Что такое прямая речь?
В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.
«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.
«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.
Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей:
- слова автора;
- речь действующего лица.
Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:
Примеры
сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.
Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:
Примеры
удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.
В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.
В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.
Прямая речь может находиться
- перед словами автора;
- после авторских слов;
- внутри авторской речи;
- слова автора внутри прямой речи.
Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:
- А (а) — слова автора;
- П (п) — прямая речь.
Правила оформления
Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.
Схемы:
После авторских слов | Перед авторскими словами | Внутри авторских слов |
А: «П!»
А: «П?» А: «П…» А: «П». |
«П!» – а.
«П?» – а. «П», – а. |
А: «П!» – а.
А: «П?» – а. А: «П…» – а. А: «П», – а. |
Расшифровка обозначений: «П» – прямая речь, «А» – слова автора.
Для лучшего понимания приведем примеры для левой колонки схем:
- Он прокричал: «Начался дождь!»
- Он спросил: «Дождь еще не начался?»
- Он подумал: «Скоро будет дождь…»
- Он пожал плечами: «Все-таки дождь пошел».
Далее идут предложения для центральной колонки таблицы схем:
- «Мы идем гулять!» – засмеялась она.
- «Мы пойдем гулять?» – спросила она.
- «Мы уже гуляем», – ответила она по телефону.
И последними идут примеры для правой колонки схем:
- Он улыбнулся: «Обед был очень вкусный!» – и зажмурил глаза от удовольствия.
- Она взглянула на него: «Ты действительно так считаешь?» – и сильно удивилась.
- Он задумался, глядя вдаль: «Может, ты и прав…» – и покачал головой.
- Она подбежала к нему: «Папа, возьми кленовый листок», – и протянула его своей маленькой ручкой.
Существуют также ситуации, когда слова автора расположены так, словно разрывают данный речевой тип.
Схема:
«П, – а. – П».
В таких сложных случаях в кавычки берется все высказывание вместе с авторскими словами.
Пример: «Я приеду потом, – сказал он. – Ужинайте без меня».
Важно! Такой речевой тип членом предложения не является! Пунктуационные схемы
Примеры предложений со схемами
Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д.
Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
1. «П(!?)», — а.
Пример:
«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).
2. А: «П(!?)».
Пример:
Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».
3. «П(!?), — а, — п(!?)».
Пример:
«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).
4. «П(!?), — а. — П(!?)».
Пример:
«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».
5. «П(!?), — а: П(!?)».
Пример:
«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).
6. А: «П(!?)», — а.
Пример:
он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.
Диалог
Диалог (от греч. dialogos — разговор) — это разговор двух или нескольких лиц, используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится тире. Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.
Пунктуационное оформление диалога:
1. — Р(!?), — а.
Пример:
— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.
2. А:
— Р(!?).
Пример:
водитель уточнил:
— За угол красного кирпичного дома?
3. — Р(!?), — а. — Р(!?).
Пример:
— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!
4. — Р(!?), — а, — р(!?).
Пример:
— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.
5. А:
— Р(!?), — а.
Пример:
он сказал:
— Здравствуйте! — и подошёл к окну… (В. Драгунский).
Предложения с косвенной речью
Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.
Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.
Пример:
- Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
- , (как быть с местом, если он умрёт) — косвенная речь.
Несобственно-прямая речь
Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Передаётся она не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.
Пример:
- Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
- Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт — косвенная речь.
- Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.
Цитирование
Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Способы оформления цитат:
1. предложения с прямой речью.
Пример:
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»
2. Предложения с косвенной речью.
Пример:
Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»
3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.
Пример:
«По мнению Оскара Уайльда, “быть серьёзным — это несерьёзно!”»
4. Отдельные слова и словосочетания.
Пример:
«В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов называет Пушкина “невольником чести”».
5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Пример:
«Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:На лире скромной, благородной,Земных богов я не хвалил…»
Предложение с дополнением
Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.
