Задания для самопроверки
Упражнение 1. Посмотрите на текст. Объясните правописание гласных «е» и «и».
1. «Он начал собирать коллекцию в 1881 г. и за десять лет успел собрать почти всех позвоночных, встречаемых на Сахалине, а также много материала по антропологии и этнографии». (Чехов А.П.) 2. «Собери свои вещи. Мы пойдем сегодня». (Короленко В.Г.) 3. «В соседней комнате г-н Кругликов не торопясь зажигал свечи; серная спичка сначала кинула синеватый, мертвенный свет, потом вдруг загорелась и осветила комнату». (Короленко В.Г.) 4. Огонь выжег все дотла.
Ответы: собирать (после корня суффикс а), собери (после корня нет суффикса а), зажигал (после корня суффикс а), выжег (после корня нет суффикса а)
Упражнение 2. Вставьте букву на месте пропуска.
Бл_стать, ст_рать, соб_рать, выж_г, выч_т, зад_рать, соб_ру, ст_реть, зам_реть, замоч_к, зам_рать.
Ответ: блистать, стирать, собирать, выжег, вычет, задирать, соберу, стереть, замереть, замочек, замирать.
Как правильно пишется: забирёшь или заберёшь?
Как правильно пишется: забирёшь или заберёшь?
Именно потому что для многих написание этих (и им подобных) довольно часто становится дилеммой, и было придумано правило русского языка, регламентирующее правильное написание слов с корнями «бер» и «бир»
Для того что разобрать как правильно написать наше слово «забИрёшь/забЕрёшь» достаточно вспомнить это самое правило. А оно говорит нам что если после корня «бир/бер» стоит буква А, то в корне слова пишем букву И, и как раз таки если её нет, то в корне мы напишем букву Е.
Согласно правилу в русском языке в корнях бир и бер, пишем «и» если после корня идет суффикс «а», а если нет- то букву «е» в корне. Например, правильно писать: заберешь, забирай.
Правильный ответ: заберешь.
То есть, если после корня у нас нет суффикса «а», то в корне пишется гласная «е». А в случае со словом «заберешь» данного суффикса нет. Так что, написание «забирешь» является ошибочным.
«Заберёшь». Если после корня в глаголе, стоит буква «а», то в корне пишется «и», в остальных случаях надо писать «е». Например: «забЕру», «забИрать».
Если после корня находится суффикс «а», то пишем в корне «и», если такового не имеется, следует писать в корне букву «е».
Смотрим на интересующее нас слово. После корня нет суффикса «а». Пишем правильно «заберешь».
В данном случае речь идёт о чередовании таких корней как «бер» и «бир». Согласно правила русского языка в корне пишем букву «и», если за ним следует суффикс «а». А вот если такового суффикса нет, то писать нужно букву «е». исходя из этого в данном случае правильно написать «заберёшь».
Правописание этого слова зависит от части речи.
Если отвечает на вопрос КАКОВО?, то это причастие и в нем пишем Н, так как оно краткое. Если отвечает на вопрос КАК?, то это наречие, в этом случае пишем НН, так как образовано от прилагательного простужеННый с двумя н.
От глагола брать имеем форму третьего лица единственного числа, в которой ударение приходится на окончание, а безударный гласный находится в корне глагола. Но проверить правописание этой безударной гласной подбором родственных слов нельзя.
И на этот счет есть довольно простое правило в русском языке о правописании таких гласных чередующихся.
Глагол брать имеет много родственных слов, в том числе и приставочных глаголов, например, избирать, отбирать, разбирать, убирать, недобирать, прибирать и др. В них видим сочетание ира, в котором «дружат» гласные «и» и «а».
А вот личные формы от перечисленных приставочных глаголов: изберём, отберут, разберёшь, уберёт и т.п.
Убежало из этих глаголов сочетание «ира», и вместо «и» появилось «е».
Поэтому правильно написать бЕрёт, только так.
Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир
Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.
Пример со словом «разбирать»
Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:
- Что? Буква «и».
- Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
- Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».
А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.
Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.
Пример со словом «разберу»
В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:
- Что? Буква «е».
- Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
- Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».
Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.
Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 110,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 207,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 73,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 171,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 11,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 254,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 17,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 105,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 251,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 447,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 449,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 451,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 455,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 517,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 624,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 642,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 648,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 214,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 215,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 216,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 218,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 219,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 223,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 224,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 226,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 116,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 30,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 188,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 192,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 248,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 378,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 409,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 426,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 303,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 419,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 165,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 328,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 334,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 358,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 106,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 113,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 494,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 587,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 591,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 12,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 19,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 23,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 55,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 58,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 154,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 192,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 219,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 268,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 424,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Таблица «Чередование гласных в корне слова»
Корень |
От чего зависит написание |
Примеры |
---|---|---|
1) -раст- (-ращ-) // -рос- 2) -лаг-//-лож- 3) -скак-//-скоч- |
От следующей буквы в корне слова: 1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о; 2) перед г пишем а, перед ж — о; 3) перед к пишем а, перед ч — о. |
1) Выросли, растение, выращенные. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост. 2) Приложить, полагающий. Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-). 3) Скакать, вскочить. Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок. |
4) -гар-//-гор- 5) -твар-//-твор- 6) -клан-//-клон- |
От ударения — в безударном положении пишем букву о. |
4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр. Исключения: при́гарь, вы́гарки. 5) Творе́ние, творе́ц. Исключение: у́тварь. 6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться. |
7) -зар-//-зор- 8) -плав-//-плов- |
От ударения — в безударном положении пишем букву а. |
7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри. 8) Поплаво́к, плаву́честь. Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́. |
9) -мак-//-моч- 10) -равн-//-ровн- |
От оттенков значения: 9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;
10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а; |
9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть. 10) Выровнять (ряды), уравнять (количество). Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо). |
11) -бер-//-бир- 12) -дер-//-дир- 13) -пер-//-пир- 14) -тер-//-тир- 15) -мер-//-мир- 16) -жег-//-жиг- 17) -стел-//-стил- 18) -блест-//-блист- 19) -чет-//-чит- 20) -кас-//-кос- |
От следующего суффикса -а-: 11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;
|
11) Выбирать, соберу. 12) Выдирать, сдерут. 13) Запирать, отпереть. 14) Стирать, стереть. 15) Умирать, умереть. 16) Сжигать, выжег. 17) Расстилать, застелить. 18) Блистать, блестеть. 19) Вычитать, вычет. Исключения: сочетание, сочетать. 20) Прикасаться, прикоснуться |
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин |
21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-. |
21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. |
Интересный факт!
В заданиях ЕГЭ слова-исключения из таблицы относятся к словам с чередующейся гласной.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
О фашизме и человеческом выборе
Желающие узнать о реальном человеке Михаиле Петровиче Девятаеве (годы жизни: 1917 – 2002), военном летчике-истребителе, а потом капитане речных судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», а также общественном деятеле, т.е. НЕ о персонаже художественного фильма, могут прочитать биографические книги «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988) самого М.П.Девятаева, книги других авторов, а также документальные фильмы и интервью о его жизни и деятельности.
Здесь разговор идет о художественном произведении и его героях на основе художественного фильма 2021 года «Девятаев» (режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов) и отзывов об этом фильме.
(на основе фильма «Девятаев» к Дню Победы 2021 года)
Задание 1. Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.
1. Собери словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности :
Поджог, жечь, поджечь.
2. Восстановить словообразовательную цепочку:
3. Образовать существительное, прилагательное, наречие от данного глагола
Умирать-значение связано со смертью
Замереть-значение связано с прекращением движения
Повторение словообразование, лексика
ПРАВИЛО (мой вариант). ____________________________________________________
1. Придумай и запиши предложения со словами :
Не при дира йся, не при дер ёшься, про стира ется, рас стила ется.
2. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. Проверьте себя по списку c лов для справок.
Слова для справок : не соберём, не запирайте, заперт, соберись, отпирай, отпирай, отпереть, стелись, стелись, расстилайся, приминал, принимай, разжимай, запоминаешь.
3. Преобразуй слова согласно обозначенному условию так, чтобы появился за корнем суффикс –а-
4 .Распредели данные словосочетания на группы в соответствии с изученной орфограммой :
5. Восстанови пословицы, используя глаголы в нужной форме (умирать, разбирать, выбирать, подстелить, вытирать, потерять, драться, задирать):
Смелый … один раз, а трус каждый день.
Не … нос высоко- споткнёшься.
Из словаря С.И.Ожегова
6. Замените фразеологизмом следующие слова. Используя словарь фразеологизмов, объясните их значение :
А) Зазнаваться, важничать_____________________
Б) Жестоко расправиться с кем-либо______________________
правильно определить написание гласной в корне?
1) Собираться на праздник; 2) примирять друзей; 3) замереть от неожиданности; 4) соберу ягоду ; 5) продирать траву; 6) выдернула больной зуб; 7) протереть столы; 8) перетирать морковь; 9) отпереть дверь; 10) запирать на замок; 11) устилают дорогу цветами 12) застелить постель.
Не могу: ____________
Не знаю: ____________
правильно писать глаголы с чередующимися гласными –Е—И-
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с
1.Подп…рают небо. 2. Расст…лился ковер. 3. Уб…раю комнату. 4.Соб..ру урожай. 5. Прод…раться сквозь кусты. 6. Подст…лать солому. 7. Зап…реть на ключ. 8. Зат…рать пятно. 9. Переп…раться с одноклассником. 10. Подп…реть дверь. 11. Над…ру лен. 12. Выд…рать с корнем. 13. Обд…рая колени. 14. Прот…рает полы. 15. Ст…рать с доски. 16. Изм…рять объем. 17. Зам…реть от страха.
Не умею: ____________
малыш сердился нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер он никогда не забирался так высоко перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
Е. Носов «Белый гусь»
Буква И пишется в том случае, если после корня есть суффикс –А-. Если же суффикса –А- нет, то пишется Е.
Правописание «е» и «и»: корни под ударением, «беглая» гласная
В корнях с «беглой» гласными «е» и «и» пишутся:
- суффикс «ек» в том случае, если при склонении «выпадает» гласная «е»;
- суффикс «ик» пишется, если при склонении гласная не «выпадает».
«Ключик» при склонении дает форму «ключика»:
- «Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отпирать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отпирал крошечный ключик, висевший на той же связке». (Толстой Л.Н. Отрочество)
- «Таинственные обогатители сообщали под страшным секретом о существовании какого-нибудь ложка или ключика, где золото гребли лопатами». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Золото)
«Замочек» при склонении дает форму без буквы «е»:
- «Жилец, как нарочно, вошел в свою комнату в ту самую минуту, когда она, сломавши наконец, замочек, подавала Чаликову несколько бумажек, а Чаликов мычал, как параличный, и искал губами, куда бы поцеловать ее». (Чехов А.П. Бабье царство)
- «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком». (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени)
Полезные материалы по теме
В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.
Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.
Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».
Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.
Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.
В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера
Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует
И последнее – несколько моих статей:
- Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
- Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
- Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
- Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.
Чередующиеся гласные
Наиболее сложными правилами грамматики и орфографии в русском языке являются чередующиеся гласные в корнях слов. При склонении буквы в корневой части заменяются на другие, что слышно при произношении. Например:заберу — забирать.
Грамматическое правило. Если после корня -бир-/-бер- в суффиксальной части стоит а , то в корневой части пишется «и». К этому правилу так же относятся: -блист- /-блест-, -дир- /-дер-, -жиг- /-жег-, -мир- /-мер-, -пир- /-пер-, -стил- /-стел-, -тир-/ -тер-, -чит-/ -чет- . Если нет суффикса а , то пишется «е».
Орфографическое правило для -бер-/-бир-
Когда пишут слова с корневой частью бер-/бир-, то применяют орфографическое правило чередующихся гласных е/и. В некоторых из них нельзя проверить написание безударного гласного, заменяя его на ударный слог. Способ наоборот, покажет, как сильно происходят изменения (в безударном положении собираешься/брать, в ударном — беру).
О фашизме и человеческом выборе
Желающие узнать о реальном человеке Михаиле Петровиче Девятаеве (годы жизни: 1917 – 2002), военном летчике-истребителе, а потом капитане речных судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», а также общественном деятеле, т.е. НЕ о персонаже художественного фильма, могут прочитать биографические книги «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988) самого М.П.Девятаева, книги других авторов, а также документальные фильмы и интервью о его жизни и деятельности.
Здесь разговор идет о художественном произведении и его героях на основе художественного фильма 2021 года «Девятаев» (режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов) и отзывов об этом фильме.
(на основе фильма «Девятаев» к Дню Победы 2021 года)
На следующий день после войны
Предваряя этот материал, подготовленный в День памяти и скорби – 22 июня, в день печальной даты начала Великой Отечественной войны 80 лет назад, приведем из него такую цитату:
«…Будут такие, кто проскочит через буквы и слова этого письма в поиске какой-то своей информации и даже не заметит нашего обращения к их сердцам, к их душам. Но все равно напишем. Напишем в надежде, что найдется хоть один читатель, который поймет и сделает верные выводы для Жизни…»
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Посвящается Дню памяти и скорби – 22 июня.
На следующий день после войны. Вот напишешь эти слова и задумаешься. Глубоко задумаешься, насколько научен и способен мыслить. Ситуация на самом деле не простая, а очень и очень сложная. С одной стороны, так хочется, чтобы это было правдой, чтобы не было войны! С другой же стороны, а закончилась ли война и о какой войне идет речь в каждом конкретном случае?
Начнем с того, что на виду и что понятно. На самом деле, ведь и писать-то об этом не просто. Даже если пока ничего не говорить об уровне информированности и знаний, подцензурности и засекреченности той или иной информации, даже писать вообще – это ведь тоже не только буквы знакомые рисовать, а гораздо больше. Наверное, еще со школьных уроков кто-то из старших помнит пример, который приводили из книжек многие учителя. Это о загадочной фразе «казнить нельзя помиловать», как еще одном признаке того, в какую «военную» эпоху мы с вами живем, раз даже примеры такие приводятся, когда нам постоянно и отовсюду напоминают о войне и смертях. Видимо, на таком вот примере школьникам хотели показывать, насколько жизненно важна даже поставленная к месту запятая
И насколько важно быть грамотным, насколько важна общая грамотность людей, чтобы передавать мысль друг другу на достаточном для понимания уровне
Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир
Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.
Пример со словом «разбирать»
Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:
- Что? Буква «и».
- Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
- Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».
А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.
Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.
Пример со словом «разберу»
В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:
- Что? Буква «е».
- Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
- Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».
Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.
Как объяснить чередование «е» и «и»
Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».
Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.
В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.
Цивилизация на грани безумной фантастики
Посвящается 15-летнему юбилею фантастического романа уральского писателя Владислава Крапивина «Ампула Грина» 2006 года
Мы сегодня живем в мире одичавших, дремучих «машинопоклонников».
Именно такая мысль приходит, когда просматриваешь сегодня новости в СМИ. То, что мы в этом материале начинаем с информации на середину июня 2021 года, в свете наблюдаемых тенденций, не играет особой роли. Потому что текущая информация может устареть или поменяться, и завтра появятся другие факты и цифры, статьи и сообщения, а тенденции вряд ли изменятся. Ведь глобальные цивилизационные процессы довольно инертны, о них говорили, как вы дальше убедитесь по цитатам, еще почти с середины ХХ века. Прошло полвека. И негативные прогнозы в отдельных сферах общественной жизни сбываются.
Современная технократическая цивилизация, словно неуправляемый «пьяный корабль» (по образу Артюра Рембо или в песне Павла Кашина), медленно ли, быстро ли, но вползает в мир «безумной фантастики», от которой предостерегали еще в ХХ веке (Ведь сегодня не только наши публикации вновь напоминают о таких знаменательных для своего времени произведениях, как «Мы» Е.Замятина, «Дивный новый мир» О.Хаксли и «1984» Д.Оруэлла). Только вот ощущение такое, будто мы с вами присутствуем не на торжествах технического прогресса, а наоборот, наблюдаем заключительные эпизоды яростно сопротивляющейся, но неминуемо уходящей с исторической арены противоестественной цивилизации, в которой техника ценится больше человеческой жизни.