Сколько в русском языке звуков
Наш принимающий менеджер немедленно свяжется с вами в рабочее время с понедельника по пятницу с 9:00 до 21:00 по Мск.
Ваша личная ответственность: Валерия ответственная и отзывчивая!
Ожидайте
Каждый день с 10:00 до 19:00 по Мск вам будет звонить ваш персональный менеджер.
Существует 42 фонемы (от греческого «речь», что означает «звуки речи»).
Бесплатный курс ИКТ для детей
Существует 42 фонемы (от греческого speech, что означает «звуки речи»).
Фонемы далее анализируются по гласным и анализируются в соответствии с (6 гласных и 36 согласных).
Все гласные характеризуются вокализацией (артикуляцией). Это происходит из-за вибрации голосовых связок и свободного прохождения выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Они характеризуются оральным препятствием для выдыхаемого воздуха в виде того или иного речевого аппарата, или в виде более или менее близко расположенных щелей и диодов, или в виде непрерывного закрытия и соединения щелей. При образовании одних согласных вышеуказанные нарушения сочетаются с гиперемией, а при образовании других не проявляются.
Артикуляционная сортировка гласных основана на.
1) Задействованы ли губы. При артикуляции гласных o и u активную роль, помимо языка, играют губы. Они охотно округляются при произношении этих фонем. Так, гласные o и u называются лабиальными (лат. labia — губа), а все остальные гласные — нелабиальными.
2) степень подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем); и
3) точка, в которой поднимается язык (передний, средний и задний ряды).
В современном русском языке шесть гласных — А, О, У, Э, И и Ы. Различные качества гласных, которые мы воспринимаем как разные звуки, зависят от размера и формы ротовой полости при образовании гласного. Размер и форма полости рта определяются движениями языка и губ — активных органов произношения. В зависимости от движения языка (вперед-назад) гласные делятся следующим образом: 1) передние гласные И и Е (край, где язык движется вперед и упирается в нижние зубы) — 2) средние гласные Й и А (произносятся задней частью языка) — 3) задние гласные Й и О (произносятся языком слегка назад).
В зависимости от степени выдвижения языка на нёбо, т.е. вертикального движения языка, различают 1) i, y, u (при формировании язык более полно поднимается на нёбо) -. 2) е, о (в образовании, когда язык не полностью поднят к нёбу) — 3) самые низко поднятые речевые гласные, включая только А (язык не поднят или слегка приподнят, нижняя челюсть опускается, рот открывается рот опускается).
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ
Участие губ | Неогубленные | Сгубленные | ||
Ряд | Передний | Средний | Задний | |
Подъем | Верхний | И | Ы | У |
Средний | Э | О | ||
Нижний | А |
Артикуляционная классификация согласных основана на пяти ключевых признаках.
(1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок, (2) наличие или отсутствие
(4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу; и
Первая функция (с вибрацией голосовых складок или без нее) выделяет следующие согласные.
(1) Вокальный, образование, в котором тон голоса сочетается с сильно выраженным шумом: b, b ‘, e, d’, d, d ‘, c, c’, h, z ‘, g, z’, z ‘, z’ ‘;
(2) Громкие (от лат. sono — слышимый), при образовании которых шум в основном отсутствует и доминирует тон голоса: l, l’, r, p’, m, m’, n, n’, и (j)
(3) пробойные голоса, образованные только шумом: n, n’, t, t’, k.k’, f, f’, s’, x, ts, ch’, sh, sh’.
Согласно второй функции (режим петли), в соответствии с подразделами:.
(1) по стерео: b, b’, p, p’, d, d’, t, t’, d, g’, k, k’ и согласные, которые останавливаются и уходят: m, m’, n, n’, l, l’.
Третья функция (место соединения) разделяет согласные
(1) Губы: M, M ‘, P, P, P’, B, B ‘, и губы: F, F’, V, V ‘.
(2) Лингвистический — Лингвистический: t, t ‘, d, d’, n, n ‘, s, s’, h, z ‘, ts — Лингвистический кольцевой: l, l’, p, p’ — Лингвистически разделенный: sh, g, ch, ts — Лингвистический носитель: k ‘, d’, h ‘, ‘ j ( ‘) — Металлический: g, k, h.
В зависимости от четвертого признака (с задней частью языка или без нее) они бывают следующие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по «русским звукам».
Консультация с родителями «Русские звуки, дифференциация понятий «звук» и «буква». Звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие недостатки.
Каковы звуки русского языка?
Консультации для родителей, включая их обучение дифференциации русских звуков. Он предназначен для того, чтобы помочь родителям и помочь детям, которые забыли, какие группы разделены.
Таблица 1: Русские звуковые профили 1. Логопедия.
Знание аудиопрофиля является необходимым условием для работы логопеда. Чтобы научиться правильно и красиво говорить, прежде всего, необходимо знать, где находятся суставы. Профиль.
Организация русских звуков.
Организация русских звуков.
Сортировка русских звуков с точки зрения формирования анатомических и физиологических характеристик.
Классификация русских звуков с точки зрения анатомо-физиологических особенностей их образования Артикуляторы (активные инструменты) играют важную роль в образовании звуков.
Классификация русских звуков с точки зрения анатомических и физиологических особенностей их образования
Основную роль в звукообразовании играют артикуляционные аппараты (активные органы — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, пассивные органы — зубы, верхняя челюсть.
Дидактический материал , гласные и согласные звуки.
Гласные звуки.
-
произносятся при помощи голоса
-
не встречают преграды
-
поются
-
образуют слог
Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.
Согласные звуки.
— произносятся при помощи голоса и шума илитолько шума
Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука — в белую коробочку, а те, которые с согласного — в серую.
Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.
Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие — на гласный звук?
Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие — на гласный звук?
Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.Соедини их с удочкой.
Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные)
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные)
Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.
Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные — в синий, твердый и мягкий знаки — серым.
В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.
— мягкие согласные звуки
Посмотри, как можно составить схемы слов.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
К
А
Р
Т
И
н
А
Б
Е
Р
Ё
Е
3
А
Я
Б
Л
О
К
О
т
Е
Л
Е
В
И
3
О
Р
Л
А
М
П
А
Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.
После мягкого согласного звук
— обозначается буквой Я
— буквой Ю
— буквой Ё
— буквой Е
— буквой и
Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного и с мягкого согласного
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:
Назови все звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Согласные звуки , , , , всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.
Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.
Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков — братцев — твердый и мягкий согласный.
Соедини предметы с подходящей к ним схемой.
Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши.
Что налили в стакан: сок или чай?
Что в шкафу: чашка или блюдце?
Что в портфеле: книга или тетрадь?
Что в пакете: груша или банан?
Какая сказка в этой книге: «Колобок» или «Морозко»
Кто спрятался за деревом: лиса или заяц?
Как зовут девочку: Марина или Наташа?
Как зовут котенка: Пушок или Чижик?
Что лежит в коробке: пирожное или печенье?
Что лежит на тарелке: яблоки или груши?
Что лежит в корзине: грибы или ягоды?
Что лежит в мешке: конфеты или игрушки?
Звуки и буквы
В современном русском языке 6 гласных звуков и 37 согласных звуков. Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Гласные звуки состоят главным образом из голоса при почти полном отсутствии шума. В системе гласных звуков современного русского языка есть два лабиализованных (огубленных) звука: , . При произнесении этих звуков губы вытягиваются вперёд и принимают форму круглого отверстия. Остальные гласные звуки в русском языке (, , , ) являются нелабиализованными, т. е. неогубленными. Гласные звуки отчётливо произносятся только под ударением, в безударном положении они подвергаются разным изменениям. Например, в слове нести́ безударный произносится как ; в словах листы́, листопа́д безударный звучит более кратко, чем под ударением (ср.: лист, ли́стья). Согласными называются звуки, при образовании которых в органах речи воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят или из одного шума, или из шума и голоса. В зависимости от этого выделяют сонорные согласные звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом (, , , , , , , ), и шумные, в которых преобладает шум. Шумные согласные делятся на звонкие (шум преобладает над голосом) — , , , и т. д. и глухие (состоят только из шума) — , , , и т. д. В современном русском языке большинство согласных образуют пары по признаку глухо- сти/звонкости. Однако некоторые согласные являются только глухими, другие — только звонкими (см. таблицу). По признаку твёрдости/мягкости в современном русском языке всегда твёрдыми