Фонетические средства
Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Средства выразительности в русском языке, тропы
Использование слов речевой выразительности
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето! Кто, если не мы?
Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Теория к заданию 26 из ЕГЭ по русскому языку
Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.Фонетические средства выразительности 1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков. Например: Город грабил, грёб, грабастал. 2. Ассонанс — повторение гласных. Например:Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) 3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.
Лексические средства выразительности (тропы)1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Например: золотая роща, весёлый ветер2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Например: И берёзы стоят, как большие свечки.3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве. Например: Ситец неба голубой.4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например: Спит черёмуха в белой накидке.5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Например: Я три тарелки съел.6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот). Например: Швед, русский колет, рубит, режет. 7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости8. Гипербола — преувеличение. Например: Двести лет тебя не видел.9. Литота — преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку. Например: Царь зверей (лев).11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:Сев в такси, спросила ТАКСА: «За проезд какая ТАКСА?» А водитель: «Денег с ТАКС Не берем совсем. Вот ТАК-С!»12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов. Например: звонкая тишина, горячий снег13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. Например: зарыть талант в землю.14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов Например: Тебя мы ждали долго.2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять. Например: Я страдал. Я хотел ответа. Не дождался. Уехал. 4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы. Например: Как заработать миллион?5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение. Например: Кто ж не сможет его догнать? 6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций. Например: О Море! Как же я скучал!7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк. Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.10. Анафора — единоначатие. Например:Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. 11. Эпифора — повтор конечных слов. Например:Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот!
12. Парцелляция — разделение предложения на части. Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.
Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:
- лексические (специальные: тропы, неспециальные: синонимы, антонимы и др.)
- синтаксические (стилистические фигуры речи);
- фонетические.
Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.
В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:
Основные элементы — тропы
Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.
Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.
Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.
Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).
Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).
Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.
Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.
Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).
Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.
Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.
Основные элементы — фигуры речи
А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.
Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”
Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”
Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”
Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”
Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”
Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.
Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”
Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”
Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.
Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”
Фонетические и другие средства
Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:
И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.
И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.
Зачем нужны средства художественной выразительности?
Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.
Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.
Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»
В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.
Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания
Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.
Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа
Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность
Фонетические средства
Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. Обычно такие образные средства языка
используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Средства выразительности в русском языке, тропы
Использование слов речевой выразительности
Окружающий мир красками
Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:
- цвет и колорит;
- живописное пятно и линия;
- мазок;
- световой и цветовой контраст;
- фактура;
- композиция.
Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.
Цвет и колорит
Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.
Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.
Мазок
Мазок – технический прием, «кирпичик» для построения целой работы. С его помощью автор на плоской поверхности «лепит» объемную фигуру. Это маленькая часть произведения, их последовательность определяет конечный результат.
Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:
- гладкий – края мазков сглажены, различимы «под лупой»;
- фактурный, или пастозный – плотные слои толщиной до нескольких мм;
- лессировочный – тонкие почти прозрачные мазки поверх основного цвета дают богатый колорит.
Пятно и линия
Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.
Световой и цветовой контраст
Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.
Фактура
Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.
Композиция
Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.
Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.
Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).
Композиция подчиняется законам:
- целостности – картина выглядит как единое законченное произведение;
- контрастов – выражается смысловыми противоположностями;
- воздействия – зритель воспринимает элементы картины в зависимости от их расположения на полотне.
Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.
Как найти и истолковать художественные средства
Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.
Читайте вдумчиво и внимательно
Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.
Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).
Запоминайте основные литературные термины
Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.
Представьте целевую аудиторию
Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.
Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.
Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!
Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки
Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.
Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.
Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.
Литота
Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.
В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.
Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.
Примеры
Рассматриваемые художественные образы нашли широкое применение в различных сферах искусства.
Литература
Для множества авторов именно метафоры считаются эстетической самоцелью. Иногда они вообще вытесняют исходное значение слова. Литературные исследователи в качестве примера приводят знаменитого английского писателя Уильяма Шекспира. Для него зачастую имеет значение не житейский смысл определенного высказывания, а метафорическое значение или новый, порой неожиданный смысл.
