Построение схем предложений
Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.
Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.
Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.
Существуют следующие виды связи предложений:
- однородная или ассоциативная,
- параллельная (централизованная),
- последовательная (цепная, линейная).
Однородная
Характеризуется следующими признаками:
- все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов,
- придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос,
- связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь,
- интонация при произношении перечислительная.
Примеры и линейные схемы предложений:
Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).
, (как), (как).
Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:
Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).
, (где), (кто),(почему) и (о чём).
Параллельная
Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам
Приведем примеры предложения со схемами:
Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.
(Когда),, (что).
Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.
Конструкции могут создавать цепочку, которую можно изобразить на схеме следующим образом:
В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.
, (которые), (что), (чтобы).
Возможен и другой вариант, когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.
Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.
, (когда, (что), и ), (что).
В предложениях используются различные знаки препинания:
- запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам,
- точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали, только месяц висел высоко в роскошном украинском небе,
- двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул,
- тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.
Последовательная
Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:
Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.
, (на который), (когда).
Виды сложных предложений
Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные — на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Бессоюзное предложение
Бессоюзное предложение — это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
Стемнело, на улице зажглись фонари.У этого предложения две части. Основа первой части — стемнело, основа второй части — зажглись фонари. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.Я смотрю в окно и вижу: идет снег.У этого предложения две части. Основа первой части — я смотрю (и) вижу, основа второй части — идет снег. Между двумя частями сложного предложения нет союзов.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение — это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы — это союзы и, а, но, да, или, либо, не только … но и, как … так и, или … или, либо … либо, ни … ни, зато, то есть и др.
Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился, основа второй части — пассажиры вышли. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и, поэтому это сложносочиненное предложение.Я тебе уже два часа объясняю теорию относительности Эйнштейна, а ты ничего не можешь понять.Основа первой части — я объясняю, основа второй части — ты не можешь понять. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом а, поэтому это сложносочиненное предложение.Не только воздух прогрелся, но и вода стала теплее.Основа первой части — воздух прогрелся, основа второй части — вода стала теплее. Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом не только … но и, поэтому это сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).
В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.
В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные. О типах придаточных предложений читайте в отдельной статье.
Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.
Наполеон понял, что он проиграл битву.Основа главной части — Наполеон понял, основа придаточной части — он проиграл. Части предложения соединены подчинительным союзом что. От главной части к придаточной можно задать вопрос: Наполеон понял — что? — что он проиграл битву.Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря. (И. Бродский)Основа главной части — лучше жить, основа придаточной части — выпало родиться. Части предложения соединены подчинительным союзом если. От главной части к придаточной можно задать вопрос: лучше жить в глухой провинции у моря — при каком условии? — если выпало в Империи родиться.Животные, которые родились в зоопарке, не приспособлены к жизни в дикой природе.Основа главной части — животные не приспособлены, основа придаточной части — которые родились. Части предложения соединены союзным словом которые. От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.
Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений. О видах подчинения в предложениях с несколькими придаточными читайте в отдельной статье.
Я знаю, как тебя зовут и где ты живешь.В этом предложении три части. Основа главной части — я знаю, основа первого придаточного — зовут, основа второго придаточного — ты живешь. Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и, все предложение в целом является сложноподчиненным.
Сложные предложения с разными видами связи
В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
План разбора сложного предложения
Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.
Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.
План разбора сложного предложения на синтаксические единицы
- Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
- Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
- Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
- Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
- Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
- Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
- Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
- Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
- Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
- Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.
Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.
План анализа
Вариант 1:
- Указать, что предложение сложное; определить, сколько предикативных основ в него входит, назвать их, составить схему.
- Указать вид сложного предложения: союзное (сложноподчинённое или сложносочинённое), бессоюзное или сложное предложение с разными видами связи (назвать эти виды связи).
- Определить, как связаны предикативные основы в составе сложного: с помощью интонации, с помощью союзов (сочинительных или подчинительных) или союзных слов. Назвать вид синтаксической связи.
- В сложноподчинённом предложении указать:
а) количество придаточных предложений и их вид; б) в предложении с несколькими придаточными указать виды подчинительной связи (последовательная, однородная, параллельная); в) определить место главного и придаточного предложений, указать, есть ли указательное слово, какой вопрос и от какого слова (или от всего предложения) ставится к придаточному предложению; г) объяснить расстановку знаков препинания.
- В сложной синтаксической конструкции указать:
а) сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложносочинённые с подчинением, бессоюзные с сочинением или подчинением и т. д.; б) объяснить расстановку знаков препинания.
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, эмоциональной окраске.
- Разобрать каждую часть сложного предложения по схеме простого предложения (строение и члены предложения).
Вариант 2:
- Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.
- Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):
- по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное);
- эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное);
- по наличию грамматических основ (простое/сложное);
- средствам связи простых предложений в составе сложного (бессоюзное сложное предложение (БСП)/ сложносочинённое предложение (ССП)/сложноподчинённое предложение (СПП)/с разными видами связи (смешанного типа));
- далее по таблице:
Для БСП | Каковы смысловые отношения между простыми предложениям и в составе БСП (одновременность/последовательность/противопоставление/причина и следствие/дополнение/пояснение/условие/ быстрая смена событий и т. д.) |
Для ССП | Состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным (соединительным/разделительным/противительным/ пояснительным/ присоединительным) союзом каковы смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП: временные/причинно-следствен- ные/условно- следственные/ чередование/ взаимоисключение событий (яв- лений)/противопоставление/присоединение |
Для СПП | Вид придаточного предложения: |
а) * определительное/изъяснительное/обстоятельственное (образа действия и степени/места/ времени/условия/причины/ цели/сравнения/уступки/ следствия/присоединительное); | |
б) * по В. В. Бабайцевой: подлежащное/ сказуемное/дополнительное/ определительное/ обстоятельственное (образа действия и степени/ места/времени/ | |
Для предложения с разными видами связи (ПРВС) | Указать, какие виды связи присутствуют (сочинительная и подчини- тельная/сочи- нительная и бессоюзная/ подчинительная и бессоюзная/с тремя видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной). Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в составе сложного |
разобрать каждое простое предложение в составе исходного сложного предложения (под номерами — 1, 2, 3…):
а) по наличию грамматических основ (простое); б) по наличию главных членов (односоставное (назывное/безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное)/двусоставное); в) по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное (для неполного указать, какой член предложения опущен)); г) по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое); д) указать, если чем-нибудь осложнено;
составить схему всего предложения (включая осложнения).
Процедура определения
По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:
- внимательно прочитайте предложение;
- выделите все грамматические основы;
- поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
- найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
- определите характер связи.
Если имеются в наличии две независимые части, то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.
Внимание! Придаточные конструкции можно заменить причастным или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.. Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи
Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи
https://youtube.com/watch?v=ZulGupQ6Bd4
Виды связи в сложных предложениях
Тест на проверку усвоения материала
Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.
Сколько грамматических основ в сложном предложении
Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.
- Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
- 2
- 3
- 4
- Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
- 3
- 1
- 2
- В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
- 1
- 2
- 4
- 3
Определение типа связи в сложном предложении
Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.
- Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
- подчинительное и сочинительное;
- бессоюзное и сочинительное;
- сочинительное;
- подчинительное и бессоюзное.
- Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
- сочинительный и подчинительный;
- только сочинительный;
- только подчинительный.
- Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
- подчинительные и сочинительные;
- бессоюзные;
- сочинительные;
- подчинительные.
Определение необходимости знаков препинания
Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:
- Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
- Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
- Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.
1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.
Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.
Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.
Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.
Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.
Тест на проверку усвоения материала
Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.
Сколько грамматических основ в сложном предложении
Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.
- Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
- 2
- 3
- 4
- Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
- 3
- 1
- 2
- В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
- 1
- 2
- 4
- 3
Определение типа связи в сложном предложении
Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.
- Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
- подчинительное и сочинительное;
- бессоюзное и сочинительное;
- сочинительное;
- подчинительное и бессоюзное.
- Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
- сочинительный и подчинительный;
- только сочинительный;
- только подчинительный.
- Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
- подчинительные и сочинительные;
- бессоюзные;
- сочинительные;
- подчинительные.
Определение необходимости знаков препинания
Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:
- Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
- Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
- Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.
Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.
Построение схем предложений
предложения в компактном виде.
Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.
Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.
Существуют следующие виды связи предложений:
- однородная или ассоциативная;
- параллельная (централизованная);
- последовательная (цепная, линейная).
Однородная
Характеризуется следующими признаками:
- все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
- придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
- связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
- интонация при произношении перечислительная.
Примеры и линейные схемы предложений:
Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).
, (как…), (как…).
Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:
Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).
, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).
Параллельная
Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам
Приведем примеры предложения со схемами:
Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.
(Когда…),, (что…).
Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.
Конструкции могут создавать цепочку, которую можно изобразить на схеме следующим образом:
, (которые…), (что…), (чтобы…).
Возможен и другой вариант, когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.
Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.
, (когда…, (что…), и …), (что…).
В предложениях используются различные знаки препинания:
- запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
- точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
- двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
- тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.
Последовательная
Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:
Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.
, (на который…), (когда…).
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным. |
Пример сложноподчиненного предложения:
Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
Пример:
На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
-
Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
-
Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Кто желает — тот получит.
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.
Сложные предложения с разными видами связи
В сложном предложении могут сочетаться различные виды союзной и бессоюзной связи. Рассмотрим следующие возможные варианты сложные предложения с разными видами связи:
сочинительная и подчинительная связь.
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
Схема этого предложения:
сочинительная и бессоюзная связь.
Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
Схема этого предложения:
подчинительная и бессоюзная связь.
Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.
Схема этого предложения:
сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.
В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнёзда, похожие на большие шапки.
Схема этого предложения:
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.
Схема этого предложения:
Таким образом, алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.
Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом.
Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Простое и сложное предложения
48. Прочитайте.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
(А. Толстой)
Подморозило. Выпал тонкий снежок.
(К. Паустовский)
- Спишите предложения. Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении?
- В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких — из одного главного члена?
Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
|
49. Прочитайте. Спишите.
Осенью выдался славный денёк. Свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.
(К. Ушинский)
- Докажите, что первое предложение простое. Подчеркните его основу.
- Можно ли назвать второе предложение простым? Почему? Посчитайте, сколько в нём основ. Как бы вы назвали второе предложение: простым или сложным?
- Как отделены друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?
Сложное предложение — это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Бор сосновый в стране одинокой стоит, (А. Толстой) |
50. Прочитайте. Спишите.
Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится.
(И. Бунин)
Определите, какое это предложение: простое или сложное?
Прочитайте ещё раз. Произносится ли первое и второе простые предложения с интонацией конца предложения?
Какой темой связаны по смыслу предложения, входящие в состав сложного?
Подчеркните главные члены в частях сложного предложения.
51. Прочитайте. Спишите.
Утро. Зорькой золотою
Зарумянился восток,
Из села выходит стадо,
Заливается рожок.
(И. Суриков)
Докажите, что только одно из двух предложений сложное. Сколько в нём простых предложений? Объясните знаки препинания в сложном предложении.
Подчеркните главные члены в каждом простом предложении, входящем в состав сложного предложения.
Найдите в предложении многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?
52. Рассмотрите схему. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного. Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения?
53. Прочитайте.
1. Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито. (И. Тургенев) 2. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. (М. Пришвин) 3. Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (К. Паустовский)
- Что обозначает слово заря? А что обозначает выражение заря горела?
- Докажите, что вы прочитали сложные предложения. Запишите их.
- Подчеркните главные члены в каждой части сложных предложений.
Обратите внимание! Выделенные слова и, а, но — это союзы. Перед союзом в сложном предложении всегда ставится запятая
заря́
54. Прочитайте. Вспомните названия сказок.
1. Ст..рик л..вил неводом рыбу ст..руха пряла свою пряжу. 2. Дверь т..хонько заскр..пела и в св..тлицу входит царь. 3. Час обеда приближался топот по дв..ру раздался. 4. Мес..ц под косой блестит а во лбу звезда горит.
(А. Пушкин)
- Обсудите, в каких предложениях пропущена запятая и где её нужно поставить.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.
55. Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых предложений. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.
Мир строит.
Ночью была оттепель.
Труд человека кормит.
Война разрушает.
Лень портит.
К утру ударил мороз.
Запишите составленные предложения. Правильно расставьте знаки препинания.
Найдите среди предложений пословицы. Какая главная мысль заключена в каждой из них?
В каких случаях жизни уместно употребить эти пословицы?
56. Прочитайте Памятку 3 «Как дать характеристику предложению». Пользуясь памяткой, охарактеризуйте данные предложения:
Гроза прошла? Гроза прошла! Гроза прошла.
Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.
Примеры синтаксического разбора
Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.
- 1 основа — простое,
- Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).
Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — дождик прошел.
- Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — синева показалась.
- Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — книги ценились.
- Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
- 1 часть – нераспространенное,
- 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
- Бессоюзное.
- Части разделены запятой.
Порядок синтаксического разбора простого предложения
1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
5. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Мой костер
в тумане светит (А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.
Грамматическая основа — костер светит мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.
Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.
Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.
Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.