Способы выражения
Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.
Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:
- Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
- Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
- Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
- Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
- Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.
Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.
Наименование | Пример предложения |
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких слов | Северный Ледовитый океан был богат рыбой. |
Устойчивое словосочетание | Железная дорога протянулась на многие километры. |
Наименование учреждения | Министерство здравоохранения принимает претензии граждан. |
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п. | Множество студентов смогло сдать сессию успешно. |
Крылатое выражение | Авгиевы конюшни были вычищены быстро. |
Числительное + сущ. в Р. п. | Две липы росли под окном. |
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п. | Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе. |
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест. | Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль. |
Неопределенное мест. + прил. | Нечто странное произошло сегодня с Ивановым. |
Предикативная конструкция | «Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох. |
Разновидности подлежащих
В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).
Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.
Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.
В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.
Особенности сказуемых
Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.
Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.
В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.
Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
Обстоятельство – точка-тире
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.
Просто о синтаксическом разборе предложения
Анализ включает:
- характеристику: повествовательное, побудительное, вопросительное;
- эмоциональную окраску (восклицательное или невосклицательное);
- поиск основ (простое или сложное);
- определение второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);
- составление схемы.
Что такое синтаксический разбор предложения
Анализ позволяет проверить умение ученика назвать части речи, определить способы связи в словосочетаниях, обозначать главные и второстепенные члены. Если имеется только одна грамматическая основа, оно называется простым. Порядок разбора будет включать следующие действия:
- выделить основу, определить части речи;
- написать, двусоставное или односоставное;
- выделить второстепенные члены, определить части речи (определения, дополнения, обстоятельства);
- написать, полное или неполное;
- написать, осложненное или не осложненное;
- выполнить схему.
Сложное состоит из двух и более основ. План разбора включает:
- определить связь (союзная или бессоюзная), обозначить союзы или союзные слова (если они присутствуют – сочинительные или подчинительные);
- определить тип: бессоюзное (БСП), сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП), предложение с разными видами связи;
- разобрать все части отдельно по плану разбора простого предложения;
- определить и подчеркнуть части речи;
- выполнить схему.
Что показывает синтаксический анализ
Синтаксис включает характеристику синтаксических единиц. Значение анализа – увидеть связь слов в отдельных словосочетаниях, дать полную характеристику.
Характеристика синтаксических единиц
Характеристика простого:
- двусоставное (наличие подлежащего и сказуемого) или односоставное (наличие только одного главного члена – подлежащего или сказуемого);
- односоставные бывают определ.-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными или назывными;
- полное или неполное (неполное – это такой тип предложения, в котором пропущены главные или второстепенные члены, которые восстанавливаются из контекста);
- осложненное или не осложненное (осложненное имеет в своем составе: однородные члены, обособленное приложение, причастный или деепричастный оборот, вводные конструкции, слова-обращения).
Как сделать синтаксический разбор сложного предложения:
- сложносочиненное состоит из простых частей, связанных сочинительным союзом или с помощью союзного слова;
- сочинительные союзы делятся на: соединительные («и», «тоже» и пр.), противительные («а», «зато» и пр.) разделительные («то…то», «или» и пр.);
- сложноподчиненное имеет в своем составе главную и придаточную части, связанные подчинительными союзами;
- придаточное может быть определительное, изъяснительное, обстоятельственное (места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины);
- бессоюзное сложное может состоять из нескольких простых частей, между которыми могут стоять запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.
Предлог — это служебная часть речи
В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.
Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:
- предлог
- союз
- частица
Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:
- гулять в парке;
- каша с изюмом;
- спустившийся с крыльца;
- знак на нём;
- к двум друзьям.
В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетании и предложении.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:
Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:небо, луна, показалась, облако
Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.
Определение
Предлог – служебная часть речи, предназначенная для выражения отношений между зависящими друг от друга словами.
Вместе с окончаниями слов предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Особенностью предлогов является то, что они не изменяются. Они не являются членами предложения, а лишь входят в состав членов предложения, к которым относятся.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Рассмотрим предложение:
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
-
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
-
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Определение |
Какой? Который? |
Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка. |
Дополнение |
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей) |
Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан. |
Обстоятельство |
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? |
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево. |
Словосочетания как подлежащее
В предложении подлежащим может быть неделимое сочетание слов:
1. «большинство», «меньшинство», «ряд», «часть», сотня» с зависимыми существительными в форме родительного падежа
2. Местоимения «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме родительного падежа множественного числа:
3. Неопределённое местоимение с прилагательным (причастием) в роли существительного
4. Количественное числительное с существительным
5. Сочетания числительных и существительных (местоимений) с предлогами «из», «до», «около» и словами «много», «мало», «больше», «меньше», «свыше».
6. Сочетания существительного или личного местоимения в форме именительного падежа со словом в форме творительного падежа, если сказуемое обозначено формой множественного числа.
7. Устойчивые и фразеологические сочетания.
Выражение подлежащего различными частями речи
Подлежащее во многом уникальная единица синтаксиса. Оно может быть выражено как одним словом, так и целым неделимым словосочетанием. Рассмотрим детальнее правила.
Подлежащее – одно слово
Подлежащее выражается с помощью разных частей речи в предметном значении:
Имя существительное:
Тетрадь лежит на столе.
Птица сидит в клетке.
Местоимения (чаще всего личные):
Я люблю читать.
Они усердно учатся.
В форме подлежащего могут выступать и другие местоимения разрядов:
Ничто человеческое ему не чуждо (отрицательное местоимение).
Кто ходит по двору? (вопросительное местоимение).
Числительное:
Четыре – четное число.
Восемь делится на два.
Субстантивированные прилагательные (те, которые потеряли значение признака предмета):
Бородатый выбежал из комнаты.
Военные ходят строем.
Субстантивированные причастия (те, которые потеряли признак действия):
Командующий строго посмотрел на солдата.
Сидящий устало вздохнул и закрыл глаза.
Наречие:
Твое завтра туманно.
Вот и настало решающее послезавтра.
Глагол (в форме инфинитива):
Любить – значит прощать.
Играть в баскетбол – главное увлечение Михаила.
Междометие:
По полю разносилось громкое «ау».
Искреннее «браво» разносилось по залу театра.
Союз:
«И, да, еще и» — противительные союзы.
«Либо» — разделительный союз.
Предлог:
«Над» является предлогом.
Частица:
«Вот» является самой употребляемой указательной частицей.
Стоит отметить, что служебные части речи и междометие редко выступают в роли подлежащего.
Таблица «Способы выражения подлежащего одним словом» выглядит так:
Запомните: в основном, подлежащее — одно слово, нарицательное (собственное) имя существительное или местоимение. Однако оно может быть выражено любой частью речи.
Подлежащее – неделимое словосочетание
В предложениях встречается подлежащее в форме свободного словосочетания. Единственное условие: слова должны быть синтаксически связаны в единую композицию.
В составе такой конструкции имеются следующие части речи:
Имя существительное или местоимение в именительном падеже+имя существительное или местоимение в творительном падеже с предлогом с и значением совместимости:
Отец с сыном поедут на море.
Брат с сестрой вернулись с прогулки.
Внимание! Глагол-сказуемое обязательно должен стоять во множественном числе. Числительное+существительное:
Числительное+существительное:
Две подруги стояли около дерева.
Трое котят резвятся у порога.
Количественное числительное, существительное или наречие+существительное в родительном падеже:
Куча хлама скопилось на чердаке.
У Александра много работы.
Слово именной части речи+предлог из+существительное в родительном падеже:
Любой из нас может выиграть конкурс.
Многие из ребят посетили в этом году столичный театр.
Существительное начало, середина, конец+существительное в родительном падеже в фазисном значении:
Было начало марта.
Стояла середина января.
Неопределенное местоимение+согласуемая именная часть речи:
Что-то подозрительное было в облике нового коллеги.
Кто-то высокий вошел в помещение.
Общая таблица «Способы выражения подлежащего словосочетанием» выглядит так:
Отдельно стоит упомянуть о словосочетании «подлежащее-фразеологизм».
В этом случае части речи только в совокупности выражают единое понятие. Вся фраза выступает подлежащим и подчеркивается одной прямой линией:
У Ларисы золотые руки.
Манна небесная неожиданно посыпалась нам на голову.
На сегодняшнем уроке мы узнали, что подлежащее – главный член предложения, называет то, о чем идет речь в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?» и зачастую стоит в именительном падеже. Кроме того, оно может быть выражено любой частью речи (самостоятельной или служебной), а также цельным словосочетанием.
Давайте проверим полученные знания с помощью тестирования.
Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.
Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:Из дома вышел человек с дубинкой и мешком.Девушка пела в церковном хоре.Умремте ж под Москвой.
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен.Рад стараться.Всегда готов буду вам помочь.Мы вынуждены откланяться.Сотрудник начал работать над вашим заданием.
Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное).Андрей стал отцом.Она оказалась другой.Охотник осторожен.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть).Вода в море была холодная и чистая.Я не был смельчаком.Бог есть любовь.
Признаки и грамматическая основа предложения
Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов.
Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.
Отличительные признаки предложения:
- Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
- Предложение — основная единица общения.
- Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
- Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
- Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.
Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания.
- Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие).
- Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).
По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)
По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).
По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)
Это интересно: Когда перед И ставится запятая в предложении.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)
Отличие предложения от словосочетания
Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:
- имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
- характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
- служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.
Чем может быть выражено подлежащее
Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.
Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.
Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.
Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.
Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели
Актуально для учеников всех возрастов.
Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».
Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.
Как подчеркиваются части речи
Русский язык изучается в школе с 1 по 11 класс, а потом его продолжают изучать в высших учебных заведениях (в зависимости от специальности).
Знание правил русского языка нужно не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или получить диплом, но и в дальнейшей жизни, ведь потом вам легче будет формулировать мысли и строить правильные, логически построенные предложения.
В частности, необходимо знать части речи и уметь их подчеркивать в предложениях.
Трудность заключается в том, что порой можно подзабыть и попросту запутаться. Поэтому правильнее всего будет иметь в своем рюкзаке специальную табличку, в которую при надобности можно будет подсмотреть, пока вы не выучите все эти правила наизусть.
1
Как подчеркиваются части речи – главные члены предложения
- Главные члены в предложении – это подлежащее и сказуемое. Обычно в классическом понимании, подлежащее – это имя существительное, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», и подчеркивается прямой линией. Но стоит отметить то, что подлежащее может быть выражено любыми частями речи: прилагательным, причастием, наречием, всевозможными видами местоимения. Запомните, подлежащее обозначает субъект действия.
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы действий, «что делал?», «что сделал?», «что происходит с предметом?» и т.д. Обычно сказуемое выражено глаголом, но бывают исключения, например, составное именное сказуемое «было холодно», где есть глагол связка + именная часть, выраженная прилагательным или существительным. Сказуемое подчеркивается двойной чертой.
Важно! Не всегда в предложении подлежащее и сказуемое встречаются вместе, существуют односоставные предложения, которые имеют только один главный член. Примеры односоставных предложений: Утро
Было пасмурно
Прощай же, море!
Было пасмурно. Прощай же, море!
2
Как подчеркиваются части речи – второстепенные члены предложения
- Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.д.: Шумели листья березы.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:Говорю о друге.
- Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.
Обстоятельства бывают:
- Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
- Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
- Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
- Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
- Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
- Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
- Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
- Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.
Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.
Междометие в русском языке
Условное разделение частей речи на самостоятельные и служебные не коснулось только междометий и звукоподражаний. Они стоят изолированно от остальных слов, иногда замещая их функции. Давайте подробно разберёмся в том, что собой представляет междометие.
Данной частью речи принято считать выражения, которые помогают выразить эмоции, весь спектр чувств, различные волеизъявления, но не называют их. Междометия классифицируется по признакам:
- непроизводные – возникли изначально сами по себе для выражения различных чувств и эмоций (а, ну, ой, ах и т.д.);
- производные – образовались от самостоятельных и служебных частей речи (батюшки, полно, скажите на милость);
- эмоциональные – выражают различные чувства и эмоции, группируются в зависимости от их вида (ах, ура, ух ты – радость; ой, какой ужас, брр-р-р – испуг);
- этикетные – используют в этикетных формах речи для выражения благодарности, приветствия, прощания, просьбы и т.д. (здравствуйте, салют, мерси и прочие);
- побудительные – призывают к действию, выражают различные побуждения (брысь, стой, помилуй и т.д.);
- сложные – состоят из нескольких повторяющихся основ (вот-вот, то-то, ай-ай-ай и пр.);
- простые – в составе имеют одно слово (ах, ух, господи и т.д.);
- составные – содержат несколько слов (скажи на милость, чёрт возьми, вот это да).
Примеры междометий, образованных от самостоятельных частей речи, можно разделить на такие группы:
- существительные: господи, матушки, боже и т.д.;
- глаголы: вишь, помилуй, дай и пр.;
- местоимения и наречия: ну что Вы, да ты что, полно;
- союзы и частицы: то-то, а, ну, вот и т.п.
Эта часть речи может выполнять несколько функций. Во-первых, служить для передачи чувств и эмоций рассказчика (ух ты, вот это да, ого и пр.), его волеизъявлений (стой, брысь, помилуй).
Многие такие слова происходят от первородных звуков, которые являются реакцией на внешние раздражители (ай, ой, брр, холодно и т.д.). Во-вторых, одно такое слово может заменять целое предложение (Тьфу! – Какая гадость!).
Эта отдельная и неизменная часть речи, которая не связывает слова в предложениях.
Данная часть речи не может отвечать на вопросы, так как не является членом предложения. Такие слова помогают выразить чувства, чаще всего они не имеют даже лексического значения.
Слова, выражающие чувства, не выступают в качестве членов предложений, но иногда могут замещать их. В таком случае они подчёркиваются в зависимости от занимаемой позиции. Например:
- Где-то вдали послышалось протяжное «ох». – В этом случае «ох» стоит на месте подлежащего и подчёркивается одной линией.
- Ай да молодец! – В предложении «ай да» замещает прилагательное и выступает в роли определения, подчёркивается волнистой линией.
На письме данная часть речи всегда выделяется знаками препинания. Существует ряд правил употребления разделительных знаков при данной части речи.
Знак препинания | Правило | Пример |
, | выделяются слова, сказанные с обычной интонацией | Эх, отпуск теперь не скоро будет |
! | ставится после слов сказанных с повышенной, восторженной интонацией, а также после побудительных междометий | Брысь! Я сказал!; Ура! Мы победили! |
!/… | ставится в словах-предложениях | Да… – задумался Василий. Ура!… – кричали все вокруг. |
Иногда данную часть речи путают с частицами, которые не выделяются на письме знаками препинания.
Например: О нет, только не это. Ах ты, хитрая лиса.Будь в числе первых на доске почета
Второстепенные члены предложения
Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
Определение
Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательнымили местоимением. Подчеркивается волнистой линией.
Дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
Пример дополнения:
Обстоятельство
Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
По месту:
По времени:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
По причине:
По цели:
Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Пример:
Разбор простого предложения
- Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
- Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Пример:
Вечером шёл пушистый снег.
Снег – подлежащее, отвечает на вопрос «что?» выражено именем существительным в именительном падеже.
Снег (что делал?) – шёл – сказуемое, выражено глаголом.
Определяем группу подлежащего:
Снег (какой?) – пушистый – определение, выражено прилагательным.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?) – вечером – обстоятельство, выражено наречием.
Спасибо, что Вы с нами.
Главные слова
Слова в предложении связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль. Но чтобы мысль была законченной, нам нужно предоставить собеседнику полную информацию по какому-либо вопросу.
Посмотрите на предложение:
«На поляне растут цветы».
Давайте последовательно уберем слова из этого предложения и посмотрим, без каких из них наша мысль будет неполной.
Если мы уберем «на поляне», тогда наше предложение будет звучать так: «Растут цветы». Наша мысль все еще законченная, так как мы знаем, что происходит (растут) и с чем это происходит (цветы).
Если убрать «растут», то предложение станет таким: «На поляне цветы». Фраза кажется полной и законченной, но это не совсем так. Мы не можем представить себе цельную картинку, потому что не знаем, что происходит с цветами. Они могут расти, а могут лежать, собранные кем-то в букет, а еще могут только-только прорастать из-под земли, потому что сейчас самое начало весны.
Без слова «цветы» предложение становится уж совсем неполным: «На поляне растут». Что растет? Или кто? Цветы, грибы, дети…
Итак, мы нашли главные слова, без которых предложение будет сложно или даже невозможно понять: «Цветы растут».
Зададим вопросы к нашим главным словам.
Что растет? Цветы.
Цветы что делают? Растут.
Эти слова зависят друг от друга. Поэтому при поиске главных слов достаточно найти лишь одно из них, чтобы правильно найти другое.
ПодсказкаПроще всего сначала найти действие (что делают?). Тогда найти источник этого действия не составит особого труда.
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"hints":}]}