Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
- корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
- правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
- выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Признаки, отличающие гласные звуки о согласных
1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Сильные и слабые позиции для согласных
Очень часто написание слова не совпадает с его звучанием. Это происходит из-за того, что звуки в потоке речи оказывают воздействие друг на друга, озвончаются, смягчаются и т. д. Такое влияние может отсутствовать (тогда мы имеем дело с сильной позицией) или, напротив, быть максимальным. Причем для каждого из соотносительных рядов согласных эти параметры различаются.
Позиция перед гласным, или сонорным является сильной для разграничения глухости/звонкости. Слабыми же считаются позиция перед другим несонорным звуком и конец слова. Так, звонкий согласный звук в слове «код» перестает быть таковым и передается в транскрипции по-иному. Возможен и обратный процесс. Например, фонетическая запись словоформы «отдать» будет указывать на наличие удвоенного , что служит поводом для возможных орфографических ошибок. То есть глухой согласный звук , ассимилировавшись, стал звонким.
Соотносительные ряды по признаку «твердость/мягкость» имеют свои слабые и сильные позиции. В случае первых возможно смягчение предыдущего согласного. Яркий тому пример – звук «н» в словоформе «нянчить», который хоть и не стоит рядом с мягким знаком, но тем не менее указывается при транскрибировании палатализованным.
Отметим, что разделение позиций на сильные и слабые довольно относительно. Язык не стоит на месте, меняются произносительные нормы, а вместе с ними и фонетические записи слов. Некоторые из этих перемен мы испытываем на себе. Так, когда-то давно твердые согласные звуки смягчались перед палатализованным губным (в словах «ветви», «двери»). Сейчас такое произношение встречается разве что у представителей старшего поколения и постепенно сходит на нет.
Классификация гласных звуков.
Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также
работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть
по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука.
Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые
бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы ; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости
той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются
обычно три подъема — верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным
верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о,
к гласным нижнего подъема относят а.
По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании
которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и
неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия
— а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском,
польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные,
которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или
о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных
происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка,
так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в
полость рта и носа.
По подъему средней части спинки языка
При образовании звуков иногда возникает дополнительная артикуляция, связанная с подъемом средней спинки языка. Подобное явление называется палатализацией и может касаться любых согласных, кроме среднеязычных. В школьной и научной фонетике по признаку «наличие/отсутствие палатализации» принято выделять твердые и мягкие согласные звуки. Большинство из них в русском языке образуют соотносительные ряды, но не обходится без исключений. Так, согласные звуки , существуют только в одном варианте. Для , характерно твердое произношение; палатализация имеет место только в случае удвоения (в словах «вожжи», «дрожжи» и т. д.).
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Парные | непарные (всегда зв./ глух.) | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Твердые | б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ж | ш | ц | |
Мягкие | б’ | в’ | г’ | д’ | з’ | к’ | л’ | м’ | н’ | п’ | р’ | с’ | т’ | ф’ | х’ | ч’ | щ’ | й’ |
Сильные позиции по твердости/мягкости:
- перед гласными: нос -нёс, мол – мел ;
- на конце слова: мел – мел , удар – ударь, угол – уголь;
- у звуков , независимо от положення: полка – полька ;
- у звуков , , , , , , , , , , , перед , , , , , , , , , , , : банка – банька , пурга – серьга , изба – резьба.
Слабая позиция по твердости/мягкости:
- Изменения согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
- твердый звук изменяется на парный мягкий перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
- н –> н’, р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик , фонарщик ;
- с –> с’ перед н’, т’: песня , кость ;
- з –> з’ перед н’, д’: жизнь , гвозди ;
- в некоторых других сочетаниях : дверь , съел;
- мягкий согласный перед твердым становится твердым: конь – конский
Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие обозначаются другими средствами.
Обозначение мягкости парных согласных:
- буквами Я, Е, Ё, Ю : вял – ср. вал, сер – сэр, вёз – воз, люк -лук;
- перед буквой И согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц): пир, мир, сито;
после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится , а не : жир , жито , шишка. - мягким знаком Ь:
- в конце слова: пень, стань – ср. стан, сталь – стал, жарь – жар, быль – был, весь – вес, мель – мел;
- мягкость согласного перед любым другим согласным: сельдь, июльский, полька;
- мягкость согласного, стоящего перед твёрдым согласным: раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька – галка, угольки- уголки, пеньки – пенки;
- Мягкость согласного, который стоит перед другими мягкими (, , , ), обозначается мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий перед мягким ) – серьга (мягкий перед твердым), восьми – восьмой, огоньки – огоньков. Но, мостик – без Ь, т.к. моста – твердый перед твердым , хвостик -хвоста, ростик – роста.
- Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.
Твердость обозначается
- отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
- написанием после согласного гласных букв А,О, У,Ы, Э
- в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: фонетика .
Звонкие и глухие
Звонкими называют звуки, состоящие из голоса и шума, а глухими, состоящие только из шума. Звонкий согласный производится за счёт вибрации голосовых связок. Если дотронуться до шеи в области горла и издать «ЗЗЗЗЗЗЗ….», можно почувствовать эту вибрацию. Если делать то же самое, произнося «ССССССС…» — никакой вибрации не будет.
Непарные и парные по глухости звонкости
В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.
- 11 – , , , , , , , , , , – парные звонкие;
- 11 – , , , , , , , , , , – глухие парные;
- 9 – , , , , , , , , – это звонкие непарные;
- И ещё 5 – , , , , – это непарные глухие .
Парный звонкий оглушается:
- в конце слова — дуб , пирог , улов ;
- перед глухими согласными — коробка , книжка , указка .
Парный глухой озвончается:
перед звонким согласным — сдоба , косьба .
Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.
Например: вор , ком , горка , панамка .
§5. Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: и – звонкие, а и – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.
Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: — , — и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и .
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости — глухости. Например, у звуков , , , , нет глухой пары, а у и – звонкой.
Непарные по глухости-звонкости
Звонкие непарные: , , , , , , , , . Ещё их называют сонорными.
Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя, проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.
У сонорных есть две важные особенности:
1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .
Глухие непарные: , , , , .
Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?
Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:
Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)
Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)
Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый звонкий, но и мягкий тоже, не только , но и и т. д.
Виды чередований
Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные.
Позиционные чередования вызваны фонетическими условиями:
положением ударения и свойствами соседних звуков.
Совокупность таких условий называется фонетической позицией.
Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.
Непозиционные чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции
фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими.
Например, чередование в корнях слов
удвоить – удваивать,
копать – закапывать
обусловлено наличием или отсутствием суффикса -ива.
Убедиться в этом просто. В словах удвоить и удваивать
корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции –
под ударением, между звуками . Следовательно, это чередование
не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор
однокоренных слов с суффиксом -ива и без него показывает,
что причина чередования именно в наличии этого суффикса.
Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные
будут рассмотрены далее, в рамках тех
словообразовательных и
словоизменительных процессов,
в которых они проявляются.
Согласные по месту образования шума
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.
Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.
Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: , , , , , .
Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: , , , .
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.
Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.
Парные согласные звуки
При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: , , , , , , , , , , , , . При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: , , , , , , .
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный . При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу. Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки , , , , , образуются смыканием () или сближением () задней части языка с неподвижным задним нёбом.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Важно!
- Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я – буквы! Их в транскрипции быть не может!
- Мягкость согласных обозначается мягким знаком Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
- , , – только твердые: мышь , жила , цирк .
- , – только мягкие: ночь , чаща , чум .
-
Ь выполняет три функции и не обозначает звука:
- служит для обозначения мягкости согласных: моль , только ;
- выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и, подсказывая появление звука : вьюга , заячьи ;
- указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь , лишь, беречь.
Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук : объезд .
Виды чередований
Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные. Позиционные
чередования вызваны фонетическими условиями: положением ударения и свойствами соседних звуков. Совокупность таких условий называется фонетической позицией. Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.
Непозиционные
чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими. Например, чередование в корнях словудвоить – удваивать ,копать – закапывать обусловлено наличием или отсутствием суффикса-ива . Убедиться в этом просто. В словахудвоить иудваивать корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции – под ударением, между звуками . Следовательно, это чередование не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор однокоренных слов с суффиксом-ива и без него показывает, что причина чередования именно в наличии этого суффикса.
Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные будут рассмотрены далее, в рамках тех словообразовательных и словоизменительных процессов, в которых они проявляются.
Как научиться произносить звучные согласные?
Если ребенку диагностирована дислалия
, то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное – начать лечение как можно раньше.
Основными его этапами являются:
- Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
- Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
- Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
- Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
- Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
- На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.
Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.
Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.
Понятие согласных
Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.
Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:
- место образования;
- способ образования;
- уровень шума;
- участие голоса;
- твердость или мягкость.
В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:
- шумные;
- сонорные.
Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:
- глухие;
- звонкие.
По месту образования бывают такие виды:
- переднеязычные согласные;
- среднеязычные;
- заднеязычные.
По способ образования существуют следующие виды:
- щелевые;
- смычные;
- смычно-проходные;
- дрожащие;
- слитные.
В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:
- произносимые с голосом;
- произносимые без голоса.
Звонкие, глухие и шипящие
К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».
К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.
Твердые и мягкие
Согласные также делят на мягкие и твердые
Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу
На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.
Звуки
Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).
Слова различаются:
- количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
- набором звуков:
- различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
- различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
- последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
- звуки в словах могут полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .
Образование звуков и их классификация.
Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.
В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы. Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.
Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук , , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.
Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).
Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):
- гласные: , , , , , — в их образовании участвует только голос;
- звонкие:
- сонорные согласные: , , , , , , , , — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
- шумные звонкие согласные: , , , , , , , , , , — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук : жюри , вожжи ) ;
- шумные глухие согласные: , , , , , , , , , , , , , , , — состоят только из шума.
Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется
При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется
Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется.
Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.
Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
§4. Способ образования согласных
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: , , , . Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: , . В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении – свистящий, а при произнесении — шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки , , , . Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.
Что мы узнали?
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Классификация
Сонорные согласные звуки состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума. Таких звуков всего 9: , , , , , , , , .
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные звуки состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса. Таких звуков всего 11: , , , , , , , , , , . Глухие согласные звуки состоят только из шума. Таких звуков всего 16: , , , , , , , , , , , , , , , .
К шипящим согласным относятся звуки , , , . А свистящие согласные звуки включают: , , , , .
К мягким согласным звукам относятся: , , , , , , , , , , , , , , , . Из них всегда мягкими являются согласные звуки , , , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.
Твёрдые согласные звуки включают: , , , , , , , , , , , , , , , , , . Из них всегда твёрдыми являются согласные звуки , , , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.
Мягкость согласного звука на письме можно обозначить мягким знаком (ь) , а также с помощью букв е, ё, и, ю, я .
Согласные звуки состоят или из одного шума, или из голоса и шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути.
Согласных звуков всего 36.
Сонорные согласные звуки
состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума
Звонкие согласные звуки
состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса
С е к р е т ы Ф о н е т и к и
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
ПОДГОТОВЛЕНО:
Юськив Оксана Стефановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Петровская школа № 1»
Красногвардейского района
Республики Крым
В русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.
Мягкие гласные — Е, И, Я, Ю
Твердые гласные — А, О, У, Ы, Э
Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, ЛЕ
Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ
Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?
согласные Ч, Щ, Й – всегда мягкие
Ь тоже всегда смягчает согласные
( его вторая функция – разделение звуков)
согласные Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые . Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.
остальные согласные могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их «соседями» справа.
Мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве:
лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое),
мята (М мягкое), конь (Н мягкое)
согласная Н перед мягкими Т, Д : ба нт ик, у нд ина.
согласная Н всегда смягчается перед Ч, Щ : лимо нч ик, го нщ ик.
согласные Т, Д перед мягким Н : рабо тн ик, вса дн ик.
согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н :
мо ст ик, бе зд елье, пе сн и, во зн я.
(Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются!
смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Современный учебный процесс требует от ученика не только концентрации внимания при усвоении материала, но и дополнительных усилий при подготовке к занятиям. Так и должно быть, но. Для начальной школы важнее всего не только научить, а еще и о здоровье не забыть. Порой материал учебника изложен довольно специфически. К сожалению авторы учебников забывают об одном «золотом правиле»: просто о сложном.
Наш принцип сводится к следующему: чем меньше слов употребит учитель при объяснении материала, тем проще этот материал будет для усвоения учащемуся.
Фонетика — это просто. Изучайте ее вместе с нами.
Юськив Оксана СтефановнаНаписать 15390 13.05.2015
Номер материала: 525708
- Начальные классы
- Другие методич. материалы
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
- 13.05.2015 596
- 13.05.2015 1817
- 13.05.2015 1435
- 13.05.2015 2062
- 13.05.2015 901
- 12.05.2015 717
Не нашли то что искали?
Итоговый тест
-
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
-
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
-
- У гласных
- У согласных
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- 5
- 11
- 20
-
- 5
- 10
- 14
-
- 10
- 15
- 20
-
- 3
- 6
- 12
-
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
-
- Сильная позиция
- Слабая позиция
-
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- 11
- 14
- 15
- 6
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных