Полезные материалы
Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.
Учебник
Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.
В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.
Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.
Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.
Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.
Справочник
Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.
В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.
Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.
Наш архив с пособиями
Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.
Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.
Наши статьи по орфографии
У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.
Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.
- Как пишется Вследствие.
- Также.
- Ничем или нечем
- Оттого.
- Как пишется Как ни.
К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.
Бесплатные тренажеры по русскому языку
Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.
Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.
Курс «Идеальный русский»
Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.
Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.
Другие курсы
У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.
- Курсы русского языка
- Подборка курсов русского языка для подготовки к ЕГЭ.
- Подборка курсов русского языка для подготовки к ОГЭ.
- Курсы для подготовки к ВПР по русскому языку.
Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.
Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:
Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может кусаться!
Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
- Они сегодня задерживаются.
- Завтра она представится своим коллегам.
- Смотри! Он приближается!
- Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
- Пусть они хорошенько там повеселятся.
Задаем вопросы:
- Они сегодня что делают? Задерживаются.
- Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
- Смотри! Он что делает? Приближается!
- Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
- Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.
Это вопросы глаголов 3-го лица
Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет
Первое спряжение
Глаголы первого спряжения оканчиваются на -ать\-еть\-оть\-уть\-ть. Пример глаголов первого спряжения: брать, молчать, сгинуть и т.д.
Окончания первого спряжения:
Глаголы-исключения 1 спряжения
Существует ряд глаголов, которые по форме относятся ко второму спряжению, но фактически — к первому.
Глаголы исключения: стелить, брить, зиждиться, зыбиться.
Второе спряжение
Глаголы второго спряжения оканчиваются на -ить. Пример глаголов второго спряжения: лепить, мастерить и т.д.
Окончания второго спряжения:
Глаголы-исключения 2 спряжения
Существует ряд глаголов, которые по форме относятся к первому спряжению, но фактически — ко второму.
Глаголы-исключения: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать.
Как определить спряжение глагола
Необходимо посмотреть на окончание глагола — ударное оно или нет.
1. Если окончание ударное, то спряжение определяется по личному окончанию глаголов. В окончании:
- е, у, ю — глагол I спряжения;
- и, а, я — глагол II спряжения.
Лес спит. Окончание ударное сп-и́т, глагол II спряжения.Ждёт весну. Окончание ударное жд-ёт, глагол I спряжения.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Поём песню.`choice-8`","widgets":{"choice-8":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}
2. Если окончание безударное, то спряжение определяется по суффиксу в инфинитиве.
- Для этого поставьте глагол в форму инфинитива (неопределенную форму).
- Определите, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
- все глаголы на -ить, кроме брить, стелить;
- 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть;
- 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать.
Пример алгоритма определения спряжения:
Приведем примеры:
- Глагол «берет». Начальная форма: брать. Окончание на -ать. Делаем вывод, что глагол первого спряжения.
- Глагол «лепит». Начальная форма: лепить. Окончание на -ить. Делаем вывод, что глагол второго спряжения.
Представим парадигму спряжения глагола «брать»:
Представим парадигму спряжения глагола «лепить»:
Обратите внимание, что глагол в личной форме и глагол в инфинитиве должны быть одного вида:
- увели́чит (что сделает?) — увеличить (что сделать?), на -ить, II спряжение, совершенный вид,
- увели́чивает (что делает?) — увеличивать (что делать?), на -ать, I спряжение, несовершенный вид.
{"questions":,"answer":0}},"step":1,"explanation":"Глагол-исключение, II спряжение, пишем и.","hints":},{"content":"Чита`fill_choice-7`м сказку.","widgets":{"fill_choice-7":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}},"explanation":"Читать, на -ать, I спряжение, пишем е."},{"content":"Они стро`fill_choice-39`т мост.","widgets":{"fill_choice-39":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":0}},"explanation":"Строить, на -ить, II спряжение, пишем я."}]}
Разноспрягаемые глаголы
Например, глагол «хотеть» в форме единственного числа 3-го лица относится к первому типу спряжения («хочет»), а в форме множественного числа 3-го лица — ко второму («хотят»).
Разноспрягаемые глаголы в русском языке:
- хотеть;
- чтить;
- бежать;
- брезжить.
Пример спряжения глагола «бежать»:
Особое спряжение
В русском языке существует вид глаголов, окончания у которых формируются по-особому принципу. К примеру:
- глагол «есть»: ем, едим, ешь, едите, ест, едят;
- глагол «дать»: даю, даем, даешь, даете, дает, дают.
Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям
Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.
Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:
- Рисует (что делает?) – это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует — (что делать?) рисовать.
- Скажет (что сделает?) – это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет — (что сделать?) сказать.
Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 107,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 176,
Полякова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 130,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 195,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 205,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 320,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 155,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 154,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 686,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 133,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 249,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 648,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 652,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 658,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 659,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 408,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 422,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 74,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 511,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 513,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 556,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 573,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 306,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 446,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 533,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 535,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Повторение стр. 136 — 137,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 43,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 47,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 219,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 238,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 337,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 119,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 120,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 482,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 208,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Виды спряжений в русском языке
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два вида.
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.
Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
1 спряжение | 2 спряжение |
---|---|
Все глаголы на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ТЬ, кроме 11 глаголов-исключений, а также 2 глагола на -ИТЬ (брить, стелить) | Глаголы на -ИТЬ (неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть. |
Правила:
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
Лицо, число и время у глаголов
Лицо глагола указывает на то, кем совершается данное действие.
Лицо и число глагола
Глагол в форме 1-го лица указывает, что действие совершается самим говорящим или говорящим вместе с другими (я пою, мы поем).
Глагол в форме 2-го лица указывает, что действие совершается тем, к кому обращается говорящий (собеседником) или собеседником вместе с другими (ты строишь, вы строите).
Глагол в форме 3-го лица указывает, что действие совершается лицом или предметом, не участвующим в речи (он думает, они варят).
У глаголов прошедшего времени нет форм лица. Значение лица передается у них с помощью личных местоимений (я ходил, ты ходил, вы ходили, они ходили).
Глаголы, которые изменяются по лицам, называются личными. Глаголы, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Они образуют лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и среднего рода единственного числа прошедшего времени. Безличные глаголы делятся на собственно-безличные (холодает, вечереет); образованные от личных глаголов (посветлело, тянет) и возвратно-безличные (вспоминается, снится).
Число глагола указывает на количество участников действия.
Показателями лица и числа глаголов являются окончания:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1-е | –у (–ю) | -ем, -им |
2-е | -ешь, -ишь | -ете, -ите |
3-е | -ет, -ит | -ут (-ют), -aт (-ят) |
Время глагола
Время выражает отношение действия к моменту речи. Глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.
Глаголы в форме настоящего времени выражают действие, которое совершается в данный момент. Эта форма бывает только у глаголов несовершенного вида. В форме настоящего времени глаголы изменяются по лицам и числам (слушаю — слушаешь — слушает — слушаем — слушаете — слушают).
Глаголы в форме будущего времени выражают действие, которое совершится в будущем, после момента речи. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но не изменяются по родам. Различают простую и сложную формы будущего времени.
Простую форму будущего времени образуют только глаголы совершенного вида (узнает, напишет, придумает).
Сложная форма будущего времени образуется только от глаголов несовершенного вида. Эта форма состоит из двух слов: формы будущего времени глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида (буду стараться, буду верить).
Глаголы в форме прошедшего времени выражают действие, которое происходило или произошло в прошлом, до момента речи. В форме прошедшего времени глаголы изменяются по числами и родам (просил — просила — просило — просили).
Связь между временем и видом глагола
Время |
Значение | Вид |
Формообразующая основа |
Настоящее | 1. Совпадение с моментом речи.
2. Постоянное действие |
Несовершенный | Настоящего времени |
Прошедшее | Совершается до момента речи | Несовершенный и совершенный | Инфинитива |
Будущее простое | Совершается после момента речи | Совершенный | Настоящего времени |
Будущее сложное | Несовершенный | Инфинитива |
Конспект урока по русскому языку «Лицо, число и время у глаголов». Выберите следующее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
- Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.
Как определить глагол первого спряжения
У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:
- -у, -ю, -ешь (-ёшь), -ет (-ёт) — в формах единственного числа;
- -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в формах множественного числа.
К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), е, я, например:
- а-ть — плавать, бросать, думать, рисовать;
- о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
- у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
- е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
- я-ть — веять, залаять, маяться, учуять.
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
---|---|---|---|---|---|
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | ||
Ед. | 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно | -у, -ю -ешь -ет | хлопочу хлопочешь хлопочет | -у, -ю -ишь -ит | медлю медлишь медлит |
Мн. | 1 – мы 2 – вы 3 – они | -ем -ете -ут, -ют | хлопочем хлопочете хлопочут | -им -ите -ат, -ят | медлим медлите медлят |
В этот список добавим глагол-исключение «брить»
- 1 лицо я брею — мы бреем
- 2 лицо ты бреешь — вы бреете
- 3 лицо он бреет — они бреют.
и глагол «стелить»
- 1 лицо я стелю — мы стелем
- 2 лицо ты стелешь — вы стелете
- 3 лицо он стелет — они стелют.
Грамматика
Слова «пишешь» и «пишет» – личные формы инфинитива «писать» в изъявительном наклонении настоящего времени единственного числа 2-го лица («Ты пишешь»), и в том же наклонении того же времени 3-го лица («Он/Она/Оно пишет»). Слово «писа́ть» – переходный глагол несовершенного вида I спряжения. Состоит из корня «пис-», суффикса «-а-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами пи-са́ть. Вариант пис-а́ть считается ненормативным, так как даёт чёткую ассоциацию на графический омоним «пи́сать», обозначающий мочеиспускание. Соответствующие глаголы совершенного вида «вписать», «дописать», «исписать», «написать», «отписать», «подписать», «приписать», «списать».
Пояснения
Графические омонимы – слова, одинаково пишущиеся (без учёта над- и подстрочных знаков), но имеющие различные, не родственные по смыслу, значения. Переходный значит, что субъект, совершающий действие (человек) пишет на/в носителе информации (бумаге или ином писчем материале, магнитной или оптической поверхности, в памяти компьютерного устройства) посредством приспособления для письма/записывания (карандаша, ручки, кисти) или устройства для ввода информации (клавиатуры, сенсорного экрана, магнитофона/диктофона, видеокамеры). Даже если обмакнуть нос в чернила, то им ведь нужно к чему-то приложиться и поводить, чтобы написать. Несовершенный значит, что действие или совершается, но ещё не заканчивается, не подходит к концу, или его только ещё предстоит совершить.
Спряжение
Личные формы глагола «писать» таковы:
(Я) пишу́ (наст.)/ писа́л (прошедш. муж.)/ писа́ла (прош. жен.)/ писа́л (писа́ла) илиписа́л (писа́ла) (сослагательн.)/ (Я/мы) писа́тьили (Мне/вам) писа́ть (повелительн.).
(Мы) пи́шем (наст.)/ писа́ли (прошедш.)/ писа́ли или писа́ли (сослагательн.).
- (Ты) пи́шешь (наст.)/ писа́л (писа́ла) (прошедш.)/ писа́л (писа́ла) илиписа́л (писа́ла) (сослагательн.)/ пиши́ (повелительн.).
- (Вы) пи́шете (наст.)/ писа́ли (прошедш.)/ писа́лиилиписа́ли (сослагательн.)/ пиши́те/пи́шем/пи́шемте (повелительн.).
- (Он) пи́шет (наст.)/ писа́л (прошедш.)/ писа́лилиписа́л (сослагательн.)/ пи́шет (повелительн.).
- (Она) пи́шет (наст.)/ писа́ла (прошедш.)/ писа́лаилиписа́ла (сослагательн.)/ пи́шет (повелительн.).
- (Оно) пи́шет (наст.)/ писа́ло (прошедш.)/ писа́лоилиписа́ло (сослагательн.)/ пи́шет (повелительн.).
(Они) пи́шут (наст.)/ писа́ли (прошедш.)/ писа́лиилиписа́ли (сослагательн.)/ пи́шут (повелительн.).
Действительное причастие настоящего времени пи́шущий; прошедшего писа́вший. Страдательные причастия прошедшего времени пи́санный (для текстовых документов, однотонных изображений, звуко- и видеозаписей); пи́саный (для живых красот и красочных живописных произведений: «картина, писаная маслом», «краса писаная», «писаная миниатюра», «писаное пасхальное яичко». Деепричастия настоящего пиша́ (архаизм), пи́шучи; прошедшего писа́в, писа́вши.
Что такое падеж?
Несмотря на то, что устанавливать падеж учат ещё в третьем классе, для многих учащихся вопрос — как определить падеж — остаётся открытым вплоть до выпускного класса
Но для того, чтобы ясно понимать тему и уметь составлять склонение существительных в русском языке таблица, следует разобраться с категорией падежа как таковой, ведь без неё не существует склонение по падежам, такое важное для морфологии
Падеж — категориальное понятие этой науки, разделяющий существительные (в данном случае) на 6 рядов противопоставленных друг другу форм. Некоторые окончания в них могут совпадать, но все шесть падежей не могут иметь одно и то же окончание. Исключение составляют несклоняемые существительные, о которых будет говориться позже. Итак, полный список падежей с вопросами:
- Именительный. Ставит вопросы кто? что?
- Родительный. Ставит вопросы кого? чего? Вспомогательным вопросом для учащегося становится откуда?
- Дательный. Ставит вопросы кому? чему?
- Винительный. Ставит вопросы кого? что? Вспомогательным вопросом является куда?
- Творительный. Ставит вопросы кем? чем?
- Предложный. Ставит вопросы о (на) ком? о (на) чём? Вспомогательным вопросом видится где?
Если уважаемый читатель внимательно посмотрит на названия падежей, он быстро поймёт, что даже семантика их названий становится подсказкой. Так, в дательном падеже, с корнем -дат- (кому? чему?) что-либо. То же самое действует и с другими падежами, читатель может догадаться о подсказках, кроющихся в названиях падежей, самостоятельно.
Творительный и предложный падежи
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
- орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
- субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой; отмывается (чем?) тряпкой;
- входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.
Предложный падеж – особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
- тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке;
- временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных; работать (где?) в кафе.
- используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).
Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?
Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.
Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) форму глагола, которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».
Что такое спряжение?
Спряжением называют грамматическую категорию глаголов, которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.
В современном русском языке известны 2 спряжения глаголов, которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.
Когда «пишете» надо писать с «е»
Если у нас изъяснительное или сослагательное наклонение, мы пишем в этом глаголе букву «е». То есть всегда, когда мы никого не побуждаем к действию.
Я думаю, это все равно достаточно громоздкое пояснение, поэтому просто следуйте принципу: «Если гласный после «пиш» безударный – пишем «е».
Вот вам пять примеров разных предложений. Произнесите их вслух и понаблюдайте за тем, какая буква написана после «пиш».
- Если вы напишете мне сегодня, я успею посмотреть ваши бумаги.
- Вы читаете или пишете?
- Вы пишете слишком много, отдохните.
- Пишете письмо Деду Морозу?
- Когда перепишете всю работу, дайте знать.
Как определить глагол первого спряжения
У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:
- -у, -ю, -ешь (-ёшь), -ет (-ёт) — в формах единственного числа;
- -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в формах множественного числа.
К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), е, я, например:
- а-ть — плавать, бросать, думать, рисовать;
- о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
- у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
- е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
- я-ть — веять, залаять, маяться, учуять, надеяться, лелеять, блеять, затеять, таять.
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
---|---|---|---|---|---|
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | ||
Ед. | 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно | -у, -ю -ешь -ет | хлопочу хлопочешь хлопочет | -у, -ю -ишь -ит | медлю медлишь медлит |
Мн. | 1 – мы 2 – вы 3 – они | -ем -ете -ут, -ют | хлопочем хлопочете хлопочут | -им -ите -ат, -ят | медлим медлите медлят |
В этот список добавим глагол-исключение «брить»
- 1 лицо я брею — мы бреем
- 2 лицо ты бреешь — вы бреете
- 3 лицо он бреет — они бреют.
и глагол «стелить»
- 1 лицо я стелю — мы стелем
- 2 лицо ты стелешь — вы стелете
- 3 лицо он стелет — они стелют.
Алгоритм выбора окончания глаголов
Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение
Для этого следует использовать четкий алгоритм.
1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы: если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).
2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.
3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.
- Глагол оканчивается на -ить (кроме трех исключений), значит, он второго спряжения. Сюда же отнесем 7 глаголов, оканчивающихся на -еть, и 4 глагола на -ать.
- Глагол в начальной форме оканчивается на любые другие буквы (кроме вышеперечисленных 11 глаголов), значит, он спрягается по типу первого спряжения. Добавим сюда 3 глагола-исключения на -ить.
4. Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.
Самые распространённые ошибки
Чаще всего при определении окончания глаголов по спряжениям заключатся в том, что глаголы-исключения забываются. Запомним, что спряжение глаголов-исключений:
- Вертеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Слышать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Стелить – 1 спряжение (исключение 2 спряжения на «ить»);
- Ненавидеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Зависеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Держать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Дышать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Стелить – 1 спряжение (глагол-исключение 2 спряжения на «ить»);
- Терпеть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Гнать — 2 спряжение (исключение 1 спряжения на «ать»);
- Обидеть – 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»);
- Зиждиться – 1 спряжение (глагол-исключение 2 спряжения на «ить»);
- Брить – 2 спряжение (исключение 2 спряжения на «ить»);
- Зыбиться — 1спряжение (глагол-исключение 2 спряжения на «ить»);
- Смотреть — 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»), запоните его и всегда отвечайте на вопрос «какое спряжение у глагола смотреть» правильно.
- Молчать – 1 спряжение (не является исключением, окончание «ать»);
- Видеть – 2 спряжение (глагол-исключение 1 спряжения на «еть»).
Запомните формы спряжения глаголов в третьем лице множественного числа 1 спряжения («ут» и «ют»), а «ат» и «ят» — 2 спряжения. Чтобы не запутаться, обратитесь к таблице и запомните виды глаголов и их окончаний в том или ином числе и лице. Это позволит избежать ошибок.