База орфограмм по русскому языку для 1–4 класса

Орфограммы гласных

Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы — самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.

а, о, е, и, япроверочное слово.

Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

  • определять в слове ударную и находить безударные гласные;
  • выделять корень;
  • подбирать родственные слова или их формы;
  • знать правила проверки орфограмм.

Виды орфограмм

В русских справочниках прямоугольники классифицируются по частям слов (формам). Поэтому существуют прямоугольники:.

Для удобства прямоугольники также делятся на группы в зависимости от части слова, к которой они относятся. Это основа, по которой различают прямоугольники.

  1. В существительных.
  2. В прилагательных.
  3. В числительных.
  4. В наречиях.
  5. В местоимениях.
  6. В глаголах, причастиях и деепричастиях.
  7. В служебных частях речи: предлогах, союзах, частицах.
  8. В словах, которые не входят в систему частей речи русского языка: междометиях и звукоподражаниях.

Если основное имя написано заглавными буквами, также существуют отдельные категории, такие как «написание в основном имени».

4 класса

Список обязательных орфограмм четвертого класса:
1.Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, РЩ
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
12. Разделительный Ъ знак
13. Удвоенная согласная
14. Написание приставок и предлогов
15. Непроизносимые согласные
16. Сочетание СН и ЗН
17. Мягкий знак после шипящих
18. Падежные окончания имен существительных
19. Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
20. Падежные окончания имён прилагательных
21. НЕ с глаголами
22. Сложные слова
23. Безударные личные окончания глаголов
24. Суффиксы глаголов прошедшего времени
25. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
26. Пунктуация в предложениях с однородными членами
27. Пунктуация в сложных предложениях
28. Прямая речь. Пунктуация

3 класс

Список обязательных орфограмм третьего класса:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
12. Разделительный Ъ знак
13. Удвоенная согласная
14. Написание приставок и предлогов
15. Непроизносимые согласные
16. Сочетание СН и ЗН
17. Мягкий знак после шипящих
18. Падежные окончания имен существительных
19. Падежные окончания имён прилагательных
20. Род, число, время глаголов
21. НЕ с глаголами
22. Сложные слова

Орфограммы согласных

Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

  • они находятся в конце слова;
  • звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
  • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.

Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

Орфограммы в корне слова

Видеть все ошибкоопасные места при написании слов — вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости — глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

«Орфограмма»

Ссылка — это написание слова на языке, соответствующем правилам орфографии.

Орфограмма-буква Орфограмма-пробел Орфограмма-дефис
(реч ь, ст е на, О ля) (в _ тайне, не _ знаю) (что — либо, ярко — синий)

Он может встречаться в любой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Правописание приставок Правописание корней Правописание суффиксов Правописание окончаний
Неизменяемые приставки. Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок). Суффиксы разных частей речи. Е и И в окончаниях.
Приставки на З-С. Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные). О и Е после шипящих и Ц. О и Е после шипящих и Ц.
Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Гласные в окончаниях прилагательных и причастий.

Опознавательные признаки орфограмм

Гласные: сосуды оттока после песни и ц.

Синонимы: окончания, сгущение согласных в САТС, Н или Н.

РАЗДЕЛЕНИЕ: по певцу в конце слова, мягкий по певцу в конце неопределенного глагола.

ъ и ъ-раздел: после j ‘согласный, перед гласным.

Капитализация: принцип предложения — главные существительные и главные имена.

Правописание: суффиксы, такие как сложные слова, предлоги, такие как у-, у-, у-, частицы, такие как -нибудъ, -ибо, -то, -ка.

Брак и раздельное написание не, не, не, для, для, для, для, правописание, предлоги.

Как обозначать орфограмму при проверке

Проверяемая буква должна быть подчеркнута на одной строке. Это означает, что вы сомневаетесь в его правописании.

Если вы выбрали слово чек, подчеркните проверяемую букву в двух строках. Это означает, что в слове «вода», взятом для проверки слова «вода», буква «О» должна быть подчеркнута двумя тире.

При объяснении правописания может не быть проверочного слова. Затем в скобках следует написать пояснение: pol(o)live (без выходящего корня), s(o)baka (слово-слово).

Также следует выделить форму, в которой находится орфограмма. В прилагательном ‘pr … В слове ‘brezny’ орфографическая ошибка заключается в приставке ‘pr-‘, корне ‘-rach-‘ глагола ‘blackmail’ и существительном ‘carriage’ окончания ‘-chik-‘. В глаголе «подготовить (t)ie» в окончании.

1 класс

Список обязательных орфограмм первого класса для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак*
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова
10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова*
11. Имена собственные
12. Предлоги
* Разделительный мягкий знак изучают не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса. 

Проверяемые орфограммы

В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

  • гласные в слабой позиции;
  • парные глухие и звонкие согласные;
  • согласные, которые при стечении не произносятся.

Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

Еще одна ссылка, с которой дети знакомы в небольших классах. Вопрос простой — когда нужно ставить мягкий знак после буквы «Т», а когда нет. Почему

ОбучениеtУчиться никогда не поздно.Конецвесь день

Правила здесь очень просты для запоминания. Просто подумайте, отвечает ли глагол на вопрос «Что он должен делать? или «Что он делает?».. Затем определяется написание мягкого пятна.

В небе появляются …».КонецПервые звезды (что они делают?) появляются на небесах» и «Небо начинаетtНа небе начинают появляться первые звезды (Что они делают?)’

Масса учитсяКонецПервые звезды начали появляться на небе (начали ли они появляться?)».t(Чего он хочет?) Читать.

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Перспектива»

Тема: Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Цель:совершенствовать умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Задачи урока:

предметные – развивать умение находить изученные орфограммы в корне слов;

– развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами;

метапредметные – развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе обобщения изученного материала, отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться. Планируемый результат обучения:

Планируемый результат обучения:

 познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам .

коммуникативные УУД – развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе;

регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

личностные УУД –  ценить и понимать позицию другого.  

Ход урока.

Ход урока:

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
  1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение учащихся в деловой ритм. Включение в деловой ритм.
  1. Актуализация знаний.
Выявление уровня знаний. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
  1. Постановка учебной задачи
Активизация деятельности учащихся. Ставят цели , формулируют задачи
  1. Открытие новых знаний
Организация устного коллективного анализа учебной задачи. Фиксирование выдвинутых учениками гипотез, организация их обсуждения. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
  1. Физминутка
Организует проведение физминутки дежурными. Выполнение упражнений.
  1. Обобщение и систематизация умений и навыков.
Организация деятельности по применению полученных знаний Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
  1. Самостоятельная работа
Организация  самостоятельной деятельности по применению полученных знаний Выполнение самостоятельной работы
  1. Рефлексия деятельности.

              Итог урока.

Организация рефлексии Осуществление самооценки
  1. Домашнее задание.
Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. Запись  домашнего задания.

Корневые орфограммы. Торгунакова Ольга Викторовна

Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

Еще одна болезненная проблема для многих студентов, особенно при подготовке к PSC. На самом деле, здесь есть несколько правил, и кто их применяет, зависит от слова.

Правило №1.

Если корень существительного оканчивается на букву ‘n’, то прилагательных может быть два.

Длина — ДлинаHH.n, son — so.HH..

То же самое относится к корневым словам, оканчивающимся на ‘I’.

Время — время.HH.n, sema — сема.HH..

Как всегда, есть некоторые исключения: молодой, свинья, ягненок, зеленый, синий, острый, павлин, ворон. Во всех этих словах корень оканчивается на -н.

Правило №2.

Если прилагательное образовано от -enn- и -on-, то независимо от корня пишутся две «н».

Солом.Курица -. п, зелёныйКурица -. n, станцияВыше..

Исключение составляют олово, село и стеллен.

В школе даже сказали, что его легко запомнить, представив себе окно. Он имеет стеклянную основу, деревянную раму и жевательную ручку.

Два ns также описываются прилагательными, образованными от глаголов.

Правило №3.

Помойка.

HH.HH.HHHH.HH.HH.HH.HH.Однако и в этом случае есть исключения, включая устоявшееся выражение.

‘conche’.

н‘man’, ‘called’.н‘man’, ‘called’.н‘man’, ‘called’.н‘man’, ‘called’. Речь идет о написании слова в соответствии с правилами орфографии.

Чтобы сначала расшифровать понятие интереса, узнайте, что такое речь в русском языке. Этот термин происходит от греческого слова orthos, означающего «правильный».

Буквально, ссылка означает «правильная буква или символ». Имейте в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В таких случаях, когда голос или согласная буква произносятся нечетко, их называют «опорными». Например, существует несколько вариантов написания букв.

Для правильного написания слова в трудном положении необходимо выбрать только одну букву. Поэтому необходимо обратиться к соответствующим правилам правописания. Орфография систематизирует русскую орфографию и с ее помощью регулирует правильное написание слов, словосочетаний и предложений.

Это определение того, что такое орфографические правила Википедии.

В письменной речи ссылки отражают выбор букв, необходимых для слова в соответствии с правилами правописания. Понятие ректографа включает в себя не только буквы, но и основные конфекции, такие как пробелы, тире, прописные и строчные буквы.

Прямоугольники повсеместно встречаются в словах различных форм.

  • про­бел меж­ду пред­ло­гом и сло­вом ( в озе­ре, над лесом );
  • бук­ва (глас­ная, соглас­ная, про­пис­ная или строчная);
  • дефис ( плащ-палатка, плодово-ягодный, по-моему и пр.);
  • слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние ( вглубь и в глубь леса, не уви­деть и нездо­ро­вить­ся и пр.).

В русском языке озвученная позиция гласного или согласного может быть сильной или слабой в произношении слова. Сильная позиция гласного — это позиция, в которой он находится под ударением. Такие гласные слышатся четко и ясно и пишутся в соответствии с их произношением.

  • в при­став­ке ( пр и вок­заль­ный, бе з дом­ный);
  • в корне ( о кн о́, кри­ста лл ик, кни ж ка, влас т ный);
  • в суф­фик­се (дворн я ж ка, си́тц е в ый, огн е нн ый);
  • в окон­ча­нии (в след­стви и, на крыш е, све­тящ и м ся окном).

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий