (-ива-)
-
От глаголов несовершенного вида при помощи приставки по- и
суффикса -ыва (-ива-) со значением непрерывно повторяющегося
или часто возобновляющегося действия, совершаемого не в полную силу:
Как определить неопределённую форму глагола?
Чтобы понять, какая форма глагола встретилась в тексте, нужно обратить внимание на:
Суффикс; | Наличие времени, рода и так далее; | Вопрос. |
Запомним, что искомые глаголы:
- Не имеют рода, времени и числа;
- В неопределённой форме отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?»;
- Неопределённая (начальная) форма глагола всегда имеет суффиксы «ти» и «ть».
Выяснив, на какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы, можно определить их принадлежность к завершённости действия. Дело в том, что хохотать и захохотать – глаголы с разным смысловым значением
Именно поэтому так важно разобраться в разнице вопросов глаголов совершенного и несовершенного вида. Чтобы избежать ошибки, запомните это правило и всегда задавайте вопрос перед определением принадлежности разбираемой части речи
Используем примеры для наглядности.
Слова на вопрос «что сделать?» | Слова на вопрос «что делать?»: |
---|---|
Сыграть;Дописать;Спеть;Записать;Собрать;Списать;Срисовать;Смести;Пронести;Пробежать; Пролетать; Помечтать; Побрить; Посветить; Договорить;Спасти;Соблюсти. | Стоять;Мечтать;Протирать;Умирать; Страдать; Курить;Белить; Пропадать; Петлять;Мести;Пасти;Лететь. |
Очень часто слова, которые отвечают на вопрос «что сделать», имеют приставки, которые позволяют определить степень завершённости действия. Запомним, что глаголы, отвечающие на этот вопрос, всегда будут иметь приставку.
На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола: трудности с наклонением
Что делать, если вопрос неопределённой формы глагола «что делал?»? Дело в том, что глагол в неопределённой форме может отвечать на такой вопрос, если он находится в условном наклонении. Здесь более характерно понятие определённой формы глагола, так как у глаголов с наклонением часто можно определить время.
Отличие определённой и неопределённой форм глаголов как раз и заключается в определении их рода, числа, лица и наклонения. Каждый из видов наклонения позволяет добавить эмоциональность в предложение или лучше выразить состояние или действие героя произведения.
Обратимся ко всем видам наклонения на примере:
Название | Определение |
---|---|
Инфинитив | Начальная (неопределённая) форма |
Особенности | Пример |
Не имеет лица и рода | Работать |
Название | Определение |
---|---|
Условное (сослагательное) | Обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. |
Особенности | Пример |
Только прошедшее время;Частица бы, б;Изменение по родам. | Работал бы;Работала бы;Работали б. |
Название | Определение |
---|---|
Изъявительное | Описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле. |
Особенности | Пример |
Совершенные: настоящее и будущее времяНесовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время | Сработал, сработаю, буду срабатыватьРаботаю, буду работать |
Название | Определение |
---|---|
Повелительное | Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам. |
Особенности | Пример |
Образуются от будущего или настоящего времени;Имеют суффиксы «й» и «те». | Работайте;Работай. |
Вернёмся к правилу. Вопросы неопределённой формы глагола – «что делать?» и «что сделать?». Если глагол отвечает на другой вопрос, то это уже изменённая форма, которую нужно привести к начальной. «Что сделал?» — это вопрос прошедшей формы глагола.
- Вязала (что делала?) – вязать (что делать?);
- Наказал (что сделал?) – наказать (что сделать?);
- Понесли (что сделали?) – понести (что сделать?).
И так далее по образцу.
Образование совершенного вида
Разберем процесс словообразования данной категории глагола. Обычно, чтобы образовать совершенный вид глагола и несовершенный, используются приставки и суффиксы. Иногда переход из одного вида в другой достигается путем полного изменения основы. Глаголы совершенного вида образуются от несовершенного:
Приставочным способом: делать – доделать, рисовать – нарисовать, готовить – приготовить, сажать – посадить, ехать – уехать.
- Заменой или усечением суффиксов: решать – решить; достигать – достигнуть; заворачивать – завернуть, воображать – вообразить; забывать – забыть; обнимать – обнять.
