Откуда взялся всеблагой бог?

Как выглядит

По христианскому учению, сотворенный Богом человек некогда знал Его «лицом к лицу», более того, Библия прямо говорит, что Господь Сам сходил в Рай, где жили Адам и Ева, беседовал с ними. Однако, после того, как человек через непослушание Божественной воле отпал от Создателя, знание оказалось закрытым для него. Вероятно, вид Лица Божия еще помнили первые люди, Адам и Ева. Но уже во времена прор. Моисея на его просьбу явить Свое Лицо Господь отвечает:

(Исх. 33:20).

Это не значит, что человек вообще не может увидеть Бога, но – лишь то, что, будучи духовно и телесно поврежден грехом, отпав от Источника жизни, Создателя, он попросту не сможет воспринять Его, как Он есть: не выдержат ни душа, ни тело.

«Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» — чудотворная икона второй четверти XVII века

Именно поэтому единственный народ, исповедовавший веру в Истинного Творца мира не имел Его изображений, более того, они были запрещены. Ведь всякая попытка немощными человеческими усилиями изобразить неизобразимое, то, что выше падшего ума – не что иное, как кощунство, оскорбление Божия величия.

Лишь христиане, знающие Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, дерзают изображать Создателя – то только по человечеству, так, как Он был явлен людям в Воплощении.

Праздники, где чествуют Бога Рода

21 апреля почитают предков и Рода Прародителя. В современной православной традиции такой праздник называют – «Родион-ледолом». По сей день люди несут требы на могилы своих родичей и предков. Подношение своим ушедшим близким, это также подношение и Богу Роду, от которого все рода человеческие начали быть. Приносят на могилки куличи, крашенные яйца, конфеты, сладкие пироги.

Чествование Рода также приходится и на праздник Родоница – 2 мая. Он входит прямо в пору, когда поминают предков, дедов. Такой период у славян еще зовется – «Вешние Деды» и приходится на пору с 1 по 7 мая. В этот день варят мясо, студень, жарят яичницу, готовят вкусную кашу в русской печи или по старорусской традиции пекут пироги.

Женщины поют плачи по ушедшим родственникам. Потом накрывается стол, выставляются все приборы по числу тех, кого хотят помянуть. Садятся за столом, приглашают своих умерших родичей и разговоры с предками ведут. Из напитков особенно нравился всем питный мёд. Но и о жизни не забывают – устраивают потом пляски, гулянья, поют и славят жизнь, но это уже приходится на период с 5 по 9 мая.

Как появился Бог

Никакого учения о Его «появлении» христианская религия не имеет – впрочем, как и все остальные. Религиоведами еще во 2 пол. XX в. установлено: практически все языческие религии содержат учение о Создателе человека и мира, безначальном (то есть не имеющем начала, бывшем всегда), вечном. Это вполне логично – ведь Тот, Кто сотворил мир, должен Сам обладать так называемым «абсолютным», то есть не зависящим от мира, существованием, или бытием, иначе это – творение, а не творец. Десятки примеров веры в такого Создателя мира, приводит, например, один из основателей современного религиоведения М. Элиаде в своей книге «Священное и мирское».

Проповедь святого Павла в Афинах. Худ.: Рафаэль Санти

Впрочем, задолго до ученых мужей о том же явлении знали первые христиане: например, еще Апостол Павел обнаружил в языческих Афинах жертвенник с надписью: «Неведомому Богу» (Деян.17). Другое дело, что язычники:

  • не знали этого Бога так, как иудеи, христиане;
  • как правило, видели Его как «отошедшего от дел» после творения, недоступного человеку.

Спрашивать, «как появился Бог» стали атеисты, сами же и отвечающие, что понятие «Бога» является плодом размышлений человека над окружающим миром, так что люди постепенно пришли к идее Творца.

Однако, как видим, атеистический ответ относится к идее Творца, а не к Нему Самому. А противопоставить очень даже по-человечески логичным идеям, например, христианских философов о целесообразности, организованности мира, который уже поэтому должен иметь Создателя – практически нечего, кроме ничем не подтвержденных заявлений о «случайности» возникновения Вселенной. Если же мир возник не случайно – значит, есть и его Создатель, имеющий абсолютное бытие, стало быть, не «появившийся» по какой-то причине, а всегда существующий.

Начало должно было быть

Одним из доказанных принципов логики/науки/реальности является принцип причинности: у всего, что имеет начало, должна быть надлежащая причина. Этот принцип не гласит, что «у всего есть причина». Бертранд Рассел неправильно его озвучил. Нет, принцип звучит так: «У всего, что имеет начало, должна быть надлежащая причина». И всего минута размышлений подтвердит этот вывод – тому, у чего нет начала, не нужна причина. Более того, причина должна быть надлежащей или адекватной. Слова «Тебя нашли в капусте» не являются надлежащим объяснением вашего существования.

Этот принцип причинности настолько фундаментален, что если бы я сказал, что стул, на котором вы сидите, должно быть, имеет начало, но появился безо всякой причины, вы, наверное, подумали бы, что мне нужна помощь психиатра.

Современные атеисты, которые при описании своих убеждений любят использовать слова «рациональный», «оправданный» и «научный», считают, что величайшее из всех начал – начало вселенной – не имело никакой причины! Некоторые из них признают, что в этом заключается некоторая проблема, однако утверждают, что объяснение «ее создал Бог» ничего не объясняет, потому что нужно еще объяснить откуда взялся сам Бог. Однако насколько обоснован этот аргумент?

Интересные факты

  • В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
  • В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
  • По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
  • По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли Иисуса.

Культ Ра

Почитание Ра в Древнем Египте было повсеместным. Каждый день народ крупных городов или небольших селений, в храмах или в своих жилищах славил появление бога на небе. 

Несмотря на такое распространение культа, в поклонении Ра был и непростой период. Например, при царствовании Рамсесов более значительным считался Амон, а священные земли Ра составляли всего шестую часть от владений Амона. Почитание Ра стало менее выразительным, но о его исчезновении не могло быть и речи, ведь солнце по-прежнему озаряло мир своим светом.

Одним из центров культа бога был город Абу-Гураб, расположенный к югу от Каира. Ещё в эпоху Древнего царства здесь были построены огромные храмы, посвящённые Ра. 

Ра / Bryan Fogaça Rosado / bryanfrosadoart.artstation.com

Главной частью каждого храма было святилище, в центре которого располагалось изображение солнечного диска, созданного из нескольких каменных блоков. Фараон Ниусерра являлся организатором строительства одного из самых древних и зрелищных святилищ бога. По его приказу была создана каменная лодка Ра, её длина составляла около 30 метров.

Не менее важным центром почитания считался и Гелиополь, “солнечный город”. В нём было возведено множество обелисков, посвящённых Ра. Духовенство города считалось влиятельнейшими жрецами Египта, самыми сведущими людьми, что посвящали свою жизнь служению богу солнца.

Ра считался великим богом-творцом

Ра для народа Древнего Египта был не просто богом, воплощавшим солнечные энергию и свет. Люди считали его символом жизни и даже чуда, ведь Ра мог возродить человека, да и сам восставал из мёртвых с новым рассветом. Неслучайно многие древние правители считали, что Ра будет верным их союзником, когда настанет время перейти черту между двумя мирами.

Факты о богах из истории

С давних времен люди веровали в разное божество. Это происходило из-за потребности в поклонении кому-либо. Однако общаться, приносить дары тем, кого не видишь сложно. После этого люди начали олицетворять своих покровителей с помощью картин, фресок. Так возносить молитвы было легче.

Православные люди почитают как одну из ипостасей Иисуса Христа. На иконе он изображен как ребенок находящийся на руках девы Марии.

Изображают своего Бога и другие религии. Древние кельты передавали образ своего покровителя как трехглавое создание. Это показывало насколько он могуществен, умен и обладает даром всеведения.

Египтяне в свое время изображали богов как полулюдей, полуживотных. Каждый из них имел определенной предназначение.

У греков боги чаще всего представали сильными существами, неуязвимыми. Но при этом они обладали человеческим разумом.

Как появился Бог Род и как выражается его божественная суть

В славянской мифологии бытует мнение, что Творец существовал во вселенском яйце, олицетворяющем космическое Мироздание. Бог Род был послан высшими силами, чтобы наладить порядок в Хаос-Удгарде. Однако, согласно другой версии, прародитель создал себя сам внутри яйца.

Род выполнил свою задачу. Он разделил единый сгусток хаоса на тьму и свет, на день и ночь. В темных частицах появились темные боги, а в белых — светлые. Но все они враждовали между собой, и тогда творец Вселенной разделили мир на три части:

  • «Правь» — мир светлых Богов и место пребывание детей Рода;
  • «Явь» — земное материальное проявление мира;
  • «Навь» — невидимый мир подземного царства тьмы, где живут духи без плоти.

Все три мира взаимосвязаны, и рассматриваются как единое Мироздание. Сварог сковал мир цепями, благодаря чему и наступил порядок и процветание. А Род продолжил создавать небо и звезды, луну и солнце, животных, растения, людей и все, что мы видим вокруг себя.

Происхождение Рода практически одинаково описано и в славянской мифологии, и в скандинавской, и египетской. Древние источники описывают это явление следующим образом:

«Снаружи была пустота, ни несуществующего, ни сущего, ничего нет, ничего… Нет там ни смерти, ни того, что живет вечно. Это единственное существо — Хаос-Удгард дышало лишь своей собственной сущностью, скрытой сперва во тьме, потом в пустоте.».

Считалось, что солнце было создано из лица Рода, месяц — из его груди, звезды — из очей, зори светлые — из бровей, ночи темные — из дум, буйные ветра — из дыхания, дождь, снег и град — из слез, а гром с молнией — из голоса.

Эль Шаддай

В переводе на русский язык данное именное словосочетание означает «Бог Всемогущий». Буквосочетание шад- переводится, как «сила». В буквальном смысле это понятие расшифровывается следующим образом: «преисполненный могуществом, мощью, крепостью».

Существует еще несколько трактовок «Эль Шаддай». Однако они считаются менее достоверными. Например, существует мнение, что корень слова «Шаддай» происходит от древнеаккадского «Шаду», что переводится, как «гора». В таком случае само выражение может трактоваться, как «Бог горы».

Согласно другой точки зрения, «Шаддай» в переводе с древнееврейского означает «грудь кормящей матери». В этом якобы прослеживается связующая параллель, где материнская грудь выступает символом Бога.

Стоит отметить: подобное толкование было достаточно распространено в древние времена и вполне соответствовало старым верованиям, однако с толкованием Торы и других Писаний оно явно не совпадает.

Брахман

В древнеиндийской философской школе существовало схожее с греческим представление об Едином — индийцы называли его словом Брахман. Они верили в то, что весь наш мир во всем его многообразии: каждый листок на дереве, каждый камушек на земле, каждое живое существо, каждый момент времени, являются частичками некоего сверхсущества — Брахмана, а все физические, химические, биологические и исторические процессы во Вселенной являются жизненными процессами этого сверхсущества. Это существо не является личностным Богом, Брахман — это скорее душа мира, индифферентный абсолют, это непосредственно сама реальность. Это существо ниоткуда не появилось, и никуда не исчезнет, оно — само бытие. Утверждали, что Брахману не может быть дано никакое утвердительное определение, его можно определить лишь через отрицание: Брахман бесконечный, Брахман неизменный, Брахман неподвижный. Верящие в Брахмана древние индийцы были первыми пантеистами.

Интересно отметить, что знаменитый физик Эрвин Шрёдингер был ярым поклонником индийской философской школы веданты и написал целый трактат про связь квантовой механики и Брахмана. Но в отличии от Шредингера далеко не все философы древней Индии были согласны с идеей Брахмана, и об одном из них пойдет речь далее.

О Боге как таковом

Как известно, славянские языки относятся к индоевропейской группе, поэтому большинство лингвистов считает, что привычное для нас слово «Бог» является родственным санскритскому bhaga или иранскому baga, что означает «наделяющий» или «одаряющий». Есть еще понятие bhagas, т. е. «достояние» или «счастье». Как видим, наши предки в данном случае старались подобрать такое слово, которое бы наилучшим образом выражало их опыт встречи с чем-то надмирным, с Божеством. Вот почему славяне Бога называют Богом: потому что Он подлинный источник благ, дарующий людям подлинное счастье.

Далее может возникнуть еще один вполне закономерный вопрос: почему Бога называют «Господом»? Ответ здесь достаточно прост и имеет уже сугубо славянские корни. Несложно догадаться, что это слово восходит к понятию «господин» или «хозяин», в христианском понимании – «владыка». С ним так же тесно связано название Бога Творцом. Таким образом, получается, что Бог – Владыка вселенной в силу того, что Он и Творец её, но он Господин, который источает блага своему творению, ведь даже само бытие уже намного лучше, чем небытие. Отсюда следует, что Бога также называют Отцом. Мы и весь окружающий мир – дети Его, а само слово «отец» произошло из детской речи: праиндоевропейское atta – это обращение ребенка к кому-либо из родителей.

Всех перечисленных лингвистических нюансов апостол Иоанн не знал, да и намека на славян тогда не было, и писал он на койне, но именно Иоанн называет Бога любовью (1 Ин. 4:16) – наиболее полное наименование, объединяющие все понятия, о которых уже было сказано, превосходящее их и отражающее опыт встречи с Богом не только апостола, но и всех последующих поколений христиан.

Как выглядел бог Род? Его атрибуты

На самом деле, об истинном облике Рода не знает никто из ныне живущих. Более того, о его истинном облике не знали и в далекие времена. Дело в том, что легенда гласит, что после создания мира Род растворился в нем. Тем не менее, он продолжал существовать, а все другие боги были вынуждены подчиняться его приказам и наставлениям.

Считалось, что у Рода был и человеческий облик. На земле он появлялся в виде седовласого старика с длинной и ухоженной бородой, в балахоне (часто белом), либо в обычной древнерусской рубахе. На лбу старца практически всегда находился обруч, в центре которого был символ солнца, а иногда и славянская свастика (до того, как немецкие фашисты изгадили этот символ, ничего предосудительного в нем не было, и свастика считалась символом солнца, которое оно и отождествляло). Также у старика были очень длинные, густые и седые брови.

Что касается символов, то одежда старца также была испещрена рунами и символами. Иногда в руках он держал посох. К атрибутам можно отнести и головной обруч с символом коловорота. Помимо этого, главными атрибутами Рода считаются куда более важные вещи. Это:

  1. Дуб (дерево).
  2. Щука (рыба).
  3. Алатырь (камень – символ творения).
  4. Яйцо (обозначает космос).
  5. Аист (птица).

Заметьте, все эти символы мы неосознанно пронесли сквозь века. Все эти вещи часто упоминаются в наших народных сказках, в поверьях, в приметах. Например, то что аист приносит детей – это не просто шутка. Считалось, что аист – это тело, в котором Род путешествует по земле, и его появление способствует появлению человека.

Платон — вечность души

Платон

Другой известный древнегреческий философ Платон страшно уважал Пифагора и математику. Над воротами основанной им в Афинах академии он написал вошедшую в историю фразу: «Не геометр да не войдет». Но более всего Платон известен тем, что создал учение об идеях. Строго говоря, это учение начал формировать еще учитель Платона знаменитый афинский философ Сократ, но именно Платон развил его в философию, ныне известную как идеализм. Легче всего понять «идею» Платона можно через следующий пример.

В мире существует множество круглых столов, но ни один из этих столов не имеет совершенно круглую форму. Некоторые из столов имеют небольшие трещины и изъяны, некоторые сделаны добротно, но все же на атомном уровне не являются полностью круглыми. Несмотря на это, у нас в голове существует идея о совершенном геометрическом круге. Именно поэтому мы обычно называем такой круг идеальным. Кроме того, в мире существует великое множество столов разной формы, но у нас в голове существует абстрактная идея о столе, под которую подпадают все существующие в мире столы. Таким образом, обычный круглый стол в материальном мире по мнению Платона имеет прототип в мире идей: идею круглого стола, являющегося сочетанием идеи абстрактного стола и идеи круга.

Лучшими примерами платоновских идей являются математические объекты и отношения. Если мы задумаемся, было ли бы два плюс два равно четырем, если бы никакой Вселенной вовсе и не существовало, то мы придем к выводу, что да, было бы. Ведь это равенство не является чем-то материальным и зависящим от каких-то свойств мироздания — оно существует лишь в мире идей. Более того, мы можем бесконечно сочетать разные идеи и их сочетания, порождая все более и более сложные идеи. Таким образом, Платон приходит к выводу, что мир идей в отличии от материального мира вечный и бесконечный. Кроме того по мнению Платона, мир идей, несмотря на все свое многообразие, является нечтом Единым.

Развивая эту мысль, Платон задается вопросом: если наш разум, или образно говоря, душа, является суммой огромного множества идей, а идеи — это вечные сущности, то получается, что наша душа тоже не рождается и не умирает. Платон считал, что после физической смерти, душа человека возвращается обратно в мир идей и достигает с ним полного единения. Так Платон приходит к учению о бессмертии души и ее посмертному возвращению к Богу, которое позже будет перенято отцами христианской церкви.

Бога часто отождествляют с абсолютом, а Его свойства: вечность, знание, счастье

Многие мыслители отождествляли Бога и абсолют. Если Бог создал мир тогда, когда не было ничего кроме Бога, значит, должен был создать этот мир из самого Себя.

Не все согласны с такой идеей. Мы очень приземлено смотрим на духовные вещи. Какой материал в потустороннем мире? И нужен ли вообще? Следует ли ограничивать Бога законами нашей реальности?

Сотворил ли Бог мир из Самого Себя, человеку неизвестно

Восточные традиции очень ёмко охарактеризовали свойства Бога:

  • вечность — Он был, есть и будет;
  • знание — Ему ведомо всё;
  • счастье — Он пребывает в блаженстве.

В православии мы наблюдаем ту же мысль, но менее чёткую. Разные авторы противоречат друг другу. Что такое свойства? То, что свойственно. Для одних авторов свойство — это вечность, для других — то, что Бог является Троицей.

И всё же, если ориентироваться на восточную модель, можно привести следующий перечень свойств Всевышнего:

  • всеблагость;
  • неизменяемость;
  • вездесущность (беспредельность);
  • всеправедность;
  • всеблаженство;
  • всемогущество;
  • вечность;
  • всезнание;
  • духовность.

При желании это можно свести всё к той же формуле, либо, наоборот, углубить и развить каждое из качеств в целую тему.

Кто создал Бога?

Или Он – нас. Одно из Его имен – Создатель:

  • Появление вопроса об изначальной причине возникновения Господа связано со спецификой изучения вещей и явлений человеком на земле. Как правило, у всего есть начало, хотя науке известны случаи, когда оно отсутствует: например, прямая линия или окружность. Есть теории рождения космоса, точнее, гипотезы, так как проверить их непросто;
  • Всё перечисленное связано с материей, и всё это правильно, однако Бог по определению является сущностью духовной, которая находится везде и нигде одновременно. Размышляя о существовании Вселенной и, может быть, не одной, невольно можно прийти к мысли о ее Божественном происхождении. Кто-то должен был положить ей начало. Если был какой-то взрыв, то чем-то он должен быть вызван… и так до бесконечности. Тоже касается и области духовной;
  • Вера в Бога не мешает людям верить в науку и ее достижения. Существуют законы природы, и это нормально. С другой стороны, можно сказать и так, что всё это было кем-то сознательно спланировано, а не возникло из хаоса само по себе. Библия говорит о сотворении мира, частью которого является человек. Главное его отличие от прочих элементов – душа, а это уже что-то неземное…

Легенды и мифы о славянском Боге Роде

Вокруг Земли находились девять небес, которые имели каждый свое предназначение. На одном Небе проживало Солнце и звезды, на другом – Луна, а другое Небо для туч, облаков и ветров. На седьмом Небе было прозрачное дно Мирового Океана, откуда низвергаются Хляби Небесные, если кто-то из богов отворит эту «твердь». Считается, что в этом Океане все запасы воды, дождей, истоков никогда не могут иссякнуть.

Все Миры и небеса связывает своими крепкими ветвями Мировое Древо, подобное древнему дубу. Если передвигаться по Мировому Древу, то можно попасть в любой из этих миров.

Древо стоит на камне Алатырь, прочно укрепившись на нём своими корнями. Камень Алатырь находится в Светлом Ирии (или – Вырии, острове Буяне). На острове проживают предки всех животных, рыб, птиц. Поэтому все они называются «старшими». Например, «старший волк», «старший орел» или «старший олень» и так далее. Предками славян ранее считалось, что птицы по осени перелетают не на юг, а на остров Буян, чтобы перезимовать стужу лютую.

Готовые заговоры и обряды к Предкам

Помогут Вам провести традиционные славянские обряды к Родным Богам

Посмотреть все

Души тех животных, которые были убиты охотниками, по поверьям славян, попадали именно в Ирий, где держали ответ за свое существование в Яви перед «старшими». Все расскажут звери: как охотники обходятся с ними, благодарят ли за то, что жизнь отдали ради людей звери, птицы и рыбы, вредят ли живым существам. После таких встреч «старшие» отпускали животных, птиц и рыб обратно на землю, чтобы на ней не иссякало пропитание для людей и других животных. Когда же человек оказывается сильно виноватым перед Природой, то быть беде – вся дичь и рыба могут уйти и не вернутся.

Вот есть пример описания Мирового Древа, что на острове Буяне стоит:

«…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце».

Под конём понималась существующая Вселенная, что привязана к Древу, его оси.

В кроне Древа гнездятся соловьи, Птица Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим, Жар-Птица и Уточка. В стволе Древа пчёлы обретаются, у его корней – горностай, а плодами Древа являются семена всех растений на Земле.

По поверьям славян, если они водят хоровод на праздники вокруг березы, дуба или иного священного дерева, то так они предают своё почтение Мировому Древу, от семян которого произросли те празднично-хороводные деревья.

Были раньше заповедные леса, где росли только такие растения, плоды которых были съедобны и целебны, оберегались они людьми, использовались только для праздников, обрядов и исцеления. По поверьям, в священных деревьях обретались духи, помогающие человеку во всем. Также через священные деревья можно было добираться в различные миры. И всё это, до мельчайших деталей, задумывал Бог Род Прародитель и Творец.

Как выглядит Бог по Библии

Отец иисуса Христа имеет свое описание в Библии.

Вот несколько описаний, которые в ней можно встретить:

  1. Господь – это Дух. Он находится вне времени и пространства. Глаза человека увидеть его не могут, ведь состоит он из материй, которые привычны человеку.
  2. Как было сказано Богом Моисею в Ветхом Завете, его настоящий лик смертные увидеть не могут. Тот кто его увидит не сможет выжить.
  3. Пророк Даниил говорил, что Всевышний был одет в яркую белую одежду. Его престол горел пламенем, а волосы были как волна светлыми.
  4. А вот во Второзаконии говорится о том, что представлять Бога в живую нельзя. Представляя образ Создателя, мы возводим из него кумира, вводя себя в разврат и заблуждение.
  5. И в Священных Писаниях указывается, что истинный облик Господа живущим на земле увидеть не дано.

Какова должна быть причина возникновения Вселенной?

Причина возникновения Вселенной должна быть нематериальной, потому что, если бы причина была материальной / естественной, она подчинялась бы тем же законам тления, что и сама Вселенная. Это означает, что причина тоже должна была бы иметь начало, и возникает та же проблема, что и с циклами рождений и смертей вселенных. Таким образом, причина начала Вселенной должна быть сверхъестественной, т. е. нематериальной (духовной) — причиной вне пространства-материи-времени. Такие основания не подлежат закону тления и не будут иметь начало. То есть, причиной должен быть вечный дух.

Кроме того, причина возникновения Вселенной должна быть невероятно мощной: сами размер и энергия Вселенной вместе говорят об этой силе. Должна быть весомая (достаточная) причина.

Для меня эти слова звучат как описание Бога Библии. Библия раскрывает Творца Вселенной следующим образом:

— Всемогущий

Твои, Господи, величие и мощь, великолепие, победа и слава, ведь в небесах и на земле – все Твое.

Твое, Господи, царство. Ты над всем вознесен как Глава.

От Тебя богатство и слава, Ты – Властитель всего. В руках Твоих – сила и власть вознести и упрочить все.

(1 Паралипоменон 29:11-12)

— Дух (нематериальный)

Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоанна 4:24)

Обратите внимание, что Библия говорит:

Здесь Бог создал само время. Только Тот, Кто находится вне времени, то есть вечный или бесконечный, может сделать это.

Теперь, если спросить, откуда пришел Тот, Кто вечен, Кто не имел начала («Кто сотворил Бога?») это все равно, что спросить: «На ком женат холостяк?» Это иррациональный вопрос.

Библия соответствует действительности, что неудивительно, если учесть, что ее Автор — Сам Творец.

II. Триединство Бога

Троица – это один Бог в трех Ипостасях (Лицах): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании.

С самого начала человеческой истории Бог открыл Свое три¬единство. В Ветхом Завете есть учение о Троице, когда Бог говорит от пер¬вого лица во множественном числе: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8; см. также Быт. 1:26; 11:6, 7).

В Новом За¬вете мы находим достаточно доказательств существования Троицы. Это повеление крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а также слова апостольского бла¬гословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). Ярким свидетельством триединства Бога является сошествие Духа Святого на Иисуса Христа при водном крещении, где одновременно участвуют три ипостаси Бога: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16, 17).

Существует определенный порядок во взаимоотношениях между Ипостасями Троицы.

Отец – первый, Сын – второй: Он рожден от Отца и послан Им, Дух Святой – третий: Он посылается Отцом и Сыном. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26); «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Святого Духа Отцу, хотя Они в Своей божественной сущности равны между собой. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Святой Дух происходит от Отца и Сына, не умаляет Его Божественности, а лишь подчеркивает единство трех Ипостасей в одной природе (сущности).

Порядок во взаимоотношени¬ях не означает, что Отец, Сын и Дух Святой не обладают истин¬ной и равной Божественностью. Их истинная и равная Божественность неоспорима.

Отец – Бог: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6).Сын – Бог: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! … Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:28, 31).

Дух Святой – Бог: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3, 4).

Троица – это тайна, превосходящая наше понимание, которую нужно просто принять верой.

Мы не можем постичь те Божьи тайны, которые Он не захотел нам открыть. Даже небесные ангелы не мо¬гут постичь глубину Его бытия, но через Писание нам дано в та¬кой мере понять участие Троицы в творении, искуплении и освящении, что мы можем получить спасение и вечную славу.

Мы не знаем, как выглядит Бог, и скорее всего, Он не имеет облика

Господь Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Для многих верующих это указание, будто Бог похож на людей внешне. Вообще первые книги Бытия довольно приземлёно описывают внешность Бога: есть руки, физическое тело. Собственно, Бог бродит по эдемскому саду, который лично же и посадил.

Но всё это справедливо считать фигуральным языком. Богословы также указывали на то, что образ и подобие Бога — это указание на духовную природу, а не материальную. Ведь Священное Писание не отрицает, что животные и растения тоже могли быть сотворены по Его образу и подобию?

Божественное происхождение человека

Это область догадок. Для нас важнее, что об облике Бога ничего не сказано конкретно. Есть лишь символы и поэтические описания пророков. Наверняка, Господь не ограничен каким-либо телом.

По крайней мере, Священное Писание явно не указывает на одну внешность: то Бог ростом с человека (битва и патриархом Израилем), то около 20 метров (видение Моисея), то восседает среди звёзд в космосе.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий