Правописание не и ни
Когда же писать не
, а когда ни
? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится — нужно употребить ни
, в противном случае — не. (Какую бы книгу я ни
читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.
(Кто не
готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не
.
Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только
всегда пишется не.
(Где он только не
искал пропажу — все бесполезно!)
Инструкция
Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что — это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).
Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частица
м. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы — либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.
Употребите глагол «дружить» в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы «бы», «б» образуют условное наклонение «дружил бы». А вот такие частицы, как «пусть», «пускай», «да», «давай», «давайте», помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : «пусть дружат».
Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы «не» и «ни» помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы «лишь», «только» — уточнить что-то и т.д. А в предложении «Вон там, за горами, показалось солнце» частица
«вон» указывает на действие.
Научитесь отличать частицу «ни» от повторяющегося союза «ни-ни». Например, в предложении «Я не могу ни плакать, ни смеяться» слова «ни-ни» являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении «Где бы он ни был, всюду находил друзей» слово «ни» является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.
Научитесь отличать частицу «то», которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении «Упражнение-то успел ?» частица
«то» помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии «где-то» или в местоимении «кто-то» «то» является суффиксом, при помощи которого от и образуются новые слова. Запомните, что частица
«то» через дефис с .
Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частица
ми «не», «бы», «б», они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.
Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.
Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.
Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;3) указательные: вот, вон;4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;8) смягчительные: -ка, -то, -с;9) со значением : едва (ли), вряд (ли).
Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.
Признаки служебных слов
Предлоги, союзы и частицы отличаем от слов по их характерным признакам. Сравним самостоятельные части речи и служебные, составив следующую таблицу:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
---|---|
1. обладают лексическим и общим грамм. значением | 1. не имеют лексического значения |
2. имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки | 2. не изменяются |
3. можно задать вопрос | 3. нельзя задать вопрос |
4. являются членом предложения | 4. не являются членом предложения |
5. употребляются самостоятельно | 5. употребляются со словами самост. ч. речи |
Исходя из указанных признаков, дадим определение, что такое служебные части речи.
Укажем, какое определение служебным частям речи дает Википедия:
Служебные части речи |
---|
Лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. |
Эти слова имеют специфичную служебную функцию в предложении:
Часть речи | Функция |
---|---|
Предлог | связывает слова друг с другом, выражает зависимость существительного,числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении. |
Союз | связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного или фрагменты текста. |
Частица | придает дополнительные оттенки словам или предложениям, служит для образования некоторых форм слов. |
Рассмотрим в отдельности каждую служебную часть речи.
Разряды частиц
В соответствии с функциями выделяется три разряда частиц:
Формообразующие частицы
Относящиеся к первому разряду используются при образовании форм самостоятельных частей речи (варианты представлены в таблице).
Часть речи | Примеры | |
глагол | условное наклонение | Без клумбы с поздними астрами осенний сад выглядел бы совсем уныло. (выглядел бы) Вышли б вы погулять. (вышли б) |
повелительное наклонение | Пусть Наташа принесёт бабушкину шаль. (пусть принесёт)Пускай заказчик придёт через неделю. (пускай придёт)Да будет всем мир! (да будет)Давай поедем отдыхать на море. (давай поедем)Давайте соберём букет цветов. (давайте соберём) | |
составные степени сравнения прилагательного | сравнительная | Деловой костюм более уместен для конференции. (более уместен) Ребёнок стал менее пугливым, чем год назад. (менее пугливым) |
превосходная | Гепард – самое быстрое животное. (самое быстрое) Скала – наиболее высокая точка острова (наиболее высокая) | |
составная сравнительная степень наречия | Отнеситесь к работе более ответственно (более ответственно) Сегодня менее жарко, чем вчера. (менее жарко) | |
особая форма прошедшего времени | Старик пошёл было домой, но вдруг вернулся. (пошёл было) Начавшийся было дождь внезапно перестал. (начавшийся было) |
Отрицательные частицы
Второй разряд включает в себя частицы не и ни.
Не – выражает значение отрицания, отсутствия.
- Это сова. – Это не сова.
- Волк поймал зайца. – Волк не поймал зайца.
Двойное не отрицает само себя и получает противоположное значение – утверждения.
Прохожий не мог не заметить новый сквер.
Ни выступает в трёх ролях в зависимости от употребления:
На чисто вымытом полу ни соринки. | отрицание. |
На дороге не видно ни души. В кошельке нет ни копейки | усиление уже выраженного отрицания. |
Куда ни глянь, всюду подснежники. | утверждение. |
Усилительная частица ни употребляется в предложениях, где отрицательное значение уже выражено с помощью не или нет.
