Границы закроют?
Минобороны РФ сообщило, что в условиях проведения частичной мобилизации ограничений на передвижение граждан не предусматривается. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на вопрос, планируется ли вводить в российских регионах военное положение с последующим запретом на выезд из страны, 26 сентября ответил, что «никаких решений на этот счет не было».
Но изначально в части регионов военкомы ввели свои правила для запасников. Так, согласно первой резакции приказа главы свердловского военкомата, офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины и матросы запаса (вне зависимости от того, получили ли они повестку) не могли выезжать за пределы города без разрешения военного комиссариата. Во второй редакции город заменили на страну. 28 сентября этот запрет отменили вообще.
На границе РФ и Казахстана в Курганской области уже запретили выезд гражданам, подлежащим мобилизации. Им объявляют решение о непропуске и советуют обратиться в военкомат, сказали ТАСС в пограничном управлении Федеральной службы безопасности РФ по Курганской и Тюменской областям.
В Госдуму внесен законопроект, в котором определяется кого надо призывать в первую очередь по частичной мобилизации, а кому предоставить отсрочку
Фракция «Справедливая Россия — За правду» внесла в Госдуму законопроект, которым предлагается отменить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации для сенаторов и депутатов Думы. Об этом сообщил лидер справороссов Сергей Миронов.
«Предлагаю отменить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации сенаторам Совета Федерации и депутатам Государственной думы. Законопроект по данному вопросу внесен на рассмотрение Госдумы. Считаю, что отсрочка для сенаторов и депутатов должна предоставляться на общих основаниях. Никаких поблажек быть не должно», — написал он в своем Telegram-канале.
Определение и общие правила морфемного разбора
Морфемный разбор или разбор слова по составу это последовательное выявление морфемного состава слова, то есть всех его элементов.
Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).
Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.
Например:
гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).
метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.
Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр-ее – суффикс сравнительной степени, чита-ть – суффикс инфинитива, уеха-вш-ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.
Морфемный разбор слова
Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.
Порядок морфемного разбора
- Определить часть речи.
- Выделить окончание. У неизменяемых слов окончание не выделяется (наречие, деепричастие, сравнительная степень прилагательного, некоторые иноязычные существительные)
- Выделить основу слова.
- Выделить корень (для этого необходимо устно подобрать однокоренные слова).
- Выделить приставки, суффиксы, постфиксы (если есть)
Для чего нужно определить часть?
При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.
Налево — наречие (неизм.)
В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.
Прием для правильного выделения приставки и суффикса
Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.
При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.
При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.
Орфограммы в корне:
- «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных»;
- «Правописание звонких и глухих согласных»;
- «Непроизносимые согласные»;
- «Чередование гласных в корне».
Орфограммы в приставке:
- «Правописание З и С на конце приставки»;
- «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Орфограммы в суффиксах:
«Правописание суффиксов в разных частях речи»
Орфограммы в окончаниях:
- «Правописание падежных окончаний»;
- «Правописание личных окончаний глаголов».
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
Пояснения к правописанию
В древнерусском языке было два близкородственных глагола: полный «идти» с корнем «ид-» и краткий «йти» на корень «й-». Первый служил инфинитивом, называвшим любое пешее передвижение, а «йти» употреблялся, чтобы обозначить направленное, целеустремлённое перемещение пешком. Отсюда и церковнославянская форма: «Приидите и внемлите» – не просто шляясь, но на проповедь во храм или к нравоучителю.
В силу общеизвестных исторических причин начиная с XII – XIII вв. естественное развитие и русского языка, и всей Руси было прервано и долгое время шло изолированно, медленно, путаным путём. Напомним: первые приближённые к современным грамматики западноевропейских языков создавались тогда, когда Русь отражала натиск крестоносцев и переживала монгольское нашествие, а затем княжеские усобицы под иноземным игом. Кроме того, древнерусский язык оказался фактически оторван от греко-латинской основы, но зато приобрёл богатейший опыт взаимодействия с языками иного, агглютинативного типа – тюркскими. Худа без добра не бывает.
Реформы Петра Великого растолкали Россию – уже Россию, не Русь. М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, создавая первые правильные русские грамматики, от «йти» отказались, как от труднопроизносимого, да и в живом речевом обороте это слово к тому времени вышло из употребления. Но в некоторых приставочных глаголах от «идти» корень «-йд-» оказался к месту: после приставок, оканчивающихся на гласные, кроме «и», его выговорить и понять много легче, чем «-дт-»: в «Анчаре» А. С. Пушкина тигр к дереву смерти нейдёт, завтрашним утром Солнце, как известно, взойдёт, а что-то неважнецкое, но ещё пригодное сойдёт (если приставка оканчивается на согласную, то к ней добавляется «о» – «изойти»).
Мобилизованным рассказали, как пользоваться телефоном на передовой
Призывникам, мобилизованным для участия СВО на Украине, посоветовали не брать собой телефоны с расширенными мультимедийными функциями. Лучше обойтись простенькими, кнопочными.
По мнению информированных источников, лучше, конечно, вообще не пользоваться подобными гаджетами, но если уж очень хочется, то телефон обязательно должен быть на андроиде.
Следует также придерживаться определенных правил. Телефон надо обязательно выключать, «авиарежим» не спасет. После отключения необходимо вынуть аккумулятор, если он не вынимается, то следует удалить из устройства сим-карту.
Собственный гаджет лучше оставить дома, на нем не должно быть никакой личной информации. Можно купить на онлайн-платформах бывший в употреблении. В соцсетях следует вести переписку с «левых» аккаунтов. Пусть близкие заведут такие же.
Сим-карту лучше купить украинскую, и не пользоваться телефоном для развлечения. Только для звонков семье.
Это – элементарные правила безопасности, так как противник активно пеленгует средства связи и использует их для разведывательной деятельности. Источник
Окончание
Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Всё, с окончаниями закончили.
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
- Дом . Звук в сильной позиции, отчетливо слышим .
- Собака . На месте буквы «о» мы слышим звук , так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
- Колесо . Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук , но без ударения он становится слабым звуком .
- Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
- Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: сльн[А/О]е, красв[О/А].
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
- Любой звук перед гласным – всегда сильный. аня, ооо.
- Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. леск, люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
- Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – ворец, вота, вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
- Звук перед согласным – всегда слабый. тица (звук как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в ), рагулялся, тихотворение (звук находится в промежуточном состоянии с ).
- Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне, подъез.
- Всегда слабые перед :
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
- В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве, ко.
- Сильная позиция перед гласными. аня, огуля.
- , – всегда сильные перед согласными. Коба, пока.
- Всегда слабая позиция перед . Воро.
- и слабые перед «ч» и «щ». Бараик, кармаик.
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов
В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному
Общие правила мобилизации
Что такое частичная мобилизация?
Мобилизация – это комплекс мероприятий, в результате которых экономика и органы власти переходят на условия военного времени, а Вооруженные силы РФ и другие войска – на организацию и состав военного времени.
Такое определение дано в ст. 21 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизации).
А вот понятия «частичная мобилизация» в законе нет. Режим частичной мобилизации уточняется указами Президента РФ и актами Правительства РФ.
Какие обязанности возникают у граждан в период мобилизации и в военное время?
Граждане обязаны (ст. 10 Закона о мобилизации):
- являться по вызову военкоматов и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
- выполнять требования, изложенные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военкоматов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас;
- предоставлять в военное время свои здания, сооружения, транспорт и другое имущество для обеспечения обороны и безопасности страны – убытки государство возместит.
Кого могут призвать на военную службу по мобилизации?
Призвать на военную службу по мобилизации могут граждан в запасе, которые не имеют права на отсрочку (ч. 2 ст. 17 Закона о мобилизации).
Как узнать, нахожусь ли я в запасе?
В запасе Вооруженных сил РФ состоят:
- уволенные с военной службы и зачисленные в запас ВС РФ;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет, позднее поставленные на воинский учет в военкоматах;
- успешно завершившие обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования;
- успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившие указанные образовательные организации;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
- не прошедшие до 27 лет военную службу в связи с отсрочкой от призыва, подтвержденного призывной комиссией муниципального образования или субъекта РФ;
- не подлежавшие призыву на военную службу до 27 лет;
- не прошедшие военную службу по призыву до 27 лет без законных на то оснований;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, имеющие военно-учетную специальность.
Этот перечень указан в ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о военной службе).
До какого возраста граждане входят в состав запаса?
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда (ст. 53 Закона о военной службе).
Составы запаса (воинские звания) |
Возраст граждан, пребывающих в запасе |
||
---|---|---|---|
Первый разряд |
Второй разряд |
Третий разряд |
|
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы |
до 35 лет |
до 45 лет |
до 50 лет |
Младшие офицеры |
до 50 лет |
до 55 лет |
до 60 лет |
Майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга |
до 55 лет |
до 60 лет |
до 65 лет |
Полковники, капитаны 1-го ранга |
до 60 лет |
до 65 лет |
|
Высшие офицеры |
до 65 лет |
до 70 лет |
Женщины в запасе относятся к третьему разряду: офицеры пребывают в запасе до 50 лет, а остальные – до 45 лет.
Когда гражданина исключают из запаса?
Для каждого воинского звания установлен предельный возраст. Когда гражданин его достигает, его исключают из запаса – переводят в отставку и снимают с воинского учета. Также выбыть из запаса можно по состоянию здоровья (ч. 3 ст. 53 Закона о военной службе).
Влияет ли разряд на очередность призыва на военную службу?
В законе нет правил, по которым призывать на военную службу по мобилизации должны в строгой очередности. Призыв граждан всех трех разрядов будет правомерным. Сейчас приоритетные для призыва категории граждан устанавливают президент и Минобороны.
Кто не подлежит мобилизации?
Мобилизация не распространяется на тех, кто:
- признан не годным к военной службе;
- имеет право на отсрочку;
- исключен из запаса.
Кого не призовут?
Закон определяет несколько категорий граждан, которым положена отсрочка от призыва. Как сказал 21 сентября Сергей Шойгу, мобилизация не коснется студентов вузов. Однако позже на правительственном портале Объясняем.рф появилось сообщение, что заочников могут мобилизовать по решению призывной комиссии. 24 сентября президент подписал указ, согласно которому отсрочку предоставят «студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые».
Депутаты Госдумы и члены Совфеда тоже имеют отсрочку. Однако Вячеслав Володин заявил, что те депутаты, которые соответствуют требованиям частичной мобилизации, «должны помочь своим участием в специальной военной операции». Для этого им нужно взять отпуск.
Отстрочку также получили:
- депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
- депутаты представительных органов муниципальных образований;
- главы муниципальных образований.
В СПЧ назвали две категории граждан, которых не будут призывать по частичной мобилизации: ограниченно годные к службе (категория В) и граждане с приписным (удостоверение, которое выдается молодым людям, подлежащим призыву, после прохождения комиссии. Оно заменяется военным билетом после прохождения службы, освобождения по состоянию здоровья или по достижении 27 лет).
Кроме того, на отсрочку от призыва имеют право:
- Отцы-одиночки, воспитывающие ребенка младше 16 лет;
- Военнообязанные беременные женщины со сроком не менее 22 недель;
- Отцы трех детей до 16 лет, если их жена беременна четвертым ребенком и имеет срок не менее 22 недель;
- Занятые постоянным уходом за больным близким родственником или усыновителем, либо инвалидом первой группы. Подтвердить это надо заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
- Опекуны или попечители несовершеннолетнего родного брата или сестры;
- Имеющие на иждивении четырех и более детей (женщинам — одного ребенка);
- Члены многодетных семей, где мать имеет четырех и более детей до восьми лет и воспитывает их без мужа;
- Граждане, забронированные в порядке, определяемом правительством РФ;
- Признанные временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до шести месяцев).
«По такому тексту призвать можно кого угодно, кроме работников оборонно-промышленного комплекса, у которых есть отсрочка на период работы, — прокомментировала указ политолог Екатерина Шульман (признана иноагентом). — О том, что мобилизация касается только находящихся в запасе и имеющих какие-то особо нужные специальности, сказано в выступлении, но не в указе».