Что такое самостоятельная часть речи определение

ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ

Что же такое имя существительное?

Существуют слова, отвечающие

на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)

и обозначающие людей и животных.

Также существуют слова, отвечающие на вопрос

что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.

Все эти слова являются самостоятельными частями речи и

называются именами существительными.

Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.

Например: мужчина, ёж .

Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Например: цветок, снег .

Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?

Например: огорчение, радость, гнев, любовь .

Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

– имена, отчества и фамилии людей;

– клички животных;

– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);

– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…

Всё это собственные имена существительные .

Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.

Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.

Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .

Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:

что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

что делают? что сделают?

что делал? что сделал?

что делали? что сделали?

что будут делать?

Примеры:

( что делать? ) – ходить ;

( что сделать? ) – убежать ;

( что делает? ) – радуется ;

( что делают? ) – снуют ;

( что делал? ) – смеялся ;

( что будет делать? ) – веселиться .

Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .

Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:

  • в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
  • в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
  • в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .

Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.

Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), – ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).

Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .

Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .

Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .

Имя прилагательное – это часть речи,

обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:

  • какой? какая? какое? какие?
  • каков? какова? каково? каковы?
  • чей? чья? чье? чьи?

Например:

Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.

Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.

Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:

береза какая? – белая, тонкая ,

береза какова? – бела, тонка ,

Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.

Например:

Уродитесь, бобы ,

Велики и круты ,

В поле густы ,

На столе вкусны .

Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .

При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:

Земелька черная , а хлеб белый родит.

Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .

Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .

Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .

Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.

Рубрики: ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Метки: русский язык учимся

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post370917091

Самостоятельные части речи

К самостоятельным частям речи относят такие, которые называют предметы, их действия и признаки. Их иногда именуют знаменательными, так как без них невозможно построить полноценное высказывание. В предложении они выполняют различные синтаксические функции.

Имя существительное

Существительное обозначает предмет (в грамматике русского языка предметом считается даже одушевлённое лицо) или явление, отвечая на вопросы «кто?» (одушевлённое), «что?» (неодушевлённое). Примеры: подушка, эпидемия, Марина, мышление, учительство.

Имя прилагательное

Прилагательное обозначает признаки называемых предметов, отвечая на вопросы «какой?» (полная форма), «каков?» (краткая форма), «чей?». Примеры: красивый, мамин, умён, высокая, ленивое.

Числительное

Числительное обозначает порядок при счёте или количество предметов, отвечая на вопросы «какой по счёту?», «сколько?». Примеры: сто пятьдесят, полтора, девятнадцатый, триста, тринадцатый.

Местоимение

Местоимение используется вместо именных частей речи (существительных, прилагательных и числительных). Однако оно не называет предметы, их отличительные признаки или их количество, а лишь указывает на них. Примеры: тот, другой, несколько, кто-то, который.

Глагол

Глагол обозначает действие предмета, отвечая на вопросы «что сделать?» (совершенный вид), «что делать?» (несовершенный вид). Примеры: играть, спеть, восхвалить, думать, полежать.

Причастие

Причастие обозначает признак по действию. Эта категория слов отвечает на вопросы «какой?» (полная форма), «каков?» (краткая форма). Примеры: утомлённый, сказан, пылающий, пишущий, написан.

Причастие объединяет в себе признаки прилагательного и глагола:

  • к признакам глагола относят категории вида, времени и залога;
  • к признакам прилагательного относят изменение по родам, числам и падежам, а также способность образовывать краткие формы.

Например, слово «пишущий» — причастие несовершенного вида, настоящего времени, действительного залога; употреблено в полной форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Деепричастие

Деепричастие употребляется при сказуемом, обозначая его добавочное действие и отвечая на вопросы «что делая?», «что сделав?». Примеры: играя, подумав, сыграв, сделав, идя.

Деепричастие объединяет в себе признаки глагола и наречия:

  • к признакам глагола причисляют категории вида и залога, а также переходность;
  • к признакам наречия относится неизменяемость, а также синтаксическая функция.

Например, слово «написав» — деепричастие совершенного вида, действительного залога, не изменяется, в предложении выполняет роль обстоятельства.

Наречие

Наречие обозначает признак действия или признак признака. Основной вопрос этой части речи: «как?». Также к вопросам наречия относятся вопросы «каким образом?», «сколько?», «куда?», «где?», «с какой целью?», «по какой причине?». Примеры: вечером, мало, втроём, трижды, по-осеннему.

