Сложные предложения с разными типами связи

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная,
  • параллельная (централизованная),
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками:

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов,
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос,
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь,
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений:

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как), (как).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где), (кто),(почему) и (о чём).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда),, (что).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку, которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые), (что), (чтобы).

Возможен и другой вариант, когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда, (что), и ), (что).

В предложениях используются различные знаки препинания:

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам,
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали, только месяц висел высоко в роскошном украинском небе,
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул,
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который), (когда).

Виды сложных предложений

Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Бессоюзное предложение

Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.

Стемнело, на улице зажглись фонари.У этого предложения две части. Основа первой части — стемнело, основа второй части — зажглись фонари. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.Я смотрю в окно и вижу: идет снег.У этого предложения две части. Основа первой части — я смотрю (и) вижу, основа второй части — идет снег. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы — это союзы и, а, но, да, или, либо, не только … но и, как … так и, или … или, либо … либо, ни … ни, зато, то есть и др.

Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.

Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился, основа второй части — пассажиры вышли. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и, поэтому это сложносочиненное предложение.Я тебе уже два часа объясняю теорию относительности Эйнштейна, а ты ничего не можешь понять.Основа первой части — я объясняю, основа второй части — ты не можешь понять. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом а, поэтому это сложносочиненное предложение.Не только воздух прогрелся, но и вода стала теплее.Основа первой части — воздух прогрелся, основа второй части — вода стала теплее. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом не только … но и, поэтому это сложносочиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).

В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.

В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные. О типах придаточных предложений читайте в отдельной статье.

Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.

Наполеон понял, что он проиграл битву.Основа главной части — Наполеон понял, основа придаточной части — он проиграл. Части предложения соединены подчинительным союзом что. От главной части к придаточной можно задать вопрос: Наполеон понял — что? — что он проиграл битву.Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. (И. Бродский)Основа главной части — лучше жить, основа придаточной части — выпало родиться. Части предложения соединены подчинительным союзом если. От главной части к придаточной можно задать вопрос: лучше жить в глухой провинции у моря — при каком условии? — если выпало в Империи родиться.Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.Основа главной части — животные не приспособлены, основа придаточной части — которые родились. Части предложения соединены союзным словом которые. От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.

Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений. О видах подчинения в предложениях с несколькими придаточными читайте в отдельной статье.

Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.В этом предложении три части. Основа главной части — я знаю, основа первого придаточного — зовут, основа второго придаточного — ты живешь. Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и, все предложение в целом является сложноподчиненным.

Сложные предложения с разными видами связи

В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

План разбора сложного предложения

Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.

Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.

План разбора сложного предложения на синтаксические единицы

  1. Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
  2. Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
  3. Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
  4. Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
  5. Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
  6. Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
  7. Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
  8. Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
  9. Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
  10. Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.

Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.

План анализа

Вариант 1:

  1. Указать, что предложение сложное; определить, сколько предикативных основ в него входит, назвать их, составить схему.
  2. Указать вид сложного предложения: союзное (сложноподчинённое или сложносочинённое), бессоюзное или сложное предложение с разными видами связи (назвать эти виды связи).
  3. Определить, как связаны предикативные основы в составе сложного: с помощью интонации, с помощью союзов (сочинительных или подчинительных) или союзных слов. Назвать вид синтаксической связи.
  4. В сложноподчинённом предложении указать:

а) количество придаточных предложений и их вид; б) в предложении с несколькими придаточными указать виды подчинительной связи (последовательная, однородная, параллельная); в) определить место главного и придаточного предложений, указать, есть ли указательное слово, какой вопрос и от какого слова (или от всего предложения) ставится к придаточному предложению; г) объяснить расстановку знаков препинания.

  1. В сложной синтаксической конструкции указать:

а) сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложносочинённые с подчинением, бессоюзные с сочинением или подчинением и т. д.; б) объяснить расстановку знаков препинания.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, эмоциональной окраске.
  2. Разобрать каждую часть сложного предложения по схеме простого предложения (строение и члены предложения).

Вариант 2:

  1. Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.
  2. Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):
  • по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное);
  • эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное);
  • по наличию грамматических основ (простое/сложное);
  • средствам связи простых предложений в составе сложного (бессоюзное сложное предложение (БСП)/ сложносочинённое предложение (ССП)/сложноподчинённое предложение (СПП)/с разными видами связи (смешанного типа));
  • далее по таблице:
Для БСП Каковы смысловые отношения между простыми предложениям и в составе БСП (одновременность/последовательность/противопоставление/причина и следствие/дополнение/пояснение/условие/ быстрая смена событий и т. д.)
Для ССП Состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным (соединительным/разделительным/противительным/ пояснительным/ присоединительным) союзом каковы смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП: временные/причинно-следствен- ные/условно- следственные/ чередование/ взаимоисключение событий (яв- лений)/противопоставление/присоединение
Для СПП Вид придаточного предложения:
а) * определительное/изъяснительное/обстоятельственное (образа действия и степени/места/ времени/условия/причины/ цели/сравнения/уступки/ следствия/присоединительное);
б) * по В. В. Бабайцевой: подлежащное/ сказуемное/дополнительное/ определительное/ обстоятельственное (образа действия и степени/ места/времени/
Для предложения с разными видами связи (ПРВС) Указать, какие виды связи присутствуют (сочинительная и подчини- тельная/сочи- нительная и бессоюзная/ подчинительная и бессоюзная/с тремя видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной). Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в составе сложного

разобрать каждое простое предложение в составе исходного сложного предложения (под номерами — 1, 2, 3…):

а) по наличию грамматических основ (простое); б)   по наличию главных членов (односоставное (назывное/безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное)/двусоставное); в)   по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное (для неполного указать, какой член предложения опущен)); г)   по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое); д)   указать, если чем-нибудь осложнено;

составить схему всего предложения (включая осложнения).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части, то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить причастным или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.. Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

https://youtube.com/watch?v=ZulGupQ6Bd4

Виды связи в сложных предложениях

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
  2. Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
    1. 3
    2. 1
    3. 2
  3. В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

Определение типа связи в сложном предложении

Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

  1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
    1. подчинительное и сочинительное;
    2. бессоюзное и сочинительное;
    3. сочинительное;
    4. подчинительное и бессоюзное.
  2. Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
    1. сочинительный и подчинительный;
    2. только сочинительный;
    3. только подчинительный.
  3. Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
    1. подчинительные и сочинительные;
    2. бессоюзные;
    3. сочинительные;
    4. подчинительные.

Определение необходимости знаков препинания

Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

  1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
  2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
  3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.

Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
  2. Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
    1. 3
    2. 1
    3. 2
  3. В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

Определение типа связи в сложном предложении

Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

  1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
    1. подчинительное и сочинительное;
    2. бессоюзное и сочинительное;
    3. сочинительное;
    4. подчинительное и бессоюзное.
  2. Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
    1. сочинительный и подчинительный;
    2. только сочинительный;
    3. только подчинительный.
  3. Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
    1. подчинительные и сочинительные;
    2. бессоюзные;
    3. сочинительные;
    4. подчинительные.

Определение необходимости знаков препинания

Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

  1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
  2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
  3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

Построение схем предложений

предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками:

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений:

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку, которую можно изобразить на схеме следующим образом:

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант, когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания:

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

  • Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

  • Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Сложные предложения с разными видами связи

В сложном предложении могут сочетаться различные виды союзной и бессоюзной связи. Рассмотрим следующие возможные варианты сложные предложения с разными видами связи:

сочинительная и подчинительная связь.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.

Схема этого предложения:

сочинительная и бессоюзная связь.

Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

Схема этого предложения:

подчинительная и бессоюзная связь.

Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

Схема этого предложения:

сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.

В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

Схема этого предложения:

Таким образом, алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.

Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом.

Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Простое и сложное предложения

48. Прочитайте.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

(А. Толстой)

Подморозило. Выпал тонкий снежок.

(К. Паустовский)

  • Спишите предложения. Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении?
  • В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких — из одного главного члена?

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

  • либо из двух главных членов (подлежащего и сказуемого):

    Гроза быстро надвигалась.

  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого):

    Раннее утро. Светает.

49. Прочитайте. Спишите.

Осенью выдался славный денёк. Свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.

(К. Ушинский)

  • Докажите, что первое предложение простое. Подчеркните его основу.
  • Можно ли назвать второе предложение простым? Почему? Посчитайте, сколько в нём основ. Как бы вы назвали второе предложение: простым или сложным?
  • Как отделены друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

Сложное предложение — это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

Бор сосновый в стране одинокой стоит,
В нём ручей меж деревьев бежит.

(А. Толстой)

50. Прочитайте. Спишите.

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится.
(И. Бунин)

Определите, какое это предложение: простое или сложное?

Прочитайте ещё раз. Произносится ли первое и второе простые предложения с интонацией конца предложения?

Какой темой связаны по смыслу предложения, входящие в состав сложного?

Подчеркните главные члены в частях сложного предложения.

51. Прочитайте. Спишите.

Утро. Зорькой золотою
Зарумянился восток,
Из села выходит стадо,
Заливается рожок.
(И. Суриков)

Докажите, что только одно из двух предложений сложное. Сколько в нём простых предложений? Объясните знаки препинания в сложном предложении.

Подчеркните главные члены в каждом простом предложении, входящем в состав сложного предложения.

Найдите в предложении многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?

52. Рассмотрите схему. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного. Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения?

53. Прочитайте.

1. Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито. (И. Тургенев) 2. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. (М. Пришвин) 3. Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (К. Паустовский)

  • Что обозначает слово заря? А что обозначает выражение заря горела?
  • Докажите, что вы прочитали сложные предложения. Запишите их.
  • Подчеркните главные члены в каждой части сложных предложений.

Обратите внимание! Выделенные слова и, а, но — это союзы. Перед союзом в сложном предложении всегда ставится запятая

заря́

54. Прочитайте. Вспомните названия сказок.

1. Ст..рик л..вил неводом рыбу ст..руха пряла свою пряжу. 2. Дверь т..хонько заскр..пела и в св..тлицу входит царь. 3. Час обеда приближался топот по дв..ру раздался. 4. Мес..ц под косой блестит а во лбу звезда горит.

(А. Пушкин)

  • Обсудите, в каких предложениях пропущена запятая и где её нужно поставить.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.

55. Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.

Мир строит.
Ночью была оттепель.
Труд человека кормит.
Война разрушает.
Лень портит.
К утру ударил мороз.

Запишите составленные предложения. Правильно расставьте знаки препинания.

Найдите среди предложений пословицы. Какая главная мысль заключена в каждой из них?

В каких случаях жизни уместно употребить эти пословицы?

56. Прочитайте Памятку 3 «Как дать характеристику предложению». Пользуясь памяткой, охарактеризуйте данные предложения:

Гроза прошла? Гроза прошла! Гроза прошла.
Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.

Примеры синтаксического разбора

Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.

  • 1 основа — простое,
  • Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).

Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — дождик прошел.
  • Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — синева показалась.
  • Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — книги ценились.
  • Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
  • 1 часть – нераспространенное,
  • 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
  • Бессоюзное.
  • Части разделены запятой.

Порядок синтаксического разбора простого предложения

1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).

2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

5. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Мой костер
в тумане светит
(А. К. Толстой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Грамматическая основа — костер светит мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады

(Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.

Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий