Обстоятельство: значение, виды, способы выражения

Место обстоятельства в английском предложении

Выяснив, что такое обстоятельство, не менее важно понять, как правильно встраивать его в предложения. В современном английском оно может занимать несколько позиций

Начало предложения

Как известно, в английском языке предложение начинается с подлежащего, однако если требуется сделать акцент именно на обстоятельствах совершения действия, то обстоятельство может оказаться в самом начале. Чаще всего это происходит с обстоятельствами времени.

Yesterday all my troubles seemed so far away. – Еще вчера мои беды казались такими далекими.

Конец предложения

Наиболее характерная и предписанная правилами позиция для обстоятельств. Согласно установленному порядку слов и если нет никаких исключений, они следуют сразу за сказуемым либо дополнением.

He left in the morning. – Он уехал утром.

They are playing the ball in the garden. – Они играют в мяч в саду.

Середина предложения

Место в середине предложения нередко занимают наречия often, seldom, always,already, never, usually, just и sometimes. Обычно их можно увидеть между подлежащим и сказуемым либо между частями составного сказуемого.

She has just finished her homework. – Она только что закончила делать уроки.

I always go to the swimming pool on Friday. – Я всегда хожу в бассейн по пятницам.

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы — с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы — в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль — обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Чем выражены обстоятельства?

Знаменательные наречия, показывающие признаки действия. Например:

  • Сначала надо посмотреть (куда?) направо. Обстоятельство, выраженное знаменательным наречием – направо.
  • Она говорила (как?) шепотом. Обстоятельство, выраженное знаменательным наречием – шепотом.

Местоименные наречия, которые не называют признаки действия, а лишь указывают на них. Например:

  • Собака шла (куда?) куда-то. Обстоятельство, выраженное местоименным наречием – куда-то.
  • Мне сказали сидеть (где?) здесь. Обстоятельство, выраженное местоименным наречием – здесь.

Существительные, стоящие в косвенном падеже с предлогами и без. Например:

  • Даша предложила обсудить (что?) кино. Обстоятельство, выраженное существительным без предлога – кино.
  • Девочка порвала картинку (от чего?) от злости. Обстоятельство, выраженное существительным с предлогом – от злости.
  • Таблетку нужно растолочь (во что?) в порошок. Обстоятельство, представленное существительным с предлогом – в порошок.

Деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочное действие. Например:

  • Он зашел в дом, (как?) заперев дверь. Обстоятельство, представлено деепричастным оборотом – заперев дверь.
  • Мама, (как?) отвернувшись, улыбнулась. Обстоятельство, представленное деепричастием – отвернувшись.

Инфинитив. Например:

  • Девочка пришла (зачем?) веселиться. Обстоятельство, выраженное инфинитивом – веселиться.
  •  Дедушка присел (с какой целью?) отдохнуть. Обстоятельство, выраженное инфинитивом – отдохнуть.

Словосочетания. Например:

  • Они не встречались (с каких пор?) с тех пор. Обстоятельство, выраженное словосочетанием – с тех пор.
  • Это произошло (когда?) несколько месяцев тому назад. Обстоятельство, выраженное словосочетанием – несколько месяцев тому назад.

Фразеологизмы. Например:

  • Он прочитал эту книгу (как?) от корки до корки. Обстоятельство, выраженное фразеологизмом – от корки до корки.
  • Его отругали за то, что он сидел сложа руки. Обстоятельство, выраженное фразеологизмом – сложа руки.

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация

Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот
является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов
, объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно!
Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста. Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам

Начинать следует с определения разряда, а затем части речи

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио
д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Виды обстоятельств

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка по зна­че­нию раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обстоятельств:

Таблица

Виды Вопросы Что обо­зна­ча­ют Примеры
1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движения Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил книгу.
3. Образа действия Как? Каким образом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершения Он дол­го выби­рал книгу.
4. Причины Почему? На каком основании? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действия Из-за спеш­ки он не купил книгу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния действия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком условии? Условие совер­ше­ния действия При жела­нии он мог купить эту книгу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действие Несмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степени Насколько? В какой степени? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действия Он купил слиш­ком доро­гую книгу.

Рассмотрим подроб­нее виды обсто­я­тельств и при­ве­дем при­ме­ры предложений.

Обстоятельство места

Этот вто­ро­сте­пен­ный член, как под­ска­зы­ва­ет его назва­ние, обо­зна­ча­ет место дей­ствия, направ­ле­ние дви­же­ния и пр.

Лежали (где?) за окном — обсто­я­тель­ство места.

Не успел при­е­хать (куда?) в город — обсто­я­тель­ство места.

Обстоятельство времени

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния со зна­че­ни­ем вре­ме­ни выра­жа­ет­ся раз­ны­ми способами:

Обстоятельство причины

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния рас­кры­ва­ет при­чи­ну, в резуль­та­те кото­рой мог­ло совер­шить­ся дей­ствие или про­явить­ся его признак.

Обстоятельство цели выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Обстоятельство образа действия

Обратим вни­ма­ние, что обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия отно­сят­ся толь­ко к чле­нам пред­ло­же­ния, выра­жен­ным гла­го­ла­ми. В роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия высту­па­ют сле­ду­ю­щие слова:

Обстоятельство меры и степени

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ства меры и сте­пе­ни отно­сят­ся к чле­нам пред­ло­же­ния, выра­жен­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, наре­чи­я­ми и гла­го­ла­ми. В роли обсто­я­тельств сте­пе­ни высту­па­ют слова:

Обстоятельство уступки

Обстоятельства уступ­ки выра­жа­ют­ся предложно-именными конструкциями:

Обстоятельства условия

Этот вид обсто­я­тельств выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей, дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным оборотом.

Обстоятельства обстановки

И это еще не весь пере­чень обсто­я­тельств. Виды обсто­я­тельств очень раз­но­об­раз­ны по сво­е­му зна­че­нию и упо­треб­ле­нию в пред­ло­же­нии. Существуют обсто­я­тель­ства, кото­рые сов­ме­ща­ют в себе несколь­ко зна­че­ний одно­вре­мен­но и харак­те­ри­зу­ют усло­вия про­те­ка­ний дей­ствия в целом. Они обо­зна­ча­ют состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды, при­ро­ды, пого­ды и пр., например:

К обсто­я­тель­ству «на сол­ныш­ке» доволь­но труд­но задать син­так­си­че­ский вопрос: где? когда? при каком усло­вии?

Более кон­крет­ным, на наш взгляд, явля­ет­ся вопрос: в какой ситу­а­ции? в какой обстановке?

Такие виды обсто­я­тельств назы­ва­ют обсто­я­тель­ства­ми обста­нов­ки. В их роли чаще все­го высту­па­ют пред­лож­ные фор­мы существительных:

Как найти обстоятельство в предложении

Чтобы безошибочно найти обстоятельство и определить его разновидность, следует разобрать синтаксическую конструкцию по членам предложения, начиная с грамматический основы. К примеру, «В лесу часто пели птицы». Если в приведенном примере начинать разбор с первого слова, то может получиться, что фраза «в лесу» будет отвечать на вопрос «в чем?».

Подобная ошибка станет причиной не только неправильного разбора, но и исказит с логической точки зрения суть предложения. Вопрос «в чем?» актуален в случаях, когда речь идет о предмете, находящемся в чем-либо: в пакете, в ящике и прочее.

Чтобы безошибочно определить члены предложения и правильно их подчеркнуть, следует первым делом выделить грамматическую основу: птицы пели. Затем целесообразно будет узнать, где пели птицы. В предложении говорится, что это происходило в лесу (где?). Значит упомянутая фраза является обстоятельством места.

Без внимания осталось слово «часто». Очевидно, что «часто» относится к глаголу «пели» и является его образом действия: пели (как?) часто. Таким образом, перед нами обстоятельство образа действия.

Обстоятельство

Не сообщает нам ничего нового, но добавляет временной (когда?), пространственный (где?) или иные смысловые оттенки в обозначаемое сказуемым действие — такой можно назвать роль обстоятельства в предложении. Как правило, обстоятельство — это наречие или существительное плюс предлог.

Завтра мы уедем далеко. («Завтра» — это обстоятельство времени, отвечающее на вопрос «когда?» и выраженное наречием , а «далеко» — наречие и обстоятельство места (вопрос «куда?»).

Он не пришел из-за болезни. (Обстоятельство причины «из-за болезни» отвечает на вопрос «почему?» и выражено существительным в родительном падеже с предлогом).

Данный член предложения — один из самых многообразных по проявлениям смысловых оттенков. Кроме упомянутых, обстоятельство может иметь и другие виды:

  • Образа действия и степени — отвечает на вопрос «как?» (Мы будем работать увлеченно).
  • Цели — «зачем», «с какой целью?» (А гном идет купаться!).
  • Условия — «при каком условии?» (В случае ухудшения видимости нам придется остановиться).

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный обо­рот — это обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем с зави­си­мым сло­ва­ми.

Обстоятельство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в пред­ло­же­нии.

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его сере­дине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воро­бей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за гори­зонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду дере­вья­ми.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му пра­ви­лу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от под­ва­ла.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на ста­руш­ку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со ска­зу­е­мым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за дру­гом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не зна­ко­мясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неуда­че.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го обо­ро­та.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной рабо­те.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а, про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рука­ва.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голо­ву?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту кораб­ля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва.

Была любовь твоя обманною

Так кровотОчит сердце раною!
Была любовь твоя обманною…
Хочу сегодня быть я пьяною
Вином, алеющим, как кровь.
Я буду пьяная отчаянно!
Скользнёт в бокал вина нечаянно
Кольцо-колечко обручальное,
Неся на дно мою любовь.
Любви слова, что были сказаны,
Твоей изменой горькой смазаны —
Теперь мне противопоказаны
Мечты, что связаны с тобой.
Померкло в нашем небе солнышко…
Вино я выпью всё до донышка —
Надежды чахлое судёнышко
На скалы выбросит прибой!
К тебе я шла дорогой длинною —
Ты стал для сердца половиною…
Качает долго над пучиною
Обломки корабля волна…
Полсердца вырвано без жалости —
Валюсь от боли и усталости,
А горечь от жестокой шалости
Мне горше горького вина.
Как кровотОчит сердце раною!
Была любовь твоя обманною… (Н. Кечатова)

Как получить отгул по семейным обстоятельствам

Для реализации законного права получения отгула по семейным обстоятельствам необходимо составить заявление. Документ заполняется письменно или на компьютере по правилам деловой переписки. В некоторых организациях присутствуют готовые бланки на заполнение заявления — при наличии, воспользуйтесь ими.

  1. В верхней правой части листа указывают ФИО руководителя организации в дательном падеже (Иванову Ивану Ивановичу), наименование занимаемой им должности (директору Сталелитейного завода). В той же части листа ниже: имя работника, должность в родительном падеже (Петрова Петра, фрезеровщика третьего разряда).
  2. От верхней шапки отступают 2-3 строчки вниз и пишут посередине слово «Заявление».
  3. Ниже, с абзаца начинается изложение сути заявления (Я, Петров Петр, прошу предъявить внеплановый отпуск…), указывается основание для отгула — конкретная причина или же фраза «по семейным обстоятельствам», если работник имеет законное право на внеплановый отпуск. Также указывают сроки отгула в виде «с дд. мм. гггг по дд. мм. гггг».
  4. В конце, после нескольких отступов от текста заявления, с левой стороны указывается дата составления заявления, с правой — подпись работника с ее описанием.

В таком случае работник должен обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Чтобы оформить документы, необходимые для судебного разбирательства, необходимо обратиться к помощи юриста. Только обжалование незаконного решения начальника может установить справедливость в подобной ситуации. Лучше всего, когда причина отгула конкретно указана в заявлении или в прикладном документе, подтверждающем ее весомость.

В противном случае, руководство может отклонить заявление. Если же причины получения внепланового отпуска подпадают под указанные в трудовом кодексе основания для административного отпуска по семейным обстоятельствам (рождение ребенка, бракосочетание и т. д. ), то начальство не имеет права отказать работнику в прошении. Повод пропустить рабочие дни должен быть весомым в том случае, если работник собирается взять отгул в счет оплачиваемого отпуска.

В ситуации, когда работник берет бесплатный отпуск с законным основанием, то указывать причины не обязательно. Законными основаниями для внепланового неоплачиваемого отпуска могут быть:

  • оформите заявление с должным, при необходимости, документальным основанием для отгула;
  • отправьте или вручите документ руководству организации, в которой вы работаете;
  • получите визу, подтверждающую принятие заявления начальством;
  • ознакомьтесь с положениями приказа, поставьте в нем свою подпись.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.

Сравните предложения:

1. Дети вернулись домой.

2. Дети вернулись домой из похода.

3. Дети вернулись домой из похода вечером.

Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?

(Да, можно. Есть уточнение — вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)

Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.

1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.

2. Собака бежала (где?)

3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).

5. Моя собака (как?) приближалась к нему.

Правильный ответ:

1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.

2. Собака бежала впереди меня.

3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.

5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.

Основные виды обстоятельств

  1. Обстоятельства места.
    Обозначают место, путь движения и т. д.
    Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры: Повсюду
    зеленели
    травы
    (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к
    вам…

    (А. Грибоедов).
  2. Обстоятельства времени.
    Обозначают время действия. Отвечают на
    вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С
    утра дом
    Лариных гостями весь полон
    (А. Пушкин).
  3. Обстоятельства образа
    действия и степени
    . Обозначают качество или
    способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают
    на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере?
    насколько? в какую цену?
    и др. Примеры: Печально склоняется ива
    у
    братских солдатских могил (М. Дудин); Беркут пустынный висит в
    зените,
    обнявши крылами пространство (В. Луговской); Как-то Сережа упал
    во
    дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача
    (В. Панова); До
    станции оставалось с версту
    (М. Лермонтов); Каждый такой кусок
    весит
    сотни пудов
    (В. Гаршин); Дерзок он был до сумасбродства (И.
    Тургенев).
  4. Обстоятельства причины.
    Обозначают причину совершения действия
    или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего?
    из-за
    чего? по какой причине?
    и др. Примеры: Отчего волна морская так
    мне
    дорога?
    (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с
    непривычки
    туманится и тяжелеет голова
    (К. Паустовский); Ему стало стыдно
    из-за
    его сомнений
    (И. Тургенев).
  5. Обстоятельства условия.
    Обозначают условие, при котором может
    совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в
    каком
    случае?
    Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни!
    (А. Чехов);
    Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши
    горького, не узнаешь
    и сладкого
    (Пословица).
  6. Обстоятельства уступки.
    Указывают на то, что действие
    совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря
    на
    что? вопреки чему?
    Примеры: Вопреки моему желанию они
    познакомились
    (В.
    Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность
    друзей
    (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла
    вовсю
    (В.
    Набоков).
  7. Обстоятельства цели.
    Обозначают цель совершения действия.
    Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели? Примеры:
    Мария
    Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли

    (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье,
    любовь,
    была отдана жизнь
    (К. Паустовский).
  8. Обстоятельства сравнения.
    Обозначают сравнение. Отвечают на
    вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на
    возвышении
    село
    (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар
    (Л. Толстой);
    Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М.
    Горький); Я, как
    солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно
    камень
    (М. Горький).

Измена

Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт!
Изменил… Неужто, это правда?
Изменил – поверить не могу!
Ты остался, спутав мне все карты,
На чужом далёком берегу.
Я теперь нечаянно свободна,
Ты вильнул за поворот крутой.
Мог ты «пошутить» так с кем угодно,
С кем угодно, только не со мной…
Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт!
Душу рвёт в куски обида горькая,
Но грустить и плакать погожу.
Мне твердят подружки: слишком гордая, –
Боль свою тебе не покажу.
Не вернёшься – говорят, всё к лучшему!
Ты не будешь счастлив с той, другой.
Я тебя, родной, ещё помучаю –
Ты ещё побегаешь за мной!
Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт! (Фрида Полак)

Дополнение: определение, виды, функции

Для начала дадим определение дополнению.

Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?

Анна написала письмо.

Алгоритм нахождения дополнения следующий:

  • Выделяем подлежащее и сказуемое: Анна написала.
  • От сказуемого «написала» ставим вопрос «Что?».
  • Получаем ответ «Письмо».
  • Определяем, что это за член предложения: дополнение, выраженное именем существительным.

Еж смотрит (на кого?) на белку.

Дети слушали (кого?) учителя.

Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.

Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.

Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?

Шелк лучше (чего?) крепа.

Иван выше (кого?) Николая.

Светлана умнее (кого?) Елены.

Я рисую (что?) картину.

Мы видели (кого?) дельфинов.

Школьники слушают (что?) романс.

Он директор (чего?) птицефабрики.

Наталья – владелица (чего?) квартиры.

Николай Андреев – ректор (чего?) института.

Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.

Папа стучал (чем?) молотком.

Мама стирала (чем?) мылом.

Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.

В предложении может встречаться несколько дополнений:

Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.

Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.

В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.

Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:

Щенок лижет (что?) лапу.

Папа бросил (что?) мяч.

Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:

Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).

Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).

Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).

Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

  1. вто­ро­сте­пен­ный член — обстоятельство;
  2. вид обсто­я­тель­ства по значению;
  3. опре­де­лить, какой частью речи и в какой фор­ме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

В этом пред­ло­же­нии ука­жем несколь­ко обстоятельств:

  • при­но­сят когда? в осен­ние дни (= осе­нью);
  • при­но­сят куда? в дом;
  • при­но­сят отку­да? из садов.
  1. В осен­ние дни — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни; выра­же­но сло­во­со­че­та­ни­ем суще­стви­тель­но­го в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом и прилагательного.
  2. В дом — обсто­я­тель­ство места; выра­же­но суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.
  3. Из садов — обсто­я­тель­ства места, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Дополнение, его виды и способы выражения

Этим термином называют второстепенный элемент, который отвечает на вопросы падежей. Его используют для обозначения предмета, который подвергается определенному действию или связан с ним. Иногда понятие означает действие или состояние объекта.

Дополнения, которые означают действие, ставят возле глаголов. Также эти элементы могут находиться около сформированных ими существительных. Дополнения, обозначающие объект, применяются при образованных от них существительных или прилагательных.

В качестве примера стоит привести следующее:

  • построить «что?» дом;
  • починить «что?» холодильник;
  • встретить «кого?» маму.

Прямое дополнение также бывает образовано с использованием родительного падежа. Такая ситуация возможна в следующих случаях:

  • при переходе действия не на весь предмет, а только на его часть;
  • при наличии отрицательной частицы «не», которая стоит перед переходным глаголом.

Отличие от главных членов предложения

Они не отражают информацию об объектах, людях, их поведении или ситуациях, а уточняют и идентифицируют информацию, которую несут главные члены. Следовательно, и определения, и дополнения, и возможности как-то конкретизируют предмет или обвинение и отвечают на конкретные вопросы. Зачастую не ключевые члены, а дополнения, решения или особые обстоятельства проясняют смысл предложения.

Для ясности и удобочитаемости общая информация по теме данной статьи представлена в виде таблиц.

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* В русском языке предусмотрено, что сложные предложения должны быть подчеркнуты без пробелов.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий