Фонемы русского языка
Что вкладывается в это понятие? Наименьшая языковая единица называется фонемой.
Заменив одну на другую, изменяется значение всего слова (дом, дым, дам).
На вопрос, сколько гласных звуков в русском языке,ответ может дать раздел русского языка «Фонетика», занимающийся изучением фонем.
Гласных в русском языке шесть: Э, У, Ы, А, И, О. Букв, которые обозначают их, десять: Е, Э, Ы, Ю, И, А, Ё, Я, О, У.
Гласными их называют потому, что они произносятся «голосисто», а согласные с ними «согласуются». Чтобы понять их отличие друг от друга, надо произнести по слогам какое-то слово. Например: телега. Гласные в словах тянутся долго, плавно, при отсутствии шума.
На письме они заключаются в квадратные скобки и обозначаются символами: метро . Фонемы русского языка изучаются школьниками в начальной школе. Из всех букв русского алфавита 10 обозначают гласные, остальные буквы – согласные.
Ударные/безударные
Фонемы находятся в безударной позиции в словах и под ударением. Ударные гласные звуки произносятся долго, отчетливо, с силой: гордый , этот , с интонацией. Сам звук не меняется, изменения претерпевает его произношение. В безударной позиции оно краткое, менее отчетливое, ослабленное.
Так как произношение не обладает силой, на письме слова подвергаются изменениям. Варианты произношения являются хорошей почвой для появления орфографических ошибок, когда обозначение на письме не соответствует правильному произношению. Например: седьмой , подвеска .
Есть гласные русского языка с несвойственной им слабой позицией: , , или в определенных ситуациях (тот, этот, этаж ). Только четыре фонемы произносятся в слабой позиции: И, У, А, Ы.
Следует помнить правило: чтобы не ошибиться в написании гласной, на которую не падает ударение, надо поставить ее в ударную позицию в однокоренном слове (например, стоИт – стОй).
Есть сложные слова в русском языке, имеющие двойное ударение, второстепенное наряду с основным, например, пЕноблОки . На первом слоге ударение основное, на втором – второстепенное. Фонетический разбор учитывает основную ударную фонему, второстепенное ударение – нет.
Чтение предложений
Интонация законченной мысли. Все данные здесь предложения выражают законченную мысль. Законченность мысли как в русском, так и в английском языке, выражается понижением голоса в конце предложения. Прочтите следующие простые нераспространенные предложения. Читайте и проверяйте себя по транскрипции.
I play | Я играю | |
I skate | Я катаюсь на коньках | |
I sail | Я еду на парусной лодке, корабле* | |
I type | Я печатаю (на машинке)* | |
I lie; I sleep | Я лежу; я сплю | |
I wake | Я просыпаюсь | |
I smile | Я улыбаюсь |
Ударение в предложении как в русском, так и в английском языке, падает не на все слова.
Приведенные выше предложения даны в обычном написании и в транскрипции. Знак ˊ перед словом в транскрипции показывает, что слово произносится с ударением. Отсутствие этого знака говорит о том, что на данном слове не надо делать ударения.
В английском предложении, в отличие от русского, ударение на личное местоимение (если оно единственное подлежащее предложения) обычно не падает.
Значит в приведенных предложениях, где подлежащее выражено личным местоимением, только одно ударение; если же подлежащее выражено именем существительным, то оно тоже произносится с ударением:Kate skates. Кэйт катается на коньках.
Как учить гласные буквы и звуки
Если вы приняли решение начать обучение, когда малышу исполнилось 3 года, делайте это только в игровой форме, любое принуждение исключается.
Что можно посоветовать:
Трехлетнему малышу нужно больше времени для запоминания и понимания материала, поэтому мгновенного результата не ждите;
- Периодичность занятий – дважды в неделю, не более 7 минут в день;;
- Гласные лучше запоминать парами, которые образуют рифму, — А-Я, У-Ю, О-Ё;
- В 3-4 года ребенок мыслит образами, ассоциациями, поэтому используйте как можно больше картинок, игрушек и книг с яркими иллюстрациями;
- Компьютерные игры и приложения рекомендуется подключать только с 5 лет.
- Не начинайте изучать согласные буквы, пока малыш полностью не освоит гласные буквы.
Интересное по теме:
Сначала заинтересуйте – читая сказку, мимолетом выделяйте отдельные буквы, начните с самых простых – А, Е, О и затем постепенно подключайте другие гласные.
Покажите, как здорово играть с буквами – кубики, магнитная доска, плюшевые буквы, карточки. Придумывайте истории и сказки, где персонажами станут буквы, складывайте их из любых мелких предметов (фасоль, бусины, макароны, камушки), лепите из пластилина.
Как легко учить с ребенком гласные буквы (пошагово):
- Знакомимся с буквой, слушаем гласную, рассматриваем ее в разных цветах, а потом произносим самостоятельно. На этом этапе можно использовать плакаты, загадки, песенки, стихи — они будут дальше в статье.
- Определяем характеристики звука – гласный или согласный. Поясните ребенку: «Оказывается, все гласные звуки можно петь голосом. А еще есть согласные звуки, они твердые и не поются.»
- Учимся выделять звук среди других на слух (ребенок закрывает глаза, взрослый медленно произносит слоги, когда малыш слышит нужную гласную, хлопает в ладоши);
- Находим букву в слове (для этого потребуются картинки со словами, ребенок должен сказать, где находится гласная – в начале, середине или конце слова);
- Составляем слоги с определенной буквой, произносим эти слоги.
- Если малышу уже 4 года, можно предложить попробовать записать буквы на бумаге или мелом на асфальте.
После каждого урока закрепляйте материал, задавайте малышу вопросы. Например, какую букву мы выучили? Какой звук соответствует букве? Буква гласная или согласная, как это можно определить? Какие слова начинаются на эту букву?
А вы изучаете буквы с ребенком? Что пробовали? Что ему больше всего интересно?
Звуковой плакат с буквами 48.89%
Алфавит на магнитах с магнитной доской 13.33%
Плюшевые буквы 4.44%
Коврик-пазл с буквами и цифрами 15.56%
Книги, азбука, например 8.89%
Стихи и сказки
4.44%
Нам с малышом будет все интересно. 4.44%
Проголосовало: 45
Проверка гласных
Из-за того, что гласные в безударном положении становятся нечеткими и приобретают редуцированный звук, в их написании часто совершают ошибки
Поэтому важно знать, какие существуют способы проверки безударных гласных
Если есть сомнения в правильности написания безударной гласной, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором на нечеткий звук будет падать ударение. Это можно сделать двумя способами:
- Изменив форму слова.
- Подобрав однокоренные слова среди других частей речи.
Чтобы проверить безударную гласную, нужно сначала попробовать изменить слово по:
- числу: нога́ – но́ги , коза́ – ко́зы , стога́ – сто́г , блоха́ – бло́хи ;
- падежу: нет пирога́ – пиро́г , на слона́ – сло́н , под столо́м – сто́л ;
- роду: моя́ – мой , волчица́ – во́лк , твоя́ – тво́й ;
- времени или форме глагола (совершенной/ несовершенной): приобрести́ – приобрё́л , завяза́л – завя́жет , смотре́л – смо́трит , замерза́л – замё́рз .
- уменьшительно-ласкательному типу: птене́ц – пте́нчик , солове́й – соло́вушка ;
- градации «маленький – большой» и наоборот: воробе́й – воро́бышек , бочо́нок – бо́чка , пирожо́к – пиро́г ;
Также проверку можно осуществить путем подбора однокоренных слов из других частей речи: зелё́ный – зе́лень , желтизна́ – жё́лтый , бели́ть – бе́лый .
Что такое согласные?
Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие, например, на язык. Они делятся на пары звонких и глухих, шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.
Звонкие, глухие и шипящие
Звонкие согласные выделяются наличием голоса при произношении, кода выговариваются глухие, то при произношении можно услышать только шум. В большинстве своем все они парные:
Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:
Звонкие | Глухие |
б, б’ | п, п’ |
в, в’ | ф, ф’ |
г, г’ | к, к’ |
д, д’ | т, т’ |
з, з’ | с, с’ |
ж | ш |
Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:
Звонкие |
л, л’ |
м, м’ |
н, н’ |
р, р’ |
J (буква й) |
Глухие |
х, х’ |
ч |
щ |
Кроме перечисленных глухих и звонких, в русском языке существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу. На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.
Согласные звуки
Твердые и мягкие
Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?
Мягкие |
ч’ |
j’ |
щ’ |
Твердые |
ж |
ш |
ц |
Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.
Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.
Твердые и мягкие согласные звуки
Задания для детей
Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.
Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.
Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.
Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.
Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.
Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее
По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.
К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.
Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.
Особенности произношения[править | править код]
Положение языка для основных передних гласных с обозначением высшей точки. Положение высшей точки используется для определения подъёма и ряда гласного.
Артикуляция гласных звуков, отражается приборами в виде периодических колебаний по всему звуковому спектральному диапазону, и — посему, эти звуки, являются — музыкальными. Различия в артикуляции гласных достигаются изменением формы резонатора, что можно осуществить изменением в положении всего тела, спинки и/или корня языка, а также губ при приоткрытой челюсти. Кроме того, гласные звуки могут иметь дополнительные артикуляционные особенности и фонации при носоглоточной акустической вибрации и своеобразном резонансе.
У гласных звуков звучность выше, чем у согласных. Гласные занимают определённое положение в структуре слога, в общем случае — в начале и в конце слога, то есть — согласные обычно не образовывают слога. Исключением являются соноранты: аппроксиманты, то есть — гласные в положении согласных, как, к примеру — /ju’la/ «юла», фонетически — , а также — носовые и латеральные (нем. Matten).
Звуки русской словесностиправить | править код
В русском языке гласные звуки представлены в виде изображений — Аа, Ее, Ёё, Ии, Оо, Уу, Ыы, Ээ, Юю, Яя. Однако, — не все звуки являются чистыми и состоят лишь из одной вибрационной тональности: звук «Е» состоит из комбинации или звукосочетания «i» и «ə»; «Ё» — «i» и «о», «Ю» — «i» и «у», «Я» — «i» и «а», — которые также различны в ударных и безударных слогах произносимой речи.
Ударные гласныеправить | править код
Особенность в произношении слова «за́мок»
Особенность в произношении слова «замо́к»
Ввиду того, что значение слов и терминов русской словесности отличается от интонационного произношения и акцента на определённый слог или корневую основу, это определяется более высокой тональностью и протяжностью звучания той или иной гласной буквы в произносимой человеком речи.
Безударные гласныеправить | править код
В некоторых безударных гласных звуках произносимой русской речи, происходит некое чередование или нечёткость звучания той или иной гласной, и — в данном случае, можно слышать совершенно иной или отличный от ударной гласной, звук, как — к примеру, звук «И» вместо «Е», или «А» — вместо «О». Чередование гласных происходит по принципу подмены — «А/О», «И/Е», «Е/Ё», «Э/Е» «Ә/Е» и т. д.
Однако, это не означает, что произносятся иные буквы («А», — вместо «О», как и иные звуки): — комбинации, согласовки и последовательность звукосочетаний демонстрируют палитру многообразия тональности в произносимых вариациях, именно той буквы, — проговаривание которой создаёт своеобразный звук, и — отличить который можно лишь при наличии богатого жизненного опыта в одноязычном сообществе и «музыкальности слуха», а — постоянное общение и тренировка дикции, помогают совершенствовать произношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по «русским звукам».
Консультация с родителями «Русские звуки, дифференциация понятий «звук» и «буква». Звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие недостатки.
Каковы звуки русского языка?
Консультации для родителей, включая их обучение дифференциации русских звуков. Он предназначен для того, чтобы помочь родителям и помочь детям, которые забыли, какие группы разделены.
Таблица 1: Русские звуковые профили 1. Логопедия.
Знание аудиопрофиля является необходимым условием для работы логопеда. Чтобы научиться правильно и красиво говорить, прежде всего, необходимо знать, где находятся суставы. Профиль.
Организация русских звуков.
Организация русских звуков.
Сортировка русских звуков с точки зрения формирования анатомических и физиологических характеристик.
Классификация русских звуков с точки зрения анатомо-физиологических особенностей их образования Артикуляторы (активные инструменты) играют важную роль в образовании звуков.
Классификация русских звуков с точки зрения анатомических и физиологических особенностей их образования
Основную роль в звукообразовании играют артикуляционные аппараты (активные органы — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, пассивные органы — зубы, верхняя челюсть.
Сколько гласных звуков в русском языке
При наличии десятка букв им соответствует всего лишь шестерка звуков — эти звуки , , , , , .
Звук может давать не только буква «у», но иногда и «ю»: «кувалда», «люк».
Звук кроме буквы «о», дает «ё»: «торт», «пёс».
Гласный звук дает буква «ы», а также ударная «и», если она находится в позиции после букв «ж», «ц», «ш»: «клык», «циркач». Безударные буквы «е», «а», «о» иногда тоже могут обозначать этот звук: «тестированный», «лошади», «шоколадный».
Гласный могут давать буквы «э» и «е»: «Мэри», «лесничий».
А вот гласный графически обозначается всего лишь одной «и», если она в ударной позиции: «мирный». Без ударения этот гласный могут давать буквы «а» («часовщик»), «я» («ряды»), «е» («прилежащий») стоящие после мягких согласных. Также «и», следующая за мягким согласным или в начале слова («игрок»); «э» в начале слова («этажерка»).
Таким образом, рассматривая вопрос, сколько в русском гласных звуков, становится понятно, почему их меньше, чем самих букв.
Место образования гласных
Классификация гласных по месту образования (ряд), разделяет гласные звуки по горизонтальной позиции языка во время произнесения определенного звука.
Классифицировать и запомнить отличительные свойства гласных звуков значительно проще, чем согласных, так как их намного меньше
Однако каждому образованному человеку, стремящемуся правильно писать и разговаривать, важно точно представлять, сколько гласных звуков русском языке, с помощью каких графических знаков они записываются. Эти знания могут пригодиться и тем, кто собирается за границу и для этого начинает изучать чужой язык
В родственных славянских языках произношение гласных во многом схоже с русскими, так как все они в далеком прошлом произошли из одного праславянского языка. В иностранных языках из иных языковых семейств принципы образования гласных, а также их классификация происходит по общепринятым в лингвистике правилам. Так что даже изучая английский или французский, человеку важно иметь представление о том, сколько гласных звуков в русском языке.
Формирование иностранных речевых единиц
Невзирая на то, что гласных компонентов меньшинство в английском алфавите, они рождают более двух десятков вариаций звучания. Звучание, которое рождает символ при чтении, обусловлен ее позицией в слове. Звучание может варьировать, исходя из соединения символов, в составе которых фигурирует гласная. На прочтение влияет разновидность слога, в котором размещена гласная – открытом или закрытом. В русской речи всякий элемент издает один звук. В иностранном алфавите компоненты порождают двойное звучание. Для рационального, точного их прочтения необходимо прибегать к транскрипции.
Гласными символами английского алфавита являются: a, e, i, o, u. Символ y относится и к той, и к другой категории.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Мягкость и твердость гласных звуков
Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные – это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.
Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:
- пакет;
- ребенок;
- автомобиль;
- речь;
- одежда;
- кровать;
- компьютер;
- Петя;
- древесина;
- мороз;
- веселье;
- маленький и прочие.
Понятие согласных
Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.
Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:
- место образования;
- способ образования;
- уровень шума;
- участие голоса;
- твердость или мягкость.
В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:
- шумные;
- сонорные.
Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:
- глухие;
- звонкие.
По месту образования бывают такие виды:
- переднеязычные согласные;
- среднеязычные;
- заднеязычные.
По способ образования существуют следующие виды:
- щелевые;
- смычные;
- смычно-проходные;
- дрожащие;
- слитные.
В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:
- произносимые с голосом;
- произносимые без голоса.
Звонкие, глухие и шипящие
К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».
К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.
Твердые и мягкие
Согласные также делят на мягкие и твердые
Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу
На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.
В чем же различие?
Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим, например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.
Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.
Подведем итоги
С фонетикой школьники знакомятся в первом классе, более подробно начинают изучать в четвертом классе, систематизируют свои знания и навыки в следующие годы.
Если появляются ошибки в правописании безударных гласных, твердых и мягких согласных, например, следует повторить правила правописания, которые можно найти в разделах «Фонетика», «Орфография» школьного учебника.
Следует потренироваться в фонетическом разборе слов русского языка. Это поможет писать грамотно, правильно пользоваться своей речью, выражать мысли, с интересом изучать законы и правила, правила произношения. Это сделает речь грамотной и интересной для окружающих.