Поэтические приемы
Эпитет в поэзии, как правило, употребляется для того, чтобы сделать акцент на одном из свойств описываемого предмета, процесса или действия.
Этот термин имеет греческое происхождение и буквально обозначает «приложенное». По своей сути эпитет является определением предмета, действия, процесса, события и т.д., выраженным в художественной форме. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное, однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные и даже глаголы. В зависимости от расположения эпитеты разделяют на препозиционные, постпозиционные и дислокационные.
Фонетические средства
Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. Обычно такие образные средства языка
используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Средства выразительности в русском языке, тропы
Использование слов речевой выразительности
Структура антитезы
Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.
Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.
Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.
Примеры неверных конструкций:
«В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься», «Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев».
По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.
Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.
Частным случаем антитезы будет противопоставление слова самому себе при условии, что оно значит что-то другое или используется для придания выражению афористического характера: «Миру – мир», «Война – войне», «Человек человеку волк» и т. д.
Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте.
Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.
Примеры олицетворения в разных источниках
Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.
Примеры олицетворений в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.
Примеры олицетворений в баснях
В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:
«Стрекоза и Муравей»:
«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела: Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.»
Примеры олицетворения в литературе
Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.
Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.
«Устало все кругом: устал и цвет небес,И ветер, и река, и месяц, что родился,И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,И жёлтый тот листок, что наконец свалился.
Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,О жизни говоря незримой, но знакомой…О ночь осенняя, как всемогуща тыОтказом от борьбы и смертною истомой!»
А. Фет «Устало всё кругом»
В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:
«Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.»
Ф. Тютчев «Листья»
У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:
«Правильно! Тело в страстях раскаялось.Зря оно пело, рыдало, скалилось.В полости рта не уступит кариесГреции древней, по меньшей мере»
И. Бродский «1972»
Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:
«В сто сорок солнц закат пылал,в июль катилось лето,была жара,жара плыла —на даче было это.Пригорок Пушкино горбилАкуловой горою,а низ горы —деревней был,кривился крыш корою»
В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении:
«Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрипит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»
Показать ответ
М.Ю. Лермонтов «Парус»
Условие, необходимое для антитезы
Существенное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), — это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них.
Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как «Мал золотник, да дорог», «Редко, но метко», построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, «начало» и «конец», «свет» и «тьма».
Но в данном контексте они рассматриваются как противоположные потому, что слова «мал» и «редко» берутся со спецификацией значения по отношению к сопоставленными с ними, взятыми в прямом значении словами «дорог» и «метко». Входя в антитезу, тропы могут скрывать еще более ее логическую точность и ясность.
Ссылки
Это заготовка статьи по лингвистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Фигуры речи | |
Фигуры | Адинатон • Аллюзия • Амплификация • Анадиплосис • Анаколуф • Анафора • Антитеза
• Антитетон • Апокопа • Апострофа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон • Гомеотелевтон • Градация (Климакс, Антиклимакс) • Дистинкция • Зевгма • Изоколон • Именительный темы • Инверсия • Коррекция • Мезархия • Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парентеза • Парономазия • Парцелляция • Перифраз • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация • Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Силлепс • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Экзергазия • Эллипсис • Эмфаза • Эпифора |
Тропы | Аллегория • Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Гипофора • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет |
Литота
Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.
В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.
Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.
Бывают ли другие тропы?
Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:
- Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
- Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
- Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
- Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
- Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
- Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».
Сарказм, ирония и юмор
Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Наш список будет дополнен сарказмом, иронией и юмором.
- Юмор — одно из лексических средств выразительности, что в переводе означает «настроение», «темперамент». В комическом, аллегорическом ключе иногда могут быть написаны целые произведения, в которых есть насмешливое и добродушное отношение к чему-либо. Например, рассказ А. Чехова «Хамелеон», а также многие басни И. А. Крылова.
- Сарказм в переводе с греческого означает «слеза плоти». Это злая ирония, язвительное издевательство, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, но при этом явно присутствует идеологическая и эмоциональная оценка.
- Ирония в переводе означает «выдумка», «насмешки». Возникает, когда что-то сказано словами, но имеется в виду совсем другое, противоположное.
На этом виды художественных приемов в литературе не заканчиваются. Предлагаем вашему вниманию следующее.
Тропы
Художественный прием
Пример
Багровый костер заката
Небо осенью дышало
Облаком волнистым пыль встает вдали
И слышно было до рассвета, как ликовал француз
Шаровары шириною в Черное море
Градоначальник с фаршированной головой
Люди в белых халатах
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)
Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)
Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.
Метафора
Художественные приемы в литературе невозможно представить без упоминания самого важного из них: метафор. Это способ создания лингвистической картины мира на основе значений, уже существующих в самом языке
Типы метафор следующие:
- Окаменелости, изношенные, сухие или исторические (нос лодки, игольное ушко).
- Фразеологизмы — это устойчивые образные сочетания слов, обладающие эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, выразительностью (мертвой хваткой, замкнутым кругом и т.д.).
- Одинокая метафора (например, бездомное сердце).
- Развернутый (сердце — «фарфоровый колокольчик в желтом Китае» — Николай Гумилев).
- Традиционно поэтично (утро жизни, огонь любви).
- Индивидуально-авторская (бордюрная горбинка).
Более того, метафора может быть одновременно аллегорией, персонификацией, гиперболой, перифразом, мейозом, литотой и другими тропами.
Само слово «метафора» в переводе с греческого означает «перенос». В данном случае это передача имени от одного объекта к другому. Чтобы это стало возможным, они обязательно должны иметь какое-то сходство, они должны быть каким-то образом связаны. Метафора — это слово или выражение, которое используется образно из-за схожести в некотором роде двух явлений или объектов.
В результате такой передачи создается изображение. Поэтому метафора — одно из самых ярких средств выражения художественно-поэтического дискурса. Однако отсутствие этого образа вовсе не означает недостаточной выразительности произведения.
Метафора может быть простой или подробной. В двадцатом веке использование пены в поэзии возобновилось, и природа простых вещей значительно изменилась.
Какими бывают стилистические фигуры?
Стилистика предлагает немало собственных средств:
- Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
- Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
- Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
- Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры — «Мертвые души».
- Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
- Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
- Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
- Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».
Фонетические средства
Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Средства выразительности в русском языке, тропы
Использование слов речевой выразительности
Способы связи предложений в тексте
Чтобы совокупность предложений можно было назвать текстом, они должны быть связаны друг с другом. Для этого используют три типа связи:
-
последовательную (цепную),
-
параллельную,
-
смешанную.
Давайте их обсудим и разберём, как они работают.
Последовательная, или цепная, связь — это способ связи предложений в тексте, при котором каждое следующее предложение связано с предыдущим.
Чтобы было проще понять, давайте взглянем на схему ниже. На ней мы изобразили, как выглядит структура предложений в тексте, связанных последовательным способом.
Пример текста с цепной связью между предложениями:
Над горными верхушками на востоке уже забрезжил рассвет. Его лучи были мягкими, жёлто-розовыми и успокаивающими. Они ласково трогали кроны деревьев и заглядывали через их ветви.
Параллельная связь — это способ связи предложений в тексте, при котором все следующие предложения связаны с первым, развивают и конкретизируют его.
Разобраться в особенностях этого типа связи поможет схема. Давайте взглянем на неё.
Пример текста с параллельной связью между предложениями:
Точного задания на уроке труда не было, но мы все и так знали, что хотим смастерить. Ваня и другие ребята сделали по скворечнику. Я же всё занятие выжигал узоры на доске.
Смешанная связь — это способ связи предложений в тексте, который сочетает в себе последовательную и параллельную связь.
Пример текста со смешанной связью между предложениями:
Через несколько минут я дождался своего: всё вокруг ожило. Стрижи запели где-то высоко над моей головой
Рыжая белка с пушистым хвостом осторожно спустилась на землю, ухватила жёлудь и попыталась его разгрызть. Это оказалось непросто: его крепкая скорлупа всё никак не хотела поддаваться
В этом примере второе и третье предложения уточняют первое. Это значит, что между ними есть параллельная связь. В то же время четвёртое предложение связано только с третьим — между ними цепная связь. Выходит, что в этом абзаце предложения связаны двумя способами: параллельным и цепным. Значит, связь в этом тексте — смешанная.
Проверьте себя
Придумайте по небольшому тексту из 3–4 предложений для каждого из способов связи, которые мы изучили в этом разделе.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка |
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин) |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний |
Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид») |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) |
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма |
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил |
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
|
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) |
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
|
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
|
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) |
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать |
Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения |
Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |
Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин) |
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.
Антитеза
Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.
Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:
Инверсия
Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.
Эллипсис
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:
Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.
Риторические фигуры
Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:
Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений:
Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем».
Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.
Градация
Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака:
Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.
Анафора
Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково:
Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:
Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.
Эпифора
Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов:
Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:
Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.
Парцелляция
Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации:
Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:
Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.
Лексические средства
Выразительные средства
, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.
Разновидности тропов
Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами
объединила наиболее употребляемые:
№
Тропы
Пояснения к термину
Примеры
1
Аллегория
Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
«В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2
Метафора
Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой.
Журчащий голос (голос словно журчит).
3
Метонимия
Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий.
Класс зашумел
4
Сравнение
Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку
Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью.
Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5
Олицетворение
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.
Зашептали листья деревьев
6
Гипербола
Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя.
Море работы.
7
Литота
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Мужичок с ноготок.
8
Синекдоха
Замена одних слов другими касательно количественных отношений.
Пригласить на судака.
9
Окказионализмы
Художественные средства, образованные автором.
Плоды образования.
10
Ирония
Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения.
Что скажешь, умник?
11
Сарказм
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12
Перифраз
Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Царь зверей
13
Лексический повтор
С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз.
Озера кругом, озера глубокие.
В статье приведены основные тропы,
известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.
Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.
Специализированные средства выразительности
Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал). И архаизмы, и историзмы – средства выразительности
, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).
Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.
Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).
Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.
Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста
о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.Пушкин
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
https://youtube.com/watch?v=cbcpG8TOczk
Языковые средства в русском языке — что это такое?
В русском языке используются выразительные языковые средства, чтобы придать тексту особый смысл, красоту и глубину
Они помогают выразить отношение автора к теме обсуждения, привлечь внимание к наиболее выразительным характеристикам предмета, события или явления
невозможно представить русскую поэзию и литературу, если исключить использование языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшает его, но и показывает уровень мастерства писателя, его культуру языка и стиля.
Описание самого обычного предмета можно сделать красивым и необычным с помощью художественно-лингвистических средств.
Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делятся на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.
Чтобы ответить на вопрос, что такое языковой инструмент, давайте познакомимся с ним поближе.