Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения |
Как подчеркивается |
Вопросы |
Части речи |
подлежащее |
Одной чертой |
Кто? Что? о чем говорится в предложении? |
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.) |
сказуемое |
Двумя чертами |
Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем? |
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.) |
дополнение |
Пунктиром |
Вопросы косвенных падежей |
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание |
определение |
Волнистой линией |
Какой? Чей? Который по счету? |
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное |
обстоятельство |
Точка-тире |
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? |
Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив |
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Как подчеркиваются части речи в предложении: главные и второстепенные члены
> Русский язык > Как правильно подчеркиваются части речи в предложении
При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.
…
- Главные члены предложения
- Типы предложений
- Второстепенные члены предложения
Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:
- главные — подлежащее и сказуемое;
- второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.
: краткое причастие — примеры, отличие от прилагательного.
Что такое обособленное обстоятельство
Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.
В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.
Виды обособленных обстоятельств
Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:
Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:
Примеры
В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.
Что такое обстоятельство в предложении
Определение этого термина в русском языке звучит так:
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который уточняет, когда, каким образом, в какой мере, при каких условиях или обстоятельствах происходит действие.
Список вопросов, на которые отвечают обстоятельства, длинный: как? каким образом? насколько? в какой степени? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? до каких пор? почему? на каком основании? зачем? с какой целью? при каких условиях? вопреки чему?
В предложении обстоятельство часто зависит от сказуемого и может быть выражено разными частями речи. Давайте рассмотрим таблицу с примерами и разберёмся, какими именно.
Чем могут быть выражены обстоятельства | |
---|---|
Часть речи | Пример |
Наречие | Дошёл (как?) быстро |
Деепричастие | Стоят (как?) обнявшись |
Деепричастный оборот | Шёл, (каким образом?) с трудом переставляя ноги |
Инфинитив | Вышел (с какой целью?) подышать |
Существительное в косвенном падеже с предлогом | Прочитал (где?) на доске |
Существительное в косвенном падеже без предлога | Петь (как?) альтом |
Фразеологизм | Изучил (в какой степени?) от корки до корки |
Проверьте себя
Прочитайте словосочетания ниже и определите, какой частью речи выражены обстоятельства в них: наречием, деепричастием, деепричастным оборотом, инфинитивом или существительным.Лёг отдохнуть; сидит, уткнувшись в книгу; задержался на работе; бегает зигзагами; глядит улыбаясь.
Как выражаются обстоятельства
Обстоятельство как второстепенный член предложения служит для выражения слов, являющимися различными частям речи:
знаменательными наречиями;
– чихать громко;
-ходить гуськом;
-наговорился досыта;
-разглядывает неспроста;
местоименными наречиями;
-чудилось оттуда;-откуда появилось;-всегда угрюмый;
-пишет по-всякому;-никогда не поймём;
существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них;
-сиять огнями;
-рассыпалось крошками;
-порвать от злости, петь фальцетом;
-растолочь в порошок;-в течение суток лил дождь;-несмотря на темень, прогуляемся;
деепричастиями и деепричастными оборотами;
-бежал задыхаясь;-отворив дверь, заглянул;
-задумался, облокотившись на перила;
инфинитивом (неопределенной формой глагола);
-пришла развлекаться;
-сел отдохнуть;
-помчался увидеть;
словосочетаниями;
-с тех пор не виделись;-несколько лет тому назад произошло;-с того времени помним;
фразеологизмами.
Что тут распинываешься во всю ивановскую?
Девушка исчеркала свой блокнот от корки до корки своими рисунками.
Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение
Аналитическое дополнение выражается:
- сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
- сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
- фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».
Комбинированное единое дополнение выражается:
- Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
- Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
- Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».
Комплексное единое дополнение выражается:
- группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
- группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
- придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).
К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).
Работа с ребёнком по теме второстепенных членов
Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:
- Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
- Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
- Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
- Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
- В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.
Как объяснить второстепенные члены предложения
Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.
Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.
Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.
В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.
Порядок разбора предложения по членам
Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:
Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация
Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль. Затем делаем вывод, что же это за часть речи
Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что обозначает
Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
Здесь перечислены не все, а только основные вопросы, но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:
- глагол: думает (как?) правильно,
- прилагательное: красивый (насколько?) очень,
- наречие: сильно (как?) слишком.
Внимание! Примеры обстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций. Классификация деление на подгруппы – осуществляется по значению
Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:
Классификация деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:
- Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
- Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
- Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
- Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
- Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
- Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
- При каком условии? – объяснение условий.
- Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло уступка
Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов. Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе
Их относят к отдельному типу ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма на солнышке), в тиши (усеченная форма в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма на солнышке), в тиши (усеченная форма в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма на солнышке), в тиши (усеченная форма в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
- где?
- когда?
- как?
- в какой обстановке?
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Как найти в тексте обособленное обстоятельство?
Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто сдает ОГЭ. Если вас просят указать предложение с обособленным обстоятельством, нужно искать предложение, в котором обстоятельство выделено запятыми. Обособленные обстоятельства выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособленные уточняющие обстоятельства могут быть также выражены наречиями.
Если требуется найти обособленное обстоятельство, начинайте поиск с деепричастий и деепричастных оборотов. Затем ищите предложения со сравнительными оборотами. Затем — обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями и при этом выделенные запятыми.
