Орфографический разбор слова

Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — ;
  • е — ;
  • ю — ;
  • ё — .

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

Дополнительная информация о переводчике

Некоторые русские слова с одинаковым написанием могут иметь разное значение в зависимости от ударения. Cравните: замо́к – за́мок. Эти слова называются «омографы». Наш переводчик выделит транскрипцию таких слов зеленым цветом. Например:

бо́льшим(bˈolʲʂᵻmбо́льшим больши́м )

Если вы наведете мышкой на такое слово или коснетесь его на вашем мобильном устройстве, вы увидите все возможные произношения.

Переводчик работает на основе словаря, содержащего информацию об ударениях в русских словах. Если положение ударения для данного слова не было найдено в словаре, то вместо транскрипции будет показано само слово, окруженное косыми чертами: /экстравагантный/.

При создании переводчика мы использовали онлайн-ресурсы из списка ниже, а также книгу Буланина «Фонетика современного русского языка».

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах

Гласные звуки (их шесть: , , , , , ) бывают ударными/безударными.Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё , ю , я , е .

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Орфограмма

Знание правил русского языка в любом классе начинается с изучения орфограммы. Орфограмма — это место в слове, где можно ошибиться. Орфограммой может быть буква, слитное или раздельное написание, дефис. Если знать перевод слова с греческого языка, то сразу станет понятно, почему это место в слова так называется. При дословном переводе «орфограмма» — это «правильная буква».

Слово «орфограмма» произошло от греч. «orphos» — «правильно», «gramma» — «буква».

Но орфограмму нужно не только заметить в слове — нужно её обозначить, чтобы убедиться в правильном написании. Обозначение орфограммы — графическое объяснение написания слова. Пример: Ре

ка (рЕки). В данном слове место, где мы можем допустить ошибку, — буква Е в корне слова. Мы подчёркиваем её одной чертой. Для того, чтобы доказать, что мы написали безударную гласную правильную, подбираем проверочное слово рЕки, записываем его и подчёркиваем доказательство правильного выбора двумя чертами. Это и есть обозначение орфограммы.

При обозначении орфограммы место в слове, где можно ошибиться, подчёркивают одной чертой, а доказательство правильного выбора — двумя.

В слове может быть одна орфограмма или сочетание нескольких. Облокотиться — в слове три орфограммы в разных морфемах. Чтобы все их объяснить, нужно выполнить орфографический разбор.

Морфемы

Содержание (быстрый переход):

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe — форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Раздел языкознания, изучающий значимые части слова (морфемы) называется морфемикой.

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание

Окончание — изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий — рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени — лица и числа, в прошедшем времени — рода и числа.

Нулевое окончание — окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил — на ед. ч. м. р.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет их у служебных слов (в, после, не), наречий (тихо, высоко), неизменяемых существительных (какаду, шоссе) и прилагательных (экстра, бордо), инфинитива глаголов (бежать, петь), деепричастий (увидев, собравшись).

Чтобы выделить окончание, следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа — часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а. Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется.

Основа, равная корню, называется непроизводной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Корень

Корень — главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег — бережок — береговой — прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Корень — обязательная часть слова. Без приставок, окончаний, суффиксов слова могут существовать (меню, очень, завтра), а без корня — нет.

В слове чаще всего один корень, но может быть и больше. Слова с двумя и более корнями называются сложными. Например, чистописание, словообразование, юго-западный, светло-синий, старшеклассник. 

Приставка и суффикс

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Приставка, или префикс (от лат. praefixus — прикреплённый спере­ди) — служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый.

Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный, приколоченный) — служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать — привыкнуть, читатель.

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро — утренний, знают — знающий, правда — неправда).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать — форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший — форма превосходной степени прилагательного чистый, писал — форма прошедшего времени глагола писать).

Особенности фонетического разбора

Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.

Например: обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: . Это называется транскрипцией.

Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.

Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: .

Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.

Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: .

{"questions":","кру́шка","","",""],"explanations":,"answer":}}}]}

Памятка фонетического разбора

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук : жираф ;
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка , сапог ;
  6. Звуки , только под ударением.

В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.

Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов мор­фем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень сло­ва;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, пост­фикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные глас­ные.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окон­ча­ния.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, напри­мер:

  • при­не­сти — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
  • дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
  • смо́тр-ите  (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла).

У неко­то­рых слов окон­ча­ние явля­ет­ся нуле­вым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окон­ча­ние и неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и пост­фик­сы не вклю­ча­ют­ся в осно­ву сло­ва.

Основа — зна­ча­щая часть сло­ва без окон­ча­ния и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов и пост­фик­сов

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, пост­фикс).

Например:

  • глаз-а — осно­ва глаз-;
  • уход-и-л-а — осно­ва уходи-;
  • свет-ящ-ий-ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва быва­ет:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффик­са­ми;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более кор­ней.

Например:

  • сло­веч­ко: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • зем­ле­чер­пал­ка: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 кор­ня).

Основа сло­ва быва­ет про­из­вод­ная и непро­из­вод­ная.

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, напри­мер:

  • сестра;
  • гроза;
  • пестрый;
  • когда;
  • чуть.

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са:

  • сест­рин­ский — сестринск-;
  • пред­гро­зо­вой — предгрозов-;
  • пест­ро­та — пестрот-.

Основа, кото­рая обра­зу­ет новое сло­во с помо­щью аффик­сов, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, напри­мер:

  • -уч-: учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, при­учить;
  • -трав-: тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затра­ве­неть;
  • -прям-: пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, пря­мо­душ­ный.

Морфологический разбор прилагательного

С прилагательным приходится повозиться не меньше, чем с существительным.

Есть у них и общие признаки, например, род, число и падеж определяются так же, как и у существительного.

Но начинать разбор следует с определения исходной формы посредством постановки вопроса для ед.числа именительного падежа, плюс мужского рода — «какой?».

Если разбираем прилагательное «высокого», то исходная форма будет «высокий».

Морфологические признаки: разряд прилагательного, форма (полная или краткая), степень сравнения, род, число и падеж.

В конце разбора — синтаксическая роль в предложении.

Для примера:

Разбираем прилагательное «высокому».

Исходная форма — им.пад., ед.число, муж.род., отвечает на вопрос «какой?» — высокий.

Постоянные признаки: качественное, полная форма, положительная степень сравнения (т.е. не сравниваем).

Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число, муж.род.

Синтаксическая роль: определение.

Морфемный разбор слова

Разобрать слово по составляющим его частям (они называются морфемы) — это значит сделать морфемный разбор слова или морфемный анализ. При морфемном разборе слова по составу производится поиск входящих в искомое слово частей и их анализ, отображается графическое и схематическое строение слова.

Пример графического разбора слова по составу

затворница

Для того, чтобы сделать правильный морфемный разбор нужно просто соблюдать правила и порядок разбора.

Порядок разбора по составу определен несколькими шагами:

Во-первых, определим часть речи слова, которое разбираем;
Во-вторых, ищем окончание у слова. Для этого просклоняем или проспрягаем его. В каких словах нет окончанийЧасти речи, у которых нет окончаний:нет окончаний у наречий — например: высоко, ближе, вплотную, по-моему, вдребезги;
прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени так же не имеют окончаний, например: веселее, быстрее, жиже, гуще, лучше;
несклоняемые существительные, например: такси, рагу, алоэ, метро, бра, драже;
несклоняемые прилагательные, например: рукава реглан, дети индиго, час пик, язык хинди; деепричастие, например: запрыгнув, снесши, бегая;
сложносокращенные слова и аббревиатуры, например: МГУ, ВДНХ, НИИ;
служебные части речи — союзы, частицы, предлоги.
Какие слова имеют нулевое окончание и как определить нулевое окончаниеНулевое окончание имеют:существительные мужского рода 2 склонения, единственного числа в именительном падеже (иней , молодец ), а так же существительные женского рода 3 скл (пустошь , молодёжь , карусель )
некоторые существительные множественного числа в родительном падеже (луж , крылец )
Краткие прилагательные (ед. ч., муж. р.), например, тесен , красив , заботив 

Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин-, -ов-, -ий-, муж. род. Например — дедов , ежов , Серёжин 

Глаголы мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения (позвал ), в формах повелительного наклонения (брось ), в форме мужского рода условного наклонения (отправил )
В сложных словах может содержаться несколько окончаний;
Третьим шагом найдем основу слова. Основа слова содержит в себе приставку, корень, суффикс, постфикс. Т.е. все, кроме окончания

Обратите внимание, что из основы исключаются формообразующие суффиксы, например: сбросив, перевесившись;
Теперь подберем родственные (однокоренные) слова для того, чтобы определить корень искомого слова. Сложные слова (это слова, которые получаются путем сложения нескольких основ или даже слов) могут содержать 2 корня (и даже больше)

При этом корни этого слова могут объединяться соединительной гласной. Например, абажуродержатель — имеет 2 корня абажур и держ, которые соединены гласной буквой о. А слово пятьдесят, так же являясь сложным словом, соединительной гласной не имеет.
Далее будем искать все остальные части слова. Для этого необходимо подобрать слова, которые образованы тем же способом, что и искомое слово, т.е. с таким же суффиксом, постфиксом или приставкой;

Теперь Вы знаете как быстро и легко можно сделать морфемный разбор слова онлайн

Примеры звуко-буквенного разбора слов

Попробуем сделать разбор на примере слова “праздник”.

Праздник – 8 букв, 7 звуков, ударение падает на первый слог

п – согласный глухой парный, твердый парный,

р – согласный звонкий непарный, твердый парный,

а – гласный ударный,

з – согласный звонкий парный, мягкий парный,

д – не обозначает звука

н – согласный звонкий непарный, мягкий парный,

и — – гласный безударный,

к — – согласный глухой парный, твердый парный.

празд-ник – 2 слога

Ключ – 4 буквы, 4 звука, один слог, на который и падает ударение

к – согласный твердый парный, глухой парный,

л – согласный мягкий парный, звонкий непарный,

ю – гласный ударный,

ч – согласный мягкий непарный, глухой непарный.

ключ – 1 слог

При разборе необходимо помнить, что у букв ь и ъ нет соответствующих им звуков, однако они влияют на твердость и мягкость согласных, что указывается соответствующим значком.

Что мы узнали?

Разбор слова по буквам и звукам необходим, чтобы понять, какая между ними разница и как это отражается на том, что мы говорим и пишем. Сделать его несложно – существует простая схема, которой необходимо следовать, чтобы выполнить все правильно. Так, необходимо записать слово орфографически, потом сделать его транскрипцию и обязательно записать количество букв и звуков. Также нужно сделать его разбор по слогам и правильно поставить ударение. Только после этого дается характеристика тех звуков, из которых слово состоит

При записи его в транскрипции важно помнить о ряде особенностей русского языка, иначе разбор будет неполным и неправильным

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какие параметры слова указываются при разборе?

    • количество слогов, звуков и букв, ударение
    • количество слогов и букв, ударение
    • количество слогов, звуков и букв
    • количество звуков и букв, ударение

Разбираем слова по составу во 2-3-м классе: основы

Разобрать слово по составу, значит, указать из каких частей оно состоит. Для начала ребенку нужно запомнить, какие бывают части слова, как называются и обозначаются:

  • Корень – первая часть слова, с которой школьники знакомятся во 2 классе. Она самая главная. В корне сосредоточено общее значение для всех однокоренных слов: коса, косить, косарь или гора, горный, пригорок. Правильно обозначать его сверху полукруглой скобкой.
  • Приставка – важная часть слова. Она имеет добавочное значение и помогает образовывать новые слова: петь – запеть, игра – выиграть, добро – недобрый, гулять – прогулка, клеить – склеить. Приставка располагается перед корнем и графически выделяется знаком ¬.
  • Суффикс – не менее значимая часть, участвующая в образовании новых слов. Он располагается после корня. Для обозначения суффикса используется знак ^. С его помощью создаются уменьшительно-ласкательные имена (Ваня – Ванечка), обозначаются детеныши и родители (белка – бельчиха, бельчонок), он нужен для увеличения значения слов (усы – усища) и т. д.
  • Окончание – изменяемая морфема, с помощью которой согласуются слова в предложении. Окончание располагается после суффикса или корня после корня, если суффикс отсутствует, и обводится в квадрат. Имена существительные в именительном падеже имеют нулевое окончание. Окончания нет у частей речи, которые не склоняются. Примеры окончаний: радуга, простой (прилагательное), дружить, буква, дети.
  • Основа – приставка, корень и суффикс. Представляет собой все значимые части слова без окончания. Примеры: большой, красота, оценка, предмет, волчок.

Схемы с краткой информацией, которые помогут ребенку разобрать слово по составу:

План разбора с примером

Для того, чтобы научиться правильному разбору слова к 3 классу школы, необходимо знать план:

  1. Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.
  2. Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.
  3. Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.
  4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.
  5. Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.
  6. Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.

Алгоритм кратко:

Видео урок:

Какие бывают морфемы

К морфемам относятся корень, суффикс, постфикс, соединительная гласная, приставка и окончание. Они делятся на две группы: словообразующие и формообразующие.

Словообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые слова.

К таким морфемам относятся словообразующие суффиксы, постфиксы и приставки.

Пример №1.

Формообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые формы слова.

К таким морфемам относятся формообразующие суффиксы, постфиксы и окончания.

Пример №2.

Теперь давайте разберём каждый тип морфем отдельно и на примерах.

Корень

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — самая важная морфема. Если суффикса, приставки и даже окончания у слова может не быть, то без корня оно просто не будет существовать. Исключение — слово «вынуть», в котором нет этой морфемы. А ещё корень объединяет между собой все однокоренные слова и указывает на их значение.

Пример №3.

  • -мороз-/-морож-: морозный, морозить, морозильник, мороженое, заморозки

  • -клад-: выкладывать, кладовка, закладка, прикладной

  • -мест-: место, поместить, местный

Проверьте себя

Прочитайте слова ниже и выделите в них корни.

Рыбаки, недельные, угнал, беспокоиться, приятный, оставила, помощник, настольный, откусить, порожек.

Окончание

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования его форм и связи слов в предложении и словосочетании.

Окончание указывает минимум на один признак слова: лицо, число, род или падеж.

Пример №4.

уйти: ушла (ж. р.), ушёл (м. р.), ушло (ср. р.)

поднял (ед. ч.) — подняли (мн. ч.)

смотрим (1-е лицо) — смотрите (2-е лицо) — смотрят (3-е лицо)

путь: пути (Р. п.), путём (Т. п.)

В некоторых словах бывает нулевое окончание, а иногда его и вовсе нет. Подробнее эти случаи мы рассмотрели в статье «Словообразовательный разбор».

Проверьте себя

Прочитайте слова ниже и выделите в них окончания. Какие признаки можно по ним определить?

Потолком, находки, успела, избежали, красная, увесистых, объёма, приказной, проглядели, туману, поздними.

Приставка

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.

Приставка — это словообразующая морфема. С её помощью мы можем создавать ряды однокоренных слов с разными оттенками.

Пример №5.

ехать: приехать, уехать, отъехать, подъехать, заехать

говорить: поговорить, подговорить, разговорить, заговорить, уговорить

Проверьте себя

Прочитайте слова ниже и выделите в них приставки.

Наскочить, увернулся, подбежали, преградила, успокоил, заглянули, изморозь, подберёзовик, разгром, убыль.

Суффикс

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и может служить для образования как новых слов, так и их форм.

В одном и том же слове может быть много суффиксов или не быть никакого суффикса вообще. Сами суффиксы бывают и словообразующими, и формообразующими морфемами.

Словообразующие суффиксы Формообразующие суффиксы
вода — водныйзолото — золочёныйлягушка — лягушоноклетать — лётчик красивый — красивее — красивейшийнырять — ныряющие — ныряя

Проверьте себя

Прочитайте слова ниже и выделите в них суффиксы.

Бельчонок, складный, золотистый, широчайшие, водители, толчёная, звенящие, мудрее.

Постфикс

Постфикс — это значимая часть слова, которая располагается после всех других морфем.

Как и суффиксы, постфиксы тоже бывают словообразующими и формообразующими. Работает это по тому же принципу, что мы уже разобрали выше. В таблице ниже — примеры слов с обоими типами постфиксов.

