Содержание
- Что мы знаем о частях речи
- Что такое синтаксическая роль
- Как и что подчеркивается?
- Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
- Таблица-помощник
- Что мы узнали?
Бонус
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/kak-podcherkivayutsya-chasti-rechi.html
Способ 2: Параметры группы «Шрифт»
Если стандартная двойная черта вас по каким-то причинам не устраивает или вы хотите более детально настроить ее отображение, предварительно выделив нужный фрагмент текста, вызовите диалоговое окно «Шрифт» — для этого нажмите на небольшую стрелку, расположенную в правом нижнем углу одноименной группы инструментов. Это же можно сделать и путем последовательного нажатия Ч – «Другие варианты подчеркивания», о чем было сказано в конце предыдущей части статьи.
Доступен выбор цвета текста
и непосредственно самой линии,
а также варианты ее отображения только под текстом или и на пробелах (установлено по умолчанию и распространяется на все линии).
Определившись с выбором, нажмите на кнопку «ОК» — это действие закроет окно «Шрифт» и применит выбранный тип подчеркивания к тексту.
Более быстрый вариант подчеркивания текста заключается в использовании сочетания клавиш «Ctrl+U», но проблема в том, что таким образом можно применить только одинарную черту, независимо от того, какой вариант уже был выбран ранее и установлен по умолчанию.
Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.
Объясняем главные члены предложения
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое
Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще
Объясняем второстепенные члены предложения
Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.
Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром.
Обстоятельство, как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой.
Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией.
Алгоритм синтаксического разбора
Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.
Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое, вот она и найдена!
Как определить роль существительного
Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?
Подлежащее
Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:
- С самого утра идёт (что?) снег.
- На улице залаяла (кто?) собака.
- Молодая (кто?) учительница начала вести урок.
Определение и роль подлежащего
Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И
п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является
Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика
п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.
Сказуемое
В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:
- Та девушка была моей подругой.
- Люда — моя сестра.
- Этот ребёнок будет моим крестником.
«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.
В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.
Дополнение
Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.
Информация о дополнении
Определение
Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.
Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:
- Разлилась река (какая?) Дон.
- В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
- Расцвели цветочки (какие?) васильки.
Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.
Особенности определений
Обстоятельство
Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:
- «где?», «куда?», «откуда?»;
- «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
- «как?»;
- «зачем?», «с какой целью?» и т. д.
Штрих-пунктирная линия, обозначающая обстоятельство
Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.
Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:
- (Где?) На картине нарисован снег.
- Сверчок тикает, (как?) как ходики.
- Уехал (куда?) на отдых.
- Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.
Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.
Слово «между» — это предлог
В литературной речи это слово употребляется с существительными единственного и множественного числа, а также с возвратным и личными местоимениями в форме творительного падежа:
- щербинка между зубами;
- расстояние между городом и деревней;
- засушить между листами книги;
- разделить между собой;
- сидели между мной и тобой.
С помощью слова «между», употребленного в падежных формах существительных, создается зависимость одних слов от других в предложении, которое оформляется в связное высказывание.
Обозначенные служебные функции принадлежат предлогам. Определим, что такое предлог в системе частей речи русского языка.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, прилагательного, местоимения и числительного от других слов в словосочетании и предложении.
Теперь сделаем вывод о том, к какой части речи принадлежит интересующее нас слово.
По происхождению предлоги являются производными от слов других частей речи и непроизводными. «Между» — это непроизводный предлог, как и следующие слова этой части речи:
- остаться при кухне;
- спрятаться за домом;
- прыгать от радости;
- размером с орех.
При сочетании с местоимениями третьего лица рассматриваемый предлог требует появления начального «н» в этих словах:
- он — между ним и отцом;
- она — между ней и детьми;
- оно — между ним и строением;
- они — между ними и домами.
Посмотрим, в каких случаях он используется.
Второстепенные члены предложения
Среди неглавных частей предложения в тексте представлены:
Определение — выделяется волнистой линией. Уточняется вопросами: чья? чей? какая? который?.
В тексте выражается:
- прилагательным;
- инфинитивом;
- наречием;
- существительным в не Именительном падеже.
Для наглядности приведем примеры, показывающие, как подчеркивается определение, выраженное разными частями речи.
Прилагательным:
Яркое
утро.
где слово «яркое» — признаком субъекта «утро».
Инфинитивом:
Черта характера подчинять была у каждого правителя.
где слово «подчинять» — признак предмета «черта».
Наречием:
Дочь сидела тихо в комнате.
где слово «тихо», описывает сказуемое «сидела».
Существительным:
Дом с мезонином был последним пристанищем Чехова .
где слово «с мезонином» — определение субъекта «дом».
В тексте выражается:
- косвенным существительным;
- наречием;
- деепричастным оборотом.
В качестве примеров приведем фразы, где покажем, как подчеркивается обстоятельство, представленное вышеуказанными частями речи.
Косвенным существительным:
Он был на севере важным человеком.
где слова «на севере» обозначают обстоятельство.
Наречием:
Машина ушла влево, чтобы не перевернуться.
где слово «влево» является обстоятельством.
Деепричастным оборотом:
Ожидая праздника
, она пригласила всех своих родственников.
где словосочетание «ожидая праздника» — обстоятельство.
Дополнение — выделяется на письме штрихпунктирной линией. Определяется вопросами косвенных падежей: Т., П. Д. Вн., Р.
Подразделяется на 2 типа:
- прямое — субъект действует прямо, например, воплощать мечту; съел кашу; заворачивать подарок.
- косвенное — субъект действует через кого-то или что-то, например, приказал подать чай; покоритель душ; параллельно дому.
В тексте выражается:
- существительным;
- местоимением.
В качестве примеров приведем предложения, показывающие, как подчеркивается дополнение, выраженное ранее указанными частями речи.
Существительным:
Все украшают дом гирляндами на Рождество.
где слово «гирляндами» обозначает дополнение.
Местоимением:
Принцесса знала его как никто другой.
где слово «его» — дополнение.
Важно! В связи с тем, что некоторые части речи могут обозначать разные члены предложения, необходимо задавать вопросы-маркеры. Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является
Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является.
Подводя итог, отметим, что приведенные примеры не только наглядно демонстрируют, как подчеркивается прилагательное и другие члены предложения, но и являются материалом для составления таблицы, которая в будущем может стать «костылем» для памяти.
Тема: «Предлог».
К/К-1
1.
Какие предлоги ты знаешь? Как пишутся предлоги?
2.
Спиши. Вставь нужные предлоги, подчеркни их.
Вошёл _____класс, вышел
____класса, стоял ____класса, отошёл _____класса, заглянул _____класс, подошёл
_____классу.
Слова для справок:
к, в, из,
около, от.
К/К-2
1.
Вспомни, как пишутся предлоги со словами.
2.
Вставь пропущенные буквы и нужные предлоги. Спиши
текст.
Хорошо ___л…су в…сной.
Р…бята идут ___лес ___тр…пинке. Молодыел…сточки появилис… ___ д…рев…ях. Птичьи г…лоса звоном разносятс___лесу.
3.
Подчеркни предлоги вместе со словами, к которым они
относятся.
4.Назови главные члены во 2 –
4 предложении.
____________________________________________________________________________________
Подчеркивание слов волнистой линией в Microsoft Word
Способ 1: Кнопка на панели инструментов
По умолчанию в Ворде можно подчеркивать слова одинарной прямой чертой, однако на выбор доступны и другие стили, в том числе и интересующая нас в рамках настоящей статьи волнистая линия.
- Выделите текст, который требуется подчеркнуть.
На верхней панели, во вкладке «Главная», в ее группе инструментов «Шрифт», разверните меню кнопки Ч, нажав на расположенный справа от нее указывающий вниз треугольник.
Выберите волнистую линию и ознакомьтесь с результатом.
Возможны и другие вариации такого подчеркивания. Снова обратитесь к меню кнопки Ч, но в этот раз выберите пункт «Другие подчеркивания…».
В окне, которое будет открыто, можно увидеть все доступные варианты подчеркивания текста в Ворд. Рассмотрим их отдельно в следующей части.
Способ 2: Параметры группы «Шрифт»
Настройка начертания текста осуществляется в окне «Шрифт», которое мы и вызывали в последнем пункте предыдущего способа. Альтернативный вариант перехода к нему заключается в нажатии на небольшую кнопку в виде стрелки, расположенную в правом нижнем углу группы инструментов «Шрифт», или использовании комбинации клавиш «Ctrl+D».
- Для того чтобы посмотреть все доступные стили подчеркивания, найти среди них и выбрать подходящую волнистую линию, разверните соответствующий выпадающий список.
Пролистайте его в самый конец и выберите предпочтительный вариант, например, более жирную или двойную волнистую линию.
При желании можно сделать так, чтобы в Ворде подчеркивались только слова, но не пробелы между ними.
Также имеется возможность настройки цвета текста
и непосредственно линии.
Ознакомиться с результатом можно в окне предварительного просмотра.
Для подтверждения внесенных изменений нажмите на кнопку «ОК».
К сожалению, сочетание клавиш «Ctrl+U», которое используется для подчеркивания текста в Word, добавляет только стандартную прямую черту, даже если вместо нее в настройках уже была выбрана любая другая.
Применение стиля подчеркивания по умолчанию
Тот тип подчеркивания текста, который вы выберите в меню кнопки Ч или диалоговом окне «Шрифт», по умолчанию будет применен ко всему документу. То есть любые слова и фрагменты текста, которые вы будете подчеркивать, «получат» использованную вами волнистую линию. Если требуется сделать так, чтобы она применялась не только к текущему файлу, но и ко всем последующим, которые будут создаваться на основе стандартного для программы шаблона (обычный пустой файл), выполните следующее:
- Вызовите окно параметров группы «Шрифт».
Выберите желаемый вариант подчеркивания текста, по желанию настройте дополнительный параметры. Нажмите на расположенную в левом нижнем углу кнопку «По умолчанию».
Вариант «только текущего документа?» ничего не меняет. Установите маркер напротив «всех документов, основанных на шаблоне Normal?», после чего нажмите «ОК» для подтверждения.
Диалоговое окно «Шрифт» теперь можно закрыть. С этого момента выбранный вами вариант подчеркивания будет применяться ко всем создаваемым в Ворд документам, основанным на стандартном шаблоне.
Удаление подчеркивания
Для того чтобы избавиться от подчеркивания, независимо от его вида, необходимо выделить текст и нажать на уже хорошо знакомую нам кнопку Ч. Если используется линия, отличная от стандартной прямой, можно воспользоваться горячими клавишами «Ctrl+U» — в таком случае их потребуется дважды нажать на предварительно выделенном фрагменте текста.
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Помимо этой статьи, на сайте еще 11902 инструкций. Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Как подчёркивается местоимение-определение
Местоимение в качестве определения только указывает на признак предмета, конкретно не называя его, и отвечает на вопросы: какой? чей?
В роли согласованного определения выступают определительные, указательные, притяжательные и др. местоимения, которые подчёркиваются волнистой линией.
Особую трудность вызывают несогласованные определения, которые выражаются притяжательными местоимениями «его», «её», «их». Их отличительной особенностью является то, что они поясняют в предложении имена существительные.
Как подчеркивается какая часть речи?
Если Вы имеете ввиду члены предложения, то они подчеркиваются следующим образом:
- подлежащее (кто? что?) – сплошной линией
- сказуемое (что делает?) – двумя сплошными линиями
- определение (какой?) – волнистой
- дополнение (кого? чего? кем? чем?) – пунктиром
- обстоятельство (как? где? куда?) – пунктиром с точкой
3 2 6 · Хороший ответ
подлежащее (кто? что?) – сплошной линиейсказуемое (что делает?) – двумя сплошными линиямиопределение (какой?) – волнистойдополнение (кого? чего? кем? чем?) – пунктиромобстоятельство (как? где? куда?) – пунктиром с точкой
1 7 · Хороший ответ
Вот так я всё запоминаю
Спасибо, я делал домашку по русскому, и там было написано подчеркнуть каждый член предложения, в том числе и наречие. Но нам не объясняли как подчёркивать наречие, и тут вы помогли.
2 2 · Хороший ответ
так сдесь же нет наречия)
Когда частица “пол-” пишется слитно со словами, а когда раздельно?
Всегда пишется вместе,кроме трех случаев: 1)если после приставки пол- стоит слово,которое начинается на гласную(пол-арбуза); 2)начинается на букву Л(пол-лица);3)стоит имя собственное(пол-Москвы).
8 9 · Хороший ответ
Как правильно писать: приду или прийду?
