Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
- Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, еще не промерзшая.
Шум тихо трепещущей листвы наполнял все пространство.
Еще не промерзшая земля пропиталась влагой от дождя.
- Ошибка при употреблении залога.
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
- Сочетание разных синтаксических конструкций.
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и устраивающую моих родителей.
- Главное слово разрывает ПО.
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
Видео о том, как проходит причастие в церкви:
Посмотрите видео о причастии. Из него узнаете, что такое таинство Евхаристии, увидите, как оно проходит в церкви.
Целью и смыслом нашего земного бытия является ликвидация последствий первородного греха — тленности и смертности. С помощью веры в нашего Спасителя и принятия Его Плоти и Крови мы восстанавливаем в себе первозданного человека, преобразуемся и уподобляемся Христу Богу. «Бренный причащаюся и нетленный сотворяюся» (из последования к святому таинству).
Евхаристия может быть не только «лекарством жизни» и «лекарством бессмертия» для христиан, но и «ядом» для недостойно причащающихся.
§6. Причастия – не причастия: отглагольные прилагательные
Учись различать причастия и отглагольные прилагательные. Причастие — если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время. Прилагательное — если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты, сушёные грибы, варёное мясо.
Полная форма
1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:
- отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет при себе зависимых слов: некошеная трава (от косить – НСВ);
- причастием, если оно образовано от глагола СВ или имеет при себе зависимые слова: купленные газеты (купить — СВ), не кошенная до середины июля трава (до середины июля – зависимые слова)
2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:
- отглагольным прилагательным, если оно образовано от непереходного глагола: сгораемый (от сгорать — непереход.гл.), мыслимый (от мыслить — непереход.гл.), неувядаемый (от увядать — непереход.гл.);
- причастием, если оно образовано от переходного глагола НСВ: склоняемый (от склонять), называемый (от называть), несмываемый (от смывать), незабываемый (от забывать), — причастия, т.к. глаголы переходные НСВ.
Краткая форма
В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что, например: Письмо написано только что. Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.
В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что. Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.
Споры лингвистов о причастии
На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.
Рис. 2. М. В. Ломоносов (1711 – 1765) (Источник)
О причастиях Ломоносов писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…»
Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: «что делающий?» или «что делавший?» и «какой?».
Очень долгое время лингвисты спорят и никак не могут прийти к однозначному выводу: какое же место причастие должно занимать в системе частей речи.
Одни лингвисты считают, что это самостоятельная часть речи, другие доказывают, что это особая форма глагола, третьи же учёные-лингвисты относят причастие к отглагольным прилагательным.
Причастие как часть речи
Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного.
Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного (прочитавший, взволнованный) и несовершенного вида (читавший, волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный — от глагола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать).
Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего (слушавший) и настоящего времени (слушающий). Причастий будущего времени не бывает!
Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся (тянущийся).
Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён.
Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».
Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший.
Синтаксическая роль
В предложении причастия выполняют функцию:
- определения (полная форма). Сорванный девочкой цветок вскоре увял.
- именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорван девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).
Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением. В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).
План морфологического разбора.
I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.
III. Синтаксическая роль.
ВНИМАНИЕ. Нужно различать!. Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета
Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.
Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.
Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; смелый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий. Также причастия образуются при помощи свойственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).
Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о /-е
◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму глагола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).
Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
- Действительные причастия
- Страдательные причастия
- Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм определения
- Правописание суффиксов причастий
Конспекты по русскому языку
Проверить свои знания
Кодификатор ОГЭ
Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершается или уже произведено действие извне. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Эти формы также обладают категорией времени.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени с помощью суффикса -ем- (от глаголов I спряжения) или суффикса -им- (от глаголов II спряжения):
- оттенять (I) — мы оттеняем — оттеняемый сумраком;
- ввозить (II) — мы ввозим — ввозимый с юга.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-:
- собрать — собранный урожай;
- обнаружить — обнаруженный враг;
- запереть — запертый дом.
Страдательный причастия прошедшего времени имеют полную и краткую форму:
- посеянный — посеян;
- разрешенный — разрешен.
Краткие формы причастий, как и прилагательных, не склоняются, а только изменяются по родам и числам:
- он увлечён
- девушка увлечена
- дитя увлечено
- все увлечены.
Причастия могут потерять признак действия и переходить в имена прилагательные. Наиболее часто переходят в прилагательные страдательные причастия. Некоторые из них совсем утратили связь с глаголом:
- натянутые отношения;
- растерянный вид;
- приподнятое настроение;
- сдержанный характер.
Святое Причастие – что это такое простыми словами
Это соединение верующего с Христом, не только духовное, но также физическое. Хлеб и вино по молитве священника таинственно «прелагаются» в Тело и Кровь Иисуса.
Это значит, что они, по словам богослова Н.Д.Успенского, имеют«одну природу хлеба и вина, которые не перестают быть таковыми, и одну сверхъестественную природу, которую принесённые в святую Евхаристию элементы приобретают действием на них Святого Духа».
Каким образом вещи этого мира, оставаясь собой, получают Божественную природу – тайна, недоступная уму человека.
В чем суть и какой смысл Причащения
Суть самого Таинства:
- в преложении хлеба и вина в Тело и Кровь;
- в самом причащении ими верных.
Смысл происходящего – преодоление пропасти, возникшей между Богом и человеком по грехопадении. Отпав от Бога по своей воле, человек таким же образом, по собственному желанию, намерению, может к Нему вернуться.
Эта возможность – великий дар, тысячелетиями недоступный даже праведникам Ветхого Завета, не удостоившимся соединения с Богом – что уж говорить о язычниках? Веками пытались они «штурмовать небо» — то строя величественные храмы богам, то совершая кровавые жертвы. Но отпавшая от источника жизни природа человека не давала ему возможности узреть верный путь к потерянному Раю – до тех пор, пока не нашлась Дева, по Своей чистоте, непорочности достойная стать вместилищем Воплотившегося Бога. И, самое главное, согласившаяся довериться Ему:
Так Вочеловечение Христа от Богородицы открыло людям путь к Богу – через соединение с Ним, которое возможно во всякое время через Таинство Причащения. Но – лишь по добровольному согласию человека, его просьбе, то есть молитве. Именно поэтому не «самопроизвольно» сходит Дух на хлеб и вино, прелагая их в Тело и Кровь, но – молитвой иерея.
Каждый христианин также волен лишить себя Таинства или приступить к Чаше Жизни. Господь же ждет к Себе каждого.
Что значит «принять Причастие»?
Одно из значений этого слова – «причастность», то есть прямое участие. Можно быть причастным событию, быть частью семьи или другого коллектива. Человека могут называть «причастным» к какому-либо делу, проекту. А вот через Евхаристию он становится причастным Богу – буквально физически. Об этом говорит одна из благодарственных молитв, совершаемых христианином после Таинства.
Молящийся просит Иисуса Христа:
«… Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе…»
Зачем нужно Причащение человеку?
Оно необходимо:
душе – затем же, зачем телу требуется пища; это духовное «питание», соединение с Богом, без которого непременно наступит духовная «голодная смерть»: мир с его суетой так поработит душу, что ей совсем закроется дорога к Раю;
Вот как пишет об этом прп. Паисий Святогорец:
Чтобы этого не случилось, и необходимо соединяться с Христом.
телу – оно бывает подвержено страстям, борьба с которыми невозможна силами человеческими; бывает также, что Господь через главное Таинство даже благоволит исцелять самые страшные болезни, если такое исцеление полезно страждущему, ведет его к вере.
Хорошо известен случай, происшедший в 1991 г. в храме Иоанновского женского монастыря Петербурга. Его описывает журналист Дмитрий Орехов, автор книги «Святые места России».
К мощам прав. Иоанна Кронштадтского сюда однажды пришла больная онкологией раба Божия Валентина – уже выписанная из больницы с приговором «домой, умирать». Рассказывают, что, впервые войдя в храм (хотя всю жизнь жила рядом, четверть часа ходьбы) она даже не знала, как правильно перекреститься. Выслушав больную, священник благословил ее исповедоваться, причащаться ежедневно.
Больная стала приходить на Таинство каждый день – который мог стать ее последним. Добиралась до обители не менее часа, настолько ей было плохо. Но хуже тела болела отягченная грехами душа… Потому женщина не сразу заметила, что постепенно доходит до уже любимого храма все быстрее – вот полчаса, а вот 15 минут… Лишь через месяц, во время обследования ошарашенные врачи констатировали: здорова!
