Как научиться делать звуко-буквенный разбор
Для того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть:
- одинаковое количество звуков;
- звуков больше, чем букв;
- букв больше, чем звуков.
Примеры
- не́бо — 4 буквы, 4 звука
- ярлы́к — 5 букв, 6 звуков
- купа́ть — 6 букв, 5 звуков
При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:
1. в начале слова:
- е́дкий
- ёмкий
- ю́ный
- я́сли
2. после других гласных звуков:
- поезди́ть
- поём
- каю́та
- мая́к
3. после разделительных «ь» и «ъ»:
- жюлье́н
- въе́хать
- курьёз
- отъём
- рья́ный
- изъя́н
- вью́нок
- предъюбиле́йный
Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.
После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:
- сел
- нёс
- люк
- пять
Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»
- ло́жка , ви́тязь , о́тблеск ;
- сма́зка , дробь , сдви́нуть ;
- все , пруд , вокза́л .
В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук
- брюзжа́ть
- мозжечо́к
В конце глаголов буквосочетания -тся и -ться звучат как :
- бои́тся ;
- стели́ться .
В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:
- знать — 5 букв, 4 звука;
- речь — 4 буквы, 3 звука.
Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук.
Послушаем, как звучат слова:
- све́чка
- гво́зди
- жизнь
- зо́нтик
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
– парные звонкие согласные звуки
– парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
–непарные звонкие согласные звуки
– непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
– всегда твёрдые звуки
–всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Памятка по русскому языку «Виды разборов»
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы «Виды разборов».
Содержимое разработки
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.),
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма.
П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)
III Роль в предложении.
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)
III Роль в предложении
П.п. – постоянные признаки
Н. п. – непостоянные признаки
Разделить на слоги.
Посчитать количество букв и звуков
Буквы в столбик, характеристика звуков.
(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;
Подлежащее и сказуемое
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Надписать части речи.
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.),
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма.
П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)
III Роль в предложении.
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)
III Роль в предложении
П.п. – постоянные признаки
Н. п. – непостоянные признаки
Разделить на слоги.
Посчитать количество букв и звуков
Буквы в столбик, характеристика звуков.
(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;
Подлежащее и сказуемое
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Как сделать разбор под цифрой 2?
Под цифрой 2 — морфемный разбор, т. е. разбор слова по составу. Проливать — глагол, про — приставка, лив — корень, а — суффикс, ть — окончание.
Что означает цифра 3 над словом?
Камолиддин А. Это значит, что нужно сделать морфологический разбор слова, то есть разобрать его как часть речи: указать значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки и роль в предложении. …
Что означает цифра 5 на русском языке?
Цифра 5 над словом в русском языке означает лексический разбор слова. Тоже, что и значение слова.
Что означает цифра 4 в русском языке над словом?
Под цифрой 4 находится синтаксический разбор. Это характеристика всего предложения. Синтаксический разбор предполагает определение цели высказывания. Также нужно указать, восклицательное это предложение или нет, распространенное или нераспространенное, односоставное или двусоставное, чем осложнено.
Что обозначает цифра один над словом?
Акцентуация же — это конкретный термин, который ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард для обозначения находящейся в пределах клинической нормы особенности личности.
Что значит двойка над словом?
Идти, смеяться, радоваться, веселиться.
Что означает буква С над словом?
Краткий ответ: Буква С в русском языке над словом: Союз.
Какой разбор цифра 1?
Фонетический разбор слова — анализ звукового состава слова, позволяет вычленить в слове звуки и определить их характеристики. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1.
Какой цифрой обозначается фонетический разбор?
цифрой 1 обозначается фонетический разбор, цифрой 2 — морфемный разбор (по составу) , цифрой 3 — морфологический разбор, цифрой 4 — синтаксический разбор.
Какая цифра фонетический разбор?
Слово «цифра» содержит 5 букв, 2 слога, 5 звуков, транскрипция слова — , часть речи — существительное. Ударение ставится на 1-й слог, на букву и — ци́фра.
Как выглядит фонетический разбор?
Фонетический разбор «выглядит» выглядит — слово из 3 слогов: вы-гля-дит. Ударение падает на 1-й слог. В слове 8 букв и 8 звуков. Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным.
Видео
ШПАРГАЛКА ПО РАЗБОРАМ/ВИДЫ РАЗБОРОВ/ЧТО ЗНАЧАТ ЦИФРЫ НАД СЛОВАМИ/РУССКИЙ ЯЗЫК
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline
Разбор. Виды разборов слова и предложения
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?
Урок 1. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 1, 2 – 4 || Склонение числительных
Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?
Морфологический разбор имени существительного Как объяснить ребенку морфологический разбор
Фонетический разбор | Как делать фонетический разбор
Морфологический разбор глагола
Синтаксический разбор простого предложения
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.
Содержание (быстрый переход):
Фонетический разбор слова в школе
Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1. При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Фонетический разбор слова в школе включает транскрипцию слова (по подробной или упрощённой системе) и характеристику каждого звука по его основным признакам. Подробнее об упрощенной системе читайте в конспекте «Характеристика букв и звуков».
Порядок фонетического разбора слова(по школьной традиции):
характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Основные моменты, которые не стоит забывать:
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки.
- Иногда происходит оглушение или озвончение согласных звуков (например: гриб — гри, сделать — делать).
- Буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость впереди стоящего звука.
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова, после букв Ъ и Ь, перед гласной, они обозначают два звука.
- Буква может не обозначать звука: 1) непроизносимые согласные (например, в слове сердце); 2) Ъ и Ь не имеют звуков.
- Один звук может быть обозначен сочетанием 2-х или 3-х букв (например, в словах играться, считать) или удвоенными согласными (например в слове программа).
Образец фонетический разбор словапо упрощенной системе:
Чернеют — чер-нé-ют (3 слога)
ч — согласный, мягкий, глухой
е — гласный, безударный
р — согласный, твердый, звонкий
н — согласный, мягкий, звонкий
е — гласный, ударный
ю — согласный, мягкий, звонкий
– — гласный, безударный
т — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
Подробная система
фонетического разбора слова(кратко)
Транскрипция звучащей речи может выполняться с различной степенью точности. Упрощённая система учитывает только самые основные процессы в области гласных звуков. Отражается только качественная редукция гласных и . Безударный обозначается всегда как , а безударный — как или . Количественная редукция и качественно-количественная редукция разных степеней учитывается только в подробной системе фонетического разбора. Для этой системы используются следующие знаки:
Основные правила транскрибации:
Образец фонетический разбор словапо подробной системе:
Лесоруб — ле-со-ру́б (3 слога)
л — согласный, мягкий парный, сонорный (звонкий непарный);
е — гласный, безударный, II степени редукции;
с — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
о — гласный, безударный, I степени редукции;
р — согласный, твёрдый парный, сонорный (звонкий непарный);
у — гласный, ударный;
б — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
___________
7 букв, 7 звуков
Вы смотрели конспект урока «Фонетический разбор слова«. Следующая тема: Слог. Ударение.
Примеры морфемного анализа слов
Дождался (дождал□ся)
- Глагол, изменяемое слово.
- Дождалась, дождались. Нулевое окончание (□) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показал□ся, смеял□ся.
- Основа дождал—ся — простая, членимая, прерывистая.
- Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
- Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
- Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
- Исторических изменений в составе слова нет.
Кольцо (кольцо)
- Существительное, изменяемое слово.
- Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
- Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
- —
- —
- Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
- В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.
Правила фонетического разбора
Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:
звуки , , , как фонетические единицы не образуются;
согласный становится твёрдым, когда располагается перед «а», «о», «у», «ы», «э»;
согласный становится мягким, если он находится перед «я», «ё», «ю», «и», «е»
Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий «е», продолжает быть твёрдым;
гласные «я», «ю», «е», «ё», стоящие перед согласными звучат так: «я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — ;
если гласные «я», «е», «э», «о» находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: «я» — или , «е» — , «э» — или , «о» — ;
«ё», «я», «ю», «е», стоящие за гласными, после «ь», «ъ», в начале слова дают два звука: «я» — , «ю» — , «е» — , «ё» — (ударные) и «я» — , «е» — (безударные);
«и», следующая за «ь», звучит удвоенно ;
«и», стоящую в слове сразу за «ж», «ш», «ц», произносят как ;
мягкость согласного обозначают с помощью символа , например ;
тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
«й», «ч», «щ» всегда мягкие;
«ж», «ц», «ш» всегда твёрдые;
«й» всегда звучит мягко и звонко;
«л», «м», «н», «р», «й» всегда значатся звонкими звуками;
«х», «ц», «ч», «щ» всегда значатся глухими звуками;
если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: «б» — , «д» — , «г» — , «з» — , «в» — ;
непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корнях фонетических единиц не образуют;
удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
«ъ» и «ь» фонетических единиц не образуют;
«ь», стоящий после согласной, даёт мягкость;
«ъ», стоящий после согласной, даёт твёрдость.
Как прочитать аппликатуру аккорда?
Как уже было сказано выше, для игры аккордами не требуется знание и понимание того, как они построены, а также не надо искать их на грифе – все уже давно сделано и записано в виде особых схем – аппликатур. Зайдя на любой ресурс с подобранными композициями, под названиями аккордов можно увидеть картинку сеткой и точками на разных местах. Это и есть схема аккорда. Для начала, разберемся, что это за сетка.
По сути, это нарисованные четыре лада гитарного грифа. Шесть вертикальных линий обозначают шесть струн, а горизонтальные линии отделяют лады друг от друга. Таким образом, в базовой аппликатуре представлены четыре лада – плюс «нулевой», открытый – а также шесть струн. Точки обозначают лады и струну, которая зажимается в аккорде.
Кроме того, многие точки пронумерованы между собой, и эти цифры соответствуют пальцам, которыми надо зажимать струну.
1 – Указательный палец; 2 – Средний палец; 3 – Безымянный палец; 4 – Мизинец.
Открытая струна либо никак не обозначается, либо же отмечается крестиком или цифрой 0.
Предварительный просмотр:
План разбор предложения по членам предложения: под цифрой (4)
На большой высоте летают ласточки.
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Летают (где?) на высоте
Высоте (какой?) большой.
План разбор предложения по членам предложения: (4)
На большой высоте летают ласточки.
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Летают (где?) на высоте
Высоте (какой?) большой
Фонетический разбор слова.(под цифрой 1)
ЁЛКА- 2 гласных 2 согласных 2 слога
Л— согласный, звонкий-непарный, твердый –парный;
К –-согласный, глухой-парный;твердый-парный;
А – — гласный, безударный.
Если над словом стоит цифра 2 это разбор слова по составу(приставка, корень, суффикс, окончание)
Образцы разборов так же есть в конце учебника с 143-146.
А) безударная гласная в корне слова: л е са –л е с.
Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Изменяем слова так, чтобы после парной согласной стояла гласная.
В) правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Здра в ствуй – здра в ие, прекра сн ый – прекра с ен.
Подбираем однокоренное слово, чтобы непроизносимая согласная слышалась чётко.
. Обязательно подбираем проверочные слова выделяем корень,
ставим ударение и подчёркиваем проверяемую букву.
А)написание приставок, суффиксов.
Б) буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши,
В)ЧК-ЧН – без мягкого знака;
Г) «не» с глаголом пишется раздельно,
Д) правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Е) Написание имен собственных с заглавной буквы;
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 42,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 298,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 625,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 75,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 176,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 529,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 180,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 166,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Как различать звуки и буквы?
Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: . Такая запись называется транскрипцией.
Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый и мягкий .
По какому принципу делятся звуки речи?
Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.
При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести , нужно теснее сжать губы, а звуки , произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.
«Один» (имя существительное)
Значение слова «один» по словарю С. И. Ожегова
- Число, цифра и количество
- Без других, в отдельности
- Единый, целостный
- Какой-нибудь в ряду сходных или сопоставляемых друг с другом
- Какой-то, некий
- Одинокий: без жены или без мужа, без семьи
- Только, исключительно
- Тот же самый, тождественный
Морфологический разбор имени существительного
- I Часть речи: имя существительное;
- IIНачальная форма: один — единственное число, именительный падеж;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевлённое
- мужской род
- 2-е склонение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- единственное число
- именительный падеж
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
подлежащее
обращение
именная часть сказуемого
определение-приложение
Склонение имени существительного по падежам
Именительный падежкто? что? | один | |
Родительный падежкого? чего? | одного | |
Дательный падежкому? чему? | одному | |
Винительный падежкого? что? | одного | |
Творительный падежкем? чем? | одним | |
Предложный падежо ком? о чём? | одном |
Примеры разбора слов по фонетическому признаку
Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:
Пример №1
Как сделать звуко буквенный разбор слова «весна»:
Весна — вес-на — 2 слога;
В – — согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);
е — — гласный, безударный ;
с — — согл., глухой, твердый;
н — — согл., звонкий , глухой;
а — — гл., ударный.
_______________
5 — или 5 б ., 5 зв.;
В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после «в» слышится и произносится «э», потому что таких звуков, как: е , я, ю — не существует.
Пример №2
Осень — о-сень — 2 слога;
5 б. и 4 зв., ударение на «о».
В слове «осень» разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что «ь» смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.
Пример №3
Ягода — я-го-да — 3 слога, «я» — ударная;
«Ягода» — 5 б. и 6 зв.
Это происходит потому, что буква «я» вначале образует сразу два звука: «й» и «а».
Пример №4
Поход — по-ход — 2 слога, ударная — вторая «о»;
5 — .
Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим «пахот», пишем «поход».
Пример №5
Праздник — праз-ник, «а» по ударением.
8 — .
В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква «д».
Хороший преподаватель, разъясняя , как верно сделать звуко-буквенный разбор , сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика — это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- небо — корень/окончание;
- земля — корень/окончание;
- рука — корень/окончание;
- голова — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
- приставки
- суффикса
- приставки и суффикса;
- постфикса
и т. д.
Понаблюдаем:
небеса → поднебесный
земля → земляной → землянка
влага → влажный → увлажнить
близкий → приблизить → приблизиться
Определение
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Морфологический разбор глагола
- инфинитив (начальная форма);
- возвратный или невозвратный;
- переходный или непереходный;
- спряжение;
- наклонение;
- время (для изъявительного наклонения);
- лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
- род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
- число;
- роль в предложении.
Глагол (образец разбора): Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения. Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.
Причастие
(порядок разбора):
- начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
- инфинитив;
- время;
- возвратное или невозвратное (для действительного);
- переходное или непереходное (для действительного);
- полное или краткое (для страдательного);
- род (для единственного числа);
- падеж;
- число;
- роль в предложении.
Причастие (образец разбора): Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу. Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.
Деепричастие
(порядок разбора):
- глагол, от которого образовано;
- возвратное или невозвратное;
- переходное или непереходное;
- роль в предложении.
Деепричастие (образец разбора):
Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме. Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.
Наречие
(порядок разбора):
- разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
- степень сравнения (если есть).
Наречие (образец разбора): Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись. Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.