Также весьма показательным считается пример поэтов-футуристов, которые творили в России в первой половине двадцатого века. Их главной задачей было максимальное отдаление метафоры от ее исходного смысла. Такой прием часто использовал Владимир Маяковский. В качестве примера стоит привести название его поэмы «Облако в штанах».
Понять суть олицетворения тоже можно на примере конкретных литературных произведений. К примеру, в русской народной песне сказано «лыко горем подпоясалось». Олицетворение помогает создать особенное миросозерцание. Оно характеризуется ненаучным представлением о природных явлениях. К примеру, «гром ворчит, как старик».
Киноиндустрия
Создатели фильмов часто применяют громкие названия, которые позволяют сразу же привлечь внимание аудитории. В качестве примера стоит привести следующее:
- «Горячие головы» – название как бы намекает на определенную безбашенность героев.
- «Человек дождя» – из заголовка сразу становится ясно, что герой не от мира сего.
Метафоры часто применяются при создании рекламы. С их помощью удается сделать привычный образ более сильным или запоминающимся. Рекламщики и маркетологи часто применяют метафорические образы для создания коротких слоганов, которые быстро запоминаются. В качестве примеров стоит привести следующее:
- «Магия кофе» в рекламе кофеварки De Longi;
- «Окунись в прохладу» в ролике Lipton Ice Tea;
- «На волне удовольствия» в кампании «Кока-Кола».
Примеры олицетворений тоже нередко встречаются в рекламных продуктах. Их можно увидеть по телевизору, на уличных баннерах или на Youtube. Создатели рекламы давно пользуются яркими образами и оживляют товары, чтобы нарастить объемы продаж.
К примеру, в роликах M&M’s главными героями являются конфеты, которые разговаривают друг с другом и живут обычной человеческой жизнью. В качестве примеров слоганов с олицетворением стоит привести следующее:
- «Tefal всегда думает о нас» в рекламе сковородок Tefal;
- «Обычная тушь никогда не зайдет так далеко» в ролике туши L`Oreal.
Разновидности средств выразительности
Определения
Тропы и стилистические фигуры – это средства выразительности в русском языке.
Тропы – это словесная конструкция с использованием слов и фраз в переносном значении; она придает им новое значение.
Данный приём способствует усилению эмоционально-образной выразительности и художественной образности речи, а также оживляет речь. Чаще всего они используются в публичном выступлении и в разговорной речи.По мнению авторов, тропы – это самый главный инструмент в работе писателя, который помогает ему передавать многозначность и уникальность своего произведения. Обычно тропинки делятся на простые и сложные. Первая группа тропов – это эпитет и сравнение.
В данном случае эпитет – это слово-образ, указывающее на свойства или признаки объекта и вещи, описываемой в произведении.
При этом использование эпитета субъективно и выражает личное мнение автора, создающего неповторимый образ. И он всегда говорит о другом слове, на которое перекладывает свой признак. Оттенок придаёт речи или произведению особую атмосферу, личный подход автора. Существует множество устойчивых выражений, таких как «золотая осень», «холодная луна» и т.д.
Сравнивание – это троп, в котором представление об одном предмете передается через его сопоставление с другим аналогичным предметом или явлением.
С помощью слов автор описывает различные признаки и дает свое отношение к ним. Для того чтобы сравнить два текста, используются сравнения с союзами «как», «словно», «вроде» и т.д.Наиболее распространенными видами сложных тропов являются следующие.
- метонимия;
- синекдоха;
- метафора;
- аллегория;
- алогизм.
Определения
Метонимия – это художественный троп, в котором слово-образ, обозначающий предмет или явление подменяется другим, связанным с ним словом. Примером метонимии является такое выражение как «аплодировал зал».
Синекдоха – это разновидность метонимии, при которой общее понятие переносится на частное и заменяется одним или несколькими предметами их совокупного обозначения. «Человек –разумный», когда имеется в виду все люди, а не только один человек.
Метафора – это еще один вид сложного тропа с использованием речевого оборота, в процессе которого происходит перенос признака из одного объекта в другой (или наоборот). Этот образный термин, который помогает обогатить речь, возбуждают воображение и придают сказанному эмоциональную окраску. Примером может послужить такое выражение, как «пламенная речь», «черный день» и т.д.
Условно аллегория – это конкретная метафора или образ, который раскрывает суть абстрактных художественных идей и заставляет человека искать скрытый смысл и разгадку. Аллегории часто используют в баснях, притчах и юмористических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу — это аллегория медицины, аллегория веры и религии — крест и т. д.
Несложно догадаться, что алогизм – это намеренное введение в повествование различных нелогических конструкций и рассуждении, выходящих за рамки общепринятого сознания. В большинстве случаев алогизмы используются для придания речи или произведению ироничной и комической окраски. Народная поэзия – «ехала деревня мимо мужика».
Разновидности средств выразительности
Средства выразительности в русском языке можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы — это риторическая фигура, которая подразумевает употребление слов и фраз в переносном значении, придавая им новый смысл.
Использование этого приема позволяет усилить эмоциональную выразительность и художественную образность языка, обогатить и оживить речь. Они часто применяются в публичных выступлениях и разговорной речи.
В литературном творчестве тропы являются самым главным инструментом автора, благодаря которому он передает многозначность и уникальность своего произведения. Традиционно тропы делят на простые и сложные. К первой группе тропов относятся эпитет и сравнение.
Эпитет — это образное определение, указывающее на свойство или признак предмета и явления, описываемого автором.
Использование эпитета субъективно и выражает личное отношение автора, который создает уникальный образ. Он всегда относится к другому слову, на которое перекладывает свои признаки. Эпитет придает речи или произведению особую атмосферу, личное отношение автора. Существуют устоявшиеся эпитеты, такие как «золотая осень», «холодная луна» и т. д.
Сравнение — это троп, в котором представление об определенном предмете передается через его сопоставление со схожим предметом или явлением.
Через словесные выражение автор конкретизирует различные признаки и передает свое отношение к ним. Обычно сравнение используется с союзами «как», «словно», «вроде» и т. д.
К основным видам сложных тропов относятся:
- метонимия;
- синекдоха;
- метафора;
- аллегория;
- алогизм.
Метонимия — художественный троп, в котором слово, обозначающее предмет или явление заменяется другим, связанным с ним словом. К примерам метонимии можно отнести такие выражения как «аплодировал зал», «играла гитара» и т. д.
Синекдоха — это разновидность метонимии, которая представляет собой образное выражение, основанное на переносе общего понятия на частное и замене какого-то количества предметов их совокупным обозначением. Например, «человек — разумное существо», когда имеются в виду все люди, а не один человек.
Метафора — это еще один вид сложного тропа, которое характеризуется использованием речевого оборота, при котором признак одного явления или предмета переносятся на другие. Это образное выражение, которое помогает обогатить речь, возбуждая воображение и придавая сказанному эмоциональную окраску. В качестве примеров можно привести такие выражения, как «пламенная речь», «черный день» и т. д.
Аллегория — это конкретные образы, которые интерпретируют абстрактные художественные идеи, подталкивая читателя к поиску скрытого смысла и разгадки. Аллегории часто применяют в баснях, притчах и сатирических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу, является аллегорией медицины, аллегорией веры и религии является крест и т. д.
Алогизм — намеренное введение различных нелогических конструкций и рассуждений, выходящих за рамки общепринятого мышления. Обычно алогизмы используются для придания речи или произведению иронической и комической окраски. Например, в народной поэзии — «ехала деревня мимо мужика».
Стилистические фигуры
Одним из самых распространенных и основных средств художественной выразительности является повтор. Существует большое количество разнообразных форм повтора, но самыми популярными являются анафора и эпифора.
Анафора — это повторение слов, звуков и выражений в начале стихотворных строк или строф. Ее применение в поэтическом синтаксисе усиливает образность и выразительность произведения, передавая основные мысли.
Например, анафора в начале строку у Александра Пушкина:
«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…»
Эпифора — это похожий прием, при котором звуки и слова повторяются в конце строк или предложений.
Например, у Осипа Мандельштама:
«Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
Помимо повторов к стилистическим фигурам относят:
- антитеза — противопоставление;
- оксюморон — совмещение противоположных понятий;
- инверсия — измененный порядок слов;
- парцелляция — разделение предложения на отдельные слова;
- многосоюзие, бессоюзие и т. д.