Если вас просят найти распространенное обособленное обстоятельство, оно не может быть выражено одиночным деепричастием. По той же логике нераспространенное обособленное обстоятельство не может быть выражено деепричастным оборотом.
Если необходимо найти уточняющее обстоятельство, ищите обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями. Такие обстоятельства уточняют информацию, содержащуюся в другом обстоятельстве. К уточняющим обстоятельствам можно задать вопрос, добавив к нему слово именно: где именно? куда именно? когда именно? и т.д.
Мне нравится1Не нравится
Таблица-памятка
Давайте оформим только что изученные второстепенные члены в виде сводной таблицы.
Название | Обозначает | Вопросы | Зависимость от члена предложения | Способы выражения |
Определение | Признак самого предмета | Чей? Какой? | Дополнения, Обстоятельства, Подлежащего | Существительным, Порядковым числительным, Местоимением, Причастием, Прилагательным |
Дополнение | Сам предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? | Сказуемого | Количественным числительным, Местоимением, Существительным |
Обстоятельство | Время, место, способ действия | Где? Когда? Как? Каким образом? | Сказуемого | Глаголом, Существительным с предлогом, Наречием |
Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.
Примеры предложений
Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.
Примеры
Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.
Сравним:
Виды оборотов. Сравнительный оборот
Сравнительные обороты могут означать:
- Признак: «Балда, сам себе голова, обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой?).
- Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу, блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом?).
- Дополнение: «Падать камнем в воду» (падать подобно чему?).
В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь, перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:
- дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение;
- обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь.
Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон» (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать» («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерах сравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью).
Определение: согласованное и несогласованное
Еще один второстепенный член предложения, о котором мы поговорим, называется определение.
Этот член предложения зависит только от имени существительного. Оно в свою очередь в предложении может играть роль подлежащего или дополнения.
Рассмотрим несколько примеров.
Высокий мужчина сидел в кресле.
- Определяем грамматическую основу (подлежащее и сказуемое): мужчина сидел.
- От существительного «мужчина» ставим вопрос «Какой?».
- Получаем ответ «Высокий».
- Давайте выясним, что это за член предложения: определение, выраженное прилагательным.
В этом примере определение зависит от подлежащего, но нередко этот второстепенный член предложения соотносится с дополнением.
Я купила красивую игрушку.
- Главные члены предложения: я купила.
- От сказуемого задаем вопрос «Что?»
- Получаем ответ «Игрушку». Это дополнение, выраженное именем существительным.
- От дополнения задаем вопрос «Какую?»
- Получаем ответ «Красивую». Это определение, выраженное именем прилагательным.
Определение имеет несколько значений. Предлагаю изучить таблицу.
Иногда определение берет на себя часть смысловой нагрузки главного члена предложения и входит в состав грамматической основы:
Городской человек редко общается с природой.
В указанном примере слово «городской» входит в состав подлежащего – городской человек. К нему можно применить синоним – горожанин. Эти два слова (городской человек) подчеркиваются одной прямой линией.
Определения бывают согласованные и несогласованные.
Согласованное определение выражается несколькими частями речи, чаще всего прилагательным. Рассмотрим таблицу.
Особенностью такого определения является то, что оно полностью совпадает с именем существительным в числе, падеже и роде. Кроме того, оно всегда стоит перед словом, от которого оно зависит. Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и согласованного определения:
Во дворе рос высокий тополь.
Ветви высокого тополя били нам в окна.
Во дворе росли высокие тополя.
Во дворе росло несколько высоких тополей.
Красная юбка висела в шкафу.
- Грамматическая основа: юбка висела.
- От слова «юбка» задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Красная».
- Это определение, выраженное прилагательным.
Если изменить форму слова «юбка», вслед за ней изменится и форма слова «красная»:
Я постирала красную юбку.
У меня не было красной юбки.
Я купила две красных юбки.
Несогласованнее определение выражается следующими частями речи и их формами:
Нечленимое словосочетание – это словосочетание, которое синтаксически нельзя разделить по частям. В предложении оно употребляется в роли одного члена предложения. Например, фраза «три автомобиля» синтаксически нечленимо, и в предложении играет роль подлежащего или дополнения.
Три автомобиля подъехали к супермаркету.
Грамматическая основа предложения — три автомобиля подъехали.
Во дворе стояло три автомобиля.
В этом предложении «три автомобиля» играют роль дополнения.
Несогласованные определения не изменяются вслед за существительным по падежам или родам.
Определение всегда зависит от имени существительного. К нему применимы вопросы «Какой?» или «Чей?». Выделяют два вида определений: согласованное и несогласованное.
Согласованное определение – это такое определение, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. Согласованным определением выступает, в основном, прилагательное или причастие:
Несогласованные определения не совпадают по грамматической форме с главным словом, это синтаксически неделимое словосочетание, чаще всего существительное+прилагательное или существительное+числительное:
- парень лет двадцати;
- шкаф черного дерева;
- девочка в платье.
Чаще всего определение выражается с помощью прилагательного, но не исключено использование и других частей речи.
Обособление обстоятельств
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.
Первый случай
Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:
Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.
Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке. В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.
Второй и третий случаи
По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:
В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми.
Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.
Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:
Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
Это правило имеет несколько важных примечаний:
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.
Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.