Какие вопросы у обстоятельства?
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как?
Какие бывают непредвиденные обстоятельства?
Обстоятельства Непредвиденные — события, изменение условий, которые нельзя было предвидеть, в результате чего становится невозможным исполнение принятых обязательств. О. н. обычно оговариваются в условиях договора.
Что входит в понятие непреодолимая сила?
Непреодолимая сила (форс-мажор) – это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ). force majeure).
Что входит в понятие форс мажор?
force majeure — «высшая сила», лат. vis maior; в русскоязычных юридических документах встречается спорный термин «непреодолимая сила») — непредсказуемое событие (например, стихийное бедствие или эпидемия), независящее от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств.
Что не относится к обстоятельствам непреодолимой силы?
Под обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) подразумеваются: войны, наводнения, пожары, землетрясения и прочие стихийные бедствия, забастовки, изменения действующего законодательства или любые другие обстоятельства, на которые затронутая ими Сторона не может реально воздействовать и которые она не могла …
Существительные неизменяемые и с неполной парадигмой
Отсутствие какой-то из числовых форм сокращает парадигму склонения в два раза, оставляя 6 вариантов вместо двенадцати. Например, у слова сани нет формы ед. ч., следовательно, система его окончаний будет выглядеть так:
А слово мука употребляется только в единственном числе, поэтому имеет шестизначную парадигму склонения:
Существуют также несклоняемые существительные, форма которых не изменяется в зависимости от падежа. Это так называемая омонимия падежных форм. Слова танго, такси, шимпанзе, кенгуру в процессе склонения не меняют финаль: кенгуру, нет кенгуру, дать кенгуру, вижу кенгуру, говорю с кенгуру, о кенгуру.
Таким образом, имена существительные в своем большинстве изменяются по непостоянным признакам, сочетание которых образует систему характерных падежных аффиксов, или склонение, в рамках которой может изменяться слово. Совпадение, или омонимия, падежных форм встречается у так называемых неизменяемых слов, но также у изменяемых (например, совпадение форм именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных 2-го склонения).
Ответы к заданию Контрольные вопросы и задания на странице 60
Другие решебники 5 класс:
- Математика
- Русский язык
- История
1. Что вы знаете о тексте?Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Текст может быть разделён на абзацы. По тексту можно составить план.
Тексты бывают разных типов: описание, повествование, рассуждение.
2. Какие значимые части могут быть в слове?
1. Корень слова. В нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
3. Приставка стоит перед корнем и служит для образования слов.
4. Суффикс стоит после корня и служит для образования слов.
3. Чем отличаются приставки от предлогов?Приставка — это часть слова, она пишется слитно (побежал).Предлог — самостоятельная часть речи, с другими словами он пишется раздельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово (по дороге).
4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?
Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные (объявление, инъекция).
В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь (ружьё, воробьи).
5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять, изменив форму слова или подобрать однокоренное где проверяемая гласная была бы под ударением (вода — во́ды, грозы — гро́зы).
2. Парные звонкие/глухие согласные в корне нужно проверять, изменив слово или подбирая однокоренное, где после сомнительного согласного стоит гласный или согласный л, м, н, р (столб — столбы, мороз — морозный).
3. Непроизносимый согласный в корне слова нужно проверять, подобрав такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (местность — место, сердце — сердечный).
6. В каких словах после ж, ш пишется ю?Брошюра, жюри, парашют.
7. Какие части речи вы знаете?
1. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
2. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.
Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)
9. Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.
10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Мы знаем личные местоимения:
1-го лица: я, мы.
2-го лица: ты, вы.
3-го лица: он, она, оно, они.
Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).Бегаешь, мечтает, играем, работаете, ползут (слушают).Говоришь, кормит, готовим, посмотрите, стучат (блестят).
12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?
Мы познакомились с книжной речью.
К художественным относятся тексты, где автор красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д.
Мы пользуемся разговорной речью, когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке.
- ← предыдущее
- следующее →
Грамматические особенности
У любой части речи в нашем языке имеется свое грамматическое значение. К примеру, им. сущ. используются для обозначения предметов и объектов, глаголы – для описания действий и т.д.
