Как сделать морфемный и словообразовательный разбор слова: конкретные примеры

Понятие морфемы

К морфемам относятся приставка, корень, суффикс, окончание, соединительные гласные и постфикс. Каждая морфема имеет определенное положение в словоформе:

  • Приставка находится в начале. В одной лексической единице их может быть несколько. Приставка несет слово- и формообразовательную функцию. Например, крошить – рас-крошить, думать – об-думать, ход – про-ход.
  • В корне лежит главный лексический смысл. Слов без этой части не существует. Например, хлеб – хлеб-ный – хлеб-ец, волна – волн-истый – раз-волн-оваться.
  • Позиция суффикса находится после корня и перед окончанием. Он несет слово- и формообразовательную функцию. В одной лексической единице может быть от одного до трех суффиксов. Например, река – реч-к-а, совет – совет-ова-ть, камень – камен-н-ый.
  • Окончание не является частью основы и выделяется только у изменяемых частей речи (кроме неопределенных местоимений, возвратных глаголов, сложных числительных). Оно указывает на род, число, падеж, лицо, а также определяет связь слов в синтаксических конструкциях. В некоторых словах встречается нулевое окончание. Например, конь Ø – кон-я, крути-ть – крут-ят, тонк-ий – тонк-ая.
  • Соединительные гласные образуют сложные лексемы (имеют два и более корня). Наиболее распространенные соединит. гласные – -о и -е, но можно встреть -и, -а, -у. Например, звероловство, кашевар, шестиклассник, сорокалетие, сорвиголова, двустволка.
  • Постфикс стоит после окончания. К нему относят возвратный глагольный суффикс -сь/-ся, суффикс повелит. наклонения мн. ч. -те, местоименные -то, -либо, -нибудь, -ка и -таки. Постфиксы относятся к основе слова и прерываются окончанием. Например, жмуриться, выполняйте, так-то, когда-либо, кто-нибудь, покажи-ка, все-таки.

Важно! Все морфемы, за исключением окончания, составляют основу словоформы. Глагольный суффикс прош

вр. -л- также не входит в нее.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов мор­фем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень сло­ва;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, пост­фикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные глас­ные.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окон­ча­ния.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, напри­мер:

  • при­не­сти — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
  • дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
  • смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла).

У неко­то­рых слов окон­ча­ние явля­ет­ся нуле­вым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окон­ча­ние и неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и пост­фик­сы не вклю­ча­ют­ся в осно­ву сло­ва.

Основа — зна­ча­щая часть сло­ва без окон­ча­ния и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов и пост­фик­сов

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, пост­фикс).

  • глаз-а — осно­ва глаз-;
  • уход-и-л-а — осно­ва уходи-;
  • свет-ящ-ий-ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва быва­ет:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффик­са­ми;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более кор­ней.
  • сло­веч­ко: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • зем­ле­чер­пал­ка: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 кор­ня).

Основа сло­ва быва­ет про­из­вод­ная и непро­из­вод­ная.

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, напри­мер:

  • сестра;
  • гроза;
  • пестрый;
  • когда;
  • чуть.

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са:

  • сест­рин­ский — сестринск-;
  • пред­гро­зо­вой — предгрозов-;
  • пест­ро­та — пестрот-.

Основа, кото­рая обра­зу­ет новое сло­во с помо­щью аффик­сов, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, напри­мер:

  • -уч-: учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, при­учить;
  • -трав-: тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затра­ве­неть;
  • -прям-: пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, пря­мо­душ­ный.

Морфемы

Содержание (быстрый переход):

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe — форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Раздел языкознания, изучающий значимые части слова (морфемы) называется морфемикой.

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание

Окончание — изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий — рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени — лица и числа, в прошедшем времени — рода и числа.

Нулевое окончание — окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил — на ед. ч. м. р.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет их у служебных слов (в, после, не), наречий (тихо, высоко), неизменяемых существительных (какаду, шоссе) и прилагательных (экстра, бордо), инфинитива глаголов (бежать, петь), деепричастий (увидев, собравшись).