Пример:
«Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».
Запомните: Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
- Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
- Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
§ 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
§ 53.1
Прозаический текст в пьесах дается в подбор к имени действующего лица (последнее выделяется шрифтом); после имени действующего лица ставится точка:
Анна Павловна. А Виктор Михайлович где? Лиза. Уехал. (Л.Т.)
§ 53.2
В стихотворных текстах после имени действующего лица, данного отдельной строкой и выключенного посередине, точка не ставится:
Нина
Смерть, смерть! Он прав — в груди огонь — весь ад.
Арбенин
Да, я тебе на бале подал яд. (Л.)
§ 53.3
Реплики автора перед началом каждого отдельного действия пьесы (обычно набранные более мелким шрифтом без абзаца) в скобки не заключаются; последнюю строку выключают посередине:
Действие первое
Театр представляет переднюю богатого дома в Москве. Три двери: наружная, в кабинет Леонида Фёдоровича и в комнату Василия Леонидыча.
Лестница наверх, во внутренние покои; сзади неё проход в буфет. (Л.Т.)
§ 53.4
В ремарках, помещенных рядом с именем действующего лица и выделенных иным шрифтом (обычно кур сивом) в скобках, после скобки ставится точка:
Манефа (Глумову). Убегай от суеты, убегай.
Глумов (с постным видом и со вздохами). Убегаю, убегаю. (Остр.)
§ 53.5
Ремарки в тексте, относящиеся к данному лицу, если после ремарки следует новая фраза того же лица или если ремаркой заканчивается реплика, начинают прописной буквой, выделяют курсивом в скобках, с точкой внутри скобки:
а) Е п и х о д о в. Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… (Ч.)
б) А н ф и с а (увидав Лыняева). Ах, вы уж… уж сами. (Идёт в сад.) (Остр.)
Если же ремарка находится в середине фразы действующего лица, она начинается со строчной буквы и выделяется курсивом в скобках, без точки:
Н и к и т а. А теперь я пойду (оглядывается кругом) налево.
§ 53.6
В стихотворных текстах ремарки, относящиеся к данному лицу, если примыкают к имени действующего лица, даются курсивом в скобках без точки; если же идут в середине (или по окончании текста) реплики действующего лица, то выделяются в отдельную строку и даются курсивом в скобках с точкой:
А р б е н и н (прислушивается)
Лжёшь! Он тут
(показывает на кабинет)
И, верно, сладко спит: прислушайся,
как дышит.
(В сторону.)
Но скоро перестанет.
С л у г а (в сторону)
Он всё слышит… (Л.)
§ 53.7
Ремарка, относящаяся к другому действующему лицу, набирается обычно более мелким шрифтом и выключается в красную строку, без скобок:
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Где тебе! Сиди уж…
Фирс входит; он принёс пальто. (Ч.)
§ 53.8
Если в середине реплики одного лица встречается ремарка, относящаяся к другому лицу, или ремарка общего характера (например, Темнеет или Раздаются песни), то ремарка выключается, как обычно, в красную строку, без скобок, а продолжение речи ранее говорившего лица (перед ремаркой) приводится с новой строки без абзаца, причем имя действующего лица не повторяется:
С е р г е й П е т р о в и ч. Пойдёмте со мною в дом.
На кухне раздаётся стук посуды.
Вот и ужин нам приготовлен.
Имя действующего лица повторяют в тех случаях, когда при нем имеется относящаяся к нему ремарка:
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вам понадобились великаны… Они только в сказках хороши, а так они пугают.
В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (задумчиво). Епиходов идёт. (Ч.)
§ 53.9
Если стихотворная строка дробится на части (в одной строке дается речь нескольких действующих лиц), то оформляется эта строка «лесенкой», т. е. начало текста реплики второго действующего лица будет на том уровне, где кончился текст реплики ранее говорившего:
1-й п о н т е р
Иван Ильич, позвольте мне поставить.
