Правила разбора на звуки
Каждая буква в слове – графическая фиксация (написание) звука или звуков. Все звуки русского языка поделены на гласные и согласные. Гласные – , , , , , – состоят только из голоса. В образовании согласных участвуют не только голосовые связки и легкие, но и полость рта, поэтому в них присутствует шум.
Среди твердых и мягких согласных имеются глухие: [х/х’], [п/п’], [т/т’], [ф/ф’], [х/х’], , , , и звонкие: , [к/к’], [н/н’] , [г/г’], [з/з’] , [в/в’], [р/р’] , [л/л’], [д/д’], , [м/м’], [б/б’], среди которых выделяют сонорные. В сонорных голоса больше чем шума. Их девять – [м/м’], [н/н’], [р/р’], [л/л’], .
При фонетическом анализе слова необходимо определить, какой звук – гласный или согласный. Если гласный, нужно указать – ударный он (произносится сильно, отчетливо) или безударный (произносится с меньшей силой и отчетливостью).
Согласные звуки характеризуются по следующим параметрам: по глухости и звонкости – , твердости и мягкости – с указанием парности. Необходимо обозначать, имеет ли звук пару по этим критериям. Например: глухой имеет пару по звонкости – и по мягкости – .
Кроме того, необходимо указывать на «сонорность» звука, если он сонорный.
При более детальной характеристике указывается наличие «шипения» в звуке, пишется – «шипящий».
Также при звуковом анализе необходимо помнить, что не все буквы языка обозначают звуки. Например, разделительные знаки «Ь» и «Ъ» звуков не обозначают. Есть в фонетике непроизносимые согласные, которые тоже не обозначают звуков, например, «счастливый» – . Эту особенность при звуковом анализе необходимо учитывать. При разборе напротив таких букв пишется – «не обозначает звука».
Не стоит забывать, что некоторые буквы в определенных позициях слова обозначают два звука. Это буквы «е», «ё», «ю», «я». Они, в начале слова, после – «Ь», «Ъ» и гласной, всегда обозначают два звука: ; ; ; . Бывает и вариант – «язык»: .
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
– парные звонкие согласные звуки
– парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
–непарные звонкие согласные звуки
– непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
– всегда твёрдые звуки
–всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
-
Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие , , , , , , , , , , , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
-
Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие , , , , , , , , , , имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые: , , , , , , , , , , , , , , , , , .
- Мягкие: , , , , , , , , , , , , , , , , , . При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком .
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка
Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол – моль , угол – уголь , нос – нёс
- Л, М, Н, Р, Й – всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ – всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й – всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
- Ж, Ш,Ч, Щ – шипящие.
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
- Дом . Звук в сильной позиции, отчетливо слышим .
- Собака . На месте буквы «о» мы слышим звук , так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
- Колесо . Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук , но без ударения он становится слабым звуком .
- Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
- Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: сльн[А/О]е, красв[О/А].
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
- Любой звук перед гласным – всегда сильный. аня, ооо.
- Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. леск, люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
- Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – ворец, вота, вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
- Звук перед согласным – всегда слабый. тица (звук как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в ), рагулялся, тихотворение (звук находится в промежуточном состоянии с ).
- Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне, подъез.
- Всегда слабые перед :
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
- В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве, ко.
- Сильная позиция перед гласными. аня, огуля.
- , – всегда сильные перед согласными. Коба, пока.
- Всегда слабая позиция перед . Воро.
- и слабые перед «ч» и «щ». Бараик, кармаик.
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов
В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.
Содержание (быстрый переход):
Фонетический разбор слова в школе
Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1. При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Фонетический разбор слова в школе включает транскрипцию слова (по подробной или упрощённой системе) и характеристику каждого звука по его основным признакам. Подробнее об упрощенной системе читайте в конспекте «Характеристика букв и звуков».
Порядок фонетического разбора слова(по школьной традиции):
характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Основные моменты, которые не стоит забывать:
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки.
- Иногда происходит оглушение или озвончение согласных звуков (например: гриб — гри, сделать — делать).
- Буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость впереди стоящего звука.
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова, после букв Ъ и Ь, перед гласной, они обозначают два звука.
- Буква может не обозначать звука: 1) непроизносимые согласные (например, в слове сердце); 2) Ъ и Ь не имеют звуков.
- Один звук может быть обозначен сочетанием 2-х или 3-х букв (например, в словах играться, считать) или удвоенными согласными (например в слове программа).
