Объяснение и примеры
Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.
Речь персонажа
Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.
Пример
Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.
Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.
Пример
Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.
Поэтический язык
Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.
Пример
Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).
Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).
А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.
Пример
Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.
Определения
- Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения.
- Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.
- Афоризм — краткая меткая характеристика, бытующая в речи как устойчивое выражение.
- Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в разговорной речи.
- Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения.
- Эпифора — повторение звуковых сочетаний или слов. Противоположность анафоры.
- Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.
- Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.
- Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства и придающее образность.
- Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.
- Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры — скрытое сравнение на основании общности признака.
- Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.
- Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности).
- Гипербола — поэтическое преувеличение.
- Аллегория — художественная презентация отвлечённых идей в качестве вещественных символов или людей.
- Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.
Как отличить олицетворение от метафоры?
Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?
Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.
Например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой
Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей. Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.
Например: Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость
Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение. Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.
Чем отличается метафора от олицетворения
Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.
Грамматические средства выразительности
Приемы из этого раздела — это различные грамматические конструкции, которые используются для придания тексту особой эмоциональной выразительности.
- Риторические вопросы – вопросы, которые не требуют ответа. Пример: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» (А. С. Пушкин)
- Парцелляция – разделение предложения на отрезки, чтобы подчеркнуть смысл высказывания. Пример: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок)
- Восклицательные частицы. Это метод выражения эмоционального накала автора, он широко использовался в сентиментализме (пример: «О, жестокосердный помещик!» (А. Радищев)
- Восклицательные предложения. Они отражают сильную эмоцию. «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» (М.Ю. Лермонтов)
- Многосоюзие – риторическая фигура, которая усиливает эффект от перечисления слов при помощи намеренного повторения сочинительных союзов. «И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали» (М.Ю. Лермонтов) - Повтор. Иногда авторы повторяют одни и те же слова, чтобы подчеркнуть их комичность или значимость. «Мамочка говорила, что в папочку, папочка — что в мамочку» (М.Е. Салтыков-Щедрин).
- Синтаксический параллелизм – этоодинаковое построение предложений, расположенных друг за другом. «Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал. Я бы вымыл в кухне пол. Я бы в комнате подмёл» (Э. Успенский)
- Вводные слова отражают авторское отношение к сказанному.
- Обращение выражает адресность произнесенной фразы («Молодчина ты, сынок!» Э. Успенский)
Более подробный и расширенный список с описанием каждого средства выразительности Вы найдете здесь.
Языковые средства выразительности
Языковые средства выразительности служат для яркой, живой передачи мыслей, рассуждений, впечатлений конкретного человека. Синоним этого понятия – тропы:
- метафора (синекдоха, метонимия) – перенесение черт с одного объекта на другой на основе схожести (золотая осень, шелковая трава);
- сравнение оборот уподобление объектов (небо, как море);
- эпитет – художественное определение (буйный ветер, пушистое облако);
- гипербола – преувеличение (имел силу 33 богатырей);
- литота – преуменьшение (мальчик с ноготок);
- оксюморон – совмещение несовместимого (живой труп).
Это их основные разновидности.
Лексические средства
Выразительные средства
, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.
Разновидности тропов
Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами
объединила наиболее употребляемые:
№
Тропы
Пояснения к термину
Примеры
1
Аллегория
Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
«В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2
Метафора
Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой.
Журчащий голос (голос словно журчит).
3
Метонимия
Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий.
Класс зашумел
4
Сравнение
Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку
Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью.
Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5
Олицетворение
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.
Зашептали листья деревьев
6
Гипербола
Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя.
Море работы.
7
Литота
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Мужичок с ноготок.
8
Синекдоха
Замена одних слов другими касательно количественных отношений.
Пригласить на судака.
9
Окказионализмы
Художественные средства, образованные автором.
Плоды образования.
10
Ирония
Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения.
Что скажешь, умник?
11
Сарказм
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12
Перифраз
Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Царь зверей
13
Лексический повтор
С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз.
Озера кругом, озера глубокие.
В статье приведены основные тропы,
известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.
Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.
Специализированные средства выразительности
Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал). И архаизмы, и историзмы – средства выразительности
, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).
Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.
Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).
Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.
Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста
о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.
Антитеза
Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.
Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:
Инверсия
Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.
Эллипсис
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:
Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.
Риторические фигуры
Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:
Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений:
Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем».
Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.
Градация
Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака:
Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.
Анафора
Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково:
Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:
Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.
Эпифора
Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов:
Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:
Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.
Парцелляция
Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации:
Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:
Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.
Фразеологизмы
Иначе — идиомы, то есть фразеологически готовые выражения, тоже добавляют оратору или литератору красноречия. Мифологическая образность, высокая или разговорная, с экспрессивной оценкой — положительной или отрицательной (мелкая сошка и зеница ока, намылить шею и дамоклов меч) — всё это усиливает и украшает наглядностью образность текста. Соль фразеологизмов — особая группа — афоризмы. Глубочайшие мысли в кратчайшем исполнении. Легко запоминаются. Часто используются, как и другие средства выразительности, в художественном тексте. Сюда же можно отнести пословицы и поговорки.
Тропы в русском языке
Метафора
Метафора — это употребление слова в переносном значении по принципу сходства; ее называют скрытым сравнением. Например, в стихотворении Марины Цветаевой мы читаем «И зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос». Здесь слово «золото» употреблено в переносном значении по принципу сходства по цвету.
В литературе можно встретить развернутые метафоры, когда один и тот же образ раскрывается на протяжении нескольких фраз или даже целого произведения; в пример можно привести стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…», построенное на нескольких развернутых метафорах.
Метонимия
Перенос значения по принципу смежности. Например, в обыденном выражении «чайник закипел» употреблена метонимия: чайник не кипит, кипит вода в чайнике.
Синекдоха
Близка к предыдущему средству, иногда ее даже считают частным случаем метонимии. Это употребление в значении части вместо целого или наоборот. Пример использования синекдохи мы встречаем у А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник»: «Все флаги в гости будут к нам». Поэт употребил слово «флаги» вместо слова «страны».
Эпитет
Это яркое, красочное, образное определение, которое характеризует понятие или явление. Эпитеты очень часты в поэтической речи. Например, у С. Есенина читаем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (эпитет — слово «стозвонных»).
Устному народному творчеству свойственны так называемые «постоянные» эпитеты: «добрый молодец», «красная девица», «ясный месяц» и т. д.
Сравнение
Изобразительное средство, основанное на сравнении одного предмета или явления с другим.
Сравнение может осуществляться с помощью сравнительного оборота или сравнительного придаточного предложения.
Сравнение может оформляться также с помощью творительного падежа. Например, «он камнем упал на землю» = как камень.
У А. Ахматовой в поэме «Реквием» читаем: «Уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла…» Здесь сравнение оформлено сравнительным оборотом.
Окказионализмы
Это слова, придуманные самими авторами. Авторских неологизмов много у В. Маяковского и других футуристов, но не только они употребляли окказионализмы.
Некоторые слова, придуманные писателями, вошли теперь в наш язык и стали общеупотребительными, например, слово «лётчик», созданное В. Хлебниковым.
Перифраз
Это описательное высказывание, употребленное вместо прямого называния предмета или явления. Например, у А. С. Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье!» Перифраз «Петра творенье» означает Санкт-Петербург.
Настоящим гением перифраза был М. А. Булгаков. Например, в романе «Мастер и Маргарита» читаем: «…тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати». Все это означает Воланда.
Цели использования перифраза бывают разные:
- этикетные (вместо ругательств или слов, которые по какой-то причине считаются неприличными, например касающиеся физиологических отправлений);
- религиозные или продиктованные суеверием («лукавый» вместо «бес», «покойный» вместо «мертвый»; сюда же можно отнести связанные с древними верованиями наименования зверей: медведь и т.п.);
- собственно литературные: для красоты или во избежание неоправданной тавтологии.
Прием звукописи в художественной литературе
Звуковое письмо — это художественный прием, то есть использование определенных звуков в определенном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Этот прием используется в художественной литературе как в поэзии, так и в прозе.
Разнообразие звукового письма:
- Assonance — в переводе с французского означает «созвучие». Ассонанс — это повторение в тексте одних и тех же или похожих гласных звуков для создания определенного звукового образа. Способствует выразительности речи, используется поэтами в ритме, рифме стихотворений.
- Аллитерация — от греческого «буква». Этот прием представляет собой повторение согласных в художественном тексте для создания звукового образа, чтобы поэтическая речь была более выразительной.
- Звукоподражание — передача особых слов, напоминающих звуками явления окружающего мира, слуховые впечатления.
Эти художественные приемы в поэзии очень распространены; без них поэтический дискурс не был бы таким мелодичным.
Теория на средства выразительности в ЕГЭ
Для ЕГЭ нужно знать намного больше средств выразительности, чем для ОГЭ. Но задачу упрощает то, что все средства выразительности для ЕГЭ делятся на пять групп:
- формы речи;
- лексические средства;
- синтаксические средства;
- тропы;
- приёмы.
Разберем теорию для каждой группы.
1. Формы речи
Диалог — обмена высказываниями между двумя и более людьми.
Монолог — речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.
2. Лексические средства
Ио есть то, какие слова использует автор в своём тексте:
Фразеологизмы — уже знакомы нам после ОГЭ.
Диалектизмы — слова, присущие определённому региону, местности, например, южный диалект, питерский диалект: бордюр – поребрик, подъезд – парадная
Архаизмы — устаревшие словауста, очи
Книжная лексика — лeкcикa, cвязaннaя c книжными cтилями peчи, yпoтpeбляющaяcя в нayчнoй литepaтype, пyблициcтичecкиx пpoизвeдeнияx, oфициaльнo-дeлoвыx дoкyмeнтax:апробировать, прерогатива, воззрение
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:книжечка, мордочка
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением:Он не плохой, а хороший.
Синонимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения:Я вас люблю и обожаю!
Разговорные слова — лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе:чуточку, враньё
Профессиональная лексика – слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы:
Приходи после урока, у меня будет окно.
3. Синтаксические средства
То есть то, как построены предложения, которые использует автор в своём тексте.
Инверсия — изменение прямого порядка слов в предложении: Пойду поделаю задание домашнее я.
Восклицательные предложения — предложения с восклицательными знаками на конце:Вы посмотрите! Она явилась!
Риторические вопросы — вопросительные предложения, не требующие ответа:Почему же мне так больно на всё это смотреть?
Вводное слово — слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом:Конечно, мы приедем на бал!
Ряды однородных членов предложения — сочинительное сочетание слов, как правило, одной и той же части речи, в котором ни одно не является главным:Они жили богато, роскошно, шикарно.
4. Тропы
Уже известные нам по ОГЭ метафора, эпитет, сравнение, литота, гипербола, олицетворение. К этим средствам выразительности в ЕГЭ прибавляется:
Ирония — насмешка, когда в текст вкладывается смысл, противоположный написанному: Ну я просто гений! Очки потерял, а они у меня на лбу!
5. Приёмы
Анафора — единоначатие (предложения начинаются с одного и того же слова/фразы):Как хорошо, что вы пришли! Как хорошо, что мы снова в сборе!
Эпифора — одинаковое окончание предложенийВы уходите – пусть будет так. Мы больше никогда не увидимся – пусть будет так.
Противопоставление:Ты богат – я очень беден, ты румян – я тощ и бледен.
Парцелляция — разделение предложения «на порции» по словам или фразам: Он ушёл. Я хотел было возразить ему, но… Он ушел. И больше не вернулся. С тех пор мы не общались.
Лексический повтор — намеренный повтор слова: чудесная, чудесная пора детства!
Синтаксический параллелизм — одинаковое построение предложений (с точки зрения синтаксического строя, схемы): Я знаю: однажды мы встретимся вновь. Ты понимаешь: никогда этому не бывать.
Градация — перечисление однородных членов с эмоциональным усилением/спадом: Она была хороша, мила, красива, прекрасна, восхитительна!
Оксюморон — сочетание несочетаемого: живой труп, горячий снег, замечательная боль
Цитирование — дословная выдержка из какого либо текста:Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
Как видите, в ЕГЭ намного больше теории на средства выразительности, чем в ОГЭ. Запомнить все термины и еще сотни правил и исключений к ним — задачка не из легких. Прибавьте к этому необходимость написать хорошее сочинение без ошибок и в полном соответствии с критериями. И все это нужно сделать всего за 3,5 часа!Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому, чтобы не запутаться в теории и научиться правильно распределять время. На занятиях разбираем лайфхаки решения всех заданий и критерии оценивания, а также решаем пробные ЕГЭ, чтобы не нервничать на настоящем экзамене.