Фабула и сюжет – в чем разница?
Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.
Есть один нюанс, который заключается в том, что путают понятие сюжета и фабулу
Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе “Герой нашего времени” Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
Таким образом, композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции.
Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей, и повторы символических деталей, и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части, и динамика речевого стиля и многое другое.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 387—388. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. – М.: Искусство, 1970. – 225 с.: ил. – (Семиотические исследования по теории искусства).
Определение сказа как литературного жанра
Специалисты-филологи опираются на определенные признаки, когда дают ответ на вопрос: «Что такое сказ?». Это особый жанр, в котором правдоподобный сюжет или реальные события нередко переплетаются с элементами волшебства, гротеска. Так, в «Огневушке-поскакушке» будни старателей оживлены сказочным персонажем – девчонкой, выбегающей из огня. В «Левше» героями повествования являются русские императоры, атаман М. И. Платов, оружейники из Тулы. А изюминка произведения – подкованная блоха, что для того времени казалось фантастикой.
Однако центральный стержень определения сказа в литературе – это не особенности сюжета, а форма его изложения. Повествование ведется от лица некоего рассказчика, который использует разговорный, народный язык – живой, непосредственный, содержащий жаргонизмы, искаженные слова, диалектизмы. Этим сказ напоминает фольклорное произведение.
Еще одна ключевая особенность данного жанра состоит в том, что мировосприятие рассказчика, тип его мышления, стиль описания событий не совпадают с авторскими. В «Сказе о Левше» хорошо владевший литературным языком Н. С. Лесков словно погружается в чужое сознание. И тогда возникает повествователь – выходец из народа, называющий Аполлона Бельведерского «Аболоном полведерским», двухместную карету – «двухсестной», люстры – «бюстрами».
Сюжет в литературе
Сюжет представляет собой ход событий, совокупность действий произведения. Он неразрывно связан с содержанием повествования, отображает динамических аспект творения.
Сюжет может раскрывать:
- характеры героев и отношения между ними;
- обстоятельства развития сюжета – происшествия;
- отношение писателя (режиссера, создателя) к происходящему.
Сюжет являет собой не только фактическую информацию для читателя (зрителя), но и содержит главную идею художественного произведения, которая органически раскрывается в описании событий, диалогах персонажей и т.п.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Фабула – это общая схема произведения, в которой раскрывается хронологически череда событий.
Довольно часто фабулу и сюжет рассматривают как тождественные понятия. Различия между ними для литературоведов довольно условны.
Что такое зачин в сказке?
Зачин – это начало произведения русского народного творчества. Соответственно, зачин в сказке – это то, с чего начинается сказка. (К примеру, «Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.).
Функции зачина
Чтобы до конца разобраться с тем, что такое зачин в сказке, следует рассмотреть его назначение. Он выполняет целый ряд задач:
— знакомит читателя с главными героями сказки;
— рассказывает о времени совершения действия, о котором идёт речь;
— даёт представление о месте, в котором происходят события.
Школьники с начальных классов должны учиться понимать важность зачина в сказке. Углубившись в произведение с самого начала его чтения, можно в дальнейшем более точно вникнуть в образы героев, в их характеры, оценить их поступки
Если обратить особое внимание на зачин сказки, то становится ясно, что он не имеет ничего общего с обыденной речью. Например, сказки могут начинаться с таких строк: «сказка сказывается», «море-окиян» — в обыденной речи нечто подобное не произносится
Никто не станет, разговаривая между собой, произносить подобные речи.
Зачины сказок, ровно как и их концовки, отличаются огромным разнообразием, структурой, языком, смысловым содержанием. Традиционное начало присутствует примерно в 36% фольклорных произведений. Его слышал каждый человек, воспитанный на традициях русского народного творчества. Ещё будучи совсем ребёнком, слушая сказку, мы запоминаем традиционное: «Жили-были…».
Вместе со статьёй «Что такое зачин в сказке?» читают:
Источник статьи: http://snipeclass.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD-%D0%B2-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B5/
С каких слов начинаются сказки
Сказки начинаются не одинаково. Особенно разнообразны начала авторских сказок. Однако можно проследить определенную тенденцию в написании зачинов. Возможно, корни многих из них уходят в известные всем слова «жили-были…».
Если человеку задать вопрос «С каких слов начинаются сказки?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных сказок. Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» — и тоже будет прав.
Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»
Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения
Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность
Зачины авторских сказок
Если обратиться к авторским сказкам, то, конечно же, можно встретить значительно большее разнообразие зачинов. Хотя «Жили-были…» и тут будут лидировать.
У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина: «Негде, в тридевятом царстве,В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».
Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!» Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон».
(«Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника») Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.
Хороший зачин в сказке важен.
От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.
Александр Роу: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Войти на сайт
- или
Концовка
Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».
Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.
Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.
Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.
Восприятие зрителем
Есть некоторые факторы, которые усиливают психологическое воздействие работы на зрителя. Они могут появиться в вашей работе случайно, совершенно на подсознательном уровне. А можно их добавлять намеренно, чтобы усилить воздействие от своей работы. Человеческий взгляд двигается слева на право, это связано с доминированием левого полушария мозга над правым. Исключение, конечно, левши. То есть человек больше задержит свой взгляд на работе, где композиционный центр находится слева и есть движение вправо от этого центра.
Если он видит слева что-то невнятное, то мозгу уже не хочется двигаться взглядом вправо, его внимание уже рассеивается, оно не такое сконцентрированное. И, возможно, работа произведет меньшее впечатление
С превьюшками это очень хорошо работает. По статистике превью, где вся смысловая нагрузка приходится на левую сторону, работают лучше, чем превью, где все справа. Наглядный пример рекламы кока-колы. У них практически всегда бутылка слева находится (то есть там, где мы ее сразу видим)
Или все действо слева находится. А в отделе рекламы у них наверняка лучшие умы работаю.
Динамика в работе больше приковывает взгляд, чем статика
Если один и тот же предмет рисовать в статичном и динамичном положении, то большее внимание зрителей будет приковано к динамичному расположению объекта
Эмоции. Всегда думайте над тем, какие чувства Вы хотите вложить в свою работу – печаль, грусть, радость, страсть, агрессия, умиротворение. Я, конечно, не говорю о той ситуации, когда Вы рисуете, например, натюрморт с утюгом в главной роли. И думаете такие: «Ага! Дайка я сделаю страстный утюг!». Нет, конечно, не та ситуация. Но усилить эмоциональное воздействие от работы на зрителя можно даже в натюрморте с утюгом. В первую очередь я говорю о линиях, которые воспринимаются человеком на подсознательном уровне. — Прямая горизонтальная линия
Ассоциируется с горизонтом. Чувство покоя, спокойствия.
«Московский дворик» — нет никакого напряжение, чистое умиротворение.
В этой картине очень много горизонтальных линий, которые ничем не разрываются.
— Прямая вертикальная – устремление вверх.
Волнующее чувство устремления к чему-то важному. Очень много вертикальных линий, ведущих нас к кусочку неба в своде у Пиранези
Неимоверное ощущение!
Очень много вертикальных линий, ведущих нас к кусочку неба в своде у Пиранези. Неимоверное ощущение!
— наклонная линия обычно ассоциируется с движением, с дорогой, уходящей в горизонт.
Поэтому вызывает волнующие чувства. Чем сильнее наклонены линии относительно горизонта, тем больше эмоций они вызывают. Я уже показывала пример с движением лошадей, когда движение подчеркнуто диагональю (наклонной линией), то это движение мы ощущаем лучше. — ломаные, обрывающиеся и пересекающиеся линии – неуравновешенность, даже агрессия, вызывает бурные, но неприятные чувства. Ломаные линии в батальном жанре очень хорошо работают.
Природные линии не имеют резких углов, каких-то ломанных переходов, поэтому мягкие, скругляющиеся, волнообразные линии всегда оказывают умиротворяющее воздействие.
И, конечно же, на восприятие влияет Ваши труды, Ваши старания, вложенные в работу. Если Вы творили с душой, с вдохновением, с каким-то творческим запалом, то Ваш зритель по любому это увидит, оценит, почувствует.
Виды композиции — особенности
Основные виды композиции:
Линейная — части композиции следуют одна за другой последовательно в хронологическом порядке. Есть один герой.
Обратная — действие начинается с конца (от эпилога к экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают временной ход.
Кольцевая — так называемый «приём обрамления», когда события закольцовываются через начало и конец (повторяются описания, события начала и конца происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же персонажи, повторяются какие-то фразы).
Детективная — такая композиция выделяется в отдельную из-за жанровых особенностей. Здесь в сюжете есть преступление и его раскрытие — путь от одного события к другому, причём в обратном порядке.
Коллажная — конструкция из нескольких, никак не пересекающихся историй. Но при этом через каждую из них проходят основные части композиции. Например, в первой истории есть экспозиция и завязка, во второй — нарастание конфликта, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Смысл в том, чтобы истории никак не были связаны друг с другом! Общая у них только тема. Это сложный и очень тонкий приём. Пример: фильм «Триптих на двоих». В литературе этот приём встречается реже, чем в кино!
Монтажная — стандартная схема для больших романов («Война и мир», например). Смысл в том, что есть несколько ключевых персонажей, но рассказ о них ведётся непоследовательно — истории постоянно переплетаются, а герои взаимодействуют друг с другом.
Композиционные элементы
Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:
Повествование — главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
Описание. Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание — это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж — это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
Диалог — разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
Монолог — речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
Система образов. Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
Авторские или лирические отступления. Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
Авторская характеристика. В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям — такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
Сюжет повествования — это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
Фабула — все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета — хронологическая последовательность.
Пейзаж — описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
Портрет — это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс
Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи
Вступление
Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя
Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.
Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.
Вариантами начала вступления могут быть:
- цитата из известного произведения;
- высказывания какого-либо известного критика по поводу проблемы, которой будет посвящен будущий текст;
- наводящий вопрос, который требует разрешения;
- рассуждение о ключевом понятии, обозначенном в заглавии текста и др.
Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.
Флористика
Во флористике композицией называется художественно оформленный букет. Группа цветов должна обладать определенными качествами:
- Четкий план. До начала подбора цветов хороший мастер представляет, как будет выглядеть результат. Средний мастер в голове рисует примерный план. И только творец может себе позволить пойти на поводу у вдохновения.
- Пропорциональность. Главной задачей является визуальное, субъективное ощущение правильности и гармоничности букета.
- Сбалансированность. Букет должен выглядеть уравновешенным, без утяжеления одной из сторон.
- Гармоничность. Букет должен быть нескучным, иметь определенный ритм или закономерности расположения цветов.
Теперь Вы знаете, что любой красивый букет по сути своей является художественной флористической композицией. В качестве бонуса в конце будет инструкция, как получить лучшие фотографии букетов в домашних условиях.
Сказки: что это такое, признаки
Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.
Хотите получить исчерпывающий ответ на вопрос «сказка — что это такое»? Тогда приглашаем в удивительный мир поэтики сказки, который позволяет точно и безошибочно определять этот жанр, давать ему характеристику:
Публицистический стиль: примеры из литературы, особенности
Что такое сказка: определение
Народная сказка — это эпический жанр фольклора. Она отличается от остальных повествовательных форм (легенд, пересказов) тем, что ее предназначение — удивлять, возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мироздании и человеке, учить нормам морали.
Не всегда легко определить границы между сказкой и другими формами фольклорного эпоса. Например, в былине о путешествии Садко в подводный мир есть элементы волшебной сказки, а в сказке «Чудесная дудочка» (о сестроубийстве) развивается сюжет баллады
Поэтому важно знать, какие признаки присущи сказочному жанру
Сказка: история возникновения
Первоначальный источник сказочных мотивов и сюжетов — мифологическое и магическое мировоззрение человека. Знакомая с детства сказка о Колобке — история, в которой представлены первоначальные представления человека о времени: движение солнца по небу ассоциировались с путешествием Колобка, звери, с которыми он встречался, — с элементарным отсчетом времени (утро, полдень, вечер и ночь).
«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ
В момент распада первобытного строя мифологическое мышление утратило свою силу: люди больше узнают мир, происходит первоначальное накопление практических знаний о мире, формируется научное познание. Поэтому сказки теряют свою магическую природу и начинают восприниматься, как художественные произведения, предназначение которых — развлекать и поучать. Этот подход дал жизнь традиции рассказывать сказки детям для забавы или в назидание.
Развитие сказки на этой стадии не остановилось. Жанровые разновидности сказок пополнялись в процессе развития общества. Даже в современном мире взрослые люди с наслаждением окунаются в мир сказок, хотя большинство сказочных сюжетов теперь представлены в романах и повестях, художественных фильмах и комиксах.
Признаки сказки
Сказка, как и любой другой жанр народного творчества, имеет свои художественные маркеры — признаки. Помимо устной формы, вариативности и анонимности, имеют такие особенности:
Существует ли судьба у человека?
Волшебные события
Все события в сказках — это вымышленный, чудесный мир, в котором есть вещи, люди, наделенные фантастическими свойствами и возможностями.
В основе конфликта — противопоставление (антитеза)
Сказка — это воплощение народной мечты, чаяний человека. Поэтому сюжет в них строится на конфликте добра и зла, разворачивается между негативными и позитивными героями, красивыми и безобразными персонажами.
Герой — носитель одного главного качества
Сказочные герои бывают мудрыми или глупыми, слабыми или сильными, трудолюбивыми или лентяями. Они — воплощение определенной черты характера человека, его натуры. Это качество отображается в имени, прозвище героя, его портрете или изображении его жилища.
В сказке герой статичен, его характер неизменен на протяжении всего повествования. Позитивные герои проходят испытания и обязательно побеждают антиподов.
Существует ли магия в реальной жизни?
Композиционные особенности сказки
У сказки четкая трехчленная композиция, в которой выделяются зачин (« В некотором царстве-государстве…») и концовка (« И я там был, мед-пиво пил» и т. д.). Особенный признак сказки — троистость. Это могут быть три брата — главных героя, три испытания, которые проходит главный герой, три встречи или поездки и т. д.
Пространство в сказках может расширяться до морей и океанов, до тридевятых царств-государств или сужаться до волшебной рукавички, в которой прячутся звери, или игольного ушка.
Народная сказка призвана не только развлекать и удивлять, главная ее задача — поучать. Детские сказки показывают наглядно, что есть добро, а что есть зло, какие моральные качества ценятся, а какие порицаются обществом, и т. д.
Центр композиции
Что такое центр? Естественно, это тот предмет, которые мы выделяем на фоне других предметов. В рисунке его легче выделить, чем в фотографии.
Выделяется ли слон в посудной лавке? По-моему, да.
Ничего не придумали? Противопоставьте цвет, сделайте объект ярче или бледнее, его заметят.
Линии
Зачем думать, если можно показать, где главное лицо линиями? Это много, где используется в классических картинах, но для непрофессионала неочевидно.
Может ли центров быть несколько? Да легко! Самый простой пример здание без крыши с открытой дверью. Выделяется голубое небо и свет в дверном проеме. Вот вам и два центра.
Какой смысл русских народных сказок?
Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.
Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.
Поучительный смысл
Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.
Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:
За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно
Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.
Скрытый смысл
Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.
Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.
Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:
- «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
- «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.
Сказка как литературный жанр
Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.
Что такое сказка?
Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.
Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.
«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов
Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:
Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.
«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов
Как появился жанр сказка?
Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.
В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.
Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.
Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.
Сказка как литературный жанр: Unsplash
Начальные строки народных сказок
Если человеку задать вопрос «С каких слов начинаются сказки?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных сказок. Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» – и тоже будет прав.
Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»
Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.
О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения
Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность
Задания итоговой работы: «Разработка методического материала по изучению фольклорав среднем звене»
Итоговая работа предполагает выполнение
одного из предложенных (по выбору) заданий.
Вариант 1. Написать 9-ю лекцию на тему:
«Фольклорные традиции в произведениях
литературы XIX века».
Вариант 2. Написать сценарий фольклорного
праздника для учащихся среднего звена.
Вариант 3. Разработать план урока по одному
из перечисленных произведений: «Сказка о царе
Берендее» В.А. Жуковского; «Сказка о царе
Салтане…» А.С. Пушкина; «Городок в табакерке»
В.Ф. Одоевского; «Песня про царя Ивана
Васильевича…» М.Ю. Лермонтова; песни русских
поэтов первой трети XIX века. Прислать материалы и
самоанализ проведённого урока.
Вариант 4. Составить “галерею” картин
русских художников, посвящённых фольклорным
сюжетам, дать им литературный комментарий.
Вариант 5. Составить и прокомментировать
список обязательной и рекомендуемой литературы
для учащихся среднего звена по теме «Фольклор и
его традиции в русской литературе».