Что дает Святое Причастие человеку?
Регулярно приступающие к Таинству говорят, что это:
- душевный мир, который Христос обещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин.14:27);
- укрепление при борьбе с грехом, страстями;
- неизреченная радость.
Морфологический разбор причастия
Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.
Определяем общие признаки, как части речи
- Часть речи, от которой образовалось причастие.
- На какой вопрос отвечает?
- Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).
Определяем морфологичекие признаки
- Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
- Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.
Определяем синтаксическую роль
Роль причастия как члена предложения
Примеры морфологического разбора
Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.
Все поле было усыпано яркими цветами мака.
- Усыпано – причастие, образованное от глагола «усыпать», отвечающее на вопрос «каково?». Начальная форма усыпанный.
-
Признаки.
- Страдательный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
- Краткая форма, единственное число, средний род.
-
Синтаксическая роль
- Сказуемое.
Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.
- Улетевшего – причастие, образованное от глагола «улететь», отвечающее на вопрос «какого?». Начальная форма улетевший.
-
Признаки.
- Действительный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
- Полная форма, винительный падеж, единственное число, мужской род.
-
Синтаксическая роль
- Определение.
Употребление плоти и крови Христовых не имеет ничего общего с людоедством
Есть такой полушутливый вопрос: а могу ли я пройти святое причастие, если я вегетарианец? Понятно, что человек, его задавший, подходит к делу с юмором, но сомнения эти ведь не на пустом месте возникли.
Увы, есть недобросовестные священники, которые бросаются в крайности, обвиняют, мол, вегетарианец — это идеология, вы не можете быть православным и вегетарианцем. Это, конечно, чушь.
На самом деле, когда речь заходит о плоти и крови Христовых, не нужно понимать это буквально. В таинстве причастия нет никаких элементов тела Иисуса, которые мы бы ели.
Мозаика с изображением Тайной вечери
Причастие — это аллегория. В таинстве есть сакральный духовный смысл, есть акт волеизъявления, благодать, но нет никакой гастрономии! Очень хорошо на эту тему высказался протоиерей Евгений (Горячев):
Евгений (Горячев)
преподобный
Далее отец Евгений поясняет, что речь идёт не о мёртвом мясе, а о духовном акте, если так понятнее, можно сказать, энергетическом:
Когда мы, чтобы объяснить, как проходит причастие, называем это энергетическим актом, обывателю всё сразу становится понятно. Но тогда уже могут возмутиться хранители православных канонов — не по-православному говорить об энергиях.
Лучше употребить нейтральный термин: благодать Божья, Дух Святой. Именно Ему мы позволяем этому войти в нашу жизнь через причастие.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Признаки глагола у причастия
Как и глагол, от которого образовано причастие, оно имеет грамматические категории:
- несовершенный (что делать? петь — певший);
- совершенный (что сделать? запеть — запевший).
2. действительный или страдательный залог
Причастие в форме действительного залога обозначает признак действия, которое совершает сам производитель:
Причастие в форме страдательного залога обозначает признак предмета, который испытывает действие со стороны, подвергается чьему-то воздействию:
3. Причастие сохраняет переходность/непереходность производящего глагола:
- бежать — бегущий по тропинке;
- строить ся — строящий ся у дороги.
5. у причастий различают настоящее и прошедшее время:
- говорить — говорящий по телефону;
- устать — уставший к концу работы.
Молитвенное правило перед причащением
Итак, теперь более конкретно рассмотрим все моменты, которые нужно учесть перед подготовкой к причастию. Первым делом, следует заметить, что очень важна домашняя молитва перед Таинством. В Православном Молитвослове существует специальное последование, которое читают перед причащением. Это есть подготовка к причастию. Молитвы, которые читаются перед этим, не только домашние, но и церковные, также входят в подготовку к Таинству. Обязательно нужно посетить богослужение непосредственно перед Таинством, но вообще желательно это делать каждый день.
Помимо этого, рекомендуется прочесть три канона и акафист перед тем, как принимать Дары Христовы. Однако это считается традицией, но не обязанностью. Сюда входят:
- молебный канон Божьей Матери;
- покаянный канон к Иисусу Христу;
- канон Ангелу Хранителю.
Таким образом, осознанная подготовка к причастию и исповеди, молитвы от чистого сердца смогут помочь верующему проникнуться важностью Таинства и духовно подготовиться к этому чуду
Как правильно исповедаться в церкви
Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви — мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.
Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди
Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы
Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень — гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.
Три разряда прилагательных
Качественные – их большинство. Они обозначают качество предмета. Например, у меня какие качества? Я сообразительный, умный, ловкий, красивый, талантливый, скромный. У комнаты какие могут быть качества? Просторная, светлая, темная, мрачная и пр.
Относительные – они обозначают такие признаки, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени. Как правило, материал. Например, кирпичный дом. Дом не может быть более кирпичным или самым кирпичным. Деревянный стол – он не станет более деревянным.
Притяжательные – с ними все просто, они обозначают принадлежность одного предмета другому: мамино платье, лисья нора, отцовский полушубок.
Подготовка к ГИА по русскому языку
Причастие
Вопрос о месте причастия и деепричастия в системе частей речи решается неоднозначно. Одни лингвисты (В.В. Бабайцева) относят их к самостоятельным частям речи, так как они имеют ряд признаков, не свойственных глаголам, большинство же рассматривает их как особые формы глаголов.
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Над бушующим (каким? которое бушует) морем носились чайки. (М. Горький)
Различайте: прилагательные (обозначают признак предмета: зеленый) и причастия (обозначают признак предмета по действию: зеленеющий — тот, который зеленеет).
Общее грамматическое значение причастий: признак предмета по действию.
Причастия обладают морфологическими признаками глагола и прилагательного.
Начальная форма причастия — именительный падеж единственного числа мужского рода.
Постоянные признаки причастия
1. Причастия делятся на действительные, обозначающие признак предмета, который создается действием самого предмета: Солнце уже пряталось в черной туче, отдыхавшей на хребте западных гор. (М. Лермонтов), и страдательные, обозначающие признак, который создается у одного предмета действием другого: Взволнованное море лежало перед нами (К. Станюкович).
2. Причастия имеют вид совершенный (написавший) и несовершенный (колотый).
От глагола несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени (читать — читающий, читаемый, читавший, читанный), от глаголов совершенного вида — причастия прошедшего времени (прочитать — прочитавший, прочитанный).
3. Как форма глагола, причастие имеет время: настоящее и прошедшее. Формы будущего времени причастие не имеет.
Суффиксы причастий
К непостоянным признакам причастий относятся род, число, падеж, полная и краткая формы (признаки прилагательных).
Полную и краткую форму имеют только страдательные причастия: Поля, засеянные снегом, лежали перед нами. — Поля были засеяны снегом.
Как и краткие прилагательные, краткие причастия изменяются по числам (окончен — окончены), в единственном числе по родам (написан, написана, написано).
Полные причастия имеют число (бегущий — бегущие), род в единственном числе и падеж.
Падеж, число и род причастий определяются по падежу, числу и роду существительных.
Синтаксическая роль
В полной форме — определение: Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья (А. Куприн).
В краткой форме — именная часть составного именного сказуемого: Вся комната янтарным блеском озарена. (А. Пушкин)
Итоговый тест
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- Определяемое слово
- Зависимое слово
-
- У действительных
- У страдательных
- У всех
-
- По падежам
- По числам и в единственном числе — по родам
- По падежам, числам и в единственном числе — по родам
-
- По падежам
- По числам и в единственном числе — по родам
- По падежам, числам и в единственном числе — по родам
-
- От вида и переходности глаголов
- От возвратности глаголов
- От спряжения глаголов
-
- Переходные НВС
- Переходные СВ
-
- Непереходные НСВ
- Непереходные СВ
- Переходные НСВ
- Переходные СВ
-
- 1
- 2
- 3
- 4
-
- 1
- 2
- 3
- 4
Правильные ответы:
- Да
- Да
- Зависимое слово
- У действительных
- По числам и в единственном числе — по родам
- По падежам, числам и в единственном числе — по родам
- От вида и переходности глаголов
- Переходные НВС
- Непереходные СВ
- 2
- 2