Чтобы выделить окончание, следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа — часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а. Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется.

Основа, равная корню, называется непроизводной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Корень

Корень — главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег — бережок — береговой — прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Корень — обязательная часть слова. Без приставок, окончаний, суффиксов слова могут существовать (меню, очень, завтра), а без корня — нет.

В слове чаще всего один корень, но может быть и больше. Слова с двумя и более корнями называются сложными. Например, чистописание, словообразование, юго-западный, светло-синий, старшеклассник. 

Приставка и суффикс

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Приставка, или префикс (от лат. praefixus — прикреплённый спере­ди) — служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый.

Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный, приколоченный) — служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать — привыкнуть, читатель.

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро — утренний, знают — знающий, правда — неправда).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать — форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший — форма превосходной степени прилагательного чистый, писал — форма прошедшего времени глагола писать).

Что такое морфема?

Греческое сло­во morphe бук­валь­но зна­чит «фор­ма». Это сло­во при­ме­ни­тель­но к язы­ку име­ет так­же зна­че­ние «образ», «вид». Каждое сло­во име­ет такой грам­ма­ти­че­ский вид, кото­рый созда­ют состав­ля­ю­щие его части, при­чем име­ю­щие не толь­ко грам­ма­ти­че­ское, но и лек­си­че­ское зна­че­ние, напри­мер:

в соста­ве сло­ва «при­ле­те­ли» ука­жем сле­ду­ю­щие зна­чи­мые части:

  • при- — это при­став­ка, обо­зна­ча­ю­щая при­бли­же­ние;
  • -лет- — это корень, име­ю­щий лек­си­че­ское зна­че­ние, свя­зан­ное с пере­дви­же­ни­ем в воз­ду­хе с помо­щью кры­льев (у птиц) или спе­ци­аль­ных меха­низ­мов (у само­ле­та, вер­то­ле­та, раке­ты) или сво­бод­но­го паре­ния (листьев дере­вьев, топо­ли­но­го пуха, пара­шю­ти­стов и пр.)
  • -е- — древ­ний сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет «что-то делать, про­из­во­дить дей­ствие»;
  • -л- — суф­фикс про­шед­шей фор­мы гла­го­ла, кото­рый ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие уже состо­я­лось;
  • -и- — это окон­ча­ние, кото­рые име­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке.

Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая неде­ли­мая часть сло­ва.

Примеры разбора

Умение определять, из каких частей состоит слово, очень важно, проще всего сделать это на практике. Вот несколько примеров состава слова. Так, слово леса имеет корень лес – (он же – основа) и окончание – а

Определить, что это именно окончание, можно, просклоняв его: лесам, лесов и т.д

Так, слово леса имеет корень лес – (он же – основа) и окончание – а. Определить, что это именно окончание, можно, просклоняв его: лесам, лесов и т.д.

В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д.

Если разобрать по частям слово поход, то основа у него будет такая же – поход, корень – ход –, образовано оно с помощью приставки по-. Окончание – нулевое. Слово поездка, разобранное по составу, даст основу поездк –, которая разбирается на приставку по-, корень – езд – и суффикс – к-, а также окончание а.

Знак тире между подлежащим и сказуемым — правила постановки

Бывают случаи, когда между подлежащим и сказуемым пишется этот знак препинания. Так происходит в нескольких конструкциях: если в основу входят существительные, инфинитивы и числительные.

Это можно объяснить их разными сочетаниями.

Существительное + существительное:

Глаза — зеркало души.

Инфинитив + инфинитив:

Сохранять чистоту в доме — значит сохранять природу.

Числительное + числительное:

Дважды два — четыре.

Существительное + инфинитив:

Наша работа — хорошо учить уроки.

Инфинитив + существительное:

Гулять по лесу — большое удовольствие.

Также важно логическое ударения:

Моя мама — учительница.

При этом есть вариант употребления не выделять интонацией — тогда символ не пишется:

Моя мама учительница.

Как проверять орфограммы в корнях

Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».

Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.

Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).

Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».

Корни с чередованием надо запомнить.

Разбираем слова по составу во 2-3-м классе: основы

Разобрать слово по составу, значит, указать из каких частей оно состоит. Для начала ребенку нужно запомнить, какие бывают части слова, как называются и обозначаются:

  • Корень – первая часть слова, с которой школьники знакомятся во 2 классе. Она самая главная. В корне сосредоточено общее значение для всех однокоренных слов: коса, косить, косарь или гора, горный, пригорок. Правильно обозначать его сверху полукруглой скобкой.
  • Приставка – важная часть слова. Она имеет добавочное значение и помогает образовывать новые слова: петь – запеть, игра – выиграть, добро – недобрый, гулять – прогулка, клеить – склеить. Приставка располагается перед корнем и графически выделяется знаком ¬.
  • Суффикс – не менее значимая часть, участвующая в образовании новых слов. Он располагается после корня. Для обозначения суффикса используется знак ^. С его помощью создаются уменьшительно-ласкательные имена (Ваня – Ванечка), обозначаются детеныши и родители (белка – бельчиха, бельчонок), он нужен для увеличения значения слов (усы – усища) и т. д.
  • Окончание – изменяемая морфема, с помощью которой согласуются слова в предложении. Окончание располагается после суффикса или корня после корня, если суффикс отсутствует, и обводится в квадрат. Имена существительные в именительном падеже имеют нулевое окончание. Окончания нет у частей речи, которые не склоняются. Примеры окончаний: радуга, простой (прилагательное), дружить, буква, дети.
  • Основа – приставка, корень и суффикс. Представляет собой все значимые части слова без окончания. Примеры: большой, красота, оценка, предмет, волчок.

Схемы с краткой информацией, которые помогут ребенку разобрать слово по составу:

План разбора с примером

Для того, чтобы научиться правильному разбору слова к 3 классу школы, необходимо знать план:

  1. Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.
  2. Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.
  3. Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.
  4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.
  5. Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.
  6. Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.

Алгоритм кратко:

Видео урок:

Непроверяемые корни

К последней категории правописания корней относятся морфемы, которые необходимо только запоминать. Они имеют лишь один вид, который не может быть изменен ни при каких обстоятельствах. Все данные слова занесены в орфографические словари русского языка.

Словарик непроверяемых гласных в корне слова:

Абажур,

авангард,

адъюнкт,

аксессуар,

амбразура,

ананас,

антракт,

апартаменты,

артиллерия,

аттракцион,

афоризм,

базар,

бассейн,

бестселлер,

биатлон,

богатырь

бронхит,

вагон,

ватрушка,

велюр,

вестибюль,

ветчина,

виртуоз,

волейбол,

габарит,

генеалогия,

гипотеза,

гуттаперча,

деликатес,

десант,

дирижёр,

дискуссия,

доминанта,

желатин,

жонглёр,

игнорировать,

иллюзия,

инженер,

интеллигентный,

интрига,

каламбур,

карикатура,

катастрофа,

коалиция,

коллекция,

компромат,

конференция,

корректор,

коэффициент,

ландшафт,

линолеум,

лягушка

макулатура,

менталитет,

меридиан,

модернизм,

мотив

наваждение,

нивелировать,

ностальгия,

нотация,

оккупация,

оппонент,

ординатура,

панорама,

парадокс,

периферия,

пессимист,

плагиат,

понтон,

претензия,

прецедент,

привередливый,

регистр,

реквизит,

ремесло,

рецензия,

ритуал,

рудимент,

сарафан,

сентиментализм,

симптомы,

сиреневый,

спонтанный,

суверенитет,

табурет,

терраса,

трактат,

тренер,

триада,

университет,

ураган,

утрамбовать,

феномен,

фиаско,

фонтан,

фюзеляж,

хрестоматия,

ходатайство,

целлофан,

цилиндр.

чемпион,

шампиньон,

шедевр,

шоссе,

эвкалипт,

экипировать,

экстремальный,

эпатаж,

эстакада

эшелон,

язык,

янтарь.

Данные слова необходимо запомнить, поскольку их невозможно проверить или подстроить под какое-то правило. Поэтому надо иметь очень большой словарный запас, чтобы писать эту морфему правильно.

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: а) окончание;б) суффикс;в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. а) -той;б) -ой;в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;в) собака.

13. Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

Как найти корень слова

Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».

Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:

  1. Почк – сразу думаете о почке или о почках.
  2. Почт – сразу подумали о почте.
  3. Почв – о почве.

Вот так.

80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.

Виды разборов

В русском языке существуют множество анализов слова по различным признакам, необходимых для различных целей. Для понимания в чем у них отличая друг от друга разберем их на примерах:

Фонетический разбор

При фонетическом разборе — разбираемая часть разбирается на звуки и определяются их характеристики.

Разберем на примере слова подъезд

Слоги: подъ—езд (2 слога)

Можно перенести как: подъ—езд, по—дъезд.

Подробный анализ звук и букв:

Буква Звук Характеристики звука
п согл., глух. парн., тв., шумный
о гласн., безуд.
д согл., зв. парн., тв., шумный
ъ не имеет звука
е согл., звонк. Непар., мягк.
гласн., уд.
з согл., зв. парн., тв., шумный
д согл., глух. парн., тв., шумный

Количество букв и звуков: Из сделанного выше разбора делаем вывод, что данное слово имеет семь букв и семь звуков. Буквы: две гласных, четыре согласных, одна не означает звука. Звуки: два гласных, пять согласных.

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Главной задачей морфемного анализа — разбор слова на его составляющие минимальные составляющие (морфемы).

Разберем на примере:

Морфологический разбор имени существительного

Разберем на примере: Кошка ходит по дому

  1. кошка — существительное.
  2. Начальной формой является: кошка (Им. П, ед. ч.);

Пост. признаки: нариц., одуш., женск. р. 1-е скл.;

Непост. признаки: Им. П, ед. ч.

Морфологический разбор глагола

Разберем на примере: Кошка ходит по дому

  1. ходит — глагол.
  2. Начальной формой является: ходить (инфинитив);

Пост. признаки: 2-е спряжение, непереходный, несов. вид;

Непост. признаки: изъяв. накл., ед. ч., Н.В., 3-е лицо.

  1. сказуемое

Морфологический разбор имени прилагательного

Разберем на примере: Красивая девушка идет неспеша в сторону деревни.

  1. красивая — прилагательное.
  2. Начальной формой является: красивый (Им. П, ед. Ч., муж. р.);

Пост. признаки: качественное;

Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. Женск. р., полная форма.

  1. Определение.

Морфологический разбор имени числительного

Разберем на примере: Три кота шумно играют:

  1. Три — числительное.
  2. Начальной формой является: три (Им. П.);

Пост. признаки: количественное, простое;

Непост. признаки: Им.П..

  1. Подлежащее.

Разберем на примере: Три кота шумно играют:

  1. Шумно — наречие.
  2. Неизменяемое;
  3. Обстоятельство.

Морфологический разбор причастия

Разберем на примере: Пишущий редактор сайта

  1. Пишущий — причастие, образованное от глагола писать.
  2. Начальной формой является: пишущий (Им. П, ед. Ч. муж. р.);

Пост. признаки: настоящее время, действительное, несовер. вид;

Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. муж. р., полная форма.

  1. Определение. Морфологический разбор деепричастия

Разберем на примере: Увлекшись игрой Аня не заметила подкрадывающуюся опасность:

  1. Увлёкшись — деепричастие.
  2. Начальной формой является неопределенная форма глагола: увлечься;

Неизменяемая форма, соверш. вид, прошедшее время;

  1. Обстоятельство.

Морфологический разбор предлога

Разберем на примере: Котенок у кошки

  1. У — предлог.
  2. Неизменяемое слово, непроизводный, простой;
  3. Не является членом предложения.

Разберем на примере: Иван да Марья

  1. Да — союз.
  2. Неизменяемое, простой;
  3. Не является членом предложения

Морфологический разбор частицы

Разберем на примере: Даже она не знала, что с этим делать:

  • Даже — частица.
  • Неизменяемое слово;
  • Не является членом предложения

Синтаксический разбор простого предложения:

Пастух вел стадо в сторону деревни

Синтаксический разбор сложного предложения:

Я поставила корзинку и увидела, что вся она заполнилась жучками.

Лексический разбор слова

Образец лексического разбора слова.

Закончив вышивать свой платок, она принялась помогать другим девочкам в классе.

  1. Вышивать — это действие обозначающее украшение нитками определенного предмета.
  2. Слово однозадачное
  3. Значение прямое.
  4. Синонимический ряд: выстегивать, шить, расшивать.
  5. Слово русское.
  6. Относится к общеупотребительной лексике
  7. Не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Как правильно сформировать группу однокоренных слов

Главный критерий построения цепочки – единый смысл. При этом однокоренными не будут считаться различные формы и вариации одного и того же слова. Все речевые единицы, собранные в одной группе должны быть разными, но схожими по смыслу. Если сравнить главные морфемы всех составляющих одной группы, они, скорее всего, будут отличаться, но все равно будут считаться однокоренными.

Например: дорога-дорожный—бездорожье.

Чтобы правильно подобрать нужные родственные слова, можно к основной смысловой морфеме добавить приставку, суффикс, либо окончание. В итоге получиться новое слово, которое и будет называться однокоренным исходному.

Что такое состав слова?

Каждая самостоятельная часть речи – это слово со своим лексическим значением и морфемным составом. Значение определяет смысловую наполняемость слова, а состав – значимую, морфемную. Каждая словоформа представляет собой набор конкретных элементов – морфем. Морфема – минимальная единица слова. Она выполняет свою определенную роль и имеет определенное место в слове, она неделима. Каждая часть слова имеет грамматическое или лексическое значение. Морфемы не создаются вновь. Это готовые значимые единицы, они являются строительным материалом создаваемых слов.

К значимым частям слова относятся – корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень – самая важная, главная часть словоформы. В ней заключено лексическое значение, смысл, представление о предмете, признаке, действии. Без корня слово, как самостоятельная значимая единица, не может существовать. Корень объединяет все родственные словоформы, является их первоисточником. Примеры: зима, зимний, зимовать. Корень – «-зим-» – помогает понять, что все лексемы связаны с временем года, характеризующемся низкой температурой. Корень может существовать и отдельно, и вместе со словообразующими морфемами.

Приставка – это значимая словообразующая морфема, которая, как правило, находится до корня или другой приставки. Приставка (префикс) – образовательная часть не только слова, но и его формы. Примеры: задуматься – задумавшийся – призадумавшийся (словообразующие префиксы – «за-», «при-»); красивый – красивее – покрасивее (формообразующая приставка «по-», образует сравнительную степень прилагательного).

Суффикс – это значимая часть слова, находящаяся после корня или суффикса и служащая образованию новых слов и некоторых словоформ. Примеры: холод – холодный (словообразующий суффикс – «-н-»); холодный – холоднее, бежать – бежал (формообразующие суффиксы – «-ее», «-л-»).

Окончание – формообразующая изменяемая значимая единица в слове. Она связывает слова в словосочетании и предложении. Окончаниями выражается грамматическое значение слова. Окончания выделяются только в составе изменяемых слов. Они находятся после корня и суффикса, но в некоторых словах, например, в составе возвратных глаголов, и перед суффиксом. Примеры: снег – снегом – в снегу (окончания – нулевое, «-ом», «-у»); возвращаться (окончание «-ть» находится перед суффиксом «-ся»).

Следование простому плану

Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор

Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

  1. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
  2. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
  3. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
  4. Определить односоставность и двусоставность написанного.
  5. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
  6. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
  7. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
  8. Имеются ли осложнения.
  9. Дать характеристику написанному.
  10. Составить схему.

Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий