Содержание
Бонус
- Правописание суффиксов кратких страдательных причастий
- Публицистический стиль речи
- Что такое причастие в русском языке
- Причастие и причастный оборот
- Н и НН в причастиях
- Причастие и деепричастие Причастный и деепричастный оборот
- Морфологический разбор причастия
- Правописание суффиксов причастий
- Правописание НЕ с причастиями
- Действительные и страдательные причастия
- Страдательные причастия
- Вопросы причастия
- Когда причастный оборот выделяется запятыми
- Образование страдательных причастий
- Краткое причастие
- Н и НН в кратких причастиях
- Причастие как часть речи
- Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
- Неправильное построение предложения с причастным оборотом
- Краткие и полные страдательные причастия
- Морфологические признаки причастия
- Страдательные причастия настоящего времени
- Краткие страдательные причастия
- Образование причастий
- Действительные причастия
- Окончания причастий
- Причастие как особая форма глагола
- Склонение и падежные окончания причастий
- Обособление причастий
- Как подчеркивать причастие
- Совершенный и несовершенный вид причастия
- Чем отличается причастие от прилагательного
- Как обозначается причастный оборот
- Образование действительных причастий
- Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
- Как выделяется причастный оборот на письме
- Суффиксы страдательных причастий
- Как определить причастие
- Ошибки в причастиях
- Виды причастий
- Действительные причастия настоящего времени
- Гласные в суффиксах причастий
- Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
- Гласные в причастиях перед НН
- Знаки препинания при причастном обороте
- Причастия настоящего и прошедшего времени
- Признаки прилагательного у причастия
- НН в полной форме причастий
- Правописание е и в суффиксах причастий
- Возвратность причастия
- Определение, выраженное причастным оборотом
- Как найти причастный оборот
- Одиночное причастие
- Суффиксы действительных причастий
- Грамматические признаки причастия
- Синтаксическая роль причастия
- Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
- Суффиксы ем, им в причастиях
- Спряжение причастий
- Как отличить причастие от деепричастия
- Отличие причастного оборота от деепричастного
показать все
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1. Игорь Проскуренко 279
- 2. Сергей Наумов 258
- 3. Igor S 244
- 4. Даниил Васильев 215
- 5. aleqsandr sagrishvili 149
- 6. Михаил Азрапкин 142
- 7. Ульяна Потапкина 136
- 8. Александр С 124
- 9. Алсу Сакаева 118
- 10. Der Pro 113
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Мария Николаевна 15,775
- 7. Лариса Самодурова 15,735
- 8. Игорь Проскуренко 15,483
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oborot
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
|
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Ответы: 3, 2, 3.
Рекомендуем:
Как помочь ребенку закрепить изученный материал?
После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.
Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.
После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.
Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.
Деепричастный оборот, расположенный в начале предложения, всегда выделяется запятой. Однако существует ряд случаев, когда обособление оборота не происходит. В статье рассмотрены исключения из правила, приведены наглядные примеры.
Когда не обособляется запятыми?
В нескольких случаях, конструкция на письме не выделяется.
Объединение со сказуемым. Объединенный по смыслу со сказуемым деепричастный оборот может означать единое действие. Например: простился не взглянув, стоял не сгибаясь, вошел не постучав.
Однако в контексте совершения отдельных действий запятая ставится
Такое происходит, если говорящий хочет акцентировать внимание на конкретном действии.
Например: Лиза открыла дверь улыбаясь
– передается совершение единого действия.
Лиза открыла дверь, улыбаясь
(открыла что делая? — улыбаясь) – для автора было важно эмоциональное состояние девушки.
Деепричастие в качестве предлога. Некоторые деепричастия могут утрачивать глагольное значение и переходить в служебную часть речи
Например: благодаря (терпению), смотря по (обстоятельствам), исходя из (сказанного).
Деепричастие в роли наречия. В данном случае деепричастие переходит в наречие, отвечает на вопрос «как?» и поясняет действие. Например: Мальчик молча смотрел исподлобья на разъяренного отца. (как смотрел? — молча)
Старик вышел из подъезда и не спеша зашагал через двор. (зашагал как? – не спеша).
В составе фразеологизма. Устойчивые «неделимые» словосочетания с деепричастиями эмоционально окрашивают речь и зачастую могут быть заменены синонимами.
Например: трудиться не покладая рук (много, без перерыва), не солона хлебавши (ни с чем), работать засучив рукава (с увлечением), выполнять задание спустя рукава (неохотно, плохо, кое-как).
Два деепричастных оборота. В данном случае сказуемое выражено двумя конструкциями, соединенными союзом «и». Например: Туристы, разведя костер и разбив палатку, готовили обед.
Когда обособляется деепричастный оборот?
Деепричастный оборот – речевая конструкция, представляющая собой деепричастие с зависимыми словами. В предложении деепричастный оборот всегда обособляется запятыми и выполняет синтаксическую роль обстоятельства. Условия обособления деепричастного оборота в письменной речи приведены в таблице.
Правило
Примеры предложений
Деепричастный оборот обособляется запятыми независимо от того, в какой позиции он употребляется по отношению к глаголу-сказуемому. Может стоять в начале, в середине либо в конце предложения.
Ответив на вопрос учителя , Саша сел за парту.
Андрей, поймав большую щуку, решил возвращаться домой.
Мужчина не слушал собеседника, думая о планах на день.
Если деепричастный оборот стоит после союза или союзного слова, он обособляется запятыми с двух сторон (в случаях, когда оборот можно переставить в другую часть предложения без потери смысла).
Женщина приготовила салат, но, вспомнив о приправах, добавила немного черного перца.
Катя услышала, что, подбирая нужные аккорды, в другой комнате играли на гитаре.
Деепричастный оборот не обособляется запятыми, если он тесно связан со сказуемым.
Они жили ни с кем не знакомясь.
Мужчина шел прихрамывая на левую ногу.
Деепричастный оборот не обособляется в случаях, когда деепричастие с зависимыми словами входит в состав фразеологического оборота.
Мы слушали его развесив уши.
Они всегда работают спустя рукава.
Два деепричастных оборота (или деепричастный оборот с деепричастием), которые в предложении являются однородными членами предложения и употребляются через союз и, обособляются запятыми как единая конструкция.
Пересказывая новости и собирая вещи, Маша разговаривала по телефону с подругой.
Широко улыбнувшись и крепко обняв Сашу, Аня принялась расспрашивать, как у него дела.
Если деепричастие является однородным членом предложения с необособленным обстоятельством и употребляется через союз и, то оно не обособляется запятой.
Путник шел по дороге бодро и радуясь первым солнечным лучам.
Громко и местами перекрикивая собеседника она пыталась донести свою мысль.
Деепричастный оборот не обособляется, если в своем составе он имеет союзное слово который.
Ваня выбрал компьютер, купив который он сможет играть в любимые игры.
Подруга рассказала мне секрет, зная который я смогу победить в конкурсе.
Уместное употребление деепричастного оборота
Расстановка знаков препинания в случае с деепричастным оборотом считается не единственно важным моментом. Необходимо также правильно применять эту синтаксическую конструкцию. При неуместном ее использовании возникают лексические ошибки.
Примеры:
Пример 1
Увидев таких людей, мне становится грустно – хочется им помочь, а никак.
Кто-то может не заметить, но в указанном примере допущена лексическая ошибка. Правильнее было бы сказать так: Когда я вижу таких людей, мне становится грустно – хочется им помочь, а никак. Другой вариант: Увидев таких людей, я становлюсь грустным – хочется им помочь, а никак.
То есть здесь нужно либо поменять безличное сказуемое на личное («мне становится грустно» на «я становлюсь грустным»)– тогда использование деепричастного оборота станет уместным, – либо заменить синтаксическую конструкцию с деепричастием на подчинительную конструкцию («увидев таких людей» на «когда я вижу таких людей»).
Пример 2
Забыв о праздничном столе, он не был накрыт.
Здесь складывается впечатление, будто стол сам забыл о себе и не накрылся. На самом же деле имеется в виду, что действующее лицо забыло о праздничном столе и не накрыло его. Правильно было бы сказать так: Забыв о праздничном столе, мы его не накрыли. Или: Мы забыли о праздничном столе, поэтому он не был накрыт.
Таким образом, во втором примере надо сделать так, чтобы деепричастие и сказуемое относились к одному и тому же подлежащему (мы забыли и не накрыли), либо не использовать деепричастный оборот вовсе, а употребить сложноподчиненное предложение.
Из вышесказанного следует, что для уместного употребления деепричастного оборота важно соблюдать следующие условия:
- деепричастие и сказуемое (глагол) должны относиться к одному и тому же лицу;
- основа предложения (подлежащее и сказуемое) не должна быть безличной.
Исключение! Использование деепричастного оборота допускается в следующих нестандартных случаях:
в безличных предложениях обобщенного или рекомендательного характера, без акцентирования внимания на действие определенного лица – при этом в сказуемом обязательно должна присутствовать начальная форма глагола (знать, уметь, показать, соблюдать): Проводя эксперимент, важно соблюдать все указанные условия – в противном случае может произойти взрыв;
деепричастие обозначает действие другого лица, если относится к инфинитиву и отвечает на вопрос «Как?»: Мама попросила Витю рассказать о случившемся подробно, (как?) не упуская ни одной детали.
Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?
Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:
- Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
- Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
- Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
- Обособление деепричастий и обособление обстоятельств — это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.
Деепричастный оборот не выделяется
1. Деепричастие утратило глагольный смысл и обрело значение наречия. В этом случае одиночное деепричастие не выделяется запятой.
Примеры:
- Они шли молча. («молча» равнозначно наречию «тихо»)
- Автобус едет не останавливаясь. («не останавливаясь» значит «беспрестанно»)
- Она стояла оцепенев. («оцепенев» значит «неподвижно»)
Чаще всего такие деепричастия стоят в конце предложения.
2. Не выделяется запятыми фразеологизмы, в составе которых есть деепричастие.
Примеры:
- Всю жизнь он работает спустя рукава.
- Скрепя сердце она согласилась с нами.
- Я никуда не пойду на ночь глядя.
Внимание!
Здесь важно различать фразеологизмы и вводные устойчивые словосочетания типа «коротко говоря», «судя по всему», «иначе говоря». Примеры:
Примеры:
- Иначе говоря, вы отказываетесь с нами сотрудничать?
- Собственно говоря, именно поэтому мы и решили согласиться.
3. Не выделяется запятыми деепричастный оборот, если он стоит после другого обстоятельства, выраженного наречием, и соединяется с ним сочинительным союзом и.
Примеры:
- Громко и перебивая собеседника, она рассказывала свою версию произошедших событий.
- Он шел по улице быстро и радуясь первому теплому дню.
4. Деепричастный оборот соединен союзом и с глаголом-сказуемым.
Пример:
Он стоял неподвижно и глядя куда-то в даль.
5. Деепричастие является частью придаточного предложения с союзным словом «который».
Примеры:
- Я вернул ему книгу, прочитав которую узнал много интересного.
- Она поделилась со мной информацией, зная которую я смогу победить в конкурсе.
6. Деепричастный оборот тесно связан с глаголом по смыслу.
Примеры:
- Они жили ни с кем не общаясь.
- Он шел прихрамывая на правую ногу.
- Она сидела чуть наклонив голову.
7. Перед деепричастием есть усилительная частица и.
Пример:
Она и спросив будет снова и снова задавать вопросы.
Нужно ли обособлять деепричастия
По общему правилу, если деепричастие в начале предложения, запятая ставится всегда. Из любого правила есть исключение, в том числе и из этого.
Если при написании текста возник вопрос, нужно ли обособить запятыми, следует обратить внимание на его состав. Обращать внимание нужно на то, как оборот вписан в предложение, от какой части речи зависит
Запятые необходимы
Когда деепричастный оборот стоит в начале предложения, он должен выделяться запятой перед глаголом, от которого находится в зависимости. Правило следует соблюдать и в конце или середине предложения.
В начале текста они выглядят следующим образом: Надев куртку, она вышла на улицу. Выиграв в конкурсе, она получила почётную грамоту. Напевая любимую мелодию, Алёна вышла из школы.
Выделять не следует
В начале деепричастный оборот не всегда должен быть обособлен. Его не нужно выделять запятыми в следующих случаях.
Когда он выступает в роли однородного члена и вписывается в предложения при помощи союза «и» и иным деепричастным оборотом.
Примеры: Разложив книги и вынув из рюкзака тетради, Саша пошёл обедать
Заполняя все страницы анкеты и изучая все её пункты, Андрей готовился к важному собеседованию
Деепричастный оборот входит в состав фразеологического выражения. Пример: Он работал не покладая рук и был за это вознаграждён высокой премией (в этом случая после не покладая рук запятая не ставится). Мама слушала мой рассказ не перебивая.
Примеры предложений с деепричастным оборотом
- Он пил чай, макая в него сухари .
- Кошка старательно приводила себя в порядок, поглядывая на кота .
- Покинув гостеприимный дом, я отправился дальше в своё путешествие.
- Мужчины стояли, засунув руки в карманы, и болтали.
- Желая уберечь свои запасы, он хранил их в погребе.
- Карета, шурша по гравию колесом, спускалась вниз по главной аллее.
- Он оперся на свою трость и, скрестив ноги, остановился в грациозной позе. (Т. Манн)
- Начав читать моё письмо, вы убедились, что я не обманул вас. (А. Моруа)
- Вынув доски, дети сбрызнули их водой и вытерли пёстрыми тряпочками. (Мартин А. Хансен)
1. совместное использование отвечает на вопрос: чем вы занимаетесь? Чем вы занимаетесь?