Наречия образуются от лексем, принадлежащих к другим частям речи. Но, несмотря на это, они остаются вполне самостоятельными и также имеют собственное грамматическое значение. Для конкретного наречия оно будет определяться морфологической принадлежностью слова, к которому это наречие примыкает, поясняя его. Возможны следующие варианты:
- глагол или деепричастие: «бежать быстро», «сказать в отместку», «вглядываясь вглубь» — описание признака процесса или действия;
- еще одно наречие, либо прилагательное/причастие: «крайне холодное», «очень громко», «мастерски выполненный» — грамматическим значением является признак признака;
- существительное: «текст наизусть», «стук сбоку» — наречие обозначает признак предмета.
От участников прочих морфологических групп слова, принадлежащие к рассматриваемой нами группе, отличаются не только по своему грамматическому значению, но и по ряду уникальных грамматических признаков, не свойственных более ни одной части речи.
Неизменяемость
По своей грамматической форме наречия всегда остаются неизменными. У представителей этой части речи нет обычных для слов других морфологических групп признаков числа, рода или падежа. Они не склоняются и не спрягаются. Понять это проще всего на примерах:
- смеялись весело, смеялась весело, смеялся весело;
- чересчур сладкий, чересчур сладкого, чересчур сладким.
Как бы ни изменялось слово, которое поясняет наречие, само оно останется неизменным.
У наречий отсутствуют окончания. Их конечные буквы – это словообразовательные суффиксы –о-, -е-, -и-, -а- и прочие. У слов, заканчивающихся суффиксом –о- есть способность к образованию степеней сравнения, например: «поздно», «позже», «более поздно». Однако каждое из новообразований будет считаться не новой словоформой уже существующего слова, а самостоятельным наречием, обладающим свойством неизменяемости.
Знаменательные и местоименные
Все слова, относящиеся к морфологической группе наречий, делятся по функциональному признаку на две группы. Это:
- знаменательные – слова, служащие для непосредственного обозначения признака процесса, действия, предмета или другого признака (например: «быстро», «абсолютно», «вблизи»);
- местоименные – применяются для обозначения признака без конкретного его наименования (например: «туда», «нигде», «всюду»).
У каждой из групп имеется несколько подкатегорий. Так, знаменательные наречия делятся на:
- определительные – используют для обозначения меры, уровня качества, способа или образа действия; отвечают на вопросы «Сколько?», «В какой степени», «Как?», «Каким образом?»; примеры – «вдвое», «весьма», «чуть-чуть», «вхолостую», «быстро»,» вприпрыжку»;
- обстоятельственные – применяются для обозначения места, причины, цели или времени; отвечают на вопросы «Где?», «Когда?», «Как долго», «Зачем?», «Почему?» и им подобные; примеры – «рядом», «налево», «вечером», «позже», «спросонья», «поневоле», «впрок».
У местоименных наречий тоже есть свои подвиды:
- указательные – там, туда, затем, поэтому;
- относительные – куда, где, зачем, отчего;
- отрицательные – нипочем, никогда, негде;
- неопределенные – куда-нибудь, где-то, зачем-либо;
- определительные – всюду, всегда, по-другому;
- вопросительные – когда?, почему?, откуда?.
Вопросы, на которые должны отвечать представители каждой из подгрупп, понятны из названия этой группы.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
- два дома
- три гаража.
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Для них характерны суффиксы -ств-, -в-, -j (о), -ур- и др.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Что такое части речи?
Вспомните! Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др. Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др. |
1. С какими частями речи вы уже познакомились на уроках русского языка? Приведите примеры этих частей речи. Найдите в списке ниже неизвестные вам части речи.
Всего в русском языке 10 частей речи: имя существительное |
2. Прочитайте.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы — местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем…
(О. Высотская)
Какие части речи названы в стихотворении? Какие ещё части речи вам известны?
Выпишите из стихотворения 1-2 слова, которые относятся к данным частям речи.
Образец. Глагол: бьёт, … .
Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Предлог
3. Прочитайте.
…Тихо гаснуть стали звёзды,
И Звезда Звезде сказала:
«Снилось мне, что этой ночью
На Земле я побывала!..
Вся в огнях и ярких блёстках
Ёлка в зале том стояла,
А у ёлки на верхушке
Гордым блеском я сияла!»
