Предварительный просмотр:
Порядок морфемного разбора
- Определить слово как часть речи.
- У изменяемого слова найти окончание и определить его значение.
- Указать основу слова.
- Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
- Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Образец морфемного разбора
Слово подготовка – имя сущ., поэтому для отделения окончания его надо склонять: подготовки, подготовк е , …, выделяем изменяемую часть а. Это оконча-
ние. Оно выражает значение ж. р.,
Корень слова – -готов- . В нём заключено основное значение слова. Однокоренные слова: готов ить, готов ый, при готов ить.
-к- – суффикс. Он есть словах: выбор к а, провер к а. Этот суффикс служит для образования существительных.
-под- – приставка. Она есть в словах: под держка, под бросить.
Примеры морфемного анализа слов
Дождался (дождал□ся)
- Глагол, изменяемое слово.
- Дождалась, дождались. Нулевое окончание (□) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показал□ся, смеял□ся.
- Основа дождал—ся — простая, членимая, прерывистая.
- Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
- Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
- Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
- Исторических изменений в составе слова нет.
Кольцо (кольцо)
- Существительное, изменяемое слово.
- Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
- Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
- —
- —
- Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
- В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.
Понятие морфемы
К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:
- Приставка находится в начале. В одной лексической единице их может быть несколько. Приставка несет слово- и формообразовательную функцию. Например, крошить – рас-крошить, думать – об-думать, ход – про-ход.
- В корне лежит главный лексический смысл. Слов без этой части не существует. Например, хлеб – хлеб-ный – хлеб-ец, волна – волн-истый – раз-волн-оваться.
- Позиция суффикса находится после корня и перед окончанием. Он несет слово- и формообразовательную функцию. В одной лексической единице может быть от одного до трех суффиксов. Например, река – реч-к-а, совет – совет-ова-ть, камень – камен-н-ый.
- Окончание не является частью основы и выделяется только у изменяемых частей речи (кроме неопределенных местоимений, возвратных глаголов, сложных числительных). Оно указывает на род, число, падеж, лицо, а также определяет связь слов в синтаксических конструкциях. В некоторых словах встречается нулевое окончание. Например, конь Ø – кон-я, крути-ть – крут-ят, тонк-ий – тонк-ая.
- Соединительные гласные образуют сложные лексемы (имеют два и более корня). Наиболее распространенные соединит. гласные – -о и -е, но можно встреть -и, -а, -у. Например, звероловство, кашевар, шестиклассник, сорокалетие, сорвиголова, двустволка.
- Постфикс стоит после окончания. К нему относят возвратный глагольный суффикс -сь/-ся, суффикс повелит. наклонения мн. ч. -те, местоименные -то, -либо, -нибудь, -ка и -таки. Постфиксы относятся к основе слова и прерываются окончанием. Например, жмуриться, выполняйте, так-то, когда-либо, кто-нибудь, покажи-ка, все-таки.
Важно! Все морфемы, за исключением окончания, составляют основу словоформы. Глагольный суффикс прош
вр. -л- также не входит в нее.
3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
II | Начальная форма. Морфологические признаки: |
A | Постоянные морфологические признаки: |
1 | собственное или нарицательное; |
2 | одушевлённое или неодушевлённое; |
3 | род; |
4 | склонение; |
5 | число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). |
Б | Непостоянные морфологические признаки: |
1 | число (если слово изменяется по числам); |
2 | падеж. |
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – поезд. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(шедшем) (из) Петербурга
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
- Н. ф. – Петербург. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
- Н. ф. – Москва. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – отделение. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
- В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(в отделении) (для) курящих
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
- Н. ф. – курящий. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
- В предложении выполняет роль несогласованного определения.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – поручик. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
- В предложении выполняет роль приложения.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – Климов. А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
- В предложении выполняет роль подлежащего.
Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.html
Виды разборов
В русском языке существуют множество анализов слова по различным признакам, необходимых для различных целей. Для понимания в чем у них отличая друг от друга разберем их на примерах:
Фонетический разбор
При фонетическом разборе — разбираемая часть разбирается на звуки и определяются их характеристики.
Разберем на примере слова подъезд
ударение: подъе́зд
Слоги: подъ—езд (2 слога)
Можно перенести как: подъ—езд, по—дъезд.
Фонетическая запись:
Подробный анализ звук и букв:
Буква | Звук | Характеристики звука |
п | согл., глух. парн., тв., шумный | |
о | гласн., безуд. | |
д | согл., зв. парн., тв., шумный | |
ъ | — | не имеет звука |
е | согл., звонк. Непар., мягк. | |
гласн., уд. | ||
з | согл., зв. парн., тв., шумный | |
д | согл., глух. парн., тв., шумный |
Количество букв и звуков: Из сделанного выше разбора делаем вывод, что данное слово имеет семь букв и семь звуков. Буквы: две гласных, четыре согласных, одна не означает звука. Звуки: два гласных, пять согласных.
Разбор слова по составу (морфемный анализ)
Главной задачей морфемного анализа — разбор слова на его составляющие минимальные составляющие (морфемы).
Разберем на примере:
Морфологический разбор имени существительного
Разберем на примере: Кошка ходит по дому
- кошка — существительное.
- Начальной формой является: кошка (Им. П, ед. ч.);
Пост. признаки: нариц., одуш., женск. р. 1-е скл.;
Непост. признаки: Им. П, ед. ч.
3. подлежащее
Морфологический разбор глагола
Разберем на примере: Кошка ходит по дому
- ходит — глагол.
- Начальной формой является: ходить (инфинитив);
Пост. признаки: 2-е спряжение, непереходный, несов. вид;
Непост. признаки: изъяв. накл., ед. ч., Н.В., 3-е лицо.
- сказуемое
Морфологический разбор имени прилагательного
Разберем на примере: Красивая девушка идет неспеша в сторону деревни.
- красивая — прилагательное.
- Начальной формой является: красивый (Им. П, ед. Ч., муж. р.);
Пост. признаки: качественное;
Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. Женск. р., полная форма.
- Определение.
Морфологический разбор имени числительного
Разберем на примере: Три кота шумно играют:
- Три — числительное.
- Начальной формой является: три (Им. П.);
Пост. признаки: количественное, простое;
Непост. признаки: Им.П..
- Подлежащее.
Разберем на примере: Три кота шумно играют:
- Шумно — наречие.
- Неизменяемое;
- Обстоятельство.
Морфологический разбор причастия
Разберем на примере: Пишущий редактор сайта
- Пишущий — причастие, образованное от глагола писать.
- Начальной формой является: пишущий (Им. П, ед. Ч. муж. р.);
Пост. признаки: настоящее время, действительное, несовер. вид;
Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. муж. р., полная форма.
- Определение. Морфологический разбор деепричастия
Разберем на примере: Увлекшись игрой Аня не заметила подкрадывающуюся опасность:
- Увлёкшись — деепричастие.
- Начальной формой является неопределенная форма глагола: увлечься;
Неизменяемая форма, соверш. вид, прошедшее время;
- Обстоятельство.
Морфологический разбор предлога
Разберем на примере: Котенок у кошки
- У — предлог.
- Неизменяемое слово, непроизводный, простой;
- Не является членом предложения.
Разберем на примере: Иван да Марья
- Да — союз.
- Неизменяемое, простой;
- Не является членом предложения
Морфологический разбор частицы
Разберем на примере: Даже она не знала, что с этим делать:
- Даже — частица.
- Неизменяемое слово;
- Не является членом предложения
Синтаксический разбор простого предложения:
Пастух вел стадо в сторону деревни
Синтаксический разбор сложного предложения:
Я поставила корзинку и увидела, что вся она заполнилась жучками.
Лексический разбор слова
Образец лексического разбора слова.
Закончив вышивать свой платок, она принялась помогать другим девочкам в классе.
- Вышивать — это действие обозначающее украшение нитками определенного предмета.
- Слово однозадачное
- Значение прямое.
- Синонимический ряд: выстегивать, шить, расшивать.
- Слово русское.
- Относится к общеупотребительной лексике
- Не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.
Как делать словообразовательный разбор
Морфологический анализ всегда проводится в сочетании с грамматическим анализом. Его цель — выяснить, как образуются слова.
Образование слов происходит по четко определенному алгоритму.
- Слово ставится в начальную форму.
- Определяется неизменяемая часть и устанавливается производность.
- Для производного подбираются однокоренные слова.
- Указывается основа в однокоренных словах.
- Указываются словообразовательные морфемы.
- Называется способ образования.
Формативный анализ слов
Давайте рассмотрим слово «сороконожка».
Предложение «Размер тела сороконожки может достигать 30 см».
- Начальная форма – сороконожка (сложное).
- Основа существительного -сороконожк- –производная.
- Имеет два корня: -сорок- и -нож-. Однокоренные слова: сорок и ног-а/нож-ка.
- Соединит. гласная -о-, суффикс -к-.
- Слияние нескольких основ, суффиксальный.
Проанализируйте обведенный способ образования слов.
Посмотрите на предложение «Мы объехали полмира».
- Начальная форма – объездить.
- Основа глагола -объезди- – производная.
- Кор. -езд-. Однокоренные слова: объ-езд, объ-езд-ной.
- Словообразов. прист. -об-, разделительный Ъ, глагольные суф. -и- и -л-.
- Приставочно-суффиксальный.
Анализ образования слова наушник:.
Предложение: ‘Гарнитура перестала работать’.
- Начальная форма – наушник.
- Основа -наушник- – производная.
- Корень -уш-. Однокоренные слова: уш-и, ух-о, на-уш-ный.
- Словообразов. прист. -на-, словообразов. суф. -ник-.
- Приставочно-суффиксальный.
Анализ образования слова conspicuous: Предложение.
Возьмите предложение: «Я вижу легкую заметную улыбку в ее глазах».
- Начальная форма – заметный (у прилагательных начальной является форма муж. р., ед. ч., Им. п.).
- Основа -заметн-.
- Кор. -замет-. Однокоренные слова: замет-ить, замет-но, замеч-ание.
- Суффикс прилагательного -н-.
- Суффиксальный.
Анализ словообразования.
Суффикс в составе слов
Теперь займемся суффиксом слова. Посмотрим, существует ли слово без такого суффикса:
- седина — седой,;
- вкладчик — вклад;
- бодрость — бодр, бодрый.
Подберем слова с таким же суффиксом и убедимся, что такой суффикс существует:
бодрость — нежность, весёлость, радость.
И теперь после последовательного вычленения всех морфем осталась главная часть слова — корень. Чтобы точно определить границы корня и убедиться, правильно ли мы его выделили, займемся подбором родственных слов. Как известно, общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение слова, и есть корень.
Бодрость — бодрый, бодро (шагать), бодренький, бодриться.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монетка — корень/суффикс/окончание
монеткой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монета → монетка.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примечания
- Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
- Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
- Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
- Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.
Последовательность морфемного разбора
Чтобы безошибочно запомнить, как сделать морфемный разбор слова, нужно следовать определенному плану.
Для начала нужно определить, к какой части речи относится слово, взятое для морфемного разбора.
Затем нужно выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова и посмотреть, какая часть слова изменилась. Изменяемая часть является окончанием.
У слова может быть нулевое окончание; слово может и не иметь окончание вовсе.
Окончания графически выделяются квадратиком.
Затем нужно выделить основу слова. Все, что не является окончанием, входит в основу слова (кроме глагольных -ть, -ти, -чь, -л).
Основа графически выделяется подчеркиванием с обозначением границ основы.
Следующим шагом является выделение корня слова. Для того чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова, и посмотреть, какая часть слова является общей для всех родственных слов.
Корень слова графически обозначается дугой.
Затем нужно найти приставки и суффиксы слова, если они есть. Для этого нужно подобрать другие слова с такими же приставками и суффиксами.
Приставки графически обозначаются небольшим уголком, а суффиксы – крышечками.
Разбираем слова по составу во 2-3-м классе: основы
Разобрать слово по составу, значит, указать из каких частей оно состоит. Для начала ребенку нужно запомнить, какие бывают части слова, как называются и обозначаются:
- Корень – первая часть слова, с которой школьники знакомятся во 2 классе. Она самая главная. В корне сосредоточено общее значение для всех однокоренных слов: коса, косить, косарь или гора, горный, пригорок. Правильно обозначать его сверху полукруглой скобкой.
- Приставка – важная часть слова. Она имеет добавочное значение и помогает образовывать новые слова: петь – запеть, игра – выиграть, добро – недобрый, гулять – прогулка, клеить – склеить. Приставка располагается перед корнем и графически выделяется знаком ¬.
- Суффикс – не менее значимая часть, участвующая в образовании новых слов. Он располагается после корня. Для обозначения суффикса используется знак ^. С его помощью создаются уменьшительно-ласкательные имена (Ваня – Ванечка), обозначаются детеныши и родители (белка – бельчиха, бельчонок), он нужен для увеличения значения слов (усы – усища) и т. д.
- Окончание – изменяемая морфема, с помощью которой согласуются слова в предложении. Окончание располагается после суффикса или корня после корня, если суффикс отсутствует, и обводится в квадрат. Имена существительные в именительном падеже имеют нулевое окончание. Окончания нет у частей речи, которые не склоняются. Примеры окончаний: радуга, простой (прилагательное), дружить, буква, дети.
- Основа – приставка, корень и суффикс. Представляет собой все значимые части слова без окончания. Примеры: большой, красота, оценка, предмет, волчок.
Схемы с краткой информацией, которые помогут ребенку разобрать слово по составу:
План разбора с примером
Для того, чтобы научиться правильному разбору слова к 3 классу школы, необходимо знать план:
- Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.
- Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.
- Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.
- Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.
- Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.
- Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.
Алгоритм кратко:
Видео урок:
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
- главная морфема — корень слова;
- аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- интерфиксы и соединительные гласные.
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
- принести — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
- дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
- смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. настоящего времени глагола).
У некоторых слов окончание является нулевым.
Основа слова
Будем иметь в виду, что окончание и некоторые формообразующие суффиксы и постфиксы не включаются в основу слова.
Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
- глаз-а — основа глаз-;
- уход-и-л-а — основа уходи-;
- свет-ящ-ий-ся — основа свет-.
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
- простая, содержащая один корень в сочетании с аффиксами;
- сложная, содержащая два и более корней.
Например:
- словечко: словечк- простая основа (слов- корень);
- землечерпалка: землечерпалк- — сложная основа (земл-, черп- — 2 корня).
Основа слова бывает производная и непроизводная.
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
- сестра;
- гроза;
- пестрый;
- когда;
- чуть.
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
- сестринский — сестринск-;
- предгрозовой — предгрозов-;
- пестрота — пестрот-.
Основа, которая образует новое слово с помощью аффиксов, называется производящей.
- весна → весенний;
- холодный → холодность;
- петь → певец.
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
- -уч-: учить, ученый, учитель, учительница, учебник, ученик, ученица, заучить, научить, приучить;
- -трав-: трава, травушка, травяной, травник, травница, затравенеть;
- -прям-: прямой, прямо, прямиком, прямота, прямизна, выпрямить, распрямить, прямодушный.
Порядок морфемного разбора слова
Порядок морфемного разбора слова (разбора по составу) достаточно прост — производим разбор именно той формы слова, которая указана в задании.
Выписываем слово для морфемного разбора без изменений и определяем, к какой части речи это слово относится, является ли эта часть речи изменяемой или неизменяемой.
Если слово изменяемое, то определяем окончание слова. Для это изменяем слово — склоняем или спрягаем его.Если слово неизменяемое (это деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи), то окончания у него нет!
Определяем основу слова — это часть слова без окончания.
Определяем корень слова. Для этого подбираем однокоренные слова (они же родственные слова)
При этом следует обратить внимание на то, какое значение имеет исходное слово и помнить об омонимичных корнях. Омонимичные корни — это корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Соответственно, подбирая однокоренные слова к слову, например, «ствол» (в значении ствол дерева) нельзя указывать как однокоренное слова «двустволка»
В данном случае однокоренным будет слово «стволы».
Выделяются остальные морфемы — приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). Выделение производтся посредством подбора слов, образованных тем же способом.
При разборе каждая морфема помечается соответствующим значком.Например,
Пригорчика
Соответственно, подбирая однокоренные слова к слову, например, «ствол» (в значении ствол дерева) нельзя указывать как однокоренное слова «двустволка». В данном случае однокоренным будет слово «стволы».
Выделяются остальные морфемы — приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). Выделение производтся посредством подбора слов, образованных тем же способом.
При разборе каждая морфема помечается соответствующим значком.Например,
Пригорчика
Приставка — приКорень — горСуффикс — чикОкончание — а
Отличие морфемного разбора от словообразовательного разбора
Достаточно часто подразумевается, что морфемный разбор слова и разбор слова по составу (словообразовательный разбор) это одно и то же, но это не совсем так. Так в чем же отличия этих двух способов анализа слов?
- Морфемный разбор слова предполагает, что мы берем слово из задания без изменений, а для разбора по составу нужно использовать начальную форму слова (например, ходили; начальная форма — ходить)
- Морфемный разбор слова не требуется указывать является ли слово производным, а при словообразовательном разборе это обязательно.
- При морфемном разборе необходимо подбирать слова, образованные при использовании тех же морфем, а при слообразовательном разборе необходимо указывать именно способ образования слова.
Отличие морфемного разбора от морфологического разбора
Нужно понимать, что морфемный разбор слова и морфологичский разбор — это принципиально разные вещи. При Морфемном разборе слова анализируются только морфемы, входящие в состав этого слова, а при морфологическом разборе производится анализ слова как части речи, рассматриваются свойственные ему грамматические категории.
В качестве примера давайте сделаем морфемный разбор слова «Травинки» (Предложение: Травинки мягко шелестели в лунном свете)
- Шаг 1. Выписываем слово без изменений — травинки. Это существительное, множественного числа, изменяемое.
- Шаг 2. Определяем окончание слова. Окончание — «и».
- Шаг 3. Определяем основу слова — травинк.
- Шаг 4. Подберем однокоренные слова — для нашего слова это «трава», «травинка», «травка». Определяем корень слова — «трав».
- Шаг 5. Выделяем остальные морфемы — приставки в этом слове нет, суффиксы — «ин» и «к», соединительных гласных — нет.
Схематично морфемный разбор слова будет выглядеть так:
Слово травинка — травинка
Как разобрать слово по составу
Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.
Итак, как сделать морфемный разбор?
Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))
В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.
Обозначить основу (все слово без окончания; -ся входит в основу).
Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что
- в корнях может быть чередование (снег – снеж-ок; люб-и-ть – любл-ю);
- корни могут быть омонимичными (одинаково выглядеть, но обозначать разные смыслы (гор-е и гор-а).
Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).
Отличие морфемного разбора от разбора слова по составу
Некоторые источники указывают морфемный разбор и по составу как идентичные. Но это не совсем так. При проведении этих двух разборов есть ряд существенных отличий.
Для морфемного разбора форма слова берется без изменений, для разбора по составу используется начальная форма слова. Например, для глагола «делали» начальная форма «делать».
При словообразовательном разборе указывается, является ли слово производным, т.е. образованным от другого или нет, при морфемном разборе этого не требуется.
При словообразовательном разборе необходимо указать способ , а не подбирать слова, образованные при помощи тех же приставок и суффиксов, как в морфемном.