2. при совместном использовании можно задать вопрос: с какой целью? Как; никогда; как; почему;
3.В высказывании с частицей оборот всегда должно быть главное обвинение.
Это означает, что в предложении должен быть глагол, выражающий основную энергию, доля, выражающая дополнительное действие, которое уже произошло либо параллельно (во времени), либо уже (в прошлом).
Вы можете обвинить Гарундию в любое время.
4. Обвинительный глагол и герундий относятся к одному и тому же субъекту и должны согласовываться с ним.
Правильность прилагательного можно легко проверить, «преобразовав» его в обвинение.
Например, когда он (увидел) незнакомца на кухне, он испугался.
Второстепенные предложения показывают согласование с подлежащим (this).
Неправильное употребление деепричастного оборота
Пример 1: После прохождения половины маршрута люди, которых я встречал, начинали улыбаться мне все чаще и чаще.
В этом предложении второстепенное не согласуется с подлежащим. Дело в людях. Префикс — улыбка.
Прилагательное «идущий по дороге» относится к другим предметам. Пройдя половину маршрута, люди, которых я встречал, улыбались все больше и больше.
Правильно: пройдя половину маршрута, я заметил, что люди, которых я встречал, смеялись все чаще и чаще.
Пример 2: Не имея ваших новостей, наши опасения возросли более чем в разы.
Здесь Share не согласен с темой. Суть в страхе. Предикат — увеличение.
Гарндеры «никогда не слышал о вас» относятся к другим вопросам. Когда у нас не было ваших новостей, наш страх усилился.
Понятие о деепричастном обороте
Деепричастный оборот (ДО) – это синтаксическая единица, которая включает в себя такую часть речи, как
деепричастие
Этот главный член чаще всего выражается самостоятельными частями речи, например, именем существительным либо местоимением.
Деепричастие включает в себя признаки глагола и наречия, поэтому логично, что к нему необходимо задавать вопросы обстоятельства: Как? Каким образом? Где? и т. п.
Можно для удобства задавать специальные вопросы: Что делая? Что сделав? На эти же вопросы отвечает и оборот.
Как член предложения деепричастный оборот является обстоятельством. При синтаксическом разборе подчеркивается штрих-пунктирной линией. Характеризуя конструкцию, необходимо указать, что предложение осложнено обособленным обстоятельством.
Примеры конструкций, включающих в свой состав ДО:
- Покинув север наконец, пиры надолго забывая, я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец. (А. Пушкин)
- Вскочив на коня, князь поскакал в поле, пересек мост через Каю, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы. (А. Толстой)
- Она проговаривала слова собственной роли, когда выходила из комнаты, то кланялась в пояс, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила одобрение Марфуши. (А. Пушкин).
Деепричастный оборот изучается в классическом курсе русского языка по школьной программе в 7 классе. Ниже приведем варианты упражнений.
Задание: Перепишите в тетрадь, расставляя запятые в нужных местах, подчеркните ДО.
Задание: Внимательно прочтите инструкцию к упражнению. Перепишите предложения, исправляя допущенные грамматические ошибки.
Задание: Вставьте пропущенные знаки препинания. Выберите из скобок подходящие по смыслу деепричастия.
Я прозябал хулиганом (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в городки с моими сверстниками, которых в околотке проживало великое множество.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.
(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я посмотрел в окно и обратил внимание что от вчерашней непогоды не осталось и следа.
(Приезжая, приехав) во Владивосток я прямо прибыл с вокзала к своим тетушке и дядюшке.
Когда запятые не ставятся
Не выделяются запятыми, т. е. не обособляются:
а) деепричастия, перешедшие в наречия ( нехотя, молча, не спеша, не глядя, стоя, шутя и др.) и фразеологические обороты наречного характера (спустя рукава — небрежно, сломя голову — очень быстро, засучив рукава — дружно, упорно, скрепя сердце, положа руку на сердце, затаив дыхание и т. п.):
- Мы двигались молча (О. Форш);
- Дома у себя Громов всегда читал лежа (А. Чехов);
- Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя (А. Пушкин);
- Митя не спеша ел тульский пряник (И. Бунин);
- Жить сложа руки, конечно, безопаснее (А. Герцен);
б) деепричастие или деепричастный оборот, выступающие в качестве однородного члена в паре с другим обстоятельством (не деепричастием):
- Клим Самгин шагал по улице бодро и не yступая дороги (М. Горький);
- Тимохин испуганно и недоумевая смотрел на своего командира (Л. Толстой);
- Вечер был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и неумолкая шумели (JI. Толстой);
в) если деепричастный оборот тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания (обычно это оборот со значением обстоятельства образа действия):
- Работали играя с веселым увлечением детей (М. Горький);
- Верочка сидела не поднимая глаз от тарелки (Е. Дулова);
- Толя идет понурив головy и сочиняет стихи о неудавшейся любви (В. Панова);
г) если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточной определительной части сложноподчиненного предложения (такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется):
- Это были звуки Ангары, распознав которые можно было услышать и звуки острова (В. Распутин);
- Сказка — это колыбельная, прослушав которую маленькие дети засыпают;
д) если деепричастие утратило глагольное значение (начиная с — в значении ‘с такого-то времени’ , исходя из — в значении ‘на основании’ , смотря по — в значении ‘в зависимости от чего-либо’ , ‘в соответствии с чем-либо’ и др.).
Эти словосочетания выступают в роли сложных предлогов, не образуют деепричастных оборотов и не обособляются:
- Будем действовать смотря по обстоятельствам.
- К работе можно приступить начиная с будущего месяца.
- Юристы делают выводы исходя из многих фактов.
Однако в условиях контекста подобные обороты могут обособляться.
Оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, попутного пояснения или если не связан с понятием времени:
Анисов, начиная с польской войны, участвовал во всех кампаниях, кроме японской (А. Куприн).
Оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу относится к производителю действия, который может исходить из чего-то (определенное или неопределенное лицо):
Исходя из этих документов, был сделан ряд соответствующих выводов.
Оборот со словами смотря по, имеющий значение уточнения или присоединения, обособляется:
Приходилось действовать осторожно, смотря по обстоятельствам (уточнение);
Отпуск можно использовать для различных путешествий, смотря по состоянию (присоединение).
Обособление или необособление одиночного деепричастия может зависеть от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому: одно и то же слово в начале или в середине предложения может обособляться, а в конце — нет:
Она шла задумавшись. — По дороге, задумавшись, она собирала листики для гербария. Могут обособляться обстоятельства, выраженные наречиями (одиночными и в сочетании с зависимыми словами) при таких же условиях:
И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен (А. Куприн).
Таким образом, нужно запомнить когда деепричастный оборот выделяется запятыми в предложении, а когда нет. Все исключения надо выучить.
Выделение причастных оборотов запятыми
Правила выделения причастного оборота запятыми необходимо знать каждому. Причастные обороты выделяют запятыми. Однако не всегда можно сразу выделить границы причастного оборота.
Например: В тот запоминающийся день автобус, едущий в Крым, задержался на несколько минут, и мне удалось купить большую бутылку минеральной воды.
При определении границ причастного оборота следует помнить, что он находится перед определяемым словом и имеет обстоятельственное значение причины или уступки.
Например: Испуганная громкими голосами, лань с большими от страха глазами, рванула в сторону лесной чащи.
Зачастую причастный оборот отделен от определяемого слова, существительного или личного местоимения, другими членами предложения.
Например: Заросшее бурьяном, лежало на боку старое деревянное корыто.
В представленном выше примере очевидно, что причастный оборот относится к слову «корыто», а не к глаголу «лежало». Соответственно в данном случае причастный оборот выделяется запятыми.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятые не следует ставить.
Например: Написанный ранее текст не имел смысла.
Причастный оборот, относящийся к личному местоимению, независимо от его местоположения в предложении обязательно обособляется запятыми.
Например: Уставший от бессмысленного спора, я развернулся и громко хлопнул дверью.
Отдельно рассматривается пунктуация предложений с причастием, если оно является частью составного именного сказуемого. В выделении такого причастия имеются серьезные сложности. Например: Дорога была разбитая, заросшая травою и засыпанная мелкими камнями. «Дорога» какова? «была разбитая, заросшая…и засыпанная».
Описание деепричастия
Деепричастие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном: подлежащее что-то делает (сказуемое), одновременно выполняя что-то еще (деепричастие).
Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом
Важно: сказуемое и деепричастие должны относиться к одному субъекту (подлежащему)
Пример: Миша шел по улице, насвистывая мелодию. — Основное действие, которое совершал Миша — свистел, дополнительно он свистел.
Закончив уроки, Света села обедать. — Как только Света закончила уроки, она пошла обедать.
Деепричастие сочетает в себе признаки:
- Глагола — имеет вид, возвратность, переходность.
- Наречия — неизменно, является обстоятельством.