Предложения с косвенной речью
Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить, |
что я мог быть замешан в гнусном бунте. |
Главная часть | Придаточная часть |
Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь
Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью. |
Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание! |
Предложение с косвенной речью. |
Диктор сообщил, чтозавтра ожидается похолодание. |
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
Я спросил, когда отправляется поезд.
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
Капитан приказал, чтобы подняли флаг.
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
Цель высказывания в косвенной речи |
Способ присоединения косвенной речи |
Повествовательное предложение |
ЧТО, БУДТО |
Вопросительное предложение |
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ |
Побудительное предложение |
ЧТОБЫ |
Разновидности: цитата и несобственно-прямая речь
Как уже было сказано выше, цитирование отличается от прямой речи в русском языке тем, что вторая может быть косвенной. А самым главным отличием является то, что цитата с ее уникальностью может быть также членом предложения
. Единственным сходством цитаты и данного речевого типа будут кавычки: и то, и другое всегда ими оформляется на письме.
Правила пунктуации для цитирования:
- Если цитата становится косвенным высказыванием или другой частью предложения, которая органично вписывается в текст, то она берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При анализе предложения такая цитата также разбирается, как и авторские слова. Например: «Тем, кто выступал независимыми судьями на шоу, было сразу понятно, «кто есть кто», и обмануть себя они не дали.
- Если цитата становится членом предложения, то пишется она с заглавной буквы и выделятся кавычками при письме. Прямой речью такое цитирование также не считается.
Например: «Любовная лодка разбилась о быт» – данной строчке уже более 80 лет.
Отдельным особняком стоит несобственно-прямая конструкция, которая выглядит как отрывок повествования, передающий мысли, эмоции, настроение или позицию
изображенного персонажа. Однако такая прямая речь с особой интонацией никак не выделяется: ни синтаксически, ни пунктуационно. Автором этого приема в литературе является А.С. Пушкин, чтобы говорить и одновременно думать за своего персонажа. Такая речевая позиция является трансляцией чужой мысли.
Например: Вот его дом. Он обветшалый, туда давненько никто не заходил. А вот и парадное. Господи! Как он мог жить здесь? На полу слой грязи, обои разорваны. Настоящая дыра!
Эта конструкция, естественно, имеет отношение к автору, поэтому все местоимения и глагольные формы выбраны именно с его позиции, но все же такая несобственно-прямая речь имеет лексические и стилистические особенности, которые присущи нашему речевому типу. Например, применение разговорной .
Когда Андрей доехал домой, его решительность и мало-помалу испарилась…он посмотрел в окно: Москва была по-весеннему прекрасна. Горожане любовались первыми одуванчиками…Где теперь Анна? Каково ей на чужбине? Совсем пропала. Чем же она занята? Андрей вернулся к компьютеру и снова начал набирать сообщение.
Проблему данного типа повествования впервые стал изучать Михаил Бахтин, а Волошинов уже заговорил о ее двухакцентности и том, каким многоголосьем отдает такой тон повествования. Успенский же предложил соединить эти конструкции с внутренним монологом героя и обозначить их как промежуточную стадию перехода прямой речи
в косвенную.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них
Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи
§ 49. Авторские слова внутри прямой речи
§ 49.1
Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, — заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться» (Фурм.).
Примечания: 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»). 2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях: 1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.); 2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.); 3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.); 4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике. |
§ 49.2
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторонзапятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) — на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) — на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (Л.) — на месте разрыва стояло бы двоеточие.
§ 49.3
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан, — напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, — покачал головой Воропаев. — Ну, разве мне дойти?» (Павл.)
§ 49.4
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются сострочной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)
§ 49.5
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, — начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, — начинается с прописной буквы): «Не надо… — сказал Вершинин, — не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди… — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю, — отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: — Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).
Пунктуация при прямой речи
А теперь давайте разберемся, как же все-таки написать предложение с прямой речью и не запутаться при этом в знаках препинания.
Главное правило мы уже усвоили: прямая речь пишется в кавычках. Далее мы действуем в зависимости от положения прямой речи по отношению к словам автора.
Поэтому разберем названные выше четыре варианта положения.
Прямая речь в конце предложения
Это случай, когда в предложении сначала идут слова автора, а затем прямая речь. В такой ситуации мы ставим двоеточие после слов автора и дальше записываем с заглавной буквы прямую речь. На схеме, в зависимости от завершающих знаков, это выглядит так:
Обратите внимание, что точку мы ставим после кавычек, а другие знаки препинания – внутри кавычек
{"questions":,"answer":0},"fill_choice-20":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":0},"fill_choice-30":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":0},"fill_choice-49":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1}},"step":1,"hints":}]}
Прямая речь разрывает слова автора
Если же после слов автора и прямой речи добавляются другие слова автора, тогда мы к предыдущему пункту добавляем тире после прямой речи и только потом продолжаем слова автора:
В этих примерах обратите внимание на то, что после прямой речи слова автора продолжаются со строчной буквы. Также, если прямая речь заканчивалась точкой, то эту точку мы не пишем
Подсказка!
При таком положении прямой речи её можно спокойно убрать из предложения. Например:
Иван Иваныч сказал: «Шутите!» — и засмеялся.Иван Иваныч сказал и засмеялся.
{"questions":,"answer":0},"fill_choice-4":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":0},"fill_choice-13":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1}},"step":1,"hints":}]}
Слова автора после прямой речи
Если сначала идет прямая речь, а потом слова автора, мы ставим тире после прямой речи и дальше со строчной буквы пишем слова автора.
Заметьте, если в конце прямой речи должна стоять точка, мы заменяем ее на запятую. И она так же, как и точка, ставится после кавычек. В то время как все остальные завершающие знаки ставятся внутри кавычек.
{"questions":,"answer":3},"fill_choice-4":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1},"fill_choice-12":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1}},"step":1,"hints":}]}
Слова автора разрывают прямую речь
Когда слова автора разрывают прямую речь, они записываются внутри кавычек. Например:
И снова стоит обратить внимание на случай с точкой. Так, если прямая речь завершается точкой, то мы меняем точку на запятую, затем после слов автора тоже ставим запятую и продолжаем прямую речь со строчной буквы
Во всех остальных случаях после слов автора мы ставим точку и продолжаем прямую речь с заглавной буквы.
{"questions":,"answer":0},"fill_choice-5":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1},"fill_choice-14":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1},"fill_choice-30":{"type":"fill_choice","letters":1,"options":,"answer":1}},"step":1,"hints":}]}
Общая схема
Давайте для удобства составим общую схему всех случаев пунктуации при прямой речи.
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"step":1,"hints":}]}
Это была нелегкая тема, в которой нужно многое запомнить. А чтобы было легче это сделать, закрепите материал просмотром видеоурока.
Знаки препинания при цитатах
Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с большой буквы. Все остальные знаки препинания ставятся как в прямой речи.
Например:»Язык, – отмечал А.П. Чехов, – должен быть прост и изящен».
Цитата может включаться в авторский текст как часть предложения. В таком случае, она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы.
Например: Комедия дает Чацкому «мильон терзаний». (Гончаров)
В кавычках пишутся те слова, которые употреблены в ироничном, необычном или же новом для них значении.
Например: Таких рассказов, я, человек не в деревне не «живалый» наслушался сполна.
Знаки препинания при диалоге
Пунктуационное оформление диалога
Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский) |
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– Куда идешь? – А так иду, куда ноги идут. – Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь) |
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Условные обозначения:
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы; р – реплика, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
А: – Р. |
А: – Р! |
А: – Р? |
Чичиков обратился к нему с такими словами:– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а. |
– Р! – а. |
– Р? – а. |
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Р, – а, – р. |
– Р, – а. – Р. |
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. | А: – Р! – а. | А: – Р? – а. |
Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Упражнение № 1
__Добрый вечер_, _ _казал на всякой случай Маленький принц.
__Добрый вечер_, _ _тветила змея.
__На какую это планету я попал?_
__На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.
__Вот как. А разве на Земле нет людей?_
__Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Упражнение № 2
_Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.
_Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
_Администратор Варьете Варенуха.
_Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
_Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
_Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
(Булгаков)
Упражнение № 3
Я сказал_
_Ну как?
_Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.
_Хорошая песня, правда? _ _просил я.
_Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
_Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.
_Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
_Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть
_Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.
(Драгунский)
Примеры предложений со схемами
Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и т. д.
Прямая речь («П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В текстах художественной литературы прямая речь используется для создания речевой характеристики героев.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
1. «П(!?)», — а.
Пример:
«Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика (А. Пушкин).
2. А: «П(!?)».
Пример:
Игнат сказал: «Завтра едем на дачу».
3. «П(!?), — а, — п(!?)».
Пример:
«Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (А. Пушкин).
4. «П(!?), — а. — П(!?)».
Пример:
«Да ведь это школа! — воскликнул шофёр. — Здесь учительница живёт».
5. «П(!?), — а: П(!?)».
Пример:
«Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков).
6. А: «П(!?)», — а.
Пример:
он кивнул присутствующим: «Все здесь», — и широко улыбнулся.
Диалог
Диалог (от греч. dialogos — разговор) — это разговор двух или нескольких лиц, используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Каждая реплика записывается с красной строки, не заключается в кавычки, перед ней ставится тире. Слова автора в диалоге часто отсутствуют, поэтому надо быть внимательным, чтобы понять, кто говорит.
Пунктуационное оформление диалога:
1. — Р(!?), — а.
Пример:
— Поверните за угол, — попросила водителя Ира.
2. А:
— Р(!?).
Пример:
водитель уточнил:
— За угол красного кирпичного дома?
3. — Р(!?), — а. — Р(!?).
Пример:
— Ну конечно же он прав! — сказала я Ирине Степановне. — Нельзя вам сейчас здесь оставаться!
4. — Р(!?), — а, — р(!?).
Пример:
— Для вас, ребята, всё это превосходно, — сказал Рустам, — вам эта штука по душе, а мне — нет.
5. А:
— Р(!?), — а.
Пример:
он сказал:
— Здравствуйте! — и подошёл к окну… (В. Драгунский).
Предложения с косвенной речью
Косвенная речь — это чужая речь, введённая автором в повествование в форме придаточного предложения; она не передаёт дословно речь говорящего, отражая её приблизительно. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.
Придаточная часть всегда стоит после главной, присоединяется к главной при помощи союзов что, чтобы и, если предложение вопросительное, союзными словами какой, который, где, когда и проч.
Пример:
- Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
- , (как быть с местом, если он умрёт) — косвенная речь.
Несобственно-прямая речь
Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. Передаётся она не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими.
Пример:
- Аверкий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро?» — прямая речь.
- Аверкию надо было подумать, как быть с местом, если он умрёт — косвенная речь.
- Но всё-таки надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет? Если скоро умрёшь, думать тут, конечно, нечего. Ну, а если не скоро? (И. Бунин) — несобственно-прямая речь.
Цитирование
Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Способы оформления цитат:
1. предложения с прямой речью.
Пример:
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным — это несерьёзно!»
2. Предложения с косвенной речью.
Пример:
Оскар Уайльд говорил, что «быть серьёзным — это несерьёзно!»
3. Предложения с вводными словами и словосочетаниями.
Пример:
«По мнению Оскара Уайльда, “быть серьёзным — это несерьёзно!”»
4. Отдельные слова и словосочетания.
Пример:
«В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов называет Пушкина “невольником чести”».
5. Цитаты из стихотворного текста в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Пример:
«Уже в самом начале своей поэтической деятельности Пушкин писал:На лире скромной, благородной,Земных богов я не хвалил…»
Предложение с дополнением
Простые предложения с дополнением называют только тему чужой речи.
Пример:
«Игорь долго рассказывал о своей поездке в Крым».
Запомните: Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Условные обозначения:
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1
«П», – а.»П!» – а.
«П?» – а. |
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире
Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы
Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
А: «П».А: «П!»
А: «П?» |
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Схема 3
«П, – а, – п».
«П, – а. – П». |
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире
Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Схема 4
А: «П» – а.
А: «П!» – а. А: «П?» – а. |
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире
Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
«П, – а, – п. П».
«П, – а. – П». |
Что такое «прямая речь»?
Прямая речь передает чужое высказывание, которое сопровождается авторскими словами. Авторские слова устанавливают передачу чужой речи, поясняют, к кому она относится, как и при каких условиях была сказана, к кому была обращена, передает оценку и пр.«Тихо, тихо, не шумите, детки!» — немного сердито крикнул отец, когда малыши с визгом побежали к столу.
Как мы видим, по своей структуре прямая речь распадается на 2 части:
- 1 часть — слова автора;
- 2 часть — собственно прямая речь, слова другого лица, не автора, которые воспринимаются как переданные автором от имени этого лица.
Если авторские слова отсутствуют, то говорят не о прямой речи, а о чужой.Присутствующие заняли свои места. «Начинаем родительское собрание!» В классе наступила полная тишина.
Средства речевой характеристики
Средства речевой характеристики: глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать.
- «И прекрасно сделал», — откликнулсяфилософ. (Н. Лесков)
- «Стреляй, Рита!..Стреляй!» — кричализенитчицы. (Б. Васильев)
- «Пиявки тут есть?» — задыхаясь спросилаГурвич. (Б. Васильев)
- «А что мне жениться?» — возразилФедя. (И. Тургенев).
Глаголы с указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть, осведомиться и др. «Чистить надо», — подтвердил гость. (Б.Л. Васильев)
«Не вместе в ложу», — согласилсяон со вздохом. (И.А. Обломов)
Бабушка посоветовала Марине: «Иди, доченька, замуж, хватит в девках ходить!»
Глаголы, передающие эмоциональное состояние: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др. «Нет, нет, нет!» — затряслась Четвертак. (Б.Л. Васильев)
«И откуда их черт принес?- Рыбак с новой силой начал переживать случившееся. — Вот уж действительно: беда одна не ходит» (В. Быков)
Отец усмехнулся:«Сколько ж мы с тобой на рыбалку не ходили, дорогой сынок!»
Отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др. «Господи боже мой!» — с жаром продолжал башмачник. (И.С. Тургенев)
«Пчелы бы жить не стали, батюшка», — сказал он со вздохом. (И.С. Тургенев).
«Как его зовут?»- с живостью спросила Елена. (И.С. Тургенев)
Называния субъекта речи: кто говорит. «Кто там?»- раздался голос Шубина. (И. Тургенев)
Отецсказал с удивлением: «А он- птица, гость-то наш! Сахару велел нам отпустить, во как!» (Б. Васильев)
«Что ж ты, земляк, не подумаешь взглянуть на квартиру?»- спросил Тарантьев.(И.А. Гончаров)
Характеристику речи: тихо, печально, с жаром , с радостью и др
«Баба-работница», — важно заметил Хорь. (И
Тургенев)
«Художник», — промолвил стихой улыбкой Берсенев. (И. Тургенев)
«Что? Как не переедешь?» — грозновозразил Тарантьев. (И.А. Гончаров)
«Отчего?» — сказал Манилов тоже ласково и с видом сожаления. (Н.В. Гоголь)