Образец фонетический разбор словапо упрощенной системе:
Чернеют — чер-нé-ют (3 слога)
ч — согласный, мягкий, глухой
е — гласный, безударный
р — согласный, твердый, звонкий
н — согласный, мягкий, звонкий
е — гласный, ударный
ю — согласный, мягкий, звонкий
– — гласный, безударный
т — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
Подробная система
фонетического разбора слова(кратко)
Транскрипция звучащей речи может выполняться с различной степенью точности. Упрощённая система учитывает только самые основные процессы в области гласных звуков. Отражается только качественная редукция гласных и . Безударный обозначается всегда как , а безударный — как или . Количественная редукция и качественно-количественная редукция разных степеней учитывается только в подробной системе фонетического разбора. Для этой системы используются следующие знаки:
Основные правила транскрибации:
Образец фонетический разбор словапо подробной системе:
Лесоруб — ле-со-ру́б (3 слога)
л — согласный, мягкий парный, сонорный (звонкий непарный);
е — гласный, безударный, II степени редукции;
с — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
о — гласный, безударный, I степени редукции;
р — согласный, твёрдый парный, сонорный (звонкий непарный);
у — гласный, ударный;
б — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
___________
7 букв, 7 звуков
Вы смотрели конспект урока «Фонетический разбор слова«. Следующая тема: Слог. Ударение.
Примеры письменного фонетического разбора
Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я , 6 слогов
э — – гласный, безударный;
к — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
с — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
п — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
л — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
у — – гласный, безударный;
а — – гласный, безударный;
т — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
а — – гласный, ударный;
ц — – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;
и — – гласный, безударный;
я — – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
– гласный, безударный.
____________________________
12 букв, 13 звуков
Яблочный – яб’-лоч-ный , 3 слога
я — – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
– гласный, ударный;
б — – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
л — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
о — – гласный, безударный;
ч — – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;
н — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
ы — – гласный, безударный;
й — – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный.
_______________________
8 букв, 9 звуков
Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ , 5 слогов
а — – гласный, безударный;
б — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
с — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
т — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
р — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
а — – гласный, безударный;
к — – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
ц — – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;
и — – гласный, безударный;
о — – гласный, безударный;
н — – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;
и — – гласный, ударный;
з — – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
м — – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный
______________
14 букв, 14 звуков
Смотри также:
- Звуки и буквы русского языка
- Гласные звуки и буквы
- Сонорные звуки
- Чередование звуков
- Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов
Примеры фонетического разбора | ||
белый | кричать | солнце |
вьюга | мяча | схема |
глазки | обед | уши |
день | ответ | цветной |
ель | ошибка | чайка |
класс | пример | школа |
ключ | Россия | язык |
кольцо | русский |
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 42,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 298,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 625,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 75,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 176,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 529,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 180,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 166,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике
1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ
Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:
«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова
Структурирование информации и информационные модели
Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.
Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.
Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.
Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):
множество:
перечисление элементов, собранных по характерному признаку;
Вася, Петя, Коля 1, 17, 22, 55
В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.
линейный список
Важна упорядоченность следования элементов.
таблица
В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):
дерево или иерархия объектов
Уровни в дереве
Рассмотрим родственные отношения в дереве:
«Сыновья» А: B, C.
«Родитель» B: A.
«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.
«Предки» F: A, C.
Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).
файловая система (иерархия)
Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:
Получим дерево:
графы
Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:
Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:
Граф, отображающий дороги между поселками
матрица и список смежности
Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.
Связный граф
Дерево
Дерево — связный граф без циклов
взвешенные графы и весовая матрица
У взвешенных графов указан «вес ребра»:
Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.
Весовая матрица
Поиск кратчайшего пути (перебор)
Определение кратчайшего пути между пунктами A и D
- В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
- Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
- На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.
Егифка :
Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»
Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.
Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.
1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков . Звук — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков , , . Согласный — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.
Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная произносится как — .
Звуковой анализ слова «группа».
1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука . Первый — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука . Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.
Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова, необходимо придерживаться следующего плана:
- Поставить в слове ударение и определить количество слогов в слове.
- Выписать все буквы в слове, а напротив каждой буквы записать соответствующий ей звук.
- Для каждого звука написать характеристику.
- Записать транскрипцию слова, а также посчитать все буквы и звуки в слове.
Начинать разбор слова необходимо с постановки ударения в слове (необходимо правильно произнести слово). После этого определяют, сколько в слове слогов. Количество слогов и количество вариантов переноса слова — это не одно и то же. Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных букв, именно поэтому, чтобы посчитать слоги, достаточно посчитать гласные буквы. Затем необходимо записать все буквы в слове, а к каждой букве подобрать соответствующий ей звук (то, как буква произносится). Существуют буквы, которые не обозначают звуков — ь, ъ. Однако, если гласная находится в начале слова или гласная расположена после мягкого или твердого знака, то такая гласная будет обозначать сразу два звука. Звуки записываются в квадратных скобках. После того, как все звуки выписаны, необходимо дать каждому звуку характеристику, то есть описать его. В русском языке звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки делятся на ударные или безударные. Согласные звуки бывают твердые или мягкие (парные или непарные), звонкие или глухие (парные или непарные). Если звук мягкий, то над ним справа ставится черточка. Если звук парный, значит такой звук имеет себе пару, но только по данному признаку (например, если звук — парный звонкий, то звук — парный глухой). В самом конце записывают транскрипцию слова в квадратных скобках. Транскрипция слова — это совокупность всех звуков, то, как мы произносим это слово. Завершается звуко-буквенный разбор написание количества всех букв и звуков.
Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка
В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.
Первое – все звуки делим на гласные и согласные.
Гласные звуки: все, что надо о них знать
Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.
Гласных звуков в русском языке всего 6 – , , , , , . По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.
Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим . Например, в слове «машина» буква И обозначает звук . Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.
Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.
Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет , а дальше идет соответствующий гласный: Я – , Ю – , Ё – , Е – . Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук .
Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный не появляется.
Согласные звуки
Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.
«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук , а во втором –
Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху»
Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.
Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий смягчает идущий перед ним Н.
Глухие и звонкие согласные
Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.
То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук . Мы пишем ДУБ, а произносим . Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук . Проверьте, произнесите это слово вслух.
Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.
И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».
Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.
Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим .
Образец фонетического разбора
Приведём несколько примеров.
корабль
ко-рА-бль, три слога, ударный второй
К — согласный, твёрдый, глухой, парный
О — гласный, безударный
Р — согласный, твёрдый, звонкий, непарный
А — гласный, ударный
Б — согласный, мягкий, звонкий, непарный
Л — согласный, мягкий, звонкий, непарный
Семь букв и шесть звуков.
гриб
грИб, один слог, ударный
Г — согласный, твёрдый, звонкий, парный
Р — согласный, мягкий, звонкий, парный
И — гласный, ударный
Б — согласный, твёрдый, звонкий, парный
Четыре буквы и четыре звука.
ёж
Ёж, один слог, ударный
Ё — согласный, мягкий, звонкий, непарный
— гласный, ударный
Ж — согласный, твёрдый, глухой, парный.
Две буквы и три звука.
Звукобуквенный анализ. Что это?
на фото: Дети на занятиях подготовки к школе «Путешествуй вместе с нами» для детей с трудностями обучения. Первое с чем сталкивается ребёнок, придя в школу, это обучение чтению и письму. Для взрослых эти навыки могут казаться очень простыми, но на самом деле, они включают в себя множество сложных и взаимосвязанных умений.
Чтобы ребёнок мог прочитать слово он должен:
- знать образы всех входящих в него букв
- не путать их со сходными по внешнему виду (Б и В, С и Э)
- соотносить образ буквы со звуком, который она обозначает
- прочитать буквы, соблюдая правильную последовательность
- узнать слово и воссоздать его
Чтобы написать слово ребёнку нужно:
- проанализировать слово, выделить все звуки в него входящие,
- запомнить их правильную последовательность,
- соотнести каждый звук с буквой, его обозначающей и представить её образ
- выполнить необходимые движения по написанию буквы: написать букву, соблюдая правильное направление движения, соотношение размеров и количество элементов
- соединить буквы в слово, не нарушая их последовательности
Как мы видим, одной из основ обучения чтению и письму, является умение ребёнка проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.
Процесс звукового анализа включает в себя:
- умение слышать звуки,
- определять их количество, порядок,
- определять основные характеристики: гласные и согласные, ударные и безударные звуки.
Звуковой анализ и синтез основываются на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие
— это способность человека различать звуки речи. Например, отличить Б от П, разница между которыми заключается только «включением» голоса (звонкий звук Б) и «выключением» голоса (глухой звук П). Эта способность формируется у детей при нормальном развитии в возрасте от 1 года до 4 лет.
Звуко-буквенный анализ
требует специального обучения, которое начинается еще в дошкольном возрасте воспитателями и логопедами.
К чему может привести несформированность звукобуквенного анализа и синтеза? С какими трудностями сталкиваются школьники и какие ошибки допускают?
При чтении:
- сложности слияния отдельных звуков в слоги
- сложности слияния слогов в слова
- замены букв на схожие по звучанию (О -У, Л-ЛЬ, С-Ш),
- пропуски и перестановки букв и слогов
- медленный темп чтения
- трудности понимания прочитанного
Письменные ошибки:
- пропуски гласных
- пропуски согласных
- пропуски и добавление слогов
- замены букв
- слитное написание слов
- раздельное написание частей слова
- орфографические ошибки
Определить причины возникших трудностей обучения и подобрать способы их решения, помогут логопед и дефектолог.
Поплавская Людмила, логопед Областью особого интереса Людмилы Александровны является исследование и использование достижений нейронауки для выявления зависимости нарушения речи от степени созревания мозговых структур и использование данных нейропсихологии и логопедии для достижения максимальных результатов в коррекционной работе. Людмила Поплавская — член Российской ассоциации дислексии.