Значение эпитетов
Без них наша речь была бы невыразительной и бедной. Ведь восприятие информации упрощает образность речи. Не только можно передать одним метким словом сообщение о факте, но еще и описать эмоции, которые он вызывает, его значение.
По степени выраженности некоторой характеристики и по силе передаваемых эмоций эпитеты могут различаться. Например, если мы скажем «вода холодная», мы передадим лишь приблизительную информацию о ее температуре. А если употребить словосочетание «вода ледяная», можно передать вместе с основной информацией эмоции, ощущения, ассоциации с пронизывающим, колючим холодом.
Обычно эпитет в предложении выполняет синтаксическую функцию определения. Его можно поэтому считать образным определением.
Как написать свой рассказ? Подбираем эпитеты
Подбирать удачные образы к словам довольно сложно, но этому можно научиться. Достаточно просто начать подмечать мелкие детали и полагаться на свой чувственный опыт. У всех писателей и поэтов разные способы подбора эпитетов к слову, например, кому-то он придёт сразу, а кому-то придётся долго выписывать прилагательные и смотреть, подойдут ли они. Научитесь чувствовать своих персонажей, представлять место действия в красках и деталях.
Для начала попробуйте:
- Представить комнату или то место, в котором находятся герои. Можно найти фотографию места и попробовать описать его, используя как можно больше выразительных средств. После окончания работы внимательно прочитайте текст и подумайте, какие из образов оказались самыми удачными. Оставьте их в конечном варианте.
- Описывая внешность, поведенческие особенности и голос героя, всегда представляйте его и «наблюдайте» за его мимикой. Можно обратиться к художественному опыту именитых писателей-классиков:
«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»
Описание внешности Григория Печорина из «Героя нашего времени» пера М.Ю. Лермонтова.
- Некоторые начинающие авторы используют словари и специальные сайты для подбора эпитетов и метафор. Попробуйте использовать их.
- Читайте больше художественной литературы и стихотворений разных авторов. Так можно не только научиться у мастеров, но и вдохновиться удачными образами.
Итак, мы разобрались с тем, что такое эпитет, рассмотрели примеры его использования в разных текстах, научились подбирать их и делать акцент на нужные образы в собственных рассказах.
Виды эпитетов
Часто пред нами встает еще одна проблема, как отличить эпитеты друг от друга. Ведь их выделяется сразу несколько видов. При этом на экзамене или просто в жизни каждому из нас хочется получить хорошую оценку и уважение окружающих.
Отличить эпитеты друг от друга по составу слова не слишком сложно, главное, запомнить, какие они бывают.
Простые, Слитные и Составные.
Простые выражены одним словом, чаще всего прилагательным.
Слитные имеют два и более корней, которые воспринимаются, как одно целою по отношению к определяемому слову.
Составные, которые имеют два и более слова.
Эпитеты могут быть авторскими, это такие слова, которые мы не можем услышать в реальной жизни, чаще всего они предстают перед нами в стихах поэтов-классиков, но и в прозе это явление тоже довольно распространено.
Существует еще одна классификация эпитетов по некоторым другим признакам:
- Общеязыковой. Это такие определения предметов, которые образованный человек использует в своей жизни довольно часто. Например, если попробовать подобрать эпитеты к слову «дерево», то можно насчитать их очень и очень много;
- Народно-поэтический. Это уже устоявшиеся фразы, которые сложно применить в каком-то другом контексте, нежели в уже привычном. Они все пришли из народного фольклора, у них есть специфика — переносить свойство одного предмета на другой. Например, синяя река, черный омут;
- Индивидуально-авторский. Это те эпитеты, которые практически невозможно встретить в повседневной жизни, но они прекрасно выглядят на страницах литературных произведений, особенно это касается художественных произведений. Например, вечер сине-хмурый.
- Это эпитеты, которые входят в состав устойчивых выражений. Они также практически не используются в повседневной речи. Пример, молочная река, кисельные берега.
Как видите ничего сложного.
Виды эпитетов
Данные выразительные средства классифицируются:
1. По структуре:
-
простые – одиночные прилагательные: «статная осина»;
-
сложные либо слитные – имеющие два и более корней, но рассматриваемые как единое: «пшенично-желтые усы, убедительно-быстроногий спортсмен»;
-
составные, имеющие форму словосочетания: «Всеволод Большое Гнездо, Владимир Красное Солнышко».
2. По степени освоенности:
-
общеязыковые, употребляемые в повседневной жизни — «каменное сердце»;
-
народно-поэтические, включающие устоявшиеся фразы из фольклора — «красная девица»;
-
индивидуально-авторские, которые сложно встретить в повседневной жизни, но они хорошо звучат в литературных произведениях — «край осиротелый»;
-
эпитеты из устойчивых выражений — «молочная река».
3. По семантическому признаку:
-
цветовые («алый сумрак»);
-
оценочные, характеризующие объекты в плане поведения, психологии, портрета, цвета, формы, температуры дающие поведенческую, психологическую портретную характеристику либо по цвету, форме, температуре («грустная голубизна»).
4. По функции:
-
изобразительные и лирические («золотые листья»);
-
эмоциональные («очаровательное утро»).
5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:
-
свободные («робкая любовь»);
-
постоянные («добрый молодец», «светлое будущее»).
6. По способу обозначения признака:
-
с прямым значением («седой старик»);
-
с переносным значением («седой туман»).
Другая классификация
Существует и другая классификация. В большинстве случаев такие образные выражение стоят рядом со словами, употреблёнными в тексте в переносном смысле. Если существительное имеет переносный смысл, то и эпитета значение другое, например:
- метонимическим;
- метаморфическим.
Метонимические
. Основываются на переносном метонимическом смысле. Ярким примером является выражение из творчества С. Есенина:«берёзовым, весёлым языком».
Метаморфические
. Отличаются от первого вида. Название этого типа говорит об основе образного выражения. Основной является . Примеров таких эпитетов в литературе очень много. Например, у Пушкина — это «лёгкие угрозы».
Самостоятельные и постоянные
Самостоятельных эпитетов существует не так уж и много. В литературных произведениях или повседневной жизни, они используются без существительных
. Они являются самостоятельными и полноценными членами предложения. Им не нужно дополнение. Если говорить о литературных направлениях, то больше всего такие самостоятельные образные выражения встречаются в произведениях всем известной эпохи символизма.
Что такое постоянные эпитеты? Такой вид в отличие, от самостоятельных выражений, часто встречается в литературе и в повседневной жизни. Постоянные эпитеты — это красивые и понятные образные выражения
, которые преимущественно используются в разговорной речи. Разговорные эпитеты позволяют нам лучше передавать эмоции сказанных слов. Или же показывать своё отношение к определённым предметам обсуждения или к самому собеседнику. Придавая новый смысл словам, постоянные выражения улучшают наши навыки в общении с окружающими.
Какими частями речи могут быть эпитеты?
Эпитеты чаще всего являются прилагательными, причастиями и наречиями и реже другими частями речи. Примеры:
В роли эпитета выступают прилагательные:
Тучка золотая, молниеносное решение, горькая правда, мраморная кожа
В роли эпитета выступают причастия:
Грохочущий ливень, поседевший лес
В роли эпитета выступают существительные:
Утес-великан, волшебница-зима, мать – сыра земля, ветер-бродяга
В роли эпитета выступают числительные:
вторая жизнь, третьи руки
В роли эпитета выступают наречия:
Горячо любить, безмерно счастлив
В роли эпитета выступают деепричастия:
Волны несутся, гремя и сверкая
Эпитетами также могут быть местоимения и глаголы.
Практика: отличаем эпитет от логического определения
Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.
А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.
Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.
У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.
А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?
Части речи в функции эпитета
- Эпитет прилагательное встречается чаще всего. «Буйная молодость», «золотые руки». Прилагательное не просто является признаком предмета, но описывает его ярко, образно, служит украшением определяемого слова. «Железная выдержка» – характеристика человека, остающегося невозмутимым в любой ситуации; «Тоска зеленая» — не просто скука, а тягучая, беспросветная. «Робкая и бедная любовь» – чувство, заранее обреченное на неудачу, безответность.
- Наречие выступает в предложении в роли обстоятельства. «Между тучами и морем гордо реет буревестник» (М. Горький)
- В виде существительного. «И вот сама идет волшебница-зима» (А. С. Пушкин) «Текут невинные беседы с прикрасой легкой клеветы».
- Числительные в его функции приобретают оценочное значение. «Седьмая вода на киселе», «промотал миллионы», «первая ученица в классе» . Употребление больших числовых значений используется для гиперболизации. «Мильон терзаний», «тысяча мелочей».
- Причастия способствуют наглядному представлению событий, придают описанию лаконичность и точность. Употребление причастий помогает выразить торжественность события. «Обновленная дружба: Россия поддержит Кубу…» (Новости ОРТ). Причастия используются для большей убедительности читателей. «Увлажняющий крем с омолаживающим эффектом». «Ситуация, изменяющаяся к лучшему, будет к лучшему изменяться вместе с мировой экономикой» (Новости, ОРТ). Причастия в функции эпитета могут приобретать устойчивый характер. «Хорошо забытое старое».
- Отглагольное прилагательное. «Долго он стоял окаменелый, провожая взглядом удаляющуюся фигурку девушки».
Прилагательные придают литературным произведениям красоту и освещают их блестящими красками. Они обогащают устную речь и позволяют более полно выразить чувства, эмоции.
Конструкции эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:
- глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
- черная тоска – максимально печальное состояние;
- сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
- жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
- стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.
Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.
Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.
Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.
Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:
Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев) И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)
Или существительные. Пример:
Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов) ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин) Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)
Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:
А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)
Или причастия и причастные обороты. Пример:
Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок) Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)
Также, как и деепричастия, и деепричастные обороты . Пример:
ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак) Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)
Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.
Эпитеты — часть сложной синтаксической конструкции
В прозе и поэзии роль эпитетов реализовываться может и следующим образом: когда они являются частью некоторой сложной синтаксической конструкции. Вся она в целом должна также не только донести идею автора до читателя, но и обогатить ее эмоционально. Например, в произведении «Мастер и Маргарита» Булгакова писатель, изображая то, как выходит прокуратор Понтий Пилат из дворца Ирода, нанизывает друг на друга эпитеты, задавая ритм этому отрезку текста. При этом он употребляет образные определения, не только описывающие походку и цвет, но и транслирующие информацию, находящуюся за текстом. Символически кровавый, а не просто красный подбой плаща. А эпитеты, использованные для описания походки, указывают на прошлое ее обладателя, на то, что он и сегодня сохранил выправку военного. Другие выступают описаниями обстоятельств времени и места.
Можно привести и иные примеры из различных эпизодов этого произведения.
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.
Такие прилагательные могут обозначать:
- предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
- место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
- функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
- принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
- принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
- время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
- численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Сравните относительное прилагательное / эпитет:
- каменный стол / каменное лицо;
- золотая медаль / золотой век;
- спортивный снаряд / спортивная осанка;
- гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
- столетняя война / столетний дед (очень старый человек).
Узнайте больше про:
- Примеры эпитетов;
- Примеры метафоры;
- Анафору;
- Метонимию;
- Градацию;
- Фольклор;
- Постиронию:
- Средства выразительности;
- Фразеологизмы;
- Гиперболу;
- Аллегорию;
- Антитезу;
- Культуру.
Что такое постоянные эпитеты? .
Эпи́тет (от др. -греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установившегося взгляда на эпитет нет в теории литературы: одни относят его к фигурам речи, другие считают, наряду с фигурами и тропами, самостоятельным средством поэтической изобразительности; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.
Александр Веселовский охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля .
Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans). Это название ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи, однако только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
При упоминании о выразительных средствах текстах, сразу на ум приходят эпитеты. Что же такое эпитеты? Это определенные выражения, которые придают тексту особое звучание. Найти в тексте их просто. Чаще всего они выражены именами прилагательными (голубое настроение) . Также встречаются и имена существительные в роли эпитетов (веселья шум) . С помощью эпитетов легко дать точную оценку тому или иному явлению. Понять, что такое эпитет, очень легко, когда в тексте приводится ряд синонимов или квазисинонимов. ( Прозрачной лести ожерелья \ И четки мудрости златой) . Если говорить об истории эпитетов, то можно отметить, что они развивался. Эпитеты были уже в первых художественных произведениях (мифах, сказках) . Но эти эпитеты были статическими и употреблялись с одними и теми же словами. Некоторые из них стали сегодня метафорами (синее море, звездное небо, белая лебедь и т. д. ) . Но первым поэтам казалось некрасивым употреблять одни и те же эпитеты, и стали подбираться другие слова. Так, например, у Гомера небо называется то серым, то темным. Эти эпитеты также прижились в языке и стали привычными эпитетами. С развитием поэзии эпитеты становились красивее и необычнее.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/183604269
Примеры эпитетов в литературе:
Я не из тех, чье имя легион,Я не из царства духов безымянных.Пройдя пути среди равнин туманных,Я увидал безбрежный небосклон.
Константин Бальмонт «Я не из тех»
Мы живём, точно в сне неразгаданном,На одной из удобных планет…Много есть, чего вовсе не надо нам,А того, что нам хочется, нет…
Игорь Северянин «Странно»
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.
М.Ю. Лермонтов «Тучи»
А, ты думал – я тоже такая,Что можно забыть меняИ что брошусь, моля и рыдая,Под копыта гнедого коня.
А.А. Ахматова «А ты думал, я тоже такая»
«Ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях» — образ княжны Мери из «Героя нашего времени»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Прилагательное в роли сказуемого. Примеры
Прилагательное может быть сказуемым в предложении. Приведем примеры предложений, в которых прилагательное в разных грамматических формах выполняет роль сказуемого.
Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Оно обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже:
- Воробей (что делает?) чирикает весело.
- Бабушка (что с ней происходит?) болеет .
- Наша кошка (какова?) игрива .
Как видим, сказуемое может обозначать признак подлежащего, который выражается именем прилагательным. При этом в предложении нет глагола, который обозначает действие или состояние, например:
- Небо над головой (какое?) бездонное и глубокое .
- Маленькие котята (каковы?) шаловливы и игривы .
Обратим внимание, что сказуемое, выраженное прилагательным, как правило, находится после подлежащего, в постпозиции, что свойственно русскому языку. На первом месте стоит подлежащее, а за ним употребляется сказуемое, хотя бывают случаи непрямого порядка слов.
Сравним предложения:
В первом случае прилагательное «глубокое» находится перед подлежащим. Оно обозначает только признак предмета:
озеро (какое?) глубокое.
Это второстепенный член предложения определение.
Во втором случае прилагательное находится после подлежащего «озеро», и от него задается к прилагательному вопросы:
Это сказуемое, выраженное прилагательным. Оно называется составным именным, так как главным в нем является имя прилагательное. При нем могут быть глаголы-связки, утратившие полноценное лексическое значение и только указывающие на грамматические признаки времени, числа, рода, например:
Виды эпитетов
Прилагательные могут быть родовыми, языковыми, народно-токсическими, личного авторства и устойчивыми. Давайте рассмотрим их по отдельности.
Общеязыковые эпитеты
Это прилагательные, которые используются настолько часто, что создаются устойчивые формулы.
Они представляют самую многочисленную группу. Сюда относятся прилагательные, которые могут придать слову определенную выразительность, но лишены стилистической окраски.
Эти прилагательные уже устоялись в нашей речи. Несмотря на то, что они используются в специфическом phor смысле, мы знаем, что они означают.
Сравните прямое значение прилагательных с их конкретным значением phor.
- непонятный язык и птичий язык;
- крупный снег и тихий снег;
- большая любовь и мученическая любовь;
- полная тишина и гробовая тишина;
- быстрая речь и пламенная речь.
Народно-поэтические эпитеты
Прилагательное, образованное от народного творчества — фольклор. Примеры: синее море, красная весна, шелковистые ресницы, лук, кровавый укус, горе.
Обычно эти прилагательные выражены краткой формой прилагательного (синее море, чистое поле). В качестве альтернативы передается тон (честный) или прилагательное идет после слова, которое оно обозначает (простой орех, золотая скорлупа).
Индивидуально-авторский
Семантические корреляции встречаются редко. Они редко воспроизводятся, но иногда характерны для архаичных речевых актов.
Примеры: шоколадное настроение в качетсвенной пустыне, ромашковый смех, каменная молния, золотое облако, гигантский утес.
Постоянный
Когда техника используется в фиксированных фразах, например: 3-D королевство, хороший парень. При написании художественной литературы писатели используют
- оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
- описательными (уставшее сердце);
- эмоциональными (унылая осень, грустная пора).
Прилагательные делают художественные фразы более выразительными.
Виды эпитетов
Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.
По сфере употребления
Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.
Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.
Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.
Свойства народно-поэтических эпитетов:
-
Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);
-
Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);
-
Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).
Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).
Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
По характеру обозначения признака
По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.
Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.
Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».
Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:
- лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
- жуткая история и жуткая боль;
- гробовая доска и гробовая тишина;
- могучий боец и могучая гора;
- пламенный столб и пламенная речь.
По степени устойчивости связи с определяемым словом
Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.
Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.
По структуре
По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.
С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.
Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:
- солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
- огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
- мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
- чернобровая красавица — красавица с черными бровями.
К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице…» используется сложный эпитет черный-черный.
Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.
Какие бывают эпитеты?
Существует множество классификаций эпитетов, коротко остановимся на основных.
КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По происхождению.
Общеязыковые: самая многочисленная группа эпитетов. Отличительная черта общеязыковых эпитетов – они понятны без контекста, связь между словами относительно усточива, то есть эпитеты воспроизводятся и неоднократно употребляются в речи или литератырном языке.
Примеры: жуткая боль, сильный мороз, понурый взгляд, багровый закат.
Постоянные (народно-поэтические): эпитеты, пришедшие из устного творчества. Отличительные черты народно-поэтических эпитетов:
– частое употребление прилагательного в краткой (усеченной форме): чисто поле, сыра земля;
– перенос ударения: шелкОвые луга, зеленО вино;
– инверсия определяющего и определяемого (постановка эпитета после существительного): горе горькое, ноги резвые, ветры буйные.
Примеры: в русском народном творчестве постоянно фигурируют следующие эпитеты темный лес, море синее, поле чистое, терем высокий, стол дубовый, сабля вострая, добрый молодец, девица-красавица и т. д.
Индивидуально-авторские (окказиональные): в основе таких эпитетов лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Авторские эпитеты как правило невоспроизводимы (то есть не употребляются в обычной речи и не употребляются другими авторами).
Примеры: мокрогубый ветер, чурбанное равнодушие, мармеладное настроение
Иногда индивидуально-авторские эпитеты со временем переходят в общеязыковые.
КЛАССИФИКАЦИЯ 2. Стилистический подход.
Согласно данной классификации эпитеты делятся на усилительные, уточнительные и контрастные.
Усилительные: указывают на признак, данный в определяемом слове, не внося ничего нового.
Примеры усилительных эпитетов: горе горькое, зеркальная гладь, холодное равнодушие.
Уточнительные: указывают на отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т. д.).
Примеры уточнительных эпитетов: мудрые слова, жаркая слеза, печальный взгляд
Контрастные: образуют с определяемыми существительными сочетание противоположных по смыслу слов – оксюмороны
Примеры контрастных эпитетов: живой труп, ненавидящая любовь