Изначально в языке не было слова «идти», было «ити». Буква «д» прилипла просто для удобства произношения. Никакой морфологической функции она не выполняет. А вопрос – прийти или придти – возник именно из-за проверочного слова «идти». До 1956 года допускались оба варианта, иногда было даже «притти», но потом лингвисты собрались в кучу, почесали головы и пришли к единому мнению. Правильно – приду. А выпадающие буквы – не редкость для русского языка.
9 6 · Хороший ответ
Передо какая часть речи в русском языке?
“Передо” является предлогом в русском языке. По морфологическим признакам – это неизменяемое слово. По синтаксической роли предлог “передо” не является членом предложения.
Правильно писать “из” или “с”?
Можно очень просто запомнить: если на вопрос “куда?”, вы начинаете ответ с предлога “на”, то на вопрос “откуда?”, нужно будет говорить “с . ” (например, “на Камчатку – с Камчатки”, “на полигон – с полигона”). А вот если на вопрос “куда?” следует ответ “в . “, то “откуда?” будет начинаться с предлога “из”. Например: “в Челябинска – из Челябинска”, “в Россию – из России”, “в отпуск – из отпуска”, “в школу – из школы”. Говорить “пришел со школы”, ” вернулся с отпуска” – неграмотно, это грубое нарушение правил русского языка.
Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/hw.russian/kak_podcherkivaetsia_kakaia_chast_rechi_0194601a/
Как сделать подчеркивание в Ворде
Подчеркнуть текст в Ворде снизу можно через кнопку «Подчеркнутый». Для этого необходимо выделить фрагмент текста для подчеркивания, и нажать кнопку.
! Для подчеркивания текста в Ворде можно использовать комбинацию клавишей Ctrl+U
После нажатия кнопки подчеркивания или горящих клавишей текст станет подчёркнутым, по умолчанию подчеркивание произойдет одной тонкой линией.
Как убрать подчеркивание в Ворде
Подчеркивание убирается таким же методом, как и ставится. Сначала нужно выделить фрагмент текста, где нужно убирать подчеркивание, затем нажать кнопку или комбинацию клавишей (Ctrl+U).
! Текст может подчеркиваться автоматически, если допущена орфографическая или пунктуационная ошибки. Она исправляется путем исправления ошибки. Нужно нажать на правую кнопку мыши и Word сам предложит варианты исправления.
Виды подчеркивания
В Word предусмотрено подчеркивать разными видами линий. Для того, чтобы изменить тип подчеркивания необходимо нажать на стрелочку правее кнопки «Подчеркнутый» и выбрать вид подчеркивания.
Наиболее распространенные типы подчеркивания:
- одной линией;
- одной жирной линией;
- двойной линией (двойное подчеркивание);
- двумя чертами (пунктир);
- волнистой линией;
- линия из точек;
Если нажать в выпадающем списке линий кнопку «Другие подчеркивания…», то откроется форма шрифт (это форма еще с 2003 Word). Там представлены дополнительные подчеркивания:
Цвета подчеркивания
Для изменения цвета подчеркивания необходимо нажать на стрелочку вниз, и там выбрать цвет подчеркивания, и затем уже выбрать сам цвет:
Как сделать в Ворде подчеркивание без текста
Есть огромное количество, как можно сделать подчеркивание пустого текста, т.е. сделать полоску для вписывания данных от руки.
- Через таблицу (создается одна ячейка, и туда применяется выделение только нижней части ячейки);
- Через рисование фигуры;
- Напечатать текст, сделать подчеркивание, а сам цвет делать белым.
- Через нажимание клавишей shift и тире
Самый удобный вариант, это нажать shift и тире, получается вот так ___________________
Как сделать верхнее подчеркивание в Ворде
Подчеркнуть текст сверху в Word сделать не так просто, как нижнее. Есть несколько вариантов, но все не простые:
- Верхнее подчеркивание через таблицу. Через вкладку Вставка => Таблица, создается одна ячейка, в ней пишется текст. Ячейку нужно сначала сделать без границ, а затем применить функцию «Верхняя граница»
- Верхнее подчеркивание через рисование фигуры. Через вкладку Вставка => Фигуры, затем выбираем линию. Над необходимым текстом рисуем линию, можно используйте shift, чтобы нарисовать прямую линию. Так же можно этой фигуре задавать необходимые стили (например, сделать лини черной и более жирной.
- Через формулы. Для этоно необходимо перейти на вкладку Вставка => Управление (кнопка находится в правой крайнем углу). После нажатия кнопка, вставляется область для формулы.
Вас должно перебросить во вкладку конструктора. Там нужно нажать на кнопку «Диакритичические знаки», и там уже выбрать «черта».
После выходит знак черточки с кубиком, и в этом кубике пишем текст.
Возможно, что есть еще какие-то изощренные методы верхнего подчеркивания слова. Но эти 3 самые основные. Самый простой и быстрый метод – это вставка через рисование фигуры, но более правильным и гармонично вписывающий метод – это через вставку формулы.
Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях
- Близилась ночь и солнце медленно неспешно заходило за край горизонта.
- Впереди школьников ждал полный уроков день в течение которого они могли узнать много новой и полезной информации.
- Ранним утром мы выехали из города надеясь успеть доехать до деревни начала послеполуденной жары.
- Аня взяла книгу надела пальто и шапку повязал на шею шарф и вышла из квартиры.
- Однажды я пошел в лесу и долго блуждал между вековыми деревьями наблюдал за птицами и просто наслаждался тишиной умиротворением.
- Утренняя тишина была внезапно нарушена громким отчаянным криком петуха да мычанием коровы.
- Лошадь скакала все быстрее и быстрее а наездник не забывал ее подгонять.
- У Маши в саду было много фруктовых деревьев на которых уже поспели плоды.
- Саша заходил около пяти вечера но никого не застал дома.
- Гроза бушевала всю ночь, и утром мы увидели множество поваленных деревьев.
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения |
Как подчеркивается |
Вопросы |
Части речи |
подлежащее |
Одной чертой |
Кто? Что? о чем говорится в предложении? |
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.) |
сказуемое |
Двумя чертами |
Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем? |
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.) |
дополнение |
Пунктиром |
Вопросы косвенных падежей |
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание |
определение |
Волнистой линией |
Какой? Чей? Который по счету? |
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное |
обстоятельство |
Точка-тире |
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? |
Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив |
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Порядок определения грамматической основы
Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.
Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова
Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным
Определение основы в односоставных предложениях
Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.
Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, ). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:
- Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру, — в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
- Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например, ).
- Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например, ).
- Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например, ).
- Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например, , где «прогибаться» — сказуемое).
С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.
Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.
Сложные случаи в определении сказуемых
Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть», «давай», «пускай», «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:
В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.
Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Рассмотрим предложение:
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
-
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
-
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Определение |
Какой? Который? |
Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка. |
Дополнение |
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей) |
Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан. |
Обстоятельство |
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? |
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево. |
Как подчеркиваются части речи
Русский язык изучается в школе с 1 по 11 класс, а потом его продолжают изучать в высших учебных заведениях (в зависимости от специальности).
Знание правил русского языка нужно не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или получить диплом, но и в дальнейшей жизни, ведь потом вам легче будет формулировать мысли и строить правильные, логически построенные предложения.
В частности, необходимо знать части речи и уметь их подчеркивать в предложениях.
Трудность заключается в том, что порой можно подзабыть и попросту запутаться. Поэтому правильнее всего будет иметь в своем рюкзаке специальную табличку, в которую при надобности можно будет подсмотреть, пока вы не выучите все эти правила наизусть.
1
Как подчеркиваются части речи – главные члены предложения
- Главные члены в предложении – это подлежащее и сказуемое. Обычно в классическом понимании, подлежащее – это имя существительное, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», и подчеркивается прямой линией. Но стоит отметить то, что подлежащее может быть выражено любыми частями речи: прилагательным, причастием, наречием, всевозможными видами местоимения. Запомните, подлежащее обозначает субъект действия.
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы действий, «что делал?», «что сделал?», «что происходит с предметом?» и т.д. Обычно сказуемое выражено глаголом, но бывают исключения, например, составное именное сказуемое «было холодно», где есть глагол связка + именная часть, выраженная прилагательным или существительным. Сказуемое подчеркивается двойной чертой.
Важно! Не всегда в предложении подлежащее и сказуемое встречаются вместе, существуют односоставные предложения, которые имеют только один главный член. Примеры односоставных предложений: Утро
Было пасмурно
Прощай же, море!
Было пасмурно. Прощай же, море!
2
Как подчеркиваются части речи – второстепенные члены предложения
- Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.д.: Шумели листья березы.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:Говорю о друге.
- Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.
Обстоятельства бывают:
- Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
- Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
- Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
- Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
- Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
- Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
- Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
- Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.
Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.