являются звуки , , ; всегда мягкими — (), , (см. таблицу). Звуки речи на письме перелаются буквами. В современном русском алфавите 33 буквы, каждая из которых имеет свое название: а , б , г , д |дэ] и т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Напри м е р: а — А, б — Б, в — В и т. д. В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ и ь); две буквы могут передавать один звук (например: счётчик одна буква может обозначать два звука (например: ё ). Для звука в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой. В современном русском алфавите 4 йотированные буквы: е, ё, ю, я. Употребляясь после мягкого согласного, они перелают звуки , , , : лес , чёрный , люк , ряд . В начале слова, после гласною звука или после разделительных ъ и ь они передают два звука: , , , : ель , ёж , юг , линия , вьюга . В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков, поэтому для обозначения мягкости согласных используются буквы е, ё, и, ю, я, ь. Буквы русского языка характеризуются многозначностью, т. е. одна буква может обозначать разные звуки. Например, с может обозначать звуки , , , : ад, ядь, бор, коба. Ср. также в сочетании с другими согласными: сшить сжать В одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга. Такая замена, или мена, называется чередованием звуков. Различаются исторические и позиционные (фонетические) чередования. Исторические чередования — результат фонетических процессов, протекающих в историческом развитии русского языка. Исторические чередования звуков нельзя объяснить фактами современного языка. В современном русском языке исторические чередования звуков проявляются как при образовании новых слов, так и при изменении форм слов. Например: г/ж; к/ч; х/ш и т.д.: нога — ножка; рука — ручка; лик — лицо — личность; плакать — пла́чу; хотеть — хочу, муха — мушка. Позиционные (фонетические) чередования звуков речи — живые чередования, вызванные аналитическими процессами, и могут быть объяснены фактами современного языка. Например, чередование глухого и звонкого согласных // в корневой морфеме ( — ): перед гласными звук сохраняется, так как такая позиция является для него сильной, а оказавшись в слабой позиции (абсолютный конец слова), изменяет своё качество, и на его месте произносится звук . Позиционным изменениям подвергаются как согласные, так и гласные звуки. В отличие от исторических чередований, чередования фонетические на письме не отражаются. |
Мягкость и твердость гласных звуков
Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные – это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.
Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:
- пакет;
- ребенок;
- автомобиль;
- речь;
- одежда;
- кровать;
- компьютер;
- Петя;
- древесина;
- мороз;
- веселье;
- маленький и прочие.
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком . Например: яблоко — блоко, подъезд — подзд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
- Верхний передний: и
- Верхний средний: ы
- Средний передний: э
- Верхний задний: у
- Средний задний: о
- Нижний средний: а.
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
- Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: елый, елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как : менеджер, мерчендайзер.
- Если согласный смягчается мягким знаком: пеь.
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
- Всегда твердые: ж, ш, ц.
- Всегда мягкие: ч, й, щ.
По месту образования согласные бывают:
- Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
- Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
- Зубные смычные: т, т’, д, д’
- Зубные слитные: ц
- Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
- Небно-зубные слитные: ч
- Зубные щелевые: с, с’, з, з’
- Зубные смычно-проходные: н, н’
- Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
- Небно-зубные дрожащие: р, р’
- Среднеязычные щелевые: й
- Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
- Заднеязычные щелевые: х, х’
Академическое образование
Где вы можете бесплатно можете ознакомиться с русским языком. Выучить тему «Согласные и гласные буквы русского алфавита» Десять минут внимания и вы будете экспертом в этой теме.
Согласные буквы и звуки
Вопросов к этой теме можно задать много. Согласные буквы русского алфавита это основная часть от всех букв и звуков.
-
Какие звуки называют согласными? Это те звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие.
-
Какими бывают согласные звуки?Звуки , , , называются шипящими. Звуки , , , , называются свистящими. Согласный звук не бывает ударным или безударным.
-
Из чего состоит согласный звук?Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума. Звонкие согласные звуки: , , , , , , , , , , . Глухие согласные звуки: , , , , , , , , , . Согласные, которые образуют пары по звонкости-глухости: —, —, —, —, —, —.
-
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука? Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А, О, У, Ы, Э. Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, а также буквой Ь (мягкий знак).
-
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков? В русском языке 21 согласная буква: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв, так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки.
-
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?Твёрдые: Мягкие:
Гласные буквы и звуки
Что такое гласные буквы и звуки — , , , , , , это те звуки, при произношении гласных букв мы используем голосовые связки, и на пути выдыхаемого воздуха не образуется преград. Эти звуки можно петь. В словах гласные звуки, которые можно выделить интонацией, они называются ударными, а не выделенные — безударными.
Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Для проверки какую букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.
Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё, ю, я — называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых Очень простое правило для гласных, это — сколько слогов в слове, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.
Академическое образование для начальных классов средней школы. Согласные и гласные буквы русского алфавита для детей и их родителей. Как дополнительный материал: как писать «до свидания» ещё все фразеологизмы и полный сборник пословиц
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Виды гласных (как учат в школе)
В школе эти звуки делятся на две большие группы:
- Ударные – на них в слове падает ударение, поэтому определить ударный звук легко уже по произношению: сАбля, подУшка, птИца – А, У, И в этих словах ударные.
- Безударные – все остальные гласные слова, ударение на них не падает. Например, в слове коробка первый О и последний А безударные.
Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.
А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.
Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.
Что обозначает положение в слове
Получается, что звучание гласных и написание соответствующих букв зависит от предыдущего согласного, а, точнее, от его твёрдости или мягкости. Исключений из этого правила нет, ведь если «ю» или «я» даже находятся в начале слова, то, с точки зрения фонетики, такое слово начинается с согласного , который, в отличие от других согласных, всегда является мягким. Однако, поскольку традиционно в языке существуют буквы, обозначающие двойные звуки, то мы пишем «юг» и «ящик», а не «йуг» и «йащик».
Казалось бы, логично избавиться от этой путаницы, отменить «лишние» гласные буквы и писать как мы слышим. Но не так всё просто
Дело в том, что если мы углубимся в фонетику, то обнаружим: звучание гласных зависит не только от предыдущего согласного, но и от такой важной вещи, как ударение. Если под ударением гласный отчётлив и понятен, то чем дальше он от ударного слога, тем менее ясно его звучание
Возьмём слово «колобок». Понятно, что последний гласный здесь . А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между и . Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией.
Для этого нового гласного, среднего между и , вводится и новое обозначение — . Но и это ещё не всё. Как уже говорилось, чем дальше слог от ударного, тем больше изменяется в нём гласный. И если снова внимательно прислушаться, то в первом слоге слова «колобок» мы услышим звук, похожий и на , и на , и на . А обозначается эта новая фонема, как .
Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов — вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».
А ведь мы не учли ещё, что точно так же изменяются не только «а» и «о», но и другие гласные. При этом учёные идут всё дальше, обнаруживая новые варианты звуков. Например, наряду с и появился ещё один вариант того же звука — . Это «а» после твёрдых согласных перед «л». Получается, что чем дальше мы углубляемся в тему, тем меньше вероятности получить ответ на вопрос: сколько гласных звуков в русском языке?
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук . Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук . Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук . Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук . Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
Напомню, что
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Возможно кому-то будет легче, если перед ним будет алгоритм составления звуковой схемы.
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Отличие букв от звуков
Звуки — это упругие колебания в воздухе, которые улавливает человеческое ухо. Создаются они с помощью речевого аппарата при выдыхании.
В образовании разных звуковых единиц в большей или меньшей степени участвуют голосовые связки гортани, носовая и ротовая полости, язык, небо, зубы и губы.
Звуки являются самой маленькой речевой единицей. Именно из этих частичек, как из кирпичиков, складываются слова. Но в отличие от слова, звук не имеет смысла.
Буквы — это графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы лишены звучания, у них есть только общепринятые названия. (А — а, Б — бэ, В — вэ и т. д.)
Буквы и звуки не всегда совпадают. Один и тот же звук часто обозначают разными буквами, а в некоторых словах букв может быть больше, чем звуков, и наоборот.
Например:
- в слове сказка з произносится как ;
- в словах милый, пятно, река первый гласный везде слышится как , но на письме обозначается буквами и, я, е;
- в слове солнце буква л не произносится, поэтому здесь на одну звуковую единицу меньше.
Внимание! Главное отличие звуков от букв в том, что первые человек слышит и произносит, а вторые – видит и пишет