Способы выражения
Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.
Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:
- Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
- Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
- Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
- Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
- Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.
Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.
Наименование | Пример предложения |
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких слов | Северный Ледовитый океан был богат рыбой. |
Устойчивое словосочетание | Железная дорога протянулась на многие километры. |
Наименование учреждения | Министерство здравоохранения принимает претензии граждан. |
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п. | Множество студентов смогло сдать сессию успешно. |
Крылатое выражение | Авгиевы конюшни были вычищены быстро. |
Числительное + сущ. в Р. п. | Две липы росли под окном. |
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п. | Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе. |
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест. | Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль. |
Неопределенное мест. + прил. | Нечто странное произошло сегодня с Ивановым. |
Предикативная конструкция | «Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох. |
Разновидности подлежащих
В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).
Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.
Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.
В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.
Особенности сказуемых
Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.
Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.
В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.
Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.
На какие вопросы отвечают определение обстоятельство дополнение
Ирина робертовна махракова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ в русском языке – это второстепенный член предложения, обозначающий ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечающий на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
Подробнее об определении и с примерами читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/181848230
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения, обозначающий ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, если поясняет глагол-сказуемое, или ПРИЗНАК ПРИЗНАКА, если поясняет определение или другое обстоятельство. Разрядов обстоятельств по значению много, а потому и вопросов к ним как к членам предложения тоже много, причём у каждого разряда они свои.
Обстоятельства имеют 9 разрядов, то есть они обозначают:
ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ (как? каким образом?);
МЕРУ И СТЕПЕНЬ (как? в какой мере, степени?);
МЕСТО (где? куда? откуда);
ВРЕМЯ (когда? как долго? с каких пор? до каких пор;
ПРИЧИНУ (почему? отчего?);
ЦЕЛЬ (зачем? с какой целью?);
УСЛОВИЕ (при каком условии?);
УСТУПКУ (несмотря на что? вопреки чему?);
СРАВНЕНИЕ (как что? будто что? подобно чему? и пр.).
Подробнее об обстоятельствах и с примерами читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/30740955
ДОПОЛНЕНИЕ – это второстепенный член предложения, который ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ), относится чаще всего к сказуемому, реже – к другим членам предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напомню, что косвенными называются все падежи, кроме именительного.
Подробнее о дополнении и с примерами читайте в моём ответе на вопрос https://otvet.mail.ru/question/35006057
При выполнении синтаксического разбора предложения ОПРЕДЕЛЕНИЯ подчёркиваются ВОЛНИСТОЙ линией, ДОПОЛНЕНИЯ – ПУНКТИРНОЙ, а ОБСТОЯТЕЛЬСТВА – линией ТОЧКА-ПУНКТИР.
Памятка из Интернета Вам в помощь, хотя в ней и не все вопросы отражены:
.
Крис
Дополнение,
Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Р. П Кого? Чего?
Д. П. Кому? Чему?
В. П. Кого? Что?
Т. П. Кем? Чем?
П. П 0 ком? О чём?
——————-
Разделяются на:
1. прямые ( от переходного глагола в В. П ( Кого? Что?) без предлога)
2. косвенные ( Р. П., Д. П, Т. П., П. П, )
Определение, Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы:
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Чей?
Чья?
Чьё?
Чью?
Чью?
————————
Определения разделяются на: 1. Согласованные: связываются по способу согласования
Автобусный маршрут изменён
2. Несогласованные: связываются по способу примыкания или управления Дайте мне книку поинтереснее
————————-
Несогласованное определение может быть выраженно неделимым словосочетанием:
девочка (какая? ) с голубыми глазами .
Обстоятельство
Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы?
1. Где?
Куда?
Откуда?
Как?
Зачем?
Почему?
2. С каких пор?
Как долго?
Отчего?
Каким образом?
С какой целью?
В какой мере?
В какой степени?
По какой причине?
Вопреки чему?
3. Времени
Места
Образа действия
Причины
Цели
условия
уступки
————————-
http://www.school1937.org/index.php?option=com_content&task=view&id=23&Itemid=15
§3. Переходность
Переходность – это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:
любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколадсмотреть фильм, журналы, фотографиичитать книгу, доклад, записку, поздравлениеесть мороженое, курицу, суп, тортпить воду, чай, кофе, сок
Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.
В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не, существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:
Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.
Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.
Внимание:
Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий
Признаки и грамматическая основа предложения
Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов.
Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.
Отличительные признаки предложения:
- Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
- Предложение — основная единица общения.
- Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
- Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
- Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.
Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания.
- Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие).
- Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).
По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)
По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).
По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)
Это интересно: Когда перед И ставится запятая в предложении.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)
Отличие предложения от словосочетания
Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:
- имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
- характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
- служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.
Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личное предложение — это предложение, у которого только один главный член в форме сказуемого-глагола 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени или множественного числа в прошедшем времени.
Пример.
- Форма 3-го лица множественного числа в настоящем времени:
В соседнем подъезде красят стены.
- Форма 3-го лица множественного числа в будущем времени:
В институте проведут научные эксперименты.
- Форма множественного числа в прошедшем времени:
Мне прислали много писем.
Неопределённо-личные по форме предложения могут иметь обобщённое значение. Например:
Цыплят по осени считают.
Её зовут Настей.
В таких случаях сообщается о действии, которое указывает на обобщённого деятеля, то есть все обычно считают цыплят по осени, все зовут её Настей.
Обобщённо-личное предложение — это предложение, в котором подлежащее не называется, потому что высказывание относится не к одному лицу, а ко всем вообще.
В обобщённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено глагольными формами:
- 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения:
Ветра в рукавицу не поймаешь;
- 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения:
Соловья баснями не кормят;
- 2-го лица повелительного наклонения:
Береги платье снову, а честь смолоду.
В неопределённо-личных предложениях важно само действие, а не ли́ца, его выполняющие. Поэтому в таких предложениях сказуемое относится ко всем лицам вообще или к неопределённому количеству лиц. Отсутствие подлежащего объясняется тем, что его трудно назвать, как слишком неопределённое
Например:
Отсутствие подлежащего объясняется тем, что его трудно назвать, как слишком неопределённое. Например:
В библиотеке просят не шуметь. За нарушение правил строго наказывают.
В неопределённо-личное предложение нельзя ввести подлежащее, так как тогда оно потеряет своё обобщающее (неопределённое) значение. Сравните:
Бездонную бочку водой не наполнишь. – Бездонную бочку ты водой не наполнишь.
Значение обобщённости часто позволяет использовать такие предложения в качестве пословиц и поговорок.
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение-существительное в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительными в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
Начальная форма глагола
Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и
бывает нескольких видов:
-
С окончанием на «-ть». Это самый
распространенный вариант. Здесь «ть» является суффиксом, а перед
ним чаще всего стоит главная буква. Например: стоять, читать,
готовить, учить, любить. Но есть и варианты, когда перед «-ть»
стоит согласная. Например: лезть. -
С окончанием на «-ти». Этот суффикс
используется, когда корень глагола оканчивается на согласную букву.
А на само «-ти» ставится ударение. Например: идти, везти,
нести. -
С окончанием на «-чь». Например:
стеречь, печь, беречь. Но частица «-чь» здесь является не
суффиксом, а частью корня.
§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?
Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.
Согласованное и несогласованное определение
Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:
Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.
(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)
Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.
Согласованные определения выражаются:
1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;
2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;
3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;
4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.
Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:
- управлением
- примыканием
Примеры:
Несогласованное определение на основе управления:
Книга мамы лежала на тумбочке.
Ср.: книга мамы — мамина книга(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)
Несогласованное определение на основе примыкания:
Хочу купить ей подарок подороже.
Ср.: подарок подороже — подарок дорогой(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)
К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.
Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр (центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр — согласованное определение, тип связи – согласование)
В комнату вошла девочка с голубыми волосами.
(девочка с голубыми волосами — несогласованное определение, тип связи – управление.)
В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:
1) существительное:
Остановка автобуса перенесена.
(автобуса — существительное)
2) наречие:
Бабушка приготовила мясо по-французски.
(по-французски – наречие)
3) глагол в неопределённой форме:
У неё было умение слушать.
(слушать — глагол в неопределённой форме)
4) сравнительная степень прилагательного:
Он всегда выбирает путь полегче, а она — задачи потруднее.
(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)
5) местоимение:
Её рассказ тронул меня.
(её – притяжательное местоимение)
6) синтаксически неделимое словосочетание
Он врач высшей категории.
(высшей категории – синтаксически неделимое словосочетание)
Приложениe
Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:
Я люблю свою сестру — малышку.
В гостинице со мной жила группа туристов — японцев.
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:
Я увидела набережную реки Сухоны.
(Сухоны — согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)
Сын прочитал сказку «Золушка».
(«Золушка» — несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах
Главные члены — грамматическая основа предложения
Например, слова: гулять, я, в парке, люблю, осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Способы выражения подлежащих
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Числительное:
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе.
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно.
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы.
- Что-то страшное летало в темноте.
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке.
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
Особенности выражения сказуемых
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Существительным:
- Числительным:
- Наречием:
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана.
- Дайте мне вон ту книгу.
- Осенью я пойду в школу.
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор.
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками.
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу.
- Слово — серебро, молчание — золото.
- Перед экзаменом я была спокойная, как никогда.
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно.
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных.
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины.
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят.
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт.
Неопределенная форма глагола (инфинитив)
Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).
Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).
У неопределенной формы есть свои, только ей присущие, окончания: -ть (капать, шлепать), -ти (идти, нести), -сти и -сть (мести, сесть). Также в редких случаях имеется окончание -чь (печь, мочь).
В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:
- подлежащие (трогать запрещается!);
- сказуемое (печь пироги);
- дополнение (я велю красить стены в зеленый цвет);
- определение (сказал Андрею сидеть тихо);
- обстоятельство цели (мы пошли смотреть футбол).
Составное именное сказуемое (СИС)
СИС состоит из глагола-связки, который выражает грамматическое значение, и из именной части, которая несет лексическое значение.
Примеры предложений: Ирина стала образованной. Екатерина казалась очень глупой.
Связки СИС
Связки СИС бывают трех видов:
- Грамматическая. Не имеет лексического значения, выражает время и наклонение. Примеры: – Соседка была огорчена (была огорчена — СИС) – Валентина Ивановна была нашим завучем (была завучем — СИС)
- Полузнаменательная связка чаще всего выражает грамматическое значение. Обычно для нее используются глаголы «остаться», «казаться» или «называться». Примеры: – Этот мальчик оказался принцем (оказался принцем – СИС) – Валерия стала ветеринаром (стала ветеринаром – СИС)
- Знаменательная связка может самостоятельно быть сказуемым. Выражается она глаголом с полным лексическим значением, чаще всего используются глаголы движения, состояния или положения, например «идти», «родиться», «сидеть». Примеры: – Кошка сидела голодной (сидела голодной – СИС) – Михаил родился богатым (родился богатым – СИС)
Тире в случае отсутствия связки
Если связки между частями СИС нет, то тире требуется в таких случаях:
- И подлежащее, и сказуемое выражены существительным, инфинитивом или числительным, обязательно в именительном падеже. Примеры: – Мой самый любимый праздник — День святого Валентина. – Волков бояться — в лес не ходить . – Восемью два — шестнадцать .
- Подлежащее — инфинитив, а сказуемое — существительное в именительном падеже или наоборот. Примеры: – Жить — дело серьезное. – Удел учителя — трудиться.
- Есть указательные частицы «это» или «вот». Примеры: – Определение — это объяснение, раскрывающее смысл чего-либо. – Стать счастливее и получить новые знания — вот цель его поездки.
Но тире не ставится в случаях, когда:
- Подлежащее выражено местоимением. Примеры: – Я студент. – Мы охотники.
- Присутствует связка сравнительными союзами, например «как», «точно» или «словно». Примеры: – Писать как дышать. – Ее платье словно тюльпан.
- Сказуемое выражено существительным с частицей «не». Примеры: – Бедность не порок. – Кофе не еда.
- Это фразеологический оборот. Пример: – Два сапога пара.
- Перед сказуемым есть вводное слово. Примеры: – Собака, как известно, друг человека. – Антонина Сергеевна, кажется, учительница.
Подробнее о том, когда нужно ставить тире, рассказано в этом видеоролике:
§2. Виды глагола
Вид – это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:
- СВ – для глаголов совершенного вида,
- НСВ – для глаголов несовершенного вида.
Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? — отражают деление глаголов по видам.
Образование видов
Большинство непроизводных русских глаголов – это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать. От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:
есть → поесть, доесть, переесть, жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить, прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.
Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:
переписать → переписывать, сбить → сбивать, решить → решать.
Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:
делать – сделать, писать – написать,
прыгать – прыгнуть, расписывать — расписать.
Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс – результат, многократное – однократное действие. Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:
- писать (НСВ)
- дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
- переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
- списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
- исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.
Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:
-
у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,например:
- настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
- будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
- прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
-
у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы: будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
- будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
- прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.
Внимание:
В русском языке есть двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:
В конце концов преступников казнили (СВ).Преступников казнили целый месяц (НСВ).Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.
Не удивляйся:
Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.
Например:
Учить (НСВ) – выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой). Учить (НСВ) – научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
-
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Начальная форма — любить.
-
Морфологические признаки:
Постоянные:
-
несовершенный вид;
-
невозвратный;
-
переходный;
-
2 спряжение.
Непостоянные:
-
изъявительное наклонение;
-
настоящее время;
-
единственное число;
-
2 лицо.
-
-
В предложении — часть составного глагольного сказуемого.
-
Кататься — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делать?
Начальная форма — кататься.
-
Морфологические признаки:
Постоянные:
-
несовершенный вид;
-
возвратный;
-
непереходный;
-
1 спряжение.
Непостоянные морфологические признаки: слово представлено в форме инфинитива.
-
-
В предложении — часть составного глагольного сказуемого.
-
Люби — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делай?
Начальная форма — любить.
-
Морфологические признаки:
Постоянные:
-
несовершенный вид;
-
невозвратный;
-
переходный;
-
2 спряжение.
Непостоянные:
-
повелительное наклонение;
-
единственное число;
-
2 лицо.
-
-
В предложении — часть составного глагольного сказуемого.
Пример 2
Прослушайте эту аудиозапись еще раз.
-
Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос: что сделайте?
Начальная форма — прослушать.
-
Морфологические признаки:
Постоянные:
-
совершенный вид;
-
переходный;
-
невозвратный;
-
I спряжение.
Непостоянные:
-
повелительное наклонение;
-
множественное число;
-
2 лицо.
-
-
В предложении простое глагольное сказуемое.
Примеры выше можно использовать как образец морфологического разбора глагола в 5 классе.