Б а н к о м е т
Извольте.
1-й п о н т е р
Сто рублей.
Б а н к о м е т
Идет.
2-й п о н т е р
Ну, в добрый путь. (Л.)
См. Ицкович В. А., Шварцкопф Б. С. Знаки препинания как реплики диалога, Современная русская пунктуация М. 1979 |
|
Иванова В. Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962. С. 23. |
Выделение на письме
Рассмотрим знаки препинания при прямой речи в предложениях с примерами и на схемах.
Прямая речь перед словами автора.
В таком случае перед прямой речью мы ставим двоеточие и открываем кавычки, а в конце закрываем их. Если мы видим восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие, то пишем их до закрытия кавычек. Если же точка — после кавычек.
А: «П!»
Над моим ухом прозвучал громкий голос дворника: «Эй, посторонись!»
А: «П?»
Инопланетное существо помахало клешнёй и спросило: «А на какой я планете?»
А: «П…»
А завтра по утру маменька скажет: «Мы же проститься не успели…»
А: «П».
Папа мне сказал: «Мама ушла на работу, а тебя попросила погулять с собакой».
Слова автора после речи персонажа.
Если рассматривать данный случай, то в нём мы заключаем прямую речь в кавычки, а затем ставим тире.
Важно! Слова автора после прямой речи всегда пишутся с маленькой буквы.
«П!» — а.
«Поднимем бунт!» — закричали пираты соседнего корабля.
«П?» — а.
«Почему мама отправила меня сходить в магазин,а не Федьку?» — подумал я про себя.
«П…» — а.
«Думаю, я совершил плохой поступок» — сказал я Мише и заплакал.
«П», — а.
«Хотел бы я сейчас оказаться на том острове», — сказал я папе и пошёл в свою комнату.
Слова автора и прямая речь разрываются.
В таком случае перед и после слов автора ставится тире
Обратите внимание, затем ставится точка (запятая) и тире, а дальше идёт продолжение прямой речи. Если на месте разрыва не должно быть никакого знака препинания, то после слов автора ставится запятая и тире, а дальше продолжается прямая речь с маленькой буквы
«П, — а, — п».
«Потом, — пообещал отец, — мы обязательно сходим в цирк».
Если же на месте разрыва должна быть точка, то после слов автора мы ставим её и тире, а дальше продолжаем прямую речь с большой буквы.
«П, — а. — П».
«Вот бы с кем подружиться, — подумал он еще. — Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…».
Если слова автора содержат два глагола,один из которых будет относиться к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то далее ставится двоеточие и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«П, — а: — П».
«Не сердись, — подумал я и добавил: — А то мы не сможем дойти до места».
Прямая речь стоит между словами автора.
Если прямая речь расположена внутри слов автора, то перед ней ставится двоеточие, после — запятая и тире. Запятая не ставится в том случае, если прямая речь должна заканчиваться на вопросительный знак, восклицательный или многоточие. Не стоит забывать, что далее слова автора начинаются с маленькой буквы.
А: «П!» — а.
Я прижался к перилам и пропустил девочку: «Опять!» — сказал я и пошёл дальше.
А: «П?» — а.
На вопрос: «Кто ходил в амбар?» — мне не ответили.
А: «П…» — а.
Светлана подняла гребень и со словами: «Надо расчесать волосы они запутались …» — посмотрела в зеркало.
А: «П», — а.
Андрей сказал нам: «Ребята, нам стоит поторопиться», — и продолжил идти вперёд.
Оформление конструкций, передающих чужую речь
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.
Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, «Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»». В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
- Если такое предложение начинается с абзаца, перед ним ставится дефис, но не используют кавычки. Например:
- Мальчишки бежали по улице и кричали:- Кому свежая газета! Покупайте свежие новости!
- Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики: «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков). «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
- Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы: «Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
- В том случае, если в словах автора применяются два глагола, то они могут относиться к первой и второй части предложения с прямой речью. Примеры: «Все способы лечения уже попробовали, — вздохнул доктор, а затем с надеждой спросил. – А, может, забыли какой-то?»- Ты зачем меня позвал? — спросил Голос и добавил. – Думаешь, я тебе одному нужен?
Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например: «Ты куда сейчас идешь?» – спросил я насупившегося друга. – «А тебе зачем знать?» – «А вдруг нам по пути?» – «Вряд ли».
Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.
Знаки препинания и прямая речь
Прямая речь в этом отношении отличается сложной комбинацией выделяющих и отделяющих знаков препинания, выполняя функцию передачи чужого высказывания. Особую роль здесь играет двоеточие.
Рассмотрим несколько вариантов изложения прямой речи с правильной расстановкой знаков препинания. При письменном отображении прямой речи используются следующие знаки препинания:
- двоеточие;
- точка;
- запятая;
- тире;
- вопросительный знак;
- восклицательный знак;
- кавычки.
Прямая речь после слов автора
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется . Сама прямая речь заключается в кавычки, если идет в строку.
Однако двоеточие не ставится, если прямая речь заключается между двумя предложениями, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь.
Прямая речь перед авторскими словами
1 Когда прямая речь приводится внутри повествовательного текста, то она заключается в кавычки, а перед авторскими словами ставится запятая и тире.
2 Если речь идет о диалоге, то прямая речь выделяется тире с одной стороны и запятой с тире — с другой.
Подробнее об этом читайте ниже в разделе «Знаки препинания при диалоге»
3 Когда после прямой речи идет авторская ремарка, которая начинается словами:
- «так рассказывают»,
- «так говорит»,
- «так следует»,
- «вот как видится»,
то после кавычек ставится только тире.
То же правило действует в случае присоединительной конструкции в конце предложения.
Прямая речь внутри авторских слов
1 Когда прямая речь стоит внутри авторских слов, перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (факультативно). Обычно, если в конце прямой речи есть вопросительный или восклицательный знаки, то ставится тире. В иных случаях — запятая.
2 Между двумя репликами разных лиц, находящихся внутри авторского текста, ставятся запятая и тире.
3 Авторы любят использовать отдельные подлинные выражения своих героев в повествовательном тексте. В таких случаях двоеточие не ставится.
Авторские слова внутри прямой речи
В предложениях, где слова автора стоят внутри прямой речи, наблюдается особенно большое разнообразие знаков препинания и нюансов в их применении:
1 Кавычки ставятся только в начале и конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.
2 Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно стоять двоеточие, то слова автора выделяются с одной стороны тире, а с другой — запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
3 При наличии двух глаголов со значением высказывания внутри авторского текста, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие, при этом вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.
Абзацы при прямой речи
Прямая речь может идти в строку (это называется в подбор) или оформляться абзацем.
Первое чаще применялось писателями прошлого. В современной литературе написание прямой речи в строку применяется лишь в случае короткой, небольшой фразы или когда излагается внутренний монолог персонажа.
Абзацы при прямой речи придают повествованию более быстрый темп, большую экспрессию, большую занимательность, прерывают нудное, долгое повествование.
В случае абзаца после слов автора ставится двоеточие, а перед прямой речью — тире.
Абзацы широко применяются при активном диалоге.
§ 49. Авторские слова внутри прямой речи
§ 49.1
Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, — заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться» (Фурм.).
Примечания: 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»). 2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях: 1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.); 2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.); 3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.); 4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике. |
§ 49.2
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторонзапятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте разрыва стояло бы двоеточие.
§ 49.3
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан, — напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, — покачал головой Воропаев. — Ну, разве мне дойти?» (Павл.)
§ 49.4
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются сострочной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)
§ 49.5
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — начинается с прописной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин, — не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди… — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю, — отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: — Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).