Падежи основных частей речи

Значения родительного падежа

Родительный падеж. Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса;
  • принадлежность: мамина обувь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды;
  • отношения определения: красота полей.

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишаться и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года.

Типы склонений в русском языке

Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

Какие существительные относятся к I, II и III склонениям? Чтобы облегчить запоминание, приведём информацию в виде схемы:

Проиллюстрируем различия этих типов словоизменения. В таблице представлены парадигмы для каждого склонения.

Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний. Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще. Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

Необходимо вспомнить правило склонения существительных на -ия, -ие, -ий. Увидев их, ученики относят к одному из уже описанных видов склонения, но это неверно. Эти слова являются исключением и будут оканчиваться на -ии в том случае, когда по правилу должно писаться -е. Например, он рассказал о лекции (не как «о воде»); я был в планетарии по рекомендации моих друзей (хотя «о слоне» и «стране»).

  • Адъективное склонение. По этому типу изменяются слова, которые «перешли» из одной части речи (прилагательные или причастия) в другую (существительные). Например, ванная, учительская, мороженое, вожатый и др.
  • Несклоняемые существительные. К этой группе относятся слова, которые не изменяются по падежам. В большинстве случаев, это лексемы иноязычного происхождения. Например, такси, какао, кино, леди, шимпанзе и др.
  • Разносклоняемые существительные. К этой группе относятся слова, которые в своей парадигме имеют окончания второго и третьего типов склонения. Всего их 11. Существительные среднего рода на -мя (имя, вымя, время, бремя, племя, темя, пламя, знамя, семя, стремя) и слово путь.

Парадигмы разносклоняемых существительных

Существительные, изменяющиеся по местоименному типу. Есть несколько лексем, которые были образованы с помощью перехода частей речи от местоимений, или склоняются как местоимения. Например, девичья, ничья и др.

Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

  1. определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  2. вспомнить или посмотреть парадигму;
  3. в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).

Примеры:

  1. Колёса мягко покатились по обочине (I скл., Д. п., по стране) дороги (I скл., Р. п., страны).
  2. В учительской (как прил.) говорили об оценках за контрольную.
  3. Люди в колонне шли со знаменем (разноскл., Т. п., как II скл.), выкрикивая имена (разноскл., Р. п. мн. ч., как II скл.) революционеров.
  4. Маша наконец-то побывала в башне(I скл., П. п., в стране) старинной крепости (III скл., Р. п., степи).
  5. В начале декабря деревья стояли в лёгком инее (II скл., П. п., о слоне).
  6. В пристройке (I скл., П. п., в воде) около сарая (II скл., Р. п., слона) жил сторож.
  7. Сын после долгой разлуки увиделся с матерью (III скл., Т. п., со степью.)
  8. Рабочие в столовой (как прил.)говорили о премии (на -ия).
  9. Леди (нескл.) в красном ушла с банкета и уехала вдаль на такси (нескл.).
  10. В смущении (на -ие) и ярости (III скл., П. п., о степи) он отбросил от себя анонимное письмо.

Падежи местоимений-прилагательных

Местоимения, ука­зы­ва­ю­щие на при­знак пред­ме­та, соот­но­сят­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, отве­ча­ют на те же падеж­ные вопро­сы и спо­соб­ны заме­щать их в высказывании.

К местоимениям-прилагательным при­над­ле­жат сле­ду­ю­щие разряды:

  • при­тя­жа­тель­ные место­име­ния мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния этот, тот, такой, таков, сей;
  • опре­де­ли­тель­ные место­име­ния сам, самый, весь, вся­кий, каж­дый, дру­гой, любой, иной;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния какой? кото­рый? чей?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния какой, каков, кото­рый, чей;
  • неопре­де­лён­ные место­име­ния неко­то­рый, некий, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, чей-то, чей-нибудь, чей-либо;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния ника­кой, ничей.

Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» — неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Местоимения «таков» и «каков» оформ­ле­ны как крат­кие при­ла­га­тель­ные, поэто­му не име­ют падеж­ных форм, а изме­ня­ют­ся толь­ко по родам и числам:

  • таков спо­соб, тако­ва сла­ва, тако­во зна­ние, тако­вы пожелания;
  • каков маль­чик, како­ва печаль, како­во сло­во, како­вы намерения.

Остальные место­име­ния, ука­зы­ва­ю­щие на при­знак пред­ме­та, изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам как име­на при­ла­га­тель­ные. Проиллюстрируем падеж­ные фор­мы опре­де­ли­тель­ных место­име­ний с помо­щью таблицы.

Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
Муж. род Ср. род Жен. род
И. п. весь сам любой другой все само любое другое вся сама любая другая все сами любые другие
Р. п. все­го самого любого другого всей самой любой другой всех самих любых других
Д. п. все­му самому любому другому всей самой любой другой всем самим любым другим
В. п. весь (все­го) самого любой (любо­го) дру­гой (дру­го­го) все само любое другое всю саму любую другую все (всех) самих любые (любых) дру­гие (дру­гих)
Т. п. всем самим любым другим всей (всею) самой (самою) любой (любою) дру­гой (дру­гою) все­ми самими любыми другими
П. п. обо всем о самом о любом о другом обо всей о самой о любой о другой обо всех о самих о любых о других

В Переделкино или в Переделкине?

Топонимы славянского происхождения на -ов(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о) традиционно склоняются: в Останкине, в Переделкине, к Строгину, в Новокосине, из Люблина. Однако в последние десятилетия сложилась тенденция к употреблению несклоняемого варианта.

Изначально все подобные названия были склоняемыми (вспомним у Лермонтова: Недаром помнит вся Россия про день Бородина!)

Первоначально несклоняемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, потому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: Киров и Кирово, Пушкин и Пушкино и т. п

Но постепенно  несклоняемые формы стали проникать в письменную речь. Так, в «Грамматике современного русского литературного языка» 1970 года было указано, что в современном русском литературном языке обнаруживают тенденцию пополнять группу слов нулевого склонения топонимы с финалями -ов(о), -ёв(о), -ев(о), -ин(о). Другими словами, несклоняемость тогда только начинала распространяться.

Со временем несклоняемые варианты стали настолько широко распространенными, что изначально единственно правильный склоняемый вариант многими теперь воспринимается как ошибочный! Если когда-то Анна Ахматова возмущалась, когда при ней говорили мы живем в Кратово вместо мы живем в Кратове, то в наши дни употребление в Кратове, в Строгине, в Люблине многими совершенно напрасно воспринимается как порча языка. Между тем такое произношение и написание вполне соотвествует грамматической норме, как соответствует ей теперь и несклоняемость рассматриваемых названий.

Заметим также, что за последние десятилетия появилась устойчивая тенденция не изменять исходной формы названия населенных пунктов, если они употреблены в качестве приложения, вместе с родовым наименованием.

Итак, в современном русском литературном языке действуют такие нормы. Если имеется родовое слово (город, район, село и т. п.), то правильно не склонять: из района Люблино, в сторону района Строгино. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, склоняемый (старый) и несклоняемый (новый): в Люблине и в Люблино, в сторону Строгина и в сторону Строгино, из Простоквашина и из Простоквашино.

Правильно: в городе Пушкино, в городе Иваново, в районе Перово, но (без родового слова): в Пушкино и в Пушкине, в Косово и в Косове.

Склонение личных местоимений

Они похожи на существительные, поэтому изменяются только по падежам. При склонении меняется не только окончание, но и все слово. Значит, образуются новые формы слов.

Личные местоимения можно просклонять по всем косвенным падежам без исключения

Важно понимать, что изменяется не только окончание, но и сам корень. . Например, местоимение «я» при склонении превращается в слово «меня»

Это и есть чередование корней. Например:

Например, местоимение «я» при склонении превращается в слово «меня». Это и есть чередование корней. Например:

  • «он» – «ему»;

  • «она» – «ее»;

  • «они» – «их»;

  • «мы» – «нас».

В эту группу также входит местоимение среднего рода «оно». 

Это местоимение имеет всего одну падежную форму. 

В 3-ем лице в косвенных падежах вначале присоединяется буква «Н», если используется предлог. Например:

  • «У них огромное количество медалей».

  • «Говорил с ним о празднике».

Пропавшие падежи: как их найти и почему они исчезли

Какие падежи существовали в русском языке раньше плюс к тем, которые известны со школы? Звательный, разделительный, местный, счётный, отложительный, ждательный, лишительный, превратительный и количественно-отделительный. И формы забытых падежей широко применяются до сих пор.

  1. Звательный падеж. К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй».
  2. Разновидностью родительного падежа является количественно-отделительный падеж. В разговорной речи мы используем такие обороты, как «задать жару» (по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра).
  3. Ждательный – утраченный падеж, который проявляется так: некоторые слова склоняются по форме винительного падежа, а некоторые – по форме родительного: ждать письма (кого? чего?), но ждать (кого? что?) маму. Чем обусловлена эта разница? Возможно, с одушевлённостью/неодушевлённостью предмета, его субъектностью или объектностью. Письмо само никуда добраться не может, ждут его доставки, а мама добирается до места сама, ждут именно её, и отвечает за это прибытие она. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису.
  4. Счётный падеж – используется при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
  5. Разделительный – форма родительного, применяется к неодушевленным предметам, когда отделяется часть от целого: отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»). Благодаря этой форме мы понимаем, что съели не всё, а отдельную часть чего-то, состоящего из мелких частей.
  6. Превратительный падеж – еще один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день. Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение.
  7. Лишительный – используется с отрицанием при глаголе: «не знать истины» (не «истину»), «не иметь права» (не «право»), «ни шагу назад».
  8. Местный падеж: «на мысу» (вместо «мысе»), «в порту» (не «порте»). Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу.
  9. Отложительный падеж определяет начальную точку движения, ударение перемещается с существительного на служебную часть речи – предлог: из лесу, из дому.

Сходные падежи есть в других славянских языках (украинском), но в русском они не получили дальнейшего развития, стали непродуктивными. Новые слова не склоняются по ним, и язык оптимизировал громоздкую падежную систему – убрал то, без чего можно обойтись, или то, что не создает работающие конструкции.

Склонение личных местоимений

При скло­не­нии у лич­ных место­име­ний пол­но­стью изме­ня­ет­ся грам­ма­ти­че­ская фор­ма сло­ва. Личные место­име­ния харак­те­ри­зу­ют­ся обра­зо­ва­ни­ем суп­пле­тив­ных форм:

  • я — у меня;
  • ты — с тобой;
  • мы — от нас;
  • они — их.
Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Морфологической зако­но­мер­но­стью явля­ет­ся то, что в падеж­ных фор­мах с пред­ло­га­ми у место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла появ­ля­ет­ся началь­ное «н»:

  • он — у него, к нему, воз­ле него;
  • она — у неё, к ней, мимо неё;
  • оно — с ним, перед ним, око­ло него;
  • они — с ними, к ним, воз­ле них.

https://youtube.com/watch?v=g8Ti3ysY328

Родительный множественного

Выбор между тремя вариантами окончаний (нулевое | -öв | -ей)
зависит от рода и номера склонения:

Мужской род (1-ое склонение)

Большинство существительных мужского рода имеют окончание
,
если их основа на твёрдый согласный (включая ц) или й, а
если основа на мягкий (исключая й) или шипящий, то -ей.
Примеры:

Предшествующий согласный Положение
Безударное Ударное
Твёрдый, не шипящий компьютеров столов, плодов
й героев боёв
Мягкий (исключая й и шипящие) будней коней
Шипящий (ж, ш, ч, щ) вернисажей, маршей ножей, ключей

Исключения из вышестоящего правила составляют формы:
человек, глаз, волóс, чулок, сапог, брюк, солдат, аршин и некоторые другие,
а также случаи ненормативного (пока) употребления с нулевым окончанием
следующих групп существительных мужского рода на твёрдый согласный:

  • названия единиц измерения (весовых, денежных, физических…):
    алтын, ампер, вольт, герц, грамм, килограмм и др.;
  • названия овощей, плодов, вообще названия пищи, обозначающие
    единичные предметы, обычно измеряемые массами:
    баклажан, гранат, апельсин, мандарин, помидор и др.;
  • названия лиц по принадлежности к национальным группам:
    башкир, бурят, грузин, румын и др.;
  • названия лиц по принадлежности к воинским соединениям:
    гардемарин, гусар, улан, кадет, партизан и др.;
  • названия парных или составных предметов одежды:
    ботинок, бот, кед, носок, погон, сандалет, шорт и др.;

У слова будень нормой допускаются варианты будней и буден
(последний встречается редко).
Слово сын имеет форму сыновей.

Средний род (1-ое склонение)

Большинство существительных среднего рода принимают нулевое окончание.
окон, сёл, дел, училищ, занятий.

В русском языке очень мало слов среднего роде на мягкий согласный
(исключая й, ч и щ):
поле, море, горе.
Они имеют окончание -ей:
морей, полей.
Слов на ч также мало: плечо, вече. Они имеют формы
плеч, веч (также вечей). А также: очей (от око).

Большинство слов с основой на ц (платьице), в соответствии с общим правилом,
имеют нулевое окончание. Некоторые из них испытывают колебания в употреблении,
принимая безударное окончание -ев или ударное -ов:
блюдец – блюдцев, полотенец – полотенцев.
За отдельными словами это окончание закреплено нормативно:
болотцев, дéревцев, деревцóв, кружевцев, оконцев, сенцев.

Большинство слов с основой на согласный + «йот» (раздумье, побережье, копьё, ружьё, житьё),
в соответствии с общим правилом, имеют нулевое окончание (со вставкой беглого
и: раздумий, побережий,
копий, житий
. (В слове ружьё пишется беглая е: ружей.)
Небольшая часть их испытывают колебания в употреблении, принимая окончание
: ущельев – ущелий, верховьев – верховий,
низовьев – низовий, угодьев – угодий
.
За отдельными словами это окончание закреплено нормативно:
платьев, устьев, лохмотьев, разводьев, отребьев.
Сюда же можно отнести и слово мужского рода подмастерье: подмастерьев.

Существительные с суффиксом -ик и слова облако, очки принимают
окончание -ов: плечиков, колёсиков, облаков, очков.
Такое же окончание имеет слово судно: судов.

Слово остриё в форме род.мн. имеет окончание -ёв: остриёв.

2-ое склонение

Наиболее распространённое окончание – нулевое.
Некоторые существительные с основой на шипящие и мягкие л, н
имеют окончание -ей (клешней, долей, юношей, межей, вожжей).
А также ноздрей, дядей, стезей.
Окончание -ей варьируется с нулевым:
долей – доль, вафлей – вафель, баржей – барж,
свечей – свеч, пашней – пашен, дядей – дядь
и т.п.
(Естественно, нормативным считается только один из вариантов.)

Особенности образования форм с нулевым окончанием:

  • В конце основы может появляться
    .
  • У существительных на согласный + ня (вишня, спальня, двойня)
    н
    становится твёрдым (башен, пашен, вишен, черешен, двоен, читален, скворечен, голубятен).
    Исключения «отвердевания» н : барышень, боярышень, деревень, кухонь.

Балда, башка, мзда, тьма (в значении «темнота») – форма неупотребительна.
Тьма в значении «множество» имеет форму тем.

3-е склонение

Практически все слова 3-го склонения в род. мн. имеют окончание -ей.

Слово сажень наряду с
нормативной формой саженей имеет форму сажен
(подобно существительным второго склонения: ножен, вишен).

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 49,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 61,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 104,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 112,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 124,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 129,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 157,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 51,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 177,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 249,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 301,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 303,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 36,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 178,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 100,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 101,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 140,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 736,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 285,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 289,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 19,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 394,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 411,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 99,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 101,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 325,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 111,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 222,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 240,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 245,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Разносклоняемые существительные и их падежные окончания

Данный тип склонения — совершенно особенный, поэтому чтобы просклонять по падежам  существительные, относимые учёными к разносклоняемым, требуется обязательное  отдельное рассмотрение.

Итак, разносклоняемыми называются существительные среднего рода (всего их десять), оканчивающиеся на ‑мя: бремя, вымя, темя, знамя, время, имя, пламя, племя, семя, стремя. К ним прибавляется одно существительное с мужским родом: путь.

Суть явления, как обычно, кроется в семантике называемой категории: данные слова действительно имеют некоторые свойства второго и третьего склонений, а посему названы разносклоняемыми. В качестве примера следует избрать слово путь.

  • Именительный падеж: путь;
  • Родительный падеж имеет окончание 3 склонения: ‑и. Пути;
  • Дательный падеж имеет окончание 3 склонения: ‑и. Пути;
  • Винительный падеж имеет такую же форму, как и именительный падеж;
  • Творительный падеж имеет окончание 2 склонения: — ем (-ём). Путём;
  • Предложный падеж имеет окончание 3 склонения: ‑и. О (на) пути.

Падежи местоимений-существительных

Часть место­име­ний рус­ско­го язы­ка ука­зы­ва­ет на лицо, пред­мет или их отсут­ствие. Такие место­име­ния соот­но­сят­ся с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми и могут их заме­щать в тексте.

К местоимениям-существительным при­над­ле­жат сле­ду­ю­щие раз­ря­ды по значению:

  • лич­ные место­име­ния я, ты, он, она, оно, мы, вы, они;
  • воз­врат­ное место­име­ние себя;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния кто? что?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния кто, что;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния никто, ничто, неко­го, нече­го;
  • неопре­де­лён­ные место­име­ния некто, нечто, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь и пр.

Если местоимение-существительное ука­зы­ва­ет на лицо, к нему поста­вим падеж­ные вопро­сы, как и к оду­шев­лен­но­му существительному:

кто? кого? кому? кого? кем? о ком?

К местоимениям-существительным, ука­зы­ва­ю­щим на пред­мет, зада­дим вопро­сы падежей:

что? чего? чему? что? чем? о чём?

Местоимение, как само­сто­я­тель­ная часть речи, сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся в древ­но­сти, обла­да­ет спе­ци­фич­ны­ми осо­бен­но­стя­ми обра­зо­ва­ния паде­жей. Проиллюстрируем это нагляд­но с помо­щью таб­ли­цы скло­не­ния лич­ных местоимений.

  Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Отметим, что в кос­вен­ных паде­жах у лич­ных место­име­ний меня­ет­ся корень. Личные место­име­ния обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы падежей.

Обратим вни­ма­ние, если падеж место­име­ний 3 лица обра­зо­ван с помо­щью пред­ло­га, то в их фор­ме появ­ля­ет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он — к нему, у него, с ним;
  • она — у неё, к ней, с ней;
  • они —  от них, к ним, с ними.

Возвратное место­име­ние «себя» харак­те­ри­зу­ет­ся отсут­стви­ем фор­мы име­ни­тель­но­го падежа.

Падежи Возвратное место­име­ние Примеры
И. п.
Р. п. себя не слы­шишь (кого?) себя
Д. п. себе пой­ду (к кому?) к себе
В. п. себя вижу (кого?) себя
Т. п. собой (-ою) любу­юсь (кем?) собой
П. п. о себе сооб­щу (о ком?) о себе

Вопросительные и отно­си­тель­ные место­име­ния «кто?», «что?» и «кто», «что», а так­же отри­ца­тель­ные место­име­ния «никто» и «ничто» име­ют схо­жие падеж­ные окончания.

  • и. п.  (кто? что?) кто, что, кто? что? никто, ничто
  • р. п.  (кого? чего?) кого, чего, кого? чего? нико­го, ничего
  • д. п.  (кому? чему?) кому, чему, кому? чему? нико­му, ничему
  • в. п.  (кого? что?) кого, что, кого? что? нико­го, ничто
  • т. п.  (кем? чем?) кем, чем, кем? чем? никем, ничем
  • п. п.  (о ком? о чём?) о ком, о чём, о ком? о чём? о никем, о ничем

Неопределённые место­име­ния «некто» и «нечто» не скло­ня­ют­ся. Местоимение «некто» име­ет толь­ко фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, а у место­име­ния «нечто» мож­но ука­зать фор­му име­ни­тель­но­го или вини­тель­но­го паде­жа в предложении.

Неопределённые место­име­ния, обра­зо­ван­ные с помо­щью частиц кое-, -то, -либо, -нибудь, изме­ня­ют­ся по паде­жам, как сло­ва «кто» и «что».

В неко­то­рых падеж­ных фор­мах меж­ду части­цей и место­име­ни­ем исполь­зу­ет­ся пред­лог. Тогда такой падеж место­име­ния пишет­ся в три слова:

  • кое-кто — кое с кем, кое у кого;
  • кое-что — кое с чем, кое от чего.

У отри­ца­тель­но­го место­име­ния «нече­го» нет фор­мы име­ни­тель­но­го падежа.

  • и. п. —
  • р. п.  нечего
  • д. п.  нечему
  • в. п.  нечего
  • т. п.  нечем
  • п. п.  не́ о чем
Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий