Ли́ца глаголов в русском языке

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 79,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 169,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 15,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 16,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 144,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 29,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 189,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 191,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 202,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 204,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 154,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 172,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 143,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 145,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 163,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 168,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 186,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 141,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 143,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 144,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 150,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 675,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 595,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 389,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 391,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 398,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 401,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 402,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 404,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 405,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 406,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение Задачка стр. 102,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 545,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 546,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 337,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 186,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 190,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 146,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 171,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Спряжение глаголов

С точки зрения произношения, есть окончание.

  1. Ударные : пишем, как слышим. Применение и знание правил не требуется.
  2. Безударные : преобразуем в неличную форму, с помощью вопросов инфинитива: “что делать?”, “что сделать?” ( дарю – дарить ) при этом сохраняйте вид (совершенный или несовершенный) и, определив спряжение, ставим букву согласно таблице спряжения глаголов.

Поскольку нет необходимости контролировать акцентуацию, правильные гласные личного окончания для всех языковых типов определяются путем замены стандартного градиента соответствующей тенденцией. Существует два типа комбинаций первого и второго.

Окончания глаголов второго спряжения

Эта группа содержит глаголы, которые отвечают на один из трех параметров. Чтобы управлять ими, безличная форма каждого глагола реконструируется и приписывается этим условиям.

  • в конце стоит -ить ( подарить ), кроме 4 исключений (в таблице отсутствуют мало употребляемые слова зыбиться и зиждиться );
  • один из 7 Гл с -еть в конце;
  • один из 4 исключений с -ать в конце.

Те же правила применяются к производным инструментам.

Глаголы во второй копулятивной форме заканчиваются одинаково при изменении лица и числа.

Как и в безличных формах, глаголы настоящего времени обычно содержат суффикс «i».

Окончания глаголов первого спряжения

Легко определить, какие глаголы относятся к первому браку; все те, которые не подходят под параметры второго брака, можно смело включать сюда. Однако для дальнейшего контроля можно также проверить статус глаголов в этой группе.

Может быть трудно склонять глаголы к безличным формам из-за сомнительных конечных гласных. Их можно поверить, взорвать, растопить или растворить. Такие глаголы стоит запомнить, чтобы избежать ошибок.

Если человек и номер меняются, 1stMarriageGlls добавляет эти личные последствия.

Обратите внимание, что в четырех из шести форм присутствует буква «e»

Таблица окончаний по спряжениям

Гласные «e» и «i» в позиции гласного произносятся почти одинаково. Поэтому правописание требует особого внимания и соблюдения правил, перечисленных в таблице.

Как пишем -ете или -ите

В будущем написание полного времени и обязательных суффиксов будет отличаться, но произношение будет схожим: -ete и -ite.

Пример: протирать и протирать.

Совершенные и несовершенные глаголы

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» – только несовершенный вид. А «очутиться» – только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме – например, глаголы «атаковать» или «обещать».

Как определить лицо глагола

Для определения того, какому субъекту речи принадлежит глагольная словоформа, нужно вычленить личную флексию, определить смысл слова в словосочетании или предложении, задать вопросы.

Глагольные формы 1-го лица соответствуют вопросам «что (с)делаю?», «что (с)делаем?», 2-го – «что (с)делаешь?», «что (с)делаете?». 3-го – «что (с)делает?», «что (с)делают?».

Приведенная ниже таблица иллюстрирует данные глагольные флексии и примеры их употребления:

Лицо Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Я мечтаю. Я скажу. Мы мечтаем. Мы скажем. Скажем. Скажемте.
2-е л. Ты мечтаешь. Ты скажешь. Вы мечтаете. Вы скажете. Мечта Скажи. Мечтайте. Скажите.
3-е л. Он мечтает. Он скажет. Они мечтают. Они скажут. Пусть он мечтает. Пускай он скажет. Пусть они мечтают. Пускай они скажут.

Необходимо отметить, что образование глагольных форм 1-го и 3-го л. повелит. накл. происходит формообразующими частицами – «давайте», «да», «пусть», «пускай».

Изменение по лицам не касается глаголов, не имеющих лица (вечерело, светает), инфинитива (шить, уметь). Также не определяется лицо у словоформ прошед. вр. (смотрел/-а/-о) и услов. наклонения, которые имеют категорию рода.

Образец рассуждения при установлении личной формы:

  • Кто скажет мне? Глагольная форма «скажет» отвечает на вопрос «что сделает?». Это слово оканчивается на – «-ет». Форма обозначает, что действие выполняет тот, о ком говорится в тексте. Его можно сочетать с местоимением «он» (он скажет). Значит, это 3 л. ед. числа.
  • Слово вылетит, не воротишь. К глаг. «не воротишь» можно задать вопрос «что сделаешь?». Личное окончание «-ишь» обозначает, что действие принадлежит тому, кто разговаривает (общается) с источником сообщения. Форма соответствует местоимению «ты» (ты не воротишь). Значит, глагольное слово находится во 2 л. ед. числа.

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия — это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму – причастие,
  • неизменяемую форму – деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».  К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.

Внимание:Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме. 3

Синтаксическая роль в предложении:

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым. 

Примеры:

Я люблю Петербург. Светает.

Неопределённая форма глагола – сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже — главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Примеры:

Я люблю гулять по Петербургу. Гулять по Петербургу – огромное удовольствие. Быть дождю! Дети просили нас поехать в Петербург. У нас возникло желание поехать в Петербург. Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание: Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола. Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым

Причастия бывают: полные – определением, краткие — сказуемым.

Петербург – город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

Связь категории лица с другими признаками глагола

Невозможно усвоить, что такое категория лица глагола, если изучать ее в отрыве от категорий наклонения и времени. Это поможет точнее узнать правописание окончаний и другие характеристики в предложении.

Лицо и время

Лица глагола в русском языке плотно связаны с другим признаком – временем. Они могут образовываться от глагола в неопределенной форме инфинитива в настоящем и будущем времени.

Важно! Спряжение по лицам свойственно только ГЛ в изъявительном и повелительном наклонениях, но и то частично. В прошедшем времени категория лица заменяется категорией рода глаголов

Для наглядности разберем такой пример: зашла – названо действие, совершённое субъектом ж. р. 3 л. ед.ч. в прошедшем времени. Однако без контекста, лишь по грамматическим показателям, невозможно понять, зашла сама рассказчица, ее собеседница или посторонняя.

Лицо и наклонение

Глагол образует три формы наклонения: изъявительное, повелительное и условное. Но использование исключительно формы прошедшего времени в условном наклонении исключает определение лица (невозможно сказать «я посмотрю бы»), потому следует разбирать только 3 категории:

  • повелительное наклонение;
  • наст. время изъявительного наклонения;
  • будущ. время изъявительного наклонения.

Повелительное наклонение имеет неполную парадигму. Не существует особой формы для 1 и 3 лица: они образуются по схеме, приведенной ниже:

Образование личных форм повелительного накл.

Личные и безличные глаголы

Помимо привычных личных глаголов, в русском языке также существуют безличные. Их очень легко спутать из-за совпадения с формой 3 л. изъявительного наклонения, но субъекта действия определить невозможно, оно происходит само по себе. Такие ГЛ являются главным членом предложения, потому что никогда не имеют при себе подлежащего.

Они могут образовываться при помощи частицы –ся (-сь), либо же просто использоваться в безличном смысле:

  1. Петя спит –> ему не спится. Маша не верит –> ей не верится. Даша читает –> ей не читается.
  2. Ветер срывает крыши –> ветром срывает крыши. Из крана капает вода –> с крыш капает. Небо темнеет под вечер –> зимой раньше темнеет.

Как отличить личный ГЛ от безличного? В предложении с безличным глаголом никогда не будет подлежащего. Он не спрягается, не склоняется и стоит в форме 3 лица ед. числа, либо в инфинитиве.

Отличие безличных глаголов от личных

Глаголы особого спряжения

В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.

Они имеют особые окончания:

  • я да/м, ты да/шь, он да/ст, мы дад/им, вы дад/ите, они дад/ут;
  • я созд/ам, ты созд/ашь, он созд/аст, мы создад/им,
  • вы создад/ите, они создад/ут;
  • я е/м, ты е/шь, он е/ст, мы ед/им, вы ед/ите, они ед/ят.

Это и есть глаголы особого спряжения.

Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.

Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.

Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.

К этой же группе глаголов особого спряжения относится глагол быть, но у него особая судьба: в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени — есть и суть. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров), а формы будущего времени образуются от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.

Итак, теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов, как его определять и главное — зачем?

Ответ простой — чтобы грамотно писать.

А эта таблица будет верным помощником.

Алгоритм выбора окончания глагола

Пример. Предположим, что недостающую букву нужно выразить одним словом.

  1. Ты (сверл…шь);
  2. Поставим в неличную форму сверлить, оканчивается на -ить, значит относится ко 2-му спр.;
  3. Смотрим в таблицу: находим во 2-м спр., 2 л. (ты), един. ч.

Оно соответствует -ish, поэтому пишется следующим образом.

В некоторых случаях постановка глагола в безличную форму (неопределенную) может привести к неправильному склонению.

Например, в конце первого склона, крикнуть, встать.

Глагол также должен стоять в третьем лице и в форме множественного числа, так как слова shout, stand и суффиксы -at, -iat соответствуют второму спряжению.

Правописание личных окончаний глаголов

В учебниках, да и в интернете, найдется немало таблиц, где кропотливо собраны и классифицированы личные окончания глагола. Например, такая (табл.2). Здесь приведены наблюдения за изменением этой подвижной части речи по лицам и числам. Таблица лишь иллюстрирует, как ловко приспосабливается глагол к нуждам нашего языка. Обычно не возникает проблем с выбором личного окончания . Ведь никто не скажет “мы ужинаете” или “она танцую”. Самые коварные ловушки связаны с типом спряжения глагола. Касаются они только безударных позиций (с ударными случаями вопросов не возникает).

Выбираем гласную для безударного окончания глагола в 3 шага

Иногда бедных школьников заставляют учить таблицу наизусть, чтобы не путать е-и, у-а, ю-я при спряжении глагола: он колыш…т, они суш…т, вы тащ…те??? Но надежнее – научиться пользоваться алгоритмом “Три шага”, который всегда приводит к нужному результату. Проверим: Какую гласную вставить: мы надева…м (1 л., мн. ч.); ты постро…шь (2 л., ед. ч.)?

Определяем вид (совершенный / что делать? или несовершенный / что делать?). Задаем вопрос к глаголу:

  • что делаем? надева…м – несовершенный вид;

  • что сделаешь? постро…шь – совершенный вид.

Ставим глагол в н/ф, сохраняя вид, не теряя приставок (это важно):

  • что делать? надевать;

  • что сделать? построить.

Определяем тип спряжения и гласную в безударном окончании (табл.3):

  • надевать – не на -ить, не искл. – 1 спряжение, в конце — е: надеваем;

  • построить – на -ить, не искл. – 2 спряжение, в конце: построишь.

Таблица 3. Типы спряжения (начинать со второго спр.)

1 спряжение:

  • все остальные

    глаголы

  • 2 на -ить

    (брить, стелить)

  • зиждиться

В –

е, у, ю

2 спряжение:

  • все глаголы на

    -ить

  • 7 на -еть

    (смотреть,видеть

обидеть,ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть)

4 на -ать (слышать,дышать,гнать, держать)

В –

и, а, я

Правильность выбора можно проверить по таблице 2.

Как избежать лишней работы?

Многие упражнения по глагольной тематике начинаются словами: “Определите спряжение глагола по личному окончанию” (Не написание – по спряжению, а спряжение – по написанию! Зачем?) Не стоит тратить на это время.

Спряжение – не самоцель, а инструмент для вычисления безударных личных окончаний. Отправная точка для распознавания – инфинитив (н/ф) и ничто другое. Разноспрягаемые глаголы с ударением на конце слова, предлагаемые школьникам для анализа и “общего развития”, запутывают и отвлекают от грамотного письма

Итак, мы обратили внимание на ключевые моменты, касающиеся глагольной категории лица. Наблюдая за “поведением” глагола в разных речевых ситуациях, можно сделать новые интересные выводы о способах ее выражения

Еще больше примеров по этой теме предлагаем посмотреть в видео.

Начнём с лёгких примеров:

Морфологический разбор глагола «тренируется» по школьному образцу:I. Часть речи: (что делает?) тренируется — глагол;II. Начальная форма: тренироваться;III. Морфологические признаки.Постоянные признаки: несов. вид, возвратный, непереходный, I спряжение.Непостоянные признаки: ед. ч, изъяв. наклонение, наст. время, 3-е лицо.IV. Синтаксическая роль: в предложении является сказуемым, подчеркиваем слово тренируется двумя чертами.

Рассмотрим другие варианты морфологического разбора глаголов.

Я рисовал в уголке листа смайлик.

  1. Что делал? Рисовал. Часть речи – глагол. Начальная форма – рисовать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, мужской род, переходный, в прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Михаил искусно играет на скрипке.

  1. Что делает? Играет. Часть речи – глагол. Начальная форма – играть.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, мужской род, переходный, в действительном залоге и настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Мама подметает пол быстрее меня.

  1. Что делает? Подметает. Часть речи – глагол. Начальная форма – подметать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, действительный залог, переходный, в настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим предложение с несколькими глаголами. Морфологический разбор выполняется по очереди:

Мне показалось, что перед глазами пронеслась вся жизнь.

  1. Что сделало? Показалось. Часть речи – глагол. Начальная форма – показаться.
  2. Совершенный вид, единственное число, средний род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

И второй:

  1. Что сделала? Пронеслась. Часть речи – глагол. Начальная форма – пронестись.
  2. Совершенный вид, единственное число, женский род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола с выявлением наклонения.

Ребята учились бы хорошо, если бы не лень.

  1. Что делали? Учились. Часть речи – глагол. Начальная форма – учиться.
  2. Несовершенный вид, множественное число, условное наклонение, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Я напишу большую поэму.

  1. Что сделаю? Напишу. Часть речи – глагол. Начальная форма – написать.
  2. Совершенный вид, изъявительное наклонение, единственное число, первое лицо, действительный залог, переходный, в будущем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола в повелительном наклонении:

Вы работаете слишком медленно.

  1. Что делаете? Работаете. Часть речи – глагол. Начальная форма – работать.
  2. Несовершенный вид, повелительное наклонение, множественное число, второе лицо, действительный залог, настоящее время, непереходный.
  3. В предложении является сказуемым.

По аналогии выполняются все типовые задания, закрепляющие навык морфологического разбора. Попробуйте разобрать любой глагол по образцу, чтобы закрепить усвоенный материал.

Совершенный и несовершенный вид глагола

Наверняка, вы уже слышали о том, что бывает совершенный и несовершенный вид глагола. Сложное название, которое может немного запутать. Некоторые ученики полагают, что наименования совершенный и несовершенный вид глагола происходят от слова «совершенство» и стараются найти какие-то нюансы, указывающие на то, что данный конкретный глагол можно чем-нибудь дополнить, а до той поры он несовершенен.

Это не так. На самом деле, слова совершенный и несовершенный вид происходят от прилагательного «совершённый» и сообщают о типе действия. В первом случае имеется ввиду такое действие, которое может привести к конкретному результату. Во втором случае, действие происходит, но конкретный результат отсутствует. Более того: его и невозможно добиться.

Если запомнить эту особенность, не составит труда разобраться с тем, какие бывают виды глаголов:

  1. Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?» и говорит о каком-то действии, завершение которого не подразумевает появление конкретного результата. Например, «рисовать». Согласитесь, если просто «рисовать», результатом может быть что угодно, а может и не быть вовсе.
  2. Совершенный вид. Отвечает на вопрос «что сделать?» и говорит о каком-то действии, которое можно завершить с конкретным результатом. Например, «нарисовать». Если человек не просто рисует, а желает нарисовать конкретную картину, перед нами глагол совершенного вида.

Впрочем, виды глаголов можно запомнить и с помощью еще одной хитрости. Совершенный вид глагола отвечает на вопрос «что сделать?»

Обратите внимание на букву «с». Она присутствует и в слове «сделать» и в слове «совершенный» вид глагола

Если учитывать особенность русского языка, виды глаголов перестанут быть проблемой.

Дополнительные особенности

Иногда глаголы совершенного и несовершенного вида не имеют своей зеркальной пары

Обратим внимание на слово «принадлежать». Лексема отвечает на вопрос «что делать?», но невозможно себе представить пару, о которой можно было бы сказать, что это совершенный вид глагола

Нельзя кому-то принадлежать и завершить это действие конкретным результатом.

Случается и противоположная ситуация. Например, слово «очутиться» это, без сомнения, совершенный вид глагола. Но нельзя представить его пару в несовершенной форме.

Лицо, число и время у глаголов

Лицо глагола указывает на то, кем совершается данное действие.

Лицо и число глагола

Глагол в форме 1-го лица указывает, что действие совершается самим говорящим или говорящим вместе с другими (я пою, мы поем).

Глагол в форме 2-го лица указывает, что действие совершается тем, к кому обращается говорящий (собеседником) или собеседником вместе с другими (ты строишь, вы строите).

Глагол в форме 3-го лица указывает, что действие совершается лицом или предметом, не участвующим в речи (он думает, они варят).

У глаголов прошедшего времени нет форм лица. Значение лица передается у них с помощью личных местоимений (я ходил, ты ходил, вы ходили, они ходили).

Глаголы, которые изменяются по лицам, называются личными. Глаголы, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Они образуют лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и среднего рода единственного числа прошедшего времени. Безличные глаголы делятся на собственно-безличные (холодает, вечереет); образованные от личных глаголов (посветлело, тянет) и возвратно-безличные (вспоминается, снится).

Число глагола указывает на количество участников действия.

Показателями лица и числа глаголов являются окончания:

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е –у (–ю) -ем, -им
2-е -ешь, -ишь -ете, -ите
3-е -ет, -ит -ут (-ют), -aт (-ят)

Время глагола

Время выражает отношение действия к моменту речи. Глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.

Глаголы в форме настоящего времени выражают действие, которое совершается в данный момент. Эта форма бывает только у глаголов несовершенного вида. В форме настоящего времени глаголы изменяются по лицам и числам (слушаю — слушаешь — слушает — слушаем — слушаете — слушают).

Глаголы в форме будущего времени выражают действие, которое совершится в будущем, после момента речи. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но не изменяются по родам. Различают простую и сложную формы будущего времени.

Простую форму будущего времени образуют только глаголы совершенного вида (узнает, напишет, придумает).

Сложная форма будущего времени образуется только от глаголов несовершенного вида. Эта форма состоит из двух слов: формы будущего времени глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида (буду стараться, буду верить).

Глаголы в форме прошедшего времени выражают действие, которое происходило или произошло в прошлом, до момента речи. В форме прошедшего времени глаголы изменяются по числами и родам (просил — просила — просило — просили).

Связь между временем и видом глагола

Время

Значение Вид

Формообразующая основа

Настоящее 1.   Совпадение с  моментом речи.

2.  Постоянное действие

Несовершенный Настоящего времени
Прошедшее Совершается до момента речи Несовершенный и совершенный Инфинитива
Будущее простое Совершается после момента речи Совершенный Настоящего времени
Будущее сложное Несовершенный Инфинитива

Конспект урока по русскому языку «Лицо, число и время у глаголов». Выберите следующее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
  • Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.

Вывод

Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей

Лицо глагола — это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола

В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола

Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.

Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций

Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).

Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.1 лицо: я, мы
Например: я хожу, мы ходим.
2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
3 лицо: он, она, оно, они

Например: он учится, они учатся.

Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.
Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки

Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.

Как определить лицо глагола? Алгоритм

  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Существуют три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий