Конструкции эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные
, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:
- глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
- черная тоска – максимально печальное состояние;
- сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
- жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
- стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.
Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа
.
Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.
Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается восхода солнца.
Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия
:
Или существительные
. Пример:
Или местоимения
, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:
Или и причастные обороты. Пример:
Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения
, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.
Классификация и виды эпитетов
Многие используемые нами эпитеты пришли из ГЛУБИНЫ столетий
Литературоведы разделили эпитеты на несколько разновидностей:
- Общеязыковые. Однажды они появились в русской речи и стали общепринятыми, используемыми всеми и никому не принадлежащими: «ЗОЛОТЫЕ руки», «ЖАРКИЙ поцелуй», «ГЛУХАЯ ночь».
- Постоянные. К данной группе относятся нераздельные сочетания слов. Постоянные эпитеты в русском языке — это используемые в повседневной жизни фразеологические клише: «ЖЕЛЕЗНЫЙ конь», «ЛЕДЯНАЯ вода», «КОСОЛАПЫЙ медведь».
- Народно-поэтические. Ими насыщена литература и поэзия. Данная группа выходец из фольклора. Эпитеты «КРАСНА девица», «поле ЧИСТОЕ», «море СИНЕЕ», «ДОБРЫЙ молодец» и т. д. известны нам с раннего детства.
- Индивидуально-авторские. Принадлежащие конкретному автору, как «чурбанное равнодушие», изобретённое Д. Писаревым.
Применяются и другие виды классификации описываемого понятия:
- Простые. Когда для придания окраски используется одно слово.
- Сложные. Когда автор повествования не обходится одним словом.
Ещё одна классификация делит эпитеты на:
- Описательные: «ЗОЛОТАЯ пора»;
- Оценочные «КРАСНЫЙ восход»;
- Эмоциональные «УНЫЛЫЙ день».
Полным ответ на вопрос, что представляют собой эпитеты, будет тогда, когда мы выясним отличие понятия от метафоры и описания.
Виды эпитетов
Данные выразительные средства классифицируются:
1. По структуре:
-
простые – одиночные прилагательные: «статная осина»;
-
сложные либо слитные – имеющие два и более корней, но рассматриваемые как единое: «пшенично-желтые усы, убедительно-быстроногий спортсмен»;
-
составные, имеющие форму словосочетания: «Всеволод Большое Гнездо, Владимир Красное Солнышко».
2. По степени освоенности:
-
общеязыковые, употребляемые в повседневной жизни — «каменное сердце»;
-
народно-поэтические, включающие устоявшиеся фразы из фольклора — «красная девица»;
-
индивидуально-авторские, которые сложно встретить в повседневной жизни, но они хорошо звучат в литературных произведениях — «край осиротелый»;
-
эпитеты из устойчивых выражений — «молочная река».
3. По семантическому признаку:
-
цветовые («алый сумрак»);
-
оценочные, характеризующие объекты в плане поведения, психологии, портрета, цвета, формы, температуры дающие поведенческую, психологическую портретную характеристику либо по цвету, форме, температуре («грустная голубизна»).
4. По функции:
-
изобразительные и лирические («золотые листья»);
-
эмоциональные («очаровательное утро»).
5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:
-
свободные («робкая любовь»);
-
постоянные («добрый молодец», «светлое будущее»).
6. По способу обозначения признака:
-
с прямым значением («седой старик»);
-
с переносным значением («седой туман»).
Что такое постоянные эпитеты? .
Эпи́тет (от др. -греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля .
Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
При упоминании о выразительных средствах текстах, сразу на ум приходят эпитеты. Что же такое эпитеты? Это определенные выражения, которые придают тексту особое звучание. Найти в тексте их просто. Чаще всего они выражены именами прилагательными (голубое настроение) . Также встречаются и имена существительные в роли эпитетов (веселья шум) . С помощью эпитетов легко дать точную оценку тому или иному явлению. Понять, что такое эпитет, очень легко, когда в тексте приводится ряд синонимов или квазисинонимов. ( Прозрачной лести ожерелья \ И четки мудрости златой) . Если говорить об истории эпитетов, то можно отметить, что они развивался. Эпитеты были уже в первых художественных произведениях (мифах, сказках) . Но эти эпитеты были статическими и употреблялись с одними и теми же словами. Некоторые из них стали сегодня метафорами (синее море, звездное небо, белая лебедь и т. д. ) . Но первым поэтам казалось некрасивым употреблять одни и те же эпитеты, и стали подбираться другие слова. Так, например, у Гомера небо называется то серым, то темным. Эти эпитеты также прижились в языке и стали привычными эпитетами. С развитием поэзии эпитеты становились красивее и необычнее.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/183604269
Разница между метафорой и эпитетом
Эпитет и метафора относятся к средствам художественной выразительности, благодаря которым речь становится стилистически выразительной, образной, яркой. Определить их различие бывает непросто из-за того, что и метафора, и эпитет имеют не прямое, а переносное значение, возникающее на уровне ассоциативных связей между предметами, явлениями, их признаками, действием или состоянием.
Эпитет является образным определением, в котором заключается устойчивый отличительный признак изображаемого: сырая земля, молниеносная реакция; молчаливо свидетельствуют; нестись, сметая с пути.
В предложении эпитет всегда связан со словом, к которому относится: существительным или глаголом. Например: трескучий мороз, ласковое солнце; болезненно морщиться.
По значению и стилистическим функциям эпитеты классифицируют как постоянные, изобразительные и выразительные.
Постоянные эпитеты свойственны разговорной речи и устному народному творчеству. Они отличаются устойчивостью и часто воспринимаются как нечленимые речевые обороты, наделенные символическим смыслом: добрый молодец, теплые страны, древний мир, на скорую руку, лететь пулей.
В изобразительных эпитетах выделяется существенный обобщенный признак ряда предметов или явлений, выделенный на основе типизации: золотая осень, здоровый дух, немое молчание, по-отцовски советовать.
Выразительные эпитеты содержат авторскую субъективную оценку, в сочетании с определяемым словом придают тексту многозначность и служат одной из форм проявления индивидуального стиля в литературном творчестве. Примером могут служить эпитеты, которые встречаются в поэзии Б. Пастернака:
Колокольчик не пьет костоломных росинок;
Незабвенный сентябрь осыпается в Спасском;
…обрушат Сухую грусть на дно очей.
Метафора как вид тропа близка к выразительным эпитетам. Она строится на основе подобия предметов и явлений, сходства их признаков или по аналогии с действиями и состояниями. Чаще всего метафора выражается не одним словом, а развернутой конструкцией, в которой содержится определенное переносное значение.
Оно может отражать подобие по внешним или внутренним признакам: форме, цвету, вкусу, содержанию:
Над головой гроздьями висели спелые звезды. (Сравнение по форме)
Кусты усеяны росистыми жемчужинами. (Сравнение по форме и цвету)
Зимний холод проник в его сердце и лишил жизнь ярких красок. (Сравнение по содержанию происходящего)
В метафоре нет прямого указания на предмет сравнения
Она не акцентирует внимание на сходстве, а вызывает ассоциации, отличающиеся многозначностью в процессе субъективного восприятия художественного текста
Метафора может быть сложной и сочетать целый ряд образов, создающих эмоциональный фон поэтической речи:
Узкие улочки сжали пространство
До витражей в кафедральном соборе.
Что же мне снится с таким постоянством
Источник
Практика: отличаем эпитет от логического определения
Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.
А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.
Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.
У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.
А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?
Эпитеты в литературе
Что такое эпитет в литературе? Важный элемент, без которого невозможно обойтись при написании художественных работ
Чтобы написать увлекательный рассказ, который будет привлекать читателя, важно прибегать к таким приемам. Когда их в тексте много, это тоже плохо
Когда определенный образ, предмет или явление описаны эпитетами, они станут выразительнее, хотя можно использовать неологизмы.
У них есть и другие цели, а именно:
- подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, который описан в изложении, например: голубое небо, дикое животное;
- пояснить и уточнить признак, который поможет отличить тот или иной предмет, например: листья лиловые, багряные, золотые;
- использоваться, как основа для создания чего-то комического, например. Авторы сочетают контрастные по значению слова: светлая брюнетка, яркая ночь;
- разрешить писателю выражать свое мнение к описываемому явлению;
- помочь воодушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
- создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
- сформировать у читателей свое мнение к происходящему, например: малый ученый, но педант;
Часто используют эпитеты в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они делают их живыми и увлекательными. Вызывают у читателей свои эмоции к тому, что происходит.
Примеры эпитетов в литературе:
- Мармеладное настроение — А. П. Чехов.
- Вольное море — А. С. Пушкин.
- Скучный брег — А. С. Пушкин.
- Неприязненной стихии — А. П. Чехов
- Задумчивый и нежный мой край — С. А. Есенин.
- Равнодушно-желтым огнем — А. А. Ахматова.
- В глуши задремавшего бора — Н. М. Рубцов.
Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов
Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.
Эпитеты. Примеры
Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом»).
Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.
Эпитеты могут быть выражены:
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется только то слово, которое помогает автору выразить его отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Еще примеры эпитетов в русском языке:
Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»
С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.
Эпитеты могут быть выражены:
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется только то слово, которое помогает автору выразить его отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Еще примеры эпитетов в русском языке:
Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»
С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.
Прилагательное в роли сказуемого. Примеры
Прилагательное может быть сказуемым в предложении. Приведем примеры предложений, в которых прилагательное в разных грамматических формах выполняет роль сказуемого.
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Оно обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже:
- Воробей (что делает?) чирикает весело.
- Бабушка (что с ней происходит?) болеет .
- Наша кошка (какова?) игрива .
Как видим, сказуемое может обозначать признак подлежащего, который выражается именем прилагательным. При этом в предложении нет глагола, который обозначает действие или состояние, например:
- Небо над головой (какое?) бездонное и глубокое .
- Маленькие котята (каковы?) шаловливы и игривы .
Обратим внимание, что сказуемое, выраженное прилагательным, как правило, находится после подлежащего, в постпозиции, что свойственно русскому языку. На первом месте стоит подлежащее, а за ним употребляется сказуемое, хотя бывают случаи непрямого порядка слов.
Сравним предложения:
В первом случае прилагательное «глубокое» находится перед подлежащим. Оно обозначает только признак предмета:
озеро (какое?) глубокое.
Это второстепенный член предложения определение.
Во втором случае прилагательное находится после подлежащего «озеро», и от него задается к прилагательному вопросы:
Это сказуемое, выраженное прилагательным. Оно называется составным именным, так как главным в нем является имя прилагательное. При нем могут быть глаголы-связки, утратившие полноценное лексическое значение и только указывающие на грамматические признаки времени, числа, рода, например:
Какими частями речи могут быть эпитеты?
Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Некоторые уверены, что эпитеты могут быть исключительно прилагательными. Другие допускают, что если в предложении определенные языковые единицы выступают в качестве определения объекта, то и они тоже могут считаться эпитетами. Например, в данном случае эпитеты являются причастиями:
Поседевший лес, грохочущий ливень – отвечают на вопрос какой? и обозначают признаки предметов по действию.
Вы идете по испещренной тенями дорожке – эпитет выражен причастным оборотом, отвечает на вопрос какой?
В этом примере видим в качестве эпитетов существительные, которые служат приложением:
Баловник-невежа, ветер-бродяга, утес-великан и т.п. – задается вопрос кто? что?
Числительные могут становиться эпитетами, когда они используются не в прямом смысле, а для украшения высказывания:
Третьи руки, вторая жизнь – следует отличать от обычного выражения, например, пятый месяц, первое яблоко и т.п. Это уже будут не эпитеты, а обыкновенные порядковые числительные.
Когда в роли эпитета выступает наречие, он будет отвечать на вопрос как? Например: безмерно счастлив, горячо любить и др. В предложении:
Безумно свистит этот вечный мотив посредине жизни – наречием-эпитетом автор показывает свое восприятие ситуации.
Волны несутся, гремя и сверкая – в действительности волны не сопровождаются подобными эффектами, однако такое выражение сразу вызывает у читателя определенный образ в виде неспокойного моря или океана, приближающегося шторма.
В редких случаях эпитеты могут выступать местоимениями, а также глаголами. Например, как в стихотворении А. Ахматовой:
Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.
Здесь эпитет «таким» является местоимением, при помощи которого поэтесса передает душевное состояние своего героя. А в словосочетании «вызваться помочь» троп выступает в качестве глагола.
Что такое эпитет: примеры и определение
Первое, что необходимо рассмотреть, — это определение понятия. Оно происходит от греческого слова «как естественный», что буквально означает «соединенный». Греческое определение указывает на то, что прилагательное является необязательным. Оно не относится к действию или объекту, а служит художественным, конкретно-фористическим дополнением к предложению. Описанные средства — это инструменты, которые люди используют, чтобы приукрасить свои истории.
Вот как теоретики литературы определяют описываемый смысл
Продолжая углубляться в суть понятия «прилагательное», можно сделать вывод, что оно является членом «семьи» модусов, то есть разновидностью речевого оборота, одной из форм ratio phor поэтического мышления.
Поэтические примеры
Гениальное стихотворение Пушкина является примером умелого использования речевой орнаментики
Давайте обратимся к поэтическому примеру, чтобы помочь нам понять суть описываемой концепции. Определив, что такое прилагательные в русской литературе, мы можем отличить их от других тропеических элементов.
Вот несколько поэтических примеров, известных каждому:.
- Название и текст популярной песни от автора Ю. Энтина «КРЫЛАТЫЕ качели». Благодаря слову «крылатые», мы понимаем, что качели не просто кусок железа, они движутся вперёд и назад.
- Из Тургеневского творчества: «Кругом трава так ВЕСЕЛО цвела».
- Фраза И. Бродского «ПРИЗРАЧНО царит».
- Из стихотворения А. Блока «Что если я, ЗАВОРОЖЕННЫЙ, вернусь домой УНИЧИЖЕННЫЙ…».
- В поэзии Тютчева много примеров: «ПРАЗДНОЙ борозде», «паутины ТОНКИЙ ВОЛОС», «БОДРЫЙ серп» и т. д.
Используя поэтические прилагательные, поэт подчеркивает и позволяет эксперту по поэзии представить себе описываемых людей, пейзажи и события.
Примеры из художественной литературы
Педагоги-пешеходы, как и поэты, используют в своей работе прилагательные
При написании художественных литературных произведений авторы прибегают к помощи всех мыслимых литературных форм, чтобы оживить текст. Используются переносы и сравнения, крылатые выражения и, конечно же, прилагательные. Вот несколько примеров:.
- Куприн А. «ГЛУБОКИЙ, свежий аромат земли»;
- Ю. Домбровский «ВЯЗКИЙ аромат…(травы)»;
- М. Шолохов «ВИХРАСТЫМИ валами»;
- К. Паустовский «ПУСТЫННОЙ весны»;
- С. Сергеев-Ценский «ПУШИСТО-ЗЕЛЁНАЯ, БОДРАЯ (весна)»; 3288
- А. Чехов «МАРМЕЛАДНОЕ настроение»;
- И. Анненский «МАЛИНОВАЯ улыбка» и т. д.
В русском языке существует бесчисленное множество примеров использования авторами слов-ландшафтов. Последние два сочетания слов показывают, что авторы нередко создают собственные слова, ранее не использовавшиеся в языке.
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.
Такие прилагательные могут обозначать:
- предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
- место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
- функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
- принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
- принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
- время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
- численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Сравните относительное прилагательное / эпитет:
- каменный стол / каменное лицо;
- золотая медаль / золотой век;
- спортивный снаряд / спортивная осанка;
- гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
- столетняя война / столетний дед (очень старый человек).
Узнайте больше про:
- Примеры эпитетов;
- Примеры метафоры;
- Анафору;
- Метонимию;
- Градацию;
- Фольклор;
- Постиронию:
- Средства выразительности;
- Фразеологизмы;
- Гиперболу;
- Аллегорию;
- Антитезу;
- Культуру.
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:
- прилагательным (кислое лицо),
- наречием (горячо любить),
- существительным (веселья шум),
- числительным (вторая жизнь).
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Виды эпитетов
Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.
По сфере употребления
Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.
Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.
Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.
Свойства народно-поэтических эпитетов:
-
Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);
-
Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);
-
Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).
Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).
Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
По характеру обозначения признака
По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.
Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.
Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».
Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:
- лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
- жуткая история и жуткая боль;
- гробовая доска и гробовая тишина;
- могучий боец и могучая гора;
- пламенный столб и пламенная речь.
По степени устойчивости связи с определяемым словом
Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.
Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.
По структуре
По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.
С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.
Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:
- солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
- огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
- мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
- чернобровая красавица — красавица с черными бровями.
К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице…» используется сложный эпитет черный-черный.
Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.
Использование эпитетов в литературе
Невозможно представить ни одно литературное произведение без применения этого выразительного средства.
Они помогают составить более подробное мнение о том объекте, о котором нам хочет рассказать автор. Однако как недостаток, так и избыток эпитетов могут стать для автора «медвежьей услугой».
Цели, которые преследуют эпитеты в художественной литературе:
Уделение внимания тому или иному признаку данного объекта;
Пояснение и более полное раскрытие признака определяемого предмета;
Использование для создания комического образа
Может быть основано, в том числе, на оксюмороне;
Выражение индивидуального мнения автора;
Наделение неживого предмета признаками живых существ, чтобы придать ему некоторые человеческие свойства, тем самым усилив его важность;
Создание необходимой атмосферы (для книг ужасов, любовных романов это очень важно);
Желание сделать так, чтобы читатель имел возможность сформировать именно свое мнение о том или ином объекте, предмете или персонаже.
Какую роль играют эпитеты в русском языке и литературе?
Для русского языка и литературы эпитеты играют значительную роль. Сложно представить нашу жизнь без употребления этих терминов. Речь была бы скучна и однообразна.
Они усиливают образность, яркость, художественность и литературность нашей речи. Ни одно признание в любви не может быть полноценным без применения эпитетов, восхваляющих вторую половину.
Эпитеты помогают выделить характерные черты, явления, помогают определить наше отношение к данным вещам. Для литературы – это одно из самых важных средств, с помощью которого автор может сказать нам, что он думает о том или ином предмете или событии, что чувствует по отношению к нему.
Данная тема не слишком сложная для понимания, которую можно изучить и понять. Причем, это не просто ненужные нам знания, которые на следующий день выветрятся из головы, но то, что прочно закрепится там и останется на всю жизнь.
Конечно же, какие-то знания, возможно придется и освежать, но знать, что обозначают все эти понятия, обязательно
Это важно, как при сдаче экзаменов, так и в обычной жизни
Образование — то, без чего очень сложно прожить в современном мире. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы быть как можно образованнее.
Что такое эпитет
Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.
Эпитет является разновидностью тропов – художественных обогатителей речи, состоящих также из метафор, олицетворений, сравнений, гипербол и некоторых других элементов. Название его берет начало от греческого слова «приложенный».
В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:
-
«крылатые качели»;
-
«белоснежная зима»;
-
«горькие слезы»;
-
«ледяная вода» — посмотрите, как одно только произнесение этого последнего словосочетания передает соответствующие ощущения, эмоции, выразительный образ и ассоциации с колючестью и холодом льда.
Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:
-
прилагательным (что встречается чаще всего), к примеру, «жемчужная роса»;
-
существительным, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница – зима»;
-
наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;
-
деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…, вот он льется!..Дон..».
Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.
Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.
Примеры эпитетов
- бессмертное знамя;
- кислое лицо;
- мрачный день;
- черепаший темп;
- горькая досада;
- кудрявый дым;
- легкомысленная молодость;
- кристально-чистая совесть;
- волчья тоска;
- звонкий поцелуй.
Примеры из литературы
- «В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня» (Н. Атаров);
- «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Пастернак);
- «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Паустовский);
- «Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула» (Ф. Достоевский);
- «Кругом трава так весело цвела» (И. Тургенев).
Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.
Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше «вечерний луч» и «жёлтые листы» также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.
В кино
Диалоги кинофильмов нередко содержат предложения с эпитетами, служат хорошими примерами всех их видов. Народно-поэтические и общеязыковые окрашивают речь героев, но ими она не ограничивается, поскольку сценарист может добавить авторские ради создания, к примеру, комического эффекта.
“Достучаться до небес”, реплика главного героя.
“Догвилль”, озвучивает закадровый голос.
“Умница Уилл Хантинг”, фраза принадлежит герою.
Использование эпитетов — распространенный прием. Знания о функции описания, которую они выполняют, помогут при анализе литературных произведений, а обогащение собственной устной речи сделает выступления ярче.
В стихотворениях
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
Александр Блок, “Незнакомка”
мёртвые, хоронили гряду вулканов”.
Федерико Гарсия Лорка, “Маленькая бесконечная поэма”
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф”.
Николай Гумилев, “Жираф”
невидимые зовы парадных их влекут”.
Иосиф Бродский, “Августовские любовники”