- Изменением ударения: насыпать (ударение на последний слог) – насыпать (ударение на второй слог).
- Супплетивные глаголы: говорить – сказать, искать – найти, брать – взять.
Это самые распространенные способы, которыми можно образовать совершенный вид глагола. Однако иногда в этом процессе могут участвовать две морфемы одновременно. Такой способ называется приставочно-суффиксальным. Как правило, присоединяется необходимая приставка и заменяется суффикс. Так, из глагола несовершенного вида «цепляться» образовался совершенный вид – «уцепиться». При этом прибавилась приставка «у-» и суффикс «-я-» был заменен на «-и-«.
Спряжение и наклонение глаголов
Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. При спряжении изменяются окончания глаголов. Выделяем два типа спряжения: I спряжение и II спряжение. Окончания I и II спряжения называют личными окончаниями глагола.
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | Единственное число | Множественное число | |
1 | -у / -ю | -ем | -у / -ю | -им |
2 | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 | -ет | -ут / -ют | -ит | -ат / -ят |
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
- изъявительного;
- повелительного;
- условного.
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени.
Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен: стелет (наст.); стелил (прош.); будет стелить (буд.). У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен: спросил (прош.); спросит (буд.).
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
- Отнеси, пожалуйста, ей чашку чая.
- Немедленно закрой дверь!
- Присядь-ка на минутку!
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса ‑и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа: ползти — ползут — ползи, ползите; сидеть — сидят — сядь, сядьте.
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах. Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам: обнадёжить — обнадёжил бы; обнадёжила бы; обнадёжило бы; обнадёжили бы. Категории времени эти глаголы не имеют.
Таким образом, глагол – это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».
Глагол изменяется по временам, лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Наклонения глаголов
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн
ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой
Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
3.3. Семантические противопоставления в видовых парах
Выделяется несколько типов семантических противопоставлений в видовых парах, различных по регулярности и распространённости. Конкретный тип видовых противопоставлений зависит от семантических классов участвующих в них глаголов.
0. Однократность vs. многократность (посетить <один раз>, СВ – посещать <каждый месяц>, НСВ) – различие в плане количественной аспектуальности; противопоставление, наличествующее у всех глаголов, образующих видовые пары , в частности, оно может быть единственным.
1. Предельные видовые пары – глагол НСВ означает процесс, в нормальном случае завершающийся достижением некоторого естественного предела, а СВ – достижение этого предела (строить – построить).
2. Перфектные видовые пары: СВ означает моментальный переход, НСВ – достигнутое состояние (увидеть – видеть, ощутить – ощущать).
3. «Тенденции» – глагол НСВ означает ситуацию, в случае неизменности ведущую к итогу, обозначенную глаголом СВ: Наша команда проигрывает 0:2 – наша команда проиграла 0:2.
4. Свойства: Бутыль вмещает / вместила семь литров <НСВ выражает свойство бутыли, а семантика СВ включает Говорящего / Наблюдателя, который сначала не знал, а потом узнал это свойство> .
5. Значение континуальности / прерывности: Спортсмены продолжают тренировки <НСВ означает ‘не переставали’> / Спортсмены продолжат тренировки в Москве <СВ означает ‘вновь начнут после перерыва’>.
В и нестандартное семантическое соотношение усматривается в неагентивных употреблениях глаголов движения, где подлежащее – протяженный пространственный объект типа дороги, забора, реки: Около сторожки дорога поворачивает / повернула. Они связывают противопоставление СВ/НСВ в этих парах с присутствием Наблюдателя во втором случае. Между тем, согласно , присутствие Наблюдателя выражается здесь не видом, а лексическим значением глагола в данном его употреблении, так что замена СВ на НСВ сохраняет Наблюдателя. Например, Наблюдатель сохраняется при замене СВ в предложении Около сторожки дорога повернула на НСВ прош. вр.: Около сторожки дорога поворачивала; или в примере.
Движущийся Наблюдатель сохраняется и в тех случаях, когда глагол НСВ выражает постоянное свойство дороги. Так, в примере На пятнадцатом километре дорога поворачивает на юг глагол сохраняет валентность на направление движения, а двигаться может только Наблюдатель . Таким образом, присутствием Наблюдателя в СВ можно объяснить только нестандартность пар типа вмещать – вместить (НСВ вмещать обозначает свойство, которое не предполагает Наблюдателя), но не пар типа поворачивать – повернуть.
Глаголы совершенного вида ограничительного способа действия (лимитативы) (см. Совершенный вид) иногда трактуются как образующие видовую пару с соответствующим глаголом НСВ: читать – НСВ, почитать – СВ , .
Интересные факты о совах
Перуанский карликовый сычик
- Вид совы можно определить не только по внешнему виду, а и по характеру издаваемых звуков. Так, филин кричит громко и прерывисто, будто хохочет, неясыти «кашляют», большинство видов сов издают односложное уханье. Самый тихий голос у совок и мелких сычей: их крики похожи на свист.
- Совиные яйца всегда окрашены в белый цвет и имеют почти правильную круглую форму.
- Совы имеют хорошее ночное зрение, однако основную роль при ориентации в темноте играет слух. К особенностям слуховой системы ночных хищников можно отнести наличие образованных оперением наружных ушей, расширенные слуховые проходы, выгнутую наружу барабанную перепонку. Уши совы, которые представляют собой большие отверстия, расположены несимметрично: левое ухо обычно выше правого.
- Совы являются главными героями известной во всем мире серии книг писательницы Кэтрин Ласки «Ночные стражи». Несмотря на жанр фэнтези, в книгах изложена достоверная информация об образе жизни птиц и их повадках. Действие происходит в далеком будущем после исчезновения людей. Совы представлены разумными существами: они общаются между собой, читают и пишут, создают произведения искусства, имеют парламент и воюют со злом на планете.
- Самая маленькая сова в мире — перуанский карликовый сычик. Принадлежит он к роду воробьиных сычей и весит всего 30 гр при длине тела в 15 см.
Тренировочные упражнения
Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.
Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.
- Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
- Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
- Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
- Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
- Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
- Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
- Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
- Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).
Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.
Способы образования видовых пар глаголов
Видовые пары образуют как глаголы совершенного вида в качестве исходного слова, так и глаголы несовершенного вида.
Образование глаголов совершенного вида
1. Многие глаголы совершенного вида образуются с помощью приставки от однокоренного глагола несовершенного вида:
- красить → покрасить;
- думать → придумать;
- строить → построить.
Причем учтем, что при префиксальном способе образования не должно меняться лексическое значение производного глагола совершенного вида.
К примеру, глаголы «читать» и «перечитать» не являются видовой парой, так как слово «перечитать» имеет иное лексическое значение «прочитать снова».
2. Видовая пара возникает от глагола несовершенного вида с помощью суффиксов -и-, -ну-:
- объявлять → объявить;
- решать → решить;
- прощать → простить;
- возникать → возникнуть;
- привыкать → привыкнуть;
- погибать → погибнуть;
- промокать → промокнуть.
Отметим чередования согласных в корне глаголов.
3. Видовые пары образуются с помощью смены ударения:
- отреза́ть — отре́зать;
- засыпа́ть (щебнем) — засы́пать;
- выреза́ть — вы́резать.
Образование глаголов несовершенного вида
1. Глаголы совершенного вида образуют однокоренную видовую пару с помощью суффиксов -ыва-/-ива-, -ва-:
- подсказать → подсказывать;
- выкроить → выкраивать;
- издать → издавать;
- созреть → созревать;
- осознать → осознавать.
При суффиксальном способе образования в корне некоторых слов с безударной гласной «о» происходит чередование с ударяемым «а»:
- опозда́ть → опа́здывать;
- притормози́ть → приторма́живать;
- вы́порхнуть → выпа́рхивать.
Если же корневое «о» ударное, то в производном глаголе несовершенного вида оно сохраняется:
- приуро́чить → приуро́чивать;
- подыто́жить → подыто́живать;
- сосредото́чить → сосредото́чивать.
Однако в корне многих глаголов несовершенного вида отметим под ударением чередование гласных а//о, а также согласных основы:
- заболо́тить → забола́чивать;
- подморозить → подмора́живать;
- сбро́сить → сбра́сывать;
- успоко́ить → успока́ивать.
2. Чередование звуков в корне, часто сопровождаемого суффиксацией, образует глагол несовершенного вида:
- выдрать → выдирать;
- выслать → высылать;
- примять → приминать;
- съесть → съедать.
Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)
Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться). У каждого глагола есть инфинитив.
Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься.
Инфинитив может отвечать только на вопросы:
- «Что делать?»;
- «Что сделать?».
Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.
Например:
- целовать — целоваться
- нести — нестись
- беречь — беречься
Правило!
Суффиксы неопределённой формы в основу слова не входят.
Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.
Например:
поставит (что сделает?) — н.ф. поставить(что сделать?). Сравни: ставит — ставить
убережет (что сделает?) — н.ф. уберечь (что сделать?). Сравни: бережет — беречь
Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид .
Правило!
Запомни, что неопределённая форма глагола — это неизменяемая форма, т.е. она не имеет категорий времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие (страдать — это н.ф. мы понимаем, что действие — это страдание, но кто и когда страдал по инфинитиву мы понять не можем).
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.
Примеры совершенных и несовершенных глаголов
Многие глаголы в русском языке составляют пары: совершенный и несовершенный вид.
Глаголы могут быть однокоренными и отличаться лишь суффиксами или приставками:Что делать? Бросать. Рубить . Это глаголы несовершенного вида.Что сделать? Бросить. Срубить . Это глаголы совершенного вида. Встречать – встретить Обижать – обидеть Готовить – приготовить Звать – позвать
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением: Разрез а́ ть – разр е́ зать Засып а́ ть – зас ы́ пать
Также в корне могут чередоваться согласные или гласные: Оп а здывать – оп о здать Ст и рать – ст е реть Взд ы хать – взд о хнуть Изл а гать – изл о жить
Бывают видовые пары, которые отличаются корнями: Ловить – поймать Класть – положить Брать – взять Искать – найти
Примеры глаголов двух видов
Совершенный вид | Несовершенный вид | |
Прошедшее время |
Что сделал? Что сделала? Что сделали? |
Что делал? Что делала? Что делали? |
Настоящее время | Не употребляется |
Что делаю? Что делает? Что делаем? Что делаешь? |
Будущее время |
Что сделаю? Что сделает? Что сделаем? Что сделают? |
Что буду делать? Что будет делать? Что будем делать? |
Образование видов глагола и видовые пары
При образовании видов глагола возможны два пути:
- исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
- исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.
Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть.
Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
1. С помощью приставок: делать — сделать, мерить — измерить, писать — написать, строить — построить, читать — прочитать. Наиболее употребительны приставки по- , с- ( со- ).
Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить. Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.
2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двинуть, исчезать — исчезнуть, кричать — крикнуть, прыгать — прыгнуть. Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — погибнуть, мёрзнуть — замёрзнуть.
3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать — бросить, выполнять — выполнить, решать — решить. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.
Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида
1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записывать, перестроить — пепрестраивать, вылить — выливать, отдать — отдавать, ходить — выхаживать.
2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.
Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать, где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать, где приставка по- указывает на совершенный вид).
Особое место в видовой системе занимают глаголы движения, обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:
Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).
Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехать — приезжать, уехать — уезжать и т. д.
Двувидовые глаголы
Их вид нельзя определить без контекста. Например: «(Что делать?) казнить каждый день по одному двоечнику», «(Что сделать?) казнить этого человека немедленно!».
Еще несколько примеров. Мы (что делаем) атакуем каждый день. Мы сегодня (что сделаем) атакуем противника. Ученым нравится (что делать?) исследовать прокариотов. Ученым нужно сначала (что сделать) исследовать этот объект. Я люблю (что делать?) телеграфировать. Мне надо срочно (что сделать) телеграфировать об этом на Бейкер-стрит.
Двувидовые глаголы могут также менять свой вид с помощью приставок: венчать – обвенчать, обещать – пообещать и пр.
Всё на сегодня, надеюсь, вы не устали. Лайкните статью, если понравилась.
Вот мое видео по теме статьи.