Словообразующие постфиксы Формообразующие постфиксы
какой-либо, где-то, что-нибудь, всё-таки, подай-ка плескать — плескатьсярадовать — радоваться

Соединительная гласная

Соединительная гласная — это словообразующая морфема, которая стоит между двумя корнями в сложных словах.

В качестве соединительных в русском языке могут выступать всего две гласные: о и е. Давайте разберёмся, какие случаи характерны для каждой из них, а заодно рассмотрим примеры.

Соединительная гласная о е
Когда используется После основы, которая оканчивается на твёрдый согласный После основы, которая оканчивается на мягкий согласный, шипящий или ц
Примеры слов пароход, самолёт, вертолёт сталевар, меченосец, овцебык

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: , , , , , [И

А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки , – всегда мягкие:сон , дым , чаща  , часы  .

Я,  Ё,  Ю,  И, Е –  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки , , остаются  всегда твердыми:мята , тёрка , мюсли  , мел , лес , жир , ширь , цифра .

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых , , ) и  дают один гласный звук : я – , ё – , ю – , е – :Мяч, тёрн , тюль , пена .
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  , ёлка  ,  юла  ,  ель  ;
      • после гласных: маяк ,  поёт  ,  поют ,  поел ;
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья ,  объём , вьюга ,  съезд .
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков , , , не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи ,  лисьи 
  • – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

В словаре Д.Н. Ушакова

РАЗОБРА́ТЬ, разберу, разберёшь, прош. вр. разобрал, разобрала, разобрало, ·совер. (к разбирать).1. что. Разнять по частям или на части, разложить на части; ант. собрать. Разобрать часы. Разобрать машину.2. что. Разрушить какое-нибудь сооружение, разнимая на части. Разобрать стену. Разобрать дом.3. что. Разъединяя, рассыпая типографские знаки, уничтожить (набранный текст; ·тип. ). Разобрать набранную статью.4. кого-что. Взять всё по одному, по частям (·разг. ). «Разобрали цепы и стали молотить.» Л.Толстой.5. кого-что. Раскупить, расхватать. Весь товар разобрали в один час.6. что. Приводя в порядок, разместить по каким-нибудь признакам, рассортировать, отделить одно от другого. Разобрать партию товара. Разобрать скопившиеся бумаги. Разобрать сваленные в кучу книги.| Взять (возжи, поводья), правильно распределив их в руках для управления (спец.). Разобрать вожжи. Разобрать поводья.7. перен., что. Вникая в подробности, анализируя, дознаваясь о чем-нибудь, выяснить, расследовать. Разобрать вопрос. Разобрать дело. Разобрать тяжбу. Разобрать ссору. Разобрать спор.8. кого-что. Подвергнуть анализу, критической оценке. Разобрать книгу. Разобрать сочинение. Разобрать по косточкам.9. перен., что. Подвергнув анализу, выяснить состав, построение чего-нибудь (грам.). Разобрать предложение. Разобрать по частям речи.10. что. Дойти до понимания чего-нибудь, различить слухом, зрением, обонянием и т.п. Не разберу, что он говорит. Не разобрал его вопроса. Разобрать письма. Разобрать почерк. Разобрать вкус вина.11. кого-что. Распознать, понять, определить (·разг. ). «У меня есть что-то радостное, что я разберу, когда останусь один.» Л.Толстой. «И та сторона врет, и другая врет, и чорт их разберет!» Гоголь. «Этого и сам чорт не разберет.» Салтыков-Щедрин.12. кого-что. Захватить, охватить, оказать сильное действие на кого-нибудь (о чувствах, страстях; ·разг. ). Его разобрала зависть, ревность, сомнения.| (прош. вр. также разобрало). Подействовать на кого-нибудь, опьянить (о хмеле; ·прост. ). — Не один приказчик пил вино. «Понемногу оно разобрало всех.» А.Тургенев.13. (прош. вр. также разобрало) ·безл., кого-что, ·чаще с ·инф. О сильном порыве к чему-нибудь (·прост. ). Его разобрало чихнуть. Его разобрало ехать.• Не разбери-поймешь или не разбери-бери (·прост. ·фам.) — о чем-нибудь совсем непонятном, таком запутанном и сложном, что трудно в нем разобраться. «До дому вали: там у нас такое — не разбери-поймешь.» Фадеев.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий