Слово сначала приставка потом корень суффикс и окончание

Наречие или может быть существительное?

Каверзный случай – употребление данного слова применительно к неудачному действию или работе. Если дело поправимо, т.е. неудача может быть исправлена без переделок и материальных потерь, однозначно правильно будет употребить наречие:

В таком контексте «сначала» аналогично пишется слитно. Если же неудача непоправима, то для пущей выразительности можно (и желательно) писать «с начала»:

Слово «теперь» может быть и союзом, но здесь оно также наречие времени. Пара одних и тех же частей речи – грубая стилистическая ошибка, резко снижающая читаемость текста и уличающая его автора в безграмотности. Поэтому в данном случае лучше читается существительное с предлогом. Пишутся они, разумеется, раздельно. Если же фиаско констатируется поговоркой или крылатой фразой, то она уже дает должный заряд эмоций. Тогда на первый план по обеспечению читаемости выходят краткость фрагмента и минимум пробелов, поэтому уместнее будет вновь обратиться к наречию:

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

  • пре­фик­сы, или при­став­ки,
  • суф­фик­сы,
  • пост­фик­сы,
  • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные,
  • флек­сии, или окон­ча­ния.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

  • писать → выписать
  • вид →подвид
  • забавный → презабав­ный

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

  • нахо­дить → находка
  • цвет (цве­ток) → цветник
  • улы­баться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

  • локоть → подлокотник
  • беседа → собеседник
  • свежий → освежить
  • море → заморский
  • мох → замшеть

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • взво­дить → взвод
  • при­пе­вать → при­пев
  • свинья → свин ой
  • золото → золот ой
  • восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

  • кто → кто-то
  • что → что-нибудь
  • где → где-либо
  • когда → когда-то
  • бро­сать → бро­саться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

  • слу­шать →вслу­шаться
  • нюхать →принюхаться
  • думать →вдуматься
  • тос­ко­вать →истос­ко­ваться
  • ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

  • толпа → толпиться
  • скупой → скупиться
  • пере­го­во­рить → пере­го­вариваться

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать,
  • платье-халат,
  • ракета-носитель,
  • ковёр-самолет,

б) с помо­щью интер­фик­са:

  • север , восток → северо-восток,
  • сухие фрукты → сухофрук­ты,
  • свод неба → небосвод,
  • птица, фаб­рика → птицефаб­ри­ка,
  • хра­ни­лище для овощей → овощехра­ни­ли­ще,

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

  • ветери­нар­ный врач→ вет­врач,
  • туристи­че­ский поход→ тур­по­ход,
  • медицин­ский пункт→ мед­пункт,

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

  • замести­тель председа­те­ля → зам­пред,
  • мотоцикл педаль­ный → мопед,
  • профсоюз­ный комитет → проф­ком,

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

  • длинная шерсть + -н- → длинношерст­ный,
  • хлеб, резать + -к- → хлеборез­ка,
  • сам, варить + → самовар,
  • черные брови + → чернобро­вый,
  • каша, варить + → кашевар.

Таблица с примерами

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

1. Приставочный

текст → подтекст гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна пахать → пахота сотво­рить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник

4. Бессуффиксальный

отды­хать → отдых зеленый → зелень супруг → супру­га

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо

6. Сложение: 1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный диван, кро­вать → диван-кровать канат, ходить → кана­то­ходец море, пла­вать → море­пла­ватель специаль­ный корреспон­дент → спец­кор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди, про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Морфемы

Содержание (быстрый переход):

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe — форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Раздел языкознания, изучающий значимые части слова (морфемы) называется морфемикой.

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание

Окончание — изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий — рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени — лица и числа, в прошедшем времени — рода и числа.

Нулевое окончание — окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил — на ед. ч. м. р.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет их у служебных слов (в, после, не), наречий (тихо, высоко), неизменяемых существительных (какаду, шоссе) и прилагательных (экстра, бордо), инфинитива глаголов (бежать, петь), деепричастий (увидев, собравшись).

Чтобы выделить окончание, следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа — часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а. Основа противопоставлена окончанию, потому что она постоянна, а окончание изменяется.

Основа, равная корню, называется непроизводной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Корень

Корень — главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег — бережок — береговой — прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Корень — обязательная часть слова. Без приставок, окончаний, суффиксов слова могут существовать (меню, очень, завтра), а без корня — нет.

В слове чаще всего один корень, но может быть и больше. Слова с двумя и более корнями называются сложными. Например, чистописание, словообразование, юго-западный, светло-синий, старшеклассник. 

Приставка и суффикс

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Приставка, или префикс (от лат. praefixus — прикреплённый спере­ди) — служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый.

Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный, приколоченный) — служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать — привыкнуть, читатель.

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро — утренний, знают — знающий, правда — неправда).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать — форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший — форма превосходной степени прилагательного чистый, писал — форма прошедшего времени глагола писать).

Примеры слов

Приведем при­ме­ры слов, состо­я­щих из кор­ня, суф­фик­са и окончания.

Существительные

С ука­зан­ной схе­мой мор­фем­но­го стро­е­ния назо­вем существительные:

  • тряс ин а
  • дрем от а
  • дешев изн а
  • син ев а
  • юнош еств о
  • свеж есть
  • шут к а
  • глуб ин а
  • бодр ость
  • плет ень
  • фонар щик
  • обид чик
  • бег отн я
  • чай ник

Прилагательные

Среди при­ла­га­тель­ных отме­тим сло­ва, состо­я­щие из кор­ня, суф­фик­са и окончания:

  • сол­неч н ый
  • бугор чат ый
  • свод чат ый
  • рж ан ой
  • талант лив ый
  • льд ист ый
  • стекл янн ый
  • фасол ев ый
  • тен ев ой
  • кокос ов ый
  • дел ов ой
  • флот ск ий
  • город ск ой
  • обид чив ый
  • лебед ин ый

Глаголы и глагольные формы

Глагольные фор­мы име­ют в сво­ем соста­ве корень, суф­фикс и окончание:

  • при­каз ыва ю
  • брос а ешь
  • зав­трак а ем
  • лиш а ет
  • куп а ете

Только име­ем в виду, что в мор­фем­ном соста­ве мно­гих гла­голь­ных форм суф­фик­сы фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Они, как и сло­во­из­ме­ни­тель­ная мор­фе­ма окон­ча­ние, не вхо­дят в осно­ву слова:

  • ве л а
  • се л и
  • хвал ящ ий
  • вер ящ ий
  • скач ущ ий
  • трепл ющ ий
  • колебл ем ый
  • вид им ый

В мор­фем­ном соста­ве началь­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва) ука­жем корень, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я», и окончание:

  • сверл и ть
  • пил и ть
  • кап а ть
  • молч а ть
  • пол о ть
  • мол о ть
  • верт е ть
  • сид е ть
  • ве я ть
  • гул я ть

Лечение кашля — почему необходимо лечить кашель?

Кашель не следует игнорировать, поскольку он может быть симптомом очень серьезных заболеваний — рака легких, туберкулеза, КОВИДа. Конечно, в большинстве случаев кашель вызван наиболее распространенными вирусными инфекциями, но и они требуют внимания, так как дают тяжелые осложнения. В некоторых случаях, кашель сам становится симптомом осложнения. Пример — кашель после коронавируса.

Кашель истощает пациента, мешает сну и работоспособности, а также влияет на качество жизни. Кроме того, человек, страдающий от заразных инфекций и кашляющий, распространяет инфекцию в окружающую среду.

Последствия длительного и сильного кашля могут быть довольно печальными. Осложнения нелеченного и длительного кашля: боль в груди, нарушения сна, рвота, изменения голоса. Длительный кашель может привести к недержанию мочи, может стать причиной сильной усталости, хронических головных болей, глухоты и даже геморроя.

Кашель бывает не только нашим врагом, но и нашим союзником, если содействует удалению из легкого мокроты. В этих случаях нужны средства не от кашля, а для кашля: определенные упражнения, облегчающие отхождение мокроты; лекарства, снимающие спазм бронха во время удушья, и другие.

Важное условие: бороться надо не с кашлем, а с его причиной. А лечение причин кашля должно оставаться в руках врача

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: а) окончание;б) суффикс;в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой. а) -той;б) -ой;в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;в) собака.

13. Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

Примеры морфемного анализа

Устный разбор

Класссуществительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.

Все слово является основой – класс-. 

Однокоренные слова: классный, классовый.Корень слова – класс-.

Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.

Письменный разбор

Примеры письменного разбора

 (формообразующий суффикс –Л-)

(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)

Смотри также:

  • Значимые части слова (морфемы)
  • Основные способы словообразования
  • Словообразовательный анализ слова

Слитное правописание наречия «сначала»

Интересующее нас сло­во не изме­ня­ет­ся, пояс­ня­ет ска­зу­е­мое и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос времени.

Значит, это наре­чие. Оно обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с вре­мен­ным значением:

начал о — с нача́л а

Такие наре­чия пишут­ся с при­став­ка­ми слит­но соглас­но пра­ви­лу орфографии:

Это наре­чие обра­зо­ва­но с помо­щью без­удар­но­го суф­фик­са -а, напи­са­ние кото­ро­го регла­мен­ти­ру­ет­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Проверить это мож­но с помо­щью сло­ва «окно», име­ю­ще­го удар­ные окон­ча­ния, кото­рые фор­маль­но сов­па­да­ют с суф­фик­са­ми наре­чий, например:

Отличаем в кон­тек­сте слит­ное напи­са­ние наре­чия от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Особенности определения окончания на примере разных частей речи

Разбор по составу существительного

Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов».  В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания

Всё слово — основа.

Имя прилагательное

Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

Чтобы правильно выделить корень в слове, обязательно требуется подбирать родственные слова

 Важно помнить: приставки, а также суффиксы изменяют лексическое значение. Подбор однокоренных слов помогает без ошибок определить эти морфемы.

Примеры

Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

полезный польза

Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

парашют

Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов мор­фем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень сло­ва;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, пост­фикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные глас­ные.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окон­ча­ния.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, напри­мер:

  • при­не­сти — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
  • дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
  • смо́тр-ите  (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла).

У неко­то­рых слов окон­ча­ние явля­ет­ся нуле­вым.

Основа слова

Будем иметь в виду, что окон­ча­ние и неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы и пост­фик­сы не вклю­ча­ют­ся в осно­ву сло­ва.

Основа — зна­ча­щая часть сло­ва без окон­ча­ния и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов и пост­фик­сов

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, пост­фикс).

Например:

  • глаз-а — осно­ва глаз-;
  • уход-и-л-а — осно­ва уходи-;
  • свет-ящ-ий-ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва быва­ет:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффик­са­ми;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более кор­ней.

Например:

  • сло­веч­ко: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • зем­ле­чер­пал­ка: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 кор­ня).

Основа сло­ва быва­ет про­из­вод­ная и непро­из­вод­ная.

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, напри­мер:

  • сестра;
  • гроза;
  • пестрый;
  • когда;
  • чуть.

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са:

  • сест­рин­ский — сестринск-;
  • пред­гро­зо­вой — предгрозов-;
  • пест­ро­та — пестрот-.

Основа, кото­рая обра­зу­ет новое сло­во с помо­щью аффик­сов, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей.

  • весна → весенний;
  • холодный → холодность;
  • петь → певец.

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, напри­мер:

  • -уч-: учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, при­учить;
  • -трав-: тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затра­ве­неть;
  • -прям-: пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, пря­мо­душ­ный.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
Можно ли оправдать плохой поступок?
Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
Как окружение влияет на ребёнка?
На что готов пойти человек ради своей семьи?
Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽! Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно.

Оцените статью
Домашний эксперт
Добавить комментарий