(Б. Никонова)
В какой день мог присниться Звезде такой сон? А вам о чём напомнили эти строки?
Какими частями речи являются выделенные слова? По каким признакам вы их определили?
Спишите слова Звезды. Проверьте себя.
Вспомните! Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает это слово.
Книга — это имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.
Рисует — это глагол, отвечает на вопрос что делает?, обозначает действие предмета.
4. Прочитайте. Определите, какой частью речи является каждое слово.
- Горбатый, на, мост, четырёх, столбиках, стоит.
- Схоронился, с, клубок, пенёк, под, иголками.
- Составьте из слов каждой группы предложение-загадку.
- Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в каждом предложении его основу.
В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения. |
5. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Я любуюсь ч..десной к..ртиной зимнего леса. См..листыми ш..шками украсились еловые ветки. Над ел..ю круж..лись клесты. Шустрые птички кривыми н..сами дост..вали из ш..шек с..мена.
- Укажите над каждым словом первого предложения часть речи (см. Памятку 4).
- Выберите любое предложение и разберите его устно по членам предложения. Подчеркните в нём главные члены.
- Найдите в предложениях слова, которые не являются членами предложения. К какой части речи относятся эти слова?
6. Прочитайте.
На краю обрыва ст..яла берёза. На берёзе висело гр..чиное гнездо. Недавно там появились мал..н..кие гр..чата.
Однажды ноч..ю началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стор..ны в стор..ну.
Берёзе было трудно д..ржаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза б..ролась не только за свою ж..знь, но и за ж..знь мал..н..ких гр..чат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.
Всё кончилось х..рошо.
(В. Степанов)
- Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.
- О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.
- Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.
7. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.
- Что изображено на рисунке? Расскажите.
- Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст.
- Определите, какие части речи вы употребили в своём тексте и с какой целью.
Начнём с лёгких примеров:
Морфологический разбор глагола «тренируется» по школьному образцу:I. Часть речи: (что делает?) тренируется — глагол;II. Начальная форма: тренироваться;III. Морфологические признаки.Постоянные признаки: несов. вид, возвратный, непереходный, I спряжение.Непостоянные признаки: ед. ч, изъяв. наклонение, наст. время, 3-е лицо.IV. Синтаксическая роль: в предложении является сказуемым, подчеркиваем слово тренируется двумя чертами.
Рассмотрим другие варианты морфологического разбора глаголов.
Я рисовал в уголке листа смайлик.
- Что делал? Рисовал. Часть речи – глагол. Начальная форма – рисовать.
- Несовершенный вид, единственное число, мужской род, переходный, в прошедшем времени.
- В предложении является сказуемым.
Михаил искусно играет на скрипке.
- Что делает? Играет. Часть речи – глагол. Начальная форма – играть.
- Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, мужской род, переходный, в действительном залоге и настоящем времени.
- В предложении является сказуемым.
Мама подметает пол быстрее меня.
- Что делает? Подметает. Часть речи – глагол. Начальная форма – подметать.
- Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, действительный залог, переходный, в настоящем времени.
- В предложении является сказуемым.
Рассмотрим предложение с несколькими глаголами. Морфологический разбор выполняется по очереди:
Мне показалось, что перед глазами пронеслась вся жизнь.
- Что сделало? Показалось. Часть речи – глагол. Начальная форма – показаться.
- Совершенный вид, единственное число, средний род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
- В предложении является сказуемым.
И второй:
- Что сделала? Пронеслась. Часть речи – глагол. Начальная форма – пронестись.
- Совершенный вид, единственное число, женский род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
- В предложении является сказуемым.
Рассмотрим пример морфологического разбора глагола с выявлением наклонения.
Ребята учились бы хорошо, если бы не лень.
- Что делали? Учились. Часть речи – глагол. Начальная форма – учиться.
- Несовершенный вид, множественное число, условное наклонение, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
- В предложении является сказуемым.
Я напишу большую поэму.
- Что сделаю? Напишу. Часть речи – глагол. Начальная форма – написать.
- Совершенный вид, изъявительное наклонение, единственное число, первое лицо, действительный залог, переходный, в будущем времени.
- В предложении является сказуемым.
Рассмотрим пример морфологического разбора глагола в повелительном наклонении:
Вы работаете слишком медленно.
- Что делаете? Работаете. Часть речи – глагол. Начальная форма – работать.
- Несовершенный вид, повелительное наклонение, множественное число, второе лицо, действительный залог, настоящее время, непереходный.
- В предложении является сказуемым.
По аналогии выполняются все типовые задания, закрепляющие навык морфологического разбора. Попробуйте разобрать любой глагол по образцу, чтобы закрепить усвоенный материал.
ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ
Что же такое имя существительное?
Существуют слова, отвечающие
на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)
и обозначающие людей и животных.
Также существуют слова, отвечающие на вопрос
что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.
Все эти слова являются самостоятельными частями речи и
называются именами существительными.
Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.
Например: мужчина, ёж .
Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Например: цветок, снег .
Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?
Например: огорчение, радость, гнев, любовь .
Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
– имена, отчества и фамилии людей;
– клички животных;
– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);
– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…
Всё это собственные имена существительные .
Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.
Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.
Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .
Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:
что делать? что сделать?
что делает? что сделает?
что делают? что сделают?
что делал? что сделал?
что делали? что сделали?
что будут делать?
Примеры:
( что делать? ) – ходить ;
( что сделать? ) – убежать ;
( что делает? ) – радуется ;
( что делают? ) – снуют ;
( что делал? ) – смеялся ;
( что будет делать? ) – веселиться .
Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .
Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:
- в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
- в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
- в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .
Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.
Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), – ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).
Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .
Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .
Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .
Имя прилагательное – это часть речи,
обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:
- какой? какая? какое? какие?
- каков? какова? каково? каковы?
- чей? чья? чье? чьи?
Например:
Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.
Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.
Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:
береза какая? – белая, тонкая ,
береза какова? – бела, тонка ,
Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.
Например:
Уродитесь, бобы ,
Велики и круты ,
В поле густы ,
На столе вкусны .
Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .
При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:
Земелька черная , а хлеб белый родит.
Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .
Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .
Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .
Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.
Рубрики: | ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ |
Метки: русский язык учимся
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post370917091
Список предлогов
Предлагаем вашему вниманию список распространенных предлогов с указанием падежей существительных и местоимений, с которыми их произносят:
- в (во) – с винит. п. (в парк) и предлож. (в парке);
- за – с винит. п. (за угол) и творит. (за углом);
- без (безо) – с родит. п. (без умысла, безо всякого предупреждения);
- к (ко) – с дат. п. (ко времени, к дому);
- до – с родит. п. (до зимы);
- на – с винит. п. (на стол) и предлож. (на столе);
- для – с родит. п. (для урока);
- вместо – с родит. п. (вместо него);
- из, из-за, из-под – с родит. п. (из окна, из-за угла, из-под скамьи);
- о (об, обо) – с винит. п. (об заклад) и предлож. (о маме, обо всем);
- кроме – с родит. п. (кроме меня);
- над (надо) – с творит. п. (над головой);
- от (ото) – с родит. п. (ото сна, от друга);
- с (со) – с родит. п. (с качели), с винит. п. ( размером со слона), с творит. п. (с сыном);
- по – с винит. п. (по колено), дат. п. (по дороге) и предлож. (грустить по былому);
- про – с винит. п. (сказ про Петра);
- у – с родит. п. (у машины);
- среди – с родит. п. (среди сосен);
- под (подо) – с винит. п. (под глаза) и творит. (под подушкой).
Союзы
Союз – это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль — выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.
Союзы – неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы — класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.
Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.
- Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
- Производныеобразованы по-разному:
- соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
- соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
- соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока от других частей речи: хотя, чтобы
По строению союзы делятся на простые и составные:
- Простые: и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
- Составные: так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что. Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…
Функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.
Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.
Сочинительные союзы.
- Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
- Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
- Противительные: а, но, да (=но: хорош собой, да беден), однако, зато
- Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
- Пояснительные*: то есть, а именно
- Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем
* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях
Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание
Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.
Подчинительные союзы.
- Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
- Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
- Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, ли, как скоро
- Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
- Следствия: так что
- Уступительные: хотя, несмотря на то что
- Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
- Изъяснительные: что, как, чтобы
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
- названия игрушек, механизмов, похожих на человека (Мальвина, Золушка, робот);
- названия шахматных фигур и карт (ладья, туз);
- названия мифических существ (фея, русалка, Кощей).