Категория состояния

Слова категории состояния обозначают состояния людей или окружающей среды: холодно, знобит, пахнет. В предложении эти языковые единицы всегда являются сказуемыми.

↑ Самостоятельные части речи:

Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы «КТО?, ЧТО?»
Морфологические признаки: род, число, падеж, склонение.
Примеры: стол, человек, мама, Москва, железо, джинсы и др.

Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «КАКОЙ? ЧЕЙ?»
Морфологические признаки: род, число, падеж (согласуются с существительными, зависят от них)
Примеры: белый, хороший, мамин, хаки (цвет) и др.

Имя числительное обозначает число, отвечает на вопросы «СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?»
Морфологические признаки: количественные числительные изменяются только по падежам. Род имеют только слова «один», «два». Порядковые числительные (первый) похожи на прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
Примеры: два, пятьсот, трое, оба/обе, пятый и др.

Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы «ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?»
Морфологические признаки: спряжение, число, лицо, время.
Примеры: играть, думать, стоять, бежать и др.

Наречие обозначает признак действия, отвечает на вопросы «КАК? КУДА? КОГДА? и др.»
Морфологические признаки: не склоняются, не изменяются, потому не имеют окончаний.
Примеры: весело, вдвоем, назло, впереди, сперва и др.

Местоимения указывают на предметы и явления. Заменяют существительные, прилагательные и числительные и потому отвечают на вопросы «КТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?»
Морфологические признаки: зависят от того, какую часть речи заменяют.
Примеры: я, мой, некто, всякий, другой, свой, тот, кое-кто и др.

Причастия обозначают признак предмета по действию, объединяют в себе свойства прилагательного и глагола. Отвечают на вопросы «КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? ЧТО СДЕЛАННЫЙ? ЧТО ДЕЛАЕМЫЙ?»
Морфологические признаки: совмещают признаки прилагательного (род, число, падеж) и глагола (вид, время, залог, возвратность, переходность).
Яркий морфемный признак: суффиксы УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ВШ, НН, Т, ЕМ, ИМ.
Примеры: думающий, прочитанный, прочитавший и др.

Деепричастия обозначают добавочное действие к основному (глаголу) и объединяют признаки глагола и наречия. Отвечают на вопросы «ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? ПОЧЕМУ? КОГДА? и др.»
Морфологические признаки: совмещают признаки глагола (вид, возвратность, переходность) и наречия (неизменяемость).
Яркий морфемный признак: суффиксы А, Я, В, ШИ, ВШИ.
Примеры: танцуя, подумав и др.

Самостоятельные части речи в английском языке

Эти части речи являются независимыми и способны выполнять любую синтаксическую функцию в предложении. К этой группе относятся: имя существительное, имя прилагательное, слова категории состояния, местоимение, числительное, глагол, наречие.

  1. Имя существительное (Noun) – это часть речи, обозначающая предмет, живые существа, абстрактные понятия, явления. Отвечает на вопросы «кто? что?». Все существительные делятся на нарицательные (common), собственные (proper) и конкретные (concrete). Также существует классификация на исчисляемые и неисчисляемые (countable and uncountable). Имя существительное обладает категориями рода (gender), числа (number) и падежа (case). Примеры: a flower – цветок, Henry – Генри, tea – чай, time – время, money – деньги, water – вода.

Имя прилагательное (Adjective) – это часть речи, обозначающая признак предмета, лица или явления. По характеру признака все прилагательные можно разделить на качественные (qualitative) и относительные (relative). По принципу словообразования они бывают простыми (simple), производными (derived) и сложными (compound). Также прилагательные обладают степенями сравнения (degrees of comparison): положительной (positive degree), сравнительной (comparative degree) и превосходной (superlative degree). Примеры: difficult (трудный), golden (золотой), red (красный), unknown (неизвестный), well-made (искусно выполненный), long – longer – the longest (длинный – длиннее – самый длинный).

Слова категории состояния (the Stative) – это разряд слов, обозначающих физическое или психическое состояние, часто с модальной окраской. В предложении они играют роль сказуемого безличного предложения. Примеры: alive (живой), pity (жалость), afraid (испуганный).

Местоимение (Pronoun) – часть речи, указывающая на предмет или качество предмета, не называя его. Местоимения обладают категориями рода и числа. В английском языке существует несколько групп местоимений: личные (personal), притяжательные (possessive), указательные (demonstrative), неопределенные (indefinite), возвратные (reflexive), отрицательные (negative) местоимения. Примеры: he (он), my (мой), our (наш), this (этот), something (что-то), every (каждый), herself (сама), nobody (никто).

Имя числительное (Numeral) – часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счете. Числительные бывают порядковыми (ordinal numbers) и количественными (cardinal numbers). Примеры: twelve (12), thirteenth (13-й).

Глагол (Verb) – часть речи, обозначающая действие или состояние. В зависимости от значения и роли в предложении глаголы бывают смысловые (notional), служебные (semi-auxiliary), вспомогательные (auxiliary). Все английские глаголы делятся на правильные и неправильные (regular and irregular). Помимо этого глаголы в личной форме обладают такими категориями как: лицо (person), число, аспект (aspect), время (tense), залог (voice) и наклонение (mood). Примеры: run (бегать), must (должен), be (быть), paint (рисовать).

Наречие (Adverb) – часть речи, обозначающая характер действия и отвечающая на вопросы Как? Где? Когда? Почему? Каким образом? (How? Where? When? Why? In what manner?). Наречия также делятся на группы: наречия места (place), времени (time), образа действия (manner), частоты (frequency), степени (degree). Примеры: here (здесь), today (сегодня), suddenly (вдруг), usually (обычно), rather (достаточно).

Признаки глаголов

В русском языке у глаголов имеются следующие признаки:

  • Лицо
  • Число
  • Время
  • Наклонение
  • Вид
  • Род
  • Залог
  • Спряжение
  • «Возвратность»

Наклонение

Инфинитив Изъявительное: Условное (сослагательное): Повелительное:
работать работаю работал бы работай
писать пишу писал бы пиши
делать делаю делал бы делай

Глаголы в изъявительном наклонении описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу.

В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка (напр., почитай-ка), которая несколько смягчает приказание.

Вид глагола

  • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос «что делать?») (рисовать, петь).
  • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос «что сделать?») (нарисовать, спеть).

Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

  • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
  • грянуть, очутиться (только совершенный вид).

Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида — двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить, казнить, многие глаголы на -ировать).

Род глагола

Род глагола, как и у имён существительных, может быть мужским, женским или средним. Глагол проявляет признак рода только в прошедшем времени, род глагола определяется по окончанию (делал, делала, делало).

Залог глагола

Залог глагола может быть действительным или страдательным. Действительный залог употребляется, когда описываемый объект совершает действие (например: «Ученик читает книгу.»). Страдательный залог употребляется, когда действие совершается над объектом («Книга читается учеником»).

Самостоятельные и служебные части речи

Слова рус­ско­го язы­ка делят на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Рассмотрим, какие само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи суще­ству­ют в рус­ском язы­ке.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, обла­да­ю­щие одним общим зна­че­ни­ем, сход­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин).

Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяс­нить

  1. общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (что назы­ва­ет сло­во);
  2. мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки (грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, скло­не­ния, чис­ла, паде­жа, лица, накло­не­ния, вре­ме­ни и пр.)
  3. какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет сло­во в пред­ло­же­нии.

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Имя суще­стви­тель­ное пред­мет кто? что? юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ное  при­знак пред­ме­та какой? чей? храб­рый, соло­вьи­ный
Имя чис­ли­тель­ное коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те сколь­ко? кото­рый? семь, двое вто­рой, вось­мой
Местоимение ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство кто? что? какой? сколь­ко? я, ты, он, они каж­дый, несколь­ко
Глагол дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та что делать? что сде­лать? гла­дить, думать решить, при­ду­мать
Наречие при­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го при­зна­ка как? где? когда? поче­му? зачем? вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сго­ря­ча
Категория состо­я­ния состо­я­ние живых существ, сре­ды о чём гово­рит­ся? пас­мур­но, душ­но

Глагол име­ет осо­бые фор­мы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия:

  • смот­реть — смотрящий впе­ред;
  • уви­деть — уви­девшие ежи­ка;
  • рас­сы­пать — рас­сы­панный по сто­лу;
  • вымыть — вымытое окно;

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным гла­го­лом:

  • бро­сать — бро­сая;
  • посмот­реть — посмот­рев.

Предлоги

Предлоги свя­зы­ва­ют сло­ва друг с дру­гом и выра­жа­ют зави­си­мость име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го или место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  •  сидим на бере­гу озе­ра;
  •  нари­со­вать во вто­рой раз;
  • встре­тить­ся с ним.

Союзы

Союз слу­жит для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го и фраг­мен­тов тек­ста.

Весной воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места сквор­цы. гра­чи и зяб­ли­ки.

Сизая туча рас­ки­ну­ла свои кры­лья по все­му небу, но тон­кий золо­той луч про­бил­ся сквозь нее.

Частицы

Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Лес как буд­то бы при­та­ил­ся и замер, при­слу­ши­ва­ясь к шагам охот­ни­ков.

Не про­чтешь ли  нам свои сти­хи?

Пусть све­тят­ся твои гла­за радо­стью!

К сло­вам слу­жеб­ных частей речи нель­зя задать вопрос. Служебные части речи само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, одна­ко вхо­дят в состав тех слов, с кото­ры­ми упо­треб­ля­ют­ся в выска­зы­ва­нии.

Чтобы понять отли­чие слу­жеб­ных частей речи от само­сто­я­тель­ных, рас­смот­рим таб­ли­цу.

Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»

1. име­ют лек­си­че­ское зна­че­ние нет лек­си­че­ско­го зна­че­ния
2. мож­но задать вопрос нель­зя задать вопрос
3. име­ют грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки не изме­ня­ют­ся
4. делят­ся на мор­фе­мы не име­ют мор­фем­но­го соста­ва
5. само­сто­я­тель­ный член пред­ло­же­ния член пред­ло­же­ния толь­ко с дру­гим сло­вом

Части речи в русском языке

Речь, подобно конструктору состоит из нескольких разных частей. Многие сейчас возразят, что речь состоит из слов и это абсолютно верно. Просто слова – это и есть части речи. Вот, например.

Идет сильный дождь. В этом предложении три слова и три совершенно разные части речи, потому что каждое слово в этом предложении отвечает на разные вопросы.

Если мы спросим «что дождь делает?», то получим ответ «идет». Если просим «какой дождь идет?», то получим ответ «сильный». А на вопрос «что идет», услышим в ответ «дождь».

В русском языке под частями речи понимают группы слов, которые имеют общие признаки по своей морфологии. В разных частях речи для различных групп слов эти признаки не всегда однородны. Более того, все слова русского языка делятся на две группы, немеждометные слова и междометия.

Междометия – это слова, обазначающие эмоции, волеизъявления, или другие формы речевого этикета и в разговорной (а также письменной) речи они не изменяются.

Примеры форм междометий: Эмоции – «ах», «увы», « да что ж такое», «черт побери», «браво», «ай-яй-яй» и другие. Волеизъявления – «стоп», «баста», «брысь», «помилуй» и прочие. Формы речевого этикета– «спасибо», «привет», «до свидания», «не стоит», «пожалуйста» и т.д.

В некоторых случаях междометия могут выступать в форме звукоподражания, например, «хи-хи-хи», «ха-ха-ха», «гав-гав» и прочее. Они не выражают эмоций, или волеизлияний, не являются формами этикета, а могут выступать членами предложения.
Пример.
«А девица – ха-ха-ха, да хи-хи-хи!» В этом случае междометие звукоподражания выполняет роль сказуемого.

Особенность этой части речи состоит в том, что они не вступают ни в какие синтаксические связи другими частями речи и членами в предложениях. Они всегда обособлены и выделяются запятыми с обеих сторон, а в разговорной речи подчеркиваются усилением эмоции.

Немеждометные слова тоже разделяются на две группы: служебные и самостоятельные. Они имеют существенные отличия друг от друга. Например, самостоятельные могут выступать в предложении без служебных, а вот наоборот не получается. Служебные слова в этом случае не изменяются, и выполняют функцию передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными немеждометными словами.

Примеры служебных немеждометных слов:

Предлоги – все («к», «до», «перед», «после», «в течение», «на» и т.д.). Союзы – все («и», «да» в значении «и», «как будто», «несмотря на то что» и другие). Частицы – все («именно», «не», «только», «вовсе»).

В свою очередь самостоятельные слова делятся на местоименные и знаменательные. Знаменательные называют предметы, их признаки, действия, количество, в то время как местоименные указывают на предметы, их признаки, действия, количество, но не называют их. Местоименные слова образуют отдельную часть речи под названием «местоимение», к которым мы вернемся несколько позже.

Примеры местоименных слов: «стул» — «он», «высокий» — «такой», «легко» — «так», «семь» — «сколько» и т.д.Знаменательные слова делятся на части речи в зависимости от того, какое значение (обобщенное или необобщенное) они имеют, какие морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Из знаменательных слов выделяют пять групп частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие и глагол.

Каждая самостоятельная часть речи должна иметь обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Например, имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Или глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Группы слов по значению

Дорогие ребята, добро пожаловать в кафе! Сегодня у нас очень вкусное занятие. На примере съедобного, полезного и вкусного мы узнаем, какие слова бывают.

Прочтите стишок.

Вот стол и стул – это предмет.

Стоят – то слово-действие.

Цветные – признак этих слов,

И наш ответ уже готов.

Слова-названия: кто и что.

Учитель, повар и пальто.

Учить, готовить, свершено-

Словам-действиям равно.

Слово-признак: чей, какой.

Умный, быстрый и цветной.

Подумайте, как можно разделить все слова? (слова-названия, действия, признаки)

Посмотрите, ребята, по значению слова можно разделить на три группы.

Расскажи, о каких словах мы узнали?

Рассмотри картинку, назови слова-предметы, признаки и действия. Можно использовать таблицу выше.

Ответ:

Самостоятельные и служебные части речи

Слова рус­ско­го язы­ка делят на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Рассмотрим, какие само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи суще­ству­ют в рус­ском язы­ке.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, обла­да­ю­щие одним общим зна­че­ни­ем, сход­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин).

Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяс­нить

  1. общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (что назы­ва­ет сло­во);
  2. мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки (грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, скло­не­ния, чис­ла, паде­жа, лица, накло­не­ния, вре­ме­ни и пр.)
  3. какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет сло­во в пред­ло­же­нии.

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Имя суще­стви­тель­ное пред­мет кто? что? юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ное  при­знак пред­ме­та какой? чей? храб­рый, соло­вьи­ный
Имя чис­ли­тель­ное коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те сколь­ко?кото­рый? семь, двоевто­рой, вось­мой
Местоимение ука­зы­ва­ет на пред­мет,при­знак или коли­че­ство кто? что?какой? сколь­ко? я, ты, он, оникаж­дый, несколь­ко
Глагол дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та что делать?что сде­лать? гла­дить, думатьрешить, при­ду­мать
Наречие при­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го при­зна­ка как? где? когда? поче­му? зачем? вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сго­ря­ча
Категория состо­я­ния состо­я­ние живых существ, сре­ды о чём гово­рит­ся? пас­мур­но, душ­но

Глагол име­ет осо­бые фор­мы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия:

  • смот­реть — смотрящий впе­ред;
  • уви­деть — уви­девшие ежи­ка;
  • рас­сы­пать — рас­сы­панный по сто­лу;
  • вымыть — вымытое окно;

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным гла­го­лом:

  • бро­сать — бро­сая;
  • посмот­реть — посмот­рев.

Предлоги

Предлоги свя­зы­ва­ют сло­ва друг с дру­гом и выра­жа­ют зави­си­мость име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го или место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  •  сидим на бере­гу озе­ра;
  •  нари­со­вать во вто­рой раз;
  • встре­тить­ся с ним.

Союзы

Союз слу­жит для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го и фраг­мен­тов тек­ста.

Весной воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места сквор­цы. гра­чи и зяб­ли­ки.

Сизая туча рас­ки­ну­ла свои кры­лья по все­му небу, но тон­кий золо­той луч про­бил­ся сквозь нее.

Частицы

Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Лес как буд­то бы при­та­ил­ся и замер, при­слу­ши­ва­ясь к шагам охот­ни­ков.

Не про­чтешь ли  нам свои сти­хи?

Пусть све­тят­ся твои гла­за радо­стью!

К сло­вам слу­жеб­ных частей речи нель­зя задать вопрос. Служебные части речи само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, одна­ко вхо­дят в состав тех слов, с кото­ры­ми упо­треб­ля­ют­ся в выска­зы­ва­нии.

Чтобы понять отли­чие слу­жеб­ных частей речи от само­сто­я­тель­ных, рас­смот­рим таб­ли­цу.

Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»

1. име­ют лек­си­че­ское зна­че­ние нет лек­си­че­ско­го зна­че­ния
2. мож­но задать вопрос нель­зя задать вопрос
3. име­ют грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки не изме­ня­ют­ся
4. делят­ся на мор­фе­мы не име­ют мор­фем­но­го соста­ва
5. само­сто­я­тель­ный член пред­ло­же­ния член пред­ло­же­ния толь­ко с дру­гим сло­вом
Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий