Второстепенные члены предложения и их особенности
Второстепенные члены предложения – это все слова, кроме подлежащего и сказуемого, которые в него входят. К каждому из них можно задать вопрос либо от подлежащего, либо от сказуемого. Чтобы было проще понять, что за второстепенный член предложения и какой вопрос к нему задается, можно рисовать стрелочки от главных членов к другим словам в предложении.
Слова, у которых нет собственного значения, то есть предлоги, союзы и частицы, не могут являться ни главными, ни второстепенными членами предложения и при разборе никак не подчеркиваются. Но они могут входить в состав членов предложения (предлоги, частицы).
Таблица второстепенных членов предложения поможет в них разобраться.
Название второстепенного члена |
Функция второстепенного члена |
Вопросы, которые к нему задаются |
Чем он выражается |
Дополнение |
Обозначает предмет |
Все вопросы косвенных падежей |
В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже |
Определение |
Обозначает признак этого предмета |
Какой? Чей? – в разных падежах и лицах |
Прилагательным, реже – существительным с предлогом |
Обстоятельство |
Обозначает время, место или способ действия |
Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему? |
Наречиями, а также существительными в косвенном падеже |
Второстепенные члены предложения также имеют свои типы подчеркивания при разборе. Так, для выделения дополнения используется пунктир, определение нужно подчеркивать волнистой линией, а обстоятельство – чередованием точки и тире.
Что мы узнали?
В предложении есть основа, куда входят два главных члена: подлежащее, которое чаще всего выражается существительным, и сказуемое, которое чаще всего выражается глаголом. Если в предложении, кроме основы, есть другие слова, оно называется распространенным. Всего есть три второстепенных члена предложения: определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются от подлежащего или сказуемого. Для наглядности при разборе все члены предложения подчеркиваются по-разному.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Назовите главные члены предложения.
- определение, обстоятельство, подлежащее
- определение, обстоятельство, дополнение
- сказуемое, обстоятельство, подлежащее
- сказуемое, подлежащее
Грамматическая основа
Практически в любом предложении должна быть грамматическая основа — подлежащее, о котором идет речь, и сказуемое, означающее действие. Оба этих слова равнозначны и не зависят от других, в то время как второстепенные слова, напротив, зависят от них.
Главное подлежащее
Подлежащее — человек или предмет, о котором идет речь и который совершает действие. Отвечает на вопрос «Кто/Что?», единственное слово, которое стоит в именительном падеже. При разборе подчеркивается одной прямой чертой.
Подлежащее может быть выражено:
- Существительным или словом, перешедшим в эту часть речи (ванная, учащиеся): «Художник (кто?) нарисовал свой первый шедевр еще студентом».
- Местоимением: личным (я, ты, он), отрицательным (никто, ничто), относительным или вопросительным (кто, что), неопределенным (некто, нечто). «Что (подлежащее) шумело внизу, мы увидеть не могли». «Некто (подлежащее) постучал в окно и убежал».
- Числительным: порядковым или количественным. «Восемь солдат прибыли на базу. Первый в очереди оказался моим соседом».
- Глаголом-инфинитивом: «Переходить (подлежащее) дорогу на красный сигнал опасно».
- Неразрывным словосочетанием. Это могут быть какие-либо названия (Баренцево море, Красная книга), неделимые конструкции (сельское хозяйство) или крылатые выражения («федорино горе»), а также лексически связанные словосочетания («Почти весь класс (подлежащее) пошел в кино»).
Кроме того, любое слово может быть подлежащим, если о нем идет речь. Пример: И (подлежащее) — союз, связывающий части предложения.
Действие сказуемого
Сказуемое — это второй главный член предложения, который обозначает действия или качества подлежащего. Отвечает на вопросы «Что делает? Кто/что он такое? Каков он?», согласуется с подлежащим грамматически и по смыслу. Подчеркивается двумя параллельными линиями.
Сказуемое может быть:
- Простым. Выражено глаголом в нужной форме: «Виктор читал журнал».
- Составным глагольным. Состоит из глагола-связки и инфинитива — первый необходим для согласования, второй несет основной смысл: «Все мои друзья хотели слетать в космос».
- Составным именным. Вместо инфинитива употребляется именная часть: существительное, местоимение, прилагательное, числительное, наречие, причастие или неразрывное словосочетание. При этом глагольная связка может быть опущена. Примеры: «Мы были молоды и смелы». «Дети — будущее планеты» (опущена связка «есть»).
Важно отметить, что глагол никак не связан с определением, а потому словосочетания вида «лежал больной» — это целое сказуемое
В синтаксическом разборе
Удивителен русский язык: дополнение, определение, обстоятельство являются не только второстепенными членами, поясняющими главные, но и помогают выполнить синтаксический разбор. Если в предложении есть обстоятельство, но нет сказуемого, которое оно поясняет, смело можно говорить о неполном двусоставном предложении (я (куда?) домой – пропущен глагол «иду»/»пошёл», поэтому и неполное). Дополнение и определение, в свою очередь, поясняют подлежащее, поэтому предложение, в котором нет сказуемого, но есть эти второстепенные члены, может быть и назывным («Раннее утро»).
Но здесь важно запомнить, что определение-прилагательное, стоящее после существительного, автоматически превращается в сказуемое, т. е
предложение «Золотая осень» будет являться распространённым назывным, а «Осень золотая» – двусоставным.
Сказуемое и подлежащее – разница и отличие
Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?
Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.
Определение подлежащего и сказуемого
Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.
Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?
Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.
Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.
Сравнение
Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.
Вася шел. Коза бежала.
Тучи капали дождем.
Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.
В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.
В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).
Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:
- действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
- состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
- качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
- принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
- родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).
С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.
Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.
Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое
Таблица разницы между подлежащим и сказуемым
Подлежащее | Сказуемое |
Обозначение предмета | Обозначение признака предмета |
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падеже | Зависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе |
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что? | Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего |
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертой | При синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами |
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Рассмотрим предложение:
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
-
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
-
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Определение |
Какой? Который? |
Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка. |
Дополнение |
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей) |
Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан. |
Обстоятельство |
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? |
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево. |
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
ветер (какой?) осенний.
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Кружит (что?) листья.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Кружит (где?) в воздухе.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
листья (какие?) жёлтые.
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется .
Если в предложении есть только главные члены, это .
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
Запомним!
Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.
От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
На какие вопросы отвечают определение обстоятельство дополнение
Ирина робертовна махракова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ в русском языке – это второстепенный член предложения, обозначающий ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
Подробнее об определении и с примерами читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/181848230
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения, обозначающий ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, если поясняет глагол-сказуемое, или ПРИЗНАК ПРИЗНАКА, если поясняет определение или другое обстоятельство. Разрядов обстоятельств по значению много, а потому и вопросов к ним как к членам предложения тоже много, причём у каждого разряда они свои.
Обстоятельства имеют 9 разрядов, то есть они обозначают:
ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ (как? каким образом?);
МЕРУ И СТЕПЕНЬ (как? в какой мере, степени?);
МЕСТО (где? куда? откуда);
ВРЕМЯ (когда? как долго? с каких пор? до каких пор;
ПРИЧИНУ (почему? отчего?);
ЦЕЛЬ (зачем? с какой целью?);
УСЛОВИЕ (при каком условии?);
УСТУПКУ (несмотря на что? вопреки чему?);
СРАВНЕНИЕ (как что? будто что? подобно чему? и пр.).
Подробнее об обстоятельствах и с примерами читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/30740955
ДОПОЛНЕНИЕ – это второстепенный член предложения, который ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ), относится чаще всего к сказуемому, реже – к другим членам предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напомню, что косвенными называются все падежи, кроме именительного.
Подробнее о дополнении и с примерами читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/35006057
При выполнении синтаксического разбора предложения ОПРЕДЕЛЕНИЯ подчёркиваются ВОЛНИСТОЙ линией, ДОПОЛНЕНИЯ – ПУНКТИРНОЙ, а ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – линией ТОЧКА-ПУНКТИР.
Памятка из Интернета Вам в помощь, хотя в ней и не все вопросы отражены:
.
Крис
Дополнение,
Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Р. П Кого? Чего?
Д. П. Кому? Чему?
В. П. Кого? Что?
Т. П. Кем? Чем?
П. П 0 ком? О чём?
——————-
Разделяются на:
1. прямые ( от переходного глагола в В. П ( Кого? Что?) без предлога)
2. косвенные ( Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )
Определение, Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы:
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Чей?
Чья?
Чьё?
Чью?
Чью?
————————
Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования
Автобусный маршрут изменён
2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления Дайте мне книку поинтереснее
————————-
Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
девочка (какая? ) с голубыми глазами .
Обстоятельство
Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы?
1. Где?
Куда?
Откуда?
Как?
Зачем?
Почему?
2. С каких пор?
Как долго?
Отчего?
Каким образом?
С какой целью?
В какой мере?
В какой степени?
По какой причине?
Вопреки чему?
3. Времени
Места
Образа действия
Причины
Цели
условия
уступки
————————-
http://www.school1937.org/index.php?option=com_content&task=view&id=23&Itemid=15
Памятка «Члены предложения»
Памятка для учащихся по запоминанию главных и второстепенных членов предложений. Можно распечатать и раздать.
Просмотр содержимого документа «Памятка «Члены предложения»»
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть местоимением или сочетанием слов.
СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях
Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие
Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
Подчёркивается: пунктир точка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Подчёркивается: волнистой чертой.
ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие
Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть местоимением или сочетанием слов.
СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях
Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие
Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
Подчёркивается: пунктир точка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Подчёркивается: волнистой чертой.
ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие
Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть местоимением или сочетанием слов.
СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях
Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие
Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
Подчёркивается: пунктир точка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Подчёркивается: волнистой чертой.
ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие
Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть местоимением или сочетанием слов.
СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях
Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие
Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
Подчёркивается: пунктир точка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Подчёркивается: волнистой чертой.
ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие
Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?
Главные
Подлежащее и сказуемое в предложении — это и есть главные его члены.
- Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе — это «кто?» (если действие совершает одушевленный предмет) или «что?» (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
- Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения — «что делает, что сделает?»
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности
. На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: «Настроение что делало?» Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее
(что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало
(подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.
Способы выражения подлежащего
В роли подлежащего чаще всего выступают существительные или местоимения именительного падежа. Это связано с тем, что первая из указанных частей речи обладает обобщённым значением предметности и наиболее удобна для выражения предмета мысли и речи, а вторая — является её заместителем:
Но подлежащим может быть также любая другая часть речи, употреблённая в роли существительного, то есть субстантивированная (перешедшая в категорию имён существительных). Представим способы выражения подлежащего в виде таблицы.
Способы выражения | Примеры выражения подлежащего в предложении | |
Имя существительное | Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег (Н.Островский). | |
Местоимения | Личные | Я ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев). |
Неопределённые | Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский). | |
Отрицательные | Ничто не сблизит больше нас (М.Ю Лермонтов). | |
Вопросительно-относительные | Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А.С. Пушкин). | |
Указательные | Это было в семидесятых годах (Л.Толстой). | |
Определительные | Этак всякий может петь (А.П. Чехов). | |
Притяжательные | Пускай моё пропадает (Л. Толстой). | |
Прилагательное | Прекрасное должно быть величаво (А.С. Пушкин). | |
Причастие | Танцующие теснились и толкали друг друга (А.И. Куприн). | |
Числительные | Количественные | Шестнадцать делится на два. |
Порядковые | А тот третий что во поле ветер (нар. песня). | |
Собирательные | Двое покинули зал. | |
Наречие | Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Р. Рождественский). | |
Неопределённая форма глагола (инфинитив) | Учить – ум точить. | |
Союзы, Частицы, Междометия | Это «если бы», отнесённое им к прошедшему, сбылось (И.С. Тургенев). И опять слышится «бу-бу-бу» (А.П. Чехов). |
Словосочетание в качестве подлежащего
Предложения с подлежащим, представленные ниже, выражены синтаксически цельным словосочетанием.
Сущ.+ сущ. Р.п. | Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (М. Шолохов) |
Сущ.+ сущ. Т.п. | Базаров с Аркадием уехали на второй день (И.С. Тургенев). |
Мест. + мест. Р.п. | Каждый из нас по-своему лошадь (В.В. Маяковский) |
Мест.+ мест. Т.п. | Мы с тобой бестолковые люди…(Н.А. Некрасов). |
Мест.+ сущ. Т.п. | Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (А.М. Горький). |
Числ.+ сущ. Р.п. | Три танкиста, три весёлых друга – Экипаж машины боевой (Б. Ласкин). |
Числ.+ мест. Р.п. | И ни один из нас не замёрз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин). |
Фразеологизм | Муки Тантала были ему не под силу (А.П. Чехов). |
Имя собственное | Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев) |
При нахождении подлежащего в таких предложениях важно обращать внимание на форму сказуемого:
- В этом предложении глагол-сказуемое множественного числа, поэтому подлежащим следует считать словосочетание дед с матерью.
- Подлежащим будет только слово дед, так как глагол-сказумое единственного числа.
Особенностью подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов свыше, больше, меньше, около является отсутствие формы именительного падежа: Около десятка книг прочитано за полгода.
Главные роли
Все предложения русского языка состоят из слов, или членов, последние делятся на главные и второстепенные. Первые называются так потому, что являются его основой (грамматической основой).
К ним относятся:
- Подлежащее — это главное слово, «главный герой» предложения, выделяется сплошным подчеркиванием. Он отвечает на вопрос «Кто или что?» — «О ком или чем идет речь в предложении?». Обычно подлежащим является существительное или местоимение («(что?) Яблоко упало», «(кто?) Они пришли»), реже — прилагательным, причастием или наречием, перешедшими в существительное (учащиеся, гостиная), устойчивыми словосочетаниями, в том числе географическими названиями или крылатыми фразами (Каспийское море, высшее образование) и другими. Вообще подлежащим может стать любое слово, если оно является главным во фразе.
- Сказуемое — главный член фразы, связанный с подлежащим. При разборе подчеркивается двумя параллельными сплошными прямыми. Он отвечает на вопросы «Кто (что) такое подлежащее, какое оно, что делает, что с ним происходит?». Может быть простым (состоять из одного глагола) или сложным (глагол-связка + именной или глагольной части). Пример сложного сказуемого: «Я (что делаю?) хочу пойти»; «Их дружба (какова?) была крепка»; «Книга — (что?) источник знаний». В последнем примере глагол-связка «есть» опущен.
Способы выражения подлежащего и сказуемого
Способы выражения подлежащего
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (кто? что?).
Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу
Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Старший сын уехал в столицу.
Он уехал в столицу.
Старший уехал в столицу
Поднявший меч от меча и погибнет.
Двое уехали в столицу
Любить – это прекрасно.
Жить – родине служить.
Настало и роковое послезавтра
«В» является предлогом.
«А» – противительный союз.
«Не» с глаголами пишется отдельно.
Неслось со всех сторон «ау».
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» – было его девизом.
Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..
Что-то неприятное было во всем его облике.
Способы выражения сказуемого
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим (что говорится о предмете речи?)
Сказуемое бывает простое и составное.
Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. (=1 слово),глагольным междометием, фразеологизмом (его можно заменить одним глаголом).
Обратите внимание: простое сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени (Я буду учиться и после школы) (=2 слова)
Составное глагольное сказуемое образуется из двух глаголов:
глагол в личной форме + инфинитив
Составное именное сказуемое
Глагол-связка БЫТЬ + именная часть
Называться и др. местоимение
Обратите внимание: в некоторых конструкциях глагол связка БЫТЬ в настоящем времени опускается ( Он (есть) порча, он (есть) чума, он(есть) язва здешних мест). В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире
Обратите внимание: сказуемое может быть выражено фразеологизмом
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Бессонова Елена СергеевнаНаписать 15118 21.11.2015
Номер материала: ДВ-177027
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 21.11.2015 403
- 21.11.2015 313
- 21.11.2015 537
- 21.11.2015 435
- 21.11.2015 485
- 21.11.2015 7386
- 21.11.2015 2591
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
От подлежащего нельзя задать вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Заключение
Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.
Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.
Источник статьи: http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/chleny-predlozheniya-glavnye-vtorostepennye-razbora-predlozheniya.html