Модальные (смысловые) частицы
Модальные имеют второе название – смысловые. Какие в русском языке бывают модальные частицы, демонстрирует таблица.
Оттенок значения | Примеры предложений |
Вопрос | Пойдёт ли Катя гулять?Неужели никто не видел, куда побежала собака? |
Указание | Вот и зима пришла. Квадрат – это равносторонний прямоугольник. |
Уточнение | Посетитель стремился говорить именно с руководителем. Продуктовый магазин находился как раз напротив больницы. |
Усиление | Начинающий турист захватил в поход даже сковородку. Этот врач – прямо волшебник. |
Ограничение и выделение | Он хотел всего лишь посмотреть, что происходит. Приём заявлений только по вторникам. |
Восклицание | Как красив осенний парк!Что за работы представлены на выставке! |
Утверждение | Вещи, конечно, следует со старой квартиры вывезти. Попугай правда разговаривал! |
Сомнение | Вряд ли конь возьмёт препятствие. До воскресенья выбраться к родственникам едва ли получится. |
Смягчение требования | Положи-ка дедушкину книгу на место. Полей-ка цветы. |
Альтернативные классификации дополняют указанные группы разрядом словообразующих частиц, относя к ним присоединяющиеся с помощью дефиса морфемы отрицательных и неопределённых местоимений и сходных с ними наречий (кто-то, где-нибудь, кое-какой).
Также ряд лингвистов включают разряд отрицательных в качестве одной из подгрупп в разряд смысловых.
Отличия частиц от других частей речи
В чем разница между частицами, намерениями и союзами как вспомогательными частями речи? Каждая часть речи имеет свою функцию в связной речи.
Интенции выражают отношения между независимыми словами в сочетаниях «слово-предложение» (Я иду в сад, мы обходимся без него).
Связи — это средство соединения отдельных слов (членов одного вида предложения) и частей сложносочиненных предложений.
Молекулы как части речи привносят в высказывание различные смысловые нюансы и помогают передать субъективное отношение говорящего к предмету. Чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем небольшой текст в явном виде.
Слово «как» во втором предложении создает настроение удивления и восхищения («Количество звезд…»), передаваемое молекулярными и фонетическими тонами создает «есть». В следующем предложении слово «is» помогает создать вопрос. А частица «вот» указывает на девятизвездочную хирологию.
Уберите подчеркнутые слова из этого утверждения. Что произошло: текст потерял свою «веселость» — экспрессию и выразительность, которую придавали ему частицы. Из описания звездного неба исчезли некоторые цвета, создающие эмоциональный фон текста и передающие отношение автора к красоте природы.
Частицы — это особое средство речи для передачи различных эмоций в высказывании. Но помимо этой функции, некоторые частицы помогают создавать грамматические формы слов (вы мне ответите) и даже помогают образовывать новые слова (что-то, где-то).
Молекулы — это вспомогательные части речи, которые придают отдельным словам и предложениям дополнительный смысловой и эмоциональный оттенок и помогают образовывать слова и словоформы.
Предлог — это служебная часть речи
Некоторые русские системы речи состоят из слов, обозначающих предметы (караул, пожар), признаки (хорошо, светло), действия (купание), количества (2, 3) и т.д. Эти слова относятся к самостоятельным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам и числам. Они обладают характерными морфологическими и синтаксическими свойствами.
Вместе с ними в русском языке есть полезная часть речи.
Чтобы понять, в чем заключается замысел, обратите внимание на словосочетания
- гулять в парке;
- каша с изюмом;
- спустившийся с крыльца;
- знак на нём;
- к двум друзьям.
В этих словосочетаниях используются слова из независимых частей речи и их типов. Посмотрите на короткие слова, которые соединяют их в словосочетания. Части речи (существительные, местоимения, числительные) также могут помочь создать формы уменьшения. Сами по себе эти короткие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются и поэтому не имеют грамматических характеристик. Сами по себе они не являются членами предложения. Их нельзя спрашивать по отдельности. Они являются характеристиками инструментальной части речи, намерения.
Определение Намерение — это органическая часть слова, которая выражает сочетание слов и связь слов в предложении.
Чтобы выяснить это самостоятельно, рассмотрите это предложение.
Намерение «сверху» и «сзади» связано с созданием существительных осень «небо» и «облако». Семантические и грамматические связи между словами и предложениями устанавливаются с помощью имен существительных и окончаний. Когда эти средства связи удаляются, предложение теряет смысл и становится отдельным набором слов: небо, луна, появилось облако.
Намерение — это слово, которое вместе с косвенными существительными, местоимениями и арифметическими падежами выражает различные отношения между элементами слов и предложений.
Определение
Интенции — это вспомогательные части речи, предназначенные для выражения отношений между взаимозависимыми словами.
Помимо окончаний слов, намерения помогают связать слова вместе в словосочетаниях «слово-предложение».
Особенность намерений в том, что их нельзя изменить. Они не являются членами предложения, а только членами предложения, к которому принадлежат.
Частицы и омонимы
Нужно различать формообразующие частицы и омонимичные им части речи.
- В отличие от частиц глаголы давай (давайте) и пускай имеют собственное лексическое значение (сравним: давай книгу; пускай змея — глаголы; давай пройдёмся, пускай расскажет — частицы).
- Восклицательную частицу как (Как хорошо!), сравнительный союз как (Голос звенел, как ручей) и наречие как (Как ты себя чувствуешь?).
- Восклицательную частицу что за (Что за секреты между нами!) и местоимение что с предлогом за (Что за этим скрывается?).
- Усилительную частицу всё (Он всё бежал) и местоимение всё (Он уже всё решил).
- Усилительную частицу уж (Уж я‑то знаю) и наречие уж (уже) (Уж вечерело).
- Усилительную частицу -то, которая пишется через дефис (Он-то справится), местоимение то (Увидел то, что другие не заметили) и суффикс неопределённых местоимений и наречий -то, который тоже пишется через дефис (кто- то, какой-то, где-то).
- Формообразующую частицу бы после местоимения что (Что бы ты хотел получить в подарок?) и союз чтобы (Он поехал за город, чтобы отдохнуть); частицу же после местоимения то и наречия так (Я видел то же самое) и союзы тоже, также (Я тоже взволнован).
Примеры
Частицы со смысловыми оттенками делятся на группы по значению: вопрос: ли, разве, неужели; указание вот, а вот, вон, а вон; уточнение: именно, как раз; выделение и ограничение: только, лишь, почти, исключительно.
Частица не может придавать отрицательное значение и положительное при двойном отрицании. Отрицательное значение всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому. Отрицательное значение отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна. Положительное значение: Товарищ не мог не помочь мне.
Частица ни, кроме отрицательного, может иметь другие значения. Отрицательное значение без подлежащего: Ни с места! Вокруг ни души! Усиление отрицания с частицей ни и словом нет: Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика. Обобщающее значение с отрицательным местоимением и наречием: Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.
Фундаментальные взаимодействия в природе
Определение 9
Фундаментальные взаимодействия – это процессы, сильно различающиеся по уровню энергии и времени протекания, в которые вступают элементарные частицы. Фундаментальными их называют потому, что их невозможно свести в другим, более простым взаимодействиям.
Определение 10
Выделяют 4 вида фундаментальных взаимодействий:
- сильное;
- электромагнитное;
- слабое;
- гравитационное.
Сильное взаимодействие
Это вид фундаментального взаимодействия также носит название ядерного, так как оно обуславливает прочную связь между нуклонами в ядре атома. Из числа элементарных частиц в сильном взаимодействии принимают участие андроны (мезоны и барионы).
Сильное взаимодействие считается короткодействующим, так как проявляется на расстоянии порядка 10–15 м и менее.
Электромагнитное взаимодействие
Благодаря этому виду взаимодействия возможно существование молекул и атомов. Оно определяет большинство свойств веществ, находящихся в трех агрегатных состояниях (твердом, жидком и газообразном). Оно обуславливает протекание процессов поглощения и излучения фотонов атомами и молекулами вещества, а также целый ряд других физических и химических процессов. Кулоновское отталкивание, существующее между протонами, объясняет неустойчивость ядер атомов с большими массовыми числами.
В электромагнитном взаимодействии могут участвовать любые частицы, которые обладают электрическим зарядом, а также кванты электромагнитного поля фотоны.
Слабое взаимодействие
Этот вид взаимодействия определяет ход наиболее медленных процессов, которые протекают в микромире, в том числе с участием нейтрино или антинейтрино.
В этом виде взаимодействия могут принимать участие любые элементарные частицы.
Пример 1
Примером слабого взаимодействия может служить β-распад нейтрона, который протекает с участием нейтрино или антинейтрино.
1n→11ρ⇒-1e+v~
Также сюда можно отнести процессы распада частиц с большим временем жизни (τ≥10–10 с), которые протекают без участия нейтрино.
Гравитационное взаимодействие
В связи с тем, что масса элементарных частиц мала, силами гравитационного воздействия между ними можно пренебречь. Гравитация имеет значение при взаимодействии космических объектов, чья масса огромна.
Разряды частиц
В связи со значением и функцией в предложении частицы делят на три группы:
- смысловые (модальные)
- словообразовательные
- формообразующие.
Модальные (вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства) | Указательные | вот, вон, это, вот и |
Уточняющие | именно, точно, подлинно, почти, как раз, ровно, в точности | |
Усилительные | лишь, ни, же, даже, уж, и, ведь, все-таки, просто, прямо | |
Выделительно-ограничительные | только, лишь, всего, хоть, всего лишь, лишь только, хоть (бы), исключительно, единственно | |
Вопросительные | разве, неужели, ли, а, что ли | |
Восклицательные | как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь | |
Утвердительные | да, точно, так, ну да | |
Выражающие сомнение | вряд ли, едва ли, навряд ли, авось | |
Выражающие смягчение требования | -ка | |
Формообразующие | Образующие условное наклонение |
б, бы
Она хотела бы напиться колодезной воды. |
Образующие повелительное наклонение | да, давай, давайте, пусть, пускай Пусть радостным будет твой день! | |
Отрицательные | ||
НЕ | Полное отрицание при сказуемом | Ты не слышишь меня. |
Частичное — при других членах предложения | Не вам судить об этом. | |
Утверждение в восклицательных и вопросительных предложениях |
Чего только не увидишь здесь!
Кто не знает Юрия Гагарина? |
|
В устойчивых сочетаниях | едва не, чуть не, вовсе не | |
При двойном отрицании | Не можем не сообщить об этом (= должны сообщить, обязательно сообщим) | |
НИ | Усиление при отрицании с «не» | Я не скажу больше ни слова. |
Усиление утверждения в придаточных с уступительным оттенком | Как ни трудно, а выполни это. (=хотя трудно, выполни). |
Формообразующие частицы пусть, пускай, да, давай, давайте, бы (б) употребляются при образовании форм повелительного и условного наклонения глагола.
Словообразовательные частицы -то, -либо, -нибудь, кое- образуют неопределенные местоимения и наречия от слов этих же частей речи:
- что → что-то;
- кто → кто-либо;
- почему → почему-то;
- когда → когда-нибудь;
- куда → куда-либо;
- кто → кое-кто.
Частица «не» образует новые слова с противоположным значением:
- правда → неправда (ложь)
- легкий → нелегкий труд (тяжелый)
- громко → негромко (тихо) петь.
Смысловые частицы создают дополнительные оттенки значений у отдельных слов и у всего предложения целиком. Они могут выражать восхищение, удивление, сомнение, уточнение, отрицание и пр. эмоции говорящего.
Сравним:
Основные группы смысловых (модальных) частиц | ||
---|---|---|
Отрицательные | не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не | Я не герой. |
Вопросительные | неужели, разве, ли (ль) | Разве я герой. |
Указательные | вот, вон, это | Вот герой. |
Уточняющие | именно, как раз, прямо, подлинно, приблизительно, точно, точь-в точь | Именно я герой. |
Ограничительно-выделительные | только, лишь, исключительно, почти, единственно, просто, хотя бы, -то | Я почти герой. |
Восклицательные | что за, ну и, как, ведь | Я ведь герой! |
Усилительные | даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну | Всё же я герой. |
Со значением сомнения | едва ли, вряд ли | Вряд ли я герой. |
Побудительные (модально-волевые) | пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка | Вперед давай и побеждай! |
Сравнительные | будто, как будто, как бы, словно | Я словно герой. |
Утвердительные | да, так, правда, конечно | Я правда герой. |
Правописание частиц не и ни
Правописание не с именами существительными
Частицу не нужно писать слитно:
- если слово без этой частицы не употребляется. Например: невежда, неверие, невзгоды;
- если существительное с этой частицей приобретает противоположное значение. Эти слова можно заменить синонимами. Например: неправда (синоним ложь); несчастье (синоним беда); неприятель (синоним враг);
- если существительное с этой частицей обозначает лиц и выражает качественный оттенок. Например: нерусский, неспециалист.
Частицу не нужно писать раздельно:
- если в предложении есть противопоставление. Например: это не доблесть, а трусость; средние века не многим пополнили этот список металлов;
- если она стоит в вопросительном предложении и усиливает отрицание. Например: разве не правда чувствуется в его словах.
Правописание не с именами прилагательными
Частицу не нужно писать слитно:
- если прилагательное без этой частицы не употребляется. Например: невзрачный; небрежный;
- если слова с частицей не приобретают противоположное значение, и такие прилагательные можно заменить синонимами. Например: неумный (синоним глупый); небольшой (синоним маленький); ненастоящий (синоним ложный).
Частицу не нужно писать раздельно:
- если в сочетании с прилагательным подразумевается противопоставление. Например: дорога не простая, а сложная; задание не срочное; молоко не кислое;
- если частица употребляется с относительными прилагательными. Например: часы не золотые; мед не липовый; небо не южное; краска не синяя; оттенок не серый;
- если частица употребляется с краткими прилагательными, которые не имеют полной формы. Например: не готов к отъезду; не должен это делать; не намерен уступать; не рад встрече; не склонен мириться; не расположен к разговору.
Нужно различать противопоставление с союзом а и союзом но. Если в предложении с частицей не стоит союз а, то в таком предложении есть отрицание, и частицу нужно писать раздельно. А если в предложении с частицей не стоит союз но, то в таком предложении есть утверждение, и частицу нужно писать слитно. Например: река не глубокая, а мелкая; река неглубокая, но холодная.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Правописание не с именами числительными
С именами числительными частицу не всегда нужно писать раздельно. Например: не трое; четвертые и не четвертые классы; не нулевой меридиан.
Правописание не с глаголами
Частицу не с глаголами всегда нужно писать раздельно. Например: не зная; не был; не спеша.
Исключение: если глагол без частицы не употребляется, то ее нужно писать слитно. Например: негодовать; ненавидеть; несдобровать; невзлюбить.
Правописание не с причастиями
- Нужно писать слитно частицу не с полными причастиями. Рядом с ними не должно быть пояснительных слов. Например: невычитанная рукопись; незамеченные опечатки; непрекращающийся кашель.
- Нужно писать раздельно частицу не с причастиями, при которых есть пояснительные слова. Например: не изданные при жизни писателя рукописи; не возвращенная в библиотеку книга; не замеченная корректором опечатка.
- Нужно писать раздельно частицу не, если она употреблена с краткими причастиями. Например: работа не выполнена; цитаты не проверены.
- Нужно писать раздельно частицу не с причастиями, если с ними есть противопоставление. Например: не законченный, а только начатый ремонт.
Правописание не с наречиями
- Частицу не с наречиями нужно писать слитно, если они без не не употребляется. Например: неизбежно; нелепо.
- Частицу не нужно писать слитно с наречиями, которые заканчиваются на букву о и в сочетании с этой частицей приобретают противоположное значение. Например: неплохо (хорошо); немного (мало).
- Частицу не с наречиями нужно писать раздельно, если наречие употреблено в сравнительной степени. Например: работает не хуже других.
- Частица не пишется раздельно с наречиями, которые написаны через дефис. Например: не по-моему; не по-товарищески.
Правописание ни
Частица ни пишется слитно:
- В отрицательных местоимениях, если с ними не стоит предлог. Например: никто; ничто; ничей. Исключение: ни с кем, ни о чем.
- В наречиях. Например: никогда; нигде; никак.
Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно. Например: ни одной живой души; ни за грош.
Разряды частиц
Их не надо учить, но они помогают запомнить сами частицы. Вот вам разряды с примерами, частицы я в каждом примере выделю полужирным.
- Отрицательные. Я не знаю. Мы далеко не первые. Ни кола, ни двора.
- Вопросительные. Разве ты не знаешь? Неужели ты согласился?
- Указательные. Дайте мне вон ту рыбу. Покажите вот этого кролика.
- Уточняющие. Точь-в-точь как Дед Мороз. Прямо как снегурочка. Точно терем расписной.
- Ограничительно-выделительные. Они выделяют «часть» чего-то. Я только спросить (и больше ничего делать не буду). Нам хотя бы такую зарплату. Я просто хотел помочь.
- Восклицательные. Почувствуйте восклицание в примерах. Как ты?! Что за подстава?! И ведь знает, что я увижу, знает!
- Усилительные. Я даже суп сварил! Я же сказал! Он ведь царь. Он всё-таки все разболтал!
- Частицы, которые обозначают сомнение в чем-либо. Вряд ли повезет. Едва ли мы доберемся к вечеру до дома.
- Побудительные. Пусть войдет! Давай, поднимайся! Ну, ну, пошла, пошла! Налейте-ка мне тарелочку соляночки!
- Сравнительные. Он как будто с луны упал. Музыка словно из сказки.
- Утвердительные. Вы согласны? Конечно! Да, я ошибся.